«Диалог культур» (В. С. Библер, сю. Курганов) Курганов Сергей Юрьевич - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебной дисциплины диалог культур: условия возможности... 1 99.87kb.
Беларусь и запад: диалог культур в процессе возрастания глобализации 1 35.23kb.
Диалог культур (философия, психология, педагогика) 1 220.9kb.
Исследование стримерных и лидерных процессов при помощи осциллограмм... 1 20.89kb.
Диалог государства и гражданского общества как социально-политическая... 1 114.81kb.
Программ а VI конференции студентов, аспирантов и молодых ученых... 1 30.14kb.
Сопоставительный анализ слова «родник» и его синонимов в стихотворениях... 2 376.58kb.
Северодвинский филиал кафедра германской филологии готовит к изданию... 1 17.82kb.
Программа всероссийской политической партии «Женский Диалог» впп... 1 56.11kb.
V международный конгресс петровских городов «Россия-Нидерланды: диалог... 1 24.83kb.
А. В. Головнёв Оттенки этничности на Урале 1 249.88kb.
Ф. Г. Беневича «Судьба жанра философского диалога от язычества к... 1 44.66kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«Диалог культур» (В. С. Библер, сю. Курганов) Курганов Сергей Юрьевич - страница №1/1

«Диалог культур» (В.С. Библер, СЮ. Курганов)

Курганов Сергей Юрьевич преподаватель гимназии «Очаг», г. Харьков. Проблема диалога в обучении и воспитании не нова, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей, рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстаёт не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и её цель, и содержание.

В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики культуры» В.С. Библера.

Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: диалектическая.

Методологический подход: коммуникативный, социокультурный.

Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.

Характер содержания: обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, дидактоцентрический.

Вид социально-педагогической деятельности: культурологическая, развивающая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимоуправление, взаимообучение.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные + проблемно

Организационные формы: традиционная классно-урочная с элемент групповой.

Преобладающие средства: вербальные + наглядные + видео + теле- +дистанционные + практические.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: педагог как сотрудничества.

Направление модернизации: альтернативное.

Категория объектов: продвинутого уровня.

Целевые ориентации

Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.

Обновление предметного содержания, сопряжение в нём различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.

Концептуальные идеи

Образование — это вхождение в культуру будущего.

Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.

Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует» в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.

Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру.

Диалог — универсальный инструмент понимания.

Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний

Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Ново го времени).

Диалог как естественная форма человеческой коммуникации и форме организации обучения. В диалоге человек вырабатывает свою собственную позицию, своё собственное «я», удерживая на дистанции позицию и «я» другого, человек — сам инициатор своего образовательного движения и сам автор которую он пристраивает внутри той или иной культурной реальности, в реальности читаемого «шмлета» или в реальности живого культур- собеседника). Диалог как принцип организации самого содержания науки:

а) диалог — определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;

б) диалог культур в контексте современной культуры развёртывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления;

в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика (мыслителя) как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.

Особенности организации содержания (по В.С. Библеру)

Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох: античное мышление — эйдетическое (образное); средневековое — причащающее мышление (часть мыслится как принадлежное к демиургу);новое время — рационалистическое мышление, разум — всё;современная эпоха — релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам.

2.Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии (и форм организации) русской речи (1) и исторической последовательности основных форм европейской (в основном) культуры (2).

3.Последовательность классов соответствует последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории — античной, средневековой, нововременной — как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века.

I—IV классы: Точки удивления — это зародыши, «узелки» понимания, которые станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Примеры: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия.

V—VI: классы архаических культур.

VII: Античная культура.

VIII: Культура Средневековья.

1Х-Х: Культура Нового Времени, Возрождения.

XI: Культура XX века.

XI: Класс специально диалогический (культура будущего).

4.Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога завязанного вокруг основных «точек удивления» — исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах (1-2-й классы) нашей школы

5.Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур (возрастов) реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге («амбивалентности») этой культуры и в межкультурном диалоге.

6. Автор программ для каждого класса — педагог. Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», могущую стать — именно в данном случае — основой десятилетней программы обучения. Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений — уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения,

— постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры — в их целостном диалогическом сопряжении.

И это завершающее школу состояние кануна деятельности, целостной точки удивления должно — по замыслу — сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни.

Особенности методики

Создание ситуации диалога. По В.В. Серикову, введение в ситуацию диалога предполагает использование таких технологических элементов: 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению — базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем; 4)продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их восприятия учениками, 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, Для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружение десанты, игровые ситуации, дискуссии и т.п.).

Характерная черта нашего времени в том, что везде, будь то наука, философия, религия или искусство, происходит переосмысление исходных причин и оснований.

Поэтому мы должны построить ситуацию обучения так, чтобы она стала «ситуацией обращения к началам». Например, чтобы постичь сущность математики, надо обратиться к её первопричинам.

Под точками удивления подразумеваются те узелки в сознании современного ребёнка, в которых могут формироваться основные предметы школьного, обучающего понимания. В этих «точках» закрепляются исходные челноки психологического и логического взаимопревращения сознания — в мышление, мышления — в сознание. Происходит торможение и вдумывание в странность этих узлов («как возможно бытие простейших предметов понимания — слова, числа и т.д.?»). Эти загадочно- пословичные узлы в челноке «осознание — мышление — сознание», эти Исходные предметы («точки») удивления и должны стать «спорами» («зачатками») спора... во всех последующих классах — возрастах — культурах.

