Фабрика Ирина Геннадьевна, преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уральского государственного университета физическо - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Заместитель Директора Департамента 1 94.8kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социально-гуманитарные... 1 298.49kb.
Учебная программа для специальности: 1-31 02 01 География 2010 г. 1 173.3kb.
Программа для подготовки к сдаче кандидатского экзамена в аспирантуру... 1 263.46kb.
В. К. Цечоев доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых... 1 516.39kb.
Исследовательская работа кафедры гуманитарных и социально-экономических... 1 59.87kb.
Учебно-методическое пособие по истории Отечества Казань 2011 ббк... 5 1796.15kb.
Филологии и искусствоведению 1 45.21kb.
Ия гендерных образовательных программ по блоку социально-гуманитарных... 1 87.09kb.
Гаврилов Эдуард Петрович Доцент кафедры экономическ ого права и гражданско-правовых... 4 964.3kb.
Учебная программа для специальности 1-23 01 10 «Литературная работа 1 124.39kb.
Формы и методы опроса обучающихся на уроке 1 165.67kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Фабрика Ирина Геннадьевна, преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин - страница №1/1



Фабрика, И. Г. Специфические методы исследования и развития межкультурной коммуникации студентов университета физической культуры [Электронный ресурс] / И. Г. Фабрика // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html, свободный. (0,5 п.л.)
Фабрика Ирина Геннадьевна,

преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Уральского государственного университета физической культуры,

г. Челябинск
Специфические методы исследования и развития

межкультурной коммуникации студентов

университета физической культуры
(13.00.08 – теория и методика профессионального образования)
Проблема эффективного развития межкультурной коммуникации студентов физкультурного вуза обуславливает необходимость анализа и применения специальных методов исследования. Межкультурная коммуникация студентов должна быть выделена как важный компонент высшего образования. Обучение студентов вуза физической культуры необходимо осуществлять в духе диалога культур, развивая у них способность проникновения в ценности культуры других народов, воспитание терпимого отношения к инакомыслию, представителям другой нации.

Понятие «межкультурная коммуникация» является производным от понятий «культура» и «коммуникация». Изучением межкультурных коммуникаций занимается культурология. Кроме культурологии коммуникативные процессы изучает педагогика, социология, психология, политология, лингвистика и др.

Начало непосредственным исследованиям межкультурной коммуникации было положено во II половине XX в. после выхода в свет в 1954 г. книги Холла Э. и Трагера Д. «Культура как коммуникация» («Cultura us Communication»). Здесь впервые использовалось понятие «межкультурная коммуникация», которое должно было, на взгляд авторов, отражать специфику отношений между людьми, принадлежащим к разным культурам. В 1959 г. появилась новая работа Холла Э. «Немой язык» («The Silent Language»), в которой автор развивал свои идеи и показывал тесную связь между культурой и коммуникацией. Тезис Холла Э. «коммуникация – это культура, культура – это коммуникация» вызвал оживленную дискуссию в научных кругах. Заслуга Холла Э. состояла в том, что в своих исследованиях межкультурной коммуникации, он вышел за рамки традиционной лингвистической проблематики, рассматривая коммуникацию в более широком культурном контексте.

В 70–80-е гг. в Европе также происходит процесс становления межкультурной коммуникации как учебной дисциплины. В России сначала проблемы межкультурной коммуникации стали преподавать на факультетах иностранных языков. Впоследствии, началась подготовка специалистов по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» [8: 32].

Как пишет Тер-Минасова С.Г., актуальность всех вопросов, связанных с межкультурной коммуникацией и культурой, приобрела в настоящее время небывалую остроту. В последние годы социальные, политические и экономические потрясения мирового масштаба привели к небывалой миграции народов, смешению языков и культур. Все это усиливает внимание к вопросам общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации.

С расширением сфер межкультурного взаимодействия, увеличения информационных потоков возрастают требования к специалистам в области межкультурных коммуникаций [1: 16–17].

Социологические исследования среди студентов УралГУФКа свидетельствуют о слабом уровне межкультурной коммуникации студенческой молодежи, о недостаточном уровне толерантности, слабом знании другой культуры, предрассудках, негативных установках. Следовательно, очень важно раскрыть содержание специфических методов, используемых при изучении и развитии межкультурной коммуникации студентов физкультурного вуза. Следует назвать некоторые их них:

1. Сравнительно-исторический. Заключается в познании различных ступеней развития одного и того же явления или сосуществующих явлений, имеющих некое общее основание. На основе этого метода можно выявить и сопоставить уровни и определить тенденции развития изучаемого явления, происшедшие изменения. В частности, он применим при исследовании социальной коммуникации как развивающегося явления, поскольку позволяет выделить основные этапы развития, отразить эволюцию форм и средств (в первую очередь, технических) коммуникаций, а также все более увеличивающийся объем циркулирующей информации.

