«Человеческая душа зыбкий огонек» по рассказу - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Человеческая душа зыбкий огонек» по рассказу - страница №1/1

Класс: 7

Тема урока: «Человеческая душа – зыбкий огонек» (по рассказу

А. Костюнина «Вальс под гитару»)



Цель урока: познакомить с творчеством А. Костюнина и рассказом «Вальс под гитару».

Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок - размышление

Технология: критического мышления

Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, синквейн, опережающее задание.

Оборудование: тексты с рассказом А. Костюнина «Вальс под гитару», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о А. Костюнине, аудиозапись вальса «На сопках Маньчжурии».

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.


II. Слово учителя.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Александра Викторовича Костюнина. Родился писатель в 1964 году в Карелии, окончил художественную школу, имеет высшее образование. Увлечения: литературное творчество, фото, рисование. Член Союза писателей РФ. Женат, имеет двоих детей. В 2007 году на Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово – связующая нить времени» за книгу «В купели белой ночи» награжден дипломом 1-ой степени и памятным знаком «За вклад в русскую литературу».


- Тема нашего урока: «Человеческая душа – зыбкий огонек».

III. Вызов.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

- Как вы понимаете выражение «зыбкий огонек»?

- Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Вальс под гттару»)

- Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?

Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «Человеческая душа – зыбкий огонек».

- Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.


IV. Осмысление содержания.

На открытой автобусной остановке нас было двое.

Редкие апрельские сумерки перебивал холодный свет уличного фонаря. Он выхватывал из серой дымки мальчишку лет четырнадцати на вид в чёрном слегка мешковатом пуховике на вырост да в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза. В руках у него была гитара.

Маршрутный автобус подкатил к стоянке. Мальчишка купил билет, небрежно засунул его в боковой карман и поднялся в салон. Я следом. Свободных мест было много, но отчего-то я сел ближе к нему.

Чего это гитара без струн? – не утерпел я.


1 остановка

- Сколько человек участвует в рассказе? (двое)

- В какое время года происходит действие? (весна, апрель)

- Сколько лет было мальчику? (14 лет)

- Чем он привлек внимание мужчины? ( в руках у него была гитара)

- Как вы думаете, что ответил мальчик на вопрос рассказчика? ( ответы учащихся)

- Об этом мы узнаем дальше…

2 остановка




Он ответил не сразу. Сначала уложил своё затихшее «музыкальное орудие» на колени, стащил с головы шапочку, освободив белокурые неприбранные вихры, и только потом обстоятельно поведал:

Ездил в город, думал можно починить. В этом году я музыкальную школу по классу баяна заканчиваю, но хочу ещё и на гитаре научиться. Чужую брал на неделю, вроде получалось. Это отцова гитара. Он погиб, когда я ещё совсем маленький был. На новую мать денег не даёт. Ворчит: «Расти и зарабатывай сам. Я не успеваю за всем одна».



Он задумчиво провёл пальцами по грифу, разделённому порожками на лады, и повернул голову в сторону запотевшего окна.

Выходит, ты настоящий музыкант, раз уже специальную школу заканчиваешь?

Настоящий-ненастоящий, а в концертах участвую.

Когда талант есть – дивьё! У тебя, по всему чувствуется – есть.



Похвала не показалась ему наигранной. Он заметно оттаял. Грустно и притом благодарно улыбнулся. Сел ко мне вполоборота. Взгляд его лучился добротой.

А ведь свою «музыкалку» я один раз чуть не бросил…

Что так?

Думаю, у всех бывают чёрные полосы. У меня тогда, в конце школьного года, было всё неважно. Выходило много двоек за четверть. Я плохо… очень плохо учился. Не понимал. Принимался зубрить. Не прилипало. То же самое по баяну: ну, орёт на меня училка – хоть ты что… Дома мать исходит на крик – и за двойки, и за баян.



Я даже ножик брал, приставлял к руке, но потом думаю…

Встал однажды рано. Первый урок – русский. Домашку не сделал. Блин! Мне двойка выходит. Опять на меня наорут все. Ой… По остальным предметам тоже. Ну, может, там по рисованию «хорошо», наверное. Ещё и на баян идти. Господи! Вернусь усталый – уроки делать. Когда же этот день кончится? А он ещё и не начался…

Сижу раздетый, в темноте, кровать разложена, постель тёплая; потрогаю деревянную спинку кровати, этот лак на фанере, эту родную щербинку. И когда ненавистный день пройдёт, коснусь снова. Впереди уже будет только желанная ночь. (Он говорил это, забыв обо мне. Я мысленно вторил ему.)
Пусть между прикосновениями быстро пролетит день.

