Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 34.35kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 145.74kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 58.85kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 70.55kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 193.79kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 82.29kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 118.83kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 89.82kb.
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» 1 166.26kb.
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» 1 36.38kb.
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» 1 43.98kb.
Н. Д. Елецкий собственность, власть и государство: эволюция и современная... 1 134.7kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» - страница №1/1


Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал»

Куковякин Ю.А., канд. юрид. наук, доцент МГТА

Проблемы теории государства и права в начале XXI века

Аннотация

В статье освещаются проблемы, касающиеся государства и права переходного типа, новых признаков государства, принципа разделения властей, теоретико-методологического анализа системы права, государственной политической власти, гражданского общества, предмета теории государства и права, методологии его изучения, принципов познания, формы государства и права, особенности правовых систем. Особое внимание уделено проблемам классификации правовых систем, определению места и роли правовой системы России среди других правовых систем.

Ключевые слова

Государство и право переходного типа; правовое государство; типизация государств; классификация юридических наук; формирование системы права в условиях глобализации; система сдержек и противовесов.

Известно, что еще древнегреческие философы Платон и Аристотель пытались разрешить некоторые юридические проблемы.

В конце XX, начале XXI века российскими юристами, к числу которых можно отнести, в первую очередь, Алексеева С.С., Лившица Р.З., Лазарева Б.М., Марченко М.Н., Хропанюка В.Н., Нерсесянца В.С., опубликованы значительные произведения, посвящённые общетеоретическим проблемам государства и права.

Из их теоретико-правовых заключений следует, что ни одна из структурных юридических наук, ни все они вместе взятые, не в состоянии обеспечить изучение государства и права как единых и целостных систем, познания их общих закономерностей возникновения, развития и функционирования. Именно необходимостью реализации этой задачи определяется существование, назначение и дальнейшее развитие теории государства и права как науки общественной, политической, теоретико-исторической, обобщающей, исходной, фундаментальной и методологической. Значительную роль в этом процессе сыграли европейские учёные, влияние которых сказалось на развитии и установлении транснационального характера юридической науки, отделении права от богословия, риторики, этики и политики, концептуализации правовых институтов и систематизации права.

Сегодня к проблемам теории государства и права можно отнести:


    • теоретико-методологический анализ системы права;

    • признаки государства в совершенно новой интерпретации, как государства переходного типа.

Такие учёные, как Г. Кельзен, М. Вебер, В.А. Четвернин, указывая на признаки государства, приходят к выводу о том, что на них оказывают серьёзное влияние ряд таких факторов, как форма; экономическая и социальная основа; особенности культурно-исторического развития; географическое положение; религия.

По Г. Кельзену, государство – это юридическое лицо, правовой феномен, своеобразная корпорация с правовым порядком. Государство – это некая социологическая общность, социальная реальность, система норм, нормативный порядок, политически организованное общество, аппарат власти. Отсюда следует, что первым признаком государства является его власть, т.е. средство организации целенаправленной совместной деятельности.

У М. Вебера политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти между группами людей. Власть – это стержень и политики, и права.

Политическая власть у В.А. Четвернина – это власть, которая осуществляет управление обществом в интересах благополучия общества в целом и регулирует отношения между социальными группами, сословиями, корпорациями, этническими, территориальными, религиозными и иными группами, введенными в правовые рамки, т.е. это уже можно сказать государственная политическая власть.

Особый взгляд на государственную власть выразил известный государствовед, правовед Чиркин В.Е. Он считает, что государственная власть выполняет роль арбитража в обществе, умеряя противоборство различных социальных групп, сил.

Не менее известный российский учёный, философ Ильин И.А. писал: «Власть государства распределяется между всеми его органами, и целиком она не принадлежит ни одному из них».

Из сказанного можно сделать вывод о том, что государственная власть – это власть публичная и политическая, легитимная, легальная и реальная. Сегодня, применительно к ряду государств, она создана по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Об этом говорили и писали учёные, философы древнего мира и средневековья. Этот принцип положен в основу большинства государств с демократическим политическим режимом нового и новейшего времени.