2. Социологический метод. Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе [3: 34]. Такими методами исследования являются: опрос, анкетирование, эксперимент, статистический анализ, математическое моделирование. Широкое применение социологический метод находит при исследовании процессов массовой коммуникации, особенно в таких областях, как изучение социально-культурной специфики информационных процессов.

Данные методы подробно проанализированы в книге Федотовой Л.Н. «Социология массовой коммуникации», а также в книге Белановского С.А. «Метод фокус-группы», авторы раскрывают сущность эмпирических и теоретических методов исследования, методику изучения различных фокус-групп, методику проведения анкетирования и интервью, при помощи которых изучаются коммуникативные процессы.

Белановский С.А. утверждает, что метод глубокого группового интервью, или фокус-групп, возник на пересечении ряда исследовательских традиций и занял определенное место среди других методов эмпирической социологии. Широкое применение этого метода в ряде областей обусловлено некоторыми его универсальными средствами, которые и сегодня являются предметом обсуждений и споров [2: 9].

В начале 30-х гг. Морено Я. создал социометрию и психодраму. В 50-60-е гг. в групповой психотерапии возникло, так называемое, «гуманистическое направление». Роджерс К. разработал методику проведения так называемого «ненаправленного интервью» [3: 12].

В 60-е гг. – наблюдался пик популярности работы в фокус-группах. Это различные деловые игры, тренинги и т.д. Еще одна группа психологических методов, оказавшая очень сильное и возрастающее влияние на практику проведения фокус-групп, – обширный комплекс методик, предназначенных для тестирования, психодиагностики, выявления бессознательных мотиваций и т.д. Эта психологическая традиция не является «групповой» в собственном смысле слова, но она может использоваться как в индивидуальной работе со студентом, так и в работе с группами [3: 26].

Необходимо также отметить количественные социологические исследования, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Количественные исследования надежны лишь в той мере, в какой саму проблематику надежности удается свести к ее статистическому толкованию. Если такое сведение не удалось добыть или в принципе невозможно, количественные данные становятся крайне ненадежной основой для выводов по исследованию процесса развития межкультурной коммуникации [3: 38].

Методы опроса основаны на высказываниях студентов с целью выяснения их мнения по каким-либо проблемам. С помощью опроса можно получить информацию о мотивах, интересах, планах, настроениях, предпочтениях студентов, структуре отношений и т.д. Однако, информация о развитии межкультурной коммуникации, полученная с помощью опроса студентов, не отличается большой надежностью и достоверностью. Следует учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса.

Существует две основные формы опроса: анкетирование и интервью.

Эти две формы исследования раскрыты Федоровой Л.Н.. Говоря об анкетировании, автор подчеркивает, что «участие исследователя тут минимально: опрашиваемый имеет дело с текстом вопросника, где за вопросом следует или перечень ответов, из которого ему предлагается выбор в соответствии с его личным мнением, или предлагается сформулировать ответ в свободной форме. Отличительная черта анкетирования: вопросник заполняет сам респондент… Такая процедура дает возможность в быстрые сроки опросить довольно большие группы людей» [7: 349].

Также автор раскрывает суть проведения интервью, особенно, группового интервью. «Групповые интервью – достаточно специфический вид общения. Коммуникация ведется одновременно с несколькими лицами. Помимо индивидуальных высказываний здесь интервьюера интересует характер взаимодействия» [7: 351].

К разряду таких интервью относятся деловые и ролевые игры, психодрамы и т.п., которые применяются нами на занятиях со студентами вуза физической культуры.

Федотова Л.Н. рассматривает еще один метод, помогающий изучать коммуникативные процессы, это – метод семантического дифференциала. Автор этого метода Осгуду Ч. Цель этой методики заключается в статистическом измерении интенсивности отношения коммуникатора к определенным объектам в тексте, поскольку это отношение зафиксировано лингвистически. Методика состоит в том, чтобы отношение к какому-либо объекту, зафиксированному в тексте, было интерпретировано студентами, в случае с конкретными исследователями – кодировщиками в семантическом поле разных диаметрально противоположных определений, качественных прилагательных.

