«Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Роль и значение эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». 1 138.77kb.
Урока: Перепечина Ольга Леонидовна Тема урока: Обобщающий урок по... 1 149.7kb.
Рассказчик и герой в повести пушкина "капитанская дочка" Исторический... 1 30.91kb.
Тест по произведениям "Капитанская дочка", "Мцыри", "Ревизор", "Ася"... 1 68.32kb.
Проблемы поэтики романа а. С. Пушкина «капитанская дочка» 1 243.77kb.
"Пушкин А. С. \"Капитанская дочка\"" 1 10.05kb.
Урок литературы. 8 класс. Тема урока: "Смысл названия романа А. 1 356.33kb.
Интегрированный урок (литература + история + география) по повести А. 1 149.25kb.
Литературная игра по повести «Капитанская дочка» 1 80.78kb.
Вопросы и задания к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 1 21.86kb.
Человек и природа в повести Г. Троепольского 1 88.28kb.
"Пушкин А. С. \"Капитанская дочка\"" 1 10.05kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». - страница №1/1

Конспект урока по литературе в 8 классе

Тема: «Чувства добрые в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». (Русская тема и религиозно-нравственный смысл).

Тип урока: Обобщающий урок-конференция.

Технология: Личностно ориентированное преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

Цели и задачи:

— продолжить обучение приемам анализа текста,

— формировать представления о категориях добра и зла, о месте человека в мире и ответственности за этот мир, развивать чувства сострадания, неприятия деспотизма во всех его проявлениях.

-развивать навыки наблюдения, сопоставления.

Ход урока

Эпиграф:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

А. С. Пушкин

1.Слово учителя: Мир в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова.

Каким мы видим его, какими стали нравы людей?

Открытый микрофон.

Вопреки всем надеждам гуманистов, сила и насилие становятся господствующими факторами нашей жизни и культуры. Все ищут силы: силы денег, оружия, мышц, воли… Слабеет вера в слово, деградирует словесное искусство-поэзия, литература. Вместе с засильем силы убывает вера в истину. А ведь истина тоже сила. И более того, истина – самая сильная сила. Ведь силой истины, а не материальной победил мир Христос.

А.С. Пушкин всю жизнь мучительно искал истины. Как жить в мире, где ложь и насилие правят бал?? Как справиться со страстями, овладевающими сердцем и душой? За что держаться?

В «Капитанской дочке», написанной затри месяца до трагической гибели, ответ уже найден.

Учитель: Давайте попытаемся еще раз внимательно всмотреться в текст повести и найти его. Как человеку сохранить в себе человека, за что держаться, чем руководствоваться?

Ученик: (дается приблизительный вариант рассуждения)

В трудные минуты человека поддерживает семья, потому что именно она вкладывает такие понятия, как долг, честь. Именно она дает силу и веру в себя. Взрослый Гринев вспоминает о семье с благодарностью, он пишет с юмором. Особо ценит герой то, что воспитывали его в русских национальных традициях, а именно доверяли простому русскому человеку Савельичу. И он впоследствии доказал свою любовь и преданность семье Гриневых, не раз выручая своего воспитанника от клеветы и смерти. Такой человек был хорошим воспитателем и нравственным ориентиром. Недаром Гринев испытывает стыд, смотря на Савельича.

Ученик: Отец молодого человека не ищет для него удобного места в Петербурге, а отправляет его в отдаленную крепость, чтобы из сына вырос достойный офицер. Напутственные слова отца: «береги честь смолоду» — девиз русской дворянской семьи Гриневых.

Учитель: Что не дало Гриневу пойти по привычному пути молодого офицера и стать таким, как Швабрин?

Ученик: Школой жизни для Петра стала Белогорская крепость. Это его второй дом. Автор называет ее «богоспасаемой», несмотря на то, что она была взята Пугачевым. Речь идет о спасении души, неслучайно домик Мироновых стоит неподалеку от церкви. Автор постоянно выделяет невоенные, мирные качества семьи Мироновых. Война, дуэль — это душегубство, противное богу событие. Мироновы — глубоко верующие люди. Вера помогает Ивану Кузьмичу и Василисе Егоровне достойно встретить смерть перед лицом Пугачева.

Учитель: найдите строки текста, иллюстрирующие их веру.

Комендант о предстоящей осаде: «Бог даст, все будет ладно»…

Комендант дает благословение Маше: «…Молись Богу, он тебя не оставит»…

Ученик: Я считаю, что спастись, выстоять перед жизненными трудностями героям помогает вера в Бога, в его заступничество.

