Доклад на IV научно-практической конференции «Право и Интернет: теория и практика» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа международной научно-практической конференции «Космические... 1 23.68kb.
Сборник научных статей по материалам 2-й международной научно-практической... 5 2182.64kb.
Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет» 1 321.05kb.
Доклад на IX международной конференции «Право и Интернет» 1 81.89kb.
Когнитивная психотерапия детей с дислексией 1 66.8kb.
Программа Всероссийской научно-практической конференции по клиническим... 1 59.15kb.
Ассоциация юристов инициировала пилотный проект по развитию медиации... 1 43.62kb.
Программа международной научно-практической конференции Оргкомитет... 1 95.99kb.
Программа научно-практической конференции 1 138.78kb.
Программа всероссийской научно-практической конференции «Российские... 1 45.56kb.
Доклад на краевой научно-практической конференции по специальностям... 1 76.77kb.
Новиков Алексей Валерьевич информатизация юридического образования... 2 780.28kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Доклад на IV научно-практической конференции «Право и Интернет: теория и практика» - страница №1/1

Правовая информатизация и обеспечение доступа к информации

Доклад на IV Научно-практической конференции «Право и Интернет: теория и практика»


Будаков Александр Cергеевич

заместитель начальника главного управления

Федеральное агентство правительственной связи при Президенте Российской Федерации

Качественное обновление общества, построение демократического правового государства невозможно без формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.


