Детали машин. Общие понятия и определения механизма, сборочной единицы, детали. Классификация деталей - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Выбор материала и технология производства заготовок деталей и инструментов 1 82.58kb.
Материалы, применяемые в автомобилестроении и ремонтном производстве 2 496.35kb.
Государственный стандарт союза сср муфты и соединительные детали... 1 286.05kb.
4 Назначение детали, описание ее конструкции, анализ технических... 1 171.63kb.
Лекция 1 Введение. Основные понятия и определения. Классификация... 1 200.56kb.
П/п номер и наименование детали Розница 1 178.83kb.
Меры по ликвидации международного терроризма История понятия 1 303.45kb.
Рассматриваются классификация и структура автоматизированных информационных... 1 49.62kb.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое... 1 403.92kb.
Общие понятия и термины по теме: ? Краткий план ответа 1 35.83kb.
Критерии оценивания презентаций учащихся 1 34.34kb.
Лекция №1. Машины для земляных работ. Экскаваторы одноковшовые 4 1020.71kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Детали машин. Общие понятия и определения механизма, сборочной единицы, детали. Классификация - страница №1/1

Детали машин. Общие понятия и определения механизма, сборочной единицы, детали. Классификация деталей.
Любая машина (или механизм) состоит из деталей.

Деталь – такая часть машины, которую изготовляют без сборочных операций. Детали могут быть простыми (гайка, шпонка и т.п.) или сложными (коленчатый вал, корпус редуктора, станина станка и т.п.). Детали (частично или полностью) соединяются в узлы.

Узел представляет собой законченную сборочную единицу, состоящую из ряда деталей, имеющих общее функциональное назначение (подшипник качения, муфта, редуктор).
Классификация дорожных машин по назначению, принципу действия.

1. ПТМ. В зависимости от назначения подъемно-транспортные машины подразделяются на грузоподъемные, транспортирующие и погрузочно-разгрузочные.



Грузоподъемные предназначены для перемещения штучных грузов по вертикали и/или горизонтали. Это машины циклического действия, у которых режим подъема и/или перемещения чередуется с режимом холостого хода, паузами на разгрузку-выгрузку и периодами простоя.

Транспортирующие машины предназначены для перемещения больших объемов штучных или насыпных грузов по неизменным траекториям. Это машины непрерывного действия, способные работать в течение продолжительного времени, рабочие органы – так называемые – бесконечные транспортирующие элементы: цепи, замкнутые ленты, троса, архимедовы винты.

Погрузочно-разгрузочные машины предназначены для перевалки штучных и насыпных материалов из транспортных средств к местам хранения и использования и наоборот. Это машины циклического действия, чередующие режимы загрузки, движения с грузом, выгрузки и холостого хода – самоходные ковшовые и вилочные погрузчики.
2. Машины для земляных работ.

По физическим объемам и стоимости земляные работы занимают в транспортном строительстве лидирующее положение. Основным объектом разработки являются песчаные, глинистые, крупнообломочные и полускальные грунты.

Разделяются на машины для подготовительных З работ и машины для основных земл. работ.

Подготовительные операции имеют целью подготовку грунта к разработке или сооружению объекта транспортного строительства и включают в себя, как правило, расчистку полосы отвода от деревьев, кустарника, дернового покрова, гумусного слоя, пней и камней.

Для срезания деревьев, кустарника, подлеска используются кусторезы. Корчеватели и корчеватели-собиратели выкорчевывают пни, корни и камни и сдвигают их на границы участка; рыхлители – разрушают прочные грунты перед разработкой; экскаваторы – отрывают мелиоративные канавы при необходимости осушения.



Основные земляные работы составляют подавляющую долю общего объема земляных работ.

Так бульдозеры – разрабатывают и перемещают грунты и сыпучие строительные материалы на расстояния до 100 м, разравнивают материал перед уплотнением, осуществляют предварительное профилирование грунтовых сооружений, используются как толкачи при загрузке скреперов.



Скреперы послойно разрабатывают грунты самостоятельно или с помощью бульдозеров, перевозят грунт в ковше на расстояние до 5 км и отсыпают его также слоями.

Автогрейдеры сооружают невысокие насыпи из грунта боковых резервов, разравнивают рыхлый привозной грунт перед уплотнением, планируют грунтовые поверхности после уплотнения и стабилизации, доводят до проектных отметок продольные и поперечные профили грунтовых сооружений.

