Электронное пособие (проектная работа) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. Н. Кислов атомная физика учебное электронное текстовое издание... 5 1467.3kb.
Учебно-тематическое планирование № и Тема занятия Применяемые цифровые... 1 176.32kb.
Проектная работа выгодно ли жить в долг 1 263.31kb.
Ii литвиновские чтения проектная работа 1 83.74kb.
Методические указания позволяют обеспечить единство требований по... 4 1058.07kb.
Заведующий имц 1 10.12kb.
Электронное онлайн обучение Аннотация 1 49.79kb.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся... 15 7679.95kb.
Типовые проектные процедуры. Схема процесса в проектировании 1 208.44kb.
Конкурс мини-проектов «Здоровье энергия и радость жизни» Проектная... 1 487.93kb.
Доклад учителя экономики Левадней С. В. Цели и задачи проектной деятельности... 1 104.64kb.
Сборник материалов Тамбов, 2010 ббк редакционная коллегия 6 1967.7kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Электронное пособие (проектная работа) - страница №1/1

Районная творческая конференция школьников

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа №1»




Электронное пособие

(проектная работа)





Автор: Пойлова Маргарита,

ученица 6 «А» класса

Руководитель работы:

Пойлова Вера Анатольевна,

учитель географии

Мельниково 2010

Оглавление


  1. Описание проекта ………………………………………………………………… 3

    1. Основная идея и замысел проекта, актуальность

    2. Цель проекта

    3. Задачи проекта

    4. Ожидаемые результаты

    5. Продукт проекта

    6. Формы представления результатов проекта

    7. Механизм реализации проекта

    8. I этап проекта

    9. II этап проекта

    10. Ресурсное обеспечение проекта



  1. Природные зоны мира ………………………………………………………….. 8

    1. Влажные экваториальные леса…………………………………………….. 9

    2. Саванны……………………………………………………………………... 11

2.3. Пустыни……………………………………………………………………… 12

2.4. Степи………………………………………………………………………… 24



    1. Лесная зона умеренного пояса……………………………………………. 14

    2. Хвойные леса (тайга)……………………………………………………… 16

    3. Тундра……………………………………………………………………… 18

    4. Арктические и антарктические пустыни………………………………… 19

  1. Заключение……………………………………………………………………… 20

  2. Список источников и использованной литературы ………………………… 21

  3. Приложение (электронное пособие «Природные зоны мира») …………….. 22




  1. Описание проекта




    1. Основная идея и замысел проекта, актуальность

Каждый год с родителями мы ездим отдыхать. И я заметила, что животные и растения разных территорий отличаются видовым составом. Меня заинтересовал этот факт, и мне захотелось узнать, от чего это зависит, а также более подробно познакомится с представителями различных территорий, узнать о них как можно больше и познакомить с ними своих одноклассников.






С этого года мы приступили к изучению нового для нас предмета география. Знакомясь с учебником, я нашла интересующую меня тему и решила её рассмотреть, но оказалось что в учебнике очень мало информационного материала и ещё меньше иллюстраций по этой теме. Поэтому предметом своего проекта я выбрала тему «Природные зоны мира»

Свою работу я начала с того, что на одном из уроков география среди одноклассников я провела анкетирование, с целью выяснения интересна ли вам тема «Природные зоны мира»? Анкетирование показало, что эта тема интересна многим моим одноклассникам.

Я подобрала нужные мне книги в домашней, районной и школьной библиотеке. Также, используя ресурсы Интернета, мультимедийные учебные пособия по географии я собрала интересную информацию о природных зонах мира и их обитателях, а так же иллюстрации и видеосюжеты для создания электронного пособия.

После чего я приступила к созданию электронного пособия «Природные зоны мира» (см. приложение)

С начала я представила свою работу одноклассникам – мой рассказ сопровождался презентацией пособия. А закончился проверочной работой. Затем я провела повторное анкетирование с целью выяснения мнения об электронном пособии. Анкетирование показало, что намного интереснее и образнее было воспринимать информацию, которая сопровождалась красочной презентацией.



    1. Цель проекта:

Целью моего проекта является формирование интереса к урокам географии, через образное, яркое восприятие изучаемого материала.

    1. Задачи проекта:




  1. Изучить различные источники информации о природных зонах

мира, о животных и растениях.

  1. Выяснить степень информированности и интереса одноклассников по данной теме.

  2. Создать электронное пособие «Природные зоны мира».




    1. Ожидаемый результат:

Повышение интереса к изучению темы «Природные зоны мира», благодаря образному, яркому представлению изучаемого материала.




