Элективный курс Ландшафтный дизайн объясняет как разработать дизайн удовлетворяющий те или иные конкретные требования. В нем рассказ - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Элективный курс Ландшафтный дизайн объясняет как разработать дизайн удовлетворяющий - страница №1/1

Пояснительная записка.
За последнее время садовый дизайн стал особенно популярен. Человеку всегда было свойственно чувство прекрасного. Прекрасен рассвет, когда кажется что вот, вот произойдет какое-то чудо, прекрасен закат с постепенно гаснущей зарей, прекрасен мир в котором мы живем, и хочется сделать его еще лучше, еще краше.

Мы должны воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство эстетического наслаждения и восторга. Посмотрев на красоту, созданную человеком, ребенок сам захочет создать нечто подобное у себя на даче, возле дома. В этом ему поможет элективный курс – «Ландшафтный дизайн». Ландшафтный дизайн – это умение грамотно и эффективно использовать природную территорию с минимальными затратами и усилиями, получив при этом наилучшие результаты.

Элективный курс Ландшафтный дизайн объясняет как разработать дизайн удовлетворяющий те или иные конкретные требования. В нем рассказывается о приемах составления композиций, добавлении выбранных особенностей и деталей, рассматривается характеристика лиственных и хвойных пород, знакомит в доступной форме со стилями ландшафтного дизайна, формами садов, элементами цветочного оформления и садового декора.

К моменту разработки программы Ландшафтный дизайн у автора был накоплен теоретический и практический опыт индивидуальной работы со школьниками.

В программу вошли следующие предметы: «Цветоводство», «Древесно-кустарниковые растения», «Основы агрономии», «Технология», «Картография», «Охрана труда».

Совместно с учащимися был спланирован и оформляется декоративно ландшафтный комплекс, в который вошли участки с различными видами цветников, альпийская горка, элементы вертикального озеленения, искусственный водоем.

На основе проделанной работы было решено создать элективный курс Ландшафтный дизайн в системе дополнительного образования.

Программа Ландшафтный дизайн является профессионально ориентированной. Она рассчитана на учащихся старшего возраста от 15 – до 17 лет. Продолжительность обучения – 1 год. Учебная группа состоит из 12 учащихся. Занятия элективного курса проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 2 часа в неделю.

Основа курса это разработка дизайна сада, принцип построения ландшафтных композиций, его планировка с элементами садового декора, цветочного оформления, стили ландшафтного дизайна и формы садов.

Обычно занятия начинаются с теорети­ческой части: прежде всего, работа с литерату­рой, справочниками, затем рассказ руководи­теля. Вторая часть занятия - практическая: про­ведение опытов, лабораторно-практических работ, изготовление пособий, экспонатов и т. д. Теоретическую и практическую части можно менять и комбинировать в зависимости от изу­чаемой темы. В целях поддержания устойчиво­го внимания и активизации учащихся мы соче­таем устные объяснения материала с примене­нием наглядных пособий и технических средств обучения, увязываем изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом учащихся, исполь­зуем различные аналогии.

Основные положения и определения тео­ретического цикла учащиеся заносят в рабочие тетради под диктовку. Все незнакомые терми­ны руководитель записывает на доске.

На занятиях применяются различные формы массовой работы: олимпиады, виктори­ны, вечера вопросов и ответов, устные журна­лы, составление и разгадывание кроссвордов и т. п. Итогом работы учащихся с литературой могут быть выступления учащихся, диспуты, доклады, рефераты, подготовка к конференции. Немаловажны и игровые моменты.

При проведении практических занятий педагог следит за правильным использовани­ем оборудования, показывает приемы работы с инструментами, помогает разобраться в схе­мах и рисунках.

После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов кружка, обобщить проделанную работу. Общий итог может принимать различные формы: худо­жественно оформленный дневник, альбом с лучшими работами учащихся, выпуск стенгазе­ты, оформление специально оборудованной витрины и т. д.

В конце каждого года в нашем творческом объединении проходит отчетная выставка или конференция, на которой награждают грамота­ми наиболее активных учащихся.

