Доклад о реализации в алтайском крае - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад о деятельности Общественной палаты и состоянии гражданского... 1 299.62kb.
Эпидемиологические и клинико-лабораторные аспекты сибирского клещевого... 1 365.27kb.
Современные направления и тенденции развития в алтайском крае 1 246.79kb.
О ходе реализации арт-концепции развития художественного образования... 1 64.69kb.
Информация о целевых программах и фактических результатах их реализации... 1 426.26kb.
О реализации процесса «еса флег» в Хабаровском крае 1 90.23kb.
План мероприятий по реализации предложений и замечаний, высказанных 3 978.49kb.
Доклад о результатах деятельности россотрудничества по реализации... 1 371.84kb.
Доклад Национального исследовательского университета о ходе реализации... 3 816.5kb.
Закон ставропольского края о государственной поддержке социально... 1 140.21kb.
Доклад-исследование учителя моу сош 2 г. Ивантеевки Таушкановой Н. 1 114.5kb.
А. в состав Научного совета спбСУ 1 48.11kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Доклад о реализации в алтайском крае - страница №1/3

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

за 2012 год


Часть I. Переход на новые образовательные стандарты

  1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году

п/п

Мероприятие

Планируемый результат (2012 год)

Показатели выполнения (результат реализации мероприятия) (2012 год)

Задачи на 2013 год

  1. Переход на новые образовательные стандарты

1

Поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования




а) введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) во всех общеобразовательных учреждениях (далее - ОУ) Российской Федерации:

2 класс


Введение с 1 сентября 2012 года ФГОС НОО в 100% вторых классов всех общеобразовательных школ, реализующих программу начального общего образования

Реализация ФГОС НОО в 100% вторых классов всех общеобразовательных школ, реализующих программу начального общего образования (1163 школы)

Реализация ФГОС НОО в 100% первых, вторых и третьих классов в штатном режиме, четвертых классах 89 пилотных школ.




3 класс

Реализация ФГОС НОО в 89 пилотных школах.

Обобщение и распространение успешного опыта управленческой и педагогической деятельности пилотных школ.



Реализация ФГОС НОО в 89 пилотных школах.

Издание сборника из опыта работы пилотных школ «Новый стандарт – новые условия – новое качество образования».

Проведение на базе пилотных школ стажерских практик, семинаров, направленных на повышение профессиональной компетенции учителей и руководящих работников общеобразовательных школ.


Реализация ФГОС НОО в четвертых классах 89 пилотных школ.

Организация анализа эффективности реализации ФГОС в пилотных школах. Распространение успешного опыта управленческой и педагогической деятельности.







б) введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) по мере готовности:

5 класс


С сентября 2012 года началась реализация краевого эксперимента по разработке и апробации механизма введения ФГОС ООО. В соответствии с программой эксперимента в 2012-2013 учебном году осуществляется подготовительный этап, а в 2013-2014 учебном году пятиклассники 16 экспериментальных школ начнут обучение по новым стандартам.



Подготовка кадров и создание условий в 16 пилотных школах для реализации ФГОС ООО с 2013-2014 учебного года. Выработка типовых решений, описывающих механизмы подготовки к введению ФГОС ООО с учетом условий конкретных образовательных учреждений.




6 класс

-




г) ведение федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по мере готовности:

10 класс


-




е) повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС общего образования)

Обеспечение готовности к реализации ФГОС общего образования педагогических и управленческих кадров образовательных учреждений.

Повышение квалификации по вопросам ФГОС общего образования учителей начальных классов пилотных школ, учителей, переходящих на ФГОС НОО с 01.09.2013 г. – 100 %.

Готовность педагогических кадров к реализации ФГОС общего образования:

-начального образования – 95 %;

- основного общего образования – не менее 50 %;

-готовность руководящих кадров к управлению введением и реализацией ФГОС общего образования – 98 %.




Реализация перспективного плана-графика повышения квалификации учителей начальных классов на 2012-2014 г.

Повышение квалификации по вопросам введения ФГОС – 100 % учителей начальных классов, перешедших на новый образовательный стандарт с 01.09.2012 г.

Доля учителей начальных классов, прошедших повышение квалификации по вопросам введения ФГОС общего образования, от общей численности учителей начальных классов – 98 %.

Доля руководящих кадров, прошедших повышение квалификации по вопросам введения ФГОС общего образования, от общей численности руководителей – 98 %.



Повышение квалификации по вопросам введения ФГОС 100 % учителей начальных классов.

Обеспечить готовность учителей основного общего образования к введению ФГОС общего образования – 80 %.

Обеспечить готовность руководителей общеобразовательных учреждений к реализации и введению ФГОС общего образования – 100 %.





ж) организация и проведение мониторинга введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Участие общеобразовательных учреждений в федеральном электронном мониторинге, а также региональном мониторинге реализации ФГОС общего образования.

Участие 100% общеобразовательных учреждений в федеральном электронном мониторинге, а также региональном мониторинге реализации ФГОС общего образования.

Проведение мониторинга эффективности реализации общеобразовательными учреждениями основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО).

2

Развитие общероссийской системы оценки качества общего образования




в) создание инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования

Разработка системы учета внеучебных достижений обучающихся при оценке качества общего образования.

Формирование программы мониторинговых исследований качества образования.

Разработка и внедрение автоматизированной мобильной системы мониторинга качества образования


Разработана Концепция развития региональной системы оценки качества образования. Внедрена региональная система электронного мониторинга состояния образования. Создано краевое бюджетное учреждение «Алтайский информационно-аналитический центр» с целью обеспечения технических и технологических возможностей для автоматизации региональной системы оценки качества образования.

Развитие механизмов внешней и внутренней оценки (самооценки) качества образования, государственно-общественной оценки качества образования и государственного общественного управления через включение в оценочные процедуры потребителей образовательных услуг, участников образовательного процесса.

Формирование кадрового ресурса в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур через повышение квалификации.

Создание системы сбора, обработки, анализа, хранения информации об индивидуальных образовательных достижениях, оценке качества общего образования на разных уровнях, о результатах экспертизы систем оценки качества образования.

