страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Читатель и периодика - страница №1/1
Л.Ю. Егорова, ведущий методист межпоселенческой центральной библиотеки Канашского района Читатель и периодика(по материалам социологического исследования) Газеты и журналы занимают в библиотеке основное место по востребованности, значимости и оперативности издания. Имея в своем распоряжении широкий спектр периодических изданий, сотрудники библиотеки могут удовлетворять разнообразные информационные запросы читателей. В условиях недостаточного финансирования и существующего многообразия периодических изданий важно правильно определить те газеты и журналы, которые наиболее оптимально соответствуют информационной функции библиотеки и потребностям ее пользователей. В связи с этим, с января по октябрь 2008 г. межпоселенческой центральной библиотекой Канашского района было проведено исследование «Читатель и периодика». Его цель: установление соответствия фонда периодических изданий запросам современного читателя, совершенствование информационной деятельности библиотеки. Для достижения поставленной цели социологическая группа МЦБ выдвинула ряд конкретных задач, решение которых предстояло получить в ходе анкетного опроса читательских групп: – установить, в какой мере фонд периодических изданий библиотеки соответствует читательским интересам; – выявить цели чтения, наиболее спрашиваемые издания; – определить основные мотивы чтения сельских жителей. Гипотеза: ресурсные возможности и услуги библиотеки не соответствуют в полной мере информационным потребностям читателей. Объектом исследования явилось местное население, в том числе пользователи библиотеки. Предмет исследования – потребности сельского жителя в чтении периодических изданий. Метод исследования – анкетный опрос. Всего было распространено 70 анкет. Анкеты были распространены в библиотеке, учреждениях и организациях Канашского района. В опросе приняли участие 70 человек, из них: 60% – женщины 40% – мужчины. Возрастной диапазон респондентов следующий: (см. диаграмму 1) Диаграмма 1 Возрастной диапазон респондентов Как видим, основную группу представляют респонденты в возрасте от 35 до 50 лет и старше (56%). Общественный статус респондентов таков: (см. диаграмму 2): Высшее образование имеют 45% опрошенных, среднее специальное – 36%, среднее образование – 11%, неполное среднее – 8%. Анкета включала 18 вопросов, в том числе два открытых. Один из блоков анкеты был направлен на изучение читательской активности респондентов. В результате чего было выявлено, что каждый день посещают библиотеку 16% опрошенных, 1 раз в неделю – 52%, 1 раз в месяц – 18%, 1 раз в год – 4%. Судя по ответам, большинство респондентов являются постоянными читателями библиотеки и нуждаются в ее услугах постоянно. С целью определения мотивов обращения в библиотеку респондентам был задан вопрос: «С какой целью Вы посещаете библиотеку?». Были получены следующие результаты: за поиском необходимой информации в библиотеку обращаются 57% анкетируемых, для повышения своей квалификации – 29%, 40% отметили: «Просто нравится бывать в библиотеке». Бесспорным лидером был ответ «Знакомство с новой периодикой» (77%). Периодические издания как источник информации для занятий своими увлечениями отметили 43%, учебной деятельности – 26% респондентов. Посредством чтения газет и журналов жители села также удовлетворяют свои потребности в осведомленности о событиях в районе, в стране и в мире, расширяют кругозор. По результатам опроса в числе популярных периодических изданий были названы
Журналы:
Как видим, круг читательских интересов пользователей библиотек достаточно широк: респонденты предпочитают чтение российских газет и журналов разнообразной тематики. В библиотеке берут газеты и журналы для чтения и получения необходимой информации 77% селян. При этом постоянно их читают 68% жителей, по мере необходимости – 18 %, читают очень редко – 10%. Сельские жители сегодня испытывают потребность в разнообразных периодических изданиях. Об этом свидетельствует ответы на открытый вопрос анкеты: «Какие газеты и журналы, по Вашему мнению, необходимо иметь библиотеке?». Список изданий, который назвали жители села, включает 35 газет и 65 журналов. Их тематика самая разнообразная. Однако из-за финансовых трудностей библиотека не может в полной мере удовлетворить потребности селян в периодике. Несмотря на низкий уровень жизни сельских жителей, они все-таки находят средства на подписку периодических изданий (см. таблицу 1). Выписывают одно издание – 38% селян, 2 издания – 26%; 3 издания и более – 2%. Кроме того, газеты и журналы респонденты покупают в киосках, осуществляют обмен в кругу знакомых. Таблица 1 Выписываете ли вы газеты и журналы в последние 2 года?
