Детерминанты терроризма как социально-правового явления - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Детерминанты терроризма как социально-правового явления - страница №1/1

На правах рукописи


БЕЛЯВСКИЙ Дмитрий Григорьевич

детерминанты терроризма

как социально-правового явления

специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва


2007
Диссертация выполнена на кафедре криминологии и уголовно-исполнительного права Института международного права и экономики

им. А.С. Грибоедова



Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент

Капинус Оксана Сергеевна
Официальные оппоненты: Заслуженный деятель науки РФ,

доктор юридических наук, профессор



Дашков Геннадий Владимирович
кандидат юридических наук, доцент

Николаева Юлия Валентиновна

Ведущая организация: Академия управления МВД РФ

Защита состоится «21» сентября 2007 г. в 14-00 часов в конференц-зале на заседании диссертационного совета К-521.005.01 по присуждению ученой степени кандидата юридических наук при Институте международного права и экономики им. А.С. Грибоедова (105066, г. Москва, ул. Спартаковская, 2/1, стр. 5).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова
Автореферат разослан «20» августа 2007 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат юридических наук, доцент И.И.Лобов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена возведением терроризма в ранг глобальных, общечеловеческих проблем, которые по масштабам и последствиям представляют серьезную угрозу для безопасности всего человечества.

Многократное усиление в мире деятельности террористических организаций, увеличение их числа, укрепление финансирования и технического оснащения приводит к огромным политическим, экономическим и моральным потерям, оказывает негативное психологическое воздействие на большие массы людей. Увеличение количества жертв и материального ущерба от террористических акций, в том числе связанных с восстановлением разрушенных инженерных и транспортных систем, работы учреждений, предприятий и организаций, вовлечение в террористическую деятельность значительного числа людей, использование преступниками все более жестоких способов насилия, в результате чего разрушается система правовой защиты личности, – все это требует от органов власти, от общественности и представителей науки более эффективного противодействия терроризму.

Уже не вызывает сомнений тот факт, что складывающаяся в России криминогенная обстановка имеет ярко выраженную террористическую направленность. Поэтому вопросы изучения и анализа средств (мер, способов) борьбы с этим опасным социально-правовым явлением приобретают в современных условиях исключительное значение. Борьба с терроризмом, которую ведут сегодня многие государства мира, к сожалению, недостаточно эффективна. Основной акцент в ней делается на силовые методы и меры уголовного и уголовно–процессуального характера, т.е. осуждение к длительным срокам лишения свободы лиц, признанных виновными в терроризме. Но этот путь не решает проблемы, что . подтверждает практика многих государств мира, в том числе и России. Поэтому методы борьбы с терроризмом силовыми, военными способами постепенно должны заменяться более продуманными политическими, дипломатическими и правовыми решениями, направленными не только на нейтрализацию уже действующих террористических организаций, но и на предотвращение появления новых. Необходимо обратить внимание на иные методы борьбы – прежде всего, на выявление причин возникновения террористических организаций и активного пополнения их рядов. Криминологические детерминанты терроризма, то есть причины и условия, способствующие образованию террористических организаций, вступлению в них значительного числа людей, а также объясняющие совершение ими террористических актов, нуждаются в более подробном анализе и исследовании.

Недостаточная теоретическая разработанность правовых аспектов, входящих в предметное поле исследования, многочисленные юридические коллизии, с которыми сталкиваются правоохранительные органы и спецслужбы в процессе борьбы с этим негативным явлением, а также необходимость совершенствования законодательной базы послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования.



Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время уголовно-правовые вопросы борьбы с терроризмом, аспекты применения уголовной ответственности к лицам, совершившим террористические преступления, разработаны на достаточно высоком уровне. Однако научные проблемы, связанные с причинами и условиями, способствующими терроризму, затронуты лишь косвенно.

При работе над диссертацией использовались исследования общего характера, посвященные проблеме современного терроризма, представленные в работах: Ю.И. Авдеева, Ю.М. Антоняна, И.П. Блищенко, Ю.А. Брусницына, П.П. Буткова, В.Л. Васильева, И.С. Власова, М.В. Виноградова, Ю.В. Гаврилина, А.Я. Гуськова, Г.В. Дашкова, А.И. Долговой, В.П. Емельянова, К.В. Жаринова, Н.В. Жданова, В.И. Замкового, М.П. Киреева, А.В. Коровикова, М.В. Коротковой, Б.И. Кофмана, Н.Н. Кудриной, В.В. Лунеева, Е.Г. Ляхова, С.В. Максиной, Б.К. Мартыненко, А.В. Никитина, А.Б. Наумец, В.Е. Петрищева, Ю.Г. Романченко, М.А. Саркисян, А.А. Сафарова, С.Л. Сибирякова, Л.В. Смирнова, А.И. Суворова, Ю.В. Трунцевского, В.В. Устинова, О.М. Хлобустова, С.Г. Федорова, В.Е. Эминова, М.Л. Энтина.

Были использованы также труды по проблемам причин совершения насильственных преступлений таких ученых, как Г.А. Аванесов, Б.Г. Ананьев, С.А. Беличева, Ф.Б. Березин, Б.С. Братусь, Ю.В. Бромлей, Б.С. Волков, А.А. Герцензон, С.Д. Гуриева, А.П. Дьяченко, Ю.А. Красиков, В.Н. Кудрявцев, Н.В. Перешеина, Г.М. Миньковский, В.А. Намоконов.

В том числе особо рассматривалась проблема политического терроризма, которой посвятили свои труды А.С. Грачев, Е.Г. Ляхов, П.А. Кабанов.

