Формирование грамматической способности учащихся 7-го класса общеобразовательной школы на основе системно-функционального подхода пр - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной... 1 401.37kb.
«О жизни великого русского физиолога И. М. Сеченова, значении и развитии... 1 38.02kb.
Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы Хрестоматия... 2 336.11kb.
Формирование преемственности в осуществлении корректирующего обучения... 1 194.49kb.
Требования к уровню подготовки учащихся по «Алгебре и началам анализа» 1 103.72kb.
Тезисы к рабочей тетради по информатике по теме «Системы счисления» 1 211.01kb.
Урока: формирование умения и навыка правильной постановки тире между... 1 47.15kb.
Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией А. 1 142.88kb.
Моу боровской основной общеобразовательной школы Буйского муниципального... 1 257.38kb.
Научно-образовательный материал 1 347.36kb.
Рабочая программа по математике для 11 класса учителя математики... 3 553.61kb.
Программа учебного предмета «Английский язык» 2 571.29kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Формирование грамматической способности учащихся 7-го класса общеобразовательной - страница №2/2

Структура грамматической способности учащихся определяет типы грамматических заданий при изучении причастия в условиях системно-функционального подхода: лексико-грамматические, грамматико-словообразовательные, грамматико-синтаксические, грамматико-орфографические. Данные типы заданий направлены на практическое применение теоретических знаний и основываются на внутренних связях причастия с прилагательным и глаголом; способствуют изучению причастия на уровне разных языковых систем (фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, орфографии, синтаксиса), совершенствованию устной и письменной речи учащихся на каждом уроке в процессе освоения грамматического материала (владение нормами употребления причастия в речи, определение функциональной значимости причастия в контексте высказывания, использование образных средств в тексте).

Предлагаемые задания встраиваются в традиционную типологию урока:

уроки изучения нового материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки комбинированного характера (повторение изученного); уроки контроля усвоенного.

Учитывая сложность освоения части речи, употребляемой в книжных стилях и нечасто применяемой школьниками в речи, следует добиваться осмысленного усвоения грамматических понятий учащимися. Для решения этой проблемы необходимо использовать на каждом уроке образцы рассуждения при выполнении заданий; опорные схемы, включающие поэтапное усвоение грамматического явления. Это важно и на начальном этапе усвоения знаний для определения частеречной принадлежности причастия, образования его форм, различения грамматических категорий, определения способов выражения грамматических значений, выявления особенностей функционирования причастия в тексте и на этапе применения знаний в новой ситуации. Методическая проблема усвоения новых знаний решается постепенно: сначала усваивается известная информация, языковая традиция, связанная с определением места изучаемого явления в языковой системе (репродуктивная деятельность), затем анализируются аспекты появления новизны, вызывающие усложнение мыслительных операций, далее полученная информация теоретически и практически применяется в новых условиях (продуктивная деятельность).

Разработанные нами типы аспектно-комплексных заданий при усвоении новых знаний обеспечивают достижение учащимися программного уровня владения языком на конкретном грамматическом материале и не нарушают структуру урока, что представлено в таблице 5.
Таблица 5. Усвоение новых знаний

Виды заданий

Примеры заданий

Интеллектуальный компонент (развитие логического мышления)

Лексико-грамматические:

– сопоставление и обобщение лексико-грамматических признаков (причастия, прилагательного, глагола),




Сопоставьте слова, характеризующие предмет (телефон): новый, красивый, черный, металлический, удобный, маленький и купленный, проданный, подаренный.

Какой признак предмета обозначают данные слова? Относятся ли они к одной части речи? Можно ли выделить в данных словах общую морфему? Сделайте вывод о лексико-грамматических признаках причастия.



– сравнение и дифференциация сходных языковых явлений (омонимичные формы).

Сравните слова: блестящие (способности), блестящие (на солнце очки). Можно ли утверждать, что данные слова принадлежат одной части речи?

Грамматико-словообразовательные:

– составление алгоритмов (определение части речи, способа образования разных форм причастия),



Составьте алгоритм определения частеречной принадлежности слова раскрытая (книга) на основе общих морфологических признаков, способа образования формы слова.

– составление опорной схемы по выявлению грамматических признаков прилагательного и причастия, глагола и причастия.