Таблица 2 Где вы брали газеты и журналы для чтения в течение прошлого года?
Таблица 3 Какие газеты вы читаете, просматриваете регулярно?
Таблица 4 Как часто вы читаете газеты?
Таблица 5 Значимость чтения
Об активности чтения сельских жителей свидетельствуют и данные ответов на вопрос «Как часто вы читаете газеты?» (см. таблицу 4). Число читателей, ежедневно читающих, составляет 32%, не реже 1 раза в неделю –18%. В ходе исследования была выявлена степень удовлетворенности читателей имеющимся фондом периодических изданий. Итоги анкетирования показали, что подавляющее число респондентов (49%) отмечают, что имеющийся фонд периодики удовлетворяет потребностям читателей частично, 40% респондентов – полностью, 11% – остались неудовлетворенными. При выборе периодики для чтения 86% опрошенных руководствуются личным интересом, 26% – прислушиваются к рекомендациям библиотекаря, 9% – к советам родственников, знакомых, друзей. На выбор периодических изданий влияют также газетно-журнальные выставки – 43%. Чаще всего прочитанное обсуждают с семьей – 55% анкетируемых, с друзьями – 36%, сослуживцами – 32%, библиотекарями – 20%. Читателями библиотеки являются почти 92% опрошенных, причем 76% отметили, что библиотека – это источник актуальной и интересной информации, а для половины – она еще и место общения. Следующий блок вопросов стал отражением качества обслуживания читателей. На вопрос «Что конкретно вам нравится в нашей библиотеке?» 78% респондентов ответили: «Библиотекари, которые нас обслуживают»; 44% – оценили в библиотеке обстановку как уютную и комфортную; 36% – всегда находят нужную литературу, 34% – ценят возможность работать в читальном зале. Какой же видят современную библиотеку наши читатели? Это мы попытались выяснить, включив в анкету соответствующий вопрос. Считают, что библиотека работает на современном уровне – 48% респондентов; отметили, что она не соответствует требованиям времени – 22%; уклонились от ответа – 30%. На вопрос «Что необходимо изменить в работе библиотеки?» высказали предложения об улучшении финансирования – 47% опрошенных, не ответили на данный вопрос – 38%. Также читатели предлагают пополнять фонды новыми периодическими и электронными изданиями, улучшить техническое оснащение, приобрести компьютер, копир. Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: подтвердилась гипотеза: ресурсные возможности и услуги библиотеки не соответствуют информационным потребностям читателей. Из-за финансовых трудностей библиотека не может в полной мере удовлетворить потребности селян в периодике; большая часть респондентов (60%) не удовлетворены фондом периодических изданий; в то же время сельская библиотека является ключевым элементом в процессе самообразования сельских жителей; социально-культурная значимость периодических изданий сохраняется; чтение газет и журналов является основной формой свободного времяпровождения, играет важную роль в системе внутрисемейного общения и воспитания; Исходя из вышеизложенного, в целях эффективного обслуживания пользователей периодическими изданиями библиотеке необходимо:
Таким образом, каждая библиотека, располагая фондом периодических изданий, имеет возможность осуществлять качественное информационное обслуживание пользователей. На сегодняшний день именно периодические издания играют большую роль в удовлетворении информационных потребностей, так как содержат актуальную, оперативную, социально значимую информацию. |
|