Обеспечение процедур оценки качества образовательных результатов технологичными оценочными материалами.






г) разработка и формирование механизмов общественной аккредитации образовательных учреждений и привлечения потребителей, общественных институтов и объединений педагогов к  процедурам оценки качества общего образования

Проведение общественного обсуждения (экспертизы) критериев и показателей качества образования.

Подготовка инструктивно-методических материалов по формам предоставления информации о качестве образования различным категориям потребителей.



Проведено профессионально - общественное обсуждение проекта Концепции развития региональной системы оценки качества образования.

Разработаны требования к наполнению сайтов образовательных учреждений.

Размещены в открытом доступе Публичные доклады образовательных учреждений и Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края.

На сайте краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Алтайский институт повышения квалификации работников образования (далее – АКИПКРО) создан раздел региональная система оценки качества образования (далее - РСОКО) и осуществляется его регулярное пополнение (http://www.pnpo.akipkro.ru/region_sistema_ozenki/).

Обеспечено информирование потребителей образовательных услуг через работу сайтов ОУ и органов управления образованием. Разработан модуль АИС «Сетевой край. Образование» «Е-услуги. Образование».


Принятие действенных мер по информированию населения о качестве образования, в том числе через реализацию проекта «Сетевой край. Образование» и его модуля АИС «Е-услуги. Образование».

Развитие автоматизированной региональной системы оценки качества образования.






Финансирование мероприятий Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы

п/п

Мероприятие

Профинансировано в 2011 году

(тыс. руб.)

Профинансировано в 2012 году

(тыс. руб.)







Краевой бюджет

Бюджет муниципальных образований

ВСЕГО:

Краевой бюджет

Бюджет муниципальных образований

ВСЕГО:

I

Переход на новые образовательные стандарты

94024,59

9189,5

103214,09

184286,8

11468,8

195755,6

п/п

Переход на новые образовательные стандарты

План на

2012 год

(тыс. руб.)

всего

Факт (профинансировано) (тыс. руб.)










Краевой бюджет

Бюджет муниципальных образований

% выполнения

1

Обновление библиотечных фондов

53700,4

49347,0

4353,4

100%

2

Внеурочная занятость

103028,1

98283,6

4744,5

100%

3

Повышение квалификации педагогов для реализации ФГОС

25494,6

24984,2

510,4

100%

4

Повышение квалификации управленческих кадров для реализации ФГОС

4458,0

3672,0

786,0

100%

5

Организация и проведение ЕГЭ в 11 кл.

7780,0

7000,0

780,0

100%

6

Организация и проведение ГИА в новой форме в 9 кл.

1294,5

1000,0

294,5

100%

ИТОГО:

195755,6

184286,8

11468,8

100%

2. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 26.04.2012 №1670 «Об оснащении общеобразовательных учреждений оборудованием для реализации ФГОС»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.09.2012 № 3554 «Об организации в 2012-2013 учебном году работы по подготовке к введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Алтайского края» с приложениями:

план-график мероприятий на 2012-2013 учебный год по подготовке к введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Алтайского края;

программа краевого эксперимента по разработке и апробации механизма введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Алтайского края;

состав краевого координационного совета по проведению эксперимента по разработке и апробации механизма введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательные учреждения Алтайского края;

распределение средств на приобретение оборудования для создания условий по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для общеобразовательных учреждений-участников краевого эксперимента;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 13.11.2012 № 4491 «О внесении изменений в приказ от 28.04.2011 № 1195 «О создании рабочей группы по подготовке к введению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях Алтайского края»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 27.11.2012 № 4750 «О специализации школ – экспериментальных площадок - по выработке типовых решений в рамках реализации краевого эксперимента по разработке и апробации механизма введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в общеобразовательных учреждениях края».


3.Финансовое обеспечение реализации направления

Финансовое обеспечение повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации ФГОС за счёт краевого бюджета составило в 2012 году 28656,2 тыс. рублей.

Субвенция на реализацию программ начального общего образования для реализации ФГОС в 1-х классах в части расходов на заработную плату за внеурочную деятельность составила в 2012 году 98283,6 тыс. рублей.

На обновление библиотечных фондов за счет средств краевого бюджета для приобретения учебной и художественной литературы выделено 49347,0 тыс. рублей.

В рамках ведомственной целевой программы «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011-2013 годы в 2012 году на развитие региональной системы оценки качества образования (организация и проведение единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в новой форме) выделено 8000 тыс. рублей.

Итого из краевого бюджета на данное направление выделено 184286,8 тыс. рублей.


4.Информация о выполнении плана Алтайского края по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году

На краевом уровне организовано повышение квалификации руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Доля педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации в соответствии с ФГОС в 2012 году, составляет 68,98% (2011 год – 21,37%). 100% учителей начальных классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт, прошли персонифицированное повышение квалификации по программам в объеме 72 ч., ориентированным на подготовку педагогических кадров в области достижения новых образовательных результатов.

Готовность руководителей ОУ к управлению подготовкой и реализацией ФГОС подтверждается результатами итоговой аттестации, которая осуществлялась с участием работодателей обучающихся (или представителей работодателей). Основной формой итоговой аттестации по курсам является защита проектов (итоговых образовательных продуктов), подготовленных обучающимися в ходе курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Работа с учителями начальных классов осуществляется по модульной персонифицированной модели повышения квалификации, предусматривающей выявление индивидуальных профессиональных затруднений по достижению новых образовательных результатов, формулирование индивидуальных учебно-профессиональных задач и выстраивание индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации.

Осуществляется организационно-методическое сопровождение реализации ФГОС НОО и подготовки школ к введению ФГОС ООО.

Организованы сетевые консультации и горячая линия специалистов АКИПКРО по актуальным вопросам реализации ФГОС НОО, в том числе по вопросам разработки рабочих программ отдельных учебных предметов, проектирования системы оценки образовательных достижений младших школьников и др.

С целью оказания методической помощи и выявления проблем в реализации ФГОС Главным управлением совместно с АКИПКРО и краевым профессиональным методическим объединением учителей начальных классов организовано посещение школ семи муниципалитетов края.

