Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... 1 243.35kb.
«формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях... 1 122.81kb.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... 1 362.68kb.
Программа «Вуз здорового образа жизни» 1 159.98kb.
Три кита здорового образа жизни 1 19.12kb.
Сценарий внеклассного мероприятия «Если хочешь быть здоров занимайся... 1 34.66kb.
Ларина наталия васильевна развитие образного мышления как одна из... 1 102.58kb.
Здорового питания и здорового образа жизни. Вдохновляйте людей писать... 1 29kb.
«Путешествие в страну здорового образа жизни» 1 138.35kb.
«Нравственно- половое воспитание и пропаганда здорового образа жизни... 1 258.57kb.
«Здоровый образ жизни. Здоровье наше богатство» 1 64.93kb.
Основной образовательной программы начального общего образования 10 3114.59kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - страница №1/8

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Бузыгина А.А., директор школы

Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, совпадают с важнейшим социальным этапом детства – получением среднего образования. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние целый комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся.

В 1985 году Постановлением администрации г. Новочебоксарска был создан учебно- воспитательный комплекс «Экополис. Культура. Здоровье». В основу идеи создания учебно-воспитательного комплекса «Экополис. Культура. Здоровье» было положено создание условий для всестороннего развития ребенка, самовыражения и самоутверждения его личности.

Сама структура предполагает наличие благоприятных условий для такой деятельности:

Структура УВК «Экополис. Культура. Здоровье»



ДОУ № 33, 34


МОУ «СОШ № 10»


ДЮСШ № 2

Исходя из программы УВК, главными стали задачи:



  • забота о здоровье: физическом, психическом, нравственном;

  • забота о повышении общей культуры

  • забота об экологическом воспитании

В течение всех этих лет одной из главных целей педагогического коллектива было формирование такой образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. С 2004 года по 2006 год школа участвовала в республиканском эксперименте по совершенствованию структуры и содержания физической культуры,

В 2006 году творческой группой педагогов школы была разработана и прошла экспертизу в центре физического воспитания ЧРИО новая программа «Здоровье» (приложение 1), приложения так и не прислали которая реализуется в настоящее время.

Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся, родителей, сотрудников является приоритетным направлением в работе школы.

В 2007 году на базе школы была создана республиканская экспериментальная площадка по апробации моделей кадетских классов.

С 2008 года мы являемся участниками республиканской Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья.

С 1 февраля 2010 года школа является пилотной площадкой по распространению лучших воспитательных практик на основе модульных технологий,1 республиканской экспериментальной площадкой по Концепции системы страхования ответственности образовательных учреждений как механизм защиты потребителей образовательных услуг, с января 2010 года - участники проекта Республиканской экспериментальной программы по созданию «Школьных Служб Примирения».

Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех и во все времена. Проблема сохранения здоровья детей и привитие навыков здорового образа жизни являются главными сейчас, а так как именно школа остается местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет, то охрану здоровья детей нужно назвать приоритетным направлением школы, ибо лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания. Каждая школа должна быть школой здоровья. В нашей школе есть для этого все необходимые условия:

- функционирует психолого-педагогическая служба, в рамках деятельности которой осуществляется психологическое сопровождение образовательного процесса, оказывается квалифицированная психологическая помощь учащимся, родителям и педагогам. Создана комната психологической разгрузки; организовано социально-педагогическое сопровождение, которое осуществляется социальным педагогом, логопедом, вожатой.

В рамках республиканской программы по развитию добровольного движения «Я, ты, он, она – мы здоровая страна» в школе создан клуб «Диалог», который пропагандирует здоровый образ жизни.

Школа принимает самое активное участие в республиканских проектах:

- по профилактике коррекции и реабилитации детей и молодежи с девиантным поведением;

- «Лидер - 2009» - «Кадетство в моей жизни»;

- «Лидер – 2010» - «Черлидинг, как средство воспитания школьников»;

- «Я – гражданин России»;

- «Дети Чувашии»;

- «Чувашия без табака»;

- «Молодежь за здоровый образ жизни»;

- «Школьный двор».

В школе оборудованы кабинет хореографии, шахматный зал, тренажерный зал, на каждом этаже стоят теннисные столы

- в рамках приоритетного национального проекта «Образование» получен и оборудован кабинет Основы безопасности жизнедеятельности

- создан и оснащен библиотечно-информационный центр.