Грейдер-элеваторы отсыпают грунтовые насыпи из боковых резервов либо загружают разрабатываемый грунт в транспортные средства.

Одноковшовые экскаваторы строительных размеров разрабатывают нескальные грунты любой прочности и грузят из в транспортные средства.

Многоковшовые экскаваторы продольного и поперечного копания отрывают траншеи для мелиоративных систем, трубопроводов и коммуникационных сетей и профилируют откосы высоких насыпей.

Грунтовые катки уплотняют грунт и дорожно-строительные материалы, уложенные в насыпи транспортных сооружений, повышая прочность и водонепроницаемость последних.
3. Машины для добычи каменных материалов и их переработки обеспечивают добычу камня при разработке гравийно-песчаных залежей или разрушения монолитных скальных образований. Как правило разработка материалов осуществляется посредством взрыва, для чего в скальной породе бурится отверстия под взрывчатку (шпур). Ручные и стационарные перфораторы применяются для горизонтального бурения и бурения сверху вниз шпуров и скважин диаметром до 100 мм и глубиной до 25м в любых породах, кроме особо прочных.

4. Оборудование для приготовления и перевозки цементо-бетонной смеси.

ЦБ смесь – один из основных материалов, используемых в транспортном строительстве для сооружения дорожных одежд, мостов, эстакад, тоннелей и др. конструкций, рассчитанных на многолетнюю работу. ЦБ смесь – это смесь цемента, воды, песка и щебня в пропорциях, диктуемых назначением получаемого цементобетона. Технология приготовления ЦБ смеси остается неизменной на протяжении многих лет, ее реализуют ЦБ заводы, растворные узлы, заводы ЖБ изделий. В состав комплекта спец. оборудования входят склады и бункера для каменных материалов, цистерны для воды, силосные хранилища для цемента и добавок, объемные дозаторы для точной дозировки компонентов смеси, бетоносмесители для перемешивания до состояния однородности, бункеры-накопители для хранения и отгрузки готовой смеси.
5. Для сооружения дорог и взлетно-посадочных полос, рассчитанных на высокую интенсивность движения и большие нагрузки используются комплексы машин, включающие бетонораспределители, бетоноукладчики, финишеры. Для нарезания компенсационных швов и покрытия полотна защитными эмульсиями используются распределители пленкообразующих материалов, нарезчики швов и гудронаторы.
6. Оборудование для изготовления и перевозки АБ смеси. АБ смеси применяются в основном в транспортном строительстве и получаются при тщательном перемешивании нагретых щебня, песка и минерального порошка с горячим битумом. АБ смеси изготавливаются на стационарных (возле крупных городов и промышленных районов) или передвижных АБ заводах (для строительства протяжных трасс). Существуют также сборно-разборные («инвентарные») АБ заводы, отличающихся от передвижных отсутствием в комплекте оборудования завода грузоподъемных механизмов для монтажа технологических установок и самоходных шасси для их перевозки. Готовая АБ смесь либо сразу отгружается в транспортных средства, либо накапливается в бункерах-термосах.
7. Машины для сооружения АБ покрытий. Асфальтоукладчики – самоходные машины для равномерного распределения и укладки смеси, а также предварительного уплотнения; асфальтовые катки – для придания покрытию необходимой прочности и долговечности.
8. Машины для содержания и ремонта автомобильных дорог

Машины для подготовительных работ.

В дорожном строительстве перед основными земляными работами часто бывает необходимо проводить подготовительные работы: расчистку полосы от деревьев, кустарника, пней, камней и т.д.
Мелкие деревья и кустарники срезают кусторезами.

Кусторез представляет собой навесное оборудование к трактору. По типу рабочего органа бывает активный и неактивный.

