Экономическая сфера общества. Экономика – это наука, изучающая национальные хозяйства в целом, условия и элементы производства. Экон - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информационная экономика новый этап развития общества ст 1 15.01kb.
Экономика сельского хозяйства Акишин, А 2 593.62kb.
«Экономика развитого социализма» 1 38.21kb.
Программа «международная экономика» 1 80.08kb.
Экономика сельского хозяйства. Рекомендательный список 1 373.91kb.
Российская экономическая школа экономика гражданского общества 1 81.7kb.
Экономическая кибернетика: учимся управлять 1 65.9kb.
Научная специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным... 1 51.53kb.
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень»... 2 487.28kb.
Экономика преподаватель: Гусев Игорь Владимирович Развитие экономики... 1 126.61kb.
Тема предмет и методы экономической теории понятие, предмет, функции... 3 1244.37kb.
Тема предмет и методы экономической теории понятие, предмет, функции... 3 1244.37kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Экономическая сфера общества. Экономика – это наука, изучающая национальные хозяйства - страница №1/1

Экономическая сфера общества.

Экономика – это наука, изучающая национальные хозяйства в целом, условия и элементы производства.

Экономика – сфера производительной деятельности человека, обеспечивающая его жизнь.

Экономика как система общественного производства: материальное производство (изготавливает вещественные блага в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.) и духовное производство (создает духовные и нравственные ценности).

Основные типы экономических систем.

Экономическая система – установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Линии сравнения

Основные типы экономических систем

традиционная

централизованная (командная, плановая, директивная, административная)

рыночная

Что надо производить?

Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно

Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности – «плановиками»

Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т.е. то, что может быть куплено

Как производить?

Производят так и тем, как и чем производили предки

Определяется планом

Определяют сами производители

Кто получает товары и услуги?

Большинство людей существуют на грани выживания. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям

«плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг

Потребители получат столько, сколько хотят, производители – прибыль

определение

Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, ручном труде, многоукладности экономики

Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства

Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц

Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Рыночная сфера – потребители, свободный обмен, производители.

Государственная сфера – производители, государственный план, программы, распределение, потребители.


Собственность, ее типы и формы

Собственность – это система экономических и правовых отношений между людьми по поводу владения, распоряжения и использования жизненных благ.

Типы и формы собственности:

  • общая собственность (первобытно-родовая, семейная, государственная, коллективная)

  • частная собственность ( трудящихся крестьян, рабовладельцев, феодалов, единоличных капиталистов)

  • смешанная собственность (акционерные общества, кооперативы, хозяйственные объединения, совместные предприятия)

Правоотношения собственности:

  • владение – фактическое обладание данным имуществом, закрепленное юридически

  • распоряжение – возможность изменять состояние, назначение, принадлежность имущества, продавать, дарить, менять

  • пользование – процесс извлечения полезных свойств из данного имущества

Субъекты и объекты собственности


Субъекты

Объекты

Человек, семья, трудовой коллектив, социальная группа, население территории, органы управления всех уровней, народ страны

Земля, земельные участки, площади, угодья

Деньги, валюта, ценные бумаги

Материально-имущественные ценности

Природные богатства

Драгоценности

Здания социально-культурного назначения

Основные производственные фонды

Рабочая сила



Духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы и продукты

Приватизация, ее формы и способы

Приватизация – часть процесса разгосударствления собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам и трудовым коллективам, т.е. трансформация государственной собственности в иные формы собственности.

Формы приватизации:

  • купля-продажа предприятия (продажа на аукционе, продажа на конкурсе, инвестиционный конкурс, коммерческий конкурс)

  • преобразование предприятия в акционерное общество с последующей продажей акций (контрольный пакет акций 51% у трудового коллектива)

Способы приватизации – акционирование, продажа государственного имущества по конкурсу, аукционная продажа.

