Элективный курс «Экология Белгородской области» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективный курс «Золотая пропорция» 1 166.36kb.
Лучшие выпускники высших учебных заведений белгородской области –... 9 3402.62kb.
Элективный курс «Биология в истории культуры и цивилизаций» 1 268.6kb.
Растительный мир Белгородской области 1 94.33kb.
Обобщени е практики рассмотрения споров в Арбитражном суде Белгородской... 1 393.95kb.
Элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном... 2 481.46kb.
Элективный курс М. В. Плетнева, школа №140, г. Пермь Предлагаемый... 1 187.06kb.
Элективный курс по иностранным языкам для учащихся 10 11 классов... 1 231.25kb.
Программа для поступающих в магистратуру по специальности 1 102.49kb.
Урок экологии в 6 классе по теме: Виртуальная экскурсия «Экологические... 1 48.74kb.
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Геометрия красота и гармония» 1 118.18kb.
«Информационные технологии в сложных системах» 1 58.1kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Элективный курс «Экология Белгородской области» - страница №1/1

Пояснительная записка


Одной из функций элективных курсов, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, является развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне. Экологическое образование в настоящее время признается приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом. Оно очень важно для России, так как бедственное и кризисное состояние экономики и природной среды затронуло и нашу страну, и нашу область. Результатом экологического образования должно стать формирование экологической ответственности, которая сочетает в себе не только осознанность, глубину и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Элективный курс «Экология Белгородской области» относится к межпредметному (ориентационному) виду и способствует развивающей функции познавательных возможностей восьмиклассников, приобретению опыта работы на уровне повышенных требований, формированию учебной и профессиональной мотивации. Данный курс включает новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах, наиболее ценный опыт практической деятельности, позволяющие формировать исследовательские навыки в области экологии, применительно к своему краю, а также воспитывать экологическую культуру и гражданскую сознательность. При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

-интерес к природе;

-знания о природе; взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

-чувства эстетические и нравственные;

-позитивная деятельность и поведение в природе.

Программа рассчитана на 35 часов– 1 час в неделю.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии, химии, географии. Программа предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам: биологии, географии, химии – выявления и развития исследовательских способностей, подготовку учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.


Ведущие формы занятий – интерактивные занятия, лекции и практические работы. Возможно возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точки зрения по изучаемым темам.

Цель курса:

1)Формирование экологической грамотности.

2) Выявление истоков экологических проблем для своей малой Родины.

3) Создание условий для формирования и развития у обучающихся:



    • интереса к изучению предмета;

    • умения самостоятельно приобретать и применять знания;

    • творческих способностей, умения работать в группе, вести за собой, отстаивать свою точку зрения.

Для реализации данных целей необходимо решение следующих задач:

  1. Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, на понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества.

  2. Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению.

  3. Выработка умений предвидеть последствия своей деятельности в природе.

  4. Формирование понятия о взаимосвязях в природе.

  5. Поиск оригинальных решений, самостоятельное выполнение творческих работ; научить согласовывать и координировать деятельность при совместной работе.

  6. формирование у обучающихся способности к выбору профиля.

Прогнозируемый результат.

В процессе обучения учащиеся должны обрести следующие конкретные умения:



  • наблюдать и изучать явления;

  • описывать результаты наблюдений;

  • выдвигать гипотезы;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты практических работ в дискуссиях.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • Цикл познания в естественных науках: факты, гипотезы, эксперимент, следствие.

  • Соотношение теории и эксперимента в познании.

Программа элективного курса разработана на основе программы А.Н. Петина, Л.Л. Новых, В.И. Петиной « Экология Белгородской области». БГУ 2003 год. Программа откорректирована для обучающихся данной возрастной группы для обеспечения принципа доступности и в связи с усилением внимания к экологии своего региона.

Тематический план




Раздел программы

Количество часов

1.

Введение в экологию Белгородской области.

2

2.

Основы экологии.

8

3.

Введение в природопользование.

8

4.