Неактивные рабочие органы – это А- образный отвал с ножами. Ножевая система отвала оснащена сменными ножами с гладкой или пилообразной режущей кромкой. Режущая часть бывает одноотвальная или с симметричной отвальной поверхностью (рис. 1). У последних, выступающая вперед часть режущей кромки усилена массивным литым или кованым выступом, называемым колуном. Над отвалом устанавливается защитное ограждение в виде решетки, рамы или кожуха, прикрывающего систему его подвески. В качестве базового тягача, на котором монтируется рабочее оборудование кустореза, как правило, используется промышленный гусеничный трактор, лучше приспособленный к движению по неровной, рыхлой или топкой поверхности (рис.2). При движении по расчищаемой поверхности ножи срезают дерн, кустарник или деревья на глубине 3…5 см от поверхности. Срезанная почва и растительность сдвигаются отвальной поверхностью в одну сторону либо по обе стороны от машины, образуя боковые валики.

Активный рабочий орган – режущий аппарат косилочного типа с ножами (рис.3). Производительность таких машин значительно выше, но их применение требует отбор мощности на рабочий орган и дополнительную технику для валки толстых стволов, сбора и складирования срезанных растительности и дерна.


Корчевка пней и валунов осуществляется корчевателями; (рис.4) это навесное тракторное оборудование в виде специального отвала с зубьями. Основными частями корчевателя являются: толкающая рама, отвал, гидроцилиндры.

При корчевке пня или валуна примерно за 0,5 м до него заглубляют зубья корчевателя в землю, что достигается движением трактора с опущенным отвалом. После заведения зубьев по пень отвал плавно поднимают и корни извлекают из-под земли (корчеватели-собиратели). У простых корчевателей во время копания клыки погружаются в грунт вместе с зубьями рабочих рычагов и усилия корчевания не передаются на конструкцию базовой машины.



Рыхление грунтов осуществляется навесными рыхлителями.

Предназначены для послойного разрыхления прочных талых и мерзлых грунтов, горных пород и дорожных покрытий с целью их последующей разработки и/или перемещения. Оборудование монтируется как правило на гусеничном тракторе и состоит из одного или нескольких рыхлительных зубьев, несущей металлоконструкции, воспринимающей рабочие усилия, и рычажного механизма, фиксирующего положение узлов рыхлителя относительно трактора. Обычно рыхлители устанавливают в задней части тягачей, оснащенных бульдозерным оборудованием. Такая компоновка выравнивает давление гусениц бульдозерно-рыхлительного агрегата на опорную поверхность, что улучшает его тяговые характеристики, и позволяет обойтись одной машиной при совмещении бульдозерных и рыхлительных работ на одном объекте. Заглубление зубьев рыхлителя в грунт начинается после движения тягача. Этим обеспечивается лучшее использование его силы тяги на начальном этапе процесса рыхления, когда сопротивление заглублению снижает сцепную массу машины.

Крупные деревья срезаются деревовалами. Их корни извлекаются корчевателями.

Бульдозеры


Бульдозер – это ЗТМ, состоящая из трактора, оборудованного управляемым отвалом с ножом для послойного срезания, перемещения и разравнивания грунта. Предназначены для перемещения больших объемов грунта на короткие расстояния; послойной разработки грунта с его перемещением на расстояние до 300 м; возведения и чернового профилирования грунтовых насыпей; разравнивания грунта, отсыпанного в бурты и валы; чернового выравнивания и планировки поверхностей; копания и обратной засыпки траншей.

Бульдозерами планируются площадки и откосы, распределятся по поверхности различные сыпучие материалы. Также используются для корчевки пней и валки деревьев, расчистки дорог и площадок и т.д. Бульдозеры со специальным оборудованием используются для толкания скреперов при загрузке, разравнивания и уплотнения бытовых отходов на свалках, перемещения легких материалов.

Классификация:

1.По способу крепления отвала:

-поворотные

-неповоротные

2.По типу ходового оборудования делятся:


  • на пневмоколесные

  • -гусеничные.

3.По типу механизмов управления отвалом:

-с канатным (заглубление происходит за счет силы тяжести раб. оборуд)

-с гидравлическим управлением

4.По номинальному тяговому усилию:

-легкие (25…35 кН)

-средние (100…200 кН)

-тяжелые (200…300 кН)

-сверхтяжелые (более 300 кН)



Рис. 3

Кусторез с активным рабочим органом

АВТОГРЕЙДЕРЫ

Автогрейдер предназначен для окончательного выравнивания поверхностей перед укладкой покрытия или другими строитель­ными процедурами, разработки и перемещения грунтов и переме­шивания материалов на начальных стадиях подготовки строитель­ных площадок, ремонта, профилирования и выравнивания повер­хности грунтовых и щебеночно-гравийных дорог общего и специ­ального назначения, профилирования откосов насыпей и выемок, прокладки и очистки водосточных канав и кюветов, разрушения прочных грунтов и твердых покрытий, очистки дорожного полот­на от снега, снегового наката и льда.