Чтобы не видеть ничего.

Чтобы не слышать никого.

Чтобы скорее окутал сон – мой рай.

Чтобы, как свободный будто бы.

За этим прикосновением темнота... Хорошо. Это – точно награда. Но день не даёт дотянуться, отделяет начало от конца. Зачем промежуток между ними?

Чем такой «свет» – лучше всегда «тьма».
Каждое моё утро теперь начиналось одинаково...

Никому раньше я об этом не рассказывал. Не знаю, почему с вами разговорился?
-Откуда едет мальчик? (из города)

- Чем он расстроен? ( мать не дает денег на новую гитару)

- Почему он так бережно относится к сломанной гитаре? (память об отце)

- Чем объяснить, что мальчик стал добрее к мужчине? (ему понравилась похвала от души)

- Что за черная полоса была в его жизни? (плохо учился)

- Почему о своих неприятностях он рассказывает незнакомцу? (ответы учащихся)



- Об этом мы узнаем из следующего отрывка.


В музыкальной школе я тогда учился третий год. Елена Степановна, учительница по баяну, постоянно придиралась, как ни приду. Мне казалось, что она так орёт и цепляется только ко мне.

Стол у неё деревянный, чем-то гремучим набит. Когда я играю, она задаёт постукиванием руки по столу верный ритм, но при этом от злости ударяет по нему так, что в столе всё подпрыгивает и громыхает. Я играю в другом темпе, она стучит изо всех сил, вроде бы подсказывает, хочет помочь, только я всё равно сбиваюсь.

Домой каждый раз тащусь в слезах. Приду. Дома никого. Мать ещё на работе. Сяду один в темноте и плачу.

Один раз пришёл из школы... Мы как раз новое произведение разучивали. У меня ни в какую не получалось. Притопал и реву себе. Не могу успокоиться. Сам думаю: «И зачем это надо? Эти “сольфеджио”, “интервалы”, “гаммы”, “мажоры”, “миноры” – всё. Зачем? Мне ещё два года учиться, и ещё целых два года она на меня будет так орать».

Я вырвал чистый листочек из тетрадки по алгебре и сам, никто меня не учил, начал писать, что хочу уйти и прошу вычеркнуть меня из третьего класса музыкальной школы. Ни от лица мамы, ни от кого-то ещё, от себя. Поставил месяц, число, год, расписался. И сразу, как только решение принял, успокоился. Подумал: «Ну, всё!»

Решил, что пока заявление отдавать не буду. Схожу ещё один разок на баян, и если только она на меня заорёт, вот тогда я листок и достану.

Письмо будет вроде отмычки от неё.

Буду свободен. Буду спокойно ходить себе по улице, как все. Пацаны вон смеются: «Да на фиг тебе этот баян? Такую гробину таскать! Играть на нём? Давай лучше в карты сыграем». Для них баян, что гармошка, на которой только старые дедушки до войны играли.

Урок у меня на следующий день. На улице снегу по колено. Мало что растаяло. Я иду вечером по тропке. По бокам тянутся вверх берёзы и тополя. Никогда раньше не считал, сколько их. Не до того было. Вечно перед музыкальными уроками дрожал, нос в землю. А тут загадал: вот подниму сейчас голову, сколько берёз увижу перед собой, такую и отметку на уроке получу.

Я поднял голову и мне бросилась в глаза не одна, не две, а сразу четыре берёзы. «Ага, – думаю, – хорошо!» Не то, чтобы я был уверен в такой оценке, просто стал сильно желать её.
Словарная работа. (слайд на экране)
Маньчжурия - историческое название области, включающей в себя современную северо-восточную часть Китая (Дунбэй) и восточную часть Внутренней Монголии (автономный регион Китая). Название произошло от народа маньчжуры (южная часть группы тунгусов) в начале XVII века, в прошлом имевшего свою государственность.
Сольфеджио - начальные вокальные упражнения в чтении нот без текста. При пении мелодии сольфеджио каждая её нота называется. В консерваториях на сольфеджио обращается особое внимание как на вернейший способ для развития слуха и способности скоро и верно читать всякого рода музыку.

