страница 1страница 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Дерево игры. Поиск выигрышной стратегии - страница №1/2
© К. Поляков, 2009-2014 C3 (высокий уровень, время – 30 мин)Тема: Дерево игры. Поиск выигрышной стратегии. Что нужно знать:
Пример задания:Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу один камень или увеличить количество камней в куче в два раза. Например, имея кучу из 15 камней, за один ход можно получить кучу из 16 или 30 камней. У каждого игрока, чтобы делать ходы, есть неограниченное количество камней. Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 22. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший кучу, в которой будет 22 или больше камней. В начальный момент в куче было S камней, 1 ≤ S ≤ 21. Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока – значит описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника. Выполните следующие задания. Во всех случаях обосновывайте свой ответ. 1. а) Укажите все такие значения числа S, при которых Петя может выиграть в один ход. Обоснуйте, что найдены все нужные значения S, и укажите выигрывающий ход для каждого указанного значения S. б) Укажите такое значение S, при котором Петя не может выиграть за один ход, но при любом ходе Пети Ваня может выиграть своим первым ходом. Опишите выигрышную стратегию Вани. 2. Укажите два таких значения S, при которых у Пети есть выигрышная стратегия, причём – Петя не может выиграть за один ход, и – Петя может выиграть своим вторым ходом, независимо от того, как будет ходить Ваня. Для каждого указанного значения S опишите выигрышную стратегию Пети. 3. Укажите значение S, при котором: – у Вани есть выигрышная стратегия, позволяющая ему выиграть первым или вторым ходом при любой игре Пети, и – у Вани нет стратегии, которая позволит ему гарантированно выиграть первым ходом. Для указанного значения S опишите выигрышную стратегию Вани. Постройте дерево всех партий, возможных при этой выигрышной стратегии Вани (в виде рисунка или таблицы). На рёбрах дерева указывайте, кто делает ход, в узлах – количество камней в куче. Решение (способ 1, таблица):
Поэтому ответ должен быть такой: «1а. Петя может выиграть за один ход при любом S > 10. Он должен увеличить вдвое число камней, при этом в куче всегда получится не менее 22 камней.»
Ответ на вопрос 1б должен быть такой: «1б. При S = 10 Петя не может выиграть в один ход, потому что при его ходе «+1» число камней в куче становится равно 11 (меньше 22), а при ходе «*2» число камней в куче становится равно 20 (также меньше 22). Других возможных ходов у Пети нет. Из любой позиции после одного хода Пети (это может быть 11 или 20), Ваня может выиграть своим первых ходом, удвоив количество камней в куче.»
S = 9 (ходом «+1») и S = 5 (ходом «*2») В таблице отмечаем эти положения как «В2» – гарантированный выигрыш за 2 хода:
Поэтому ответ должен быть такой: «2. Из позиций S = 9 и S = 5 Петя не может выиграть в один ход, но Петя может выиграть своим вторым ходом, независимо от того, как будет ходить Ваня. При S = 9 ходом «+1» Пете нужно перевести игру в позицию S = 10, которая является проигрышной (см. ответ на вопрос 1б). При S = 5 Петя переводит игру в ту же позицию ходом «*2».»
Поэтому ответ должен быть такой: «3. В позиции S = 8 у Вани есть выигрышная стратегия, которая позволяет ему выиграть первым или вторым ходом. Если Петя выбирает ход «+1», в куче становится 9 камней и Ваня выигрывает на 2-м ходу (см. ответ на вопрос 2). Если Петя выбирает ход «*2», Ваня выигрывает первым ходом, удвоив число камней в куче.»
Здесь красным цветом выделены позиции, в которых игра заканчивается. Обратите внимание, что на каждом шаге мы рассматриваем все возможные ходы Пети и только один лучший ход Вани. Например, в позиции S = 11 Ваня может сделать ход «+1» и получить 12 камней в куче, но тогда он проиграет (Петя следующим ходом удвоит число камней и получит 24 камня). Этот ход мы не рассматриваем, потому что мы хотим доказать, что у Вани есть выигрышная стратегия – ему достаточно хода «*2», после которого он выиграет. В то же время нужно рассмотреть все возможные ответы Пети, чтобы доказать, что у него нет шансов на выигрыш при правильной игре Вани. В этом суть теории игр – добиться лучшего результата в худшем случае, то есть при безошибочной игре соперника. Построенное дерево можно записать и в другой форме, например, «положив его на бок»: Ещё один вариант – представить дерево в виде таблицы:
Решение (способ 2, математический, О.В. Лучникова, г. Новокузнецк):
Петя должен правильно выбрать одно из двух возможных действий (+1 ИЛИ *2), которое переведет кучу камней к состоянию ≥22. Таким образом, получаем совокупность неравенств:
Любое действие Пети (И +1 И *2) должно привести кучу камней к состоянию . Только это может обеспечить выигрыш Вани на следующем ходу. Таким образом, получаем систему:
Таким образом, получаем, что нет такого количества камней S, которые гарантировали бы выигрыш Вани именно после его второго хода при любых действиях Пети.
