Дата основания: 1966 г. Официальные издания - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Электронные библиотеки России 1 45.39kb.
«кантелетар» сестра 1 105.06kb.
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.) 3 990.26kb.
Поле (109) Дата документа 1 16.17kb.
Наименование музея, дата основания. Наименование образовательного... 1 135.79kb.
Обзор издания «Афиша» Типоформирующие признаки 1 35.93kb.
Учебники и учебные пособия в области германистики 1 317.76kb.
Материализм и эмпириокритицизм 8 4332.98kb.
Официальные оппоненты 1 371.78kb.
Право право основания предоставления жилого помещения по договору... 4 1390.74kb.
Использование принципа наибольшего основания для автоматического... 1 32.78kb.
Центр Святого Имени 1 122.86kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Дата основания: 1966 г. Официальные издания - страница №1/1

Международное Общество Сознания Кришны
Джейсон Баркер
ОСНОВАТЕЛЬ: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1966 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: В число Писаний (переведенных на русский язык) входят Бхагавад-гита, Шримад-Бхагаватам, Источник вечного наслаждения и др. Периодические издания: Journal of Vaishnava Studies и Back to Godhead, Санкиртанам (на рус. яз.).

СТРУКТУРА: Управляется Governing Body Council (GBC) из тридцати преданных, которые ежегодно встречаются, чтобы избирать секретарей для управления географическими зонами. Храмы, молельные центры и более мелкие структуры действуют на принципах самоуправления.

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: вайшнав, ачарья, прасадам, санкиртана, маха-мантра, бхакта, преданный ученик.

ИСТОРИЯ
Истоки движения Сознания Кришны восходят к Шри Шримад Чаитанье (1486-1534?), индийцу, которого Извара Пури познакомил с практикой киртаны - пения имени Бога (отсюда происходит мантра «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе») (Encyclopedic Handbook of Cults in America, p. 232). Члены МОСК верят, что Чаитанья был аватарой, то есть телесным воплощением бога Кришны из ведической Бхагавад-гиты («Как оно есть») (ISKCON: What is That?, http:/www.iskcon.org/main/iskcon/what.htm). После исчезновения Чаитаньи в 1534 году движение пришло в упадок, но в XVII и XIX веках переживало периоды возрождения (Encyclopedic Handbook, p. 233).

Одним из центральных движений религиозного возрождения XIX века была Вайшнавская миссия Гаудия (там же). Второй руководитель миссии Гаудия, Шри Шримад Бхактисиддханта Госвами, в 1922 году стал гуру менеджера фармацевтической фирмы по имени Абхай Чаран Де (там же). Приняв в 1933 г. посвящение в миссии Гаудия и получив от Госвами наказ нести сознание Кришны на Запад, Чаран Де получил имя Абхай Чарнаравинда («Тот, кто бесстрашно ищет покровительства у ног Господа») (Biographical Dictionary of American Cults and Sect Leaders, p. 223). В 1956 году, после того как Госвами третий раз явился ему в видении с призывом к проповеди, Чарнаривинда отрекся от семьи и собственности, чтобы провести свою жизнь в преданном служении Кришне; тогда же он взял себе имя А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (там же). В 1965 году, в возрасте 70 лет Прабхупада эмигрировал в США (Encyclopedic Handbook, с. 234). Сначала его увидели распевающим мантры в нью-йоркском Томпкинс-парке; в 1996 году он открыл центр и возобновил издание своего религиозного журнала Back to Godhead (он уже издавал его в Индии во время Второй Мировой войны, в 1952 и 1956 гг.) (там же). Так в США возникло Международное общество сознания Кришны (МОСК).

Смерть Прабхупады в 1977 году породила внутренний кризис в МОСК; лишенное законного наследника или какой-либо структуры управления движение начали стремительно раздирать внутренние конфликты. Хотя за несколько месяцев до смерти Прабхупада назначил 11 гуру для руководства МОСК, у Governing Body Council (GBC) почти сразу же возник с ними кнфликт (там же, pp. 222-224). Стычки по поводу юридических и доктринальных вопросов привели к тому, что GBC отстранил трех гуру от исполнения обязанностей сроком на 1 год, но это решение вскоре было отменено (там же, pp. 230-234). Почитание гуру пошло на спад после того, как GBC постановил, что большинство гуру будет назначаться GBC (Encyclopedic Handbook, p. 240).

