Департамент образования администрации кировской области - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Департамент образования администрации Владимирской области 8 1862.65kb.
Информация о реализации мероприятий Программы повышения эффективности... 1 250.52kb.
Администрации муниципального образования надымский район 2 1113.5kb.
Отчет о выполнении Соглашения о взаимодействии департамента образования... 1 65.79kb.
Методика исчисления целевых показателей (индикаторов) развития сферы... 1 120.01kb.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности департамента... 1 347.54kb.
Достижение повышенной отказоустойчивости и безопасности информационной... 1 68.62kb.
Департамент образования вологодской области 1 308.4kb.
Департамент образования и науки Костромской области 1 80.06kb.
Департамент общего образования Томской области 1 185.26kb.
Департамент образования местной администрации г. Нальчика 1 255.68kb.
Решение III шага заочной олимпиады по химии для учащихся 8-х классов 1 24.09kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Департамент образования администрации кировской области - страница №1/1


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №51 ГОРОДА КИРОВА

Автор разработки: Демидов Владимир Александрович, преподаватель химии, биологии, руководитель школьного методического объединения, учитель высшей категории

Киров

2009



ммамама






ВВЕДЕНИЕ.

Экологическая дисциплина относится к сравнительно молодым по сроку введения её как предмета в школе. Однако она возникла не на пустом месте, впрочем, как и не может существовать сама по себе, без связи с такими дисциплинами как физика, химия, география и, конечно же, биология. Но есть в преподавании этой дисциплины отличительная особенность, без которой усвоение экологических знаний учащимися было бы скучным и неинтересным – это экскурсионная и научно-исследовательская деятельность в живой природе. Проведение экскурсий в природе носит познавательный характер и, как правило, не требует наличия особого оборудования, каких либо углублённых знаний у учащихся и т. п.. Научно - исследовательская же деятельность, напротив, требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия хорошей библиотеки с серьёзной литературой, соответствующей лабораторной базы, и, вообще, желания работать с учащимися по изучению живых объектов родного края.

С 1996 года в Кировской области введена и активно действует областная программа школьного экологического мониторинга «ШЭМ» (Автором и активным сторонником которой является Ашихмина Тамара Яковлевна, заведующая кафедрой химии, Вятского Государственного Гуманитарного Университета, доктор технических наук). Работа педагогов и их воспитанников по данной программе не что иное, как участие в региональном сетевом проекте, согласно которому во всех 39 районах области и городе Кирове определены опорные школы по экологическому образованию (из числа занимающих лидирующие позиции в районе по экологии и в соответствии с желанием самого педагога, работающего в школе). Многим учителям естественно – научного цикла, работающим в этих школах было дано второе высшее образование по специальности «преподаватель экологии» при Вятском Государственном Гуманитарном университете - ВятГГУ. Все опорные школы, по мере возможности снабжаются необходимым оборудованием и методической литературой по линии областного экологического комитета, имеют возможность для регулярного повышения квалификации по линии проблемной лаборатории биомониторинга, существующего при ВятГГУ и областного ИПК и ПРО. Практически всё сказанное выше относится и к нашей школе. В школе есть хорошая библиотека, содержащая разнообразную литературу экологической тематики, мультимедийные разработки, оснащена компьютерами. Есть и рассказы о природе родного края, сборники научных статей и монографий, литература, содержащая методики исследования разнообразных живых объектов, словари, справочники, энциклопедии. Благодаря специалистам химического факультета ВятГГУ школа не знает проблем с обеспечением химикатами, химической посудой, разнообразным оборудованием, что не в последнюю очередь и послужило одним из стимулов для создания в школе научно-исследовательского общества учащихся «Естествоиспытатель».