Установите графически сходство и различие прилагательного, причастия и глагола: резаный, резной, резать. Сравните словообразовательные модели слов резаный и резной, докажите, что страдательное причастие прошедшего времени сохраняет грамматические признаки исходного глагола.

Языковой компонент (развитие грамматических умений и навыков)

Лексико-грамматические:

– осмысление в причастии грамматического значения, выделение соответствующих этому значению средств выражения формы,


Определите часть речи следующих слов: синеть, синеющий, синенький, синий, синька, синева, подсинить. Какие лексические и грамматические признаки характерны для определения части речи?



– выявление функциональной связи лексического значения слова и формы причастия.

Определите часть речи на основе лексико-грамматических признаков: дремучий (лес), летучая (мышь), сыпучие (материалы), ползучие (растения), ползущий (жук), пахучий (цветок), пахнущий (раствор), горючие (вещества, горящие (огни). Все ли слова можно отнести к одной части речи только по морфемному признаку, только по вопросу?

Грамматико-словообразовательные

– образование соответствующих форм причастия по аналогии, по заданному типу,



Восстановите пропущенные слова:

Берем глагол... спряжения... числа...времени...лица..., отбрасываем его..., присоединяем..., а затем прибавляем окончание...и получаем причастие смотрящий.

– составление и замена словообразовательной цепочки по образцу,

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени по образцу: прочитата-ть – прочита- – прочита-нн-ый; бить-би-т-ый.

Передать, нарисовать, услышать, шить, расчертить.

Укажите формообразующие суффиксы страдательного причастия.



– определение связи морфемного состава причастия с грамматическим значением.

Распределите суффиксы причастий по одному признаку. Сколько групп получилось? -т-, -ащ-, -ем-, вш-, -нн ,-ущ-, им-, -ш-, -ем-, -енн-, -ом-, -ящ-, -ющ-.

Грамматико-синтаксические:

– определение синтаксической роли причастия и причастного оборота в предложении.



В данных предложениях определите лексико-грамматическую зависимость причастия от главного слова: На столе, недавно купленном в магазине, лежали подарки. В открытых коробках были мягкие игрушки, спортивные мячи. Укажите синтаксическую роль причастия в предложении.

Объясните различия в синтаксической роли причастий.



Хлюпающий нос предвещает начинающееся заболевание.

Опоздавшие напишут диктант после уроков..

Грамматико-орфографические:

– усвоение грамматических категорий причастия (род, число, падеж), способствующих повышению орфографической грамотности




Найдите главное слово, задайте вопрос к причастию, выделите окончание причастия: опоздавшего мальчика, к сидящей дочке, отвечающим учеником и др.
Сравните написание окончания прилагательного и причастия в данных словосочетаниях: светлым небом, светлеющим небом, поздним вечером, заходящим солнцем, о веселом воробье, о скачущем воробье и т.д. Сформулируйте правило о написании безударной гласной в окончании причастия.

Творческий компонент (развитие образного мышления)

Грамматико-синтаксические:

– морфолого-синтаксических преобразования и синонимическая замена грамматических форм в предложении (замена глагола на причастие, придаточного определительного на причастный оборот),



В данных предложениях замените глагол на соответствующее по грамматическим признакам причастие. Изменился ли смысл высказывания?

Радостные дети прибежали домой. Их развеселил маленький котенок. Он умывался лапками и чихал.

Замените придаточные предложения причастными оборотами. Укажите грамматические признаки причастия:



Туман, который стелется по земле; тростник, который колышется на ветру; птица, которая чистит клювом перышки; о собаке, которая лает на белку.

– определение функциональной значимости и стилистических возможностей причастия в тексте (наблюдение над текстами)

Охарактеризуйте точность и выразительность используемых в данном предложении причастий для передачи характеристики животных, значимости природы для человека. «У человека столько же мнения о влиянии природы на человека, сколько его у жеребенка, скачущего по зеленому лугу, у журавля, пляшущего и поющего на полянке, у годовалой лисицы, трепетно и осторожно нюхающей впервые из своей норы весенний волнующий воздух».

