Элективный курс «философские беседы» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Из цикла Философские беседы» Л. Е. Балашов москва  2012 о цикле... 15 1743.65kb.
Элективный курс «Золотая пропорция» 1 166.36kb.
Элективный курс «Биология в истории культуры и цивилизаций» 1 268.6kb.
Элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном... 2 481.46kb.
Элективный курс М. В. Плетнева, школа №140, г. Пермь Предлагаемый... 1 187.06kb.
Элективный курс по иностранным языкам для учащихся 10 11 классов... 1 231.25kb.
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Геометрия красота и гармония» 1 118.18kb.
Элективный курс «Химия в промышленности» 3 924.49kb.
Элективный курс Естественные экосистемы 11 класс. Составлен учителем... 1 93.36kb.
Элективный курс «Страницы истории Британии» 1 58.38kb.
Из цикла “Философские беседы” Л. Е. Балашов критика марксизма 11 1485.88kb.
Программа международного форума по нанотехнологиям 1 424.29kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Элективный курс «философские беседы» - страница №1/1

Элективный курс «ФИЛОСОФСКИЕ БЕСЕДЫ»

Занятие 14.

Критерии морального выбора: удовольствие и счастье. Гедонизм. Принцип удовольствия и принцип реальности.
Делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным.
Вольтер

На протяжении долгой истории философии и этики отношение к Удовольствию и роли его в человеческой жизни менялось не сильно. Преимущественно выдвигались различные аргументы, направленные на ограничение и даже отрицание его ценности и уместности. С одной стороны, они содержали критерии, призванные разделить истинные и ложные, подобающие и неподобающие удовольствия, а с другой — устанавливали ценностные приоритеты, призванные ограничить потребность его получения.

Не претендуя на исторический экскурс, позволю себе несколько афоризмов для иллюстрации:

«Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению» (Аристотель)

«Само презрение к наслаждению благодаря привычке становится высшим наслаждением» (Диоген Синопский)

«Реальность — это разница между тем, что доставляет нам удовольствие, и тем, чем мы вынуждены довольствоваться» (Габриэль Лауб)

Утверждалось, что удовольствие допустимо, если, стремясь к нему, индивид не нарушает свои обязанности и не ущемляет чужие права или не препятствует нравственному совершенствованию и духовному возвышению человека, а также принципам милосердия и альтруизма:



«Отказывайся от всякого удовольствия, которое не полезно» (Демокрит)

«Самое высшее удовольствие в жизни — сознание выполненного долга» (Уильям Хэзлитт)

Существовало устойчивое убеждение, что следствием получение удовольствия является неизбежная расплата за него:



«Несвоевременные удовольствия порождают неудовольствия» (Демокрит)

«Минутное удовольствие часто бывает причиной долгих страданий» (Кристоф Мартин Виланд)

и продолжает находить отражение и в современном Интернет-фольклоре:



«Не гоняйся за наслаждением, иначе оно станет гонять тебя» (В. Мозговой)

«Трудно жить в своё удовольствие, не задевая чужого» (А. Минченков)

Видимым исключением была этическая позиция Гедонизма, одной из основных идей которого было убеждение, что удовольствия не награда за достигнутую цель, а сама цель, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания есть коренной смысл человеческих действий, реальное условие счастья.

Однако, среди афористичных высказываний можно обнаружить и компромиссные взгляды:

«Умеренное удовольствие снимает душевное напряжение» (Сенека (младший))

«Пока философы спорят, что является главным добродетель или наслаждение, ищи средства обладать и тем, и другим» (Фрэнсис Бэкон)

Казалось, Зигмунд Фрейд внес достаточную определенность относительно этого вопроса, написав свою знаменитую работу — «По ту сторону принципа удовольствия» в 1920 году и практически переместив фокус рассмотрения из сферы философии и этики в область естественных наук, присвоив удовольствию роль регулятивной и сигнальной функции психики. В такой форме определение удовольствия и вошло во многие современные философские словари, приобретя безоценочный оттенок и статус одной их рабочих функций психического аппарата, тем самым, утвердив законное и естественное право на существования этого положительно окрашенного переживания, как естественной потребности.

Однако сомнения в праве на удовольствие и его допустимости, сознательное или бессознательное избегание радости и невозможность найти реальные и разрешенные пути реализации желаний одна из самых распространенных проблем современного человека.

«Ничего не радует», «ничего не доставляет удовольствие, как раньше (в детстве, молодости, 5 лет назад…)», скука, «нет куража, драйва», «для удовольствия нет времени (денег, компании, сил и т.д.) — характерные жалобы людей вне зависимости от возраста, достатка и занятости.