В последнее время всё чаще в педагогической науке говорят об индивидуальном подходе в обучении, индивидуальных образовательных траекториях учащихся, о развивающем обучении, и, наконец, о проектной деятельности учащихся. В связи с введением в школьную программу нового предмета – основы проектной деятельности в 9 классе и индивидуальная проектная деятельность в 10 – 11 классах, творчески работающий учитель, вынужден, находиться в постоянном поиске своего индивидуального стиля преподавания, обязан постоянно повышать свою квалификацию, дабы удовлетворить потребности своих воспитанников в качественном образовании. А потому, в первую очередь, ориентируясь на «сильных» учащихся, в рамках действующей в в области программы «Одарённые дети», было решено создание в школе особого образования – научно-исследовательского общества, в котором талантливые школьники могли бы реализовать свои возможности более полно.



Название проекта: «КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФИТОЦЕНОЗОВ В ОКРЕСТНОСТЯХ ГОРОДА КИРОВА». (руководство исследовательской деятельностью учащихся школы (НОУ «Естествоиспытатель»), в рамках областного сетевого проекта «Школьный экологический мониторинг - ШЭМ»).

Организатор проекта: Демидов Владимир Александрович - преподаватель химии, биологии, руководитель научно-исследовательского общества «Естествоиспытатель», учитель высшей категории.

Участники проекта: учащиеся 8 – 11 классов школы.

Основная цель проводимой работы - просвещение учащихся, по вопросам бережного отношения к природе, приобретение экологических знаний, воспитание экологического сознания и культуры поведения, овладение основными методиками исследовательской деятельности в живой природе, формирование навыков исследовательской и экспериментальной работы, убеждение на собственной практике, что чистый воздух, здоровый лес, ухоженную землю и чистую воду имеет тот, кто этого хочет.

Ведущая идея: целесообразно не только выявлять индивидуальные особенности учащихся, но и создавать условия для их проявления (в рамках проектной деятельности).
Основные цели и задачи проекта:


  1. Стимулирование интереса учащихся к проблемам окружающей среды.

  2. Овладение основными биоиндикационными методиками исследования окружающей среды в рамках областной программы школьного экологического мониторинга (теоретические сведения)

  3. Опробование методик на конкретных объектах в живой природе

  4. Способствовать всестороннему развитию личности, творческих способностей детей (изготовление экологического плаката, рисунка, поделок из природного материала).

  5. Сплочение школьного коллектива.

  6. Привитие любви к природе, уважительному отношению к ней.

  7. Создание комфортных условий для развития мышления, формирования духовной, физически здоровой, трудолюбивой, творческой личности.



Конечный результат

Выражается в высоких результатах учащихся в районных, областных, Всероссийских мероприятиях экологической тематики, успешной сдаче школьных экзаменов по предметам естественнонаучного цикла и поступлении выпускников в ВУЗы на факультеты и отделения естественнонаучной тематики. Развитие способностей у учащихся к собственным суждениям и поступкам, к самоанализу и творчеству, самостоятельному, новому видению мира. Формирование экологически грамотной, всесторонне развитой личности, настоящих патриотов Земли Вятской и государства Российского. Члены общества «Естествоиспытатель» без труда выполняют и грамотно оформляют рефераты, доклады, научные исследования уже, будучи студентами ВУЗов, используя базу, полученную в школе. Сегодняшние студенты не теряют связи со школой, являются научными консультантами и руководителями исследований сегодняшних старшеклассников.


ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

В ПРОЦЕССЕ РУКОВОДСТВА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ НОУ «ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ».
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сказано: «Развивающемуся обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу своей страны». Сотрудничество, соуправление, самоуправление — ключевые проблемы, лежащие в русле задач модернизации современной школы.
Метод проектов, активно используемый в моей работе, не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным для себя я определяю сам процесс сопознания. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т. д.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте (например, о памятнике природы местного уровня), явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария; определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников проекта.