Важнейшей проблемой криминологии по-прежнему остается исследование личности преступника, в том числе несовершеннолетнего, его особенностей и предпосылок ее становления и формирования. В настоящем исследовании были использованы работы следующих авторов по указанной тематике. Это: К.А. Абдульханова-Славская, В. Андреева, В.В. Бойко, В.И. Брутман, А.А. Вдовиченко, О.С. Газман, М.И. Еникеев, Е.С. Иванов, Д.П. Клейберг, А.С. Макаренко, В.А. Петровский, В.Ф. Пирожков, Р.И. Цветкова.

Несмотря на многочисленные исследования терроризма и его характеристик, на сегодня можно констатировать: природа явления и источник его возникновения изучены недостаточно. А это блокирует процесс противодействия терроризму.



Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступает совокупность общественных отношений, связанных с терроризмом как социально-правовым явлением. Предметом исследования – криминологические детерминанты терроризма и меры его предупреждения.

Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в получении информации о количественных и качественных параметрах современного терроризмом, его детерминантах, об эффективности мер, направленных на противодействие терроризму, и о разработке на этой основе системы концептуальных и прикладных рекомендаций по совершенствованию борьбы с указанным социально-правовым явлением.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

– изучить термины и понятия, применяемые в научной литературе и законодательстве при характеристике терроризма и его причин и условий, показать их особенности;

– исследовать исторические аспекты появления терроризма и особенности борьбы с ним;

– проанализировать законодательство Российской Федерации и стран СНГ, регулирующее деятельность по предупреждению и пресечению терроризма;

– исследовать политические и социально-криминологические факторы современного терроризма;

– установить связь межэтнических, межнациональных и межконфессиональных конфликтов с международным терроризмом;

– показать влияние политических решений на криминологические детерминанты терроризма;

– рассмотреть социальную незащищенность человека как фактор, способствующий криминологической детерминации терроризма;

– рассмотреть криминологическую характеристику личности террориста;

– исследовать семейные и межличностные кризисные состояния, способствующие совершению террористических актов;

– изучить последствия совершения террористических актов против личности, общества и государства и на этой основе предложить их классификацию;

– проанализировать эффективность мер, направленных на противодействие терроризму;

– разработать предложения по совершенствованию борьбы с терроризмом.



Методологическая и теоретическая основа исследования.

В процессе исследования применялись общие, специальные и частнонаучные методы исследования (историко-правовой, статистический, сравнительно-правовой, системно-структурный), а также приемы конкретно-социологического анализа (изучение документов, анкетирование, интервью, опрос, наблюдение).

Теоретическую основу диссертации составляют труды российских и отдельных зарубежных ученых в области исследования причин и последствий террористической деятельности, уголовно–правовой оценки терроризма, а также личности преступника и факторов, влияющих на ее становление и формирование, а также зарубежное законодательство в сфере борьбы с терроризмом для проведения сравнительно–правового анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Единого определения терроризма на сегодняшний день не сформулировано. Резюмируя существующие научные положения, национальный и международный опыт борьбы с терроризмом, предлагается следующее авторское определение: терроризм – это социально-правовое явление, проявляющееся как негативная форма социального протеста на кризисное общественно-политическое состояние, заключающееся в нарушении общественной безопасности, сопряженной с применением насилия либо с угрозой его применения, для устрашения населения с целью оказания давления на властные структуры.

2. Система детерминант терроризма имеет сложную и многоуровневую структуру. Они дифференцируются на факторы объективного и субъективного характера. Объективные – наличие длительно не разрешаемых социальных конфликтов; отсутствие механизмов легального достижения социально-политических целей; отсутствие эффективных правовых, административных и организационных мер противодействия терроризму; маргинализация части населения. Субъективные – наличие психической и физической агрессивности; дезадаптация и социальное отторжение личности; фанатизм. Последние, в свою очередь, делятся на: а) поддающиеся воздействию (например, нерешенность важнейших национально-этнических вопросов); и не поддающиеся воздействию (например, причины, связанные с либерализацией общественных отношений).

3. В целях пресечения крупномасштабной террористической деятельности на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации целесообразно применять федеральные меры принуждения, вместо используемого в настоящее время режима контртеррористической операции, направленной на устранение локальной и непродолжительной по времени террористической деятельности. К мерам федерального принуждения относятся: чрезвычайное положение, прямое президентское правление в субъекте федерации, федеральная интервенция.

4. К основным источникам террористической опасности отнесены террористическая деятельность, экстремизм и сепаратизм; террористические и экстремистские организации; общественная опасность личности, основным критерием которой является совершение ею преступлений террористического характера или террористической акции; официальные и самопровозглашенные органы управления и должностные лица, опасность которых может состоять как в прямой или опосредованной помощи террористической деятельности, так и в принятии ошибочных решений или проведении в целом неверной политики; регионально-локальные, а в ряде случаев глобальные конфликтные отношения, в числе которых наиболее распространены конфликты между центром и отдельными регионами, религиозные и национальные (этнические) конфликты.

5. Научная классификация последствий совершения террористических актов:

а) для личности (инвалидность лиц, находившихся в момент террористического акта в его центре, нетрудоспособность, серьезная психическая травма, заболевание; для родственников – потеря кормильца в семье, серьезнейшие моральные и нравственные страдания, в том числе и при получении изувеченного тела близкого человека или при известии о том, что человек пропал, или что о нем отсутствует какая–либо информация);

б) для общества (огромное число человеческих жертв, погибших при захвате заложников, во время взрыва бомбы, штурма помещения и т.д.; создание атмосферы всеобщего страха, подозрения, тревожности и психологического давления; большие материальные и финансовые затраты, связанные с восстановлением разрушенного терактом имущества, инженерной и транспортной инфраструктур, с возобновлением надлежащей работы организаций, предприятий и учреждений; необходимость привлечения значительных дополнительных кадровых, финансовых, материально–технических ресурсов для предотвращения новых террористических актов, для обезвреживания террористических, экстремистских и иных преступных организаций; дальнейшее увеличение численности и мощи террористических организаций вследствие ранее удачно проведенных преступных акций, существенное усиление их деятельности, финансирование в еще более значительном объеме и, как результат, многократное усложнение борьбы с ними; утрата веры в способность государства бороться с терроризмом, снижение авторитета государственной власти внутри страны);

