Доклад V съезд учителей Томской области Взаимодействие учителя, семьи и общества как ресурс введения новых образовательных стандарто - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад учителя начальных классов Мурадян Наиры Саркисовны 1 99.91kb.
Ii международная научно-практическая конференция «Современные информационные... 1 26.48kb.
Адвокатская палата томской области 1 52.25kb.
Методического объединения ссуз саратовской области по укрупнённой... 1 21.67kb.
Положение о Муниципальном инкубаторе Асиновского района Томской области... 1 117.42kb.
Правила написания эссе для абитуриентов программы Public History 1 12.92kb.
Томск. Томск может стать инновационной столицей России. Об этом заявил... 1 58.45kb.
Обобщение практики рассмотрения судами Томской области дел о признании... 1 163.91kb.
Взаимодействие общества и армии как социального института в современной... 2 753.1kb.
Анализ работы методического объединения учителей естественно-математического... 1 187.1kb.
" Живые" квесты в образовании (современные образовательные технологии) 1 25.39kb.
Конспект урока по теме «Пользовательский интерфейс» 1 65.26kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Доклад V съезд учителей Томской области Взаимодействие учителя, семьи и общества - страница №1/1

Доклад

V Съезд учителей Томской области
Взаимодействие учителя, семьи и общества как ресурс введения новых образовательных стандартов
Катарушкина Л. А.,

зам. директора по УВР

МОУ «Зональненская СОШ»

Томского района,

учитель начальных классов
1 сентября этого учебного года все российские первоклассники начали обучение в соответствии с новыми образовательными стандартами. Еще до утверждения авторы и разработчики стандарта вели широкий диалог о целях, задачах российской системы общего образования и требованиях, предъявляемых к ней всеми заинтересованными сторонами - государством, обществом, каждой конкретной семьей.

В связи с этим, федеральный стандарт является отражением социального заказа и понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон, и рассматривается как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), требования к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть обеспечены школе, чтобы она могла добиваться необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок.

Новый Стандарт пытается изменить подход к образованию. Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературного чтения, что - на уроках математики, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены, и так по всем предметам. Новый стандарт переводит фокус внимания с сугубо «содержательного» компонента на иные способы регулирования образовательного процесса. Если прежние стандарты были ориентированы на сохранение единого образовательного пространства страны и обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания, то новый выступает развивающим инструментом развития личности ребенка. Однако условия и критерии развития личности вызывают много вопросов, как у самих учителей, так и у родителей школьников.

Главная задача стандарта - сделать ребенка «гибким», чтобы он не просто получил определенные знания, но и умел их применять, добывать самостоятельно, искать выходы из различных ситуаций, По замыслу разработчиков, главным результатом должна стать адаптация ко«взрослой жизни во взрослом обществе», то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи. Школьные стандарты второго поколения отменяют «минимум знаний» и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений.

Примечательно, что новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе. Нынешние стандарты будут личностно-ориентированными, направленными на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители. Государственный стандарт второго поколения многогранен, затрагивает множество аспектов, он адресован, прежде всего, взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно.

В нашей школе в этом учебном году четыре первых классах начали работу в соответствии с требованиями стандарта. Подготовительная работа велась педагогическим коллективом весь предыдущий учебный год. Все учителя начальных классов прошли повышение квалификации по теме: «Актуальные вопросы введения ФГОС НОО». Методическое объединение учителей начальных классов, разбившись на подгруппы, участвовали в исследовательских проектах по формированию универсальных учебных действий средствами разных педагогических технологий. Опытно - экспериментальная работа помогла педагогам прийти к мысли, что переход на новый стандарт сравним с переездом на новую квартиру: все ценное мы берем с собой и применяем накопленный материал в новых условиях.

Если с универсальными учебными действиями учителя разобрались, то вопросов по внеурочной деятельности было много. Какова будет наполняемость кружков, секций? За счет каких средств произведут материально-техническое оснащение там, где оно потребуется? Где взять образовательные программы? Некоторые вопросы до сих пор остаются без ответов.

В нашей школе о наполнении часов, отводимых на внеурочную деятельность, задумались еще в прошлом учебном году. Учителями были собраны и изучены программы курсов внеурочной деятельности, созданные авторскими коллективами учебно - методических комплектов. Проанализировав столь обширные ресурсы педагоги пришли к выводу, что не следует «изобретать велосипед» - писать свои программы, вполне можно воспользоваться готовыми продуктами. К тому же, многие программы были апробированы учителя и ранее в рамках предметов школьного компонента. Далее учителями был составлен список возможных занятий внеурочной деятельности. Для первоклассников и их родителей прошла презентация, итогом которой стал выбор наиболее понравившихся занятий.

В представлении программ внеурочной деятельности участвовали и наши коллеги: педагоги дополнительного образования Детского дома творчества и школы искусств, тренеры детской спортивной школы. С этими организациями школьная администрация заключила договора о сотрудничестве.

При организации внеурочной деятельности мы постарались учесть:

- запросы родителей, законных представителей первоклассников;

- приоритетные направления деятельности школы;

- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Существенная роль принадлежит педагогическому коллективу, проектирующему внеурочную деятельность в школе; учителю, который стремится объединить усилия школы, учреждений дополнительного образования детей, каждого партнера школы, для того, чтобы расширить границы непосредственного опыта детей, а также на практике осуществить интерактивные содержательные связи между образовательными, личностными, социокультурными и профессиональными установками личности школьника.