Первый серьезный внутренний кризис был спровоцирован Киртананандой Свами Бхактипадой, руководителем МОСК штата Западная Виржиния и основателем общины Новый Вриндаван. В 1985 году на Бхактипаду совершил покушение бывший член Общества; во время выздоровления Бхактипады в Лос-Анджелесе был убит еще один бывший член Общества, который обвинял Бхактипаду в распаде своей семьи (там же, p. 246). В это же время Томас Дрешер, член общины Новый Вриндаван, участвовал в убийстве бывшего члена Общества в Сент-Луисе; Дрешер был приговорен к пожизненному заключению (там же). В 1987 году GBS изгнал Бхактипаду из Общества после того, как было проведено федеральное расследование, и двое учителей из общины Новый Вринаван были обвинены в сексуальных домогательствах по отношению к детям. В 1991 году Бхактипада был приговорен к 20 годам тюремного заключения за вымогательство, мошенническое получение нескольких миллионов долларов под видом сбора пожертвований и сговор с целью убийства двух членов Общества в 1983 и 1986 годах («Bad Karma», One World, 31 декабря 1997; «New Vrindavana Rejoins ISKCON», Hare Krishna World, июль-август 1998, p. 1).

В настоящее время Общество сознания Кришны переживает очередной серьезный внутренний кризис. Е. Берке Рокфорд-младший, социолог, изучающий эту организацию, недавно опубликовал в журнале Krishna свою работу, в которой рассмотрел сучаи жестокого обращения с детьми в «гурукулах» (принадлежащих МОСК школах-интернатах) в 1970-х и 1980-х годах. Когда в 1996 году 10 бывших учеников-кришнаитов подтвердили, что во время нахождения в кришнаитских школах-интернатах они терпели побои, сексуальные домогательства и отсутствие медицинской помощи, МОСК было вынуждено признать эти факты («Hare Krishna Faith Details Past Abuse at Boarding Schools», New York Times, 9 октября 1998). Наиболее тревожная ситуация сложилась, предположительно, в Далласе, Сиэттле и Новом Вриндаване (там же). Директор по связям МОСК Ануттама Даса утверждает, что в настоящее время организация работает над тем, чтобы «возместить ущерб, нанесенный детям, и показать им, что мы как религиозное общество действительно заботимся о них» (там же). Сегодня Общество больше не содержит «гурукулы» на территории США (там же).

Общество сознания Кришны пережило также несколько серьезных внешних кризисов. Наиболее значительный из них произошел в 1983 году и был связан с судебным процессом «Джордж против МОСК». Робин Джордж, бывший член Общества, в 1977 году подала иск против МОСК, утверждая, что ее подвергли промыванию мозгов (International Society for Krishna Consciousness http://cti.itc.virginia.edu/~jkh8x/soc257/nrms/hare.html).

Второй крупный внешний кризис был связан с тем, что Общество проиграло судебный процесс «МОСК против Ли». В 1992 году Верховный Суд США постановил, что аэропорты не являются общественными местами, и, следовательно, руководство аэропорта вправе запретить кришнаитам сбор пожертвований на их территории (International Society for Krishna Consciousness v. Lee, 505 U.S. 672 (1992)).

В 1998 г. Общество потряс, возможно, самый крупный раскол за все время его существования. Один из ближайших учеников Прабхупады Харикеша Свами Вишнупада, будучи в то время одним из главных руководителей Общества, назвал Общество сектой и летом 1998 года объявил о своем выходе из его рядов. Его примеру последовало достаточно большое количество кришнаитов, и, в частности в Санкт-Петербурге, в раскольниках оказалось около 200 членов Общества, в чьем владении так и остался ашрам кришнаитов. По словам Вишнупады, кризис в Обществе стал нарастать сразу после смерти Прабхупады и в конечном итоге перерос в огромное количество злоупотреблений и искажений, как в управлении Обществом и его практике, так и в его учении.



ДОКТРИНА
БОЖЕСТВО: Кришнаиты отрицают библейское учение о Троице. Они не поклоняются Вишну или Шиве, которых некоторые христиане называют «индуистской «Троицей» (The Hare Krishna Today, p. 3). Индуистские боги - лишь продолжение или формы Кришны, «Высшей Личности, Господа, законченного целого... Абсолютной Истины» (там же). А Брахма, по утверждению МОСК, содержит лишь 78% качеств личностного бога Кришны (Hare Krishna, Hare Krishna, p. 13).

