Экспериментальная психология (ЭП) Виды психологического исследования - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа дисциплины «экспериментальная психология»... 1 292.2kb.
Экспериментальная психология 6 901.13kb.
Экспериментальная психология 11 4213.29kb.
«Психология рекламы в прессе». Цель исследования 1 352.62kb.
Пояснительная записка. Требования к студентам 1 161.18kb.
Личностная автономия как предмет психологического исследования 19. 1 277.45kb.
Экспериментальная психология 1 96.65kb.
«Психология межличностных отношений в коллективе» 1 78.95kb.
О журнале «перинатальная психология и психология родительства» 1 112.51kb.
Рабочая программа дисциплины экспериментальная психология направление... 2 746.13kb.
Предмета возрастной психологии являются: изменения 2 549.38kb.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии 16 8514.77kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Экспериментальная психология (ЭП) Виды психологического исследования - страница №1/1


Кошеваров Е.Н.
Константинов Виктор Вениаминович

22.07.02.

Экспериментальная психология (ЭП)

Виды психологического исследования:

  • теоретическое

  • эмпирическое

  • прикладное

Эмпирия (опыт) - (1) человеческий опыт воспринимаемый органами человека (2) наблюдение в естественных условиях (3) любая совокупность научных данных, полученных различными способами. (эмпирика происходит от гипотезы, гипотеза подтверждается эмпирикой)

Теория, методология, метод, методика:

Теория - система научных взглядов, концепций, знаний, которые мы на данный момент считаем истинным, и с позиции этих знаний и методологии объясняем ряд других явлений в этой области.

Методология (путь исследования + учение) - (1) учение о методах научного познания (2) совокупность приемов, правил, принципов познаний.

Выделяют уровни методологии:



  • философский (1)

  • общенаучный (2)

  • конкретно научный

1-2 – связана с философскими теоретическими основами и носит мировоззренческий характер, именно они и определяют направление и школы психологии: структурализм, функционализм, психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология. Определяет способы достижения и построения этого знания.

Метод - способ достижения цели. Выделяют общие методы:

  • дедукция

  • индукция

  • анализ

  • синтез

  • обобщение

  • сравнение

  • класификация

  • наблюдение

  • эксперимент

  • частнонаучные методы

Историческая систематика:

  • метод интроспекции (познай самого себя)

  • метод экстероцепции (наблюдение за другим - бихевиоризм)

  • метод понимания (непосредственное восприятие другой души - эмпатия и интуиция)

Современная систематика методов:

  • наблюдение

  • эксперимент (средство проверки каузальных связей)

Детерминистское объяснение психики - причинное обусловленное объяснение психических явлений.

Каузальная взаимосвязь (гипотеза) - причинно-следственная связь между психическими явлениями.

  • психологические измерения

  • психологическая диагностика (обследование, беседа, контент-анализ)

Методика - средство сбора данных

Эксперимент (проба, опыт) - научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях. Позволяет экспериментатору активно вмешиваться в ситуацию, планомерно манипулировать несколькими переменными, регистрировать изменения в поведении объекта и повторять этот эксперимент. /искусственные условия/манипулирование/повтор/.

Виды эксперимента

  • лабораторный (в искусственно созданных условиях, контролирование переменных)

  • полевой (в естественных условиях)

  • включенный

  • традиционный (с изменением одной переменной)

  • факторный (фиксация изменений нескольких переменных)

  • пилотажный (изучаемая область неизвестна, система гипотез отсутствует)

  • решающий (выбор из 2-х конкурирующих гипотез)

  • контрольный (проверка)

  • обучающий, формирующий (при изучении форм обучения, воспитания)

Основные этапы психологического исследования (алгоритм эксперимента):

  1. Изучение состояния проблемы (литературный обзор), постановка проблемы, определение объекта и предмета исследования

  2. Разработка, уточнение общей исходной исследовательской концепции (построение модели интересующего явления, продвижение гипотез)

  3. Планирование исследования. Определение целей и задач, выбор методов и методик

  4. Сбор данных и их актуальное описание

  5. Обработка данных, в т.ч. мат. статистическое представление

  6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной концепции

  7. Соотношение результатов с существующими концепциями и теориями, формирование выводов и оценка перспектив дальнейшей разработки этой проблемы. Выводы должны коррелировать с целью, гипотезой и задачей.

