«Дмитрий Шостакович. Симфония №7». VIII класс - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Дмитрий Шостакович. Симфония №7». VIII класс - страница №1/1

Федеральное государственное казенное общеобразовательное

учреждение «Казанское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Дмитрий Шостакович. Симфония № 7.

Открытый урок

разработала преподаватель

музыкального искусства

Закирова Ф.И.

Утверждено на заседании ПМК мировой художественной культуры, искусства и технологии. Протокол № 5 от 22.12.2010.

Открытый урок по теме «Дмитрий Шостакович. Симфония №7». VIII класс

Урок проведен 04.12.2012 г.



Сценарий урока

Тип урока: изучение нового материала.

Методическая цель урока: совершенствование навыков анализа музыкальных произведений.

Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с Симфонией №7 Д. Шостаковича, её основными музыкальными темами; определить значение в наши дни.

развивающие: формировать навыки музыкального мышления, анализа музыкальных произведений; обогащать, развивать музыкальный слух и впечатления учащихся.

воспитательные: воспитание гордости за свой народ, за его стойкость в борьбе с фашизмом.

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, мультимедиа проектор, портрет композитора, фотографии блокадного Ленинграда, фрагмент документального кинофильма, презентации.

Литература, использованная при подготовке урока:

Методы работы: Беседа.

Слушание музыки.

Анализ музыкального произведения

Просмотр видеоматериалов.

Разучивание песни.

Ход урока

Вход в класс под песню А.Александрова

на слова Лебедева-Кумача «Священная война»

Преподаватель: Ребята, вы наверняка узнали, звучавшую сейчас песню, и догадались о чём пойдет речь на уроке.

Суворовец: Прозвучала песня «Священная война». Наверное, мы будем говорить о музыке во время Великой Отечественной войны, о военной песне.

Преподаватель: А какие ассоциации складываются у вас, когда вы слышите о Великой Отечественной войне?

Суворовцы: Героизм народа, трудности, смерть, голод, русский дух, тяжесть, слёзы, народная, священная, захватническая, мировая, атаки, бомбёжка, катюши, окопы, танки, самолёты, похоронка, победа.

Преподаватель: А что вы знаете о блокаде Ленинграда?

Суворовцы: В блокадном Ленинграде была очень трудная жизнь: люди умирали с голоду, перестал работать водопровод, в домах погас свет, зимой появилась «дорога жизни», по которой доставлялось продовольствие.

Преподаватель: Для того, чтобы вы более полно представили жизнь в блокадном Ленинграде, суворовцы М.Цимбалист и Д.Зеленков подготовили презентацию о блокаде.

Презентация «Блокада Ленинграда»
Преподаватель: А как вы думаете, звучала музыка на войне? Может быть верно утверждение «Когда пушки говорят, музы - молчат»?

Суворовец: Музыка звучала на войне, тому подтверждениемножество песен, рождённых в те годы. Это, например, «В землянке», «Тёмная ночь».

Преподаватель: Сегодня на уроке мы будем говорить о музыке, которая была написана во время войны, о её значении в тогда и в наши дни.

Тема урока «Дмитрий Шостакович. Симфония №7».

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. В его творчестве отразилась сложная жестокая эпоха, противоречивая и трагическая судьба человечества, нашли воплощение те потрясения, которые выпали на долю его современников. Шостакович – драматург и мыслитель, создавал музыку, требующую глубокого вслушивания, долгого «вчитывания». Российский композитор Родион Щедрин писал:

«Музыка Шостаковича – это мир глубоких мыслей…,

это гимн человеку…,

это протест против жестокости…,

это исповедь художника…,

это летопись нашей жизни…».

С первых дней войны, которая круто изменило жизнь советского народа, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог, делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. Но, как всегда, у этого музыканта - мыслителя в голове созревал крупный симфонический замысел. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Вторая и третья части писались в блокадном Ленинграде, финал – в Куйбышеве, куда с семьёй был эвакуирован композитор.

Идею борьбы и торжества Человека по-разному раскрывают 4 части симфонии. Мы остановимся на первой части, которая рисует непосредственное столкновение двух сил: мира созидания и разрушения, Человека и цивилизованного варвара, добра и зла. Прослушаем тему главной партии и побочной.

Перед слушанием суворовцам раздаются листочки с записанными в них названиями тем и прилагательными, из которых учащиеся должны выбрать слова, соответствующие звучащей музыке.

Слушание музыки (экспозиция симфонии)

Преподаватель: Какой образ рисует главная партия? Каков её характер?

Суворовец: Главная партия показывает мирную жизнь нашего народа. Музыка широкая, героическая, мужественная, маршеобразная, энергичная.

Преподаватель: Какая по характеру побочная партия?

Суворовец: Мелодия лирическая, светлая, нежная, её исполняют скрипки. Это затишье на рассвете.

Преподаватель: Дальше идёт знаменитая музыкальная тема симфонии. В какой форме она написана? Каков характер музыки?

