Дислалией называют стойкое нарушение произношения одного или нескольких звуков речи - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вгостиклогосказк е 1 118.04kb.
10 ошибок и 10 правил автоматизации звуков: Автоматизация звука 1 46.14kb.
Сроки появления в речи ребёнка звуков Примерные сроки окончательного... 1 16.13kb.
Нарушение повторения звуков и слогов при акустико­мнестической и... 1 79.19kb.
Звучание (акустика) — звуков речи ↑ Образование звуков речи, — 1 12.11kb.
Скороговорки и чистоговорки для детей 1 42.63kb.
Экспертная система (ЭС) аппаратно-программный комплекс, решающий... 1 35.75kb.
Многие родители старших дошкольников и младших школьников задаются... 1 43.14kb.
«Сказки» (a snake, teeth, a mouse, a hand, a bird, a tree, an ear... 1 56.94kb.
С. А. Кислов, кандидат философских наук, доцент 2 579.49kb.
Закон Дальтона До сих пор мы говорили о давлении какого-нибудь одного... 1 62.1kb.
Нормы современного русского литературного языка 1 69.47kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Дислалией называют стойкое нарушение произношения одного или нескольких звуков речи - страница №1/1

Дислалией называют стойкое нарушение произношения одного или нескольких звуков речи. Оно выражается в том, что некоторые звуки либо совсем не произносятся (пропускаются), либо искажаются до неузнаваемости, либо заменяются другими. Понятно, что, если нарушается произношение одного, двух, трех и даже четырех звуков, это не мешает речевому общению. В этом случае говорящий при общении лишь выглядит неэстетично (когда например, язык проскальзывает между зубами или издается хлюпающий, рокочущий звук). Когда же нарушается произношение большего числа звуков речи, то речь становится невнятной, а иногда совсем неразборчивой. При нарушении 12-16 звуков речь становится затруднительной для общения. Более того, такое сложное нарушение произношения может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать как следствие нарушения устной и письменной речи.

Известно, что в процессе высказывания, при произнесении речевых звуков возникают импульсы от движения речевых органов артикуляторного аппарата. Импульсы от этих движений идут к коре головного мозга. Именно они как «базальный компонент» (по И.П.Павлову) играют важную роль в формировании фонематического восприятия.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. В результате его словарь наполняется искаженными словами, если те содержат трудно различимые звуки. Затем ребенок начинает постепенно отставать в словарном развитии от своих сверстников с речевой нормой.

По этой же причине не формируется в должной степени грамматический строй. Многие предлоги или безударные окончания слов ребенком не воспринимаются. Иначе говоря, в результате сложной дислалии возникает нарушение фонематического восприятия, которое в последствии приводит к общему недоразвитию речи. А оно, если его вовремя не устранить, может привести к нарушениям при письме и чтении.

Когда же следует беспокоится по поводу количества неправильно произнесенных звуков? Всегда!

Но надо учитывать возраст ребенка его индивидуальные физические способности и возможности, строение артикуляционного аппарата. Само собой разумеется, что арт. Аппарат малыша не готов к произношению сложных звуков, так как не достаточно окреп и развит. Искаженное произношение звуков допустимо до 4,5 – 5 лет. И только после это нарушение считается патологией и следует незамедлительно обратиться к специалисту- логопеду.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, которые требуют дополнительных усилий от языка, сложны по способу артикуляции: Р, Л, С-З-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ. обычно твердые и мягкие пары нарушаются в равной степени. Могут быть и такие случаи, когда твердые звуки нарушены, а мягкие нет, поскольку они более просты в употреблении.

Нарушения могут проявлятся либо в отсутствии каких-либо звуков, либо в их искажении или заменах, на удобные звуки: тулак – кулак, дудок – гудок, танки – санки, фумка – сумка, пулка – булка, субы – зубы, ряз – раз, пула – пила…



  1. Одной из самых распространенных причин нарушения произношения является неправильное строение арт. аппарата: укороченная подъязычная связка, слишком большой (маленький) язык, дефекты строения челюстей (прогения, прогнатия), открытый прикус, неправильное строение зубного ряда. Отрицательно сказывается так же неправильное строение неба. Неправильное строение губ (толстые, отвислые или укороченная верхняя губа). Регуляция зубов ,челюстей осуществляется врачом-стоматологом.

  2. Дислалия также наступает в результате недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, неумение ребенка управлять движениями своего языка, быстро переключаться с одного движения на другое.

  3. Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые умиляясь детскому лепету, долгое время сюсюкаются с ребенком, а это задерживает у него восприятие нормы речевого общения и накладывает на слух неправильный отпечаток слова.

  4. Подражания- еще одна причина нарушений. Вредным оказывается долгое общение ребенка с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Ребенок может подражать искаженному произношению взрослых членов семьи, особенно вредно общение ребенка с взрослыми, чья речь невнятна, неразборчива, нагружена диалектами, двуязычием (общаясь в семье на двух языках, ребенок переносит особенности одного языка в другой).

  5. Педзапущенность. Если взрослые не обращают внимания на развитие правильного произношения, не поправляют его ошибок в речи, сами не произносят звуки четко и правильно, не контролируют необходимый темп и ритм речевого высказывания (или торопятся, или тянут фразу), если речь взрослых насыщена словами-паразитами , то это так же тормозит развитие правильного произношения.

  6. Дефекты могут быть обусловлены Недоразвитием фонематического слуха. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. В результате его словарь наполняется искаженными словами, если те содержат трудно различимые звуки. Затем ребенок начинает постепенно отставать в словарном развитии от своих сверстников с речевой нормой.

  7. Дислалия может быть вызвана и снижением физического слуха. Тугоухостью объясняются 10% всех речевых нарушений.

  8. Недостаточное умственное развитие ребенка так же является причиной нарушения звукопроизношения. У таких деток более чем в 50% случаев отмечаются речевые нарушения.

Естественно, что взрослые привыкают к речи своего ребенка и поэтому не могут замечать недостатков в произношении, особенно таких звуков, которые мало чем отличаются от правильно произносимых (горловое Р). Тем не менее заметить это можно. Надо лишь сопоставить свое произношение и детское. Про сопоставлении обращайте внимание на произношение групп звуков:

  • Свистящих С_З_Ц + мягкие

  • Шипящих Ш_Ж

  • Аффрикатов Ч_Щ

  • Соноров Р_Л + мягкие

И если окажется, что вашему ребенку уже исполнилось пять лет, и в его речи присутствуют нарушения звукопроизношения, следует как можно раньше обратиться за консультацией к логопеду. Не ждите чуда! Не теряйте в надеждах драгоценное время, само пройдет. Чем раньше ребенок получит полноценную коррекционную помощь, тем выше возрастает шанс успешного обучения в школе.

Соблюдая нехитрые правила общения, подавая собственный пример для подражания, вы поможете своему ребенку овладеть правильной, грамотной, выразительной речью. Что поможет вашему ребенку найти достойных друзей и полноценно осваивать школьные науки.

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №129»

Консультация для родителей на тему:

«Нарушения произношения звуков речи.

Причины, следствия»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед I категории

Лычагина О.В.



АСТРАХАНЬ, 2009г