На следующем этапе (совершенствование знаний, умений и навыков) необходимо развивать способность учащихся к узнаванию общего в разных формулировках; к анализу лексико-грамматической и синтаксической сочетаемости причастия с другими словами; к самостоятельному добыванию знаний в системе разных грамматических понятий; к абстрагированию на более высоком уровне (умение систематизировать, классифицировать, группировать, обобщать языковые явления); к решению нестандартных задач разными способами; к созданию текстов, насыщенных причастиями (продуктивная и творческая деятельность). Учащиеся постепенно переходят от грамматического разбора причастия, анализа текстов в классе с помощью учителя к самостоятельным разборам дома, развивая навыки пользования справочной литературой. (см. таблица 6)
Таблица 6. Совершенствование знаний, умений и навыков

Виды заданий

Примеры заданий

Интеллектуальный компонент (развитие логического мышления)

Лексико-грамматические:

– сравнение и дифференциация сходных языковых явлений (адъективация причастий),


– трансформация (замена, сокращение или расширение заданных грамматических структур в речи)

Запишите словосочетания в две колонки, опираясь на один из признаков причастия. Сколько способов решения имеет это задание?

Выделенное слово, расколотый орех, хохочущий ученик, сомневающийся читатель, забиваемый гвоздь, выросший цветок, размешанный раствор, залаявшая собака.

Преобразуйте отпричастные прилагательные в причастия: жареная рыба, мороженые овощи, ломаный грош, стреляный воробей, путаные объяснения, пареная репа.



Грамматико-словообразовательные:

– образование соответствующих форм причастия путём решения проблемной ситуации



Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его в причастиях: глохнувший, лопнувший, мокнувший. Проверьте по словарю, сохраняется ли данный суффикс в приставочных причастиях.
Проверьте по словарям, употребляются ли в настоящее время данные формы причастий:

Большая щука была совершенно здорова и даже не оцараплена. Тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на небе вечерняя звезда. Внес вчера наколонные дрова в дом. Мы побежали по дорожкам, покрытыми упадшими листьями.

Языковой компонент (развитие грамматических умений и навыков)

Лексико-грамматические:

– осознание синкретизма в изучении причастия (исторические изменения в фонетике, лексике, грамматике),




Найдите в отрывке из произведения К. Паустовского однокоренные слова. Определите, какой частью речи являются однокоренные слова (дремучий, дремлющий)? «Мы заводили разговор о старом народном выражении «дремучие леса». Мы восхищались точностью русского слова. Действительно, дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и целые ленивые лесные реки с красноватой водой. По берегам этих рек росли цветы – кукушкины слезы. В народе их называют «дремой».

Приведите примеры подобных омонимичных форм с суффиксами –уч_, -ющ. Почему слова с суффиксом –уч являются прилагательными?



– изучение языковых явлений на основе взаимосвязи грамматики с языковыми подсистемами

На основе данных примеров определите взаимосвязь грамматики и фонетики. Как влияет ударение на лексическое значение и грамматическую форму слова? Истекший – оканчившийся, прошедший (прилаг): истекший период. Исте'кший – потерявший много чего-либо (прич.): исте'кший кровью.

Грамматико-словообразовательные:

– образование разных форм причастия по заданной модели, по образцу, по аналогии на основе грамматических категорий глагола (вид глагола, спряжение, переходность, настоящее, прошедшее время),


Образуйте страдательные причастия прошедшего времени с учётом неопределенной формы производящего глагола: пристрел-нный (пристрелять), (пристрелить),

недовеш-нный (не довешать), (недовесить), перекач-нный (перекачать), (перекатить).


– выявление структурно-семантических связей в словообразовании причастия

Восстановите пропущенное звено в образовании грамматической формы причастия:

Простаивать – простаивающий,

Клеить – отклеить – отклеивающий,

Убирают – убранный.

Грамматико-синтаксические:

построение (конструирование) словосочетаний, предложений с причастием и причастным оборотом (по схеме, по образцу, по заданному началу)



Найдите подчинительную связь причастие (главное слово) + существительное а) замерзающее озеро; б) замерзающее навеки; в) замерзающий от холода; г) замерзающее весной; д) замерзающее и холодное.
Вставьте подходящие по смыслу причастия или причастный оборот) в предложение. Какова синтаксическая роль причастного оборота в предложении?

Хорош осенний лес, . На … веточках последние дары уходящей… красоты. Приятно пройти по …дорожкам, подышать …воздухом.

Грамматико-орфографические:

– усвоение грамматических категорий причастия (вид, время, залог), способствующих повышению орфографической грамотности



Различные виды диктантов (тренировочных, выборочных, графических, словарных, объяснительных, предупредительных), насыщенных орфограммами: не с причастием, суффиксы в разных формах причастий и др.