Деятельность работников школы основывается на компонентах здоровьесбережения:



1. Здоровый психологический климат:

- принятие

- внимание

- уважение к ученику

- одобрение

- теплые чувства



2. Здоровая учебная мотивация:

- изменять методы объяснения

- вводить дополнительные методы обучения

- учить позитивно рассказывать о себе

- делать ошибки нормальным и нужным явлением

- формировать веру в успех

- концентрировать внимание учеников на прошлых успехах

- отмечать достижения



3. Психоэмоциональное и личностное здоровье самого учителя:

- обеспечение себе пространства для творчества

- овладение инновационными технологиями

- постоянное повышение квалификации, участие в семинарах, конференциях, курсах

- активное и интересное провождение досуга, хобби не связанное с работой

- внимание выполнению других жизненных ролей

- дружеские отношения с друзьями-педагогами.

Главная особенность здоровьесберегающего обучения и воспитания – это формирование соответствующей мотивационной среды детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья.

В школе многое делается для этого, но, проводя мониторинг состояния здоровья, мы увидели, что в 1-й класс поступили 27% условно здоровых детей, оканчивало начальную школу 22%, это говорит о том, что недостаточная работа была проведена. Нужна оптимизация уровня образовательной нагрузки каждого ученика. Необходимо проведение системы лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни предусматривает:


  • создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся;

  • создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной им пропагандистской работы по приобщению детей к здоровому образу жизни;

  • развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;

  • обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;

  • формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Таким образом, образование представляет собой единство процессов обучения и воспитания. Основным принципом здоровьесберегающего обучения является принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. Принцип общественной направленности: предполагает реализацию проекта по основе инициативы детей и взрослых по формированию благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогических коллективах, формирование и воспитание в учащихся нравственных качеств.

Наша задача - сохранить и укрепить здоровье ребенка, сформировать ценностное отношение к собственному здоровью – повышение инициативы, творческой самореализации. Необходимо создать условия самостоятельного выбора, ответственного отношения к своему здоровью. Научить учащихся быть активным творцом своей жизни.

Проведенный нами опрос учащихся и родителей выявил данную актуальную проблему.



Таким образом, наша цель - сохранение и укрепление соматического, психического здоровья обучающихся, создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих сохранению духовно-нравственного, психического и физического здоровья детей.

«ЗВЕЗДА КАДЕТА»!

Дутов В.А.