Капитал и его виды

Капитал – как вещь - денежные средства, затрачиваемые предпринимателями для приобретения факторов производства с целью получения прибыли (дохода предпринимателя), может также рассматриваться как совокупность используемых в производстве оборудования, зданий и сооружений.

Выделяют:

  • основной капитал – здания, станки, оборудование; используется в течение ряда лет; переносит свою стоимость на продукт по частям; затраты возмещаются постепенно

  • оборотный капитал – сырье, материалы, энергетические ресурсы; расходуются за один цикл; входит во вновь созданный продукт целиком; затраты возмещаются после реализации продукции

Капитал – как отношения собственности – общественные отношения между работодателями и наемными работниками в области производства, распределения, обмена и потребления материальных, духовных, культурных благ (товаров и услуг)

Производство – это процесс создания полезного продукта, предназначенного для удовлетворения потребностей человека.

Факторы производства – ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.

  • Человеческий фактор – рабочая сила

  • Вещественный или материальный фактор – средства производства (природные ресурсы, производственные ресурсы

Факторы современного производства

  • Наука (комплекс проблем, сопряженный с взаимоотношениями человека с природой и окружающей средой в процессе производства)

  • Экологический фактор (комплекс проблем, сопряженный с взаимоотношениями человека с природой и окружающей средой в процессе производства)

  • Энергетический фактор

  • Инфраструктура – совокупность тех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства (производящая инфраструктура – транспорт, связь, материально-техническое снабжение.., социальная инфраструктура – жилищное и бытовое хозяйство, торговля, служба быта, здравоохранение, образование..)

  • Предпринимательская способность или предприимчивость

Пути повышения эффективности производства.

  • Снижение издержек: снизить цены, снизить сопутствующие расходы (доставка, упаковка), снизить риск изготовления некачественного продукта

  • Рост доходов: улучшить качество и повысить за счет этого цену, наладить выпуск новой продукции, увеличить количество продаваемых товаров.


Товарное производство – способ организации экономической жизни общества, при котором люди специализируются в определенных видах деятельности, чтобы производить товары или услуги для обмена друг с другом и получать от этого выгоду.
Рынок.

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Признаки рынка: нерегулируемый спрос, нерегулируемое предложение, нерегулируемая цена.

Условия возникновения рынка: общественное разделение труда, экономическая обособленность производителей, самостоятельность производителя.

Виды рынка:

  • Легальный (законный)

  • Нелегальный (теневой)

  • Потребительских товаров и услуг

  • Средств производства

  • Рабочей силы

  • Инвестиций, т. е. долгосрочных вложений

  • Иностранных валют

  • Ценных бумаг

  • Научно-технических и инноваций

  • Информации

  • Мировой

  • Региональный

  • Национальный

  • Местный

Функции:

  1. Информационная

  2. Посредническая

  3. Регулирующая

  4. Санирующая

  5. Ценообразующая


Деньги.

Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Качества денег:

  • Делимость – способность делиться на части

  • Узнаваемость – легко узнаваемы, тяжелы в подделке

  • Стабильность – более или менее одинаковая стоимость денег сегодня и завтра

  • Портативность – малы, легки, удобны

  • Износостойкость – имеют продолжительность жизни

  • Однородность – равные количества денег имеют равную стоимость


Функции денег:

  • Средства обращения

  • Мера стоимости

  • Средство платежа


Денежная масса.

Наличные денежные средства – форма осуществления денежных платежей и расчетов, при которой денежные знаки физически переходят от покупателя к продавцу при расчете за товар или при осуществлении иных платежей (бумажные деньги, казначейские билеты, банковские билеты, разменная монета)

Безналичные денежные средства – форма осуществления денежных платежей и расчетов, при которой физической передачи денежных знаков не происходит, осуществляются соответствующие записи в специальных документах (чековые вклады – записи в бухгалтерской книги)
Инфляция –процесс повышения общего уровня цен в стране.