На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители и социальные партнеры образовательных учреждений. Родители учащихся активно привлекаются для проведения разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий. Такое взаимодействие с семьями учащихся позволяет реализовать один из основополагающих принципов деятельности образовательных учреждений, а именно, связь с родителями.

С введением стандарта родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Родители могут выступать и в роли тьютеров: активно участвуют в организации подвижных игр на переменах, помогают детям в осуществлении самообслуживания, принимают участие в организации праздников и др. При совместной проектной деятельности необходимо осуществление партнерства «учитель - родитель - ребенок»

Должна измениться и форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся должны стать активными участниками дискуссий, тренингов…

Какие формы взаимодействия использовать в работе с родителями, чтобы они были активны? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе, и были хорошими помощниками учителя в воспитании учащихся? С этой целью мы используем общешкольные мероприятия. Совместная работа помогает родителям приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей.

В школе стало доброй традицией проводить общешкольные семейные олимпиады в начальной школе. Основная идея - привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий. Цель - создание особой среды общения: подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых.

Родители должны стать нашими единомышленниками, помощниками в развитие личности ребенка.

Одной из главных задач введения стандартов нового поколения стала необходимость существенного усиления воспитательных функций школы во взаимодействии с семьей.

В новом Стандарте сказано о том, что он «разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации» и «направлен на обеспечение: (...) духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования».

Одним из средств реализации названных требований является недавно разработанный и уже апробированный в образовательных учреждениях Томской области новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Целью этого комплексного курса названо формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.

Школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определила перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения. Педагоги провели большую разъяснительную работу для родителей. Были выбраны модули учебного курса, скомплектованы группы обучающихся по интересам, в соответствии с запросами родителей.

Однако, учитывая, с одной стороны, кратковременность изучения данного курса, и с другой стороны, то обстоятельство, что воспитание духовности - это самый долгий, самый сложный процесс, мы считаем, что реализация названных требований стандарта должна буквально пронизывать все школьное образование, проходя красной нитью сквозь все учебные курсы, и должна быть объектом самого пристального внимания педагогов.

Исходя из опыта работы школы по внедрению курса ОРКСЭ, обозначим еще одну проблему. На наш взгляд этот курс должен вести учитель истории, или литературы, или преподаватель МХК. С привлечением таких специалистов содержательный и технологический процесс освоения данного курса станет гораздо качественнее.

В российских школах традиционно не было особых требований к условиям, все силы бросались на результат. Из-за этого материально-техническая база многих школ обветшала. Стандарт привел к тому, что сейчас начали выделяться солидные средства на создание условий, чтобы и у детей, и у педагогов были комфортные рабочие места. Без государственной поддержки образованию не справиться с этой проблемой.

В нашей школе из 13 кабинетов начальных классов 7 оснащены автоматизированным рабочим местом учителя, в 4 есть проекторы, в двух кабинетах установлены интерактивные доски. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществлять процесс обучения на качественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Чередование различных видов деятельности помогает избежать утомляемости и однообразности в работе на уроке, стимулируется активность и инициативность обучающихся, которые не только принимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в ее создании.

Перемены коснулись и учебной литературы. Сейчас в федеральный перечень учебников включены системы книг по различным предметам, объединенные одним авторским коллективом, одной концепцией. Благодаря этому ни учителю, ни детям не придется все время переключаться с одной манеры изложения на другую. В тоже время не секрет, что не все учебники и методические пособия стали исчерпывающими источниками при подготовке к урокам учителю в свете требований нового стандарта. При подготовке к уроку учитель затрачивает теперь намного больше времени. Педагогу необходимо продумать приемы, которые помогут осуществить системно - деятельностный подход в обучении, подготовить задания, которые будут способствовать формированию и развитию универсальных учебных действий. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными, а это требует от учителя большой подготовительной работы.

Сложности вызывают и вопросы оценивания. На уровне стандарта закреплено положение о том, что результаты обучения на ступени начального образования не сводятся к предметным, а в качестве объектов контрольно - оценочной деятельности зафиксированы основные способы действия в отношении к опорной системе знаний (предметные результаты) и универсальные учебные действия, составляющие умение учиться (метапредметные результаты), индивидуальный прогресс каждого обучающегося. Таким образом, в системе контроля и оценивания должны произойти значительные изменения.

Большинству из учителей предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Не все учителя профессионально и даже психологически готовы к работе «по-новому». «Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС», так признают и сами авторы стандарта. Педагогические университеты и колледжи буквально с этого года приступили к работе по новому образовательному стандарту. Это серьезная проблема, логично было бы перед тем, как менять стандарты обучения для школьников, сначала соответствующим образом подготовить преподавателей.

Педагогам необходима методическая помощь и сопровождение. Возможно создание групп учителей, работающих по одному УМК, с целью распространения опыта, обсуждения проблем.

Еще одной из проблем в связи с введением стандарта стало появление огромного количество сопутствующих документов. Учителю на каждый шаг приходится оформлять различные справки, отчеты. Нельзя допустить ситуацию, когда учитель становится чиновником, который с бумагами работает больше, чем с детьми.



Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Современные дети сейчас не те, что были несколько лет назад. Они требуют от нас новых подходов в обучении. Во время работы возникает пока больше вопросов, чем ответов, много трудностей с которыми предстоит справиться.

К переходу на ФГОС должны быть готовы учителя, администрация, родители. Главная готовность должна быть внутренняя. Работа по освоению стандарта должна быть командной. Один в поле не воин. Необходимо чаще приглашать родителей в школу, обсуждать с ними вопросы воспитания и обучения, прислушиваться к их мнению и сообща искать пути к решению тех или иных задач.