в) для государства (масштабные финансовые затраты на восстановление экономики и на борьбу с террористическими организациями; удачно проведенный теракт свидетельствует об отсутствии возможностей для организации эффективной борьбы с терроризмом, а продолжающаяся деятельность террористических организаций – о неэффективности существующего управления; появление международного терроризма и транснациональной преступности);

6. На основе криминологического анализа выведен криминологический портрет личности террориста как особой структурной подсистемы в системе «личности», самостоятельной по отношению к «личности преступника», который характеризуется следующими типичными чертами: исполнителями терактов чаще всего становятся лица, имеющие криминальный опыт, лица с нарушениями психики, наркозависимые, лица без определенного места жительства. Поэтому потенциальных террористов необходимо искать именно в среде обитания указанных категорий граждан и проводить с ними специальные предупредительные мероприятия.

7. Сформулирован и обоснован прогноз о переносе «центра тяжести» террористических актов из традиционных мест скопления народа (станции метро, театры, массовые гуляния в парках) в места скопления представителей власти – (Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ, ГД РФ, ЦБ РФ, корпорации, собрания представителей крупного бизнеса и др.). Предполагается с достаточной степенью вероятности, что подобные акты устрашения, с одной стороны, не вызовут сострадания основной части населения, что на руку террористам, и, главное, создадут высокий общественный резонанс, к которому всегда стремятся террористы, пытаясь привлечь к себе внимание. В этой связи со стороны государства необходимы адекватные меры к созданию системы защиты (в том числе высокотехнологичной) от указанных выше угроз совершения террористических актов.

8. Социально-экономические проблемы, имеющие место в современной России, неконтролируемость огромных ее территорий и сложная криминогенная обстановка, создают благодатною почву и реальную угрозу для дислокации главных сил международного (транснационального) терроризма именно на ее территории.



Научная новизна исследования. Диссертация является научным исследованием, в котором рассмотрены проблемы особенностей формирования личности человека, способного образовать террористическую организацию, а также лиц, склонных к участию в ней, в том числе к подготовке и совершению взрыва, захвату заложников; приведены причины социально–экономической, национальной и правовой политики государства, способствующие появлению и разрастанию террористической деятельности. В диссертации: 1) рассмотрены экономические, социальные, национальные, политические и религиозные факторы, способствующие образованию и деятельности террористических организаций; 2) исследованы особенности семейного воспитания, которые в будущем могут повлиять на становление личности террориста; 3) сформулированы качества, присущие личности террориста, и их влияние на поведение человека, оказавшегося в конкретной жизненной ситуации, приведшей его в террористическую организацию, а также указаны такие ситуации; 4) рассмотрены особенности формирования личности женщин–террористок, совершивших террористические акты с одновременным подрывом самих себя; 5) сформулированы последствия террористических актов для личности, общества и государства и их роль в дальнейшей деятельности террористических организаций; 6) исследован вопрос о необходимости разработки государством политики предупреждения террористических актов; 7) разработана авторская классификация факторов, проистекающих из семьи и способствующих вовлечению человека в террористическую организацию.

Достоверность полученных результатов обеспечена репрезентативностью источников и нормативной базы исследования, отвечающей современному уровню научного познания, а также использованием современной методологии и методов исследования, строгой аргументированностью научных положений и выводов, доведением основных результатов до сведения научного сообщества в рамках научных и научно-практических конференций, круглых столов и публикаций.

Теоретическое и практическое значение результатов исследования. Теоретическое и практическое значение исследования заключается в том, что в диссертации на основе комплексного подхода изучены вопросы причин и условий, способствующих образованию и деятельности террористических организаций, а также вступлению в них значительного числа людей.

Кроме того, в работе рассмотрены особенности становления и формирования личности террориста: организатора террористической группы, ее рядового члена, боевика и непосредственного исполнителя террористического акта, в том числе и женщин–смертниц.

На основе изучения практического опыта зарубежных стран по противодействию терроризму в диссертации предлагается система мер, предпринимаемых государством, направленных на предотвращение образования террористических организаций и нейтрализацию деятельности уже существующих, а также разработана и внедрена в работу лаборатории функциональной безопасности ИПУ РАН «Классификация факторов, способствующих появлению и развитию причин и условий терроризма в экономически развитых и социально благополучных странах».

Главные положения и выводы работы могут послужить основой для дальнейших научных исследований терроризма и мер борьбы с этим негативным социально–правовым явлением. Основные выводы диссертации ориентированы на использование их в современной научной и правовой практике и в процессе совершенствования законодательства.

Результаты, полученные в ходе исследования, углубляют и корректируют отдельные теоретические положения по анализируемой теме. Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы для повышения квалификации военных наблюдателей ООН, специалистов частного сыска, сотрудников оперативных служб правоохранительных органов, студентов и аспирантов юридических специальностей вузов, при дальнейшей разработке как исследуемой проблемы, так и связанных с ней вопросов.

Эмпирическую базу исследования составили: статистические данные ГИЦ МВД России, ИЦ МВД Республики Дагестан и МВД Чеченской Республики, ИЦ УВД Ставропольского и Краснодарского краев за 2001 – 2006 г.г.; данные социологического исследования за последние годы; 83 уголовных дела по терроризму из практики судов и следственных органов республик Северного Кавказа, Ставропольского и Краснодарского краев, Москвы и Московской области; результаты опросов судей (61), работников прокуратуры (74), следователей и оперативных сотрудников органов внутренних дел и федеральной службы безопасности указанных регионов (75).

