«формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательног - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... 1 243.35kb.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни 8 1738.15kb.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... 1 362.68kb.
Доклад «Опыт внедрения фгос основного общего образования в мбоу «Дарьевская... 1 87.96kb.
Программа «Вуз здорового образа жизни» 1 159.98kb.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с... 1 212.96kb.
Три кита здорового образа жизни 1 19.12kb.
Учебно-тематический план курсов повышения квалификации учителей математики 1 120.2kb.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Природоведение» 1 345.96kb.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета "Обществознание"... 1 238.53kb.
Сценарий внеклассного мероприятия «Если хочешь быть здоров занимайся... 1 34.66kb.
«Актуальные формы профилактики и коррекции девиантного образа жизни... 1 130.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового - страница №1/1

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

Артюх С.Н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя школа» посёлок Вейделевка Белгородской области

Актуальность темы и постановка проблемы исследования.

Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни представлена в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения  с учётом факторов оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей среди которых:

-неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

-факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

-чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

-активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения привычек  особенности отношения обучающихся к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свобод (необходимость лежать в постели, болезненные уколы).

Ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний. Наиболее  эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми(учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.


Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. 
Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому  в итоге большой работы над собой. Осознания социальных явлений, общения. Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой. Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием Воспитание должно обеспечить такое  поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский.
В отечественной педагогике раскрываются философские, социологические и психологические аспекты воспитания здорового в физическом и психическом отношении подрастающего поколения .Поскольку важнейшей составляющей культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни  являются систематические занятия физической культурой и спортом, в ряде исследований они рассматриваются как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека (В.В. Белорусов, Педагогическая общественность сегодня, как никогда, понимает, что целостный подход к понятию «здоровье» ведет к осознанию необходимости существенных изменений в школьной жизни, начиная от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в период обучения ребенка в школе  формируются основы физического, психического и социального здоровья детей, определяющие в последствии его здоровый и безопасный образ жизни.  В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно воспитания культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни.  
       Раскрывая сущность и структуру понятия «воспитание культуры здоровья», мы исходили из следующей семантической последовательности понятий: «здоровье», «образ жизни»,  «культура», «культура здоровья», «воспитание», «воспитание культуры здоровья», «Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни».
И.Х.Нотфуллин предложил определение культуры здоровья рассматривать как интегральную  характеристику личности, включающей в себя здоровьесберегающие мотивационно-ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья. Воспитание культуры здоровья школьника можно рассматривать как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. О здоровьесберегающей педагогике сегодня  написано много, как достаточно много и осуществлено в этой области, однако еще имеются аспекты этой проблемы, которые исследованы не во всей полноте. И одним из этих аспектов является влияние среды на формирование культуры здоровья школьников, поскольку они формируются и развиваются под влиянием улицы тех культурных ценностей, которые сложились в их среде обитания. Исходя из того, что понятие «культура» является сложным междисциплинарным общеметодологическим понятием. Мы различаем несколько составляющих общей культуры: нравственную, физическую, национальную, правовую, валеологическую и другие.
Областью экспериментальной  работы является культура здоровья и здорового безопасного образа жизни  школьников, условия ее формирования. Выступая одним из видов культуры общества, культура здоровья, имея видовые отличия, несет в своем содержании и общие родовые черты: знания, гуманистическая направленность усвоения и развития знаний, их применение в ходе деятельности, умелое использование в практической деятельности.  Необходимо интегрировать усилия региональных и муниципальных органов власти, медицинских учреждений, различных воспитательных и спортивно-оздоровительных центров с усилиями образовательного учреждения в единую систему, способную стимулировать развитие здорового образа жизни молодого поколения, находящегося в его пределах. Речь идет о создании своеобразного здоровьетворящего воспитательного пространства. Именно эта идея должна, на наш взгляд, стать центральной при реализации задач воспитания у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни через социализацию личности в систему общественных отношений.
Как показывает анализ литературы, социализация  личности – двоякий процесс. С одной стороны, его можно организовать посредством воздействия на окружающую среду и систему отношений между людьми, а с другой – это стихийный многофакторный процесс, и это необходимо учитывать при организации работы с личностью.
       Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков с огромным количеством разнообразных условий, более или менее  активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами, именно их под их воздействием  формируется  культура здорового и безопасного образа жизни. Чёткое распределение основных факторов социализации в три группы и характеристики их в научно-педагогической  литературе даны А.В. Мудриком.
Первая группа – макрофакторы, включающие космос, планеты, страну, общество, государство, Именно они  определяют то, что  «дитя человеческое» в разных уголках земного шара растёт и развивается по некоторым общим законам.
Вторая  группа факторов  социализации  - мезофакторы, включающие  тип поселения, исторические и  этнокультурные условия.
Третья группа факторов – микрофакторы, к ним относится всё то, что влияет на конкретных людей, с ними взаимодействующих, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
 Из мезофакторов необходимо отметить роль места проживания формирующей личности как важнейший фактор её социализации.
В процессе воспитания «в широком смысле слова» происходит становление, обогащение и совершенствование субъективно-личностного и духовного мира человека. Оно складывается из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности, с другой – необходимым условием успешного развития этого процесса. Общественное (социальное) воспитание – это педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Характерной особенностью современной России является то, что в социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические  и другие процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все свои способности к выживанию  и развитию. С переходом Российского государства к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать здоровый и безопасный образ жизни.
Учитывая такую роль данной личностной характеристики, становится понятным, насколько важно обеспечить ее эффективное формирование с использованием комплекса педагогических средств уже в детском возрасте. Это предполагает, прежде всего, целенаправленную деятельность общеобразовательного учреждения, адекватные цели формирования конкурентоспособности и реализуемые в нем содержание обучения и воспитания, образовательные технологии и т. д.
В то же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, до сих пор нет специального исследования теории и практики воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни у  школьников, хотя имеющиеся работы составляют для этого серьезную научную источниковедческую базу.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существуют противоречия между потребностями социума в поколении граждан, ведущих здоровый и безопасный образ жизни и недостаточной разработанностью системы здоровьесберегающей и здоровьетворящей  образовательной практики в школе; функциональными потенциальными возможностями образовательных учреждений в решении задач воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни и недостаточным научно-педагогическим обеспечением этого процесса; объективной потребностью в личностном подходе к воспитанию культуры здоровья детей и учащейся молодежи и традиционной практикой обеспечения данного процесса; требованиями к профессиональной компетенции педагогических кадров по реализации здоровьесберегающих начал образовательного процесса и их способностью проектировать и эффективно осуществлять на практике здоровьесберегающие и здоровьетворящие образовательные технологии.

Принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

-принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения  их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей   деятельности;

-принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;

-принцип народности предполагает учёт национальной культуры, традиций и родного языка

-принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности);

- принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание подростка субъектом процесса здоровьетворческой деятельности);

- принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни;

- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка;



- принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в критической ситуации. Проявляется это в поддержке личности в стремлении к самоопределению, помощи ребёнку в самореализации в семье, в школе, в оздоровительных культурных, правовых, социальных, государственных и общественных учреждениях.

- принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве;



Необходимо отметить, что многие из выше приведенных принципов носят общую направленность, однако каждый из них несет в себе и ряд специфических особенностей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников, что позволяет утверждать, что их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.
Социально-педагогическая работа есть системная деятельность, направленная на помощь ребёнку в самоорганизации,  формировании культуры здоровья и здорового образа жизни, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление  такой деятельности может быть при выполнении  определённых условий: всесторонняя педагогическая диагностика,   изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи, а также  гуманность и открытость образовательного учреждения, наличие подготовленных кадров для этой работы – психологов, социальных педагогов.
       Существует несколько групп  критериев  успешной социализации, позволяющих оценить  эффективность  социально - педагогической деятельности  образовательного учреждения. Эта классификация разработана известным учёным Л.Е. Никитиной. Основные из них, имеющих  отношение  к участию  школы  в процессе  социализации детей, следующие:
-        критерии здоровья;
-        критерии психологического комфорта;
-         критерии обучения;
-         критерии развития;
-         критерии воспитания;
-         критерии социальной устойчивости.
Воспитание  и обучение будет проходить эффективно, если оно базируется  на объективных научных знаниях. В решении этой проблемы может помочь психолого-педагогическая диагностика, которая для психолога или педагога не является самоцелью. Она подчинена главной задаче – разработке рекомендаций или программ коррекции обнаруженного явления. Основным  назначением  диагностической работы является: познание ребёнка, его семьи, образа жизни, социума, изучение  общения и взаимоотношений в значимых для его развития  системах отношений в детском обществе, в семье, «ребёнок-педагог». Такая деятельность очень важна, поскольку процессы социализации личности, включение человека в социум, преобразование самого социума происходит под влиянием разнообразных социально-педагогических институтов.
Современная социальная педагогика трактует социум как  совокупность условий жизнедеятельности, характеристик среды обитания, в которой происходит производство социальных групп и отдельных индивидов.
В последние годы наблюдается  значительное усиление внимания к проблемам семьи, её воспитательного потенциала, поиску путей  активного сотрудничества  школы и семьи. Это естественно и закономерно: семья – наименьшая ячейка общества, в ней, как в капле воды,  отражаются  его проблемы, тенденции развития. Напряжённый режим жизни, особенно в условиях города, воздействия многочисленных  стрессовых факторов, рост тревоги, агрессивности людей,  подчас ломка традиционного жизненного уклада - всё это  отрицательно влияет на   формирование личности ребёнка, культуры здоровья,  выбора им образа жизни, на степень включённости родителей в социально – педагогическую среду. В полиэтнической среде особенно необходимо тесное  сотрудничество семьи и школы.
Анализ научной литературы позволяют сделать заключение о том, что  семью необходимо педагогизировать с целью  повышения  её влияния  на социализацию личности ребёнка, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Одной из основных задач является индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное  состояние ребенка. Организовать защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение. Организовать охрану его здоровья, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность. Помочь подростку, юноше или девушке подойти к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.
Анализируя процесс социализации, педагогу необходимо помнить, что на --ребенка в процессе формирования личности влияют:
природа и родной язык;
общение в семье, в школе, окружающая среда;
его деятельность;
средства массовой информации, искусство, литература;
образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.
Педагогический аспект рассмотрения проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  через  социализации личности  подразумевает организацию управленческой деятельности инновационного образовательного учреждения, научное обоснование технологии социального воспитания личности.