«Давление твердых тел», 7 класс - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Давление твердых тел», 7 класс - страница №1/1



Тема урока «Давление твердых тел», 7 класс

Кривых Валентина Дмитриевна,

учитель физики МБОУ «Многопрофильный

правовой лицей №8», г. Псков



Вид урока: урок - путешествие

Цели урока:

  1. Вести новую физическую величину, раскрыть ее физический смысл.

  2. Выяснить способы уменьшения и увеличения давления.

  3. Продолжать развивать умения наблюдать, делать самостоятельно выводы и опыты.

  4. Способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения чётко формулировать ответ на поставленный вопрос

  5. Развивать умения применять знания на практике, при решении задач, используя формулы для расчета давления, силы давления, площади опоры.

  6. Воспитывать уважительное отношение к партнерам, ответственность за результаты своего труда и труда товарищей;

  7. Способствовать формированию положительной мотивации к учёбе с помощью создания ситуации успеха на уроке.

  8. Формировать способность самоанализу и рефлексии.

Организационные формы:

  1. Фронтальная.

  2. Индивидуальная.

  3. Групповая.

Оборудование: Тяжелый брусок; поддон с мокрым песком -3 шт.; поролоновая губка; кусок мыла, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда; квадратная дощечка, в углы которой вбиты гвозди с широкими шляпками; длинный узкий металлический цилиндр; канцелярские кнопки; доска; толстый картон; толстый гвоздь; тонкое шило. компьютер, Презентация урока в формате PowerPoint.

ХОД УРОКА.

1.Создание эмоционального настроя

Добрый день, юные путешественники! Я вас приветствую в нашей физической лаборатории.



У меня на столе головка сыра. Надо быстро отрезать кусок сыра. Какой из предложенных приборов вы выберете? Почему?

Учитель: Задание одно. Вариантов много. Мнения разошлись. Аргументированных объяснений нет. Почему? Видимо, не хватает знаний.

Какова же цель нашей работы на уроке? Совершенно верно, необходимо приобрести знания, которые позволят правильно ответить на поставленный вопрос, и аргументировано объяснить.

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие - в «Страну изученных материалов», название которой «Давление». Тема нашего урока? Молодцы!

Открыли тетради и записали тему урока: «Давление твердых тел».

Посмотрите внимательно на тему урока и попытайтесь сформулировать цель урока. (Дети предлагают свои варианты, учитель помогает)

Учитель: Любое путешествие – это, прежде всего, узнавание нового, неизвестного, это открытие того, что раньше было непонятным.



Вот маршрут нашего путешествия.

  1. Начнем путешествие с города «Повторениеграда», повторим тему «Силы в природе».

  2. Посетим город «Изучениеград», где мы пройдем по улицам: «Экспериментальная» и «Практическая».

  3. Затем отправимся в город «Закреплениеград».

  4. И закончим свое путешествие в городе «Домашнеград».

Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность. Помните, знания тогда являются прочными и осознанными, когда они добыты самостоятельно.

Актуализация опорных знаний:

Создавать новое возможно только, опираясь на уже известные знания, поэтому начнем путешествие с города «Повторениеград», повторим тему «Силы в природе».

Фронтальный опрос.

Учитель: Что такое сила?


Что является результатом действия силы?


Учитель: От чего зависит результат действия силы на тело?
Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления, точки приложения.
Учитель: Какие типы сил Вам известны?
Сила упругости F упр. Вес тела Р. Сила тяжести F тяж. Сила трения Fтр.
Учитель: Расскажите, что Вы знаете о силах упругости?

Силы упругости:


– возникают при деформации;
– одновременно у двух тел;
– перпендикулярны поверхности;
– противоположны смещению;
– при малых деформациях выполняется закон Гука Fупр = Учитель: Сила тяжести? Что это за сила?
Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Формула для нахождения силы тяжести Fт = mg. Направлена она по радиусу к центру Земли.
Учитель: Что называется весом тела?
Вес тела – сила упругости, действующая на опору или подвес. Приложен вес к опоре или подвесу. Определяется по формуле Р = mg.

Изучение нового материала:

Учитель: Молодцы! Вы показали, что знаний у вас достаточно, чтобы отправиться в путешествие. Отправляемся в город «Изучениеград», на улицу: «Экспериментальная»

Учитель: Под действием силы тела деформируются. Иногда деформация такова, что приводит к разрушению поверхности взаимодействующих тел.

