страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Для аттестации Кто они, «мертвые души»? (Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые - страница №1/1
Для аттестации Кто они, «мертвые души»? (Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»). 9 класс Данкова Елена Фаритовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 121, г. Уфа РБ, 8-919-158-04-61, DEF-121@yandex.ru Цель: обучающиеся должны научиться анализировать образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» и понимать содержание произведения. Задачи:
Оборудование: компьютерная презентация, рисунки обучающихся, карточки для групповой работы, оформленная доска, эпиграф на ней. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Форма урока: путешествие. Время проведения: 2 часа (можно сократить и до одного урока). Ход урока Эпиграф на доске. И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы! Н. В. Гоголь Вот и сегодня мы отправимся «колесить» по бескрайним просторам родной страны, продолжая знакомство с поэмой Н. В. Гоголя «Мертвые души» и ее персонажами, особенно помещиками. Наметим маршрут нашей воображаемой поездки. В пути мы будем останавливаться и выходить на следующих станциях:
Итак, в добрый путь. 3. Актуализация знаний обучающихся. Выяснение лексического значения слова «душа». Слайды 3-4. Станция «Лексическая». Дидактическая задача этапа: развивать любовь к слову. Проанализируем заглавие поэмы «Мертвые души». Сначала вдумаемся в смысл слова «душа».
Комментарий. Учитель организует работу обучающихся по выяснению лексического значения слова «душа». В классе идет фронтальное обсуждение поставленных вопросов, ученики совершают экскурс в историю, вспоминают о ревизских душах (см. приложение), а группа обучающихся (2 чел.) получает индивидуальное задание - выяснить значение слова «душа» по толковому словарю. Затем все ответы детей сличаются и сопоставляются с информацией на слайде. По толковому словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «душа» - это
Ученики делают вывод о лексическом значении слова «душа» и пытаются понять смысл этого слова в словосочетании «мертвые души». 4. Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы. Слайд 5. Станция «Проблемная». Дидактическая задача этапа: сформулировать проблему урока. Учитель подытоживает сказанное ранее и вместе с обучающимися ставит проблему. (Слово «душа» многозначное, оно имеет ключевое значение для понимания поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Однако писатель акцентирует свое внимание и на слове «мертвые». Почему? Кто же они, «мертвые души»?). На доске записывается тема урока, обучающиеся формулируют его цель. 5. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу (обучающиеся читали главы поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», посвященные помещикам). Активизация творческой деятельности учеников. Слайды 6-7. Станция «Маршрутная». Дидактическая задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения, навыки. Учитель акцентирует внимание обучающихся на главном герое поэмы и подводит их к вопросу о помещиках. (Чичиков, главный герой поэмы Н.В.Гоголя, задумав аферу, связанную с покупкой мертвых душ, колесит по Руси. Сюжет путешествия дает писателю возможность создать галерею человеческих характеров. В начале произведения Н.В.Гоголь знакомит нас с помещиками. Кто они? В каком порядке следуют друг за другом в произведении? Совершим наше путешествие вслед за писателем.) Появляется слайд с надписью «Восстановите маршрут путешествия Чичикова по усадьбам помещиков». (См. приложение 1). Учитель организует поисковую деятельность учеников. Обучающиеся выполняют задание, работая в парах. Учитель проверяет знание текста, прочитанного учениками дома. Подводя итог сделанному, учитель ставит новую проблему: случайно ли Н.В. Гоголь располагает помещиков в таком порядке? Станция «Портретная». Обучающиеся участвуют в зрительной викторине. Слайд 8 (активный). Подготовленная группа художников выставляет выполненные дома портреты помещиков. (Они могут появиться и на экране в виде иллюстраций П. Боклевского). Обучающиеся говорят, что портреты помещиков расположены в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев. 6. Обобщение и систематизация учебного материала. Слайд 9. Станция «Визитная карточка». Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся. Ученики работают в группах. Используя домашние заготовки (давалось опережающее задание), делают совместные сообщения об одном из помещиков. По мере выступления групп на доске и в тетрадях появляются записи в виде таблицы. (См. приложение 2). Работа обучающихся оценивается выбранными экспертами или представителями других групп. Слайд 10. Ученики сравнивают приемы раскрытия характеров героев у А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, отмечают, что А. С. Пушкин раскрывает характер человека через описание его поступков и высказываний, Л. Н. Толстой – через внутренние переживания героя («диалектику души»), Н. В. Гоголь в первую очередь показывает своего персонажа в окружении вещей и предметов, отражающих сущность своего хозяина. Станция «Зри в корень». Слайд 11 (активный). Дидактическая задача этапа: установить, усвоили или нет обучающиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. Учитель дает установку на успешное выполнение заданий, проводит тестирование с обучающимися, которые работают в группах (4-6 чел.). Дается задание: совместить стрелками (цифрами) фамилию помещика и его ключевую черту характера. (См. приложение 3). Обучающиеся делают вывод о разнообразии человеческих характеров, а учитель формулирует (слайд12) новую проблему: есть ли в поэме Н. В. Гоголя герой, совмещающий все основные черты характеров помещиков? (Да, это Чичиков.) Станция «Поисковая». Слайды 13-16. Дидактическая задача этапа: та же. Учитель организует работу по карточкам №№ 1-8 в группах (4-6 чел.). (См. приложение 4). Идет обсуждение проблемных вопросов. Продолжается совместная поисково-исследовательская деятельность учеников. 7. Итоги урока. Слайд 17. Станция «Рефлексивная». Дидактическая задача этапа: подвести итоги работы. Обучающиеся подводят итоги своей деятельности, отвечают на вопрос, заявленный в теме урока: кто же, они «мертвые души»? Объясняют ребята и смысл эпиграфа. 8. Заключительное слово учителя. Заканчивается наше виртуальное путешествие по усадьбам помещиков, но реальная жизнь продолжается, и мне очень хотелось бы, чтобы на вашем пути встретилось как можно меньше «мертвых душ». Любите себя и других, будьте не только хорошими хозяевами и дельцами, но и нравственно, духовно прекрасными людьми. Домашнее задание. Слайды 18-19. Дидактическая задача этапа: сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Дифференцированные задания (по выбору):
Индивидуальное задание: подготовить иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Использованная литература.
Приложение. НЕОБХОДИМЫЕ КОММЕНТАРИИ К АФЕРЕ ЧИЧИКОВА Интрига «Мертвых душ» построена на задуманном героем поэмы мошенничестве. Вот как приходит к Чичикову идея заложить мертвые души в банк и получить за них ссуду: Но современному читателю достаточно трудно понять суть этой аферы Чичикова, если не знать некоторых исторических особенностей. Предприятие (негоция) Чичикова основано на несовершенной системе учета населения, просуществовавшей в России с петровских времен до второй половины XIX в. В 1718 г. Петр I издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола...» Это позволило бы определить, «сколько, где, в какой волости, селе или в деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей, не обходя от старого до самого последнего младенца, с летами их». Составленные подобным образом списки («сказки») собрали лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет они были подвергнуты проверке — ревизии. С тех пор учеты населения в России стали называться «ревизиями», и проводились периодически по назначению правительства. Единицей учета мужского населения стала «ревизская душа». Каждая ревизская душа, которая в ходе ревизии вносилась в именные списки — ревизские сказки, считалась наличной до следующей ревизии (переписи) даже в случае смерти человека. Ревизские сказки учитывали также и большую часть неподатного населения (духовенство, ямщики, отставные солдаты и др.). Всей территории Российской империи ревизии не охватывали[…] Говоря современным языком, ревизские сказки — это форма общегосударственного учета части населения, обязанной платить налоги, представляющая собой подворную перепись жителей того или иного населенного пункта. В целом ревизии давали доводя неточные сведения, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписных» из податных сословий, т. е. людей, числившихся в списках для уплаты подати. Они осуществлялись довольно редко — временной разрыв между ревизиями порой превышал 20 лет, кроме того, ревизии тянулись очень долго: помещики не торопились делиться с государством трудом податного населения и задерживали подачу ревизских сказок. Такая сложная система учета населения и оставляла возможность Чичикову совершить аферу. Приложение 1. ? ? Манилов Чичиков ? Собакевич Для справок: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4. Карточка 1. Помещики Н. В. Гоголя – персонажи положительные или отрицательные? Обоснуйте свою точку зрения. Карточка 2. Почему же Н. В. Гоголь, рисуя помещиков, выставляет напоказ не положительные, а отрицательные человеческие черты? Что объединяет таких непохожих людей? (Бездушие и омертвение). Карточка 3. Изменяются ли они с течением времени? Статичны? Деградируют? Есть ли в них живое начало? Говорит ли в них душа? Карточка 4. Слайд 13. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует Н. В. Гоголь в своей поэме для создания комического эффекта? Найдите соответствия. Над кем или чем смеется писатель в своей поэме? Карточка 5. Н. В. Гоголь говорил: «Таких людей [помещиков] приходилось всякому встречать немало…» Согласны ли вы с этим утверждением? Удалось ли писателю не только создать галерею человеческих характеров, но и выявить типы людей? Карточка 6. Почему Н. В. Гоголь назвал поэму «Мертвые души»? В чем смысл заглавия? Карточка 7. А. И. Герцен утверждал: ««Мертвые души» Н.