Образуйте от глаголов все возможные формы причастий: замечать – заметить, строить – построить, переживать – пережить.



Творческий компонент (развитие образного мышления)

Грамматико-синтаксические:

– самостоятельное конструирование высказывания или текста, стилистически оправданное употребление в нём причастия,





Составьте из разрозненных словосочетаний текст, отражающий впечатление от репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»:

завороженные золотым дождем, стога сена, почерневшие, скучающие, знакомые с детства вещи, помутневшие, посветлевшие от сырости реки, радость бытия, печаль расставания, березки, обласканные ветром, убаюканные ветром, пейзаж средней полосы России.

–составление лингвистического текста на основе грамматических признаков причастия

Сочините лингвистическую сказку о причастии на тему «Почему у Причастия больше всех «родственников»?»




    1. На этапе систематизации и повторения грамматического материала необходимо обобщить грамматические знания, восстановить грамматические парадигмы, что способствует лучшему запоминанию, более глубокому пониманию грамматических явлений, обогащению речевого опыта учащегося. При повторении причастия следует обратить внимание на особенности функционирования причастия во взаимодействии с элементами разных уровней, участвующими в передаче смысла высказывания; на фонетические, лексические, морфологические, грамматические, синтаксические нормы употребления в речи причастных форм и конструкций; на обогащение синтаксического строя речи учащихся этими языковыми средствами. Этот этап представлен в таблице 7.



Таблица 7. Повторение изученного

Виды заданий

Примеры заданий

Интеллектуальный компонент (развитие логического мышления)

Лексико-грамматические:

– перенос логических операций с одного языкового явления на другое



С какой формой глагола вдохновлять совпадает образованное от него краткое страдательное причастие настоящего времени?

Грамматико-словообразовательные:

– образование причастия по усложненной модели



Назовите одну из форм причастия, если известно, что а) подобную модель можно образовать от качественного прилагательного, б) её имеют только страдательные причастия.

Языковой компонент (развитие грамматических умений и навыков)

Лексико-грамматические:

– осознание явлений лексической и грамматической омонимии




Укажите общие признаки слов, объединенных в группы: 1 группа – выдвинут, обманут, покинут, проникнут, тронут; 2 группа – выловят, обойдут, переделают, приготовят, помогут. Какое языковое явление представлено в примерах?

Грамматико-словообразовательные:

– образование причастий от глаголов (разных видов, разноспрягаемых, типа обессилеть и обессилить)



Определите влияние лексического значения глагола на образование действительного причастия прошедшего времени: человек, обессилевший от ходьбы, солдат, обессиливший противника.

С каким грамматическим явлением связаны ошибки в образовании форм причастий: небьющее стекло, трудящие массы, млекопитающееся.?



Грамматико-синтаксические:

– определение синтаксической роли причастия в предложениях с учётом его грамматической формы



Определите синтаксическую роль страдательного причастия в данных предложениях: Комната уютна, вымыта. Уютная, вымытая комната всем понравилась.

Грамматико-орфографические:

– овладение грамматическими категориями, способствующими повышению орфографической грамотности



Найдите «третий лишний»: а) жаре-ая картошка, реше-ая задача, кваше-ая капуста, б) неслых--ая дерзость, невид--ая красота, неизуч--ый текст.
Найдите в приведенных ниже предложениях ошибку, определите ее тип: 1) орфографическая, 2) пунктуационная, 3) речевая, 4) грамматическая.

Мальчишки, борющиеся на затененной поляне, расцепили объятия, схватили спрятавшиеся в тени корзины с еще не высохшими от росы груздями и бросились бежать к деревне.

Творческий компонент (развитие образного мышления)

Грамматико-синтаксические:

– морфолого-синтаксических преобразования и синонимическая замена грамматических форм в предложении;




Замените, где возможно, глаголы на причастные обороты. Как изменился получившийся текст? Какова функция причастий в описании природы? Нет ничего краше осеннего леса. Он освещается лучами солнца и поражает невиданной красотой. Лиственные деревья ещё не сбросили своих уборов, радуют глаз темно-багровыми, ярко-зелёными, багряными, необыкновенными красками. Всё будто выстлали пестрым ситцем.

– редактирование текста (работа с речевыми, грамматическими ошибками, связанными с употреблением причастия и причастного оборота в письменной речи)

Исправьте речевые ошибки в этих предложениях. Почему они возникли?

