Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 145.74kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 58.85kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 70.55kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 193.79kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 171.07kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 82.29kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 118.83kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 89.82kb.
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» 1 166.26kb.
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» 1 36.38kb.
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» 1 43.98kb.
Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации 8 2644.34kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» - страница №1/1


Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал»

Готовцева Н.Г.,старший преподаватель,

ПИ СВФУ, Якутск

Влияние личностно-профессиональной самоактуализации на формирование ценностных ориентаций будущих педагогов

Аннотация

В статье рассматривается влияние личностно-профессиональной самоактуализации на ценностное становление студентов. Раскрыты основные показатели и критерии формирования ценностей личности, познания, достижения жизненных целей.

Ключевые слова

Личностные и профессионально значимые качества обучающихся, познавательная активность, способность к рефлексии, самоорганизация.

Образовательные реформы, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс требуют от будущего педагога постоянного самосовершенствования, саморазвития, профессиональной гибкости и адаптивности. Вместе с тем, в условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема развития личности студента. Потребность общества в специалистах, не только имеющих достаточный уровень профессиональных знаний и умений, но и способных к самостоятельному выстраиванию стратегии собственной жизни, выдвинула перед высшим образованием задачу подготовки педагогов, ориентированных на определённые ценности [1].

Ценностные ориентации представляют собой смысловые установки личности, формирующиеся при усвоении социального опыта (социализации) и обнаруживающиеся в целях, убеждениях, направленности, связанных с познавательными и волевыми процессами деятельности на основе личностно-профессиональной самоактуализации, которое можно определить как стремление человека к познанию и развитию своих личностных и профессионально важных качеств, необходимых для осознания, присвоения ценностей познания, личности, достижения [2].

Нами выделены следующие педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов: обеспечение усиления аксиологической направленности учебных дисциплин и внеаудиторной деятельности будущего специалиста; актуализация стремления студента к самопознанию и развитию личностных и профессионально значимых качеств как средства формирования ценностных ориентаций; осуществление психолого-педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации обучающихся.

Это позволило нам выделить формирование ценностных ориентаций на основе базовых, жизненных ценностей: «Я – ценность», «Другой – ценность», «Познание как ценность», «Достижение жизненных целей».

В процессе формирования ценностных ориентаций личности студента посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе в нашем исследовании выступает познавательная активность. Показателями ценности познания являются: способность к выявлению структуры личности, способность к проблематизации и анализу собственных ресурсов, интеллектуальные особенности.

На наш взгляд, процесс формирования ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации будет эффективным, если в основу образовательного процесса будет положен принцип организации образовательного процесса теоретической деятельности, направленной на осмысление собственных действий. Следовательно, ориентация педагогического процесса на рефлексивный опыт каждого его участника будет действенным критерием формирования ценностных ориентаций будущих педагогов.

Поскольку личностно-профессиональная самоактуализация есть способность человека изменять себя на основе рефлексии по отношению к себе («Я – ценность»), к другим «Другой – ценность», то именно рефлексивный опыт как психолого-педагогический механизм самоактуализации молодых людей должен быть основой формирования ценностных ориентаций будущего педагога. Основными показателями рефлексии являются: рефлексия на себя (формирует «Я – ценность); рефлексия на другого (формирует «Другой – ценность»).

В качестве следующего критерия теоретической модели формирования ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации, нами выделена самоорганизация. Показателями самоорганизации являются: мотивация на достижение, волевая саморегуляция. Данные показатели самоорганизации формируют ценность «Достижение жизненных целей».

Итак, личностно-профессиональная самоактуализация будущих педагогов способствует формированию базовых жизненных ценностей, а именно ценности личности («Я – ценность» и «Другой как ценность»), ценности познания («Познание как ценность»), ценности достижения («Достижение жизненных целей»).



Литература

  1. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России//СОЦИС. 1994. №5.

  2. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психологический журнал №7, 2000.




Готовцева Н.Г. Влияние личностно-профессиональной самоактуализации на формирование ценностных ориентаций будущих педагогов.