Попытаемся понять, почему так происходит и что надо сделать, чтобы пересмотреть свои отношения с Удовольствием, как найти и утвердить его законное место в жизни человека.

Начнем с того, что переживание Удовольствия/неудовольствия — самый ранний и первый отклик человека на воздействия внешнего мира, потому что это — биологический механизм. Неудовольствие связано с напряжением, а живому организму присуще бессознательное желание его уменьшать или совсем устранять. Когда индивид начинает испытывать неудовольствие, то его стремления направлены на прекращение или изменение ситуации, с которой связана подобная реакция. Это происходит, например, в ситуации тревоги, физического дискомфорта, ощущения биологических потребностей. Способность ощущать удовольствие/ неудовольствие на физическом уровне возникает с первых минут жизни человека и остается на всю жизнь.

Когда мы говорим о напряжении, имеется в виду некоторый оптимальный, переносимый для индивида уровень дискомфорта, характерный в момент столкновения его желаний и возможности их реализации. Часто повышение напряжения может быть скорее приятным и усиливать переживание удовольствия. Действия и фантазии, относительно отсроченного результата могут доставить даже больше положительных эмоций, чем свершившийся факт.

Таким образом, с потребностью в удовольствии бесполезно бороться — это то, что неотъемлемо присутствует с первых минут жизни человека и является его встроенным биологическим механизмом.

Изначально поведение младенцев и маленьких детей регулируется главным образом принципом удовольствия. Младенец желает быть немедленно накормленным, он не выносит физический дискомфорт, отсутствие мамы (или фигуры ее замещающей). Но постепенно, когда у младенца начинает формироваться внутренний образ заботящегося о нем человека, система собственных воспоминаний об ощущениях, связанных с процессом удовлетворения его потребностей, таким образом, он становится способным избегать неудовольствия путем фантазий и действий. Ребенок может обходиться соской, сосать собственный пальчик или уголок подушки, а не заходиться в крике, «призывая» немедленно покормить его. Интервал между возникновением желания и его удовлетворением увеличивается, при этом у младенца не возникает чрезмерного напряжения, в этот момент он не напуган, не испытывает сильную тревогу и злость. Ребенок становится более автономным, «самостоятельным», и одновременно, у него возникают зачатки активности и способности заботится о себе. Главное, чтобы интервалы отсутствия заботящейся фигуры и совершения адекватного отклика на потребности младенца были посильны для него, чтобы его ресурса хватило до прихода мамы, иначе он может «разуверится» в безопасности внешнего мира, своей состоятельности, любви и возможности удовлетворения собственных желаний. Что может привести во взрослой жизни к недоверию себе, другим людям, их и своим чувствам, к ненасыщаемости потребностей или, наоборот, отказу или невнимательности к собственным желаниям и как, следствие агрессивному, отношению к миру и себе.

А это означает, что со способностью испытывать удовольствие связан процесс формирования дальнейшей активной и творческой позиции человека, необходимой для сохранения его психологического благополучия, возможности любить и быть любимым, заботиться о себе и качестве собственной жизни.

Итак, можно с определенностью говорить о положительной роли удовольствия в жизни человека и о «принципе удовольствия», как о главном естественном регуляторе психических процессов, или душевной деятельности, или, по определению З. Фрейда, — проявлении «инстинкта жизни».

Следующий этап отношения индивида и Удовольствия начинается тогда, когда ребенок уже достигает достаточной автономии, чтобы встретиться с реальностью. Допустим, что он пополз, а затем и пошел и стал оказываться за пределами безопасного пространства кроватки. Сперва — это столкновение с физической реальностью: о горячее можно обжечься, об острое пораниться, о твердое ударяться, собака или кошка может укусить, а с кровати можно упасть и т.д. И как бы ни были привлекательны все эти предметы, существуют причины, по которым взаимодействия с ними могут привести к нежелательным или опасным последствиям. Фрейд писал: «…принцип удовольствия присущ первичному способу работы психического аппарата и что для самосохранения организма среди трудностей внешнего мира он с самого начала оказывается непригодным и даже в значительной степени опасным». И к фантазированию добавляется способность адаптивного поведения, а на место принципа удовольствия начинает приходить «принцип реальности», «который, не оставляя конечной цели — достижения удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию».

Кроме того, все опасные действия, которые пытается совершить ребенок, сопровождаются беспокойной и запрещающей реакцией взрослых. В их отклике ребенок слышит неодобрение, начинает чувствовать ограничения и напряжение. Психологически он встает перед выбором потерять главное удовольствие в своей жизни — любовь родителей или отказаться от ситуативных желаний. На этом этапе родители выполняют важную задачу: нахождения компромисса между собственной тревогой и необходимостью указать рамки и границы дозволенного для ребенка. Одновременно не переусердствовать с запретами, подавив стремление познавать мир, экспериментировать, получать удовольствие от собственных способностей или помогать учиться более гибко и разнообразно находить разные пути получения радости и удовлетворения.