Кроме того, в основу диссертации легли содержащиеся в средствах массовой информации сведения о совершенных на территории России террористических актах, их исполнителях, имеющиеся доступные статистические данные о последствиях террористических актов и сведения о личности террористов.



Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре криминологии и уголовно-исполнительного права ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, здесь же проведено ее рецензирование.

Основные положения диссертации изложены в научных сообщениях автора и выступлениях на международных, межвузовских и факультетских конференциях и семинарах. В частности, на 8-й межвузовской научно-практической конференции, проводимой Академией управления МВД России и Институтом социологии РАН на тему: «Проблемы борьбы с терроризмом в современной России» (Москва, 2006), а также на XXV международной конференции, проводимой IFAC (Международной конфедерацией автоматического управления) на тему: «Наука против терроризма» (Нидерланды, Гаага, 2003); 2-й Международной конференции, проводимой ИПУ РАН на тему: «Терроризм: проблемы борьбы» (Египет, Хургада, 2004); Научно-практическом семинаре, проводимом Союзом литераторов Европы на тему «Терроризм: противостояние» (Польша, Варшава – Гданьск, 2005). Основное содержание диссертационного исследования опубликовано в 5 статьях.



Структура работы определяется логикой проведенного исследования, его целями и задачами. Диссертация состоит из трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, приложения и библиографии.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, цели и задачи, раскрываются его методология и методика, характеризуются эмпирическая база, обоснованность и достоверность исследования, его научная новизна, теоретическое и практическое значение, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации результатов исследования.

Первая глава – «Социально-правовая и криминологическая характеристика терроризма» – включает три параграфа.

Содержание главы сводится к анализу терроризма как общественно опасного и уголовно наказуемого деяния; дается понятие терроризма, его отличительные особенности, анализ законодательства Российской Федерации в борьбе против терроризма. Вопросу истории терроризма в мире и особенности борьбы с ним в зарубежных странах автор посвящает специальный раздел данной главы.



Параграф первый носит название «Понятие, содержание и отличительные особенности терроризма». В нем обосновывается вывод о том, что терроризм – одно из наиболее опасных преступлений, являющееся в международной классификации тяжким преступлением против человечества. Главный отличительный признак террористических организаций – их способность и готовность применить силу для продвижения собственных целей, находящихся в оппозиции к интересам общества и государства. Современный терроризм носит преимущественно организованный характер и обеспечивается системно организованной преступной деятельностью, связанной с созданием организационных формирований, их вооружением, обмундированием, специальной боевой и психологической подготовкой, обеспечением материально–финансовыми ресурсами, подготовкой идеологического оправдания такой деятельности, выявлением уязвимых объектов.

Повышенная общественная опасность терроризма обусловлена целым рядом факторов, а именно: неблагоприятными тенденциям роста, мощной идеологической основой (продолжительный характер преступной деятельности, искажение личностных ориентаций и сознания и др.) и т.д.

Приведенные в работе статистические данные свидетельствуют о том, что в России преступления, связанные с совершением террористических актов, практически не раскрываются, по результатам рассмотрения уголовных дел осуждается к отбыванию наказания незначительное число лиц, виновных в совершении актов терроризма, тогда как террористические акты, произошедшие на территории России за последние 10 лет, унесли жизни тысяч мирных жителей. По сравнению с 1999 г. количество таких преступлений, как терроризм, возросло более чем в 20 раз. В 2003 г. зарегистрировано максимальное количество этих преступлений – 561. Преступления, сопутствующие терроризму и именуемые как «имеющие террористический характер», исчисляются тысячами. В 2003 г. их было зарегистрировано 8664, в 2004 – 9523. Несмотря на то, что в 2005 году отмечено определенное снижение – 3903, опасность эскалации терроризма в России остается весьма высокой, что говорит, в частности, и о снижении эффективности борьбы с этим явлением. Нельзя забывать, что каждый террористический акт способен вызвать колоссальное социальное напряжение в обществе и дестабилизировать социально–политическую обстановку в государстве.

Сегодня в публицистической и правовой литературе очень часто употребляется термин «терроризм». Существует более ста его определений, при этом единого научного подхода к проблеме не сформулировано.

По убеждению автора, терроризм – это одно из проявлений экстремизма, наиболее радикальное по своему характеру и направленности. В работе подробно проанализированы отличительные особенности терроризма (в числе которых применение насилия, устрашение всего населения и пр.).

С учетом приведенных особенностей выработано авторское определение терроризма. Терроризм – это социально-правовое явление, проявляющееся как негативная форма социального протеста на кризисное общественно-политическое состояние, заключающееся в нарушении общественной безопасности, сопряженной с применением насилия либо с угрозой его применения, для устрашения населения с целью оказания давления на властные структуры.

Международному научному сообществу не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма, хотя сущность этого феномена вопросов не вызывает. Как показало проведенное исследование, международно-правовые и внутригосударственные акты не образуют упорядоченной и сбалансированной системы, направленной на борьбу с различными проявлениями терроризма как общей для всего мирового сообщества угрозы. Между тем, организация противодействия терроризму, как на международном, так и на национальном уровне во многом зависит от того, насколько единообразно понимается это сложное социально-правовое явление и – как следствие – формулируется в нормативных правовых актах.

Существующая терминологическая путаница в значительной мере снижает эффективность антитеррористической деятельности, поэтому необходимы усилия ученых и практиков для выработки единого подхода к употреблению соответствующих понятий и унификации антитеррористического законодательства.



Во втором параграфе – «Мировой историко-правовой анализ терроризма и особенности борьбы с ним в зарубежных странах»автор последовательно и полно рассмотрел историю появления терроризма в мире и особенности борьбы с ним в зарубежных странах.

Терроризм известен миру с древнейших лет. Идея террора сформулирована еще в Ветхом Завете, и одним из первых в истории проявлением терроризма было восстание зилотов против римской экспансии в Иудею. На протяжении всей истории существования человечество сталкивалось с разными формами и проявлениями терроризма. Но особого масштаба это явление достигло в конце ХХ – начале ХХI века.