Наиболее интересными и важными я считаю именно практико-ориентированные исследовательские проекты. «Мыслить глобально, действовать локально» - вот основная мысль, связывающая работы практически всех моих воспитанников. Вред лесному сообществу от действия грибов – паразитов, ущерб от рубок ёлок для новогодних торжеств, изучение влияния вытаптывания на продуктивность лесного сообщества и т. п. – все эти исследовательские проекты выходят на конкретное применение результатов детского труда в повседневной практике работы местного лесхоза – вот в чём заключается авторское видение метода проектов, который в обновленном виде реализуется в рамках сетевого проекта ШЭМ.

В настоящее время в разнообразных педагогических изданиях много пишут о проблеме одаренности детей, о сложной психологической подготовке таких детей для обучения в школе, о многообразии и индивидуальности методов психологической работы с одаренными детьми в процессе учебного процесса. Есть два подхода к проблеме одаренных детей: первый предполагает работу с “элитой”, то есть, специально отобранными учащимися, характеризующимися уже развитыми повышенными способностями (так называемые высокоодаренные дети); второй исходит из представлений о резервах одаренности, по природе заложенных в каждом ребенке. Учитывая многообразие и своеобразие феномена одаренности, прежде всего, необходимо определить:


  1. с каким типом одарённости я имею дело (интеллектуальная, творческая, лидерская),

  2. в какой форме проявления я ожидаю увидеть одарённость (явная, возрастная, скрытая),

  3. какие задачи являются приоритетными в этой работе: обучающие, развивающие, развитие недостаточно развитых способностей, психологическая поддержка и даже помощь.

В соответствии с исходными позициями существует 2 основных подхода к обучению и развитию одаренных детей:

  1. дидактико-психологический, сочетающий высокий уровень предметного обучения с психологической поддержкой личности учащегося,

  2. дидактический, когда творческое обучение строится в направлении расширения и углубления учебного материала, например в рамках работы НОУ.

В нашей школе работа с одаренными детьми, стремящимися совершенствовать свои знания в области химии, биологии, экологии, начинается с вступления всех желающих в НОУ «Естествоиспытатель». Ребятам предлагается план занятий научного общества, который корректируется в соответствии с предложениями моих воспитанников. Это дает возможность выявить интересы и склонности детей к поисковой деятельности с учетом профессиональной ориентации школьников. Вместе с учащимися выбирается темп научно-исследовательской и реферативной работы, уясняется сущность научной проблемы, уточняются параметры темы, даются рекомендации по используемой литературе и структуре будущего проекта. В течение нескольких занятий формируется чёткое представление об изучаемой проблеме, формируется собственная точка зрения на данную проблему, обсуждается библиографический обзор и рассматривается собственная концепция, в это же время происходит и отсев тех учащихся, которые осознали, что занятия в обществе не их стезя. На лицо дидактический подход к обучению и развитию одаренных детей. Лучшие работы моих воспитанников заслушиваются на научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, конференциях от школьного уровня до Всероссийского, на которых учащиеся, как правило, занимают призовые места, награждаются грамотами, ценными призами, денежными премиями, рекомендательными письмами для поступления в вузы.

Что же для меня лично является критериями успеха работы над тем или иным проектом?



  • Достигнут конечный результат.

  • Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем (школьники, непосредственные исполнители проекта и студенты, воспитанники общества – соруководители проекта).

  • Результат проекта может быть использован другими коллективами.

  • Информация о проекте широко распространена.

  • Проект затрагивает многие аспекты окружающей среды:, экономический, природный, социальный.

  • Школьники, работающие по проекту, получили удовольствие от своей деятельности и определились с выбором ВУЗа и будущей профессии.

Перед тем как приступить к работе над проектом, мной, как руководителем выстраивается чёткая логическая схема совместных с моими воспитанниками действий:

  • Задачи: создать, ознакомить, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

  • Методы-виды деятельности,

  • Ознакомление воспитанников с конкретными методиками для каждого исследования,

  • Прогнозируемый результат.

