Что такое профессиональная этика - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы для сдачи зачета по курсу «профессиональная этика» 1 11.63kb.
Профессиональная этика 1 17.52kb.
Реферат по теме профессиональная этика журналиста «Пределы вторжения... 1 167.5kb.
Профессиональная этика бухгалтера в России: проблемы и решения Ипатова... 1 40.97kb.
Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека... 1 20.54kb.
Вопросы к зачету по спецкурсу «Профессиональная этика юриста» 1 53.73kb.
Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов... 1 160.76kb.
Программа курса «Профессиональная этика журналиста» 1 90.91kb.
Медицинская этика личность характеризуется не только тем, что она... 1 48.94kb.
Семинарских занятий по дисциплине «Профессиональная этика и этикет» 1 17.38kb.
Алексей Лосев Сaмое самo Лосев Алексей 10 2869.56kb.
Рабочая программа по дисциплине «Профессиональная этика журналиста»... 1 129.28kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Что такое профессиональная этика - страница №1/1


Профориентационная лаборатория «Профессиональная этика»

Координатор Кобрик Л.И.



Что такое профессиональная этика

Этика – это наука о нравственности, учение о нормах поведения людей в том или ином обществе.



Профессиональная этика – совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

В повседневной деятельности профессиональная этика проявляется:



  • во владении своей профессией,

  • в тщательном и кропотливом выполнении возложенных обязанностей,

  • в чувстве коллегиальности - с одной стороны, и в выполнении общепринятых норм поведения при исполнении служебных обязанностей - от внешней опрятности и хорошего тона до общей культуры - с другой.

В более узком понимании профессиональная этика может рассматриваться как мораль ученого, педагога, врача, юриста, представителя любой другой профессии.

В этом смысле подразумевается категорическое недопущение использования особенностей данной профессии во вред человеку, ущемления прав личности, получения корысти. Особенно это относится к этике врача и юриста, которые работают непосредственно с живым человеком, становятся обладателями его тайн, имеют возможность кардинальным образом изменить его жизнь и бытие.

Главным в каждой профессии, а значит, основным элементом профессиональной этики является профессионализм. Профессионализм - это, в первую очередь, знание предмета деятельности на основе образования, практики работы и непременного постоянного совершенствования и накопления новых знаний и навыков, анализа и применения лучшего опыта. Только критическое отношение к себе, непрерывное самообразование, стремление познать все тонкости мастерства и овладеть ими могут гарантировать высокий уровень профессионализма.

Проблема высокого профессионального уровня всегда актуальна. К сожалению, самовлюбленная активность полузнаек и имитаторов - явление чрезвычайно распространенное. Особо опасно оно среди тех, кто в силу субъективных факторов занял место руководителя, представителя средств массовой информации, советника и т.п. Такие "специалисты" стремятся всеми способами увесить себя различными званиями, степенями, должностями, которых не заслуживают, но которые так или иначе маскируют их незнание, неумение, необразованность и серость. Вред от них как минимум двойной - они не только не могут принести настоящей пользы, они не только наносят вред делу, но и всячески тормозят людей более образованных и квалифицированных в их деятельности. Настоящий профессионализм всегда основан на высокой морали.

Важнейшим элементом профессиональной этики является безусловное выполнение служебных обязанностей. Возможно, в известных условиях (при заключении контракта, разработки устава и т.п.), обсудить содержание работы, но в своей деятельности работник обязан действовать с предельной добросовестностью.

Каждый сотрудник в своей деятельности должен, сохраняя собственное достоинство, четко представлять границы своего служебного положения. Выражение "знай, свое место" имеет объективный и справедливый характер. Конечно, фирма, учреждение, другая любая организация, общество в целом должны поощрять активных и неординарных людей, но это не значит, что каждый может решать и за себя, и за других, подменять любого, кого посчитает нужным. К этой категории относится и проблема "обсуждать или не обсуждать" приказы и распоряжения руководства, принятые в данной организации. Решение этой проблемы лежит в правиле: "Сначала выполнить, а потом обсуждать или опротестовывать". Исключение может составить только преступный приказ или замысел.