В мировоззрении кришнаитов божество присутствует в трех аспектах: 1) Кришна, высшая личность; 2) локализованный Кришна в сердце всего творения и 3) безличный дух Брахмы (Confronting Religions from East, Part Four: Hare Krishnas, p. 3). Противоречие между высшей личностью Кришны и безличной сущностью Брахмы (союз с которым является целью классического индуизма) для последователей МОСК не составляет никакой проблемы. В Бхагавад-гите говорится: «Противоречивые черты в личности Кришны вовсе не удивительны; особенности Кришны, наивысшей личности Божества, не следует рассматривать, как дейст- вительно противоречивые. Нужно попытаться понять, как эти особенности используются наивысшей волей Господа» (Bhagavad-gita, p. 203).

В частности, Кришна использует эти кажущиеся противоречивыми особенности для творения. Кришна - творец всего сущего: даже боги, которым поклоняются в других религиях (включая индуизм), являются лишь «многочисленными продолжениями или частями [Кришны]» (Srimad Bhagavatam, First Canto, part Three, p. 28). Акт творения продолжается непрерывно, потому что Кришна пребывает во всем творении. Бхагавад-гита говорит о Кришне так: «Господь проницает все путем распространения своего частичного присутствия, Сверхдуши, которая входит во все сущее» (Bhagavad-gita, p. 538). Таким образом, всё является «составной частью Наивысшего Господа» (там же, p. 704).

ИИСУС ХРИСТОС: Согласно учению МОСК, Иисус - не вечный Бог, но один из полубогов-проявлений Кришны (там же, p. 261). Фактически, «Иисус - сын, а Кришна - отец, и Иисус - сын Кришны» (Jesus Loves Krsna, p. 26). Вопреки христианскому учению, МОСК считает, что Иисус намеревался указать путь лишь Палестине первого столетия нашей эры:

Бог послал Иисуса как духовного наставника конкретного народа в определенное время и в определенном месте... Он не утверждал (как другие утверждают сегодня), что Он был единственным Посланцем, представляющим Верховную Личность, который когда-либо ходил или будет ходить по земле (там же, p. 44).

Напротив, поскольку Иисус является лишь проявлением (сыном) Кришны (отца), Он поклонялся Кришне (Мак-Дауэлл, Джош и Стюарт, Дон. Обманщики: Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. - Москва: «Протестант», 1993. - c. 141).

Посредником между Богом (Кришной) и людьми является Прабхупада. Только Прабхупаду именуют «Его божественной милостью» (The Strange World of the Hare Krishna, p. 45), и о нем даже говорят, что «Прабхупада был мировым гением, большим, чем Иисус» (там же, p. 69). Он - «высший эталон сознания Кришны... [люди] должны воздавать ему почес-ти, приличествующие богу, потому что гуру - это явный «промежуточный путь» или представитель Бога, и он распространяет чистую любовь Бога» («The Hare Krishna Movement», Religious Movements in Contemporary America, p. 469). Таким образом, преданные поклоняются Прабхупаде; «гуру пуджа» включает в себя подношение лепестков цветов восковому изображению учителя (новообращенные приносят лепестки к портретам Прабхупады) (Hare Krishna in America, pp. 17-18).



ПИСАНИЕ: Священным Писанием кришнаиты признают всю ведическую литературу индуизма, но особое значение придают Бхагавад-гите (которую перевел на английский язык сам Прабхупада). Многие считают МОСК фундаменталистской ветвью индуизма, потому что кришнаиты считают все, сказанное в писании, реальными историческими фактами (Hare Krishna/ISKCON, p. 4).

Когда Прабхупаду спросили, возможно ли следовать Библии, а не ведической литературе, он заявил: «Бесполезно спорить о преимуществе Библии над ведической литературой. Как Библия, так и ведические писания являются Писанием, а потому они согласуются, а не противоречат друг другу. Единственная разница в том, что ведические писания содержат гораздо более конкретную информацию о Боге, чем вы найдете в Библии» («Declaring Our Dependence on God», Back to Godhead, 11 июля 1976, p.5).



