«Формирование читательской компетентности как основы развития младших школьников» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Коллекционирование как средство развития исследовательских умений... 1 34.46kb.
Сравнительный анализ поэтических текстов как фактор развития письменной... 1 95.93kb.
Коллекционирование как средство развития исследовательских умений... 1 34.19kb.
Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному... 1 95.43kb.
Педагогические основы формирования толерантности школьников младших... 2 462.69kb.
Воспитательное мероприятие «Правовые отношения в современном обществе» 1 43.96kb.
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического... 1 92.9kb.
Абсатова М. А. доктор педагогических наук, и о. профессора 1 63.33kb.
Формирование у младших школьников интереса к чтению 1 50.9kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской... 1 177.61kb.
Формирование духовной культуры младших школьников Немкова Елена Николаевна... 1 146.49kb.
Действующие лица 2 529.29kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«Формирование читательской компетентности как основы развития младших школьников» - страница №1/1


«Формирование читательской компетентности как основы развития младших школьников»

Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ ООШ с. Митягино Ауловой Галины Алексеевны




Слайд 1 –День за днём всё быстрее проходят года,

Оставляя вопросы, меняя ответы.


Слайд 2. В ногу со временем.

Знанье – сила и свет, и кому, как ни нам,

Знать, что жизнь отличает стремление к свету.
Слайд 3

По новым образовательным стандартам, выпускники начальной ступени должны быть деятельными, любознательными, доброжелательными и отзывчивыми. У них должно быть чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде, навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Я считаю, что чтение является базовым компонентом, характеризующим жизнедеятельность человека, и лежит в основе формирования инновационных компетенций. Потому последнее время работаю над темой «Формирование читательской компетентности».
Слайд 4. Актуальность

Развитие читательского интереса – большая педагогическая проблема.

В своё время Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать». Считаю, что этой проблеме уделяется мало внимания.
Слайд 5.

В основе моей программы, по которой я работаю, лежит идея: «Учение с увлечением»

Сегодня необходимо вооружить ребёнка таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетентность - это не бегание глазами по строкам, а качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
Слайд 6- противоречия

В нашем информационном веке я столкнулась с противоречиями:

- между необходимостью много читать и количеством часов по литературному чтению;

- между новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе и отсутствием интереса детей к чтению.


Слайд 7

Цель, которую я ставлю – «… научить своего воспитанника хорошо мыслить, чувствовать, а, следовательно, хорошо читать» (В. Острогорский)

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе.


Слайд 8.

Из главной цели вытекает ряд задач
Научить:

  • извлекать из текста интересную и полезную информацию;

  • самостоятельно выбирать книги для чтения;

  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

  • развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности.


Слайд 9.
Находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.

В основу моего опыта обучения чтению положена модель, состоящая из трёх стадий: деятельность до чтения, во время чтения и после чтения.

На первой стадии для активизации читательской деятельности применяю элементы технологии развития критического мышления.


  • Прием: «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Например, при изучении творчества А. С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о поэте и его произведениях, что узнали нового о писателе и его творчестве и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает толчок к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. В результате формируется исследовательская культура

Слайд 10

  • Прием «Паутинка ассоциаций».

Как правило, применяется на этапе актуализации знаний. Мы с детьми «собираем» слова, которые имеют к главному слову непосредственное отношение. Это более эффективный приём, чем «Мозговой штурм».

Данный прием стимулирует учащихся к высказыванию дополнительных идей.



Слайд11

На второй стадии применяю технологию обучения чтению вслух и про себя.



Использую приёмы:

«Чтение «Море вопросов» (Дети поочередно читают часть текста (чаще это абзац), а все внимательно слушают. Затем каждый слушающий по очереди задает вопрос по прочитанному читающему).


Слайд 12.

«Иллюстрирование» - передача информации с помощью графических образов. (Излюбленный приём моих детей.) Дети учатся читать осмысленно.


Слайд 13. «Чтение и работа в парах»

В результате этого вида деятельности у обучающихся формируется:

-читательская грамотность

-умение слышать и слушать.


СЛАЙД 14 .

(Не читать) «Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами». (Георг Кристоф Лихтенберг)



  • Прием: Чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Например, после чтения первой части рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», которая заканчивается предложением «Он все ходил мимо слив», задаю вопрос: «Как вы думаете, Ваня взял сливу или нет?»

Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста. Они учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения.
Слайд 15 (не читать) Синквейн (синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам.)

На третьей стадии использую приём «Синквейн», который является многосторонним инструментом для рефлексии. Он позволяет оценивать полученную информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах. Это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика. Думаю, что коллеги, применяющие данный приём на своих уроках, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» урока. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от учащегося определённой подготовки, а от учителя начальных классов тщательно продуманной, планомерной работы.



СЛАЙД № 16

На уроках внеклассного чтения использую такой методический инструмент, как «Первоклассная газета».


Слайд 17.

Ребёнок изучает предложенные статьи, выполняет увлекательные задания, которые направлены на формирование УУД (поиск, понимание смысла, применение информации, формулировка выводов на основе прочитанного).

В результате обучающийся приучается к чтению, расширяет кругозор, формирует читательскую грамотность. Для меня, как учителя, реализуется идея «учение с увлечением».
Слайд 18.

Учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках СВП, использую в работе проектный метод обучения, являющийся характерной особенностью учебников УМК «Планета знаний», по которому я работаю с 2006 года. Он позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.


Слайд 19

Мои воспитанники учатся пользоваться информационно-коммуникационными технологиями: работать с учебником и справочной литературой, пользоваться электронными источниками информации.


Слайд 20

В результате у обучающихся формируются такие качества как креативность, социальная ответственность, любознательность, умение

работать в группе.
Слайд 21

Также он способствует активному сотрудничеству ребёнка с учителем и родителями. Ибо помочь детям может только тот, кто войдёт в детские души, согреет их сердца, защитит от социальных и других невзгод.


Слайд 22

Выводы. Достигнутые результаты.

Свою работу по формированию читательской компетентности считаю эргономичной , т.е. комфортной, так как она эффективна и создаёт ситуацию успеха.



Слайд 23

Результатом этой работы стало участие в инновационных проектах: «Альбус», «Олимпус», «ЭМУ-эрудит» и завоевание призовых мест на региональном уровне в конкурсе эрудит-марафон.

Это говорит о том, что у обучающихся активно формируются универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Слайд 24

Вывод: уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, играют ведущую роль в формировании читательской компетентности, являются приоритетом для дальнейшего развития и успешного обучения младших школьников.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к лучшим книгам и талантливо их прочесть — задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.
Учительство - не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать.


Рs: Неграмотным человеком завтрашнего дня



будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не

научился при этом учиться.