Слушание музыки (эпизод фашистского нашествия)

Суворовец: Я думаю, что это тема фашистского нашествия, которая повторяется много раз под несмолкающий бой малого барабана, но в изменённом виде. Можно сказать, что она написана в форме вариаций. Начинается музыка откуда-то издалека, очень тихо, как-то не серьёзно. Но с каждой вариацией громкость нарастает, и мы чувствуем, как тёмная разрушительная сила надвигается на нас.

Преподаватель: Как же развиваются события дальше? Прослушаем первую часть симфонии до конца.

Слушание музыки (финал первой части симфонии)

Суворовец: Внезапно появляется тема советских войск, как противодействие немцам. В музыке слышится борьба между ними. Эта тема сопротивления советских войск.

Преподаватель: Идёт война, гибнут люди. Далее музыка изменяется, становится скорбной. Звучит реквием по павшим, но не побеждённым героям. Завершается же первая часть Седьмой симфонии Д.Шостаковича звучанием скрипок, как воспоминание и мечта о мире. А финал Седьмой симфонии - победный!

Впервые симфония прозвучала 5 марта 1942 года в Куйбышеве, а 29 марта – в Москве. Симфония транслировалась на всю страну. Тогда и возникла идея исполнения её в Ленинграде. Возможно ли такое - концерт в блокадном городе? Для чего нужно было исполнять Седьмую симфонию в таких неимоверно тяжёлых условиях, да и в оркестре Радиокомитета осталось всего 15 человек, а необходимо было не менее 80? Может быть поэт Лев Болеславский был прав, написав в поэме «Шостакович»:

Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,

Простите, милый, но кому, дружище,

Сегодня ваша музыка нужна?

Солируют фугасы. Пули свищут,

Кромешный ад. Селения горят.

Прёт супостат. Не до гармоний вечных.

Когда, мой милый, пушки говорят,

Смолкают музы. С музыкой, конечно.



Суворовец: Каждый творческий человек откликается на происходящие события через свои произведения. Композитор же передаёт свои мысли и чувства, своё отношение к происходящему через музыку. На мой взгляд, это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом, а надеются на победу.

Преподаватель: А какое бы вы дали название симфонии?

Суворовцы: Можно дать название «Симфония Победы», «Симфония мужества», «Посвящение Ленинграду», «Блокадный Ленинград».

Просмотр видеофрагмента

(выступление Д. Шостаковича по телевидению в 1942 году)

Преподаватель: Так страна узнала о рождении «Ленинградской» симфонии.

На титульном листе Дмитрий Шостакович написал: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию».

Она молниеносно получила всемирное признание. Только на американском континенте за сезон 1942-1943 года она была исполнена 62 раза. Всюду она вызывала восхищение. Один из корреспондентов, прослушав симфонию в Нью-Йорке, написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобной этой». И, наверное, есть доля правды в том, что музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и день Победы. Музыка – тоже оружие, она может разить врага.

Вопрос: Скажите, а слушают ли симфонию в наши дни, ведь война давно закончилась. Актуальна ли эта музыка сегодня?

Суворовец: Я думаю, что симфония сегодня звучит в филармонии, может быть, по телевидению. Это напоминание о великой войне, о стойкости советского народа. Её слушают, потому что это просто красивая музыка. Преподаватель: Много раз звучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича в концертных залах, по радио, телевидению. Исполнялась она и под открытом небом в Южной Осетии в Цхинвале в августе 2008 года, когда на площади собралось около четырех тысяч человек. Концерт-реквием был посвящён жертвам конфликта между Южной Осетией и Грузией. Трагическая и величественная музыка звучала в разрушенном городе в исполнении оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, осетинца по национальности.

Ребята, а какие чувства возникли у вас после знакомства с «Ленинградской» симфонией?



Суворовец: Мне понравилось это произведение своей военной тематикой. Автор симфонии хотел сказать, что даже во время войны искусству уделялось немало времени и сил. Шостакович написал симфонию и посвятил её Ленинграду, чтобы поддержать жителей города и разбудить в них чувство патриотизма. Симфония сыграла огромную роль в поднятии воинского духа во время Второй мировой войны.

Преподаватель: Предлагаю вам выразить своё отношение к Седьмой симфонии Шостаковича в синквейне (работа проводится в парах).

Суворовец: Шостакович. Симфония №7»

серьёзная, героическая

рассказывает, тревожит, волнует

рисует картину блокады города



Ленинградская

Преподаватель: А закончить наш урок хочется хорошей песней, написанной так же в блокадном Ленинграде в 1942 г. Я думаю, что она тоже сможет поднять ваш суворовский дух. В этой позитивной, неунывающей песне поётся о дороге жизни, о Ладоге. Разучим первый куплет песни.

Разучивание 1 куплета песни Л. Шенберга на сл. П. Богданова

«Эх, Ладога!»

Выставление оценок.

Приложение