В работе изложены основные положения, касающиеся борьбы с терроризмом и его пониманием в ряде стран ближнего зарубежья (Украина, Грузия, Узбекистан и т.д.) и дальнего зарубежья, таких, как США, Италия, Франция.

В результате проведенного исследования проанализированы существующие подходы в доктрине зарубежных государств применительно к явлению терроризма, выявлены различия в практике борьбы с этим явлением. Последние связаны, в том числе, и с многообразием международно-правовых актов, их понятийный аппарат, разработанный в связи с характеристикой различных форм и видов терроризма, бесспорно, не может не оказывать влияния на его формулировку в национальном законодательстве.

Кроме того, сравнительный анализ рассматриваемого явления во времени позволяет сделать вывод, что именно дореволюционная Россия является «родиной» терроризма. Однако интересен с криминологической точки зрения тот факт, что с момента окончания массовых репрессий и до распада СССР терроризм не проявлял себя столь активно, как, например, в период становления демократических принципов и рыночных отношений современной России. Этот феномен автор связывает с прямой зависимостью от массового обнищания основной части общества и его социальной гиперполяризации и, как следствие, – масштабной криминализации населения России, особенно в ее крупных промышленных и финансовых центрах.

Изучая террористические акты в разных странах и регионах мира, неизбежно сталкиваемся с особым видом криминогенного поведения, с личностью человека, который ради достижения цели ставит под угрозу жизни сотен неповинных людей. Проблемы формирования такого типа личности, своевременного предупреждения подобных проявлений требуют пристального научного внимания.



В третьем параграфе – «Законодательство Российской Федерации о борьбе с терроризмом» – рассматривается правовая основа борьбы с терроризмом в России. Здесь, в частности, говорится о том, что такую основу составляют Конституция РФ, УК РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Однако описанная законодательная ситуация сложилась не так давно. Законодательство России обходило вниманием проблему борьбы с терроризмом довольно продолжительное время, и только относительно недавно появились акты, регламентирующие понятие терроризма, его формы, меры профилактики и борьбы с ним. Теперь же действует целый ряд нормативных правовых актов, относящихся к проблеме терроризма.

Базовым законом в Российской Федерации, направленным на борьбу с терроризмом, является Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 1 марта 2006 г. № 35-ФЗ, который в ст. 2 закрепляет принципы противодействия терроризму. Это: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно–пропагандистских, социально–экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму. В данной статье основной идеей является мысль о том, что более эффективным в настоящий момент является не борьба с терроризмом и его проявлениями, а предупреждение совершения террористических актов и появления террористов.

Указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 г. № 116 предусмотрено образование Национального антитеррористического комитета, в основные задачи которого входят: подготовка предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства РФ в этой области; координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах РФ, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями; разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В целях пресечения террористической акции, обеспечения безопасности физических лиц, обезвреживания террористов, а также минимизации последствий террористической акции в зоне ее совершения может быть проведена контртеррористическая операция.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образованы в составе Национального антитеррористического комитета Федеральный оперативный штаб и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

Огромное значение для обеспечения компенсаций лицам, участвующих в борьбе с терроризмом, имеют нормы Федерального закона «О противодействии терроризму», направленные на оказание материальной поддержки этим лицам. Большое значение в процессе пресечения деятельности террористических организаций имеет норма ст. 24 Закона, в соответствии с которой организация признается террористической и подлежит ликвидации на основании решения суда. При ликвидации организации, признанной террористической, принадлежащее ей имущество конфискуется и обращается в доход государства.

Что касается уголовной ответственности за терроризм (не являющейся самостоятельным структурным элементом непосредственного предмета данного исследования), полагаем целесообразным сделать оговорку следующего свойства: в рамках доктринального анализа отечественного уголовного законодательства следует все преступления с элементами терроризма разделить на три группы: терроризм как самостоятельный состав преступления (ст. 205 УК РФ); преступления террористической направленности (ст.ст. 206–208, 277, 360 УК РФ); иные виды преступлений, в которых элементы террористической деятельности выступают в виде цели или способа совершения преступления (например, ст.163 УК РФ).

Итак, национальное, и международное законодательство уделяет достаточное внимание проблеме борьбы с терроризмом. В целом это меры уголовно–правового характера, т.е. применение к лицу, виновность которого доказана, мер справедливого наказания за совершение противоправных действий, направленных на достижение целей конкретной группы людей посредством угроз, захвата заложников, поджогов, взрывов и т.д. Однако, по мнению автора, указанные источники национального и международного права уделяют недостаточное внимание правовому регулированию обязанностей государственных органов, деятельность которых должна быть направлена не только на борьбу с терроризмом, но и на пресечение, своевременное выявление проявлений терроризма во всех его аспектах, на предупреждение террористических актов, выявление и нейтрализацию условий и причин, по которым отдельные люди принимают решение совершать взрывы, поджоги, захват заложников и т.д.

Во второй главе – «Анализ факторного комплекса терроризма. Политические и социально-криминологические факторы современного терроризма» – для понимания сути совершенного преступления и выработки адекватных методов противодействия уголовно наказуемым деяниям, в том числе и терроризму как крайне опасному методу реализации преступных интересов, автор определяет причины и условия, способствовавшие претворению в жизнь преступного замысла.