Русский учёный Котляревский С.А. в начале XX века объяснял, что такое правовое государство, используя немецкое слово «Rechtsstart», в своей работе «Власть и право». Над этим определением занимались многие учёные, и не только немецкие, и не только нового и новейшего времени. Использовались разные понятия: государство закона, справедливости, всеобщего благоденствия, законности и т.д.

М.Т. Цицерон в своих трудах «О государстве», « О законах», «Об обязанностях» (I век до н.э.) писал: «Государство – это соединение многих людей, связанных вместе между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Эти идеи поддерживал римский философ Сенека.

Говоря о правовом государстве, следует вспомнить слова К. Маркса: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган этому обществу всецело подчинённый…» Г.Ф. Шершеневич писал: «… в юридической науке сложилось два мнения по вопросу о том, что является первичным: государство или право?» Ответы до сих пор разные. Например, Г. Еллинек считает, что государство и право возникли одновременно.

Сегодня понятие правовое государство связывают с развитием гражданского общества и конституционным правом (Ф. Кистяковский), т.е. это такое государство, которое в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву (т.е. системе законодательства, законности). Иными словами, это есть такое государство, граждане которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права:


    • это наличие публичной власти;

    • наличие специального аппарата управления и принуждения;

    • наличие суверенитета;

    • верховенство закона;

    • появление «указного права»;

    • гарантийность прав и свобод граждан, взаимная ответственность с государством;

    • отсутствие привилегий;

    • отсутствие злоупотребления властью.

Н. А. Бердяев писал: «Делать себе кумира из правового государства – недостойно».

Для правового государства характерным является разделение власти. Современный взгляд на этот принцип означает независимые друг от друга ветви власти: законодательная власть – парламент; исполнительная – правительство; судебная – суд.

Суть этого принципа (теории) состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность её использования одними группами (классами) людей во вред другим. Древнегреческий историк Полибий (III–II век до н.э.) восхищался такой системой распределения власти в государстве. Эти идеи вынашивали Дж. Локк, Ш. Монтескье («О духе законов») XVIII в. Русские мыслители М. Сперанский, Ю. А. Тихомиров, Б. М. Лазарев, М.Н. Марченко и другие посвятили этому принципу свои работы на эту проблему.

В Конституции США 1787 г. этот принцип означал «принцип сдержек и противовесов».

О таком варианте в России писали Бестужев-Лада И. – «Почему необходимо разделение властей» (1989 г.), и К.С. Бельский (1990 г.) «Разделение властей и ответственность в государственном управлении».

Споры о плюрализме в России привели к событиям 3 – 4 октября 1993 г. Аномальный характер взаимоотношений властей возникает тогда, когда они выходят из рамок, установленных Конституцией.

Сегодня в РФ, в соответствии с Конституцией 1993 г., Президент РФ доминирует над исполнительной и судебной властью, так как обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на их кадровый состав. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ, Президент РФ представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов и возглавляет исполнительную власть.

Другие полномочия, несомненно, являются важными рычагами влияния законодательной власти на исполнительную, когда ст. 93 Конституции РФ даёт право выражать недоверие Президенту РФ и выдвинуть против него обвинение, вплоть до отрешения от должности.

Особое внимание сегодня уделяется проблемам классификации национальных правовых систем, правовой системе России и соотношению светской и религиозной системам права.

В связи с этим нельзя не согласиться со словами Рудольфа Иеринга, сказанными более 100 лет назад по поводу рецепции римского права «… Durch das romische Recht, aber uber das selbe hinans!» [2].

В этом плане следует заметить, что в ряде западноевропейских стран читается курс сравнительного правоведения.

Сегодня требование жизни таково, что не следует отрывать теорию государства и права (ТГП) от реальной, несколько политизированной и идеологизированной, на современном этапе развития общества, жизни. Поэтому определение предмета ТГП, его содержания меняется со временем, как, например, сменялись понятия диктатура пролетариата; общенародное государство и право; государство всеобщего благоденствия, которые остались в прошлом для истории.

Так, ст. 1 Конституции даёт новое определение Российскому государству, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Современную теорию государства и права называют ещё общей теорией государства и права, где первичной становится, по отношению к ранее принятым теориям, сама государственная правовая жизнь или действительность.