Большинство проектов может выполняться как индивидуально, так и группой учащихся. Неплохого результата добиваются групповые проекты, комплексные коллективные работы, направленные на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
Анализируя опыт работы над проектом, убедился в том, что результат зависит от того, насколько является сплоченной команда (в случае групповых проектов). Она должна отвечать следующим критериям:

  • Баланс ролей.

  • Четкие цели.

  • Согласованные задачи.

  • Единая система ценностей.

  • Открытость и умение выходить из конфликтных ситуаций.

  • Поддержка и доверие.

  • Соответствующая методика работы.

  • Успешное руководство.

  • Регулярный обзор проделанной работы.

  • Индивидуальное развитие.

  • Навыки общения.

При использовании проектной технологии в рамках работы научно-исследовательского общества «Естествоиспытатель» я ставлю перед собой следующие задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • самостоятельно конструировать свои знания;

  • интеграция знания из различных областей наук вместе;

  • критическое мышление.

Метод проектов, используемый в моей практике, всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а нередко и месяцев или лет в случае с мониторинговыми проектами). Тематика проектов всегда определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

Проектная технология предполагает:

наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;


• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность ученика;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, то есть, определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов и результатов проведённого исследования, оформление конечных результатов и доведение их до учащихся школ района, области. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.



Для этого учитель должен:

владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;


• уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
• направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
• уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, так как:

учитель помогает ученикам в поиске источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поддерживает и поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную обратную связь.


Основные этапы работы над проектом.


Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)

б) определение количества участников проекта, состава группы



Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование работы

а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового

продукта (формы представления результата)

Продукт:

– отчет (устный,

письменный, устный с демонстрацией материалов).

– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды



Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.



Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.


Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты или выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Наблюдает, советует

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы

 

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.

Формула проектной технологии:

(Сопознание, сотворчество, сотрудничество, содеятельность) + (самоосмыление, самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самонаблюдение, самосознание, самодеятельность) = (знание, умение, навыки, способности) = ЧЕЛОВЕК (трудолюбивый, здоровый, интеллигентный, творческий)



Практически любой, выполненный моими воспитанниками проект не остаётся просто заметкой в полевом дневнике или на черновиках, он грамотно оформляется и передаётся в печатном и электронном виде в областной эколого-биологический центр города Кирова и в проблемную лабораторию биомониторинга при ВятГГУ, согласно условиям сетевого проекта областного значения «Школьный экологический мониторинг». А потому результаты любого исследования должные быть грамотно и аккуратно оформлены в виде научно-исследовательской работы. А к оформлению детской работы предъявляются не менее жёсткие требования, чем к оформлению студенческой курсовой работы, или даже кандидатской диссертации. А потому просто необходимо, чтобы печатный и электронный вариант проекта содержал следующие разделы:

  • Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена в названии проекта) и указать, на решение какой проблемы направлено исследование, место, сроки и продолжительность выполнения проекта, какими силами выполнен проект (является он индивидуальным или групповым).

  • Отчет о проведенных исследованиях. Важно помнить, что исследования не должны наносить ущерба природе! Важно отразить описание объекта исследования, методики исследования, полученные результаты исследования. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.

  • Выводы и рекомендации, а так же где это необходимо и прогноз: на основании полученных результатов оценивается экологическое состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.

  • Программа действий по оздоровлению (где это необходимо), восстановлению и сохранению изучаемого объекта, которая опирается на результаты исследования. В эту программу должны входить как мероприятия, выполненные самими ребятами, так и рекомендации населению, в том числе - перечень дел, которые планируют выполнить совместно, а так же рекомендации лесхозу, леспромхозу, районному обществу охраны природы.

  • Список использованной литературы.