Интервал - (от лат. intervallum — промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке — соотношение между двумя звуками определённой высоты.
Гамма - в теории музыки — звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстоят друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды
Мажор - (лат. maior — больший, также большой) в музыке — один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности.
Крещендо - музыкальный термин, обозначающий постепенное увеличение силы звука.
- Сколько лет он учился в музыкальной школе? (3-й год)

- Как звали учительницу по баяну? ( Елена Степановна)

- Какие между ними были отношения?

- Почему наш герой плакал? ( не давалось новое произведение)

- Какое он принял решение? (написал заявление)

- Что с этого момента изменилось в его жизни? (зачитайте из текста)

- Ребята, а кто из вас учится в музыкальной школе? Были ли у вас такие проблемы?

Прихожу на урок. Здороваюсь. Беру инструмент. Пододвигаю ногой стул. Сажусь.

Она всё не орёт и не орёт…

Достаю нотную тетрадь. Открываю нужную страницу. Этюд без названия. Одни сплошные шестнадцатые ноты.

Пробую исполнять. Не дрожу. Спокойно на клавиши нажимаю. Плавно, не рывками, растягиваю меха. И музыка полилась совсем другая. Я сперва-то просто, ради того, чтобы размяться, попробовал. Идёт. Потом, уже не останавливаясь, прямо от начала до конца повёл.

Мне представился бег муравья: «Ты-ды-ды-ды-ды! Ты-ды-ды-ды-ды. Ты-дыд-тын-ты». Он сюда забежал: «Ты-дыды-дын! Тырылим-тым-тым!» Опять бежит, бежит, бежит. Взял соломинку, повернулся и назад в муравейник. Мои пальцы – будто его лапки. Они с такой же скоростью бегают, как у него. Если он быстрее бежит, и ты быстрее пальцами перебираешь: «Ты-ды-ды-ды-ды». Это не тарантул какой-то, который еле ползёт: «Тууу-туууу».

Елена Степановна глядит на меня молча, только головой одобрительно кивает. Прямо волшебство какое-то… «Молодец!» – похвалила.

Красивую четвёрку в дневник и в музыкальный журнал поставила! Видно, училка сама-то по себе ничего…
Вышел из клуба. Не могу поверить. Стою на крыльце. Дышится легко. Гляжу по сторонам. Такой обалдевший. Думаю: что если бы я увидел не четыре берёзы, а две? Мне бы опять двойку вкатили?
У меня теперь с баяном всё хорошо. Хочу теперь на гитаре научиться, как папка. Мама его за гитару и полюбила. Он лучше всех играл. Душа компании.

Иногда подумаю: «Каким бы я дураком был, если бы письмо сдал тогда». Берёзки мне помогли. Я их уже не раз мысленно целовал.

Я хочу выбрать музыку себе и дальше по жизни.

Ну, например, поступит сейчас кто-нибудь учиться на агронома, инженера или военного. Кому они нужны?! А музыка – она везде. Машина гудит – музыка. Мы с вами говорим – музыка. Да вот, – он два раза озорно притопнул ногой, – и это музыка.

Уж прямо и музыка?!

Да – музыка.
- Какую оценку получил наш герой на уроке и почему?

- Зачем он хочет выбрать музыку и дальше по жизни? (музыка – везде)




Перед первым моим выступлением на концерте Елена Степановна наставляла: «Будет в зале кто-то из близких, мама или кто-нибудь ещё, ты не смотри на них, не маши им, не улыбайся. Иначе собьёшься. Ты смотри поверх в одну точку. Играй для этой точки. Скажи: “Смотри, точка, как я играю”. Разговаривай с ней. Пускай даже будут светить всякими фонариками в глаза, пулять в тебя. Если спутаешься, всё равно доигрывай».

Выхожу на сцену. Боюсь. Сел на стул и с ходу заиграл. Колени дрожат… Сжал их сильно-сильно, как мог, всё равно трясутся. Нажимаю на клавиши – слышно: «Ды-ды-ды». Всем слышно. Дрожь с музыкой. Взгляд бегает по залу. Народу-то… Пацаны наши. Они же обсмеять меня могут. А я один, такой маленький. Играю, играю. Хоп! Ошибся. Сам уже хочу заплакать и убежать за кулисы.