Автогрейдер - самоходная, пневмоколесная, обычно трехосная, машина с невысоким длинным отвалом (длина больше высоты в 5... 7 раз), расположенным между передней и средней осью машины. Как правило, автогрейдер оборудуется еще од­ним постоянным рабочим органом: бульдозерным отвалом, устанав­ливаемым перед машиной, кирковщиком, размещаемым перед пере­дними колесами, сразу за ними или за грейдерным отва­лом, или рыхлителем, устанавливаемым сзади машин. Дополнительный рабочий орган выполняет вспомогательные рабо­чие операции, призванные обеспечить бесперебойную работу грей­дерного отвала и сократить непроизводительные простои машины. Подвеска грейдерного отвала допускает его вращение вокруг трех ортогональных осей и поступательное перемещение вдоль собственной продольной оси. Таким образом, отвал может вращать­ся в горизонтальной плоскости на 360° в любом направлении, ста­новиться вертикально справа или слева от автогрейдера, выдвигаться вправо или влево от машины более чем на треть своей длины и поворачиваться вокруг собственной режущей кромки. Вращением вокруг оси X меняется угол резания, вок­руг оси У- угол зарезания, вок­руг оси Z - угол захвата. Пере­мещаясь вдоль оси X, отвал выдвигается вправо или влево от автогрейдера. В результате того, что отвал располагается конструктивно примерно в центральной части автогрейдера, при наезде передних колес на препятствие с высотой Н, отвал будет перемещаться вертикально на высоту Н/2, этим и объясняется планирующая способность автогрейдера.
Классификация:

1.По весу машины

-легкие (до 9 т). Используют для содержания и мелкого ремонта дорог и для постройки грунтовых дорог в нулевых отметках

-средние (10-12 т)Используют для возведения земляного полотна при небольших отметках насыпи и выемки в грунтах оптимальной влажности и для среднего ремонта дорог.

-тяжелые (13 –15 т)

-особо тяжелые (17-23 т)При наличии больших объемов работ и в тяжелых грунтовых условиях.

2.По устройству ходового оборудования:

-двухосные ( 1 или 2 ведущие оси)

-трехосные (2 или 3 ведущие оси)

3.По системе управления рабочими органами

-с механическим

-с гидравлическим управлением


ЭКСКАВАТОРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ

Экскаваторы непрерывного действия - землеройные машины с цепными или роторными рабочими органами, цикл копания у которых совмещен с циклами выгрузки грунта и перемещения маши­ны. Они предназначены для рытья продольных выемок (каналов, траншей, кюветов) прямоугольного и трапецеидального профиля, профилирования откосов грунтовых сооружений, вскрышных ра­бот и добычи полезных ископаемых открытым способом.

Классификация многоковшовых экскаваторов:


  1. По типу движетеля:

а) Гусеничный; б) Пневмоколесный; в) Рельсо-колесный;

  1. По направлению копания:

а) Поперечное; б) Продольное.

  1. По виду рабочего органа:

а) Ковшовый; б) Скребковый.

  1. По виду рабочего оборудования:

а) Роторное; б) Цепное.

  1. По виду силового привода:

а) Дизель-механический; б) Дизель-электрический; в) Электрический.
В строительстве для нарезки траншей под различного рода коммуникации, мелиора­тивных канав при осушении строительных площадок, выемок под ленточные фунда­менты чаще применяются экскаваторы про­дольного копания.

Роторные экскаваторы непрерывного действия оснащены ротор­ным рабочим органом, который представляет собой металлическое колесо, на ободе которого через равные промежутки установлены ковши. Глубина траншеи, нарезаемой роторным экскаватором, не может превышать 0,57 диаметра роторного колеса, измеренного по режущим кромкам ковшей.



ГРЕЙДЕР-ЭЛЕВАТОРЫ


Грейдер-элеваторы (рис. 6) предназначены для возведе­ния невысоких насыпей, а также прокладки выемок и каналов. Они послойно срезают грунт в боковых резервах и перемещают его на несколько метров к месту укладки или в транспортное средство.