Изучение состояния (литературный обзор) и постановка проблемы, определение объекта и проблемы исследования:

Библиографическая подготовка:

  • познакомиться с определениями основных понятий

  • составить библиографию по интересующей для Вас проблеме

  • предварительное ознакомление с журналами по этой проблеме

Говоря об актуальности проблемы необходимо дать характеристику степени ее обследовательности проблемы, в целом и ее отдельные части, особо выделить малоизученные части, в которых имеются противоречия, противоречия в эмпирических данных.

Объект исследования:

– объект познания, фрагмент, психологическая реальность, феномен, существующий независимо от субъекта познания - что познается.

Объектом псих. исследования являются психические синонимы, особенности, присущие индивиду, группе людей или обществу.

Предмет исследования:

– эот то, на что направлено исследование.



Предмет познания - это явление закономерности сущностных взаимосвязей, свойство сторон, отношений, характеристик, миропсихических феноменов.

Цель исследования:

– желаемый конечный результат



  1. определение характеристики явления:

  • обнаружена неполнота описания, явления

  • противоречия между эмпирическими знаниями различных авторов

  1. выявление взаимосвязей, психических явлений (одного указания на взаимосвязь ПЯвлений недостаточна, положение о единстве психики давно принят в психологии. Все явления в психики взамосвязаны между собой. Поэтому, вместо характеристики взаимосвязей, необходимо включить их направленные взаимосвязи, причинно-следственные связи, их тесноту, устойчивость, структуру взаимосвязи как внутренней так и внейшней)

  2. изучение возрастной динамики явления. При изучении возрастной динамики исходить из определенной классификации: Леонтьева или Ананьева. Исследование возрастной динамики осуществляется методом:

  • поперечных срезов - изучают различные выборки на различных уровнях

  • продольных срезов - лонгитюдный

  1. описание нового феномена (эффекта) который чаще всего возникает в процессе проводимого эксперимента

  2. описание нового (другого) феномена - вскрытие более глубокой сущности или более новой природы, что зачастую связано с выделением новых понятий, терминов. как правило данное понятие требует введение промежуточных понятий, основанных на ранее введенных

  3. обобщение - цель данной работы состоит в более общей закономерности, чем ранее выведенные

  4. создание классификаций типологии - классификация создается на основании теоретической концепции. Выделяется основание классификации (пространственные, временные), виды, типы, группы, их общие и отличительные черты характеристики

  5. создание методик (опросники), новая методика имеет ценность, если позволяет:

  • повысить точность, надежность измерения

  • дать общую или более дифференцированную характеристику

  • сократить время обследования

  • расширить контингент испытуемых (пол, возраст, раса)

  • если позволяет облегчить обработку результатов

  1. адаптация психодиагностических методик к иной культуре, среде

Все новые методики проходят полную психодиагностическую проверку на валидность и надежность по всем параметрам.

Задачи исследования:

– те же положения, этапы, ступени, двигаясь по которым мы достигаем цели - подцели 2 порядка. Вышеперечисленные цели могут рассматриваться в качестве задач для достижения других целей.



Гипотезы исследования:

– предположение, система умозаключений, посредством которых на основе ряда факторов делается вывод о существовании явления, связи или причины. Причем этот вывод нельзя считать достоверным, но он может быть проверен эмпирическим путем. В некоторых случаях выдвигается не одна а несколько гипотез.

– научное предположение, истинность которого неизвестна, но может быть проверена опытным путем.

Виды гипотез:


  • гипотеза о связях - предполагает взаимосвязанное применение 2-х переменных, без указания направленности действия одной из них на другую. Такое указание обязательно действует в каузальной гипотезе

  • каузальная гипотеза - научное предположение о взаимосвязях, о зависимости и независимости, сформулированное как высказывание о влиянии причинно-следственных условиях на изучение процесса

Переменные в П. эксперименте:

Возможность регистрации и измерении переменных, кот. составляют содержание эксперимента есть условие применения экспериментального метода (любой психический феномен).