На основе полученной информации в процессе проведённого исследования:

  • Оформляют печатный и электронный вариант отчёта о проделанной работе (навык очень пригождается в дальнейшем при обучении в ВУЗе),

  • составляют списки, отчеты,

  • выпускают разовые или периодические бюллетени,

  • воспитанники общества выступают перед учениками своего класса или школы, учащимися школ района, области,

  • сотрудничают с учащимися других школ района,

  • пишут доклады, рефераты,

  • публикуют материалы в школьной стенгазете,

ЧТО ЖЕ ДАЁТ РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ МОИМ ВОСПИТАННИКАМ?

  • участие в районных, областных, Всероссийских и даже Международных конкурсах, олимпиадах, конференциях естественнонаучной тематики, что позволяет сравнить свои наработки с результатами исследовательской деятельности, осуществляющейся в других регионах страны, сделать выводы о планах на будущее,

  • имеют возможность сдать школьный экзамен по биологии, экологии в форме реферата,

  • успешно защитившие свои исследовательские проекты на массовых детских мероприятиях естественнонаучной тематики (дипломанты 1 и 2 степени) полностью освобождаются от сдачи экзамена (на основании соответствующего локального акта решением педагогического совета).

  • более полная реализация своих талантов, в рамках индивидуальной образовательной траектории, а при успешной защите выполненного проекта, возможность претендовать на получение Губернаторской или даже Президентской премии.

Работа над проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением, которые помогут ему принимать правильные решения во взрослой жизни в интересах Природы и Жизни, и, станут основой мировоззрения выпускника школы - Человека нового тысячелетия.
По моему глубокому убеждению, этой цели можно достичь:

  • направляя повседневную работу детского коллектива на глубокое и серьёзное изучение природы родного края и конкретную природоохранную деятельность,

  • находя сторонников и партнеров среди различных ведомств, организаций, природоохранных комитетов и органов местной власти для совместного творческого решения местных экологических проблем,

  • проводя просветительскую работу среди своего окружения, оповещая местное население о результатах своих исследований и успехах в деле сохранения природы, как в непосредственном общении, так и используя СМИ,

  • участвуя в конкурсах, конференциях и олимпиадах естественнонаучной тематики, представляя на суд широкой общественности обобщенные и осмысленные результаты своей работы, обмениваясь опытом с коллегами и сверстниками, в том числе и из других регионов России.

У меня не вызывает ни малейшего сомнения, что именно проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т. к. оно личностно–ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. Проектное обучение – полезная альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т. к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения. Самостоятельный выбор учащимся темы своего будущего исследования связанного с состоянием объектов живой природы своей местности не что иное, как формирование одной из ключевых компетенций учащегося на основе экологического образования. Работа же учащихся в коллективе при выполнении групповых проектов позволяет учащимся объединиться в группы по интересам, воспитывает чувство долго, способствует развитию коммуникативных навыков, повышает ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного творчества.

Этапы подготовки научно-исследовательской и реферативной работы в рамках работы НОУ «Естествоиспытатель».

1. Выбор темы (связана с изучением объектов живой природы родного края)

2. Установочная консультация


  • уяснение сущности научной проблемы;

  • уточнение параметров темы;

  • рекомендации литературы;

  • рекомендации относительно предполагаемой структуры работы.

3. Изучение литературы:

  • формирование четкого представления о проблеме;

  • формирование собственной точки зрения на проблему;

  • выступление с библиографическим обзором;

  • самостоятельный анализ источников;

  • предложение своей концепции.

4. Составление текста работы

  • составление компактного текста со всеми важными смысловыми оттенками;

  • изложение и систематизация изученных материалов;

  • предложение своей концепции.

5. Подготовка выступления

  • выбор стиля, сочетающего принципы научности и доступности;

  • заинтересовывающая манера изложения;

  • структура доклада – краткий план или тезисы, научное обоснование проблемы, историография вопроса, собственная концепция, заключение;

ВЫВОДЫ.

  • Организация научно-исследовательской работы учащихся на всех ступенях обучения наиболее целесообразна и продуктивна именно в форме школьного НОУ.

  • Выполнение научно-исследовательских работ учащимися в рамках НОУ это одна из составных частей развития ребёнка по индивидуальной образовательной траектории.