Грейдер-элеваторы относятся к машинам непрерывного дей­ствия, у которых функции копания и перемещения грунта разделе­ны и выполняются двумя разными рабочими органами: ножом и ленточным конвейером. Благодаря этому грейдер-элеватор - одна из наиболее производительных и, в то же время, наименее универ­сальных землеройных машин. Срезаемый дисковым, плужным или прямым ножом грунт поступает на ленточный конвей­ер, который перемещает его к месту выгрузки. Ленточный конвей­ер в рабочем положении выступает в сторону на несколько метров (рис. 7). Чтобы сделать возможной переброску машину своим ходом по дорогам общего пользования, раму конвейера изготавливают складной, кроме того, с помощью системы подвески она может менять и угол наклона к горизонту (рис. 8).

Грейдер-элеваторы бывают прицепными, полуприцепными и самоходными. Прицепные машины смонтированы на двухосном шасси и оборудованы всем необходимым для ведения работ кро­ме силовой установки и ходовой трансмиссии, поэтому нуждают­ся в тягаче. Полуприцепные машины также оборудованы всеми не­обходимыми (кроме силовой установки и ходовой трансмиссии) агрегатами, но смонтированы на одноосном шасси и поэтому опи­раются передней частью не на собственный движитель, а на сцеп­ное устройство тягача.


Рис. 4



Рис. 6

Рис. 8

ОДНОКОВШОВЫЕ ЭКСКАВАТОРЫ


Одноковшовые строительные экскаваторы - универсальные ма­шины, используемые при копании грунтов до VI категории проч­ности, разборке слабой и взорванной скальной породы. Они при­меняются для выемки из забоя и погрузке в транспорт отвалов сы­пучих и крупнокусковых материалов, разрушения старых соору­жений, расчистки территорий при пробивке трасс, расчистки ме­лиоративных и водоотводных канав, отрывке больших котлова­нов и протяженных траншей, сооружении грунтовых насыпей, строи­тельстве тоннелей и мостовых переходов и на других работах.

Разнообразие сфер применения экскаваторов предопределило большое число вариантов их исполнения, а также типов использу­емого рабочего оборудования. В строительстве наиболее широко применяются машины массой до 40 т с гидрообъемным приводом рабочего оборудования, которые обычно и относят к группе стро­ительных экскаваторов.

Полноповоротный экскаватор состоит из пово­ротной платформы, которая через опорно-поворотное устройство опирается на раму ходового оборудования. На поворотной плат­форме установлены двигатель, примыкающая к нему часть ходо­вой трансмиссии, кабина, системы управления, рабочее оборудо­вание и его силовой привод. Рама ходового оборудования экска­ватора, его движитель и ходовая трансмиссия вместе образуют шасси машины. Конструкция опорно-поворотного устройства обес­печивает вращение поворотной платформы в любую сторону и на любое число оборотов.

Полноповоротные экскаваторы монтируются на гусеничном или пневмоколесном шасси. Количество моделей гусеничных экскава­торов намного больше, чем пневмоколесных, что отражает соот­ношение между различными условиями эксплуатации.

Гусеничный движитель лучше приспособлен к грунтам с малой несущей способностью и обеспечивает экскаватору лучшую устой­чивость к опрокидыванию и протаскиванию, повышенную прохо­димость по неровной местности и на слабых грунтах, большую ма­невренность в стесненных условиях и меньшую стоимость.

Пневмоколесные машины более эффективны при частых пере­бросках машин между объектами и эксплуатации их на твердых поверхностях, выдерживающих достаточно высокое удельное дав­ление, что наиболее характерно для городов.

Масса пневмоколесных строительных экскаваторов обычно не превышает 22 т,

МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТОВ

Машины и оборудование для уплотнения грунтов предназначены для восстановления плотности и прочности грун­тов, уложенных в инженерные сооружения, придания им необхо­димой устойчивости, несущей способности и водонепроницаемо­сти.

Грунты уплотняются укаткой, трамбованием, вибрацией, вибро­укаткой и вибротрамбованием, которые вызывают пластическую и упругую деформацию грунта.