На сайте АКИПКРО организован постоянно действующий форум «Реализуем федеральный государственный образовательный стандарт», в рамках которого активно обсуждаются актуальные вопросы обеспечения условий реализации ФГОС.

В виде публикаций и видеоотчета обобщен успешный опыт реализации ФГОС в пилотных школах. Подготовлен сборник материалов из опыта работы пилотных школ «Новые стандарты – новые условия – новое качество образования».

Внесены изменения в деятельность краевого профессионального методического объединения учителей начальных классов в соответствии с задачами реализации ФГОС.

Общеобразовательными учреждениями в соответствии с региональными рекомендациями по итогам самоанализа основной образовательной программы и условий ее реализации внесены изменения в программу и иные локальные акты, проведены мероприятия по приведению в соответствие с требованиями ФГОС условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Успешный опыт по направлению «Реализация ФГОС начального общего образования» представлен общеобразовательными учреждениями в рамках VI фестиваля школ-лидеров краевой системы образования «Новая школа Алтая».

Успешный опыт реализации системно-деятельностного подхода, результаты формирования универсальных учебных действий продемонстрировали школьники на региональном этапе Всероссийских Занковских чтений, краевой олимпиаде младших школьников.

Обсуждение вопросов ФГОС организовано в рамках региональной школы методиста.

В рамках окружных общественных слушаний методисты (специалисты) муниципальных органов управления образованием, руководители школ и районных (городских) методических объединений учителей начальных классов обсудили проблему оценки эффективности реализации ФГОС начального общего образования и подготовки общеобразовательных учреждений к введению ФГОС основного общего образования. Всего в общественных слушаниях приняло участие более 500 человек.

В июне итоги проведения в Алтайском крае мероприятий по подготовке и реализации ФГОС обсуждены на коллегии Главного управления.

В помощь ОУ разработаны и размещены на сайте Главного управления:

- инструктивно-методическое письмо управления от 27.01.2012 №515 «Об анализе внеурочной деятельности»;

- приказ управления от 26.04.2012 №1670 «Об оснащении общеобразовательных учреждений», которым утверждены методические рекомендации по оснащению ОУ;

- инструктивно-методическое письмо управления от 26.04.2012 №2572 «Об оснащении общеобразовательных учреждений оборудованием для реализации ФГОС начального общего образования»;

- методические рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов;

- инструктивно-методическое письмо управления от 22.05.2012 №3153 «О проведении оценки эффективности реализации ФГОС НОО» с оценочными листами для определения соответствия основной образовательной программы, организации и содержания внеурочной образовательной деятельности условий ОУ требованиям ФГОС. Осуществлен сбор информации со всех муниципалитетов края (самоанализ проведен 100% ОУ);

- инструктивно-методическое письмо от 01.06.2012 №3367 «О реализации ФГОС НОО в школах до 10 человек»;

- методическое пособие «Изучение динамики сформированности универсальных учебных действий младших школьников».

В 2012 году осуществлялась целенаправленная подготовка к введению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО). В ходе краевой августовской педагогической конференции Алтайского края состоялась секция «Обеспечение условий для реализации ФГОС общего образования в рамках модернизации системы образования Алтайского края». Руководители школ, специалисты органов управления образованием, методисты краевого и муниципального уровней обсудили организационные, управленческие и содержательные аспекты введения нового стандарта. На основе экспресс-анализа готовности образовательных учреждений к введению ФГОС ООО проведена общественная экспертиза плана–графика мероприятий на 2012-2013 учебный год по подготовке к введению ФГОС ООО и программы краевого эксперимента по разработке и апробации механизма введения ФГОС ООО.

С учетом рекомендаций секции подготовлен приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.09.2012 № 3554 «Об организации в 2012-2013 учебном году работы по подготовке к введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Алтайского края», утверждающий план-график мероприятий на 2012-2013 учебный год, программу краевого эксперимента по разработке и апробации механизма введения ФГОС ООО, состав краевого координационного совета, список общеобразовательных учреждений – экспериментальных площадок.

Целью эксперимента является выработка типовых решений обеспечения массового перехода на ФГОС ООО:

- разработка основной образовательной программы школы в соответствии с ФГОС;

- организация внеурочной деятельности;

- формирование системы контроля и оценки новых образовательных результатов, управления качеством образования;

- создание условий, соответствующих требованиям реализации ФГОС (кадровых, информационно-методических, психолого-педагогических, материально-технических и др.).

Первоочередной задачей введения ФГОС ООО является повышение квалификации учителей и управленческих кадров по вопросам использования системно-деятельностного подхода, организации контроля и оценки образовательных результатов, развития информационно-образовательной среды, использования современного учебного оборудования, поставляемого в школы края в рамках модернизации системы общего образования.

В целях создания единой сетевой площадки взаимодействия педагогов, экспертов, всего профессионального сообщества по вопросам введения ФГОС в основной школе на официальном сайте КГБОУ АКИПКРО создан раздел «Подготовка к введению ФГОС ООО» (http://www.fsp.akipkro.ru/vvedenije-fgos/normativno-pravovaya-baza.html). Раздел включает в себя следующие подразделы:

-нормативно-правовая база;

-из опыта работы (к администрированию данного подраздела обеспечен доступ школам-участницам краевого эксперимента по ведению ФГОС ООО);

-форум (сетевая площадка для обмена опытом, обсуждения УМК, уроков, проблемных ситуаций и др.);

-экспериментальные школы (перечень экспериментальных школ с возможностью выхода на их сайты);

-методические рекомендации (рекомендации по созданию условий для введения ФГОС ООО).

С 22 по 25 октября 2012 года на базе АКИПКРО был проведен очный семинар «Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС ООО», в котором приняли участие директора, заместители директоров, учителя-предметники из 16 общеобразовательных школ – экспериментальных площадок.

20.11.2012 года состоялся вебинар для школ – участников краевого эксперимента «Подготовка к введению ФГОС ООО: качество нормативной базы». По итогам участия в вебинаре представленные разработки лучших школ – участниц эксперимента размещены на сайте АКИПКРО.

