страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Элективный курс Естественные экосистемы 11 класс. Составлен учителем биологии и химии - страница №1/1
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ореховская средняя общеобразовательная школа Элективный курс Естественные экосистемы 11 класс. Составлен учителем биологии и химии Исправниковой Н.А. В курсе «Экологические системы России» дается характеристика естественных и антропогенных экосистем, раскрывается их многообразие, характерные признаки, структура. В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, которая развивает у них экологическое мышление. Использование разнообразных форм учебно-воспитательного процесса – лекций, семинаров, практических работ, экскурсий – позволяет связать изучаемый курс с жизнью. Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка и защита рефератов способствуют их саморазвитию, самообразованию, самоопределению. Курс интегрированный, то есть затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с географией и химией. Рассчитан на 28 часов, предназначен для профильной подготовки учащихся 10–11 классов. Цель курса: формирование у учащихся знаний о естественных и антропогенных экосистемах России. Задачи: 1. Расширить и углубить знания учащихся о структуре, особенностях, многообразии и значении экосистем России. 2. Ознакомить учащихся с основными мероприятиями, проводимыми по охране экосистем. 3. Развивать умение сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой, создавать проекты и защищать их. Ожидаемые результаты. 1. Получение учащимися знаний о естественных и антропогенных экосистемах России и мероприятиях по их охране. 2. Развитие познавательной активности, умение создавать проекты, работать с дополнительной литературой, сравнивать, анализировать и делать выводы. 1. Разработка и защита проектов озеленения своего города (школы, классы, квартиры). 2. Написание и защита рефератов. 3. Итоговое тестирование. Содержание курса Введение (2 ч) Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды их обитания. Вклад К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Т. Мальтуса, Ч. Дарвина в развитие экологии. Вклад русских учёных (А. Т. Болотова, Н. И. Вавилова, В. В. Докучаева, В. И. Вернадского, В. Н. Сукачёва и др.) в развитие экологии. Экологические «законы» Барри Коммонера. Причины тяжёлого экологического положения в России. Проблемы экологии России. Методы экологии. Структура экологии: общая экология и прикладные экологические науки. Экосистемы (3 ч) Общая характеристика экосистем. Состав экосистем: живые организмы (автотрофы и гетеротрофы) и абиотические факторы. Взаимосвязь компонентов экосистемы. Типы экосистем: естественные и антропогенные. Биомная классификация экосистем. Популяция как элемент экосистемы. Биологическая продуктивность экосистем. Естественные экосистемы России (9 ч) Экологическое равновесие в естественных экосистемах. Взаимодействия между организмами: горизонтальные (конкуренция и взаимопомощь), сигнальные взаимоотношения (зрительные, звуковые, химические), вертикальные взаимоотношения (хищник – жертва, хозяин – паразит); мутуализм. Многообразие естественных экосистем, их характерные признаки, особенности, видовое разнообразие, значение. Характеристика экосистем леса, степи, пустыни, луга, тундры, горных экосистем, экосистем пресных водоёмов и морских экосистем. Мероприятия по охране естественных экосистем. Демонстрация таблиц с изображением различных экосистем; просмотр видеофильма «Экологические системы». Антропогенные экосистемы (12 ч) Сельскохозяйственные экосистемы, их общая характеристика. Факторы, влияющие на структуру экосистем. Ресурсы агроэкосистем, их классификация и значение. Сельскохозяйственное загрязнение: стоками животноводческих ферм, пестицидами, тяжёлыми металлами, загрязнение почвы и продуктов питания нитратами. Мероприятия по охране сельскохозяйственных экосистем. Городские экосистемы: характеристика и особенности. Промышленное загрязнение среды: химическое, биологическое, тепловое, радиационное, электромагнитное. Мероприятия по охране городских экосистем. Экология автомобильного транспорта. Зелёные насаждения города. Квартира как экосистема. Экскурсия на учебно-опытный участок школы Разработка и защита проектов озеленения своего села (школы, класса, квартиры) (2 ч)
Планирование занятий
Рекомендуемая литература 1. Адольф, Т. А. Заповедными тропами. – М.: Просвещение, 1980. 2. Акимова, Т. А., Хаскин, В. В. Экология. – М.: Юнити, 1999. 3. Бондаренко, И. А. Тесты по общей биологии. – Саратов: Лицей, 1999. 4. Голубев, И. Р., Новиков, Ю. В. Окружающая среда и её охрана. – М.: Просвещение, 1985. 5. Захлебный, А. П., Суравегина, И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984. 6. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: Устойчивый мир, 2000. 7. Муравей, Л. А. Экология и безопасность жизнедеятельности. – М: Юнити, 2000. 8. Петров, К. М. Экология человека и культура. – СПб.: Химиздательство, 1999. 9. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1981. |
|