Джазовый вокал в России: становление и перспективы Бегишева Юлия Александровна - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Становление и развитие права убежища в россии 2 420.48kb.
Конкурс Юных Дарований и Талантов России «Времена года» 1 92.74kb.
Профессиональная этика бухгалтера в России: проблемы и решения Ипатова... 1 40.97kb.
I научно-практическая конференция «Перспективы скоординированного... 1 40.91kb.
Сознание как творящая сила Космоса 1 57.94kb.
К 475-летию города любима юлия Валериановна Жадовская 1 36.06kb.
Становление гражданственности студенческой молодёжи как фактор формирования... 1 349.19kb.
Юлия Петровна Вревская «Жизнь за други своя» 1 162.1kb.
Международная научная заочная конференция Перспективы научного развития... 1 25.19kb.
Анищенко, Ольга Александровна 1 218.79kb.
Перспективы развития фундаментальных научных исследований во внии... 1 53.38kb.
Яков Шехтер Астральная жизнь черепахи. Наброски эзотерической топографии. 7 2108.23kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Джазовый вокал в России: становление и перспективы Бегишева Юлия Александровна - страница №1/1



Джазовый вокал в России: становление и перспективы

Бегишева Юлия Александровна

студент

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,
факультет искусств, Москва, Россия
E–mail: julilight@mail.ru
Минувший XX век прошёл под знаком художественного синтеза искусств, при этом чётко обозначил новую тенденцию - сложную полистилистику, "диалог" различных национальных традиций и культур [1]. Не случайно, сформировавшийся на основе синтеза афроамериканчкой и затем европейской традиций, джаз с его демократизмом, открытостью, коммуникативностью, актуальностью и новаторством в области «интонационного словаря» (термин Б.Асафьева) занял важное место на музыкальной сцене Европы начала XX века. В нем совмещены разные, исторически сложившиеся формы музыкального творчества - устная и письменная, фольклорная и профессиональная, разнообразные пересечения многих национальных традиций, школ, направлений. В 20-е годы джаз стал заметным явлением и в культурной жизни России. С тех пор его вокальное направление прошло путь становления, сложных периодов развития, подъема и спада и, наконец, начиная с 80-х годов нового этапа эволюции, уже на новом - профессиональном уровне.

Для исследователей джаз всё ещё остается непривычной областью искусствознания, не устоялись критерии оценок и система ценностей. Нерешенным остается вопрос определения сущности джаза. Является ли он автономной национальной музыкальной культурой или стилевым пластом в рамках европейской традиции. И, наконец, как его воспринимать: отнести к «серьёзным» или «легким» видам творчества, или считать синтетическим пластом, так называемого, «третьего» направления. Кроме того, все монографии и диссертационные работы, посвященные джазу рассматривают в основном его инструментальное направление, которое развивалось более ярко, чем вокальное.

Джаз изначально возник как искусство инструментальное. Роль вокалиста в джазе иная, нежели на эстраде, где певцы всегда находятся в центре внимания. При ориентации на инструментальное начало голос подражает трубе, тромбону или саксофону. Так сформировался скэт – слоговая фонетическая импровизация, когда исполнитель использует не слова или фразы, а отдельные слоги. Исторически джазовый вокал опирается на фольклор афроамериканцев, и прежде всего блюз. Отсюда и особые средства выразительности: глиссандо, фальцет, вибрация, носовые гортанные звуки, шепот или резкое форсирование звучания и другие звуковые эффекты. От спиричуэлс джаз взял такие характерные элементы африканских исполнительских традиций, как вопросно-ответную форму, глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, близость исполнителя к экстатическому состоянию.

Отечественный джаз - и особенно его вокальное направление - развивался на иной (по сравнению с США и Европой) национальной основе. И потому приобрел в процессе развития новые оригинальные черты, связанные с традициями нашей многонациональной музыкальной культуры. В отечественном джазе совмещены традиции американского джаза, советской массовой песни и интонаций народного фольклора. Джазовый вокал в России также изначально взаимодействовал с инструментальным, не теряя контактов со спецификой эстрадного пения. Руководители отечественных джаз-оркестров понимали голос как инструмент в ансамбле и прививали специфическую манеру джазового исполнительства эстрадным певцам, что насыщало их вокальную манеру яркостью и индивидуальностью. В свою очередь музыканты «инструментального» направления на песенном материале осваивали важнейшие элементы джазовой эстетики: импровизацию, особый тип мелодики и гармонии, форму, метроритм, технику исполнения. Постепенно отечественные исполнители освоили специфику джазового вокала. Благодаря работе с западными вокалистами, советские музыканты познакомились с техникой скэтового пения.



Из джазовых коллективов выходили известные и любимые публикой эстрадные исполнители. Такие как Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Нина Бродская и Майя Кристалинская. Оркестр О.Лундстрема стал университетом для многих молодых вокалистов. Здесь дебютировали: Раиса Неменова, Айно Балыня, Майя Кристалинская, Валентина Дворянинова, Аида Ведищева, Валерий Ободзинский, Ара Арсенян, Ирина Отиева, Ирина Понаровская, Алла Пугачева и многие другие. Но только некоторым отечественным вокалистам удалось найти свой путь в джазе, выработать свой индивидуальный стиль исполнения. Они смогли достичь мирового признания, пусть и в узких профессиональных кругах, были по достоинству оценены у нас в стране и за рубежом. И всё же российскому искусству еще предстоит осмыслить собственный путь и эстетику в джазе.

Литература

1. Куриленко Е.Н. Проблемы художественного синтеза в балетном спектакле. М., 2003.