Многие современные учёные считают, что предмет теории государства и права включает в себя 5 видов закономерностей:


    • особенность расположения и проявления в социальном пространстве;

    • исторические рамки действия (всеобщие, общие и особенные);

    • степень охвата государственно-правовой материи (общие и частные);

    • тип связей различных государственно-правовых явлений, институтов и учреждений (структурные, функциональные и генетические);

    • особенность форм проявления (динамические и статические) [5].

Говоря о методологии изучения теории государства и права, следует отметить, что и здесь произошли определённые новшества, с точки зрения всех приёмов и способов, взятых в совокупности, по взглядам современных учёных, на основе таких принципов, как:

    • принцип всесторонности исследования государства и права;

    • принцип историзма, т.е. прошлого, настоящего и будущего;

    • принцип комплексности в изучении теории государства и права (с точки зрения философии, политологии, социологии, политэкономии, а не только юридической, как в статике, так и в динамике).

Наряду с принципами познания, большое методологическое значение для исследования государства и права имеют методы познания.

  1. Общие методы: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов и др.

  2. Частные методы: сравнительно-правовой, метод выработки правовых решений, толкования права и его норм.

Французский учёный Рене Давид в середине 60-х годов XX века писал: «… пытаться ограничить юридическую науку пределами одного государства и оградить от других государств, это значит ограничить свои возможности познания и деятельности…». Автор утверждал, что правоведение не может изучаться только в национальном плане, что юридический национализм – это провинциализм [1].

Системой научных взглядов и учений о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления считается диалектика как методика познания государства и права или методология, состоящая из нескольких стадий:



  • период первой глобальной научной революции в познании государства и права (V– IV в.в. до н.э.);

  • период второй глобальной научной революции в методологии познания государства и права (XVII – XVIII в.в.);

  • период третьей глобальной революции – это конец XIX века и до наших дней, связанный с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, и признаваемый, не признаваемый учёными разных направлений – неореформистская диалектика.

Отмечая объективный характер принципов всеобщей связи и развития, В.И. Ленин называл гениальной материалистическую диалектику как идею о «всемирной всесторонней, живой связи всего со всем», также как идею о вечности движения и развития материи, как борьбу противоположностей.

Сегодня известно, что в качестве методологических исходных положений могут выступать такие теоретические посылки, как:



  • природа, сущность, содержание, основные свойства и черты государства и права в целом;

  • совокупность связей и отношений, опосредуемых государством и правом и их различными элементами;

  • конкурентно-исторический характер связей и отношений;

  • всеобщая связь и зависимость явлений как наиболее общая закономерность существования государственной правовой жизни общества, её функционирования, как результат взаимодействия составляющих её структурных элементов, как выражение внутреннего единства и бесконечности связей и отношений государства и права с другими социальными явлениями.

Проблему теоретической и политико-практической значимости изучения процесса возникновения государства и права изучал русский юрист Михайловский И.В. в начале XX века. Однако она по-прежнему остаётся актуальной, мало исследуемой. Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер, в т.ч. социологический, политологический.

Необходим дифференцированный подход или изучение процесса возникновения рабовладельческих, феодальных, капиталистических, социалистических государств с их правом.

Борьба за власть и её последствия актуальны и сегодня. Последствия известны после распада Римской империи и образования ряда государств (V–IX в.в.). Развал СССР породил также новые государства с их новым правом на основе источников прошлого, остатков прошлого, основ настоящего и зачатков будущего. Как писал Коркунов Н.М.: «…Слабое общество в настоящем может продолжать существовать, если оно богато прошлым».

Г. Еллинек на рубеже XIX – XX веков писал, что теоретическая наука разработала общее и особенное учение о государстве. В происхождение государства вносится чисто политический момент, то же и о праве.

В современном быту право творится и развивается через сознательную деятельность (врождённость сознания). Проблемой остаётся на сегодня первоначальность образования права, его возникновения, вплоть до божественного установления. «А это уже выше человеческого произвола» – считает Н. Коркунов. Значит видится в этом роль религии. В Библии записано: Закон дал нам Моисей.

