Дудкина Ольга Николаевна, заместитель директора по научно-методической работе - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инструкция заместителя директора образовательного учреждения по научно-методической... 1 91.94kb.
Заместитель директора по учебно-методической работе и производственному... 1 27.32kb.
Организатор инноваций в школе — кто он и каковы его обязанности? 1 72.73kb.
Инструкция заместителя директора по учебно-методической работе на... 1 100.25kb.
Справка о состоянии преподавания изобразительного искусства в 1 –4... 1 144.5kb.
Комплекс тестирования "профориентатор": психометрические и прагматические... 1 257.96kb.
Для служебного пользования 2 584.26kb.
Сложение векторов 1 134.81kb.
Субъекты и объекты обучения в условиях современной социально-информационной... 1 68.37kb.
Республики башкортостан 1 283.81kb.
Выборы депутатов Еланской районной Думы второго созыва 1 276.53kb.
Разновидности структурных схем управления экономическими системами 1 23.42kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Дудкина Ольга Николаевна, заместитель директора по научно-методической работе - страница №1/1

Дудкина Ольга Николаевна,

заместитель директора по научно-методической работе

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Валуйки Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Создание программы мониторинга качества образования в целях успешности развития образовательного учреждения

(Проектное задание)

Выполнила:

Дудкина Ольга Николаевна,

заместитель директора по научно-

методической работе

МОУ «СОШ №1 г. Валуйки

Белгородской области»

Белгород


2008
Проблема: создание программы мониторинга качества образования в целях успешности развития образовательного учреждения.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования. Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.


Первые шаги в решении этой проблемы уже сделаны: совершенствуются государственные образовательные стандарты как общественно необходимый норматив, разрабатываются критерии и показатели качества разного уровня образования, накапливается опыт организации педагогического мониторинга в образовательных учреждениях. Современная российская практика оценки качества образования предполагает значительное усиление роли самооценки, самообследования образовательного учреждения. Результаты самообследования рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества деятельности образовательного учреждения. Наша школа тоже не стоит на месте.

В 2008 году школа стала победителем ПНПО «Образование» - Лидер в образовании, представив программу развития школы по проблеме «Создание необходимых условий для социальной успешности учащихся – выпускников школы через развитие сетевого взаимодействия», рассчитанной на 2007-2010 годы. Одна из задач программы – создание системы оценки качества образовательного учреждения, основанной на современных представлениях о качественном образовании, способствующей осуществлению объективного анализа, коррекции направлений развития школы в рамках инновационных технологий. Первый год реализации программы потребовал от педагогического коллектива школы сбора большого количества информации о результатах образовательной деятельности учреждения, о качестве предлагаемых школой образовательных услуг, о динамике опытно – экспериментальной работы. Возникли трудности с обработкой, анализом и хранением информации. Было принято решение о создании в школе Программы мониторинга качества образования.

Цель: создание Программы мониторинга качества образования образовательного учреждения с целью получения объективных и достоверных сведений, обработки, хранения, анализа и распространения информации о реализации программы развития школы по формированию условий для успешной социализации выпускников школы через сетевое взаимодействие.
Задачи


  • Отслеживание динамики опытно – экспериментальной работы по созданию психолого – педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

  • Проведение экспертизы педагогической целесообразности и эффективности образовательных, воспитательных, развивающих аспектов программы, мероприятий предполагаемых реализацию плана развития школы.

  • Выполнение замеров ИКТ – насыщенности образовательной среды

  • Оценивание динамики развития у школьников способностей к саморазвитию и самосовершенствованию

  • Проведение комплексного отслеживания системы взаимодействия родителей, педагогов, жителей микрорайона, межсетевых связей школы на основе принципа сотрудничества.

  • Разработка, совершенствование и корректировка критериально-оценочного инструментария для получения, обработки, хранения, анализа и интерпретации информации о качестве оказываемых образовательных услуг.


Логико-структурная схема проекта





Индикаторы

Источники информации

и методы измерений



Допущения и риски

Стратегическая цель Программы развития школы: создание необходимых и достаточных образовательных условий для социальной успешности учащихся – выпускников школы через сетевое взаимодействие

Результаты реализации программы развития школы

Данные муниципальной статистической отчётности

Анкетирование учащихся и их родителей.



Отсутствие финансовой поддержки

Главная цель проекта: создание программы мониторинга качества образования в целях успешности развития образовательного учреждения

Результативность созданной системы мониторинговых исследований и её влияние на качество образовательного процесса

Данные школы, собираемые в рамках мониторинговых исследований

Опросы, интервьюирование



Сопротивление педагогического коллектива нововведениям

Ключевые результаты проекта на выходе:

  • определение объектов мониторинга;

  • отбор критериев мониторинга;

  • выбор совокупности показателей оценивания каждого критерия;

  • подбор инструментария исполнения каждого показателя;

  • определение места и времени снятия информации;

  • определение лиц, в чьи обязанности входит снятие и обработка информации;

  • выбор места рассмотрения и принятия управленческого решения



Коэффициент охвата учащихся и педагогов мониторинговыми исследованиями;

обеспеченность участников мониторинга учебно-методической литературой, справочными материалами, современной информацией по проблеме; кадровое обеспечение мониторинговых исследований; уровень развития материально-технической базы



Научно-методическая литература, справочные материалы, Интернет.