  • Применение передовых методик и педагогических технологий, формирующих исследовательские навыки, позволяет сформировать гармоничную всесторонне развитую личность.

  • Участие школьников в научно-методической работе совместно с учителями над научно-исследовательскими образовательными проектами позволяет наиболее полно раскрыть талант одарённых школьников, помочь им с определением будущей профессии.


МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ, ВОСПИТАННИКА

НОУ «ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ»
Формируя образ выпускника школы, я исхожу из того, что нет, и не может, быть жестких единых требований к каждому выпускнику, так как нельзя оспаривать уникальную индивидуальность каждого человека. Тем не менее, основываясь на базовых ценностях и миссии школы, я вижу образ выпускника, своего воспитанники как социальный продукт единого сообщества с единой образовательной и воспитательной политикой. Мой выпускник – это личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех в большой жизни.
СТРУКТУРНЫЙ ПОРТРЕТ УЧЕНИКА ШКОЛЫ,

ВОСПИТАННИКА НОУ «ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ»

Ориентирован

на общечеловеческие ценности



Творческий, способный

к креативному мышлению




Ответственен

за свои поступки и дела

Интеллектуально

развитый



Самостоятелен

в выборе решений

Психологически раскрепощен

Общественно

активный


Активно действующий,

способный на поступок





Ориентирован на успех:
- Я знаю!!!

- Я умею!!!

- Я способен!!!

- Я значу!!!

- Я нравлюсь!!!




Личность


Феномен

Нравственные

ценности и идеалы

  • Восприимчивость к новому,

доброму;

  • обладает общей культурой;

  • обладает задатками интеллигент-ности;

  • характерно упорство;

  • чаще искренность;

  • сострадательность;

  • общительность;

  • доброжелательность;

  • опрятность.




  • Имеет мотивации к творчеству;

  • обладает креативным мышлением;

  • обладает образной, эмоциональной речью;

  • умеет найти нестандартное решение в неожиданной учебной и жизненной ситуации;

  • развиты эмпатия и рефлексия.




  • Стремится понять цель в жизни;

  • гражданская позиция и чувство патриотизма;

  • гуманность;

  • доброта;

  • милосердие;

  • стремление к профессиональному самоопределению

Стиль взаимоотношения

в коллективе

(с учащимися и педагогами)



Функциональная

грамотность


Жизненные

принципы

Основан на:

  • взаимопонимании;

  • поддержке;

  • сотрудничестве;

  • взаимоуважении

(учитель – ученик);

  • взаимовыдержке, терпимости

(ученик – ученик).

Комфортный.

  • Владеет общеучебными и предметными умениями и навыками;

  • владеет компьютерными технологиями;

  • развита познавательная активность;

  • стремится к самообразованию

и развитию.

  • Гуманизм;

  • сотрудничество;

  • коллективизм;

  • проявление индивидуальности;

  • умение искать нестандартные решения в нестандартных ситуациях;

  • восприимчивость к добру,

к знаниям;


СТРУКТУРНЫЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ, РУКОВОДИТЕЛЯ НОУ

Гуманность

Гражданственность

Ответственность за себя и других

Оригинальность

Общительность

Доброжелательность

Чувство юмора

Стильность и современность

Способность

к креативному мышлению




Стремление

к личностному и профессиональному росту и саморазвитию



Стремление к общей

и педагогической культуре



Высокий уровень знаний

преподаваемого предмета




Общая эрудиция



У

Ч
И
Т
Е
Л
Ь

Ш
К
О


Л
Ы



Ориентация на успех:

- Я знаю!!!

- Я умею!!!

- Я мыслю!!!

- Я творю!!!

- Я живу!!!

Личность

Феномен

Нравственные

ценности и идеалы

  • Носитель прогрессивных взглядов;

  • профессионал;

  • обладает высокой общей и педагогической культурой;

  • проявляет интерес к новому в науке

  • интеллигентная личность;

  • стремится к творческому саморазвитию;

  • общителен;

  • доброжелателен;

  • элегантен и опрятен.