Учитель: Что такое молитва и в какие моменты в тексте герои обращаются к молитве?

Ученик: В библейской энциклопедии слово молитва определяется как «возношение ума и сердца к Богу». Оказывается, что мотив молитвы возникает в тексте повести в самые решающие, кульминационные моменты. Всего 16 раз — почти одинаково с количеством глав повести.

Гринев, прощаясь с Машей: «Что бы со мной ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе».

Герой держит слово: «Я стал читать про себя молитву, принося Богу искренние мои раскаяния во всех своих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу»…

Впоследствии Петр Гринев обещает Пугачеву, погубившему мать и отца его невесты, молить Бога о спасении души грешника.

Учитель: Что вкладывает А.С. Пушкин в понятие о чести и почему оно связывается именно с образом П. Гринева?

Честь — это понятие очень хрупкое. Автор показывает, что жизнь сложнее представлений о ней. Если не оступишься сам, то на этот случай всегда готова клевета: об этом глава «Суд». Наши, ваши, бунтовщики — эти деления не всегда подсказывают правильное решение. Нужно иметь более глубокое основание своим поступкам.

Учитель: Что, по мнению автора, является критерием чести и человечности?

Ученик: По моему мнению, это способность к прощению и милосердию.

Учитель: Как вы понимаете слово милосердие? Найдите толкование в словаре.

Из словаря. «Одна из важнейших христианских добродетелей. Есть милосердие телесное и духовное. Духовное — это отвращение грешника от заблуждения, не ведающего научить истине, добру, не отвечать на зло злом, подать ближнему добрый совет в затруднении и опасности, молиться за него Богу» (Библейская энциклопедия).

Ученик: Вся повесть — это акт милосердия писателя героям. Маша ищет заступничества и милосердия у императрицы и получает помилование.

Пугачев, проливший много крови, милует Гринева и помогает влюбленным. А Гринев в свою очередь является свидетелем казни Пугачева во имя милосердия, ведь умереть и знать, что есть рядом близкая душа не так тяжело.

Учитель: Чем герои заслужили такое милосердное отношение автора?

Ученик: В основе отношений Гринева с Пугачевым лежит милосердие. Гринев, дворянин, благодаря вожатого, называет его «братом», дарит ему вроде бы бессмысленный подарок — маленький заячий тулуп. Но в благодарности Гринева не просто благодарность — здесь жалость, уважение к человеку, которому не должно быть холодно.

Учитель: В Евангелии от Иоанна сказано: «Если что-то сделано не из корысти, а ради Бога, то ответное милосердие и один, и второй, и больше раз все как бы не может покрыть, оплатить первого…Странные свойства у милосердия: не от мира оно сего и приносит с собой законы мира горнего».

А. С. Пушкин был уверен, что милосердие жизнетворно.

Учитель: В каких эпизодах повести автор проводит мысль, что милосердие жизнетворно?

Ученик: Во-первых, это сцена помилования Гринева Пугачевым. Убить молодого человека означало для бунтовщика убить все то лучшее, что было в душе его собственной.

Ученик: В главе «Сирота» Пугачев спасает героя во второй раз, потому что долг платежом красен. Пушкинский Пугачев оказывается верующим человеком. В бытовом поведении он действует, как учит христианская мораль.

Учитель: Да, Пугачев очень неоднозначный герой. Вся повесть написана с постоянным ощущением возможного покаяния героя. Найдите такие эпизоды.

Ученик: Это эпизод, где Гринев рассуждает о дальнейшей судьбе Емельяна Пугачева: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем. Не для всех, кроме одного меня…В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему…Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев…и спасти его голову, пока еще было время».

Учитель: Пушкинский Пугачев очень похож на героев апокрифов, благородных разбойников. В русской литературе сюжеты о благородных разбойниках очень распространены: легенда о Кудеяре у Н. А. Некрасова, повесть о капитане Копейкине у Н. В. Гоголя. Мысль о том, что как бы низко ни упал человек, не может он измерить милосердия Божия, притягивает писателей.



Учитель (заключительное слово): Мы пролистали страницы «Капитанской дочки». Во всех чудесных поворотах действия повести, в сосредоточенной и благостной тишине ее диалогов поэт дал ответ на животрепещущие жизненные вопросы своих потомков. «Капитанская дочка» — это завещание поэта о том, как жить в мире ожесточеннейших страстей, как спастись человеку. Нужно познать истину, жить по заповедям Божиим, где главные — это доброта, милосердие, честь.