    1. Продукт проекта:

Электронное пособие для уроков географии и индивидуального изучения по теме: «Природные зоны мира»






    1. Форма представления результатов проекта:

Презентация проекта на школьном и районном этапе научно-практической конференции, а так же на молодежном форуме в городе Северске. Электронное пособие размещено на сайте МОУ «Шегарская СОШ №1» для свободного доступа



http://sheg school1.edu.tomsk.ru

    1. Механизмы реализации проекта

Для выполнения проекта предполагается использовать следующую группу механизмов:

  • мотивационные, ориентированные на мобилизацию интереса одноклассников;

  • информационные, направленные на повышение информированности.

С этой целью будет создано электронное пособие для интересующихся учащихся.

  • организационные, заключающиеся в распределении работ по этапам для решения проектных задач;

  • аналитические, направленные на анализ и оперативное изменение хода проектной работы. С этой целью будет проведено анкетирование одноклассников до и после реализации проекта.

Для реализации проектных задач, их конкретизации и более эффективного распределения проектной работы по срокам, требуется два этапа, каждый из которых имеет содержание работы и определенные промежуточные результаты.





    1. I этап (декабрь-январь 2009-2010 г)




Задачи

Содержание проектной работы

Промежуточные результаты

Анкетирование одноклассников, с целью с целью выяснения интересна ли вам тема «Природные зоны мира»?

Анкетирование

Результаты анкетирования



Вопрос

Да

Нет

1.Заинтересовала ли вас тема «Природные зоны мира»?


19чел , 90%


2 чел, 10%


2.Хотели бы вы подробнее узнать об различных представителях флоры и фауны природных зон мира?


18 чел, 86%


3 чел, 14%


В опросе принимало участие 21 человек

Изучить различные источники информации по данной теме

Работа с различными источниками информации:

энциклопедии, Интернет, мультимедийные учебные пособия по географии



Информация о природных зонах мира и особенностях их органического мира

Отбор иллюстраций и видеосюжетов

Работа с различными источниками информации:

энциклопедии, Интернет, мультимедийные учебные пособия по географии



Иллюстрации и видеосюжеты для электронного пособия



    1. II этап (февраль-март 2010 г)




Задачи

Содержание проектной работы

Промежуточные результаты

Создать электронное пособие «Природные зоны мира»

Создание презентации в программе Power Point

Электронное пособие «Природные зоны мира» в программе Power Point

Создать презентацию для защиты проекта «Природные зоны мира»

Создание презентации в программе Power Point

Презентация для защиты проекта «Природные зоны мира» в программе Power Point

Представление результатов проекта

1.Выступление перед одноклассниками.

2.Анкетирование одноклассников с целью выяснения мнения об электронном пособии.

3.Защита проекта на школьном и районном этапах творческой конференции школьников.

4.Защита проекта на молодежном форуме в городе Северске.

5.Электронное пособие размещено на сайте МОУ «Шегарская СОШ №1» для свободного доступа

http://sheg school1.edu.tomsk.ru



Результаты анкетирования

Вопрос

Да

Нет

1.Узнали ли вы что-то новое о природных зонах и их обитателях?


21 чел,

100%



0

2.Изменилось ли ваше представление о природных зонах мира благодаря электронному пособию?


20 чел,

95%



1чел,

5%


В опросе принимало участие 22 человека




    1. Ресурсное обеспечение проекта:




  • Энциклопедия животных;

  • Энциклопедия Растения;

  • Интернет;

  • Компьютер;

  • Мультимедийное учебное пособие

«География 6-10 классы»;

  • Мультимедийное энцик лопедическое издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».




  1. Природные зоны мира

Ещё в глубокой древности было подмечено, что природные условия на Земле закономерно изменяются с географической широтой. В направлении от полюсов к экватору на суше последовательно располагаются разные природные зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, хвойный лес (тайга), смешанный лес, широколиственный лес, лесостепь, степь, полупустыня, пустыня, саванна, сезонно-влажный лес, экваториальный лес.



Такую смену природных зон – называют широтной зональностью. Главная причина её это изменение соотношения тепла и влаги от экватора к полюсам.

Итак, природная зона – это территория, обладающая общностью температурных условий, увлажнения, почв, растительности и животного мира.


    1. Влажные экваториальные леса (джунгли)


Располагаются влажные экваториальные леса в районе экватора. Здесь в течении всего года высокие температуры и большое количество осадков. Такие климатические условия привели к образованию влажных экваториальных лесов с пышной растительностью, которые распространены в бассейне реки Амазонки в Южной Америке, в Африке на побережье Гвинейского залива и в бассейне реки Конго, а также в Азии на островах Малайского архипелага.

Густой вечнозелёный лес, так как деревья сбрасывают свою листву не одновременно.

Когда человек попадает в этот лес, он отрезан от света и солнца, его окружают громадные деревья и местами непроходимая кустарниковая поросль. Многообразна и сложна внутренняя жизнь леса, разнообразны виды его растительности. Одних только деревьев насчитывается около 1000 видов.