Под действием копыт животного разрушается наст и нога проваливается.

От каких факторов зависит, произойдет разрушение поверхности под действием силы или нет?

(Выслушиваем мнение учащихся).

Чаще отвечают так: зависит от свойств самой поверхности и от величины силы.

Учитель: То есть, если на одно и то же тело действует одна и та же сила, то результат оказанного воздействия одинаковый. Верно ли это?

Поставлена проблема!

Всегда ли действие одной и той же силы на одно и то же тело приводит к одинаковому результату?

Учитель: Мнения разошлись. Кто же прав?



«В любой науке, в любом искусстве лучший учитель - опыт...»

Мигель де Сервантес

Обратимся к опыту.

Опыты удобно проводить маленькими группами. Поэтому разобьемся на пять групп.


  1. Первая группа будет работать с «Маршрутным листом №1»

  2. Вторая– с «Маршрутным листом №2».

  3. Третья - с «Маршрутным листом №3»,

  4. Четвертая - с «Маршрутным листом №4».

  5. Пятая - с «Маршрутным листом №5».

Через 5 минут вы должны дать ответ на поставленный вопрос.

Маршрутный лист №1.

Исследование: Выяснить, всегда ли действие одной и той же силы на одно и то же тело приводит к одинаковому результату?

Задание 1: Выполните следующие опыты.

Опыт №1

Тяжелый брусок положить на мокрый песок, насыпанный в поддон.



Опыт №2

Этот же брусок положить другой стороной на мокрый песок, насыпанный в поддон



Опыт №3

Теперь поставить вертикально на мокрый песок, насыпанный в поддон

Ответьте на следующие вопросы:


  1. Какая сила действует на песок?

  2. Что является результатом действия этой силы?

  3. Одинаковый ли результат действия этой силы?

Дайте ответ на поставленный вопрос.

Маршрутный лист №2.

Исследование: Выяснить, всегда ли действие одной и той же силы на одно и то же тело приводит к одинаковому результату?

Задание 1: Выполните следующие опыты.

Опыт №1.

Возьмите поролоновую губку и кусок мыла, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда. Поставьте мыло на губку самой большой стороной. Обратите внимание на деформацию губки.



Опыт №2

А теперь переверните мыло на другую сторону. Что изменилось?



Опыт №3

И наконец, поставили вертикально.




мыло

Ответьте на следующие вопросы:



  1. Какая сила действует на поролоновую губку?

  2. Что является результатом действия этой силы?

  3. Одинаковый ли результат действия этой силы?

  4. Сделайте вывод.

Дайте ответ на поставленный вопрос.

Маршрутный лист №3.

Исследование: Выяснить, всегда ли действие одной и той же силы на одно и то же тело приводит к одинаковому результату?

Задание 1: Выполните следующие опыты.

Опыты:

Возьмите квадратную дощечку, в углы которой вбиты гвозди с широкими шляпками. Сделайте, так как показано на рисунке.



Ответьте на следующие вопросы:



  1. Какая сила действует на песок?

  2. Что является результатом действия этой силы?

  3. Одинаковый ли результат действия этой силы?

Дайте ответ на поставленный вопрос.

Маршрутный лист №4.

Исследование: Выяснить, всегда ли действие одной и той же силы на одно и то же тело приводит к одинаковому результату?

Задание 1: Выполните следующие опыты.

Опыт №1


Длинный узкий металлический цилиндр поставьте основанием на поверхность мокрого песка. Обратите внимание, глубоко ли цилиндр погрузился в песок.

Опыт №2.


Длинный узкий металлический цилиндр положите боковой поверхностью на поверхность мокрого песка.

Ответьте на следующие вопросы:



  1. Какая сила действует на песок?

  2. Что является результатом действия этой силы?

  3. Одинаковый ли результат действия этой силы?

Дайте ответ на поставленный вопрос.

Маршрутный лист №5.

Исследование: Выяснить, всегда ли действие одной и той же силы на одно и то же тело приводит к одинаковому результату?

Задание 1: Выполните следующие опыты.

Внимание: Соблюдаем правила техники безопасности, работая с колющими телами!

Опыты: 1.

  1. Проткните пальцем доску.

  2. Проткните канцелярской кнопкой доску.



  1. Какая сила действует на доску?

  2. Что является результатом действия этой силы?