«Государь, по мнению богословов, наделён церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви» (Фома Аквинский, 1225 – 1274 гг.). Божественный разум управляет всем миром, считал он, а значит и государством. Эта идея и теория актуальна и сегодня (корыстолюбие, жажда власти и денег сгубили Римскую империю). «Люди перестали почитать богов». Особенно сильно падение нравов отразилось на молодёжи. На юность напала алчность и роскошь, а с ними и наглость. Потерян стыд. Так случилось с рядом и других государств, а не только с Римской империей.

К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того, что с возникновением и существованием классов неразрывно связано возникновение и существование государства и права. В.И. Ленин рассматривал эту проблему как «продукт и появление непримиримости классовых противоречий…».

Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал: «Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы». Он был заменен государством [4].

Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и, прежде всего, суды. Позднее были акты князей, королей. «Все люди – или свободные, или рабы», – писал в своих институциях римский юрист Гай (II век до н.э.).

Одной из наиболее распространённых правовых доктрин о происхождении государства и права является естественно-правовая.

Юристы Древней Греции (Гиппий V век до н.э.) в своих учениях исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. « Всё, что называется «правом или правдой» составляет результат соглашения людей…». Против этого выступали греческие философы Сократ, Платон, Аристотель, которые считали, что существуют кроме этого ещё и вечные, не писанные законы, вложенные в сердца людей самим божественным разумом.

«Естественное право – это то, что было бы, если бы не существовало государства и установленных им законов» (русский правовед Г.Ф. Шершеневич). Важной особенностью современной теории естественного права являются её ярко выраженные политические и идеологические аспекты в общественной жизни (политизация и идеологизация).

Что касается теорий: договорной, насилия, патриархальной, психологической и других, то современный взгляд на них тоже страдает разностью взглядов многих учёных.

Определённую роль среди множества теорий происхождения государства и права играет так называемая патримониальная теория, связывающая всё с поземельной собственностью. Кто владеет землей, тот и правит.

Немалый интерес у учёных юристов вызывается проблемами типологии государств и правовых систем. Они изучали вопрос (Г. Еллинек и др.): какими были государство и право на различных этапах развития общества, как они соотносились между собой и с государственно-правовыми институтами, что представляют из себя сегодня.

Типология (типизация) или классификация государств и правовых систем по типам – это объективно необходимый, закономерный процесс познания естественно-исторического развития государства и права, смены одних типов другими. Это один из важных приёмов или средств познания исторического процесса развития государства и права.

Особенностями исторического процесса являются естественность, объективность, всеобщность, непрерывность с его фазами и стадиями (В.О. Ключевский: «История – это движение во времени, познание этого процесса»).

Процесс развития человеческого общества, государства и права – это не только объективный, но и субъективный процесс. Например, как личности создавали державы (А. Македонский, Гай Юлий Цезарь, Наполеон и др.).

Российский историк Чистяков О.И. писал об огромном влиянии исторического процесса в развитии общества, о роли личности в этом процессе, оказывающих воздействие на развитие различных сфер жизни.

Философ К. Поппер считал, что единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с различными личностями, стоящих у власти. С мнением К. Поппера не все согласны, т.к. преобладает мнение о всеобщности, непрерывности и глобальности исторического процесса. При этом рассматриваются различия в понятии эволюция и революция. Эволюция – это процесс медленных, длительных по времени, качественных изменений, связанных с преемственностью. Революция – это смена типов государства и права в короткие сроки, т.е. перевороты.

Следуя тому, что тип государства и права – это классическая категория, которая является не постоянной, а рабочей, формирующейся и изменяющейся, развивающейся на всем историческом пути развития общества, поэтому известны: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы государства и права (правовых систем).

Что касается формы государства, то она тоже не является постоянной. Это старейшая проблема государствоведения, как писал Г. Еллинек, которая выражает сущность и содержание государства, его строение, составные части, структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

М.Т. Цицерон считал, что на существование имеют право три формы правления:


    • царская власть – монархия;

    • власть оптимистов – аристократия;

    • народная власть – демократия; также возможна и смешанная форма.

Современная точка зрения имеет место как на Западе, так и на Востоке, хотя единой – нет.

Л. Гумплович утверждал, что учение о религии государств или о государственных формах является шатким и неустановленным, как и определение понятий государства.