По данным проведенного исследования, к совокупности факторов, которые благоприятствуют возникновению и развитию в обществе конфликтогенной ситуации, разрешаемой в том числе террористическим способом, следует отнести: глубокий экономический кризис; хроническую политическую нестабильность; общий структурный кризис государства и его институтов; разрушение исторических, культурных, нравственных, гуманитарных ценностей; рост национализма, национальной нетерпимости, религиозного экстремизма и сепаратистских настроений; слабость государственного аппарата, и, прежде всего, коррумпированность чиновников; низкий профессионализм спецслужб; падение авторитета власти, веры в ее способность обеспечить безопасность граждан; существование значительного нелегального рынка оружия и относительную легкость его приобретения; проявление интересов других государства, ряда зарубежных террористических, религиозных, национал–радикальных и других организаций; крупные сдвиги в социальной структуре, приведшие к маргинализации многих социальных групп; падение жизненного уровня, состояние психологического дискомфорта, тревоги и безысходности, незащищенности, испытываемое значительной частью населения; рост социальной агрессивности.

В исследовании разработана система классификационных признаков, позволяющих предложить авторское видение того, какой сегодня может быть криминологическая детерминация терроризма. А также классификация факторов, способствующих появлению и развитию причин и условий терроризма в экономически развитых и социально благополучных странах. Вопросы политических решений и их влияния на появление и исчезновение терроризма также нашли свое место в данной главе.

В ее первом параграфе«Социальная незащищенность человека как фактор, способствующий появлению терроризма» – особое внимание уделено проблемам социальной незащищенности человека как фактору, способствующему появлению терроризма, межэтнических, межнациональных конфликтов, международного терроризма, представляющему собой отсутствие гарантий получения за честный труд заработной платы, отвечающей уровню цен в данном регионе, достойного уровня пенсионного обеспечения после оставления работы в связи с достижением возраста, а также пособий, т.е. материальной поддержки государства, которые позволили бы человеку прожить определенный период времени в случае наступившей нетрудоспособности, потери работы, инвалидности, болезни и в иных подобных ситуациях. Государство, не способное гарантировать материальную поддержку человеку в указанные периоды, достойную оплату за труд, фактически подталкивает его к тому, чтобы работать за вознаграждение в полулегальной, нелегальной или преступной, в том числе террористической, организации.

Изучение уголовной статистики дает основание утверждать, что в Российской Федерации за последние 6 лет (исследовался период с 2001 по 2006 год) на порядок выросло число лиц, совершивших преступление по ст. 205 УК РФ «Терроризм», в возрасте от 29 до 35 лет. От 68% до 85% преступлений террористического характера совершаются лицами без постоянного источника дохода, в том числе безработными.

Изучение материалов уголовных дел по преступлениям, связанным с террористическими актами в Москве 2001 – 2005 г.г., свидетельствует о том, что среди наемников террористов часто оказывались бывшие военнослужащие, инженеры высокой квалификации, мастера взрывотехники, специалисты, владеющие методикой организации ведения секретных переговоров, составления шифрограмм и т.д., – все они являются не востребованными государством специалистами, которые, однако, необходимы для деятельности террористической организации.



Во втором параграфе«Межэтнические, межнациональные конфликты и международный терроризм» – проведена мысль, согласно которой огромное влияние на формирование и деятельность террористических организаций, причиной, побуждающей отдельных людей участвовать в них, являются межэтнические и межнациональные конфликты.

Как показало исследование, наиболее уязвимыми оказываются: национальные отношения; вопросы равенства (не только юридического, но и фактического) народов; наций и народностей в многонациональном государстве.

Сказанное подтверждают данные проведенного опроса. Так, 61% респондентов из числа террологов и сотрудников правоохранительных органов считают, что именно несоблюдение принципа равенства наций и народов, права каждого народа на самоопределение порождает акции террористического характера, направленные против государства, личности, приводящие к многочисленным человеческим жертвам. Данный вывод соответствует и мнению ученых–террологов.

Иной точки зрения придерживаются сотрудники правоохранительных органов (24% опрошенных экспертов), расследовавших преступления, совершенные террористами в Каспийске, Буденновске и Нальчике 2005 г. По их мнению, в основе совершенных преступлений лежат политические и религиозные мотивы. И лишь 10% респондентов высказали мнение, что анализируемые преступления совершаются на этнической основе. Никак не отреагировали на поставленные в анкете вопросы лишь 5% из числа опрошенных.

По нашему мнению, организации, ведущие террористическую деятельность, основной своей целью имеют завоевание политической власти для получения свободного доступа к экономическим благам и природным ресурсам. Для привлечения широкого внимания и новых участников в контролируемые ими террористические организации ее руководители мотивируют свою преступную деятельность необходимостью борьбы за права той или иной группы людей, используя идеологические постулаты и воздействуя на национальные чувства человека. Как представляется, деятельность террористических организаций в Чечне, прежде всего, направлена на выход из состава Российской Федерации, в том числе и для получения права безраздельно распоряжаться недрами и иными природными ресурсами, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, не испытывая контроля со стороны федеральных органов. Национальные и религиозные мотивы при этом являются прикрытием истинных целей конкретных людей, которые имеют значительные властные рычаги и финансовые ресурсы.

В третьем параграфе«Политические решения и их влияние на динамику появления и исчезновения терроризма» – автор обосновывает свои научные выводы о влиянии на развитие терроризма политической составляющей жизни общества.

Интересными с научной точки зрения представляются результаты интервьюирования государственных чиновников среднего звена (глав администраций городов – мест совершения террористических актов, их заместителей, руководителей муниципальных органов власти городов Кавмингруппы). Так 71% из числа опрошенных руководителей считает, что политические и властные конфликты, нередко связанные с реализацией экономических интересов, являются одной из серьезных причин совершения преступлений террористической направленности.

Обобщив большое количество различных позиций и мнений как теоретиков, так и практиков, автор пришел к выводу, что многочисленные политические решения, нередко облекаемые в правовую форму, часто направлены на удовлетворение интересов отдельных групп людей и в то же время в корне противоречат интересам остальной части общества. В этой связи нередко для отстаивания своих экономических и политических интересов отдельные группы людей предпринимают действия, целью которых является изменение ситуации и побуждение властных структур принять решение, ограничивающие возможности определенных лиц.

