страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Диагностика нарушения восприятия особых детей с опорой на теорию построения движений - страница №1/1
XI Мнухинские чтения. «Актуальные проблемы психи- атрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, диагностика, лечение, реаби- литация, подготовка специалистов и работа в мульти- дисциплинарной команде». Международная научная конференция, посвященная памяти профессора С.С. Мнухина. – СПб:, 2013. – 506 с. Стр. 297-291. Максимова Е.В. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ С ОПОРОЙ НА ТЕОРИЮ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ Н.А.БЕРНШТЕЙНА Социальный центр «Развитие», Москва Уровни построения движений, предложенные Н. А. Бернштейном, можно рассматривать, как уровни построения психики человека (Бернштейн Н.А., 1947;.Зинченко В.П., 1997; Гиппенрейтер Ю.Б., 2002; Максимова Е.В., 2008). Уровень А, с нашей точки зрения – основа неосознанного единения с людьми и миром. Афферентный синтез – объединение глубокой (протопатической) чувстви- тельности и вестибулярного восприятия отолитовых аппаратов. – 288 – Эфферентный ответ – активность, тоническая регуляция всего организма, построение позы тела (опорные позно-тонические, шейно-тонические, вести- було-тонические рефлексы). В психологии глубокая чувствительность уровня А считается основой вос- приятия человека СЕБЯ, основой Я-сознания. При диагностике сохранности/нарушений уровня А определяется время любого двигательного ответа ребенка при воздействии на глубокую чувстви- тельность; время формирования целостного ответа, напряжения, тела; наличие опорных, осевых и вестибулярных позо-тонических ответов (более подробное описание – ниже). Уровень В, с нашей точки зрения – основа неосознанного динамического вписывания человека в мир, который воспринимается только в движении. Афферентный синтез объединяет всю телесную чувствительность и сиг- нальное восприятие зрения, слуха и обоняния. Эфферентный ответ – выстраивание двигательных автоматизмов (врож- денных и приобретенных в процессе жизнедеятельности). При диагностике сохранности/нарушений уровня В оцениваются: время любого ответа при воздействии на поверхностную чувствительность; исполь- зование периферического (бокового) зрения; наличие поворота головы в ответ на резкое изменение в пространстве (звук, свет); время рефлекторного ответа; время вызывания целостного автоматического ответа тела. Уровень С, с нашей точки зрения – основа осознанного восприятия СЕБЯ в мире, основа целостного сознания человека. Афферентный синтез объединяет всю рецепцию тела и дистантную рецеп- цию зрения и слуха. Эфферентный ответ – достижение реальной цели в пространстве. При диагностике сохранности/нарушений уровня С выясняются: зависят ли рефлекторные ответы от положения тела ребенка в пространстве, от по- ложения частей тела в пространстве, от внимания ребенка к прилагаемому месту воздействия; возможности и особенности зрительного удержания цели и слежения за целью в пространстве; зрительно-моторная координация; захват предмета подушечками пальцев; интонированное звучание и его особенности; наличие/отсутствие любопытства или страхов к объектам в пространстве. Уровень D, с нашей точки зрения – основа мифического сознания человека. Человек живет и действует в представляемом мире. Афферентный синтез объединяет всю рецепцию тела человека; и в вос- приятии, и в построении движений преобладает топология, схема. Эфферентный ответ – достижение представляемой цели. Диагностика сохранности/нарушений уровня Д: наличие представляемой схемы пространства – проба на движения «не туда», закон «неисчезамости» предметов и т.п.; захват предмета самыми кончиками пальцев; понимание и использование ролевого поведения; наличие/отсутствие чувства вины, стыда. Группа уровней Е – основа абстрактного мышления и творчества. Диагностика – тесты на понимание и принятие решений. Из опыта работы по диагностике и коррекции детей, имеющих нарушения аутистического спектра, мы видим, что является особенно важным для форми- рования сознания и психики ребенка. Это: а) сохранность протопатического восприятия, глубокой чувствительности и вестибулярного отолитового вос- – 289 – приятия уровня А; б) сохранность центрального зрения уровня простран- ственного поля С (Архипов Б.А. с соавт, 2010; Меграбян А.А., 1962, Тхостов А.Ш., 2002; Зинченко В.П., Леви Т.С., 2007; Журавлев И.В., Тхостов А.Ш., 2004). Ниже мы более подробно описываем простые и доступные методы диа- гностики сохранности/нарушений уровня А, поскольку сохранность данного уровня является основой не только двигательного, но и психического развития ребенка. (Архипов, Максимова, 2012). время практически любого двигательного ответа при плотном зажиме пальца ребенка (посмотрел на место зажима, потянул пальчик и т.п.). ответа определяется время целостного двигательного ответа при плотном за- жиме пальца ребенка – все тело ребенка напрягается и он вытаскивает пальчик из руки взрослого. При зажиме плеч или таза – внутри целостного напряжения спирально выкручивает свое тело, освобождаясь от зажима. также используется описанная выше проба зажима пальчика ребенка. Но здесь мы смотрим на позу ребенка при формировании общего напряжения – как формируется опора при формировании двигательного ответа: может ли он опираться на стопы, на колени, на таз и т.п. Т.