Обмен опытом с педагогическими коллективами других школ




Отсутствие заинтересованности отдельных педагогов в разработке программы мониторинга.

Низкая активность педагогического коллектива.

Отсутствие качественного, но простого в обработке, с высокой степенью валидности, охватывающего все стороны обучающего процесса, соответствующего государственным образовательным стандартам, инструментария для проведения мониторинговых исследований.



График Гантта

Действия и мероприятия

Сроки исполнения

Человеческие

ресурсы


Материаль-ные

ресурсы


Затраты

Ответственное

лицо


1.Теоретическое изучение педагогами школы системы знаний по проблеме качества образования

2. Аналитическая деятельность: анализ проблем и противоречий деятельности педагогического коллектива в аспекте качества образования

3.Изучение информационных запросов основных пользователей системой оценки качества образования

4.Формирование нормативной базы документов, относящихся к обеспечению качественного образования.

Разработка Положения о системе оценки качества образования в МОУ «СОШ №1 г. Валуйки


сентябрь

2008 г.
октябрь

2008 года
ноябрь

2008 г.

в течение года


Педагоги школы, администрация

Педагоги школы, администрация


Научно-методический совет школы



Учебно-методическая литература, справочные материалы, Интернет.

Компьютер принтер






Руководи

тели МО
Зам. директора по НМР

Дудкина О. Н.
Зам. директора по НМР

Дудкина О. Н.


Админист


рация


5. Разработка критериев системы оценки качества образования.

6. Разработка тестов оценки способности коллектива школы к саморазвитию и самообразованию.

7. Обучающие семинары по методам осуществления контрольно-оценочных процедур.

8. Разработка мониторинга профессионального развития учителя.

9. Корретировка, внедрение и апробация полученной информации в программу мониторинга качества образования.



декабрь

2008 г.


январь

2009 года

В течение года

В течение года


2-е полугодие

2008-2009 учебного года


Педагоги школы, администрация

Научно-методический совет школы



Учебно-методическая литература, справочные материалы, Интернет.

Компьютер принтер





зам. директора по НМР

Дудкина О. Н.


зам. директора по НМР

Дудкина О. Н.

Админист

рация


Назрела потребность при переходе образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития, целенаправленно и системно заниматься инновационной деятельностью. Контроль, как ведущая функция управления, призван выполнять роль обратной связи между подсистемами внутришкольного управления и структурных подразделений. Многие формы, методы традиционно осуществляемого контроля в современных условиях оказались малоэффективны, они не дают целостной системы наметившихся тенденций в основных звеньях и структурах, экстенсивно-количественные показатели не отражают существа развития системы образовательной среды, которая должна характеризоваться гибким экономичным множеством качественных показателей, индикаторов и критериев оценки. Поэтому наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в школе разрабатывается и вводится Программа мониторинга. Ведущая идея реализации программы - эффективное информационное отражение состояния образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития.

На современном этапе работы педагогический коллектив изучает теоретические материалы, справочную литературу, современные информационные технологии по проблеме качества образования. В школе проводится анализ проблем и противоречий деятельности педагогического коллектива в аспекте качества образования, на основе материалов тестирования и анкетирования изучаются запросы основных пользователей системой качества образования. В начале 2-й четверти было разработано Положение о системе оценки качества образования МОУ «СОШ №1 г. Валуйки Белгородской области» (приложение1), критерии системы оценки качества образования для учащихся и педагогов (приложение 2, 3), тест оценки способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов ОУ в ходе мониторинга профессиональной компетентности (приложени4).

Для реализации проектных задач у коллектива имеется хорошая материально-техническая база: в школе функционируют 76 компьютеров, 29 мультимедийных проектора, 14 интерактивных доски.

Известно, что в мире только 8 стран оценивают знания учащихся по 5- бальной шкале. Другие страны выбрали для оценивания знаний учащихся более совершенный инструментарий. Современной педагогической науке известно много других технологий мониторинга качества знаний (СОК, тест - как форма педагогического мониторинга, технология УЭ, рейтинговая система оценки качества знаний, технология портфолио и другие). Но, тем не менее, разработчики программы мониторинга качества образования сталкиваются с рядом трудностей. Нам хотелось бы приобрести автоматизированную систему управления качеством знаний, которая позволяла бы производить независимые оценочные процедуры.

Приложения к проекту

Приложение 1


ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценки качества образования

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

г. Валуйки Белгородской области»

Общие положения

1. Настоящее «Положение о системе оценки качества образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Валуйки Белгородской области» (далее - Положение) определяет цели, задачи, принцип

функционирования системы оценки качества образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Валуйки Белгородской области» (далее - школа № 1), ее организационную и функциональную структуру.

