Эпиграф: «В «Капитанской дочке» все не только самая правда, но ещё как бы лучше её». - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Эпиграф: «В «Капитанской дочке» все не только самая правда, но ещё как бы лучше её». - страница №1/1

Литературная игра по роману «Капитанская дочка»

( 8 класс)
Цели: углубить понимание идейно – художественного богатства произведения, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.
Предварительная подготовка: Класс делится на три команды.
Эпиграф:

«В «Капитанской дочке» все не только самая правда, но ещё как бы лучше её». (Н.В.Гоголь)

Ход урока.
1. Слово учителя. Итак, мы прочли последнее большое произведение А.С.Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал А.С.Пушкин.

И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.

- Кому книга показалась сложной? Простой? И всё ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?

Наша – задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.



2. Блицопрос.

- Давайте вспомним страницы романа.

1) Имя отца Гринёва? Андрей Петрович

2) Служил при графе… Минихе

3) Сколько было крепостных у отца Гринёва и в какой губернии была его деревня? Триста крепостных, в Симбирской губернии

4) Сыну был пожалован в дядьки… стремянный Савельич

5) Выучился Петруша грамоте… на 12 году

6) … и мог очень здраво судить о… свойствах борзового кобеля

7) Был нанят француз … мосье Бопре

8) …который в отечестве своём был… парикмахером

9) … в Пруссии… солдатом

10) …а потом приехал в Россию, чтобы… стать учителем

11) Батюшка вошёл на урок… географии
12) Иван Кузьмич вышел в офицеры из… солдатских детей

13) Он был необразованный и простой, но самый… честный и добрый

14) Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей …» пару серег

15) Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из –под караула донской казак…» Емельян Пугачев

16) Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?...Умирать так умирать:…» дело служивое

17) Кто «сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась»? Пугачев


3. Задание для аргументированного ответа.
Можно ли назвать «Капитанскую дочку»…

Первой команде: …бытовым романом?

Второй команде:…нравоучительным романом?

Третьей команде:…историческим романом?
Вывод: О жанре произведения можно спорить; но мы видим в нём и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем.
4. Отгадайте, кто этот человек?
- «Трусиха…До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется».

- Кто первым найдёт, как Маша отвечает на слова Гринёва:

« Я готов на всё, кинемся в ноги к твоим родителям, они нас благославят, мы обвенчаемся»?

- Но вот она в заточении у Швабрина. Что отвечает она освободившему её Пугачёву на слова: « Скажи, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? В чём ты перед ним провинилась?»


5. Итак, человек, даже самый скромный, иногда загадка

И Пушкин даёт подсказку – эпиграф. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, то есть большая часть, заимствованы из народного творчества.

Задание. К какой главе эпиграф и к кому он относится

Первой команде – к 7 главе «Приступ»:

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!...

Второй команде: к 12 главе «Сирота»:

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек…
Третьей команде: к 14 главе «Суд»:

Мирская молва-

Морская волна

Пословица




6. Личности, казалось бы, совершенно разного масштаба равно интересны Пушкину
Задание. Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина или Пугачёв?
а) Инсценирование эпизода «Освобождение Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой»: «Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате….Дай вам Бог любовь и совет!»
б) Инсценирование эпизода « Встреча Маши Мироновой с Екатериной »: «Вдруг белая собачка английской породы залаяля… Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо».
в) Инсценирование военного совета в Оренбурге (Мнение мое было принято… Совет разошелся…)

7. Подведение итогов .
Итак, ребята, роман А.С.Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характера героев: Маши Мироновой, Пугачёва; учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.



Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, которые Пушкин учит нас видеть и понимать.