Данный метод переплетается с герменевтическим методом исследования. Герменевтика в философии интерпретируется как метод истолкования, интерпретация текстов. Проблемой толкования текстов занимались Дильтей В., Шлегель Ф., Шлейермахер Ф., Хайдеггер М. и др. Следовательно, этот метод относится и к общефилософским и частнонаучным методам. Он широко применяется в исследовании межкультурной коммуникации студентов вуза.

Бихевиоризм – (анг. поведение). «Бихевиористская методология оказала заметное влияние на исследование коммуникативных процессов в природе и обществе, особенно отчетливо проявившееся при изучении механизмов обратной связи как реакции на стимул… При изучении коммуникации в природе бихевиористская методология обладает немалыми эвристическими возможностями…, в объяснении социальных коммуникаций ее возможности весьма ограничены вследствие игнорирования таких фундаментальных психических явлений, как сознание, мышление, воля. Кроме того, бихевиоризм практически упускает из виду факторы социокультурного характера, зачастую оказывающие определяющее воздействие на поведение человека» [3: 37].

Метод контент-анализа способствует выбору наиболее эффективных средств и путей совершенствования информационной деятельности. Данный метод использовался нами в процессе исследования межкультурной коммуникации студентов физкультурного вуза, результаты применения данного метода продемонстрировали нам его эффективность.



Интент-анализ – метод, с помощью которого изучается проблема целенаправленности вербальной коммуникации. Намерение (интенция) что-либо высказать, связанное с определенным содержанием мысли или чувством, лежит в основе практически каждого речевого проявления. Однако интенциональный пласт речи не всегда доступен для простого выделения и описания. Поэтому разрабатывается техника его фиксирования, получившая название интент-анализа. Эта техника развивается на основе изучения текстов повседневной жизни. Анализируя на занятиях политические тексты, интервью, выступления, телевизионные диалоги и др., мы развиваем у студентов умения межкультурного общения. Особенно выразительными для анализа являются выступления конфликтного типа. Данный метод мы широко применяли на занятиях по культурологии и философии в УралГУФКе.

Среди методов, употребляемых в изучении межкультурной коммуникации студентов физкультурного вуза, следует отметить метод, получивший название анализ документов, который позволяет получить сведения о прошедших событиях. Это могут быть статистические данные, иконографические изображения, кино, фото, фонетические документы (радио, телевидение, магнитофон), дискеты, компакт-диски и т.д. Основной недостаток этого метода – субъективизм.

Данный метод близок с монографическим методом (от гр. monos – один, единственный; drapho – пишу). Метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем студенты тщательно и со многих сторон анализируют на одном социальном объекте, после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов. Названный метод требует максимально полного описания данного случая как характерного, типичного [5: 272].

Для того, чтобы исследовать стороны общественной жизни конкретного индивида, нами применялся библиографический метод. Разновидностями биографического метода являются: автобиография и просонография – создание коллективных биографий.

Следует назвать еще один метод, который мы широко применяем в исследовании межкультурной коммуникации студентов физкультурного вуза. Таким методом является проективный метод: с помощью данного метода изучаются психологические особенности студентов.

Специальным методом исследования межкультурных коммуникаций, который изучает позы, жесты, мимику индивида, интонации голоса, особенности лексики и т.д. является – метод бессловестной коммуникации.

В изучении межкультурных коммуникаций широко применяются также следующие методы: беседы; групповая оценка личности; оценочная биополяризация; тесты (от анг. – проба, испытание); метод отраженной субъективности.

Следует еще особо отметить игровые методы. Это могут быть различные деловые игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций. Среди игровых методов выделяют психодраму и социодраму, где участники проигрывают соответственно индивидуальные и групповые ситуации. Нидерландский культуролог Хейзинга Й. в работе «Человек играющий» показал, что игра относится к сущностным характеристикам человека наряду с разумностью и созидательной способностью. Культура, по его мнению, развивается и возникает в игре и имеет игровой характер.

В дальнейшем немецкий философ Гадамар Г. развил идеи Хейзинги Й. и доказал, что игра является элементарной функцией человеческой жизни и культура человеческого общества без нее вообще не мыслима. Поэтому, изучая межкультурные коммуникации невозможно проигнорировать этот очень важный метод, позволяющий изучать коммуникативные процессы.

