страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Духовная сфера жизнедеятельности общества - страница №1/1
Духовная сфера жизнедеятельности общества.
Духовная сфера Духовная жизнь человека Духовная жизнь общества Знания, вера, мировоззрение, идеалы, ценностно-моральные ориентации, соответствующее поведение Наука, образование, философия, религия, мораль, искусство, соответствующие учреждения и деятельность Дух, духовность — это способ связи человека и мира. Человек как существо сознательное стремится не просто биологически существовать в природной и социальной среде, но строить свои отношения с окружающей средой, связи с ней осмысленно, разумно, целесообразно. Он стремится к гармонии с миром и с этой целью осваивает этот мир идеально, духовно. «Дух» — это и есть опыт идеального постижения человеком мира путем психической деятельности, то есть деятельности его нервной системы. В. Даль в своем словаре определяет дух человека как высшую искру Божества, как волю или стремление человека к небесному. Вместе с тем он говорит о двухсторонней природе духа человека, выделяя в нем не только волю к соединению с Богом, но и ум (ratio), т.е. способность составлять отвлеченные понятия. Отечественные аналитики русской культуры (С. Франк, И. Ильин, Н. Лосский, Н. Бердяев, Г. Федотов и др.), исследуя своеобразие русской православной духовности, связывали ее с особым — соборным — типом коллективизма, который не противостоит личностному началу, а выступает стремлением всех и каждого найти путь к общему спасению, к поиску смысла жизни. Важными характеристиками русской духовности, по их мнению, выступают также такие черты:
Духовность – это способность отдавать предпочтение высоким (художественным, научным, религиозным) интересам перед корыстными, материальными, приземленными стремлениями; совестливость, основанная не на страхе перед осуждением, а на убеждении в невозможность жить по иным стандартам. Есть еще одна сторона духовности. Это национальное самосознание, которое развивается и совершенствуется под влиянием народной культуры… Духовность, согласно современным философским взглядам, - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. «Воспитание в человеке моральных норм считают началом его духовности. Оба понятия – «мораль» и «духовность» – тесно связаны между собой. Под духовной культурой подразумевают:
Элементы духовной культуры:
Основные ценности духовной культуры следующие: добро, красота, истина, вера. ДУХОВНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Сознательно-социальное добро вера красота истина Бессознательное Природно-естественное Ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними Различают духовность индивидуальную и духовность, понимаемую как интегрированное состояние многих людей, общества в целом.
Духовность человека представляет собой его собственное "Я", выступает как бытие, особенность этого "Я", духовная жизнь человека – это его субъективно-идеальный мир. Общество представляет собой сложнейшую социальную подсистему взаимодействующих социальных групп и общностей, имеющих различные интересы. Интересы социальных групп выражаются духовно, идеологически. Поэтому в духовной сфере далеко не все духовные явления имеют позитивное значение. Нередки явления, когда за духовность выдаются ложные духовные установки и псевдоценности.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания. нравственное политическое религиозное эстетическое правовое научное Соответствующие элементы духовной жизни Духовная жизнь общества включает духовные потребности, духовную деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности). Духовное производство – понятие, введенное К. Марксом для характеристики производства идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Это – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. К результатам духовного производства относятся: 1) идеи, теории, образы и духовные ценности; 2) духовные общественные связи индивидов; 3) сам человек как существо духовное. Его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом отличительных свойств:
Культура материальная духовная средства и вещественные результаты материального производства, жилище, предметы быта и др. знания, язык, символы, ценности, идеалы, социальные нормы и др. элитарная массовая народная "Материальная культура — это культура, одетая в вещь". Духовная культура представляет собой всю совокупность продуктов и явлений познания и понимания мира, она включает систему социальных установок, норм, ценностей, идеалов.
ценности межличностного общения (честность, доброжелательность…) главные жизненные ценности (представления о цели, смысле жизни, счастье…) прагматические ценности (личный успех, материальное благополучие, предприимчивость…) демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий, других общественных объединений…) прочие мировоззренческие, моральные, эстетические и другие ценности В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй – идеологию. Духовность определяется как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Духовная направленность — это направленность на творчество, т. е. на различные формы духовной самоактуализации: эстетическую, теоретическую, правдоискательскую. Механизмом, реализующим превращение индивидуального сознания в общественное, а общественного в индивидуальное, является процесс общения – коммуникация. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования и становятся не только общим достоянием, но и общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в нормы поведения и т.д. Каждый из нас вступает в диалог с общественным сознанием. ве Известно, что понятие «культура» латинского происхождения и первоначально обозначало "возделывание", "культивирование" почвы человеком (в отличие от тех ее изменений, которые вызываются естественными причинами). Слово "культура" имело смысловой оттенок "почитания", "поклонения", т.е. некоторого "культа". «Культура» может быть определена как системная совокупность информационных программ человеческой деятельности, закодированных в разнообразных знаковых комплексах (языках, или «кодах»). Элементы культуры:
Духовное бытие чаще всего понимается как совокупность существующих вне и помимо человеческого мышления идей, образующих основу всякого индивидуального сознания и воли. Материалистическая философия, понимает человека как высокоорганизованное мыслящее существо, способное к самоподдержанию посредством целеполагающей предметно-продуктивной деятельности. Важнейшая отличительная особенность предметно-преобразующей деятельности – её результаты позволили человеку сохранять и накапливать информацию вне своего организма. Этноцентризм - культурная идентичность другого народа, считывание его мировидения и систему ценностей. Субъектом общественного сознания является социум, а не индивид. |
|