Программа объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно-итого­вый учебный материал и предусматривает два уровня усвоения учебного материала: первый – ученический, т. е. репродуктивное действие с подсказкой; второй - алгоритмический, т. е. репродуктивное действие по памяти.

Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, единства научно-практических знаний, позитив­ного, целостного отношения к биологическим процессам и явлениям, к основам ландшафтно­го дизайна.

Практический материал направлен на развитие биологических и дизайнерских умений и навыков.

Творческие задания раскрывают художе­ственные способности учащихся, формируют их эстетический вкус.

Контрольный материал позволяет объек­тивно и дифференцированно оценить результа­ты учебной деятельности учащихся.

График учебного процесса может быть изменен в зависимости от конкретной учебной или практической задачи при обязательном со­блюдении общей продолжительности теорети­ческого обучения, творческих заданий, практи­ческих и контрольно-итоговых работ.
Цели и задачи
1. Образовательные:

• систематизировать и закрепить имею­щиеся знания, продумать, как ввести в созна­ние детей новые научные понятия;

• продолжить формирование определен­ных умений и навыков, закрепить их на практике;

• формировать диалектико-материалистическое мировоззрение;

• способствовать освоению нового содер­жания образования, целостному восприятию данных областей науки.

2. Развивающие:

• способствовать развитию любознатель­ности, расширять кругозор учащихся;

• развивать умения: самостоятельно при­обретать, анализировать, синтезировать, усва­ивать и применять биологические знания; уста­навливать причинно-следственные связи, сход­ство и различия; выдвигать гипотезы, проверять их достоверность; планировать свою деятель­ность; работать со справочной литературой, иллюстрациями, дидактическими пособиями, таблицами, схемами, графиками; проводить опыты, наблюдения, ставить эксперименты; на­блюдать и объяснять происходящие процессы и явления;

• развивать память, логическое мышле­ние, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремлен­ность, эмоциональную устойчивость и др.);

3. Воспитательные:

• формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении че­ловека к природе;

• формировать духовную культуру и нрав­ственность;

• приобщать учащихся к мировым и оте­чественным культурным ценностям;

• формировать гражданственность и пат­риотизм;


Основные формы и методы работы

Для достижения поставленных целей пре­дусматривается отбор основных форм и мето­дов совместной деятельности с учетом ступен­чатости обучения в данном учреждении допол­нительного образования.

В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

• экскурсия;

• практическая работа;

• творческое задание;

• тестовое задание;

• лекционное занятие;

• дискуссия;

• конференция;

• выставка творческих работ;

• конкурс творческих работ на уровне го­рода, области, республики.

Основные методы обучения: монологи­ческий, диалогический, алгоритмический, пока­зательный, эвристический:

• преподавания: объяснительный, инфор­мационно-сообщающий, иллюстративный;

• учения: репродуктивный, исполнитель­ский, частично-поисковый, поисковый, про­блемный;

• воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.


Психологическое обеспечение программы

Психологическое обеспечение програм­мы включает в себя следующие компоненты:

• создание комфортной, доброжелатель­ной атмосферы на занятиях;

• проведение психологического тестиро­вания по проверке базовых и приобретенных знаний, умений и навыков (тесты по направлен­ности личности);

• побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятель­ности;

• формирование знаний учащихся на раз­ных психологических уровнях (конкретно-чув­ственные представления, понятия, обобщаю­щие образы, «открытия» и т. д.);

• применение индивидуальных, группо­вых и массовых форм обучения;

• разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлет­воренности учащихся и их родителей дополни­тельными образовательными услугами.



Тематическое планирование

п/п

Наименование тем программы

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсии

Творческие задания

Всего

1

Введение

2




2




4

2

Первые шаги в ландшафтном дизайне

4










4

3

Стили ландшафтного дизайна

4







2

6

4

Разработка дизайна сада

4










4

5

Элементы садового декора

6










6

6

Элементы цветочного оформления

4







2

6

7

Декоративные травы

4

2




2

8

8

Газоны

2










2

9

Водные устройства

6










6

10

Альпийская горка

4

2







6

11

Древесные и кустарниковые лиственные и хвойные породы

2

2




2

6

12

Искусство человека и природы

2










2

13

Формы садов

4







2

6

14

Итоговое задание







2

4

6

15

Выставка творческих работ













2



темы

Тема

Количество часов

1

Введение

4




  1. Ведение

  2. Экскурсия № 1 «Знакомство с приемами ландшафтного дизайна МОУ Ляличская СОШ

2

2


2

Первые шаги в ландшафтном дизайне

4




  1. Какой сад вам нужен.