  3. Одинаковый ли результат действия этой силы?

Опыты: 2.

Возьмите толстый картон, толстый гвоздь и тонкое шило. Проткните картон сначала гвоздем, а затем шилом, прикладывая одинаковое усилие.



  1. Какая сила действует на картон?

  2. Что является результатом действия этой силы?

  3. Одинаковый ли результат действия этой силы?

Дайте ответ на поставленный вопрос.

Учитель: Время вышло. Давайте подведем итоги вашей работы.

От каждой группы выступает ученик:



Учитель: От каких факторов зависит, произойдет разрушение поверхности или нет?

В большинстве случаев, учащиеся правильно дают ответ на поставленный вопрос.

Действительно, разрушающее действие зависит от материала поверхности, от модуля силы и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует.

Итак, если материал поверхности один и тот же, то разрушающее действие зависит только от модуля силы и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует. Следовательно, нужна физическая величина, учитывающая оба фактора. Эта величина называется давлением. Отношение модуля силы F к площади поверхности S при условии, что сила действует перпендикулярно поверхности, называется давлением.



Давление – это скалярная величина.

За единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью

1 м ², перпендикулярно этой поверхности.

В честь французского ученого Блеза Паскаля, сделавшего ряд важных открытий в области давления газов и жидкостей, она называется паскалем (Па).



Паскаль 1ПА = 1 Н/м2.

1 ПА – это маленькое давление. Примерно такое давление оказывает на стол лист бумаги, лежащий на нем.

Давление других тел во много раз больше или меньше 1 Па.

Например, давление трактора на грунт 50 кПа, режущей кромки сверла- 2,5 МПа.


Давление - причина разрушения тела (вещества). Чем больше давление, тем больше разрушающее действие и наоборот.

Поэтому для разрушения тела (разрезания, раскалывания) необходимо приложить к нему не просто определенную силу, а создать давление, соответствующее разрушению.
Учитель: Давление является причиной разрушения тела

В одних случаях давление надо уменьшить, а в других необходимо увеличивать.


Как можно увеличить, уменьшить давление?

Чтобы правильно дать ответ рассмотрим следующие коллажи.


Расскажите, что изображено на рисунках? Почему из этих рисунков составили коллаж? Что объединяет эти рисунки?

Какими рисунками вы дополнили бы данный коллаж?

Почему из этих рисунков составили коллаж? Что объединяет эти рисунки?

Какими рисунками вы дополнили бы данный коллаж?

После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что

Учитель:


  1. Мы с вами ввели новую физическую величину, которая характеризует действие одного тела на другое с учетом зависимости этого действия от силы и от площади поверхности.

  2. Давление- это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности.

  3. Поняли, что давление является причиной разрушения тела.

  4. Чтобы увеличить давление, нужно увеличить силу или уменьшить площадь ее приложения. Чтобы уменьшить давление, нужно уменьшить силу или увеличить площадь ее приложения.

Учитель:

«В механике примеры и задачи учат не меньше, чем законы и привила»

И.Ньютон.

Отправляемся на улицу «Практическая». Решаем задачи.

20.14;20.17; 2019; 2020.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Молодцы! Я вами горжусь. Вы прекрасно работали и так много сделали.

Давайте подведем итоги нашей работы. Отправимся в город «Закреплениеград».

1.Предлагаю составить фрейм. Работаем индивидуально.

(Т.М.Коробова «Хочешь быть умным, будь им!»).

После выполнения задания идет проверка заполнения на интерактивной доске. Ничего страшного, если ученики сделали ошибки. После проверки учитель выдает каждому ученику правильно оформленный фрейм для дальнейшего вклеивания в тетрадь.

2.Обоснуйте важность введения давления и оцените практическую

3.Надо быстро отрезать кусок сыра. Какой из предложенных приборов вы выберете? Почему?

Учитель: Наше путешествие заканчивается. Мы находимся в городе «Домашнеград».



Заключительное слово учителя: Вы работали замечательно!

Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а настоящих экспериментаторов и мыслителей, умеющих проводить опыты, думать и рассуждать Большое спасибо за урок.

Мне хотелось бы узнать ваше впечатление об уроке. Заполните, пожалуйста, лист настроения.

Литература:



  1. Генденштейн Л.Э. Физика. 7 класс. В 2 ч. – М.: Мнемозина, 2009