Взрослый человек, обладающий достаточной автономией и психической зрелостью, отличается от маленького ребенка, тем, что он, как сказали бы психоаналитики, умеет создавать себе подходящую «мать-обстановку». Это означает умение формировать для себя среду, где есть место удовлетворению большинства собственных потребностей: биологических, интеллектуальных, социальных. При этом, что особенно важно, он не надеется получить это от одного объекта. Например, человек не ожидает, что только работа будет соответствовать одновременно его материальным, интеллектуальным и творческим потребностям, а также желаниям быть признанным, понятым, и любимым. Что партнер не всегда может удовлетворить и сексуальные, и интеллектуальные потребности, и будет заботиться о нем при этом, как родная мать, что с одними друзьями хорошо находиться в совместном творческом процессе, а у других искать понимание и поддержку. Такой человек, имеющий реалистичные ожидания, умеющий гибко формировать среду, отвечающую его потребностям, имеет более низкий уровень напряжения, тревоги и агрессии, и как следствие больше энергии, уважения к себе и удовольствия от собственной жизни.

Таким образом, следующий вывод, который мы можем сделать: существует определенная связь между удовольствием и запретами, как внешними, так и ставшими внутренними в процессе развития каждого индивида. Чрезмерное количество запретов, необоснованных его адаптационными задачами, влияют на возможность испытывать удовольствие от жизни. Несформированная способность находить допустимые и адекватные формы реализации собственных желаний и влечений приводит к чрезмерному внутреннему напряжению, негативным эмоциям и неудовлетворенности от собственного окружения и самого себя. Тратится много сил на сдерживание «запретных» агрессивных импульсов, и как следствие, по «принципу замкнутого круга» не хватает энергии на получение удовольствия.

Исследуя принцип удовольствия, Зигмунд Фрейд отмечал, «удивительный факт», «что «навязчивое повторение» воспроизводит также и такие переживания из прошлого, которые не содержат никакой возможности удовольствия, которые не могли повлечь за собой удовлетворения даже вытесненных прежде влечений… что и при господстве принципа удовольствия есть средства и пути к тому, чтобы само по себе неприятное сделать предметом воспоминания и психической обработки». Он отметил, что дети часто предметом и темой своих игр выбирают такие события, которые доставили им болезненные переживания, как, например, поход к врачу, разлука с родителями и т.д. Предполагалось, что в подобном случае совершалась попытка активного овладения травматическим переживанием, смысл которой заключался в том, что ребенок пытался стать инициатором и взять под контроль те события, в которых он чувствовал себя беспомощным, обиженным, испытывающим физический дискомфорт и бессилие. Однако «переигрывания» болезненной ситуации, с другим, более благополучным исходом в этой игре, часто, не происходило. Ребенок как будто застревал в бесконечном повторении наносящего ему психологический урон событии.

Заметим, что во взрослой жизни также распространены ситуации, которые характеризуются выражением «наступить на те же грабли». Отношения в неудачном браке, который был расторгнут, развиваются буквально или подобно со следующим партнером, схожие проблемы «переходят» с одной работы на другую, поведение, которое принесло нежелательные результаты, воспроизводится в следующей похожей ситуации.

Осознанно или бессознательно реализуя принцип удовольствия, можно выбирать путь отрицания возможности изменений, повторного переживания травматического опыта и сохранения негативных эмоций. Можно не называть это влечением к смерти, однако, очевиден конфликт с описанной выше творческой, инициативной и структурирующей личность человека позицией, обеспечивающей его основными целями и смыслом жизни.

Таким образом, очевидно, существуют два пути реализации принципа удовольствия, один активный, творческий и более осознаваемый, другой скорее бессознательный, пассивный лишенный радости, и возможности инициативного отношения к собственной жизни.

Возникает закономерный вопрос, каким образом оставаться по эту сторону принципа удовольствия, какие психологические задачи необходимо решить для того, чтобы достигший эмоциональной и физической зрелости человек мог стать создателем для себя такого жизненного пространства, чтобы оно не только отвечало его потребностям, но и доставляло радость и удовлетворение.

Руководствуясь сказанным выше, перечислим некоторые шаги, которые надо совершить на этом пути.