  • Имеет мотивацию к творчеству;

  • обладает креативным мышлением;

  • обладает грамотной и образной речью;

  • характерны уравновешенность в сочетании с эмоциональностью;

  • умеет найти нестандартное решение в любой жизненной ситуации;

  • развиты эмпатия и рефлексия;

  • развито чувство стиля.

  • Стремится понять цель жизни и свое профессиональное предназначение;




  • развита эмпатия;

  • ярко выраженная гражданская позиция и чувство патриотизма;




  • гуманность;




  • доброта;

  • милосердие.

Амплуа

Методическая грамотность

Принципы деятельности

  • Сочетание предметника, романтика и экспериментатора;

  • частично консерватор и урокодаватель.

  • Владеет разнообразными приемами, методами и формами обучения;

  • умеет активизировать познавательную деятельность учащегося;

  • стремится к систематизации педагогического опыта;

  • знает и применяет новые педагогические технологии

  • Гуманизация;

  • индивидуализация;

  • дифференциация;

  • научность;

  • системность;

  • педагогическое сотрудничество.

Стиль управления

детским коллективом

Стиль взаимоотношений

с членами педагогического коллектива

  • Демократический;

  • либерально-демократический;

  • педагогическое сотрудничество.

Доброжелательный, основан на:

  • взаимопонимании;

  • взаимопомощи;

  • поддержке;

  • сотрудничестве;

  • бережном отношении к чувствам коллег.

Комфортный.


Всё выше перечисленное требует от учителя нового взгляда на школу и на образовательный процесс в целом. Такой взгляд может включать в себя:


  • способность учителя исправить (улучшить), переменить (изменить) свою точку зрения, по-новому мыслить (думать);

  • систему дидактических и технических средств обучения и воспитания;

  • построение «мостика» между внутренним и внешним миром воспитанника;

  • способность видеть ослабленное школьное образование и воспитание;

  • умение на практике реализовать учебный курс для творческого саморазвития;

  • постоянное внимание к своему здоровью и здоровью своих учеников (хорошее самочувствие и здоровый образ жизни способствуют лучшему усвоению изучаемого материала и предупреждению конфликтных ситуаций);

  • активное применение на практике передового опыта учителей района, области, страны в целом как действенного механизма в преодолении отставания образования и воспитания.


ЛИТЕРАТУРА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЕ ПРОЕКТА.


  1. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя.- Творческий центр Москва, 2004

  2. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения. – АРКТИ, Москва, 2005

  3. Матяш Н.В. и др. Проектная деятельность младших школьников. - Вента-граф, Москва, 2004

  4. Естественно-научные проекты (10-11 классы: физика, география, экология, химия).- М., Школьная пресса, 2005

  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - АРКТИ Москва, 2005

  6. Беляева В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования.- АРКТИ, Москва, 2005

  7. Гражданское и социальное проектирование. - Новый учебник, Москва, 2003

  8. Социальное проектирование подростка.- Новый учебник, М., 2003

Журнальные публикации по теме проектных компетентностей учителя.

  1. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности. – в ж. Инновации в образовании, №4, 2003, с. 21

  2. Профессиональная компетентность будущего учителя как …. Ж. Наука и школа №6,2003 с.5

  3. Ключевые профессиональные компетенции специалиста Новые знания №1, 2003 с.15

  4. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия Стандарты и мониторинг в образовании №2, 2004 с. 48

  5. Цель – проективно-технологическая компетентность педагога Школьные технологии №4, 2002 с.36

  6. Аспекты копетентности.- в ж. Директор школы, №6, 2004 с.40

  7. Педагогические компетенции и компетентность Сельская школа№3, 2004, с.29

  8. Компетентности и их классификация. - Народное образование, №4, 2004, с.138

  9. Развитие проектной культуры в образовательном процессе. - Управление дошкольным образовательным учреждением, №3, 2005, с.18



ЛИТЕРАТУРА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПОНЕНТЕ ПРОЕКТА.