Экваториальный лес растет несколькими ярусами:

- Верхний ярус образуют 80 метровые деревья. (хлопковое дерево – сейба)

- В среднем ярусе преобладают быстрорастущие деревья высотой от 40 до15 метров. Фикусы с крупными кожистыми листьями, масличная пальма, эбеновое дерево, санталовое дерево, кофейное дерево, дерево кола, какао, гевея, хлебное дерево, плоды которого имеют сочную питательную мякоть богатую крахмалом, их употребляют в пищу в варёном или поджаренном виде. После брожения плоды дают вязкую массу, вроде теста, из которого пекут лепешки. Урожаем одного дерева в возрасте 15-20 лет можно прокормить в течение года 3 человек.

Цветковые растения, трава банан высотой до 7 метров плод созревает через 9 месяцев, в 100 граммах плодов содержится 79 калорий, 19 граммов углеводов и в 3 раза больше калия, чем в любом другом фрукте. Существует много видов бананов: фруктовые, текстильные из них изготавливают не гниющее в солёной воде волокно, которое идет на изготовление канатов, кухонный банан заменяющий картофель. Он в 2 раза больше фруктового, обладает несладкой мучнистой мякотью. Листья используются как органическое удобрение, и как кровельный материал

- В самом низу царство мхов и ползучих растений.

Большинство животных обитают в кронах деревьев. Много птиц: птица носорог, которая гнездится в дуплах самка высиживая яйца, замуровывает себя в дупле, а самец кормит её через небольшое отверстие, пользуясь клёвом как рукой, ловко срывая плоды. Колибри, мелкие птицы, размером 5,7 см и весом 1,6 г. Оперение многих колибри отличается чрезвычайно яркими цветами и металлическим блеском и часто сильно различается у разных полов по цвету, развитию, форме хвоста. Самцы вообще окрашены ярче и им особенно свойственны причудливые формы перьев хвоста и головы. Самки окрашены более тускло. Это очень подвижные, задорные и неуживчивые птицы. Полёт их чрезвычайно быстрый (до 80 км/ч), ловкий и манёвренный. В полёте мелкие виды издают крыльями жужжание, делая до 80-100 взмахов в секунду. Максимальная продолжительность жизни колибри составляет 9 лет. Колибри кормятся на цветах. Прежде полагали, что колибри питаются только нектаром цветов, высасывая нектар на лету, но в действительности главную, а для многих и исключительную пищу, составляют мелкие насекомые, которых они достают из цветов, а некоторые с поверхности листьев. Большинство видов гнездится на деревьях и кустах. Откладывают два яйца белого цвета, которые высиживает одна самка в течение 14—19 суток. Птенцы голы, слабы и беспомощны, вскармливаются также одной самкой. Геоцин, попугай Ара и другие.

Здесь живут летучие мыши, ящерицы, змеи, кочующие муравьи, которые передвигаются длинными колоннами, истребляя все на своём пути. Термиты, основная пища которых целлюлоза или ее производные. Обычно термиты поедают мертвые ветви и гниющие части древесных стволов, лишь изредка нападая на их живые ткани. Муха цеце, переносчик возбудителя сонной болезни.

Обезьяны: шимпанзе самый ближайший к нам родственник, ростом 170см, весом 80 кг, имеет 32 зуба. Живут стадами от 2 до 40 особей, за день проходят до 50 км. Капуцины, питаются различными плодами, орехами, семенами, сочными побегами, могут разнообразить рацион насекомыми, древесными лягушками, и содержимым обнаруженных птичьих гнёзд. Эти обезьяны держатся группами в 10-30 особей на определённой территории, внутри которой никогда не вступают в конфликт с ревунами. Капуцины очень подвижные обезьяны, они бегают и ходят на всех конечностях, редко на двух ногах, иногда прыгают. Их голоса полны разнообразных звуков. Капуцины пользуются заслуженной репутацией, как одни из наиболее сообразительных видов приматов. Самки рождают детёныша раз в два года после беременности, которая длится около 160 дней. Обычно рождается один детёныш, масса тела его составляет 8,5 % от веса матери.

Ленивцы, питаются почти исключительно древесными листьями, хотя могут при случае съесть насекомое или мелкую ящерицу. Почти все время ленивцы проводят, вися на ветке дерева спиной вниз. Чтобы не падать с дерева, ленивцы обладают большими и острыми когтями. 15 часов в сутки ленивцы спят, но и бодрствуя, они передвигаются очень медленно и только когда это необходимо (отсюда название. Температура тела активного ленивца составляет 30-34 °C, а в покое ещё ниже. Масса тела ленивцев разных видов варьирует от 4 до 9 кг, а длина тела составляет около 60 сантиметров. Из-за необычного положения тела ленивцев, их органы тоже расположены необычно. Печень повернута к спине и не соприкасается с брюшной стенкой, трахея изгибается и т. д. Шерсть направлена к хребту, в отличие от всех прочих млекопитающих. Мозг ленивцев содержит очень мало извилин, но хорошо развиты обонятельные области.