Ученик, сумеющий одержать победу на олимпиаде, на каникулах поедет в Москву.

Каждый, пожелавший бы дежурить в классе, получил бы освобождение от урока физкультуры.

Для контроля по теме «Причастие», кроме традиционных его видов (словарный диктант, диктант с грамматическим заданием, грамматический разбор, речевой практикум, выборочный диктант, грамматический анализ омонимичных форм, компьютерная программа по русскому языку «Фраза»), можно использовать готовые тестовые задания (Универсальное учебное пособие «Русский язык: Полный школьный курс» под ред. О.Л. Соболевой содержит разноуровневые тестовые задания по морфологии для 5-11 классов) или составленные учителем. Эффективность разработанной методики формирования грамматической способности учащихся 7-го класса при изучении причастия на основе системно-функционального подхода проверялась в ходе обучающего эксперимента. Результаты выполнения заданий на развитие грамматической способности учащихся контрольного и экспериментального классов отражены в таблице 8.


Таблица 8. Уровень развития грамматической способности учащихся

Умения

% правильно

выполненных

заданий в

контрольном кл.

% правильно

выполненных

заданий в

экспериментальном кл.

Умение дифференцировать части речи по грамматическим признакам

50%

65%

Умение определять грамматические категории причастий

45%

60%

Умение образовывать и различать

грамматическую форму причастия



50%

65%

Умение находить и правильно писать орфограммы в причастиях

45%

65%

Умение пользоваться пунктограммами при причастном обороте

50%

65%

Умение выполнять грамматический разбор причастия

45%

60%

Умение определять синтаксическую роль в предложении

40%

70%

Итоговое тестирование выявило успешность и прочность полученных умений: развитие грамматической способности учащихся экспериментального класса находится на допустимом уровне (более 65% правильно выполненных заданий).

В экспериментальном классе хорошее знание теории помогло учащимся лучше справиться с грамматическим заданиями: осознанно дифференцировать предложенные части речи на основе значения и формы; различать омонимичные формы причастия и прилагательного, причастия и существительного, образовывать причастие по представленной модели и определять грамматические категории получившейся формы. Наибольший интерес вызвало задание на нахождение общих признаков слов, объединенных в группы. Учащиеся экспериментального класса более полно определили общие признаки, смогли привести примеры, доказывающие омонимичность форм глагола и причастия. В экспериментальном классе систематическое выполнение грамматического разбора причастия помогло учащимся избежать ошибок в морфемном анализе глагола и причастия. Развитие грамматической способности учащихся экспериментального класса в целом на 15% выше, чем в контрольном классе (на основе данных правильно выполненных заданий).

Успешность овладения учащимися творческими способами деятельности проверялась в ходе работы с текстом: умение понимать и развивать тему текста, определять значение образно-выразительных средств в идейном своеобразии текста, редактировать, трансформировать и конструировать языковой материал (таблица 9).


Таблица 9. Определение уровня развития грамматической способности учащихся на основе текстовых заданий

Вид заданий

% правильно

выполненных

заданий в

контрольном кл.

% правильно

выполненных

заданий в

экспериментальном кл.

Составьте текст из разрозненных

предложений



70%

90%

Выделите основную проблему текста

55%

65%

Определите тип речи

70%

80%

Определите стиль речи

70%

80%

Укажите функциональную роль причастия в тексте

35%

55%

Дополните текст подходящими по смыслу причастными оборотами

50%

70%

Выполните преобразования с причастным оборотом

40%

60%

Кроме того, данная работа предполагала написание сочинения по заданному тексту. Для анализа была предложена миниатюра «У ручья» из поэмы М.М. Пришвина «Фацелия». Учащиеся на основе самостоятельного анализа текста писали мини-сочинение, отражающее основную мысль рассказа. Получившиеся сочинения свидетельствуют о высоком уровне развития творческого мышления учащихся экспериментального класса. Это выражается в названиях сочинений: «Живая вода», «Родник моей души», «Река жизни», «Памятью в прошлое», «Сколько воды утекло с тех пор» и в контрольном классе – «Природа и человек», «Встреча с ручьём», «Незабываемая встреча». Сочинения были разного объёма и содержания: 30% учащихся контрольного класса частично пересказали исходный текст, сделав упор на встрече автора с берёзками и ручьём, а в экспериментальном классе таких – 10% учащихся. Лучшие работы учащихся экспериментального класса богаты художественно-изобразительными средствами языка (метафорами, эпитетами), образностью восприятия основной мысли текста. Учащиеся научились использовать причастные обороты в тексте. Образец сочинения учащегося экспериментального класса:



«Как схож этот живучий родничок с душой человека! Малыш рождается с чистой душой, познаёт окружающий его мир, впитывает всё, подаренное ему природой. И как родничку нужна заботливая рука человека, так и душа ждёт хорошего. Для автора, почувствовавшего что-то родное в ручье, родник остался дорогим воспоминанием. Так и мне хочется не забывать того, что сейчас мне дорого, что даёт жизнь моей душе, развивает её. Это родной дом, мои родители, моя родина. Повзрослевшим, я хочу вернуться сюда и вспомнить свое детство».

Итак, полученные результаты исследования показывают, что

– формирование грамматической способности учащихся раскрывается в умении анализировать, сравнивать, обобщать, производить аналогии, классифицировать, выполнять разные по степени сложности задания логического и творческого характера;

– реализация системно-функционального подхода, коммуникативной направленности обучения русскому языку, понимание сущности единства целей обучения и содержания программного материала, учёт возрастных особенностей развития ребёнка и творческого компонента языковой способности не только формируют грамматическую способность учащихся, но и развивают общую речевую культуру школьников.



В заключении обобщаются результаты исследования, которые состоят в том, что разработанная методика формирования грамматической способности помогает учащимся осознать структуру языка, усвоить грамматические понятия; успешно формировать учебно-языковые умения и навыки, действия с изучаемым материалом.

Перспективы исследования заключаются в переносе разработанной методики обучения на изучение других частей речи (деепричастия, наречия).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

  1. Свечникова, О.Н. Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка (на примере причастия) [Текст] / О.Н. Свечникова // Образование и общество. Научный, информационно-политический журнал. 2008. – № 5 (52). – С. 52-56 (0,25 усл. печ. л.).

  2. Свечникова, О.Н. Формирование грамматической способности учащихся при изучении причастия. [Текст] / О.Н. Свечникова // Учёные записки. / Орёл: Изд-во ОГУ, 2010. – №3, часть1.– С. 215-220 (0,3 усл. печ.л.)

  3. Свечникова, О.Н.Типология грамматических заданий, формирующих грамматическую способность учащихся при изучении причастия. [Текст] / О.Н. Свечникова // Ученые записки. /Орел: Изд. ОГУ, 2011. – №2 (40). С.312-318 (0,37 усл. печ.л.).

  4. Свечникова, О.Н. Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка в условиях реализации дифференцированного подхода в обучении [Текст] / О.Н. Свечникова // Методика преподавания русского языка в средней школе // Материалы Интернет-конференции. Москва: АНО «Образовательный форум», 2008. – С.93-96 (0,25 усл. печ. л.).

  5. Свечникова, О.Н. Реализация идеи гуманизации обучения через интеграцию предметов гуманитарного цикла [Текст] / О.Н. Свечникова // Учёные записки. Том III: Актуальные вопросы методики преподавания гуманитарных дисциплин в школе и вузе. / Орёл: Изд. ОГУ, 2007. – С.154-156 (0,2 усл. печ. л.).

  6. Свечникова, О.Н. Виды упражнений, развивающих грамматическую способность учащихся 7 класса общеобразовательной школы на примере изучения причастия [Текст] / О.Н. Свечникова // Гуманизация и гуманитаризация образования в школе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Орёл: Изд-во ОГУ, 2010 .– С.103-109 (0,37усл. печ. л.).

  7. Свечникова, О.Н. Методические приёмы формирования грамматической способности учащихся 7-го класса при изучении причастия. // Учебно-методическое пособие. / Орёл: Изд-во ОГУ, 2010. – 48 с.(3 усл. печ. л.).

Подписано в печать 2012 г. Формат 60х80 1/16

Печатается на ризографе. Бумага офисная.

Гарнитура Times. Объем 1,5 усл. п.л. Тираж 100 экз.

Заказ №
Отпечатано с готового оригинал-макета на полиграфической базе

редакционно-издательского отдела

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»,

302026, г. Орел, ул. Комсомольская, 95.



Тел. (4862) 74-45-08

<< предыдущая страница