классный руководитель кадетского класса
Кадетское движение: каковы его цели, задачи и перспективная траектория? Уже ни для кого не секрет, что в структуре российского образования появился новый, во многом необычный и интересный аспект: кадетское воспитание…Долгое время к нему присматривались, старались сначала отмахнуться, не принимать всерьез; хотя надо признаться были и те, кто пристально всматривался в этот эксперимент под названием «кадетство». Но шло время, и опыт первых, а затем и последующих, присоединившихся к ним кадетских корпусов и классов, показал, что «кадетство» - это не игрушки, а школа настоящих людей: воспитанных, достойных и благородных! Общаясь с коллегами из других регионов России, отмечаешь, как в настоящее время расширилась география кадетского движения: Восточная Сибирь, Урал, Пермь, Татарстан, Чувашия, Тамбовская область, Москва, Санкт – Петербург, Ростовская область, Нижний Новгород и многие другие регионы. Опыт первых выпускных кадетских классов показал, что кадетское воспитание – это очень серьезное дело. В адрес многих кадетских корпусов приходят многочисленные письма и благодарности из военных училищ, воинских частей, ВуЗов за отлично подготовленных ребят. И вот это самое главное, что позволяет пристальнее присмотреться к тому, чему и как обучают и воспитывают в кадетских классах и корпусах. Ребята из обычных классов школ Чувашии тоже поначалу присматривались к ребятам – кадетам, своим сверстникам и вот какие выводы они сделали: в кадетских классах требуют дисциплины и хорошей учебы. Это два самых главных момента, отличающие кадетские классы от обычных. А еще здесь воспитывают быть настоящим человеком, верным другом и хорошим товарищем. Для этого здесь целенаправленно и углубленно обучают всем обязательным дисциплинам учебного плана и дополнительным специальным курсам, которые помогают ребятам быть психологически устойчивыми, не бояться трудностей, умению брать инициативу на себя. Учат творчеству, общительности, дружелюбию и умению постоять за себя и слабых. Здесь обучают особенному, деликатному обращению с представительницами слабого пола, умению быть кавалером, обучают галантным манерам, риторике и бальным танцам. С таким багажом специальных знаний и умений выпускники кадетских классов быстрее входят в жизнь и быстро адаптируются в новых коллективах. А это особенно важно в настоящее, не простое время. Ребята - кадеты, встречаясь с ветеранами боевых действий трех поколений, не по - наслышке знают о ратной службе и боевых действиях. Они знают, что война - это нелегкий труд и тяжелое испытание для любого человека. Они со школьной скамьи перенимают опыт воинской службы. Для них основополагающими символами с детства становятся такие слова как: обелиск Победы, Вахта памяти, парад в честь Дня Победы, возложение цветов к памятникам воинам освободителям и воинам – интернацианалистам. Для них это не игра, это их жизнь. Эти ребята иначе не умеют – они так воспитаны! И надо видеть лицо ветерана со слезами на глазах у памятника, где кадеты, преклонив колени, возлагают цветы. И надо слышать слова этого ветерана, который произносит: «Мы прожили жизнь не зря!». В кадетских классах быстро определяется круг увлечений и устремлений: хорошая учеба, занятия спортом, умение программирования, умение выполнить научную работу, сделать презентацию и смонтировать свой фильм, защитить честь школы в городе и республике, а если повезет и в России. А еще, показать свою строевую выправку, умение пригласить девушку на Бал и в кинотеатр, умение взять интервью и отличные краеведческие знания. Вопрос только в одном: когда они все это успевают? Мы педагоги, работающие с этой категорией ребят – кадет гордимся ими и восхищаемся ими, насколько рационально они распределяют время: учеба, спецкурсы, тренировки в секциях, многочисленные конкурсы и олимпиады, подготовка к урокам. А еще есть и личная жизнь: надо посидеть в «Скайпе» с друзьями, погулять, смонтировать фильм, поздравить бабушку и навестить больного товарища. Конечно, дается все это нашим ребятам очень нелегко: все знают «кадетство» – это тяжелый труд! В наших кадетских классах введена особая шкала ценностей и достижений: мы называем это – рейтинг. Здесь все учитывается: и учеба, и участие в мероприятиях, и секции, и благородство воспитания, а также и замечания. Поверьте на слово: никому не хочется быть последним, ни кто не хочет запятнать свою честь. Для кадета понятие «честь» – это реальность, воспитанная с юных лет. Разумеется, этот нелегкий кадетский труд должен быть мотивирован и обязательно поощряем: благодарность, нагрудный знак, очередное кадетское звание, фотографирование у развернутого кадетского знамени. Все это подвигает ребят на дальнейшее развитие, повышает их личную планку достижений, углубляет шкалу ценностей. Воспитанники кадетских классов уже в стенах школы умеют различать подлость, трусость, предательство. И превыше всего ценят настоящую мужскую дружбу, верность долгу и а и благородство по отношению к женщине. Еще будучи совсем юными, ребята - кадеты школы № 16 г.Новочебоксарск проявили героизм, хотя сами стесняются этого громкого слова: считают, что так поступил бы каждый на их месте. А скрутить грабителя, напавшего на женщину и избивавшего ее, и удерживать его до приезда милиции в 9 классе, это ли не героизм. Думаю, не каждый взрослый так сумеет. Или оказать в 8 классе реанимационную помощь педагогу, у которого во время урока стало плохо с сердцем, вплоть до приезда «Скорой помощи»: это ли не гуманизм и человечность. По своему опыту работы с этой категорией детей, мы – педагоги, очень ценим и доверяем этим ребятам: они не подведут, они не бросят! И очень отрадно, что приходит общественное понимание: «Здесь не играют, а воспитывают настоящих людей!». Взрослых, и особенно родителей, всегда очень интересует дальнейшая перспектива ребят, связанная с обучением в кадетских классах. Аргументация здесь такова, что мотивация нацеливания кадета на успех будь то в учебе, в спорте не проходит даром: ведь девиз кадета всех времен – только победа! Кадеты по духу своему победители, они не приучены бояться трудностей и учатся с детских лет преодолевать их. Опыт двух выпускных кадетских классов школы № 10 г.Новочебоксарск Чувашской Республики, накопленный с 2000 года, позволяет с уверенностью утверждать: ни один кадет не остался не затребованным в жизни! Все они успешные люди: инженеры, врачи, офицеры, педагоги, а самое главное – настоящие люди: добрые, честные, отважные. Такие везде нужны. Усилия педагогов по воспитанию кадет окупаются сторицей. В этом наша уверенность, это согревает и поддерживает нас педагогов и наших воспитанников на жизненном пути при движении к прекрасной путеводной звезде под названием «Звезда кадета!». Вы спросите, а как называется эта звезда? Ответ прост: «Счастье».


следующая страница >>