Ленивцы могут выдержать падение с большой высоты и тяжёлые травмы. Маленькие ленивчики цепляются не за деревья, а за шерсть матери. Есть крупные хищники, например, леопарды семейство кошачьих длина тела без хвоста 1,8 метра плюс хвост 78 см, а масса 90 кг, высота 75 см, рождается от одного до 3-х детёнышей, живут до 11 лет.



    1. Саванны


К зоне экваториальных лесов примыкает зона саванн. Саванны — обширные равные пространства в тропическом поясе, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Типичны для муссонного тропического климата с резким разделением года на сухой и дождливый сезоны. Саванны (иначе кампосы или льяносы) — степеподобные места, свойственные тропическим странам с сухим континентальным климатом.

В отличие от настоящих степей (а также и североамериканских прерий) саванны, кроме трав, содержат также кустарники и деревья. Там растут тысячи различных трав. Травянистая растительность саванн состоит преимущественно из высоких (до 1 метра) сухо- и жесткокожистых злаков. Кустарники разрастаются в саваннах иногда большими зарослями, занимая площадь во много квадратных метров. Деревья саванн низкорослы. Деревья и кустарники иногда оплетаются лианами и обрастают эпифитами. Деревьям, чтобы выжить, необходимы некоторые специфические качества для защиты от засухи. Например, баобаб отличается толстым, защищённым от огня стволом, способным, словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй. Другое дерево, например акация, имеет широкую плоскую кону, которая создаёт тень для растущих ниже листьев, предохраняя тем самым их от высыхания. Растительность саванн вообще приспособлена к сухому континентальному климату и к периодическим засухам, бывающим по целым месяцам. Злаки и другие травы редко образуют ползучие побеги, а обыкновенно растут дерновинами. Листья у злаков узки, сухи, жестки или покрыты восковым налетом. У деревьев листья мелки, волосисты, блестящи («лакированы») или покрыты восковидным налетом. Многие виды содержат большое количество эфирных масел.

В сухое время года растительность саванн замирает; саванны желтеют, а высохшие растения зачастую подвергаются пожарам. С началом дождей саванны оживают, покрываясь свежею зеленью и испещряясь многочисленными различными цветками.

Животные саванн были вынуждены приспособиться к выживанию в условиях засухи. Среди животных саванн количественно преобладают растительноядные: такие, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способные совершать переходы на огромные расстояния. Маленькие животные погружаются в спячку на всё время сухого сезона. Многочисленные хищники — львы, леопарды, гиены, гепарды. Пожиратели падали — грифы, шакалы.

На открытых местах охотятся на ящериц, змей и саранчу птица-секретарь и рогатые вороны, бегают беспокойные чибисы, перелетают жаворонки и каменки. По спинам слонов, носорогов и буйволов лазают, точно поползни, небольшие оливково-бурые птички с красным клювом. Это буйволовы птицы, или волоклюи, которые постоянно сопровождают крупных зверей, поедая на них клещей и других паразитов. Встречаются здесь и страусы.


    1. Пустыни тропического и умеренного поясов

Пустынный тип растительности приурочен к территориям с наименее благоприятными для существования растений условиями, поэтому растительный покров крайне беден в видовом отношении. Основной фактор, ограничивающий развитие растений, — недостаток влаги в почве, в связи с чем важную роль играют приспособления растений к дефициту влаги позволяющих добывать влагу и экономно ее расходовать. Они имеют мощную разветвленную и часто глубоко проникающую корневую систему, обеспечивающую максимально возможное поглощение воды из почвы. Растения пустынь мелколистны или безлистны. Для многих характерна опушенность листьев или восковой налет на них. У ряда злаков листья свернуты в трубочку, а подчас от листа у растения остается одна центральная жилка, превращенная в колючку. Быстро развиваясь в весенний влажный период, они резко замедляют рост в сухое время, сбрасывают молодые ветви и т.д. Для ряда растений характерна разнолистность: достаточно крупные весенние листья сменяются мелкими невзрачными летними листочками. В пустынных сообществах встречаются суккуленты — растения с мясистыми надземными органами (листьями, стеблями), накапливающие в них запас воды. Определенную роль в составе сообществ играют эфемеры и эфемероиды — растения, которые успевают пройти цикл развития в тот период, когда в почве есть влага, и тем самым избегают влияния неблагоприятных условий. Преобладают среди растений пустынь различные виды полыней и солянок. В условиях скудного атмосферного увлажнения большую роль в обеспечении растений играют водно-физические свойства субстрата, на котором поселяются растения. Худшие условия для растений складываются на глинистом субстрате. Лучше увлажнены песчаные пустыни, в которых на некоторой глубине часто образуется висячий горизонт влажности. В оазисах произрастают кокосовые и финиковые пальмы. Вся пальма от корня до листьев используется населением. О финиковой пальме говорят: «Царица оазиса купает свои ноги в воде, а прекрасную голову в огне солнечных лучей». Главное богатство финики чрезвычайно ценные по своим питательным качествам, которые она даёт до 250 кг в год. Собирать плоды не просто. Пальмы живут до 200 лет. В южной Африки зона пустынь занимает побережье Атлантического океана. Намиб для которой характерно уникальное растение дерево вельвичия высотой 50 см с двумя плотными кожистыми листьями до 3-м в длину, которые собирают влагу во время туманов. Живет до 150 лет.