  2. Обследование сада (участка)

  3. Перспективное и текущее планирование

  4. Обустройство сада

  5. Современные тенденции в ландшафтном дизайне




3

Стили ландшафтного дизайна

6




  1. История появления и развития стилей и направлений в ландшафтном искусстве.

  2. Регулярный и пейзажный стиль

  3. Сад в стиле модерн, колониальный стиль.

  4. Стиль кантри и экологический сад

  5. Сады для начинающих и экономных садоводов

Творческое задание №1

Разработка одного из стилей в ландшафтном дизайне.






4

Разработка дизайна сада

4




  1. Форма и пропорции

  2. Факторы ландшафтного дизайна

  3. основные свойства цвета

  4. Как без проблем изменить сад.

  5. Дизайн проблемных участков

  6. Маленькие хитрости большого дизайна




5

Элементы садового декора

6




  1. Стены, ограждения для сада

а) высокие заборы, ограды

б) живые изгороди

в) подпорные стенки

г) шпалеры, изгороди, экраны

д) изгороди из бутылок


  1. Стежки-дорожки

а) дорожки в ландшафтном дизайне

б) декор в оформлении дорожек

в) патио и мощеные поверхности

г) ступени и изменения уровня



  1. Малые архитектурные формы

а) перголы и арки

б) зеленые комнаты

в) беседки и декоративные скамейки

г) миниатюрное зодчество






6

Элементы цветочного оформления

6




  1. солитеры

  2. бордюры

  3. арабески

  4. клумбы

  5. рабатки

  6. миксбодер

  7. группы

  8. массив

  9. заросли

  10. ковер

  11. опушки

  12. живые изгороди







Цветочные контейнеры:

  1. вазы напольные

  2. подвесные цветники

  3. цветочные башни

  4. кольца бетонные

  5. вертикальное цветочное оформление




Творческое задание №2

Разработка одного, двух элементов цветочного оформления.






7

Декоративные травянистые растения

8




1. а) Зарослевые растения

б) Кустистые растения

в) Дернистые растения

г) Луковичные растения

д) Вьющиеся растения

2. Декоративные качества растений

3. Экологическая характеристика декоративных растений

а) однолетники

б) двулетники

в) многолетники






Творческое задание № 3

Твои любимые летники.

Практическая работа: Семенное размножение декоративных растений





8

Газоны

2




  1. Создание газона и его содержание

  2. Подготовка почвы для газона

  3. Виды газонных трав и их возможное сочетание

  4. Уход за газоном




9

Водные устройства

6




  1. Пруды

  2. Бассейны

  3. Фонтаны




Пруд своими руками

  1. План, размеры, глубина.

  2. Необходимые материалы

  3. Мини-пруд




Растения местной флоры используемые для водоемов.

Экзотические растения для водоемов

Знакомство с видами и условиями размножения





10

Альпийская горка, рокарий

6




  1. Устройство каменистой горки

а) как выбрать место

б) какой материал нужен

в) как сделать дренаж

г) как ухаживать за альпийской горкой



  1. Знакомство с почвопокровными растениями, условиями выращивания и размножения




Практическая работа: Семенное размножение некоторых почвопокровных растений




Практическая работа: Вегетативное размножение почвопокровных растений




11

Древесные и кустарниковые лиственные и хвойные породы

6




  1. Характеристика основных пород и видов декоративных деревьев и кустарников

а) способы размножения (семенное и вегетативное)

б) уход за деревьями и кустарниками






Творческое задание № 4 Составление кроссворда и его оформление «Древесные и кустарниковые декоративные растения»




Творческое задание № 5 «Разгадай кроссворд»




Практическая работа: Вегетативное размножение некоторых деревьев и кустарников.