Прикладная экология Белгородской области. Эколого-географическое положение Белгородской области.

1

5.

Природные условия и ресурсы.

2

6.

Антропогенные изменения геологической среды.

3

7.

Воздушный бассейн области и его состояние.

3

8.

Водные ресурсы области и проблемы их использования.

3

9.

Земля и ее использование.

3

10.

Антропогенное воздействие на биотические сообщества.

1

11.

Конференция

1



Содержание программы.
Раздел 1.Введениев экологию Белгородской области. Понятие «Экология». Международное внимание к глобальным экологическим проблемам. Значение изучения экологии родного края. Практическая работа: анализ публикаций экологической тематики в местной прессе.

Раздел 2. Основы экологии. Взаимоотношение человека и природы в современном мире. Современное содержание экологии, взаимосвязь ее отраслей. Краткий обзор развития экологии. Зарождение экологических представлений. Основные этапы развития экологии. Экологизация всей современной науки. Методы исследования в современной экологии.

Понятие «биосфера»: ее границы и части. Сущность современного экологического кризиса. Экологические факторы. Взаимодействие между видами, его типы. Особенности взаимодействия человека с другими организмами.

Экологическая система. Ее соотношение с понятием «биоценоз». Структура биоценоза. Специфика агроценозов.

Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Типы вещества в биосфере. Основная роль живого вещества на Земле. Влияние живых организмов на другие оболочки Земли. Организованность биосферы, ее возникновение и эволюция. Сущность биологического круговорота веществ. Представления В.И.Вернадского о ноосфере. Понятие «техносфера». Главные проблемы будущего. Практические работы.1) Анализ уровня экологической культуры населения своего города.2) Анализ типов взаимодействия человека с другими организмами.



Раздел 3. Введение в природопользование. Понятие «природопользование», его виды. Природно-ресурсный потенциал.

Формы отношения людей к природе. Историко-экономические системы.

Индустриальная эпоха, ее экологические последствия. Постиндустриальная эпоха.

Природные ресурсы, их классификация. Ресурсообеспеченность. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов.

Основные виды антропогенных воздействий на природу. Классификация антропогенных воздействий. Загрязнение среды и его виды. Основные загрязнители. Стадии остроты экологической ситуации. Глобальный экологический кризис.

Окружающая среда и здоровье человека. Вещества, опасные для человека. Причины смертности человека, их изменение в связи с развитием человечества.

Урбанизация как глобальный процесс современности, ее влияние на окружающую среду. Проблема мусора как общемировая городская проблема. Понятие о санитарно-защитных зонах. Экономика природопользования. Развитие законодательства об охране окружающей среды. Современное природоохранное законодательство. Практические работы: 1)Анализ целенаправленных и стихийных антропогенных воздействий на природу, характерных для своей местности. 2) Анализ типов воздействий местных предприятий на природу. 3) Изучение причин смертности населения в городе.

Раздел 4. Прикладная экология Белгородской области. Эколого-географическое положение Белгородской области. Особенности географического и экономико-географического положения Белгородской области. Природные особенности, влияющие на экологическое состояние ее территории. Основные виды антропогенных воздействий на природные комплексы в Белгородской области.

Раздел 5. Природные условия и ресурсы. Рельеф Белгородской области, его благоприятность для жизни населения. Появление техногенного рельефа. Климат Белгородской области. Его основные черты. Богатство Белгородской области минеральными, почвенными и агроклиматическими ресурсами. недостаток водных и лесных ресурсов.

Раздел 6. Антропогенные изменения геологической среды Белгородской области. Минерально-сырьевые ресурсы области. Типы минеральных ресурсов по промышленному назначению. Геологическое строение территории области, ее влияние на распространение полезных ископаемых. Железорудные месторождения области. Неметаллические полезные ископаемые.

Влияние горнодобывающего комплекса на окружающую природную среду. Образование новых типов ландшафтов. Практическая работа 1) Обоснование размещения горнодобывающих предприятий области на основе особенностей тектонического и геологического строения.