В декабре 2012 года КГБОУ АКИПКРО проведена межрегиональная телекоммуникационная конференция «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления», в которой приняли участие 102 представителя систем образования 19 регионов Российской Федерации. Педагоги, специалисты органов управления образованием и научное сообщество изучили опыт Алтайского края, представили собственный, а также обсудили сложности, возникающие при реализации стандартов на начальной ступени, чтобы в дальнейшем избежать подобных ошибок при внедрении ФГОС на основной ступени.

Ежемесячно составляется план мероприятий по подготовке к введению ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Алтайского края. План позволяет своевременно корректировать ход экспериментальной работы.

Для школ, участвующих в краевом эксперимента по введению ФГОС ООО, приобретены комплекты учебного и компьютерного оборудования, необходимого для реализации стандарта.

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» для реализации ФГОС основного общего образования общеобразовательные учреждения получат:

-технические средства обучения (специализированные программно-аппаратные комплексы для педагога и обучающихся);

-лабораторное и демонстрационное оборудование (цифровая и традиционная лабораторная учебная техника, учебная техника для практических работ, проектирования и конструирования);

-наглядные пособия по предметам (ЭОР и традиционные наглядные пособия).

Опыт введения ФГОС в экспериментальных школах поможет снизить риски в период массового перехода на ФГОС в основной школе.

Более 200 руководящих и педагогических работников образовательных учреждений края приняли участие в экспертно-аналитическом семинаре «Повышение эффективности мониторинга и хода реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проведенном в Барнауле в сентябре 2012 года АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».

С целью информирования общественности на сайте Главного управления и в СМИ печатаются материалы, касающиеся управления введением и реализацией федерального государственного образовательного стандарта, методические рекомендации по оценке качества реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На сайте Главного управления и в региональных СМИ размещены материалы (публикации, сюжеты, интервью на радио и ТВ) о реализации ФГОС.

Во всех школах изучается уровень информированности и отношение родителей учащихся к введению федерального государственного стандарта начального общего образования. Участие родительской общественности в управлении образованием расширяется через включение в составы рабочих групп по разработке (корректировке) основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, на уровне муниципалитетов, в рамках деятельности школьных округов, в общеобразовательных учреждениях организованы методические мероприятия (конференции, мастер-классы, семинары).


5.Эффекты реализации направления в 2012 году

К числу эффектов реализации указанных мероприятий относится:

-  опыт реализации федерального государственного образовательного стандарта активно распространяется на краевом уровне;

- информационное сопровождение реализации ФГОС позволяет формировать позитивное отношение общественности к введению нового стандарта;

- выделение средств на оснащение школ создает условия для реализации ФГОС начального общего образования и подготовки школ к введению ФГОС основного общего образования;

- выстраиваются модели интеграции и координации основного и дополнительного образования для организации внеурочной деятельности как неотъемлемой части основной образовательной программы;

- меняются подходы к созданию в общеобразовательном учреждении современной информационно-образовательной среды;

- формируется школьная система оценки качества образования на основе требований ФГОС к новым результатам освоения основной образовательной программы, в том числе метапредметных результатов и учета внеучебных достижений школьников;

- возрос интерес профессионального сообщества и общественности к участию в обсуждении вопросов оценки качества образования, метапредметных результатов, в том числе сформированных во внеурочной деятельности;

- наметилась тенденция к децентрализации системы оценивания через выстраивание механизма, побуждающего к диалогичности и саморазвитию всех субъектов образования, и усилению формирующего характера оценки и самооценки;

- активизировалось участие родительской общественности в управлении образованием на уровне школы, проявляющееся в заинтересованном отношении к содержанию основной образовательной программы, выбору индивидуальной траектории развития ребенка;

- расширяются формы участия общественности в управлении системой образования на разных ее уровнях (общественные слушания, социологические исследования, общественные советы, общественно-профессиональные объединения и клубы);

- в ходе курсов повышения квалификации происходит развитие профессиональной компетентности руководящих работников и педагогов в области реализации ФГОС, повышение квалификации приобретает выраженный практико-ориентированный характер.


6. Проблемные вопросы реализации направления

1) Основной проблемой остаётся проблема частичной сформированности системы оценки качества на уровне края, муниципалитета, общеобразовательного учреждения. Образовательные учреждения испытывают трудности в описании образовательных результатов, в инструментах и методах их оценки. Учителя затрудняются в выборе эффективных методик, способов фиксации полученных результатов.

2) Нуждаются в дальнейшей проработке организационно-управленческие и методические вопросы организации внеурочной деятельности обучающихся, в том числе необходимость разработки методических рекомендаций по организации нелинейных форм расписания учебных занятий и внеурочной деятельности.

3) Требуется внесение изменений в основную образовательную программу начального общего образования и другие локальные акты, определяющие систему оценки в общеобразовательном учреждении, возможность школьников учиться в сетевых образовательных учреждениях, оценку профессиональной деятельности педагогов и др.

4) Остается проблема оснащения школ учебно-лабораторным, наглядным, компьютерным оборудованием. В части школ наблюдается недостаточный уровень оснащенности, в ряде учреждений – его неэффективное использование.

5) Необходимо организационно-методическое сопровождение деятельности общеобразовательных учреждений по вопросу изучения удовлетворенности родителей качеством начального образования.

7.Задачи и планируемые показатели на 2013 год по реализации направления

Задачи

Планируемые мероприятия

Планируемые показатели

Выявление профессиональных трудностей и повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений

Курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических работников.

Ориентация деятельности краевого, муниципальных и школьных профессиональных методических объединений учителей начальных классов на решение проблемных вопросов реализации ФГОС.

Проведение краевых и окружных методических мероприятий (семинаров, вебинаров, конференций, фестивалей, конкурсов) для руководителей ОУ, педагогов и разработка методических рекомендаций, инструктивных писем по вопросам:

- формирование у учителей ИКТ-компетентности;

- оценка эффективности использования оборудования и создание в ОУ современной образовательной среды;

- соответствие основной образовательной программы начального общего образования требованиям ФГОС;

- модели организации внеурочной деятельности, разработка и реализации моделей интеграции с учреждениями дополнительного образования в организации внеурочной деятельности,

- организация образовательного процесса при построении нелинейного расписания;

- приведение в соответствие с требованиями ООП НОО;

- построение системы оценки качества начального образования.