Виды переменных:

  • независимые переменные - экспериментальный фактор (воздействие) - управляемая переменная которая активно применяется исследователем

  • зависимые - психологическая характеристика, изменение которой рассматривается как следствие изменений на эксперимент воздействия - отклик на экспериментальное воздействие; зависимых переменных ровно столько, сколько психических явлений

  • побочные

  • дополнительные

  • смешивающие

Виды независимых переменных (основание экспериментальных условий):

  • управляемые переменные или факторы (стимулы, условия, методы обучения)

  • потенциально управляемые переменные, кот. экспериментатор мог бы изменить, но не делает это из-за сложности

  • относительно постоянные аспекты окружающей среды, соц. среда (зачастую выступают основой разбиения испытуемых на группы как уровни воздействия независимых переменных)

  • органические (физиологические) переменные (пол, возраст) определяют возможность подбора групп по эквивалентам или отличающимся признакам

  • тестируемые или измеряемые переменные - весь арсенал методик, по данным которых возможна классификация

В деятельности психолога чисто эксперимент встречается достаточно редко, т.к. его деятельность направлена на изучение личностных характеристик, сводится часто к подбору групп, отличающихся по заданному показателю, что означает использование уже не экспериментальных а квазиэкспериментальных схем.

Квазиэксперимент - эксперимент с ограниченными формами контроля независимых переменных (неэквивалентные группы исследования или контроль результатов осуществляется после исследования)

Планирование эксперимента (алгоритм исследования):

  • составить перечень переменных, кот. вас интересуют

  • проанализировать и выделить зависимые и независимые переменные кот. можно/нельзя измерить

  • на начальном этапе выбрать какие виды обработки полученных данных будут вами использоваться - адекватность результатов тестов

  • следует предусмотреть основные этапы проведения эксперимента (методы сбора данных)

L, Q, T данные

L - данные:

– данные полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни - экспертная оценка. L-данные часто используются как внешний критерий относительно которых измеряется валидность результатов полученных спомощью других методов.



Q - данные:

– изучение личности спомощью личностных опросников, самооценок, самоотчетов. Эти данные подвержены действию инструментальных искажений, как познавательный так и мотивационный характер (шкала лживости)



Т - данные:

– контролируемый эксперимент, их результат получен в результате объективного измерения без обращения к самооценке и эксперту



  • тесты способности

  • тесты умения и навыков

  • тесты восприятия

  • опросник

  • тесты мнений

  • эстетические тесты на худ. муз. предпочтение

  • проективные тесты

  • ситуационные тесты

  • игры и игровые ситуации

  • физиологические тесты (КГР, ЭКГ, ЭЭГ)

  • физические тесты

  • наблюдаемое поведение

Объективные тесты представляют собой истинно экспериментальный подход освобожденный от субъективных оценок.

Планирование обследования (объем выборки):

Объем выборки определяется в соответствии с целями и задачами.



Выбор методов и методик:

Методик должно быть минимально достаточное количество для того чтобы полностью исследовать характеристики.



Эмпирическая обработка данных:

Первичная обработка. После того как таблица составлена, необходимо проверить данные. Начать проверку следует с выделения ошибок. Проверка на наличие выскакивающих данных. Решение о их выбраковке принимается на основе использования параметрического критерия t, который рассчитывается по формуле: t=v-m/σ>tst.(критерий выпада – ср. арифметическое/стандартное отклонение>табличное стандартное значение критерий выпадов)



Мат. статистическая обработка первичных данных:

Для определения мат. статических способов необходимо определить характер распределения по всем психическим параметрам, которые оцениваются кривой ГАУССА. Используются методы параметрической статистики, кот. являются более мощными, надежными и простыми.



Методы параметрической статистики:

  • сравнительный анализ первичной статистики

  • корреляционный анализ

Методы непараметрической статистики:

  • все виды факторного анализа

  • регрессионный

  • дисперсионный

  • кластерный

Важнейшие первичные статистические данные

Ср. арифметическое:

Ср. квадратическое отклонение (сигма):

Коэф. вариации (σ/М*100%):

Ошибка ср. арифметического: mМ=σ/√n

Для нормального распределения известны точные количественные значения, позволяющие прогнозировать появление новых вариантов:

– слева и справа от ср. арифм. лежит 50% всех вариантов, от (-1/3М) до (+1/3М) - 68,7%; от (М+1/96σ) до (М+1/96σ) - 95%.