Третья глава – «Семейные и межличностные кризисные состояния, способствующие появлению и совершению террористических актов» – состоит из трех параграфов. В ней рассматриваются вопросы семьи как важнейшего фактора положительного и негативного воздействия на личность человека, способного совершить акт терроризма; личность человека и особенности формирования черт характера, способствующих осуществлению террористических актов. Особое внимание в данной главе уделяется разработке мер предупреждения терроризма с учетом факторов, проистекающих из семьи, и последствий совершения террористических актов для личности, общества и государства.

В первом параграфе – «Семья как важнейший фактор положительного и негативного воздействия на личность человека, способного совершить акт терроризма» – говорится о том, что на становление личности преступника влияет в целом комплекс факторов, таких как семейное воспитание, обучение, особенности саморазвития и самореализации, характер человека, его способности разрешать жизненные трудности, социальное и материальное положение, окружение и т.д. Однако предпосылки к совершению человеком преступления могут быть заложены уже с раннего детства, причиной чему нередко является пример поведения родителей, их отношение к ребенку, а также применяемая модель воспитания.

Девиантное поведение подростка, т.е. действия и поступки, противоречащие социальным нормам либо признанным стандартам поведения, в том числе и преступные, могут быть обусловлены ситуацией в семье, не сложившимися отношениями на работе, учебе, в трудовом коллективе. Провоцируют девиантное поведение также и социально–экономические условия, семейно–бытовые отношения, социально–культурное окружение, межличностные отношения и стиль общения людей друг с другом. Но преобладающее значение для развития и становления личности преступника имеет конкретная жизненная ситуация. Очень многое в этой связи будет зависеть от характера и личных качеств конкретного человека, его способностей к адаптации и преодолению негативных обстоятельств.

От того, как были построены отношения в семье, насколько внимательно и чутко родители относились к процессу воспитания, роста и развития ребенка, зависит его дальнейшая жизнь, а также во многом и тот факт, окажется ли взрослый человек способен совершить преступление, в том числе и террористического характера. Такие качества, как агрессивность, чувство собственной неполноценности и нежелание что–либо изменить в лучшую сторону, или, наоборот, ощущение собственного превосходства перед другими людьми и вседозволенности, недоброжелательное, неуважительное отношение к людям, эгоизм, лень, отсутствие сострадания и неспособность к сопереживанию несчастья и боли, играющие решающую роль при совершении лицом противоправного деяния, закладываются в человеке с самого детства. Таким образом, наличие или отсутствие семьи, особенности взаимоотношений членов семьи, стиль и методы, применяемые родителями и близкими родственниками в отношении ребенка, играют решающую роль в становлении личности человека, при этом закладываются и качества, которые в дальнейшем при стечении определенных жизненных обстоятельств могут привести к совершению преступления, организации преступного формирования и участию в нем, в том числе и террористической направленности.

Данный вывод, основанный на факторном анализе эмпирических данных, позволяет предложить классификацию факторов, проистекающих из семьи и способствующих вовлечению человека в преступную организацию вплоть до принятия в ее деятельности самого активного участия. В качестве классификационных признаков можно назвать агрессивность и углубленность в себя, сосредоточение на своей личности в сочетании с нуждой и финансовыми проблемами; амбициозность и неумение применить свои знания, навыки и способности в трудовой деятельности; нежелание получить новые знания и профессию в сочетании с низкооплачиваемой работой; мягкость, податливость характера, отсутствие силы воли и криминальное окружение.



Во втором параграфе«Личность человека и особенности формирования черт характера, способствующих осуществлению террористических актов» – автор уделяет основное внимание факторам, влияющим на формирование личности террориста, под которой подразумевается личность лица, обладающего социально значимой совокупностью негативных свойств, сильных настолько, чтобы он мог задумать и решиться на преступление террористического характера.

Понимание особенностей черт характера и изучение конкретных жизненных условий, в которых сформировался человек, совершивший преступление, предоставляют обществу возможность предотвратить совершение лицами, склонными к правонарушению, начало их преступного пути, в том числе и в террористической организации.

В настоящее время имеется множество разработок ученых, посвященных исследованию биологических и наследственных факторов, влияющих на становление личности человека, способного совершить преступление. Однако с начала двадцатого века и по настоящее время в научной среде криминологов преобладает точка зрения, согласно которой преимущественно совокупность социальных и экономических факторов (семейное воспитание, особенности учебного процесса и обучения, проведение свободного времени, интересы окружения, наличие или отсутствие работы и постоянного заработка и др.) более всего влияет на становление личности преступника.

В диссертации сделан вывод, что к параметрам девиантного поведения подростка относятся: социально–психологические особенности среды воспитания, обучения, развития подростка; особенности его познавательной деятельности, мотивационно–личностной сферы (тревожность, интересы); особенности системы отношений подростка к себе и к миру и поведения в ситуациях социально–психологического взаимодействия.

Систему критериев формирования личности преступника-террориста составляют: 1) наличие или отсутствие семьи, особенности взаимоотношений между родителями и детьми; 2) особенности семейного воспитания и развития ребенка, а также самовоспитания и саморазвития; 3) особенности социализации (обучения, общения со сверстниками, приобщения к культурным, нравственным ценностям и т.д.); 4) социальный статус человека; 5) взаимоотношения в своей собственной семье.

На основе криминологического анализа выведен криминологический портрет личности террориста как особой структурной подсистемы в системе «личности», самостоятельной по отношению к «личности преступника», который характеризуется уже названными типичными чертами: исполнителями терактов чаще всего становятся лица, имеющие криминальный опыт, лица с нарушениями психики, наркозависимые, лица без определенного места жительства. Поэтому потенциальных террористов, повторимся, необходимо искать именно в среде обитания указанных категорий граждан и проводить с ними специальные предупредительные мероприятия.