Животный мир пустынь богаче и разнообразнее, чем растительный. Это царство пресмыкающихся. Многие долгое время могут находиться без воды и пищи. Некоторые животные впадают в спячку. Многочисленные насекомые, грызуны, антилопы, ящерицы, вараны, черепахи, змеи, скорпионы, лисицы фенек с большими ушами и глазами, верблюды. Из птиц распространены жаворонки, зуйки, дрофа-красотка.


    1. Степи


Основная полоса степей находится в Северном полушарии – в Евразии и в Северной Америке. В Южном полушарии степи есть только в Южной Америке. Степи представляют собой пространства, покрытые травянистой растительностью. Климат и почвы благоприятны для земледелия. В степях ярко выражена сезонная изменчивость растительного покрова. Рассмотрим теперь растительный покров степной зоны. В недалеком прошлом на этой территории безраздельно господствовали степи, сплошь покрывая междуречные равнины. Для степей типичны разнообразные растения, образующие перекати-поле — специфическую жизненную форму. Среди них есть и однолетники, и многолетники (качим метельчатый, зопник колючий, синеголовник полевой и др.). Такие растения ломаются у корневой шейки или отрываются в верхней части корня и, гонимые ветром, начинают странствовать по степи. Ударяясь о землю во время перемещения, они рассеивают семена. В типичных степях наиболее значительную роль играют дерновинные злаки с узкими листьями: различные виды ковылей, типчак, тонконог, житняк. Наряду с ними в составе степных сообществ всегда присутствует разнотравье. Сейчас такой растительности осталось очень мало, на ее месте мы всюду находим пашни и другие сельскохозяйственные угодья. В степной зоне климат гораздо суше, чем в лесостепи, поэтому степная растительность совершенно иная. Здесь распространены южные, или ковыльные, степи. Сколько-нибудь значительные массивы таких степей можно видеть теперь только на заповедных территориях.

Южная степь — это царство ковылей. Внешний облик растительности своеобразен, неповторим — серебристое, седое море, волнующееся от ветра. На этом фоне лишь кое-где разбросаны яркие пятна цветущего разнотравья. А местами его и совсем нет. Основу растительного покрова южной степи составляют дерновинные злаки с узкими листьями, прежде всего ковыли. Ковыль растет своеобразно — в виде крупного, очень плотного куста. Листья ковыля очень узкие и всегда сложены вдоль. Такая форма листовой пластинки служит приспособлением для того, чтобы уменьшить испарение из тканей листа (в засушливом климате это очень важно). Ковыли — достаточно засухоустойчивые растения, хорошо переносящие недостаток влаги в почве (такие растения называют ксерофитами). Разнотравья в южной степи мало. Представлено немногими видами. Среди них можно назвать шалфей поникающий. Его синие соцветия характерной формы кое-где виднеются на фоне ковылей. Цветки растения собраны на высоком стебле небольшими плотными кучками-мутовками. Верхушка стебля, несущая самую крупную группу цветков, всегда опущена вниз. Кажется, будто стебель подвял. Это — отличительная особенность данного растения. Все листья шалфея расположены внизу, у самого основания стебля. Еще один представитель разнотравья в южной степи — зопник колючий.

Раньше на травянистых пространствах степей паслись стада диких лошадей, бизонов, антилоп, а теперь в животном мире этой зоны преобладают грызуны – суслики, сурки, мыши-полевки, питающиеся зерном. Встречаются сайгаки, дрофы, перепелки, степной орел.


    1. Лесная зона умеренного пояса

Лес — сложное многоярусное растительное сообщество. В нем деревья, кустарники, кустарнички, травы, мхи, лишайники и грибы находятся в непрерывной взаимосвязи и взаимозависимости. Господствующий ярус образован деревьями с сомкнутыми кронами. Древесные породы различны по своим требованиям к теплу, свету и влаге. В той части умеренного пояса, где выпадает достаточное количество осадков, а зимы не слишком суровые, расположена зона смешанных лесов. Они занимают окраинные части континентов, где сказывается влияние океана. Европа, Восточная Азия, восточная часть Северной Америки.