Разработка инструментария и процедуры изучения уровня удовлетворенности родителей качеством начального образования, примерных положений, регламентирующих систему оценки качества начального образования.

Участие экспериментальных школ во всероссийском проекте «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС».

Оснащение школ учебно-лабораторным и компьютерным оборудованием, в том числе по итогам конкурсного отбора.

Выявление и распространение успешного опыта в создании условий для реализации ООП НОО.

Доля руководящих и педагогических работников ОУ, прошедших курсы повышения квалификации в соответствии с ФГОС – 98,8%.

Доля учителей, ведущих часы в классах начальной школы, у которых сформирована базовая информационно-коммуникационная компетентность (далее - ИКТ-компетентность) – 90%.

Организационно-методическое сопровождение по вопросу приведения в соответствие с ФГОС основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).
Доля общеобразовательных учреждений, в которых образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с ФГОС НОО - 100%.

Организационно-методическое и нормативное обеспечение условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования


Доля обучающихся по ФГОС, которым обеспечена возможность пользоваться в соответствии с ФГОС (в общей численности обучающихся по ФГОС НОО) учебным оборудованием для практических работ – 90 %, интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.)– 90%.

Среднее количество часов в неделю внеурочной деятельности в классах начальной школы, обучающихся по ФГОС, за счет бюджетного финансирования – 7ч.

Доля общеобразовательных учреждений, в которых осуществлена интеграция с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта – 60%.

Доля общеобразовательных учреждений, в которых используется модель нелинейного, динамического расписания - 70%

Формирование системы качества начального общего образования на краевом, муниципальном и школьном уровнях
Доля общеобразовательных учреждений, в которых система оценки качества образования приведена в соответствие с ФГОС – 100%.

Доля общеобразовательных учреждений, которые разработали «Положение о системе промежуточной аттестации учащихся по ФГОС с учетом комплексного подхода к оценке результатов образования – 100%.

Доля общеобразовательных учреждений, в которых ООП НОО содержит описание образовательных результатов в динамике по годам обучения – 100%.

Доля общеобразовательных учреждений, в которых ООП НОО содержит описание системы оценки результатов с учетом уровневого подхода – 60%, бинарного оценивания – 50%.

Доля общеобразовательных учреждений, в которых система оценки качества содержит регламенты учета внеучебных достижений учащихся – 90%.

Доля общеобразовательных учреждений, в которых используются для оценки достижений учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС, механизмы накопительной системы оценивания – 70%, проектные и творческие работы – 80%, иные виды оценивания, отличные от пятибалльной системы – 60%.

Доля общеобразовательных учреждений, которые осуществляют изучение уровня удовлетворенности родителей качеством начального образования – 60%.

Доля общеобразовательных учреждений, которые участвуют во всероссийском проекте «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с ФГОС» - 15%.

Подготовка к введению ФГОС основного общего образования

В 2013-2014 учебном году пятиклассники 16 экспериментальных школ начнут обучение по ФГОС ООО.

- доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, в общей численности школьников – 0,6%;

-наличие нормативных и правовых документов ОУ, обеспечивающих реализацию ФГОС ООО;

- описание процедуры создания основной образовательной программы основного общего образования;

- определение минимально необходимых условий, обеспечивающих выполнение требований ФГОС, в том числе к организации внеурочной деятельности учащихся ступени ООО;

- описание внутришкольной системы управления, контроля и оценки качества новых образовательных результатов учащихся ступени основного общего образования;

-наличие плана мероприятий на 2013-2014 учебный год по введению ФГОС ООО (подготовленный на основе опыта подготовки к переходу на ФГОС ООО в 16 экспериментальных общеобразовательных учреждениях).


8. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению

Доля учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС, в общей численности учащихся составляет 24,17%, в общей численности учащихся начальных классов – 55,33% (все учащиеся первых и вторых классов, учащиеся третьих классов пилотных школ, реализующих ФГОС с 2010 года).

С целью создания условий реализации нового стандарта внесены изменения в методику расчета субвенции на общее образование в части оплаты труда за внеурочную деятельность. В региональном бюджете предусмотрено увеличение расходов на общее образование с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования (5 часов на оплату внеурочной деятельности для всех первых и вторых классах). Кроме того, в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования в 2012 году 100% общеобразовательных учреждений выделены средства на приобретение оборудования для реализации программ внеурочной деятельности. Среднее количество часов в неделю внеурочной деятельности в классах начальной школы составляет 7,11 ч., что свидетельствует о включении в план внеурочной деятельности школ не только дополнительно оплачиваемых часов в рамках субвенции, но и часов, реализуемых за счет дополнительного образования в рамках социального партнерства. Анализ среднего количества часов в неделю внеурочной деятельности на отдельные направления распределено примерно одинаково (от 1,3 ч.- 1,7 ч.). Разработанные учреждениями модели организации внеурочной деятельности обеспечивают соблюдение принципа свободного выбора учащимися и их родителями конкретных направлений и форм организации внеурочной деятельности, изучаются потребности детей и их родителей, отношение к различным формам осуществления данной деятельности. Доля общеобразовательных учреждений, в которых для учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС, организованы оборудованные постоянно действующие площадки: для наблюдений, исследований – 36,63%, для моделирования, конструирования – 47,07%, театральные площадки – 37,82%.

Продолжается формирование системы оценки качества начального образования с учетом требований ФГОС. Доля общеобразовательных учреждений, в которых используются для оценки достижений учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС, механизмы накопительной системы оценивания – 65,57%, проектные и творческие работы – 75,96%, иные виды оценивания, отличные от пятибалльной системы – 41,62%. Данные показатели свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на приведение с соответствие с ФГОС школьной системы оценки качества начального образования.

Обеспечиваются материально-технические условия реализации ФГОС начального общего образования. Все школы приобрели учебно-лабораторное и компьютерное оборудование. Доля обучающихся по ФГОС, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ, составляет 79,56 (2011 год – 26,3%), интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки и др.) – 87,67% (2011 год – 26,85 %).