Платон (V – IV в. до н.э.) считал, что идеальной формой правления является законная власть немногих – аристократия. Монархия – законная власть, а олигархия – незаконная. Тирания – самая худшая власть.

Сегодня выделяют три составляющих понятия формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного политического режима.

Под формой правления понимается способ организации государственной власти (Платон имел в виду различие трёх добродетелей: мудрость, мужество и умеренность).

Государственное устройство – это внутреннее деление государства на составные части. Это соотношение государства в целом с его частями (унитарное гос-во и федерация, редко конфедерация).

Государственный режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти, как государственное и негосударственное состояние общества (франц. юрист М. Ориу).

Необходимо рассмотреть и такие проблемы, как особенности государства переходного типа и правовых систем современности.

1917–1936 годы – переходный этап в истории Российского государства, разработан В.И. Лениным.

1991–2008 годы – новый этап в развитии России, называется также переходным. Объясняется это следующим образом:

Произошёл распад СССР. Причины – субъективный фактор, считают многие учёные, т.е. законодатели-разрушители, идеологи и прагматики с подачи Запада; а также неправильно проводимая приватизация – впоследствии привела к издержкам.

Многие учёные считают, что ничего особенного нет в государствах переходного типа, т.к. они имели место во все времена, особенно при проведении реформ, перехода из одного качества в другое. Французский юрист М. Ориу писал в начале XX века, что каждое государство в любые эпохи подвержено болезням и кризисам (появляются властолюбие, вызывающее заговоры или чрезмерное развитие какого-нибудь из идеальных принципов, например, демократизма, гуманизма и т.д.).

Для России сегодня – это переход от псевдо социализма к капитализму (историк Т.Н. Грановский, XIX в.).

Современные переходные процессы имеют целый ряд характеристик, существенно отличающих их от аналогичных социальных сдвигов в прошлом:



  • их современный глобальный характер;

  • новая модель взаимодействия человека и природы;

  • выработка новых нравственных норм для объединения;

  • активное вмешательство человека в ход преобразовательных процессов.

Особенности возникновения государственных и правовых систем в переходный период это:

  • социальные революции, войны или неудавшиеся реформы;

  • эволюция социальной и государственной правовой материи при наличии альтернативы;

  • резкое изменение характера и масштабов традиционных экономических связей, временное расстройство экономики, ослабление материальной основы государства и правовой системы;

  • резкое падение жизненного уровня людей, наступление хаоса и общественного смятения;

  • доминирование исполнительно-распорядительной власти.

Особенности правовой системы переходного периода определяются субъективными и объективными факторами, такими как: социальные, экономические и идеологические. Право, при этом, выступает как средство в системе других – политических, идеологических, пропагандистских, для расширения и укрепления государственной власти, в том числе, для:

а) завладения главными рычагами государственной власти;

б) декларирования основных принципов стратегии коренных преобразований;

в) демонтажа нежизнеспособных институтов прежнего строя, оппозиционных сил;

г) формирования новых временных преимущественных органов переходной власти;

д) создания конституционного права и федеральных конституционных законов [3], с помощью которых:



  • создаются условия для формирования нового государственного и общественного строя;

  • происходит отказ от прежних концепций государства;

  • создаются условия для формирования новой системы экономических отношений в обществе;

  • закрепляются новые принципы организации и функционирования государственной общественно-политической жизни;

  • более значительное внимание уделяется правам и свободам граждан;

  • открыто и развернуто некоторое ограничение прав и свобод граждан федеральными законами;

  • Конституция объявляется основным законом прямого действия;

  • в Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права признаются составной частью правовой системы государства (ст. 15).

В то же время, многие современные государства в силу разных причин избегают закрепления положения о приоритетности международного права над национальным на конституционном уровне. Это еще одна особенность переходного этапа.

Литература

  1. Давид Р. Основные правовые системы современности /сравнительное право/. М. 1967

  2. Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. Ч. I Спб, 1875. С. 10

  3. Лассаль Ф. «О сущности Конституции// Конституционное право. Под ред. Богданова Н.А. 1996 г.

  4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21 2-ое изд. С. 173.

  5. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т.1. М. 2000. С. 43 – 97

Куковякин Ю.А. Проблемы теории государства и права в начале XXI века