Причины:

  • Инфляционный спрос – в наличии много т денег, но малое количество товаров - спрос растет быстрее предложения - рост цен

  • Рост издержек – цены в силу повышения затрат на производство растут. Рост заработной платы, опережающий рост производительности труда.


Виды:

  1. умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (10% в год)

  2. галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100-50% в год)

  3. гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)


Последствия:

  • перераспределение доходов в обществе в пользу отдельных лиц или структур

  • разрушение нормальных социально-экономических отношений


Основные участники экономических отношений и инфляция.

  1. Страдают от инфляции – вкладчики, кредиторы, люди с фиксированным доходом, сфера предпринимательства.

  2. Приобретают от инфляции – люди, которые с легкостью могут увеличить свой доход, заемщики, государство.


Законы товарного производства.

  1. Закон стоимости – основной закон товарного производства. Выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью м ценами.

  2. Закон спроса – определяет связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене. При прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой.

  3. Закон предложения – характеризует количественную взаимосвязь предложения и рыночной цены. Выражает функциональную зависимость: количество предлагаемых товаров зависит от цены на них.


Монополия.

Монополия – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, представляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

Естественные монополии – право на владение целыми отраслями инфраструктуры (железные дороги), либо на невоспроизводимые элементы производства (полезные ископаемые).

Искусственные монополии – объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли.

Формы монополий:

  • Картель – соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах.

  • Синдикат – объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность.

  • Трест – полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности.

  • Концерн – объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости.

  • Консорциум – объединение монополий.

  • Конгломерат – гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления.

Конкуренция.

Конкуренция – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов.



Типы конкуренций, основанные на частной собственности: простых товаропроизводителей, единичных капиталистов, монополий, национальных капиталов, интернациональных капиталов.
Модели рынка

  1. Чистая (свободная конкуренция) – существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары, ресурсы, о затратах. Нет ограничений на выступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.

  2. Чистая монополия – отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, которая уникальна. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.

  3. Монополистическая конкуренция – большое количество фирм предлагает разнообразную продукцию. Ограниченный контроль нал рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.

  4. Олигополия – существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнообразной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.


Предпринимательство – способ хозяйствования, утвердившийся в экономике развитых стран в результате многовековой эволюции.

Виды:

  • Индивидуальное – любая созидательная деятельность одного человека и его семьи.

  • Коллективное – некоторое дело, которым занят целый коллектив; мелкий бизнес (до 50 человек); средний бизнес (до 500 человек); крупный бизнес (до нескольких тысяч человек)


Функции:

  1. Ресурсная – соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое

  2. Организационная – использование своих способностей для получения высокого дохода

  3. Творческая – связана с новаторством в предпринимательской деятельности.


Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов органов власти.

Доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества.

Расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Источники:

  1. налоги

  2. государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.)

  3. эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег.

  4. займы у международных организаций.

Банковская система.

Банк – это финансовое предприятие, которое:

  • накапливает и хранит денежные средства;

  • проводит денежные операции и расчеты;

  • контролирует движение денежных средств;

  • предоставляет кредиты;

  • выпускает в обращение деньги и ценные бумаги.

  1. Центральный государственный банк – проводит государственную политику в области эмиссии, кредита, денежного обращения.

  2. Инвестиционные банки – специализируются на финансировании и долгосрочном кредитовании, вкладывая капитал в промышленность, строительство и др. отрасли, а также в ценные бумаги.

  3. Ипотечные банки – предоставляют ссуды под имущественный залог, чаще всего под недвижимое имущество.

  4. Коммерческие банки – выполняют финансово-кредитные операции на коммерческих началах.

  5. Сберегательные банки – привлекают и хранят свободные средства, денежные сбережения населения, выплачивая вкладчикам фиксированный процент, возрастающий с увеличением срока хранения.

  6. Инновационные банки – кредитуют инновации, т.е. обеспечивают освоение нововведений, внедрение научно-технических достижений.