Эти леса характеризуются большим разнообразием древесных пород, кустарников и травянистых растений. Особенно поражают видовым богатством дальневосточные леса, отличающиеся удивительным смешением северных и южных видов, значительным участием реликтов, присутствием лиан и папоротников-эпифитов и другими чертами, свойственными субтропическим лесам.

Широколиственные и смешанные леса многоярусны. Из широколиственных пород в лесах представлены дуб, липа, клены, ясень, вяз, граб, бук и др. Различные древесные породы, входящие в состав широколиственного леса, имеют разную высоту. Самые высокие деревья — дуб и ясень, более низкие — клен остролистный, липа, вяз, еще ниже — клен полевой. Однако отчетливо выраженных ярусов деревья обычно не образуют. Леса характеризуются сомкнутым верхним древесным ярусом, в котором доминируют дуб или липа. Ниже их — остальные древесные породы, которые чаще всего играют роль спутников. Хорошо развит кустарниковый ярус (подлесок) из орешника, бересклета бородавчатого, жимолости лесной, крушины ломкой и др. Напочвенный или травяной покров образован в основном многолетниками. Сныть обыкновенная, зеленчук желтый, осока волосистая, ветреница лютиковая, хохлатки, гусиные луки, чистяк весенний и др. Они появляются сразу после схода снега, цветут ранней весной, когда под полог леса поступает много света, и заканчивают свое надземное существование вскоре после распускания листьев на деревьях. В смешанных хвойно-широколиственных лесах бывает, развит и моховой покров, особенно в тех местах, где не накапливается значительного количества листового спада.

Из широколиственных лесов на территории России преобладают дубравы, дубово-липовые и липовые леса. На Кавказе и в Калининградской области встречаются буковые леса.

Дуб — сравнительно теплолюбивая древесная порода, требовательная к почвенному плодородию. Он не растет на очень бедных песчаных почвах, на переувлажненных, заболоченных почвах, но недостаток влаги в почве переносит хорошо. Дубовые леса распространены на Восточно-Европейской равнине. В восточных и северных районах с более суровым климатом он уступает место липе.

Липа — весьма теневыносливая и холодостойкая порода, но требовательная к температурным условиям в период вегетации. Она шире других широколиственных пород представлена в смешанных хвойно-широколиственных насаждениях. Одним из самых распространенных деревьев наших широколиственных лесов является клен остролистный, но он является обычно лишь примесью к господствующим древесным породам.

В смешанном лесу встречаются многие таежные животные: заяц-беляк, лось, белка, белка-летяга, глухарь. С юга в широколиственные леса проникают некоторые степные животные: заяц-русак, хомяк, серая куропатка. Типичные животные широколиственных лесов: благородный олень, кабан, косуля, лесная кошка, бурый медведь, лесная куница, черный хорь, норка, ласка, белка, несколько видов соней. Из птиц здесь преобладают насекомоядные и зерноядные. Зеленый дятел, пестрые дятлы (большой, средний и малый), голубь-вяхирь, иволга, зяблик, лесной жаворонок, синицы — большая и лазоревка, черный и певчий дрозды, западный соловей, зарянка. Белки в этих лесах питаются орехами лещины, семенами липы, клена и других лиственных пород, желудями. Желуди — излюбленная пища кабанов, едят желуди и медведи. Еще в прошлом веке в широколиственных лесах Европы обитали в значительном числе огромные дикие быки — зубры. Они населяли лесные области Центральной Европы и северо-запада России. Хищническая охота и войны привели почти к полному их истреблению. Огромная работа проведена в нашей стране по восстановлению численности зубров. Чистокровные зубры содержатся и успешно размножаются в заповедниках Беловежская пуща и Приокско-Террасном. Сейчас численность зубров значительно возросла. Питаются зубры травами, почками, листьями и корой лиственных деревьев.

Из пресмыкающихся в широколиственных лесах водятся зеленая и живородящая ящерицы, веретеница, медянка и обыкновенная гадюка, а из земноводных — травяная и остромордая лягушки, квакша.


    1. Хвойный лес (тайга)

Избыточное увлажнение, прохладное лето и суровую зиму лучше переносят хвойные породы. Их превращенные в иглы (хвою) листья испаряют относительно мало влаги. Хвойные леса занимают свыше 80% лесопокрытой площади России. Наиболее холодостойкой породой является лиственница. Полностью сбрасывая на зиму хвою, она тем самым предохраняет себя от вымерзания при чрезвычайно низких зимних температурах

(до -60...-70°С).