Успех любой деятельности возможен только тогда, когда человек свою работу признает обязательно хорошей, когда же он заранее ей не доволен, то положительный результат невозможен. Если профессия (работа) нравится и менять ее нет желания, значит надо все отдавать такой работе, вплоть до того, что переделывать и ломать самого себя. Если же есть убежденность в том, что профессия выбрана ошибочно, работа как каторга, то всегда есть возможность и моральное право начать сначала, изменить свою жизнь, а не мучить себя, окружающих и не губить дело, к которому не лежит душа, но которое может быть нужно другим.

Любая профессия имеет свои прелести, а главное нет ненужных, нет таких, у которых не было бы своих тайн мастерства, своих особенностей, позволяющих выразить индивидуальность и умения человека, его полезность обществу. К сожалению, распространено мнение о нужных и ненужных специальностях, престижных и не престижных. Всё это издержки развития общества, очевидный перекос в определении ценностей. Какое бы удовлетворение ни приносил ведущий популярной телепередачи, он не заменит ежедневного труда водителя автобуса, продавца или дворника. "Все работы хороши - выбирай на вкус" - абсолютно правильный лозунг.

Служебная профессиональная тайна - неотъемлемая часть служебной этики. Ни при каких условиях секреты фирмы, проблемы коллектива, личные особенности сослуживцев и руководителей не должны быть предметом обсуждений и пересудов, в том числе с близкими людьми. Нарушение служебной тайны, даже на первый взгляд незначительной, может принести фирме непоправимый ущерб, а разглашение профессиональной тайны, особенно врачом, юристом, педагогом, недопустимо ни в коей мере.

/Гражданский кодекс, часть 1 включает в себя статью 139. "Служебная и коммерческая тайна"/.

Необходимо иметь в виду, что служебной и даже коммерческой тайной могут стать любые сведения о деятельности предприятия, учреждения и организации, включая, например, сведения личного характера о работниках, руководителях и разработчиках, в первую очередь.

Говоря о защите информации, необходимо иметь в виду, что работодатель не только имеет право, но и обязан оговорить в контракте, трудовом договоре или ином документе /"Соглашение о неразглашении тайны", "Подписка о неразглашении сведений" и т.п./ обязательства и ответственность работника о сохранении тайны.



Никому, вне зависимости от служебного положения, личных и религиозных убеждений, не дано право нарушать правила профессиональной этики, в том числе разглашать служебную и профессиональную тайну. Исключение может составить принципиальный случай, когда речь идет о здоровье и жизни человека или совершении уголовного преступления. В любом другом случае протест возможен только внутри фирмы, а свое возражение надо высказать открыто и в корректной форме. Окончательное несогласие придется выразить уходом, если коллектив не поддержит Вас. Убийственным для профессиональной этики является бюрократизм. Любое управление требует чиновников, чиновники составляют аппарат. Это необходимый атрибут, как государства, так и любой организационной структуры. Грамотный, умелый, четко действующий аппарат - залог успеха любого дела. Опасность заключена в работе аппарата на самого себя и в конечном итоге - всесилие аппарата, даже по отношению к руководителю. Для этого аппарата (бюрократа) главное не дело, а его оформление. Исполнителей он заваливает формами отчета, придумывает все новые и новые бумаги, сам заваливается ими, но этими бумагами и имитирует свою деятельность, раздувая свой объем, то есть, увеличивая число себе подобных, в том числе и число "начальничков". В этих условиях быстро начинают процветать подхалимаж, кумовство и семейственность, взяточничество.

Работа в коллективе требует решения целого ряда сложных этических вопросов. Среди них сочетание ответственности личной и коллективной; определение границ между принципиальностью, ложным товариществом и интересами дела, доверием, уважением и круговой порукой. Успех дела возможен при условии, когда каждый ответственен за дела коллектива, а коллектив - за деятельность каждого. Здесь очень важно понимать, что нельзя до бесконечности закрывать глаза на некомпетентность, безделье, плохую работу, аморальное поведение сослуживца, что вредит всем. Принципиальным является вопрос об оплате труда; только сам работник и его руководитель должны знать и определять ее размер; заглядывать в чужой карман всегда плохо. Со стороны руководителя материальное поощрение работника должно проводиться на деловой основе: за квалификацию (включая и опыт работы), объем и сложность работы, отношение к своим обязанностям, повышение квалификации.



Отношение к коллегам должно быть основано на неизменном уважении, готовности прийти на помощь, невмешательство в чужие дела. Неукоснительным должен быть запрет на обсуждение личных проблем коллеги. Корректность, тактичность всегда украшают человека и обеспечивают добрые взаимоотношения с сослуживцами.