А. Загадки слова. Учитель должен быть внимательным — «ушки на макушке» — Таким ребячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания — в разговоре «речевых жанрах» (ср. Бахтин), слово как — одновременно — момент предложения в жёсткой системе грамматических правил, слово — в его самобытийности, в его угриречевой слитности и неразделимости. Соответственно — слово и сам язык — основа сообщения, информации (о чём-то...) в споре с идеей слова, языка, речи, в его самовслушивающемся смысле, как основа рефлексии, самоотстранения, — в споре, далее, с поэтической, образной, «заклинающей» силой слова и речи.

Б. Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, в сопряжении и диалоге процессов 1) измерения (по отношению к континуальным протяжениям во времени и пространстве), 2) счёта дискретных, единичных, неделимых (иначе это уже иные предметы) вещей, «атомов», «монад» и, наконец, 3) напряжения (степени...) — температуры, мускульного усилия и т.д. Число — как невозможное сочетание, перекрёсток этих, как минимум, «трёх» форм идеализации.

В. Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление (росток, трава, лист, дерево, ветер, река, волна, звезда, земля, солнце...) и природная целостность — почва и воздух, и солнце, сосредоточенная в ростке, в траве, в дереве... Бесконечная Вселенная и — Земля, планета... «капля, всё в себя вбирающая», и — отдельный от неё мир... Предмет природы — её часть (частность, особенность, проявление) и — её начало, возможность, исток... Предмет — образ целого. Неразделимость того, что в будущем курсе станет основой отдельных отраслей естествознания — механики, физики, биологии, химии и т.д., и — предрасположенность этих расхождений.

Г. Загадки Я-сознания. Эти загадки имеют особый смысл во всём строении учебного курса 1-2-х классов. Здесь формируется, укореняется и становится странным для самого себя (остраняется) основной субъект обучения в нашей школе — ученик.

Если семи- и восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит — себя — природой, словом, числом, а главное — своим собственным образом как обучающегося (обучающего себя), т.е. нечто мучительно не знающего, точнее — не понимающего, но страшно желающего понять, —

если всего этого не произойдёт, — то вся идея нашей школы обречена на провал.

Загадки момента истории. Теперь — не только личная память, но — память обывшем до меня и без меня и соотнесение этой памяти с памятью о том, что происходило со мной, что есть грань моего Я... «Наследственность» (генетическая и историческая). Вектор прохождения невозвратных мгновений и жизней и — замыкание на феномен культуры (произведение). Время и вечность. Типы историзма (эти типы будут затем развёрнуты в «циклах культуры»). Интерес к генеалогии. История и ее памятники.

Накопление «знаний, умений, навыков» в движении истории и, с другой стороны, развитие способности расти «корнями вверх», перерешать своё прошлое. История и — культура. Загадка двух форм исторического понимания: «как это было...» и «как это могло быть...». Точки рождения и смерти — точки

смыкания загадки «Я-сознания» и загадок истории. Календари, их спектр и «дополнительность».

Игровые средоточия

Основной смысл этих средоточий — метод «физических действий» (Станиславский), по-своему готовящий ученика к его роли субъекта учебной деятельность новая грань между сознанием и мышлением, грань по линии: играпольная) — культурная деятельность. Предполагаются такие

средоточия: физические игры, гимнастика с особым развитием самостоятельных форм как одного из существенных истоков, полюсов музыки.

Словесные игры с элементами поэтики (ср. загадки слова) и с особым вниманием к интонационной составляющей речи (интонация — второй исток музыки антитезы, её мелодийная грань).

Художественный образ — в субъективных средоточиях глаза и руки, в объективном воплощении на полотне, в глине, камне, в графическом ритме линий, в зачатках архитектурного видения. Изображение.

Воображение. Ир; Элементы ручного труда, ремесла.

Музыка (со второго класса) рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.

Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.

Методические особенности урока-диалога

Переопределение общей учебной проблемы каждым учеником. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.

Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «учёного незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса.

Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель — не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения.

Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.

Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребёнком до поступка. В начальной школе необходимы

многочисленные построения-монстры (попытка посмотреть на предмет и мир в целом). В подростковом возрасте — разнообразные учебные и другие инициативы ребят — встречи с новыми людьми, взглядами, культурами.



Предтечи, разновидности, последователи__

Разновидности Школы диалога культур: а) классическая концепция Школы диалога культур: 1-2-й классы — точки удивления, 3-4-й классы — античная культура, 5-6-й классы — Средневековье, 7-8-й классы — Новое вп 9-10-й классы — культура XX века, 11-й класс — педагогический колледж по Я - помогающий учителям строить ШДК (В.С. Библер, 1985); б) три школы в одном классе — сочетание педагогических технологий традиционной школы, РО и ЩДК 1-го по 11-й класс (СЮ. Курганов, 1990); в) Школа диалога логик (Е.Г. Ушаков СВ. Ермаков, 1990); г) ШДК в контексте духовного развития человека (Г.А. Бат 1993); д) ШДК в контексте диалога педагогических культур (Т.М. Ковалёва С.Г. Сухинина, Россия, Томск, А.Г. Большей, Украина, Киев).



Варианты использования идей: а) преподавание в режиме диалога куп «Мировая художественная культура» (Л.М. Предтеченская); б) взаимосвязанно преподавание литературы и истории (СВ. Селеменов, А.А. Ткаченко); в) четырёх предметный синхронизированный программный комплекс (Н.Н. Пайков, В.А.