Раздел 7. Воздушный бассейн области и его состояние. Экологическое состояние атмосферного воздуха в области и его промышленных центрах. Основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения. Практические работы. 1) Определение транспортной нагрузки в окрестностях города. 2)Анализ источников загрязнения атмосферного воздуха в городе.

Раздел 8. Водные ресурсы области и проблемы их использования. Водные ресурсы территории. Местный и транзитный сток. Ресурсы подземных вод. Водопотребление в области. Роль подземных вод в хозяйственно-питьевом, промышленном и сельскохозяйственном водоснабжении. Загрязнение подземных вод, его география.

Реки области. Густота речной сети. Озера области. Типы болот. Искусственные водоемы- пруды и водохранилища. Основные меры в области охраны водных ресурсов. Практическая работа. 1) Расчеты обеспеченности различными водными ресурсами населения Белгородской области.



Раздел 9. Земля и ее использование. Экологическая роль почвенного покрова. Почва как «зеркало» и «память» ландшафта. Особенности почвенного покрова области. Причины господства черноземных почв. Виды черноземов.

Земельные и почвенные ресурсы области. Земельный фонд, его перераспределение в последние годы. Виды деградации почв в области, их география. Основные мероприятия по охране почвенного покрова области. Практическая работа. Составление схемы «Экологические последствия явлений деградации почв в области».



Раздел 10. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Растительный покров области. Лесостепь и степь. Видовой состав флоры области. Лесной фонд области. Химические и биологические методы борьбы с болезнями и вредителями в лесах. Рекреационное устройство лесов. Зооценозы области, их уязвимость

Методические рекомендации.
При изучении курса « Экология Белгородской области» следует пользоваться источниками информации, указанными в разделе - литература. А также записывать лекции, читаемые учителем. Данный элективный курс подразумевает проведение большого количества практических работ, написание докладов и сообщений. В ходе изучения дисциплины необходимо будет использовать источники массовой информации, телепередачи, Интернет, работать с контурными картами и картами атласа. Проверочные работы будут осуществляться преимущественно в тестовой форме. Планируется выход на экскурсию в природу, а также в краеведческий музей.

Список литературы для учащихся.

  1. 1.С.В. Алексеев, Н. В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В.Грушина. Практикум по экологии. Москва. «МДС»1996 г.

  1. А.М. Ким Химическая экология человека. Новосибирск. 1997г.

3Энциклопедия для детей. Экология. Рекомендовано департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Москва. « Аванта» 2000 г.

4.А.Н.Петин, Л.Л.Новых, В.И.Петина, Е.Г.Глазунов. Экология Белгородской области. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. Москва. Изд-во МГУ. 2002 г.

5.География Белгородской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2-х частях. М.Изд-во МГУ,2003,2006 г.
Список литературы для учителя.
1.С.В. Алексеев, Н. В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В.Грушина. Практикум по экологии. Москва. «МДС»1996 г.

2.А.М. Ким Химическая экология человека. Новосибирск. 1997г.

3Энциклопедия для детей. Экология. Рекомендовано департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Москва. « Аванта» 2000 г.

4.А.Н.Петин, Л.Л.Новых, В.И.Петина, Е.Г.Глазунов. Экология Белгородской области. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. Москва. Изд-во МГУ. 2002 г.

5.География Белгородской области. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2-х частях. М.Изд-во МГУ,2003,2006 г.

6. В. Маврищев. Экология в терминах и понятиях. Изд-во « Аверсэв» Минск, 2006г.



Учебно-тематическое планирование




Тема занятия

Дата

Форма проведения занятия (методы и приемы)

Форма контроля

1.

Введение. Практическая работа «Анализ уровня экологической культуры населения своего города».




Беседа. Практикум

Отчет

2.

Взаимоотношения человека и природы в современном мире. Практическая работа «Анализ типов взаимодействия человека с другими организмами».




Практикум

Отчет

3.

Современное содержание экологии и краткий обзор ее развития.




Лекция




4.

Понятие «биосфера»: ее границы и части.