12

Искусство человека и природы

2




  1. Японский сад

  2. Сад в стиле ренессанс

  3. Барочный сад

  4. Модерн




13

Формы садов

6




  1. Треугольная форма

  2. Прямоугольная форма

  3. Угловые и Г-образные формы

  4. Широкие и короткие сады

  5. Длинные и узкие

4




Творческое задание № 6 Разработка ландшафтного дизайна одной из форм сада

2




Творческое задание № 7 Проект или макет участка территории

4




Экскурсия № 2 Знакомство с достоинствами или недостатками декоративного озеленения города

2




Итоговое задание

2




Выставка творческих работ учащихся





Предполагаемый результат

В конце первого года обучения учащийся должен знать:

• биологические и экологические особен­ности цветочных и декоративно-лиственных растений;

• посевной и посадочный материал, спо­собы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений, требования к условиям их выращивания, посева, технологию выращива­ния и уборки;

• основы дизайна по декоративно-цветоч­ному и древесно-кустарниковому оформлению садово-паркового ландшафта, экстерьера и интерьера зданий и помещений;

• основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;

• основные биологические и географи­ческие связи в природе, взаимодействие при­роды и общества;

• правила безопасности труда; должен уметь:

• применять биологические и экологиче­ские знания о цветочных и декоративно-листвен­ных растениях на практике;

• правильно определять предлагаемое растение (семейство, вид, род);

• размножать, выращивать, собирать цве­точную и декоративно-лиственную продукцию;

• разрабатывать планы агротехнических мероприятий по уходу за растениями и почвой;

• разрабатывать проекты озеленения и цветочно-декоративного оформления различ­ных объектов; составлять смету для озеленения;

• владеть основами ландшафтного и ар­хитектурного дизайна;

• изготавливать макеты, флористические поделки, наглядные пособия; аранжировать буке­ты из живых, высушенных и искусственных цветов;

• работать с дополнительной литерату­рой, наглядными пособиями, приборами, схе­мами, таблицами;

• наблюдать, зарисовывать, составлять схемы;

• воспринимать информацию изучаемых областей знаний с помощью популярной и на­учно-популярной литературы и средств массо­вой информации (телевидение, радио, газеты, журналы);

• применять правила безопасности труда;

• формировать собственную позицию в от­ношении биологической науки и дизайна в целом; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

В конце 2-3-го года обучения учащиеся должны обладать комплексными знаниями и умениями в узких областях дизайна и декора­тивного цветоводства (аранжировка, флористи­ка, фитодизайн, дизайн интерьера).

Виды оценки результативности учебных занятий

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и ито­говый контроль.

Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, уст­ный и письменный опрос, собеседование с уча­щимися и родителями.

Текущий контроль применяется для оцен­ки качества усвоения материала. Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.

В практической деятельности результа­тивность оценивается количеством и качеством посаженных и выращенных цветочно-декора­тивных растений открытого и закрытого грунта, а также качеством выполнения наглядных посо­бий, флористических поделок, творческих ра­бот по ландшафтному дизайну и интерьеру по­мещений (макеты, схемы, проекты).



Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые зада­ния, диагностическое анкетирование, выстав­ка творческих работ учащихся, оформление специально оборудованной витрины, оформ­ление альбома с лучшими работами учащихся и др.
Литература

  1. Тим Ньюбери. Дизайн вашего сада. Варианты готовых решений. «Кладезь-Букс» 2004.

  2. Сустина М.Ю., Тукаева И.А. Современный дизайн вашего участка. - М. «Мир книги» 2008.

  3. Шешко П.С. Ландшафтный дизайн. - Минск «Современная школа». 2009.

  4. Никишинский Ю.И., Павликова Г.К. Приемы цветочного оформления. М. «Россельхозиздат». – М. 1985.

  5. Вакуленко В. Декоративное цветоводство. - М. «Просвещение» 1982

  6. Крестникова А.Д. Декоративные многолетники. – М. «Ростсельхозиздат». 1987.