В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (РФ) в качестве национальных интересов России определены соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, развитие современных телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа, единство правового пространства, становление демократического общества.
В решении этих важнейших задач заметное место занимает правовая информатизация России – процесс создания оптимальных условий для полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, организаций и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.
На современном этапе развития страны реальные работы по этому направлению начались с формирования нормативными документами Президента РФ и Правительства РФ правовой базы, определившей государственную политику в области правовой информатизации России. Важнейшим из этих документов является Указ Президента РФ № 966 - 1993 г., которым была утверждена Концепция правовой информатизации России.
В соответствии с указанной правовой базой ФАПСИ является ответственным за проведение государственной политики, на него возложено выполнение функций головного исполнителя работ.
Из международных правовых документов, представляющих интерес в рассматриваемой области, можно отметить Рекомендации Комитета Министров Совета Европы Rec 3 от 28 февраля 2001 г., в которых в качестве одной из задач по оказанию услуг гражданам с помощью новых информационных технологий определено создание правовой информации, доступной в электронной форме.
При проведении государственной политики ФАПСИ базируется на следующих основных принципах.
Принцип открытости правовой информации, который предполагает доступность всех правовых актов, за исключением ограничений в соответствии с действующим законодательством.
Принцип официальности правовой информации предполагает использование только официальных источников правовой информации для обеспечения деятельности государственных органов и для удовлетворения информационно-правовых потребностей граждан, что должно поддерживаться технологическими и техническими средствами ее доведения до пользователей в неизменном виде.
Принцип информационной безопасности предполагает внедрение и использование сертификационных средств обеспечения целостности и достоверности официальных текстов правовых актов в электронном виде при их выпуске, хранении и распространении. В контексте организации доступа к государственным регистрам должны быть применены и обеспечены законодательно определенные процедуры ограничения доступа к конфиденциальной информации (например, к персональным данным).
Принцип оперативности доведения правовой информации. Данный принцип предполагает, что на этапах обнародования и распространения правовых актов обеспечивается своевременное доведение официальных текстов правовых актов в электронном виде до государственных органов и органов местного самоуправления из единого центра. При этом обеспечивается согласование времени распространения официальных текстов в машиночитаемом виде с датой их официального опубликования.
Принцип взаимодействия государственного и негосударственного секторов предполагает участие в работах по правовой информатизации России наряду с государственными структурами организаций и предприятий различных форм собственности, обладающих соответствующим научно-техническим, технологическим и юридическим потенциалом.
На сегодняшний день Федеральным агентством с использованием собственных сетей телекоммуникаций создана и эксплуатируется в центре и 88 субъектах РФ автоматизированная система сбора, обработки и распространения текстов правовых актов в электронном виде.
Организационно-технологическую основу указанной системы составляют:
центральный узел правовой информации (ЦУПИ), в котором организовано оперативное обслуживание и ведение центрального интегрированного (эталонного) банка правовой информации;
региональные информационно-аналитические центры ФАПСИ в субъектах РФ, которые обеспечивают эксплуатацию информационно-правовых систем (ИПС) ФАПСИ и предоставление к ним доступа органам государственной власти субъектов РФ, другим государственным органам и организациям, а также выполняют работу по созданию и ведению банков правовых актов субъектов РФ, их передаче в ЦУПИ для обработки, систематизации и включения в состав центрального интегрированного (эталонного) банка правовой информации.
В настоящее время ФАПСИ на основе более 250 соответствующих соглашений организовано и поддерживается информационно-правовое взаимодействие со всеми федеральными органами государственной власти, 21 федеральным органом исполнительной власти (включая их территориальные органы) и органами государственной власти в 86 субъектах РФ более чем на 2100 объектах по всей стране.
На постоянной основе централизованно распространяются в единой программной оболочке фонды федерального, ведомственного и регионального законодательства, объемом около 700 тыс. документов, с ежемесячным приростом до 10 тыс. документов. Начаты работы по формированию банков муниципальных правовых актов.
В 13 субъектах РФ приняты и реализуются региональные программы правовой информатизации. Во всех этих программах федеральные органы правительственной связи и информации определены головными исполнителями, либо соисполнителями программ.
При реализации информационно-правового взаимодействия ФАПСИ выполняет возложенные на него функции по обеспечению полноты и достоверности правовой информации.
При этом необходимо отметить, что до последнего времени указанные функции поддерживались, в основном, нормами действующего законодательства и организационно-техническими мерами. В настоящее время завершается разработка ИПС, в которой предусматриваются средства обеспечения целостности и подлинности при хранении и передаче информации на базе нового стандарта электронной цифровой подписи, введенного в действие с 1 июля 2002 года. Высокие криптографические качества нового стандарта гарантируют невозможность подделки подписи в течение многих лет даже с учётом постоянного развития вычислительной техники.
В целях широкого обеспечения доступа к официальной правовой информации с 1998 года реализуется утвержденная руководителями Главного государственно-правового управления Президента РФ, ФАПСИ, Минкультуры России и Российского фонда правовых реформ общероссийская программа по созданию в стране сети публичных центров правовой информации на региональном и муниципальном уровнях. На сегодняшний день открыто и действует в 69 субъектах РФ около 400 таких центров с использованием информационно-правовых систем ФАПСИ.

Анализ результатов работы действующих публичных центров и обращений заинтересованных органов государственной власти субъектов России показывает, что деятельность по рассматриваемому направлению способствует повышению престижа и авторитета государственной власти в России, практической реализации конституционных прав граждан на информацию и создает условия для формирования единого информационно-правового пространства в нашей стране.


Открытие центров дает дополнительный импульс для расширения начатых работ, перехода к созданию систем региональных и муниципальных официальных документов. Развитие сети публичных центров с использованием единой информационно-технической базы реально способствует созданию единого информационно-правового пространства путем объединения региональных и муниципальных баз данных.
Необходимо отметить, что в настоящее время планируется создание подсистемы оперативного официального информирования населения о деятельности органов государственной власти с представлением нормативных документов, построенной с использованием ресурсов выделенного сегмента сети Интернет. Технология электронной цифровой подписи и наличие удостоверяющего центра, созданного и сопровождаемого ФАПСИ, здесь также окажет существенное влияние на безопасность и функционирование данной подсистемы, обеспечит получение пользователями достоверной официальной информации.