о., мы можем определить, какие опорные поверхности своего тела может использовать ребенок при формировании тонического напряжения всего тела. зажимаем сразу два пальчика ребенка и следим, чтобы ребенок вытягивал сразу два пальчика одновременно. Ребенок может вытащить одновременно два пальца только при включении тонической постуральной (аксиальной) мускулатуры позвоночника («оси тела»). Со спины ребенка видно, как рас- слабляется и одновременно вытягивается спина в области позвоночника. Для диагностики формирования вестибулярных позо-тонических ответов: тело ребенка вертикально, он при этом сидит или стоит. Мы неожиданно наклоняем тело ребенка в сторону и смотрим, вызывает ли это изменение положения тела страх; может ли ребенок восстановить прямое положение тела, выровняв свое тело с помощью головы; сколько времени уходит у ре- бенка на выравнивание головы – приведение головы в обычное вертикальное положение. Мы наблюдаем тесную функциональную зависимость уровня простран- ственного поля (С) от уровня тонической регуляции (А): афферентный синтез уровня С, составной частью которого является центральное зрение, включа- ется только при достаточной тонической настройке мышц глаза (Архипов Б.А. с соавт, 2010). При нарушении тонуса мышц глаза – возникают нарушения зрительного восприятия: трудности конвергенции двух глаз на одном объекте, трудности слежения за объектом, нарушаются процессы узнавания объектов. Если кон- вергенция глаз на одном объекте не происходит, то часто можно наблюдать, что на объекты правой стороны ребенок смотрит правым глазом, на объекты левой стороны – левым глазом. В тяжелом случае это приводит к разделению сознания. Например, ребенок подходит к зеркалу и смотрит в него то одним, то другим глазом, при этом он говорит, глядя одним глазом, высоким детским – 290 – голосом, другим – низким, спокойным. Другой вариант разделения сознания при нарушении зрительного восприятия мы наблюдали у ребенка, у которого были сохранны 1 и 4 зона зрительного восприятия, и практически выпадали 2 и 3 зоны. Здесь мы наблюдали также два «сознания» – одно совсем детское, на уровне «дай, хочу» с капризами, другое – почти взрослое, даже абстракт- ное, фантазийное. Работать с ребенком можно было или в близкой зоне взаимодействия, или в дальней. Работа в средней зоне вызывала у ребенка множественные страхи, агрессию, самоагрессию. Поэтому при диагностике зрительного восприятия в пространстве следует обращать внимание не только на сохранность/отсутствие центрального зре- ния, но и на особенности зрительного восприятия на разной удаленности от тела ребенка. Из опыта работы, по результатам обнаруженных выпадений, были вы- делены зоны зрительного восприятия в зависимости от удаленности от глаз ребенка: 1 зона – то, что видит ребенок, когда лежа приподнимет голову; 2 зона – то, что видит ребенок, когда лежа приподнимается с опорой на локти; 3 зона – куда можно дотянуться рукой; или то, что видит ребенок, когда сидит; 4 зона – то, что видит ребенок, когда стоит. Во всех зонах внимательно исследуются: возможность конвергенции двух глаз на одной цели; возможность слежения за целью; обращается внимание на целостность движений слежения; возможности зрительно-моторной коорди- нации (дотронуться пальцем до молоточка, следовать пальцем за молоточком, дотронуться до молоточка двумя пальцами и т.п.) Коррекционную работу с особыми детьми мы проводим, опираясь на диа- гностику сохранности/нарушений. Работа ведется от низших уровней к высшим. Особе внимание уделяется низшим уровням построения движений – А, В и С, которые являются базо- выми не только для двигательного, но и для психического развития ребенка. Сначала стимулируется, а в идеальном случае – восстанавливается, аффе- рентный синтез каждого уровня построений; затем стимулируется, вызывается построение двигательного или поведенческого ответа. Коррекционная работа только на уровне А приводит к тому, что у боль- шинства детей с аутизмом исчезают страхи, связанные с неопознанностью СЕБЯ, с неопознанностью объектов пространства. Появляется любопытство к людям и объектам в пространстве, исследовательское поведение. Формируется интонированное звучание, желание общения, в том числе речевого. Исчезает амимия лица. Поведение определяется социальной ссылкой на значимых взрослых. Дальнейшее развитие и социализация ребенка зависят от возрас- та, в котором была начата коррекция, и от социального окружения ребенка. 1. Архипов А.Б., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического раз- вития особых детей / Сборник статей. – М.: Диалог-МИФИ, 2011. – 64 с. 2. Архипов Б.А., Максимова Е.В. Глубокая чувствительность и тоническая регуляция // Массаж. Эстетика тела, 2011. – №3. No 3. – Ч.1. – 291 – 3. Архипов Б.А., Максимова Е.В. Глубокая чувствительность и тоническая регуляция // Массаж. Эстетика тела, 2011. – №2. No 3. – Ч.2. 4. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1947. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с. 6. Журавлев И.В., Тхвостов А.Ш. Субъективность как граница: топологи- ческая и генетическая модели // Психол. ж., 2004. – Т.24. – №3. – С.5-12. 7. Зинченко В.П. Послесловие. // Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П.Зинченко. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЕК, 1997. – 608 с. 8. Зинченко В.П., Леви Т.С. Психология телесности между душой и телом. – М.: АСТ , 2007. 9. Меграбян А.А. Деперсонализация. – Ереван: Армянское государственное издательство, 1962. 10. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002.__ |
|