Хвойные (таежные) леса с четко выраженной ярусной структурой. Выделяются древесный ярус, подлесок, степень выраженности которого зависит от типа леса, кустарничково-травянистый ярус и напочвенный мохово-лишайниковый покров. Основными лесообразующими породами хвойных лесов России являются лиственница, сосна, ель, кедр (сибирская кедровая сосна) и пихта. В зависимости от лесообразующих пород таежные леса подразделяются на темнохвойные (из разных видов ели, пихты и кедра) и светлохвойные (сосновые и лиственничные).

Темнохвойные леса распространены в районах с умеренно холодным и одновременно довольно влажным климатом. Они преобладают в тайге Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, широко представлены в горах Кавказа, Урала, Сихотэ-Алиня, в наиболее влажных окраинных частях Алтая и Саян. Основные лесообразующие породы темнохвойной тайги России — ель европейская и сибирская, пихта и кедр сибирский. Больше половины площади темнохвойной тайги занимают еловые леса (11% лесопокрытой площади страны). Ель — порода теневыносливая, довольно требовательная к плодородию почв. Она образует сомкнутые насаждения с бедным травянистым покровом. Еловые леса мрачные, темные, влажные. Кустарников в ельнике обычно мало. На почве в ельниках почти сплошной ковер зеленых мхов, на фоне которого растут немногие таежные травы и кустарнички.

Многие растения елового леса остаются зелеными круглый год: ель, зеленые мхи и многие травы, сохраняющие зеленую листву под снегом. В полумраке елового леса, где практически единственными опылителями являются насекомые, у растений преобладают снежно-белые цветки (кислица, майник, грушанка, седмичник). Растения имеют очень мелкие семена, похожие на пыль.



Светлохвойные леса имеют совершенно иной облик. Основными лесообразующими породами этих лесов являются лиственница сибирская и даурская и сосна обыкновенная. И лиственница, и сосна — породы светолюбивые, имеющие рыхлую, ажурную крону, пропускающую много света, поэтому в светлохвойных лесах нет сильного затенения и растения нижних ярусов довольно хорошо освещены.

Лиственничные леса (более 37% лесопокрытой площади России) обнаруживают в своем распространении тесную связь с резко континентальным климатом. Они господствуют в Средней и Северо-Восточной Сибири, Прибайкалье, Забайкалье. Лиственница (особенно даурская) мало требовательна к теплу и влаге, легко переносит суровые зимы и сухость воздуха как зимой, так и летом, может расти на многолетней мерзлоте, так как интенсивно всасывает влагу холодной почвы. Малая требовательность к условиям обитания позволяет лиственнице произрастать и там, где другие древесные породы уже не находят благоприятных условий. Однако лиственница очень светолюбива. Для лиственничных лесов, имеющих небольшую сомкнутость крон, характерен хорошо развитый подлесок. На почве часто бывает сплошной мохово-лишайниковый ковер, на фоне которого растут типичные таежные и другие мало требовательные к плодородию почв травы и кустарнички: брусника, линнея, грушанка круглолистная, плауны и т.д. Местами большую роль играют болотные растения — багульник, голубика и др.

Сосновые леса занимают второе место по площади (примерно 16%) среди лесов России, уступая лишь лиственничникам. Они распространены от Белого моря до низовий Дона, от западных границ до Центральной Якутии и Алданского нагорья.

Сосна — порода быстрорастущая, светолюбивая, нетребовательная к теплу и влаге. Ее можно встретить на сухих боровых песках и сфагновых болотах, на голых меловых склонах и гранитных скалах. Часто сосновые леса приурочены к песчаным и щебнистым почвам. Сосна легко поселяется на открытых участках, выступая в роли дерева-пионера, поэтому часто она формирует производные насаждения на месте темнохвойных лесов после вырубок и пожаров.



Сосновые леса представлены различными типами от сосняков (боров)-беломошников до сосняков сфагновых. Многие типы сосновых лесов повторяют аналогичные типы ельников: сосняки-кисличники, сосняки-зеленомошники, сосняки-черничники и т.д. Наиболее своеобразным является бор-беломошник, формирующийся на особенно сухих и бедных почвах. Сосна здесь довольно низкая, угнетенная, деревья стоят редко. В этих борах встречаются растения, не свойственные ельникам. Одним из них является вереск — невысокий кустарник. Из травянистых растений можно назвать кошачью лапку, ястребинку волосистую. На поверхности почвы развивается светлый покров лишайников, образованный различными видами ягеля ("оленьего мха"), лишайника кладонии. Для леса характерно ярусное распределение животных. Наземный образ жизни: грызуны, лоси, медведи, волки, лисы. Древесный ярус занят птицами (кедровка, клёст, дятел) и белками, много времени на деревьях проводит рысь, бурундук, соболь, колонок.