Лекция




5.

Экологические факторы. Взаимодействие между видами, его типы.




Беседа

Тестирование

6.

Лимитирующие экологические факторы. Законы минимума, независимости факторов и толерантности.




Лекция




7.

Экологическая система. Ее соотношение с понятием «биоценоз». Практическая работа « Определение в природе представителей продуцентов, консументов, редуцентов.




Практикум

Отчет

8.

Понятие о трофической цепи, трофическом уровне и экологической пирамиде.




Лекция




9.

Динамика экосистем.




Лекция




10.

Практическая работа «Решение задач по определению потерь энергии на разных уровнях трофической цепи».




Практикум

Отчет

11.

Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.




Семинар

Сообщения и доклады

12.

Организованность биосферы, ее возникновение и эволюция. Практическая работа «Знакомство с сорными растениями и особенностями их распространения в природе»




Экскурсия в природу

Отчет

13.

Практическая работа « Воздействие живых организмов на земные оболочки».




Практикум

Отчет

14.

Понятие «природопользование», его виды.




Лекция




15.

Исторические этапы взаимодействия общества и природы.




Беседа

Тестирование

16.

Практическая работа « Определение центров происхождений культурных растений, выращиваемых на дачном участке и окружающих полях»




Практикум

Отчет

17.

Индустриальная эпоха, ее экологические последствия.




Лекция




18.

Практическая работа «Анализ проявления правила интегрального ресурса на примере своей местности»




Практикум

Отчет

19.

Природные ресурсы, их классификация. Ресурсообеспеченность. Практическая работа «Решение задач по определению ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов».




Практикум

Отчет

20.

Основные виды антропогенных воздействий на природу.




Семинар

Доклады и сообщения

21.

Антропогенное воздействие на атмосферу. Антропогенное воздействие на гидросферу.




Беседа




22.

Антропогенное воздействие на литосферу.




Беседа

Тестирование

23.

Практическая работа «Анализ целенаправленных и стихийных антропогенных воздействий на природу, характерных для своей местности».




Практикум

Отчет

24.

Основные виды антропогенного воздействия на почвы. Прямые и косвенные антропогенные воздействия на растительные сообщества и животных. Практическая работа «Установление типов антропогенных воздействий на почвы, растения и животных, характерных для своей местности»




Практикум

Отчет

25.

Окружающая среда и здоровье человека. Практическая работа «Анализ типов воздействия местных предприятий на природу»




Практикум

Отчет

26.

Урбанизация как глобальный процесс современности, ее влияние на окружающую среду. Практическая работа «Изучение особенностей рельефа своей местности для интенсификации опасных геоэкологических процессов».




Практикум

Отчет

27.

Аспекты рационализации природопользования. Практическая работа « Изучение актуальности проблемы мусора в городе и подходов к ее решению со стороны местных властей и населения».




Практикум

Отчет

28.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ), их типы. Практическая работа « Анализ наличия и размещения объектов сети ООПТ на территории административного района».




Практикум

Отчет

29.

Особенности географического и экономико-географического положения Белгородской области. Основные виды антропогенных воздействий на природные комплексы в Белгородской области. Практическая работа « Анализ влияния Белгородской области на экологическое состояние природных комплексов Украины и других областей РФ»




Практикум

Отчет

30.

Рельеф и климат Белгородской области. Ресурсообеспеченность Белгородской области.




Семинар




31.

Практическая работа «Нанесение на карту хозяйственных объектов в соседних областях, оказывающих наиболее сильное воздействие на экологическую ситуацию в Белгородской области».




Практикум

Работа с контурной картой

32.

Минерально-сырьевые ресурсы области. Практическая работа «Обоснование размещения горнодобывающих предприятий области на основе особенностей тектонического и геологического строения».




Практикум

Отчет

33.

Влияние горнодобывающего комплекса на окружающую природную среду.




Лекция




34.

Образование новых типов ландшафтов.




Обобщение знаний

Тестирование

35.

Экскурсия в краеведческий музей.