Важное замечание по поводу решения этой задачи методом О.В. Лучниковой (Г. Сергеев, ГБОУ Гимназия 1551 г. Москвы): в случае, когда возможных ходов не два, а больше, при ответе на вопрос 3 прямое применение этого метода может привести к неверному результату. Действительно, система означает, что один из возможных ходов ведёт в позицию типа В2 (выигрыш в два хода), а другой – в позицию типа В1 (выигрыш в один хода). Если есть еще и другие возможные ходы, они могут вести в проигрышные позиции, тогда, выбрав один из этих ходов, Петя может выиграть. Таким образом, к этой системе нужно добавить условие «все возможные ходы ведут в позиции типа В1 или В2». Еще раз отметим, что в задачах с двумя возможными ходами оно выполнится автоматически. Кроме того, нужно учесть, что из ответа на этот вопрос нужно исключить ответ на вопрос 1б, то есть позиции, из которых есть гарантированный выигрыш в 1 ход. Детали решения в случае трёх возможных ходов см. в следующей разобранной задаче (решение Г. Сергеева).
Поэтому ответ должен быть такой: «1а. Петя может выиграть за один ход при любом S > 10. Он должен увеличить вдвое число камней, при этом в куче всегда получится не менее 22 камней.»
Ответ на вопрос 1б должен быть такой: «1б. При S = 10 Петя не может выиграть в один ход, потому что при его ходе «+1» число камней в куче становится равно 11 (меньше 22), а при ходе «*2» число камней в куче становится равно 20 (также меньше 22). Других возможных ходов у Пети нет. Из любой позиции после одного хода Пети (это может быть 11 или 20), Ваня может выиграть своим первых ходом, удвоив количество камней в куче.»
S = 9 (ходом «+1») и S = 5 (ходом «*2») В таблице отмечаем эти положения как «холмы» с индексом 2 – гарантированный выигрыш за 2 хода:
Поэтому ответ должен быть такой: «2. Из позиций S = 9 и S = 5 Петя не может выиграть в один ход, но Петя может выиграть своим вторым ходом, независимо от того, как будет ходить Ваня. При S = 9 ходом «+1» Пете нужно перевести игру в позицию S = 10, которая является проигрышной (см. ответ на вопрос 1б). При S = 5 Петя переводит игру в ту же позицию ходом «*2».»
Поэтому ответ должен быть такой: «3. В позиции S = 8 у Вани есть выигрышная стратегия, которая позволяет ему выиграть первым или вторым ходом. Если Петя выбирает ход «+1», в куче становится 9 камней и Ваня выигрывает на 2-м ходу (см. ответ на вопрос 2). Если Петя выбирает ход «*2», Ваня выигрывает первым ходом, удвоив число камней в куче.» Ещё пример задания:Здесь и в задачах для тренировки условие записано в сокращенном виде для экономии места. Полную форму записи условия см. в первой разобранной задаче. Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу один камень, добавить в кучу три камня или увеличить количество камней в куче в два раза. Например, имея кучу из 15 камней, за один ход можно получить кучу из 16, 18 или 30 камней. У каждого игрока, чтобы делать ходы, есть неограниченное количество камней. Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 30. В начальный момент в куче было S камней, 1 ≤ S ≤ 29. 1. При каких S: 1а) Петя выигрывает первым ходом; 1б) Ваня выигрывает первым ходом? 2. Назовите три значения S, при которых Петя может выиграть своим вторым ходом? 3. При каких S Ваня выигрывает своим первым или вторым ходом? Решение (способ 2, математический, Г. Сергеев, г. Москва):
Петя должен правильно выбрать один из трёх возможных вариантов действий (+1 ИЛИ +3 ИЛИ *2), которое переведет кучу камней к состоянию ≥30. Таким образом, получаем совокупность неравенств:
Любое действие Пети (И +1 И +3 И *2) должно привести кучу камней к состоянию . Только это может обеспечить выигрыш Вани на следующем ходу. Таким образом, получаем систему:
Петя должен выиграть, а это значит, он должен правильно выбрать один из трёх возможных вариантов действий (+1 ИЛИ +3 ИЛИ *2), которое переведет кучу камней к состоянию . Только это может обеспечить ему выигрыш при любом действии его противника Вани. Таким образом, получаем совокупность:
Сначала найдем, при каком S Ваня выигрывает своим вторым ходом. Таким образом, получаем, что нет такого количества камней S, которые гарантировали бы выигрыш Вани именно после его второго хода при любых действиях Пети.
следующая страница >> |
|