В.Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный». Прав ли он? Карточка 8. Есть ли «мертвые души» в наши дни? Исчезла ли эта тема из современной жизни? Остались ли в ней люди, лишенные духовности? Приложение 5. Материал для ответов по карточкам (можно использовать как раздаточный). Статичные характеры. Большинство персонажей раскрываются в поэме постепенно, но это именно раскрытие, а не эволюция. С самого начала герои даны со сложившимися характерами: • о прошлом Коробочки известно, что у нее был муж, который любил, когда ему чесали пятки; • о Собакевиче сообщается лишь, что за сорок с лишним лет он ничем не болел и что отец его отличался таким же отменным здоровьем; • «Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и в двадцать...»; • о Манилове говорится мельком, что служил в армии, где «считался скромнейшим и образованнейшим офицером», то есть тем же Маниловым. Кажется, и Манилов, и Собакевич, и Ноздрев, и Коробочка уже родились такими, какими их застает действие поэмы. Иначе в поэме представлен Плюшкин. Шестая глава, посвященная посещению Чичиковым поместья Плюшкина, начинается с лирического отступления о дороге как жизненном пути, на котором теряется все лучшее, что было присуще человеку. Это элегия уходящей молодости. Вначале тема звучит применительно к автору: «...то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице... то скользит мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста...» Потом — в описании дома Плюшкина («каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок»), в картине сада, который запущен, но прекрасен. И в этой запущенной красоте сада и дома содержится печальный и глубокий намек на те изменения, которые произошли с их хозяином: «Было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему сытно пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости... Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать». В раннем Плюшкине есть только возможности его будущего порока («мудрая скупость», отсутствие «слишком сильных чувств»), не больше. С Плюшкиным впервые в поэму входит биография, история характера. Второй персонаж с биографией — Чичиков (глава 11). В отличие от Плюшкина, его страсть к деньгам сложилась с детских лет, ей была подчинена вся сознательная жизнь героя. Тема мертвой и живой души в поэме. 1) С различием двух типов характеров связан основной мотив поэмы — мертвой и живой души. В персонажах первого типа — Манилове, Коробочке, Ноздреве, Собакевиче — сильнее выражены бездушность и омертвение. Их существование кажется механическим, даже автоматическим. Они похожи на марионеток, у которых души то ли нет совсем, то ли она запрятана где-то глубоко-глубоко: «Собакевич слушал, по-прежнему нагнувши голову, и хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось в лице его. Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует,, а как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности...» 2) А вот о Плюшкине, услышавшем имя своего школьного приятеля, говорится: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул как теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное появлению на поверхности вод утопающего». Даже это «бледное отражение чувства» для Манилова или Собакевича невозможно. Они просто созданы из другого материала — потому и не имеют прошлого. 3) «Отражение чувства» не раз переживает и Чичиков (например, при встрече с красавицей на дороге или во время быстрой езды). Пошлость задавила в герое живое и истинное, но в нем, подчеркивает писатель, имелась возможность иного развития. Недаром размышления Чичикова, например о русском характере, о судьбах мужиков, сливаются с думами самого автора. Подобное слияние немыслимо ни с одним из статичных персонажей, чьи образы завершены и недоступны для отзвуков внутренней жизни. 4) Имеющий биографию, более «живой» Плюшкин завершает галерею образов помещиков. В этой серединной шестой происходит перелом — и в тоне, и в характере повествования. Впервые тема омертвления человека показана во времени как итог, результат всей его жизни: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» До Плюшкина герои не менялись, потому и не было скорбных мотивов. Но тут на наших глазах творится постепенное угасание, видны последние отблески былого — и комизм уступает место трагедии. И еще раз, в главе 11, тема омертвления прозвучит во временной перспективе — в жизнеописании Чичикова. О важности различий между двумя типами характеров говорит тот факт, что из всех персонажей Гоголь намеривался взять во второй том и провести через жизненные испытания к возрождению не только Чичикова, но и Плюшкина. Писатель верил: преображение его героев укажет направление, следуя которому должна будет преобразиться вся Россия. |
|