Оборудование для уплотнения грунтов:


  1. Трамбовки

  2. Виброуплотнители

  3. Катки:

    1. По способу уплотнения: а) Укатка; б) Укатка +Вибрация;

    2. По типу вальца: а) Гладковальцевые; б) Кулачковые; в) Решетчатые; г) Сегментные; д) пневмоколесные;

    3. По типу ходового привода: а) Прицепные; б) Самоходные.


Катки.

При больших объемах работ по уплотнению грунтов при­меняют прицепные и самоходные катки, рабочими орга­нами которых являются металлические вальцы с различной струк­турой поверхности или резиновые пневмоколеса.

Наиболее простыми и наименее эффективными при уплотнении считаются статические катки с гладкими металлическими вальца­ми (рис. 1). Максимальная толщина уплотняемого ими слоя не превышает 15... 20 см, а необходимая степень уплотнения достига­ется после 4... 6 проходов по одному следу на несвязных грунтах и 10... 12 проходов - на связных. Преимуществом гладковальцевых катков является их способность уплотнять как связные, так и не­связные грунты и высокая надежность.

Металлические вальцы кулачковых катков (рис. 2) отлича­ются тем, что на их поверхности расположены выступы, называе­мые кулачками. Обычно это литые детали, закрепляемые на по­верхности вальца сваркой.

Общая площадь контакта кулачков с грунтом в несколько раз меньше, чем у гладкого вальца, поэтому напряжения в уплотняе­мой зоне выше. Кроме того, кулачки, погружаясь в грунт, смина­ют его, повышая эффективность уплотнения.



Прицепные пневмоколесные катки (рис. 3) применяются при уплотнении связных и несвязных грунтов. В отличие от жестковальцевых катков они способны уплотнять более толстые слои грунта за меньшее число проходов по одному следу, не разрушая при укат­ке щебень и гравий. Пневматические вальцы располагаются на­столько близко друг к другу, насколько допускает конструкция кат­ка. Это позволяет сузить полосы неуплотненного грунта, остаю­щиеся между ними.

Решетчатые катки наиболее эффективны при уплотнении крупнощебеночных, гравелистых, мерзлых и глинистых комко­ватых грунтов. Конструктивно они сходны с гладковальцевыми катками, но цилиндрическая поверхность вальца изготовлена из решетки с размерами ячеек от 15x15 до 20x20 см. Решетка мо­жет быть литой или сварной, что предпочтительней, так как сварная решетка легче ремонтиру­ется. Балласт в виде бетонных блоков или чугунных отливок при необходимости размеща­ется, как и в других типах при­цепных катков, на раме катка.
Вальцы секторного катка (рис. 4) состоят из дисков, тесно прижатых друг к другу торцами. Края каждого из дис­ков формой напоминают звез­дочку цепной передачи, при­чем зубья соседних дисков смещены на полшага. Во избежание налипания грунта в промежутках между дисками устанавливаются скребки, концы которых немно­го не доходят до цилиндрической поверхности ступиц дисков. Та­кой каток работает подобно кулачковому, но при одинаковой с ним массе уплотняет, благодаря большей площади контакта, бо­лее толстые слои грунта.

Современные модели прицепных жестковальцевых катков, как правило, оборудуются вибраторами направленных колебаний (рис. 5), позволяющими интенсифицировать процесс уплотнения.

В мировой практике для уп­лотнения грунтов наряду с при­цепными широко используются и самоходные катки, оборудо­ванные всеми типами перечис­ленных выше вальцев.

Трамбующие машины.

К числу основных преимуществ трамбо­вания относится возможность уплотнять связные и несвязные грунты слоями толщиной до 1 м. Тем не менее машины, реализующие этот метод уплотнения, не нашли широ­кого применения в транспортном строительстве, так как установки со свободно падающими массивными плитами тихоходны, а машины с ди­зель-молотами эффективны только на предварительно уплотненных грунтах и тоже не отличаются вы­сокой производительностью.



Вибротрамбующие машины силой удара создают в уплотняемом грунте напряжения, а вибрацией вынуждают частицы грунта колебаться, что повышает эффективность уплотнения; используются для уплотне­ния любых грунтов, но наи­более эффективны при рабо­те на несвязных и малосвяз­ных грунтах. От трамбующих вибротрамбующие машины отличаются малыми импуль­сами и высокой частотой уда­ров. По принципу действия к вибротрамбующим машинам могут быть отнесены вибро­штампы и виброплиты.