2. Деятельность системы оценки качества образования школы № 1 строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Белгородской области, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

3. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования школы № 1 являются:

учителя;


обучающиеся и их родители;

управление образования администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район»;

Управляющий совет школы № 1;

В Положении используются следующие понятия:

качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;

оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных

процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса,

образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным

ожиданиям.

Основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования школы №1

1. Целями системы оценки качества образования школы № 1 являются:

создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в школе, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОУ;

получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием в школе;

принятие обоснованных и своевременных управленческих решений администрацией школы.

2. Задачами системы оценки качества образования в школе № 1 являются:

формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся школы для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;

оценка состояния и эффективности деятельности школы;

оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;

выявление факторов, влияющих на качество образования;

содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

3. В основу системы оценки качества образования школы положены принципы:

объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

инструментальное и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными, федеральными аналогами;

доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе.



Организационная структура системы оценки качества образования муниципального общеобразовательного учреждения школы №1:

1. В структуре ОСОКО школы выделяются следующие элементы:

научно-методический совет школы;

педагогический совет;

Управляющий совет школы

Научно-методический совет муниципального общеобразовательного учреждения школы:

1. разрабатывает, и реализуют программы развития школы, включая развитие системы оценки качества образования школы;

2. участвует в разработке методики оценки качества образования;

3. участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

4. обеспечивает проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

5. участвует в разработке методики и обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы школы в составе муниципального образования;

6. организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития школы, анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;

7. организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы

8. обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни систем


оценки качества образования;

9. обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования

школы;

10. содействует проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;



11. разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества
образования школы, участвует в этих мероприятиях;

  1. формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в школе;

  2. изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования школы;

14. проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся школы и формируют предложения
их совершенствованию;

15. принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне школы.


Управляющий совет школы:

1. содействует определению стратегических направлений развития системы образования в школе;

2. содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе;

3. готовит предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития школьной системы образования;

4. осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью

школы в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;

5. инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий;

6. принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;

7. принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школьной системы образования;

8. принимает участие в оценке качества образования, аттестации педагогических работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

9. принимает участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования муниципального уровня.

Педагогический совет:



  1. обсуждает и принимает решения по утверждению и реализации Положения о системе оценки качества образования.

Приложение 2



Критерии системы оценки качества образования

№п/п Критерии СОКО Показатели для учащихся

1. Ценностно-смысловая компетентности 1. Сформированность положительной мотивации

2. Осознание своей цели и предназначения.

3. Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурная компетентность 1. Осведомлённость ученика в вопросах познания

2. Владение эффективными способами организации своего досуга

3. Уровень воспитанности учащихся

4. Овладение познанием и опытом деятельности

3. Информационная компетентность 1. Умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и передавать её.

2. Умение создавать мультимедийную продукцию

4. Коммуникативная компетентность 1. Эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность,

2. Умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и передавать её.

3. Сформированность навыков работы в группах, выполнение различных социальных ролей в коллективе.

4. Умение представить себя

5.Социально-трудовая компетентность. 1. Сформированность навыков

самоуправления

2. Сформированность гражданских качеств

3. Готовность к поликультурному общению

4. Осведомлённость в области социально-трудовой сферы, сферы семейных отношений, в вопросах экономики

и права

6. Компетентность личностного

самосовершенствования 1. Знания и умения применить навыки здорового образа жизни

2. Сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения

3. Степень комфортности школьника в образовательной среде

7. Учебно-познавательная компетентность 1. Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки

2. Овладение креативными навыками продуктивной деятельности

Приложение 3



Критерии системы оценки качества образования

№п/п Критерии СОКО Показатели для педагогов



1. Профессионально-педагогическая поисковая

и исследовательская активность Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в м числе и не централизованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, стажировки, инициированные советом школы, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д. Разработка программ факультативов, элективных курсов с углубленным изучением предмета и т.д.Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах. Владение инновационной (проектной) деятельностью 1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях (проведение собственных мастер-классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.). Наличие авторских публикаций (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике, отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.

2. Дидактико-методическая компетентность Адекватность методических приёмов образовательным задачам, адаптированность методических приёмов и средств в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями школьников.

3.Коммуникативная компетентность Организация команды с варьированием позиции партнёрства и сотрудничества участников образовательного процесса.

Моделирование эффективного для образовательных и воспитательных целей диалогового взаимодействия (учитель -ученик, ученик - ученик).

4. Информационная компетентность Готовность к работе с информацией: умения отбирать необходимую формацию, систематизировать, критически оценивать и анализировать ее с позиции решаемой задачи, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, конструктурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и различных носителях, адекватных запросам потребителей информации.

5. Кооперативная компетентность Готовность к сотрудничеству с другими людьми: умения находить партнёров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли между участниками группы; действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и её результатов; осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.



6. Проблемная компетентность Готовность к решению проблем: умения самостоятельно: выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель, делить цель на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач; определять наиболее и наименее выигрышные из них; реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать степень разрешённости проблемы и характер достигнутого продвижения.