  1. Необходимо признать, что потребность в радости, удовлетворении собственных потребностей, реализации собственных желаний и влечений — это биологически обусловленный механизм. Каким бы путем это ни происходило — это то, что уже есть в Вашей жизни. Бороться с этим бесполезно. Часто выбором является консервативный путь, лежащий «по ту сторону принципа удовольствия». Надо понимать, что и в этом случае, вы уже во власти принципа удовольствия, но без ощущения удовлетворения и радости.

  2. Надо понимать и быть готовым, что начало движения к удовольствию будет не легким и непривычным. Важно разумно оценить собственные ресурсы и возможности, поискать источники сил, времени. Лучше найти единомышленников и поддержку, но понимать при этом, что не все окружающие и не всегда смогут разделить и понять ваши стремления. Более того, часто ваши желания могут находиться в противоречиях с их интересами. Так, например, затевая интересный проект на работе, вы можете огорчить своих домочадцев тем, что голова «занята не ими», не все ваше время и внимание принадлежит им, однако, ваши коллеги могут вполне разделять ваше стремление и послужить вам эмоциональной опорой. Старайтесь довольствоваться тем, что возможно получить от людей, находящихся рядом с вами, учитесь различать, быть способными воспринимать и ценить те знаки внимания и одобрения, которые возможны в данной ситуации. Но главным образом, надейтесь на себя, ведь вы нашли то, что вас увлекает и радует. Важно, чтобы стремление к радости не стало непосильной работой и тяжелой обязанностью.

  3. Удовольствие часто связано с запретами. Внешние запреты можно обходить, находя источники радости в других сферах жизни и собственной деятельности. Самые большие ограничения несут в себе запреты, которые стали внутренними. Часть из них принадлежит обществу, часть собственной родительской семье, а некоторые уходят корнями в семейную историю. Какие-то возникли в результате «каждодневного» воспитания, сознательных и бессознательных установок вашего окружения, какая-то часть в результате реакции на ситуацию, которая могла быть связана с испугом, ощущением беспомощности или угрозой потери любви со стороны близких людей. Обычно последние переживания характерны для раннего детства. Часто реакции, сформировавшиеся, как внутренние запреты, обещания, данные человеком, были необходимы в тех обстоятельствах и уже не работают в его новых жизненных условиях. Тем не менее, отказаться от них не получается.
    Проведите «инвентаризацию» собственных запретов. Научитесь отличать внешние и внутренние ограничения. Не новость, что многие внутренние запреты родом из детства. Знайте, что было «правильным» тогда, может мешать вам сейчас. Например, ваше поведение, что «работало» по отношению к «фигурам власти» (учителя, воспитатели, др. взрослые) в детстве, может быть заменено более комфортными для вас и разнообразными реакциями в нынешней взрослой жизни. Та лояльность семье, ее принципам и предписаниям, на самом деле связана только с частью ее истории, и ограничения, как правило, возникали в ситуациях, связанных с экстремальными обстоятельствами и задачами выживания. Соблюдение их в современных условиях не есть необходимость сегодняшнего дня. Более того, почти наверняка, существует другая, скрытая от осознания часть истории вашего рода, на которую можно опереться в и получить поддержку.

  4. Удовольствие должно соответствовать той жизненной ситуации, в которой Вы находитесь. Не разочаровывайтесь, если то, что радовало раньше, не приносит удовольствие сейчас. Или то, что было возможно в более молодом возрасте, недоступно сегодня. Ищите возможные формы. Вы любили играть в спортивные игры? Попробуйте понять, что именно Вас привлекало: физическая активность, чувство командного единства, динамичность игры, чувство преодоления, эмоции победителя или что-то другое. Помните, что у вас есть возможность получить схожую мозаику переживаний из разных областей своей деятельности. Детские, юношеские мечты и желания не могут быть воплощены в неизменном виде. Справедливо и обратное. Например, если в школьные годы у вашей семьи не было возможности учить вас танцам, рисованию, музыке, каратэ и т.д., то, может быть, еще возможно сделать это сегодня. Возможно, чемпионом вы не станете, но ответьте себе на вопрос, что вы хотите: испытать удовольствие от процесса или быть лучшим. Знайте, что это два разных стремления. И первое можно реализовывать непосредственно в означенных областях, а второе в какой-то другой сфере своей жизни.

  5. Удовольствие не бывает идеальным. Любой процесс и любой результат будет отличаться от эталона. Важен разумный компромисс интересов окружения и ваших собственных, разумное и адаптивное и изобретательное отношение к ограничениям и умение переносить тревогу, характерную для нового начинания и эксперимента.

Умение находить радость в жизни — это активный, творческий и целенаправленный процесс. Получать удовольствие, испытывать положительные чувства — это важнейшая задача психологически зрелого человека, залог его комфортной и полноценной эмоциональной жизни и признак его способности заботится о себе.