Часть II. Развитие системы поддержки талантливых детей

1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году

п/п



Мероприятие

Планируемый результат

(2012 год)

Показатели выполнения (результат реализации мероприятия) (2012 год)

Задачи на 2013 год

  1. Развитие системы поддержки талантливых детей

5

Развитие системы поиска одаренных детей:
а) организация конкурсов и иных мероприятий (олимпиад, фестивалей, соревнований) всероссийского, регионального и муниципального уровней для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности

Увеличение доли детей, включенных в систему выявления и развития одаренных детей, до 43,5%

Доля детей, включенных в систему выявления и развития одаренных детей, составила в 2012 году 43,9%

Увеличение доли детей, включенных в систему выявления и развития одаренных детей, до 44,5%


в) создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи

В Алтайском крае мероприятие не реализуется



6

Обеспечение развития системы поддержки и сопровождения одаренных детей:
а) создание центров поддержки одаренных детей при федеральных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах

В Алтайском крае мероприятие не реализуется


б) разработка и введение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей

Разработка и введение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопро


вождение развития (образования) талантливых детей

Финансирование мероприятий Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы

п/п


Профинансировано в 2011 году

(тыс. руб.)

Профинансировано в 2012 году

(тыс. руб.)

Краевой бюджет

Бюджет муниципальных образований

ВСЕГО:

Краевой бюджет

Бюджет муниципальных образований

ВСЕГО:

II

Развитие системы поддержки талантливых детей

6943,8

3639,2


10583

7337


4259,8

11596,8
п/п



Развитие системы поддержки талантливых детей

План на

2012 год

(тыс. руб.)

Всего

Факт (профинансировано) (тыс. руб.)


Краевой бюджет

Бюджет муниципальных образований

% выполнения

1

Организация участия в конкурсных мероприятиях



3187,2

1243,2


1944,0

100 %


2

Организация участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальный, региональный, заключительный этапы)

4047,7

2947,7


1100,0

100 %


3

Гранты, стипендии, премии для поддержки талантливых детей

2948,1

2146,1


802,0

100 %


4

Организация работы

1413,8

1000,0


413,8

100 %


ИТОГО:

11596,8


7337,0

4259,8


100%
2. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления

- ведомственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Администрации края от 14.12.2010 № 551;

- постановление Администрации Алтайского края от 31.12.2008 № 589 «Об учреждении премий Губернатора Алтайского края учащимся общеобразовательных учреждений»;

- распоряжение Администрации Алтайского края от 23.08.2012 № 351-р о распределении между бюджетами муниципальных районов и городских округов иных межбюджетных трансфертов в сумме 286,0 тыс. рублей на выплату премий Губернатора Алтайского края учащимся общеобразовательных учреждений;

- Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми в Алтайском крае, утвержденная заместителем Губернатора Алтайского края, начальником Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края 29.08.2012 г.;

- межведомственный план работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в Алтайском крае на 2012 год, утвержденный заместителем Губернатора Алтайского края, начальником Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 27.01.2012 № 230 «Об организации работы по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части поддержки талантливой молодежи»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2012 № 1006 «О направлении учащихся на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 21.03.2012 № 1029 «О подготовке и проведении в 2011/2012 учебном году II (юбилейной) историко-краеведческой конференции школьников Алтайского края»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 22.03.2012 № 1050 «О проведении в 2012 году олимпиады младших школьников»;

- приказы Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края о направлении на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам от 30.03.2012 № 1250, от 30.03.2012 № 1248, от 30.03.2012 № 1249, от 04.04.2012 № 1313, от 04.04.2012 № 1316, от 04.04.2012 № 1317, от 04.04.2012 № 1315, от 04.04.2012 № 1312, от 05.04.2012 № 1337, от 11.04.2012 № 1413, от 11.04.2012 № 1416, от 11.04.2012 № 1417, от 11.04.2012 № 1418, от 11.04.2012 № 1419, от 11.04.2012 № 1414;

- приказы Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края о направлении участников на летние и зимние учебно-тренировочные сборы кандидатов в сборную команду Российской Федерации для участия в Международной олимпиаде по общеобразовательным предметам от 28.05.2012 № 2139, от 30.05.2012 № 2203, от 31.05.2012 № 2224, от 27.06.2012 № 2628, от 24.10.2012 № 4144, от 26.10.2012 № 4224, от 24.10.2012 № 4148;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 12.05.2012 № 1872 «Об итогах I краевой дистанционной олимпиады по программированию»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 12.05.2012 № 1920 «О направлении сопровождающего лауреатов Московского международного форума «Одаренные дети» на торжественное награждение и вручение дипломов»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 24.05.2012 № 2103 «О создании рабочей группы по определению механизма финансирования педагогов и образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 06.06.2012 № 2284 «О проведении летних учебно-тренировочных сборов школьников Алтайского края по химии, физике и математике»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 05.07.2012 № 2711 «О создании краевого Координационного совета по организации работы с одаренными детьми»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 16.10.2012 № 3975 «О проведении в 2012/2013 учебном году краевых дистанционных конкурсов по математике, биологии, географии»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 08.11.2012 № 4424 «Об утверждении состава предметно-методических комиссий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 учебного года»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 09.10.2012 № 3880 «О сроках проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012/2013 учебном году»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 02.10.2012 № 3733 «О проведении школьного и муниципального этапов Всероссийской олимиады школьников в 2012/2013 учебном году»;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 26.12.2012 № 5303 «О проведении в 2012/2013 учебном году (III) региональого этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам;

- приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 28.12.2012 № 5385 «О проведении зимних учебно-тренировочных сборов одаренных школьников по математике»;