Первой характеристикой норм распределения является:



Коэф. асимметрии: показатель склонности распределения в лев/прав сторону по оси абцисс (правосторонняя (+) и левосторонняя асимметрия)

Эксцес: показатель островершинности. Кривые более высокие в своей средней части называются эксцессивными. Положительный эксцес - А, вид плато - Б, вид седловины (отрицательный эксцес) - В.

А - неверное составление либо специальная тактика испытуемых

Б - тесная корреляция с др. показателями, испытание не является независимым

В - бимодальная конфигурация распределения балов указывает, что выборка разделилась на 2 категории. == ошибки счета или невалидность, ошибки обобщения или экстраполяции (переноса).

Ошибки репрезентативности - перенос результатов полученных при изучении конкретной выборки на всю генеральную совокупность

Репрезентативность - степень соответствия выбранных показателей генеральных параметров.

Сравнительный анализ первичных статистических данных и его графическое представление

Ср. арифметическое сравнение - t критерий Стьюдента

Ср. квадратическое сравнение - F критерий Фишера

t критерий Стьюдента:

Одна из наиболее часто встречающихся задач при обработке эмпирических данных является оценка достоверности отличий между 2-мя или более рядами значений.

Достоверность различий ср. арифметического можно оценить по критерию Стьюдента: t=(M1-M2)/√m21+m22, где М - значение ср. арифм. сравнительных выборок, m - соответствующие величины статистических ошибок (m=σ/√n). V - число степеней свободы определяется по следующей формуле: V=n1+n2-2. где n - количество признаков - объемы сравниваемых выборок. Правильно, когда n≈/=n.

С уменьшением объемов выборок до n<10, критерий Стьюдента становится чувствительным к форме распределения исследуемого признака. Поэтому в сомнительных случаях рекомендуется использовать непараметрические методы или сравнивать полученные значения с критическим (из табл.) для более высокого уровня значимости. Решение различий между 2-мя выборками по данным признакам принимается в том случае, если вычисленная величина превышает табличное значение для данного числа степеней свободы (уровень значимости Р=0,05–95% верно/0,01/0,001).

Следует помнить, что при любом численном значении критерий достоверного различия между средними оценивает статистическую достоверность этого различия. Низкий показатель не является доказательство отсутствия различия – приданной величине выборок оно статистически недостоверно, слишком велик шанс, что разница при данных условиях случайна. Сравнивать по сигме (σ). Разница между двумя значениями выборок в одну и более σ (сигму) можно считать достаточно выраженной. Если n>35, то достаточно выраженные можно считать σ в 0,5.

Корреляционный анализ:

Степень согласованности измерений характеризует теснота связи - абсолютная величина коэффициента корреляции r Пирсона. Который рассчитывается с количеством признаков (n) для 3-х уровней доверительной вероятности (Р<0,05<0,01<0,001). Коэф. корреляции принимает численные значения в диапазоне [-1;+1]. ККор = 1 - прямопропорциональная зависимость - данная переменная взаимосвязана сама с собой. Отрицательный ККор свидетельствует о разной направленность - обратнопропорциональны.



Стеновая шкала:

В ряде случаев возникает необходимость стандартизации методик. Способ приведения нормированных расценок к виду, удобном для практического применения предложен Коктелом - перевод исходных тестовых оценок в 10-ти бальную равно интервальную шкалу. Это достигается путем разбиения оси значений тестовых значений на 10 интервалов, соответствующие долям стандартного отклонения.

При этом, ср. арифм. по группе принимается за ср. точку и ей приписывается значение равное 5,5 балам стандартной 10 бальной шкалы (СТЕНЫ). 1 стен = М(-2,25σ)/-1,75σ/-1,25σ/-0,75σ/-0,25σ/0,25σ/0,75σ/1,25σ/1,75σ/2,25σ.

1-2 стен - пограничная норма, предпаталогические признаки

3-8 стен - популяционная норма

9-10 стен - социально значимые варианты нормы или резко отличные о него, указывает высокое развитие.



Перевод отдельных сырых балов в стены:

Ст = 2*(х-М)/σ+5,5; х - бал, М - ср. ар.