    1. Тундра

Тундровый тип растительности формируется в условиях короткого и прохладного лета, высокой влажности воздуха и низкой температуры почв. Именно малым количеством тепла определяются основные особенности этого типа: безлесие, мозаичность (пятнистость), преобладание мхов, лишайников, кустарничков и, отчасти, кустарников, низкорослость, господство многолетников. Бедность видового состава тундры связана как молодостью, так и с суровостью условий, в которых он формируется. Тундровые растения низкорослы. Они распластаны по земле, а их корни разрастаются в основном в горизонтальном направлении и почти не идут в глубину. Широко распространены стелющиеся и подушкообразные формы. Благодаря низкорослости тундровые растения не только наиболее; полно используют тепло приземного слоя воздуха и предохраняют себя от усиленного испарения, вызванного сильными ветрами, но и покрываются зимой снегом, защищающим их от вымерзания. Растения тундр — преимущественно многолетники, в том числе и почти все травянистые растения. Однолетних трав крайне мало, так как пройти полный жизненный цикл за несколько недель чрезвычайно трудно. Есть живородящие растения. Это своего рода приспособление к воспроизводству потомства в условиях, когда семена не каждый год успевают созревать. В соцветиях таких растений (например, горец животворящий) вместо цветков развиваются луковички или клубеньки, которые, упав на землю, укореняются и дают начало новому побегу. Много в тундрах вечнозеленых растений: водяника (вороника), брусника, дриада, Кассандра, клюква, багульник и др. Это позволяет им с наступлением первых теплых дней полнее использовать лучистую энергию на фотосинтез, не теряя времени на образование листьев. У растений преобладают мелкие листочки, имеющие небольшую испаряющую поверхность. Нижняя сторона листьев, на которой находятся устьица, покрыта густым опушением, которое также уменьшает испарение. Ряд растений имеет кожистые листья: брусника, клюква, дриада.

Мхи и лишайники играют в тундре большую роль. Эти неприхотливые растения могут существовать под защитой даже тонкого снежного покрова, а иногда и вообще без него. У них нет настоящих корней, так как мхи и лишайники довольствуются влагой и питательными веществами, поступающими из атмосферы, однако развиваются тонкие нитевидные отростки, основное назначение которых — прикреплять растения к почве. Среди лишайников здесь преобладают кустистые — кладония, цетрария, алектория. Широко представлены кустарнички и кустарники не только вечнозеленые, но и с опадающей листвой (ивы, карликовая березка, голубика, арктоус и др.). Среди многолетних травянистых растений встречаются злаки (луговик альпийский, мятлик арктический, лисохвост альпийский и др.), осоки (осока жесткая и др.), бобовые (астрагал зонтичный, копеечник неясный и др.), но большинство растений принадлежит к разнотравью (василисник альпийский, родиола розовая, купальница, герань белоцветковая, незабудки, мытник Эдера и др.). Характерная особенность тундрового разнотравья — крупные ярко окрашенные цветки: желтые, белые, малиновые, оранжевые, голубые.

Животный мир тундр беден числом видов. Лишь немногие из них приспособились к существованию в суровых условиях и не покидают тундру круглый год. Это лемминги, заяц-беляк, песец, волк, белая куропатка, полярная сова, северный олень. Летом появляется масса перелетных птиц: лебеди, гуси, утки.




    1. Арктические и антарктические пустыни

На большей части островов Северного Ледовитого океана и в Антарктиде преобладают ледяные арктические и антарктические пустыни. Зоны расположены в условиях с продолжительным периодом низких температур и вечной мерзлотой. Природа арктических и антарктических пустынь пока еще мало изучена. Органический мир беден. Большая часть лишена растительного и животного мира. Животный мир связан с омывающими водами. Белый медведь, киты, тюлени, кашалоты, морские львы, много птиц, пингвины.





Заключение
Таким образом, продуктом проекта является электронное пособие для уроков географии и индивидуального изучения по теме: «Природные зоны мира», где представлены все природные зоны мира и их яркие представители органического мира. Данное пособие способствует более яркому восприятию учебного материала, что и доказало проведенное мной анкетирование. На вопрос: «Узнали ли вы что-то новое о природных зонах и их обитателях?», 21 человек из 21 ответили «да», а на вопрос: «Изменилось ли ваше представление о природных зонах мира благодаря электронному пособию?» 20 человек ответили положительно и только один ответил отрицательно.

Я считаю, что с поставленной задачей успешно справилась.



В перспективе дальнейшая разработка электронного пособия по географии, но уже в виде фильма.

Список источников и использованной литературы:

1. Энциклопедия животных. Перевод с англ. М. Авдониной. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 128 с.

2. Растения. Полная энциклопедия. Ю. Школьник. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. – 256 с.

3. Мультимедийное учебное пособие «География 6-10 классы»;

4. Мультимедийное энциклопедическое издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;

5. Электронная Большая Детская энциклопедия

Приложение

Электронное пособие по географии «Природные зоны мира»