Элективный курс Естественные экосистемы 11 класс. Составлен учителем биологии и химии Исправниковой Н. А - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективный курс «Золотая пропорция» 1 166.36kb.
Интегрированный урок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки»... 1 74.94kb.
Элективный курс «Биология в истории культуры и цивилизаций» 1 268.6kb.
Отчет работы «Декады химии и биологии» 1 52.12kb.
Элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном... 2 481.46kb.
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Геометрия красота и гармония» 1 118.18kb.
Элективный курс М. В. Плетнева, школа №140, г. Пермь Предлагаемый... 1 187.06kb.
Элективный курс по иностранным языкам для учащихся 10 11 классов... 1 231.25kb.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс, базовый уровень... 1 278.12kb.
Характеристика учебного 1 54.49kb.
Элективный курс по математике 9 класс «Знакомые и незнакомые функции» 1 56.77kb.
Программа дисциплины «Риск менеджмент в энергетическом и сырьевом... 1 184.9kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Элективный курс Естественные экосистемы 11 класс. Составлен учителем биологии и химии - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ореховская средняя общеобразовательная школа

Элективный курс
Естественные экосистемы

11 класс.

Составлен учителем биологии и химии

Исправниковой Н.А.

2008-09 учебный год.

Пояснительная записка
Предлагаемая программа, расширяя базисный курс «Основы экологии», более глубоко рассматривает вопросы, касающиеся экологических систем России, и обогащает учащихся новыми знаниями.

В курсе «Экологические системы России» дается характеристика естественных и антропогенных экосистем, раскрывается их многообразие, характерные признаки, структура. В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность учащихся, которая развивает у них экологическое мышление.

Использование разнообразных форм учебно-воспитательного процесса – лекций, семинаров, практических работ, экскурсий – позволяет связать изучаемый курс с жизнью. Работа учащихся с дополнительной литературой, подготовка и защита рефератов способствуют их саморазвитию, самообразованию, самоопределению.

Курс интегрированный, то есть затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с географией и химией. Рассчитан на 28 часов, предназначен для профильной подготовки учащихся 10–11 классов.



Цель курса: формирование у учащихся знаний о естественных и антропогенных экосистемах России.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания учащихся о структуре, особенностях, многообразии и значении экосистем России.

2. Ознакомить учащихся с основными мероприятиями, проводимыми по охране экосистем.

3. Развивать умение сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой, создавать проекты и защищать их.



Ожидаемые результаты.

1. Получение учащимися знаний о естественных и антропогенных экосистемах России и мероприятиях по их охране.

2. Развитие познавательной активности, умение создавать проекты, работать с дополнительной литературой, сравнивать, анализировать и делать выводы.

Формы отчетности.

1. Разработка и защита проектов озеленения своего города (школы, классы, квартиры).

2. Написание и защита рефератов.

3. Итоговое тестирование.



Содержание курса

Введение (2 ч)

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды их обитания. Вклад К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Т. Мальтуса, Ч. Дарвина в развитие экологии. Вклад русских учёных (А. Т. Болотова, Н. И. Вавилова, В. В. Докучаева, В. И. Вернадского, В. Н. Сукачёва и др.) в развитие экологии. Экологические «законы» Барри Коммонера. Причины тяжёлого экологического положения в России. Проблемы экологии России. Методы экологии. Структура экологии: общая экология и прикладные экологические науки.



Экосистемы (3 ч)

Общая характеристика экосистем. Состав экосистем: живые организмы (автотрофы и гетеротрофы) и абиотические факторы. Взаимосвязь компонентов экосистемы. Типы экосистем: естественные и антропогенные. Биомная классификация экосистем. Популяция как элемент экосистемы. Биологическая продуктивность экосистем.



Естественные экосистемы России (9 ч)

Экологическое равновесие в естественных экосистемах. Взаимодействия между организмами: горизонтальные (конкуренция и взаимопомощь), сигнальные взаимоотношения (зрительные, звуковые, химические), вертикальные взаимоотношения (хищник – жертва, хозяин – паразит); мутуализм.

