Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» 1 166.26kb.
Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» 1 36.38kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 34.35kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 145.74kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 58.85kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 193.79kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 70.55kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 171.07kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 82.29kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 118.83kb.
Электронное научное издание «Труды мгта: электронный журнал» 1 89.82kb.
Отчет 51 с., 15 рис., 10 табл, 31 источник 1 40.37kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Электронное научное издание «Труды мэли: электронный журнал» - страница №1/1


Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал»

Скляр О.А. - ст. пр., Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики; Ставропольский филиал

Иностранный язык как средство гуманитаризации технического мышления


В статье освещены проблемы, связанные с гуманизацией высшего технического образования. Проблема гуманизации высшего технического образования рассматривается на примере изучения иностранного языка как эффективного средства гуманитаризации технического мышления.

Мышление – когнитивный процесс, в результате которого формируется новый образ реальности, недоступный непосредственно-чувственному отражению. На основе образов технического мышления человек понимает функцию, структуру, принцип функционирования сложных технических устройств и технологических процессов, может рационализировать известные и изобретать новые технические объекты и предлагать новые технологические процессы. Техническое мышление является одним из видов творческого мышления, развивается, формируется и проявляется в процессе решения главным образом технических задач (проблем). Однако особенности многих технических задач, объектов (материалов) оперирование специфическими, техническими и технологическими понятиями придают техническому мышлению своеобразный характер, обуславливая преимущественное развитие лишь определенных его сторон.

В связи с общими тенденциями гуманизации образования, в последние годы отмечается особый научный интерес к гуманитаризации технического образования. Многочисленные исследования доказывают, что чем выше уровень культуры человека, тем легче ему решать технические задачи. Именно поэтому современный этап характеризуется стремлением проникнуть в сами основания процесса гуманитаризации высшего технического образования, системно и органично вписать гуманитарные дисциплины в учебные планы и программы высшей технической школы, а также выявить возможности негуманитарных учебных дисциплин для гуманитаризации образования. В отечественной педагогике накоплен определенный научный фонд, который содержит в себе предпосылки для исследования процесса гуманитаризации высшего технического образования при изучении иностранных языков.

Выполненное нами исследование обращает внимание на то, что освоение технических объектов и технологических процессов осуществляется на основе искусственных языков (например, системы математических знаков, системы символов функциональных и принципиальных схем), смысловые единицы которых однозначны и понятны соответствующему специалисту. В связи с этим смысловое содержание, стоящее за дискретными символами языка, оказывается изначально ограниченным. Язык схем и технологических процессов монологичен. Он дискретизирует сознание человека. Техническое мышление не допускает плюрализма, неопределенности. Размытость даже обыденного языка раздражает человека. Он капсулируется.

Однако даже в обыденной речи слово – кодовое обозначение смыслового поля. Слово нагружается некоторым неясным описанием этого поля, смысл которого дается через другие, такие же кодовые обозначения. Все многообразие смыслового содержания остается скрытым – оно выявляется только через потенциальную возможность построения безграничного набора фраз. Континуальное смысловое содержание, стоящее за дискретными символами языка, оказывается принципиально неизмеримым. Нам доступны отдельные фрагменты, возникающие у нас при интерпретации тех или иных фраз. Механизм континуального мышления носит диалоговый характер в отличие от рефлекторного логического технического мышления. Нечеткие и неотчетливые по своему смыслу слова с неровными краями областей их значений, неясность разграничительных линий между понятиями, их многообразие и пестрота – все это создает возможность для нарушения строго дедуктивных форм мышления. Рассуждения человека должны быть, с одной стороны, достаточно логичными, т.е. оно должны базироваться на дедуктивной логике, с дугой стороны, они должны быть построены так, чтобы допускать логические переходы типа индуктивных выводов и правдоподобных заключений, не укладывающихся в стройную логику системы постулатов и правил вывода (иначе система будет тавтологической). Полиморфизм языка – это один из способов допущения нестрогости логики при внешнем сохранении видимости дедуктивной строгости: он позволяет вводить в нашу систему суждений ту рассогласованность, без которой она была бы неполна.

Многие авторы доказывают, что для удобства языка не всегда нужно, чтобы слова обладали точным смыслом. Неясность также может быть полезна. Она подобна наполовину пустой форме: каждый может заполнить ее по своему вкусу. Но главное содержание в большей или меньшей степени всегда там, где его аромат передается в смешении.

В наших исследованиях показано, что обыденный язык занимает промежуточное положение на той семантической шкале, на одном конце которой находится жесткий технический язык с четко обусловленными значениями символов. В центральной части шкалы – мягкие языки – с совершенно произвольной связью знака с означаемым. На другом конце пластические виды искусства – единственно оставшиеся у нас формы континуальной коммуникации. В музыке дискретные знаки нот сами не являются средствами коммуникации – это только запись того, что надо делать, чтобы воспроизвести континуально воспринимаемую последовательность звуков.

Важно обратить внимание на то, что каждый язык имеет свою особую систему входа в континуальные потоки сознания. Если осмысливание нашей повседневной речевой коммуникации происходит на континуальном уровнем, то можно высказать предположение о том, что само мышление существенно континуально.

Наши теоретические изыскания показывают, что иностранный язык для человека всегда оказывается более мягким, чем родной, а педагогическое экспериментирование доказывает, что при выполнении определенных педагогических условий изучение иностранного языка в техническом вузе является эффективным средством не только гуманизации высшего технического образования, но и предпосылкой креативного технического озарения.
Л и т е р а т у р а

Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия. М.: Академия, 2005.

Основы инженерного творчества: учеб. пособие для вузов/ В.И. Муштаев, В.Е. Токарев. М.: Дрофа, 2005.




Скляр О.А. Иностранный язык как средство гуманитаризации технического мышления