- приказы управления о направлении школьников на российские мероприятия по направлениям дополнительного образования: №1467 от 16.04.2012, №1028 от 21.03.2012, №958 от 16.03.2012, №1016 от 20.03.2012, №1015 от 20.-3.2012, №139-к от 20.03.2012, №1276 от 02.04.2012, №1276 от 02.07.2012, №1284 от 03.04.2012, №1576 от 20.04.2012, №1658 от 25.04.2012, №1684 от 26.04.2012, №2069 от 22.05.2012, №1905 от 12.05.2012, №1849 от 11.05.2012, №1848 от 11.05.2012, №1234 от 29.03.2012, №1831 от10.05.2012, №1753 от 04.05.2012, №1707 от 02.05.2012, №1705 от 02.05.2012, №1704 от 02.05.2012, №1677 от 26.04.2012, №1978 от 16.05.2012, №1977 от 16.05.2012, №2126 от 25.05.2012, №2125 от 25.05.2012, №2366 от 13.06.2012, №2403 от 13.06.2012, №2544 от 22.06.2012, №2543 от 22.06.2012, №2644 от 29.06.2012, №2545 от 22.06.2012, №376-к от 09.07.2012, №3296 от 27.08.2012, №5403 от 06.09.2012, №3413 от 07.14.2012, №3541 от 18.09.2012, №2215 от 31.05.2012, №2603 от 27.06.2012, №4201 от 25.10.2012, №4203 от 25.10.2012, №4438 от 08.11.2012, №4466 от 09.11.2012, №4481 от 13.11.2012, №4546 от 16.11.2012, №4656 от 22.11.2012, №4777 от29.11.2012, №4776 от 29.11.2012, №4855 от 04.12.2012.


3.Финансовое обеспечение реализации направления

Финансовое обеспечение мероприятий по поддержке одаренных детей осуществлялось в рамках ведомственной целевой программы «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 14.12.2010 № 551.

Объем финансирования в рамках программы в 2012 году составил 7337,0 тыс. руб., из них на организацию конкурсов, слетов, сборов для одаренных детей – 4190,9 тыс. рублей, на создание Центра по работе с одаренными детьми – 1000,0 тыс. рублей, на финансовую поддержку одаренных детей и талантливой молодежи – 2146,1тыс. рублей.

4.Информация о выполнении плана Алтайского края по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2012 году

В соответствии с межведомственным планом мероприятий по развитию системы поддержки одаренных (талантливых) детей в 2012 году основной целью явилась разработка и утверждение Концепции региональной системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в Алтайском крае (далее – Концепция). В рамках реализации плана мероприятий и мероприятий Концепции в Алтайском крае в 2012 году основные усилия направлены на развитие целостной региональной системы работы с одаренными детьми, формирование современной модели региональной системы выявления и развития молодых талантов, механизмов ее функционирования. Основной целью Концепции является обеспечение равных условий для выявления и поддержки одаренных детей с раннего детского возраста (дошкольный период) до профессиональной самореализации молодого специалиста вне зависимости от сферы одаренности, социального положения и финансовых возможностей семьи.

В 2012 году совершенствовались формы проведения конкурсных мероприятий. Так, второй год подряд были организованы и проведены летние учебно-тренировочные сборы одаренных школьников по химии и впервые по физике и математике. Сборы по химии прошли под руководством Коркиной Раисы Андреевны, Заслуженного учителя Российской Федерации, Народного учителя Российской Федерации.

Впервые были организованы зимние учебно-тренировочные сборы одаренных школьников по математике с участием преподавателей ведущих вузов Санкт-Петербурга, Новосибирска, Алтайского края.

В весенних и осенних дистанционных конкурсах-марафонах по биологии, географии, математике приняли участие большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья практически из всех городов и районов Алтайского края.

Одной из форм работы по расширению базы поиска одаренных детей стало широкое информирование учащихся о проведении тех или иных конкурсных мероприятий различного уровня, оказание организационной, методической и финансовой помощи.

Помимо вышеуказанных мероприятий в сфере интеллектуальной одаренности в крае традиционно проводятся олимпиада младших школьников, олимпиада личностно-ориентированного обучения, историко-краеведческая конференция школьников, олимпиада по искусству (МХК), школьный и региональный туры Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев.

Базовым элементом выявления и сопровождения одаренных детей по-прежнему остается Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам. В 2012 году в школьном этапе олимпиады приняли участие 100563 школьников Алтайского края, на муниципальный этап приглашены 36786 победителей и призеров школьного этапа. В очном туре регионального этапа приняли участие 698 школьников. В заключительном этапе приняли участие 50 одаренных школьников, из них победителями и призерами стали 19 человек. Процент победителей и призеров увеличился на 8,5% по сравнению с 2011 годом.

Один из разделов краевого плана развития системы поиска талантливых детей направлен на решение важнейшей задачи по формированию в крае системы сопровождения таких детей, выстраивание их индивидуальной образовательной траектории.

В рамках обеспечения взаимодействия образовательных учреждений общего и высшего профессионального образования Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края продолжает активное сотрудничество с ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» по целевому набору одаренных выпускников общеобразовательных учреждений края. По итогам участия в краевой программе «Будущее Алтая» 10 лауреатам, защитившим лучшие проекты, предоставляется право поступления на льготных условиях на бюджетные места в университет по профилю проекта.

Ежегодно профессора и преподаватели вузов Алтайского края участвуют в качестве председателей жюри и экспертов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, программах «Озарение», «Будущее Алтая», «Шаг в будущее», «Старт в науку» и т.д. Вузами проводятся олимпиады различных уровней для учащихся Алтайского края, студенческие конференции с участием одаренных школьников. На базе ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» открыты бесплатные воскресные школы по химии и физике для учащихся общеобразовательных учреждений с целью углубленного изучения предметов, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» ежегодно организуются летние школьные археологические лагеря.

По различным направлениям дополнительного образования для одаренных детей в 2012 году проведено около 200 краевых мероприятий. Координируют работу в крае по всем направлениям дополнительного образования и организуют краевые мероприятия 6 краевых государственных учрежденияй дополнительного образования детей: Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи, Алтайский краевой детский экологический центр, Алтайский краевой центр информационно-технической работы, Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения, Алтайский краевой детский оздоровительно-образовательный центр «Алтай», Краевая детско-юношеская спортивная школа, где сосредоточен кадровый, методический, информационно-технический потенциал для проведения краевых мероприятий.