На занятиях по философии, культурологии, при проведении спецкурса «Основы межкультурной коммуникации» в физкультурном вузе мы широко используем различные игры: деловые, ролевые, имитационные, операционные, управленческие, инструментальные, исследовательские, организационно-деятельностные и т.д.

Примером подобных деловых и ролевых игр являются игры-путешествия, игры-викторины, экскурсии, упражнения на критическое мышление и др. Наибольший интерес у студентов вызывает подготовка и проведение различных праздников. Например, «Праздник национальностей», который проводился в микрогруппах: каждая команда готовила выступление, рассказывала о национальных праздниках, кухне, традициях, обычаях. Привлекли внимание национальные песни, стихи, пословицы и поговорки. Каждая команда представляла национальные костюмы и стенгазету, посвященную выбранной национальности.

Кроме перечисленных методов следует отметить такие специфические методы, которые позволяют изучать культурологические процессы и межкультурные коммуникации, как эволюционный, структурно-функциональный, диффузионизм, символический интеракционизм и др.

В особый раздел следует выделить методы, связанные с изучением будущего, с перспективами развития межкультурных коммуникаций. Данные методы играют существенную роль в процессе исследования межкультурной коммуникации студентов физкультурного вуза (схема 1).

Этапы прогнозирования: предпрогнозная ориентация; прогнозный фон; исходная модель; поисковый прогноз; нормативный прогноз; оценка достоверности; выработка рекомендаций.




Схема 1. Методы прогнозирования


Таким образом, перечисленные выше специальные методы не исчерпывают методологическую базу теории коммуникации, но являются одними из наиболее применяемыми в исследовании процесса становления межкультурной коммуникации студентов физкультурного вуза. Следует иметь в виду, что данная методология не может быть сведена к какому-то одному, пусть «важному» методу.

Методология не есть простая сумма отдельных методов, их механическое единство. Как отметил Василик М.А.: «Необходимо учитывать следующее: ни один метод не является панацеей, «универсальной отмычкой»; ни один методологический принцип не может исключить риска зайти в тупик в ходе научного исследования» [3: 41].

Каждый метод, как правило, применяется не изолированно, не сам по себе, а в сочетании с другими методами. Следовательно, конечный результат научной деятельности во многом определяется тем, насколько умело и эффективно используется эвристический потенциал каждой из сторон того или иного метода и всех методов в их взаимосвязи (схема 2).


Схема 2. Методы исследования межкультурной коммуникации


Таким образом, мы рассмотрели основное содержание методов по изучению и развитию межкультурной коммуникации, которые акцентируют внимание, как на общих трудностях, так и на частных случаях межкультурного общения. Использование перечисленных методов позволяет подготовить студентов вуза физической культуры к эффективным контактам с чужими культурами, научить понимать своих партнеров по коммуникации, добиться поставленных целей и результатов.

Опытно-экспериментальную работу по развитию межкультурной коммуникации студентов мы проводим на базе УралГУФК в рамках изучения курсов культурологии и философии, а также спецкурса «Основы межкультурной коммуникации», посвященного приемам и методам по совершенствованию межкультурной коммуникации студентов физкультурного вуза.


Литература:

1. Баканова, Ю. В. Воспитание основ межкультурной коммуникации у студентов в процессе изучения иностранного языка / Ю. В. Баканова // Сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК. Вып. 5. – Челябинск: УралГУФК, 2006. – 148 с.

2. Белановский, С. А. Метод фокус-группы / С. А. Белановский. – М.: Магистр, 1996. – 272 с.

3. Василик, М. А. Основы теории коммуникации : Учеб. для вузов / М. А. Василик. – М.: «Гарданики», 2005. – 615 с.

4. Грушевицкая, Т. Г., Попков, В. Д., Садохин, А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учеб. для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин / Под ред. А. П. Садохина. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. – 352 с.

5. Кохановский, В. П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование особенности и методологии социального познания) : Учеб. пос. для асп-ов / В. П. Кохановский. – Ростов н/Д : «Феникс», 2005. – 320 с.

6. Фабрика, И. Г. Коммуникация как способ активизации учебного процесса / И. Г. Фабрика // Сб. матер. II Междунар. науч.-прак. конф. «Язык и культура». – Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2007. – 146 с.

7. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации: Учеб. пос. / Л. Н. Федотова. – СПб.: Питер, 2004. – 397 с.



8. Янкина, Н. В. Межкультурные тренинги : содержание и методы / Н. В. Янкина // Инновациии. – 2005. – № 1. – С. 32–36.