Третий параграф«Последствия совершения террористических актов для личности, общества и государства». Террористические акты влекут появление так называемых первичных и вторичных жертв. К первичным относят людей, ставших инвалидами, потерявших трудоспособность, приобретших психическое заболевание как последствие нахождения в месте совершения террористического акта. К первичным жертвам следует относить и родственников погибших лиц, а также получивших увечья и травмы во время террористического акта. Ко вторичным жертвам относятся люди, пережившие трагедию террористического акта «издалека», т.е. узнавшие о ней из средств массовой информации. Сообщения о числе убитых, пострадавших, раненых и о причиненных в результате террористического акта разрушениях, передачи по телевидению с места события способны негативным образом воздействовать на психику людей, которые не были в месте совершения теракта, но стали так называемыми косвенными пострадавшими. У них могут развиться невроз, патологическая боязнь поездок общественным транспортом, сильные переживания за своих близких, каждый день ездящих на работу, и т.д.

Таким образом, последствиями террористического акта для личности являются: 1) лица, находившиеся в момент террористического акта в его центре, но выжившие, могут стать инвалидами, нетрудоспособными, получить серьезную психическую травму (психическое заболевание); 2) родственники погибших могут лишиться единственного кормильца в семье, понести серьезнейшие моральные и нравственные страдания, в том числе и при получении изувеченного тела близкого человека или при наличии известия о том, что человек пропал, и о нем отсутствует какая–либо информация.

В процессе проведения исследования была решена задача определения системы классифицирующих признаков, включаемых в понятие «трагические последствия», имевших место после пережитого террористического акта, которая впоследствии стала одной из ключевых в диссертации. Для этой цели был подготовлен специальный научный инструментарий, который позволял определить, что пострадавшие от терактов относят к указанным последствиям. Всего было опрошено 573 пострадавших (исследовались г. Москва, города Северного Кавказа и Закавказья, Ростовская область и Ставропольский край).

Классифицирующие признаки, включаемые в понятие «трагические последствия», можно расположить в следующей иерархической последовательности: 1) огромное число человеческих жертв (погибших при захвате заложников, во время взрыва бомбы, осуществляемого штурма помещения и т.д.); 2) создание атмосферы всеобщего страха, подозрения, тревожности и психологического давления; 3) огромные материальные и финансовые затраты, связанные с восстановлением разрушенного терактом имущества, а также инженерной и транспортной инфраструктур; возобновлением надлежащей работы организаций, предприятий и учреждений; 4) необходимость привлечения значительных дополнительных кадровых, финансовых, материально – технических ресурсов для предотвращения совершения новых террористических актов, обезвреживания террористических, экстремистских и иных преступных организаций; 5) появление в случае удачно проведенных терактов у людей ощущения неизбежности новых подобных преступных акций, а также чувства неизвестности, подавленности, полной беззащитности, ожидания очередного ужаса и трагедии; 6) дальнейшее увеличение численности и мощи террористических организаций вследствие ранее удачно проведенных преступных акций, что вызывает существенное усиление деятельности таких организаций, их финансирование в еще более значительном объеме, что многократно способствует усложнению борьбы с ними; утрата веры в возможности государства, используемые для борьбы с терроризмом, снижение авторитета государственной власти внутри страны.

Для восстановления разрушенного террористами имущества, выплаты пострадавшим от террористических актов денежных средств, а также противодействия терроризму государство вынуждено расходовать из бюджета значительные денежные средства. При этом объем таких выплат растет пропорционально числу и масштабности совершенных террористических актов.

К последствиям террористического акта для государства автор относит: 1) масштабные финансовые затраты на восстановление экономики и борьбу с террористическими организациями, прежде всего выделение бюджетных средств на поддержание эффективной работы в данном направлении сотрудников всех силовых ведомств; 2) удачно проведенный теракт свидетельствует о неспособности государства организовать борьбу и противодействие террористической организации, а также о слабости его правоохранительных органов и вооруженных сил, об отсутствии у них возможностей для организации эффективной борьбы с терроризмом; 3) неэффективность борьбы с терроризмом свидетельствует о крайне неблагоприятной социально–экономической и политической обстановке в стране, а продолжающаяся деятельность террористических организаций – о застое и безграмотности существующего управления; 4) многократное падение авторитета государства на международной арене; 5) появление международного терроризма и транснациональной преступности, борьба с которыми также должна вестись на международном уровне.

В этой связи государство обязано принимать комплекс серьезных мер по предупреждению терроризма, устранению причин и условий, его определяющих, и, прежде всего, в рамках продуманной экономической, социальной и национальной политики.

В заключении диссертации автор делает основные теоретико-методологические, методические и фактические выводы исследования, формулирует практические рекомендации и дает некоторые прогнозные оценки тенденций развития терроризма в России на среднесрочную перспективу.

Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в 5 научных статьях общим объемом 2,6 п. л.
Научные статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК РФ:


  1. Белявский Д.Г. Последствия совершения террористических актов для личности, общества и государства // Закон, № 12. 2006. 0,7 п. л.;

  2. Белявский Д.Г. Законодательство Российской Федерации в борьбе против терроризма // Законодательство и экономика. № 12. 2006. 0,5 п. л.

3. Белявский Д.Г. Криминологические детерминанты терроризма // Законы России: опыт, анализ, практика. № 9. 2007. 0,4 п. л.

Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:

4. Белявский Д.Г. История появления терроризма в мире и особенности борьбы с ним в зарубежных странах // TRIPLICATUS. Сб. научных трудов Международной школы безопасности и сыска «БОНИАЛ», вып. 2. М.: «БОНИАЛ», 2004. 0,8.п. л.;



5. Белявский Д.Г. К вопросу о понятии терроризма // Сборник научных трудов аспирантов ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. М.: ИМПЭ, 2005. 0,2.п. л.