Победители краевых этапов представляли Алтайский край на российском и международном уровне. Всего в конкурсах победителями и лауреатами стали: 333 человека в мероприятиях российского уровня (298 человек – в 2011 году), 268 человек – в международных (124 человека – в 2011 году). Для сравнения в 2010 году общее количество участников федеральных и международных мероприятий составляло 402 человека.

Мероприятиями программы краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Краевой центр информационно-технической работы» «Будущее Алтая» охвачено всего 3564 человека из 70 муниципальных образований Алтайского края. Педагоги и школьники приняли участие в следующих мероприятиях: лектории для педагогов края «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися» - 465 человек; методические семинары – 639 педагогов и 390 школьников; краевая установочная сессия школьников и выставки исследовательских работ программы «Будущее Алтая» - 491 школьник и 138 педагогов; краевая итоговая научно-практическая конференция открытого конкурса для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» - на этапе рецензирования поступило 726 работ, в очном мероприятии приняло участие 468 школьников и 162 педагога.

В результате конкурсного отбора лучшие работы направлены на всероссийские мероприятия: Всероссийский форум «Шаг в будущее» (15 человек); Международный конкурс «Старт в науку» (10 человек), Олимпиаду «Созвездие» (4 человека), заочный Всероссийский конкурс «Юность, Наука, Культура» (56 человек). В очных турах приняли участие 29 школьников Алтайского края. В итоге 95 школьников стали лауреатами и дипломантами конкурсов.

Результативно школьники и молодежь участвовали в 2012 году в Дельфийских играх России, которые являются комплексными соревнованиями одаренных детей, начинающих мастеров в области искусства. Алтайский край на Дельфийских играх представляли творческие коллективы из образовательных учреждений в номинациях: «Народное пение», «Эстрадное пение», «Народный танец», «Дизайн одежды». Обладателями медалей и специальных дипломов стали 8 человек и 1 коллектив.


5.Эффекты реализации направления в 2012 году

В рамках реализации направления по развитию системы поддержки талантливых детей в 2012 году произошло увеличение охвата одаренных детей, принимающих участие в мероприятиях всероссийского и международного уровней. Соответственно выросла доля победителей и призеров мероприятий всероссийского и международного уровней.

Кроме того, в 2012 году произошло укрепление механизмов скоординированного и оперативного межведомственного взаимодействия учреждений образования, культуры, спорта, молодежной политики в вопросах выявления, развития, поддержки и сопровождения одаренных детей, повышение мотивации педагогов, работающих с одаренными детьми.

Данных эффектов удалось достичь путем разработки и утверждения Концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Алтайском крае, межведомтсвенного плана работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью в Алтайском крае и создания краевого Координационного совета по организации работы с одаренными детьми.


6.Проблемные вопросы реализации направления

Несмотря на то, что в крае ведется большая работа по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей, имеется большой потенциал для ее дальнейшего совершенствования.

Проблемным моментом остается недостаточная организация межведомственного взаимодействия при работе с одаренными детьми.

Недостаточно развита система подготовки и методического сопровождения педагогических и управленческих кадров в вопросах организации процесса выявления, развития и сопровождения одаренного ребенка.

Остается актуальным необходимость создания разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности.

7.Задачи и планируемые показатели на 2013 год по реализации направления

В 2013 году основными задачами по совершенствованию работы с одаренными детьми являются:

1. Разработка системы ранней диагностики одарённых детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одарёнными детьми.

2. Развитие инфраструктуры и материально-технических условий деятельности по выявлению, развитию, поддержке и сопровождению одаренных детей в Алтайском крае.

3. Совершенствование нормативного правового регулирования, организационно-управленческих механизмов системы работы с одаренными детьми и научно-методическое сопровождение.

4. Повышение доступности услуг системы дополнительного образования детей и молодежи в Алтайском крае.

5. Развитие и реализация системы мер адресной поддержки и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.

6. Организация системной подготовки и повышения квалификации педагогических работников и наставников в сфере образования и молодежной политики по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Показатели на 2013 год:

увеличение доли детей, включенных в систему выявления и развития одаренных детей в 2013 году – до 44,5%;

положительная динамика количества победителей и призеров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам;

положительная динамика количества победителей регионального и федерального этапов олимпиад, конкурсов, соревнований.



8.Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению

Показатели 3.1 – 3.1.22. Всероссийская олимпиада школьников.

Сравнительный анализ показателей мониторинга реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по разделу «Всероссийская олимпиада школьников» (направление «Развитие системы поддержки талантливых детей») в 2012 году позволяет сделать вывод, что возросло количество участников школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Рост составил 6,7% и 8,9% и стал результатом целенаправленной работы по расширению олимпиадного движения в крае.

Численность участников регионального этапа также ежегодно возрастает.

В 2012 году с 43 до 50 человек возросло количество участников заключительного этапа олимпиады. Количество победителей и призеров также увеличилось с 13 (в 2011 году) до 19 человек.



Показатели 3.2. – 3.2.10. Очные и дистанционные олимпиады, проводимые сторонними организациями и учреждениями.

В сравнении с 2011 годом возросло количество школьников, принявших участие в очных олимпиадах, проводимых сторонними организациями и учреждениями, и составило 9476 человек (в 2011 году – 9161), или 4,12% от общей численности обучающихся в крае. Невысокий показатель объясняется тем, что участие в таких олимпиадах, за небольшим исключением, осуществляется за счет родительских средств. Этот вывод подтверждается более высоким показателем численности и доли обучающихся, принявших участие в дистанционных олимпиадах, 34670 человек (в 2011 – 31794), т.е. 15,1% от общего числа школьников.



Показатели 3.3. – 3.5.2. Поддержка и сопровождение одаренных детей.

В 2012 году объем финансовых средств, целенаправленно выделенных на поддержку одаренных детей и талантливой молодежи, составил 4036,1 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 1890,0 тыс. рублей, из краевого 2146,1 тыс. рублей.

Таким образом, по результатам анализа выявлена положительная динамика по основным группам показателей мониторинга реализации инициативы по направлению «Развитие системы поддержки талантливых детей».
следующая страница >>