1.Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. М.: Агар. 1991.

2.Бухвалов В. Методы экологических исследований. – М.: "Варяг". 1995. 3.Винокурова Н. Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10–11 классов профильных школ – М.: Просвещение. 1998.

4.Вронский В. А., Экология: Словарь-справочник, Ростов-на-Дону.: Феникс. 1997.

5.Дажо, Основы экологии, М.: Прогресс. 1975.

6.Демьяненко Е. Н. Биология в вопросах и ответах, М.: Просвещение. 1996.

7.Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат. 1984.

8.Колбовский Е. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: "Академия развития", "Академия и К0". 1998.

9.Население и хозяйство Кировской области, под ред. Алалыкиной Г. М., Шурыгиной А. Г., Киров. 1997.

10.Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х т. – М.: Мир. 1993.

11.Одум Ю. Экология, т. 1-2, М.: Мир. 1996.

12.Окружающая природная среда Кировской области, под ред. Ашихминой Т. Я., Сюткина В. М., Буркова Е. А., Киров. 1996.

13.Польский Б. Н. Рассказы о почве. Пособие для учащихся. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Просвещение. 1977.

14.Природа, хозяйство, экология Кировской области под ред. Колчанова В. И., Прокашева А.М., Киров. 1996.

15.Реймерс Н. Природопользование. М.: Мысль. 1990.

16.Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Т.1 – 3 – М.: "Мир". 1994. 17.Соловьёв А. Н., сокровища Вятской природы, Киров.: Волго-Вятское книжное издательство. 1986.

18.Сытник К., Брайон А., Гордецкий А. Биосфера, экология и охрана природы. Справочное пособие. – Киев: "Наукова думка". 1987.

19.Таранина Л. Экологический практикум для студентов и школьников (биоиндикация загрязненной среды). – М.: "АРГУС". 1997.

20.Шустов С. Б., Шустова Л. В. Химические основы экологии. Учебное пособие. – М.: Просвещение. 1995.

21.Экология. Школьный справочник. - Ярославль: "Академия развития". 1998.

22.Экологическая безопасность региона (Кировская область на рубеже веков) / Под. ред. Т. Я. Ашихминой, М. А. Зайцева – Киров.: Вятка. 2001.

23.Экология родного края, под ред. Т. Я. Ашихминой. Киров.: Вятка. 1996.



СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЕСНОГО ФИТОЦЕНОЗА.
1.Анучин, Н.П. Лесная таксация, Н. П. Анучин. ― М.: Лесная промышленность, 1982.

2.Вагин, А. В. Лесная таксация и лесоустройство, А. В. Вагин, Е. С. Мурахтанов, А. И. Ушаков, О. А. Харин. ― М.: Лесная промышленность, 1978.

3.Воронов, А. Г. Геоботаника,― М.: Высшая школа, 1963.

4.Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. – М.: 1996.

5.Ипатов В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология: Учебник. – СПб.: Изд. С.- Петербург ун-та, 1999. – 316с.

6.Кощеев А.А., Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения. - 2-е издание., перераб. и доп. – М.: Колос, 1994.

7.Линдеман Г.В. и др. Энциклопедия: лес России. Изд. «Большая Российская энциклопедия», 1995

8.Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. М.: Просвещение, 1991г.

9.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. -2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991.

10.Попкова, К. В. Общая фитопатология, ― М.: Агропромиздат, 1989.

11.Простейшая методика геоботанического описания леса. Методическое пособие А.С.Боголюбов, А.Б.Панков. М.: 1996 г

12.Шенников А.П., Введение в геоботанику, «Наука», Л.,



13.Шиманюк, А. П. Дендрология,― М.: Лесная промышленность, 1967.