СПАСЕНИЕ: Главная проблема, стоящая перед человечеством, - жажда временных удовольствий, заменившая любовь к Кришне. Эта похоть держит человечество в западне материального мира (Bhagavad-gita, p. 209) и мешает людям стремиться к спасению через сознание Кришны (там же, p. 287).

Спасение зависит от индуистского понятия кармы, всеобщего закона, согласно которому добрые дела должны искупать дурные поступки. Как и в классическом индуизме, в представлении МОСК живые существа перевоплощаются в соответствии со своей кармой; можно перевоплотиться до 8.400.000 раз (Confronting Religions from the East, p. 7). Таким образом, кастовая система неотделима от веры МОСК - сам Кришна создал кастовую систему (там же, p. 11), и теперешнее положение каждого человека является результатом его поступков в прошлых жизнях. «Если мы безгрешны, то в следующий раз получим безгрешное тело, но если мы уподобились псам, то нам лучше быть готовыми прожить следующую жизнь собакой. Таков закон кармы, который утверждает, что каждому совершенному нами поступку, доброму или дурному, есть соответствующее воздаяние, которое мы получим в этой или в будущей жизни» («Reincarnation», Back to Godhead, 11 января 1976, p. 8).



Спасения, т.е. избавления от цикла перевоплощений, можно достичь, только следуя духовным упражнениям МОСК. Если приверженец будет должным образом исполнять эти упражнения, Кришна возьмет грехи этого человека на себя и таким образом искупит отрицательную карму (Hare Krishna, Hare Krishna, p. 12). Прабхупада утверждает: «Кришна говорит: «Оставьте все виды религии и просто покоритесь мне. Я освобожу вас от всех последствий греха. Не бойтесь» (цит. по Matras, Sikhas & KRSNA, p. 2). Рарандхар, бывший Западный Гуру, поясняет: «Нет даже никакой альтернативы. Альтернатива означает, что у вас есть выбор. Выбора нет. Либо сознание Кришны, либо конец. Это всё» (там же).

ДУХОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Спасение в МОСК полностью зависит от стремления человека следовать духовной практике этой религии. В Бхагавад-гите сказано: «Всё зависит от того, как человек будет выполнять свои обязанности, стараясь овладеть своими чувствами и победить влияние желания и гнева» (Bhagavad-gita, p. 305). К числу духовных упражнений относятся:

ПЕСНОПЕНИЯ: Распевание мантры «Харе Кришна» представляет собой основное занятие кришнаитов. «В наш век ссор и лицемерия единственным средством освобождения является пение священного имени Господа. Другого пути нет» (там же, p. 320). Преданные используют четки из 108 бусин, чтобы не сбиться со счета; они должны пропеть мантру по 16 раз на каждой бусине, проводя за пением в среднем от полутора до двух часов в день (Hare Krishna in America, p. 17). Полный цикл составляет 1 728 мантр в день, или 630 720 мантр в год. Часто можно видеть кришнаитов, распевающих мантры в общественных местах; эту практику МОСК называет «санкиртана» (ISKCON: The Means http://cti.itc.virginia.edu/~jkh8x/soc257/nrms/hare.html).

ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА: Четыре правила МОСК - это запреты против четырех унизительных занятий, которые ввергают человечество в плен похотливого материализма: 1) азартных игр; 2) интоксикации (запрещены не только алкоголь и наркотики, но также кофеин и никотин); 3) секс вне брака (и с любым другим намерением, кроме продолжения рода) и 4) убийство животных (МОСК строго придерживается вегетарианства) (Confronting Religions from the East, pp. 20-21). Кроме того, к этим четырем правилам МОКС добавляет еще 64, в том числе посещение храма Вишну, различные подношения божеству и принятие юрисдикции духовных наставников МОСК (там же, pp. 21-22).

САНКИРТАНА: Санкиртана подразумевает не только публичное пение мантр, но и распространение литературы МОСК - это весьма сущест-венный момент в духовной жизни большинства членов (Christ and New Consciousness, p. 37). Членам секты внушается, что покупка кришнаитской литературы может привести к спасению как самого кришнаита, так и покупателя (там же). Распространению журнала Back to Godhead придается такое значение, что его редактор утверждает: «Говорить о журнале Back to Godhead столь же полезно, как говорить о Кришне» («Sharing Good Fortune», Back to Godhead, 28 января 1994, p. 3).