Многообразие естественных экосистем, их характерные признаки, особенности, видовое разнообразие, значение. Характеристика экосистем леса, степи, пустыни, луга, тундры, горных экосистем, экосистем пресных водоёмов и морских экосистем. Мероприятия по охране естественных экосистем.

Демонстрация таблиц с изображением различных экосистем; просмотр видеофильма «Экологические системы».



Антропогенные экосистемы (12 ч)

Сельскохозяйственные экосистемы, их общая характеристика. Факторы, влияющие на структуру экосистем. Ресурсы агроэкосистем, их классификация и значение. Сельскохозяйственное загрязнение: стоками животноводческих ферм, пестицидами, тяжёлыми металлами, загрязнение почвы и продуктов питания нитратами. Мероприятия по охране сельскохозяйственных экосистем.

Городские экосистемы: характеристика и особенности. Промышленное загрязнение среды: химическое, биологическое, тепловое, радиационное, электромагнитное. Мероприятия по охране городских экосистем. Экология автомобильного транспорта. Зелёные насаждения города. Квартира как экосистема.

Экскурсия на учебно-опытный участок школы

Разработка и защита проектов озеленения своего села (школы, класса, квартиры) (2 ч)

Тематический план


п/п


Тема

Общее

кол-во часов



Из них

Теория

Семинар

Экскурсии

Практика

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение

2

2







2

Экосистемы

3

3







3

Естественные экосистемы

9

6

2



1

4

Антропогенные экосистемы

12

8

2

1

1

5

Обобщение

2



1



1




Всего

28

19

5

1

3



Планирование занятий




Тема



Занятие

Форма

1

Введение

1

Развитие экологии как науки

Лекция

2

Методы экологии

Лекция

2

Экосистемы

1

Общая характеристика экосистем

Лекция

2

Состав экосистем

Беседа

3

Биологическая продуктивность экосистем

Семинар

3

Естественные экосистемы

1

Экологическое равновесие

Теория

2

Конкуренция и взаимопомощь

Теория

3

Сигнальные взаимоотношения

Теория

4

Вертикальные взаимоотношения

Теория

5

Многообразие естественных экосистем

Теория

6

Мероприятия по охране естественных экосистем

Теория

7

Охрана лесных массивов

Теория

8

Экосистемы лесов, лугов.

Семинар

9

Экосистемы пресных водоемов

Практика

4

Антропогенные экосистемы

1

Сельскохозяйственные экосистемы

Теория

2

Факторы, влияющие на агросистемы

Теория

3

Ресурсы агросистем

Теория

4

Сельскохозяйственное загрязнение

Теория

5

Загрязнение почв

Теория

6

Городские экосистемы

Теория

7

Экология села

Теория

8

Загрязнение окружающей среды

Теория

9

Экология автомобильного транспорта

Теория

10

Зеленые насаждения

Теория

11

Учебно-опытный участок

Экскурсии

12

Квартира как экосистема

Практика

5

Обобщение

1

Озеленение школы

Практика

2

Озеленение классов

Практика




Всего часов

28







Рекомендуемая литература
1. Адольф, Т. А. Заповедными тропами. – М.: Просвещение, 1980.

2. Акимова, Т. А., Хаскин, В. В. Экология. – М.: Юнити, 1999.

3. Бондаренко, И. А. Тесты по общей биологии. – Саратов: Лицей, 1999.

4. Голубев, И. Р., Новиков, Ю. В. Окружающая среда и её охрана. – М.: Просвещение, 1985.

5. Захлебный, А. П., Суравегина, И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984.

6. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: Устойчивый мир, 2000.

7. Муравей, Л. А. Экология и безопасность жизнедеятельности. – М: Юнити, 2000.

8. Петров, К. М. Экология человека и культура. – СПб.: Химиздательство, 1999.



9. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1981.