И тут я вспомнил про слова учительницы, поднял голову и посмотрел поверх всех. Но только я уставился не в точку. Я вдруг увидел вдали папу. Он смотрел прямо на меня. Я стал играть для него… Лица всех людей сделались расплывчатыми, незаметными. Всё вокруг исчезло. Только я и он.

Чувствую, перестал дрожать. Играю по-настоящему. Не просто бездумно нажимаю на клавиши и тяну меха. Уже думаю о том, как у меня пальцы расположены. Громче, тише играю. Когда форте, когда пиано – слежу.

Исполнял я вальс «На сопках Маньчжурии». Вы слышали его?

Хороший вальс.

Сначала идёт тихая музыка. Играю для папы, а сам представляю: он словно уже не лейтенант, как на строгой фотографии в документах. Он генерал. Седой весь. Он сидит и слышит, что я начал играть. Музыка пошла. Я играю её тихо, потому что в главной роли музыки – он. Встаёт, ищет себе пару. Нашёл! Выбирает мою маму. Значит, нужно с этого места громче играть. Это – радость евонная. Одна часть: «Тын-тын-тын. Туу-туд-туду-та-датататам-тада». Они танцуют счастливые, улыбаются. Музыка громче: «Туу-тут-туду!» Вот они посмотрели друг другу в глаза – пауза такая. На миг всё остановилось, затем опять начинают кружиться, и ты крещендо, с усилением звука, начинаешь играть.

Я полгода разучивал пьесу, и теперь то, над чем трудился, сжалось до двух минут выступления. Не каждый так сможет. А я научился.

Мне кажется, папе понравилось.

Это приятно и даже немного волнительно.

Я доиграл, низко опустил голову и заплакал от счастья. Убежал со сцены. Не мог никого видеть в этот момент. Зал долго хлопал вслед. Потом говорили, что получилось здорово.
- Как прошло первое выступление? (удачно)

- Что помогло ему собраться? (наставления учительницы и образ отца)

-Какое музыкальное произведение исполнял герой? (вальс «На сопках Маньчжурии)

- Почему? ( любимая музыка отца)

- Можно ли плакать от счастья? (да, когда душа полна эмоциями)

Однажды я взял гитару у приятеля. Мама заглянула, смотрит – подбираю аккорды. Говорит: «Знакомое что-то. Вроде, папа играл».

Она ушла. Я отложил чужую гитару и взял папину. Поглаживаю её, трогаю. Когда-то до неё дотрагивался мой папа. И ещё мысль: у него, когда не брился, щетина росла, он тёрся об мою щеку, щека делалась красной. Мне становилось весело, приятно, счастливо даже. Это помню. И вот теперь я касаюсь гитары, которая помнит его прикосновения. Мне так захотелось исполнить вальс «На сопках Маньчжурии» для папы, но уже под гитару. Чтобы он порадовался и за меня, и за маму. Если бы он был с нами, то сам бы для мамы играл.

В городе просил отремонтировать её – не взяли. «Нет, – ответили, – слишком старая. Гриф треснул, так что новые струны не помогут. Чудес не бывает!»
Мальчишка замолчал, и я молчал. До самой остановки.

Самое главное было сказано.

Перед тем, как выходить, он крепко, по-мужски, пожал мне руку и сказал на прощанье:

Завтра у нас в клубе праздничный концерт. Я тоже выступаю. Приезжайте.



Парнишка вышел на ледяную обочину и, прижав к груди заветную гитару, зашагал в темноту. Даже имени его я не узнал.

Дверь захлопнулась. Автобус двинулся дальше.
- Верите ли вы в чудеса?

- А что ответили нашему герою в мастерской? ( «Чудес не бывает!»)

- Вы согласны?

- Прочитаем финал рассказа.

***
Концерт в клубе закончился. Выступление на баяне отметили все. Он играл сегодня как-то особенно хорошо. Зрители потихоньку расходились, и только музыка незримыми волнами ещё широко плыла по свободному залу.

Пошёл одеваться и мальчишка. И тут вахтёр, пожилая знакомая женщина, вынесла из боковой комнатушки упакованную в полиэтилен новую акустическую гитару:

Это тебе просили передать. Кто – не знаю.


Ошиблись мастера. Чудеса случаются!

Был день Светлого Христова Воскресения.
-Почему это произошло именно в день Христова Воскресения?

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь, приносить радость.)



Вывод: Рассказ небольшой, а какой он ёмкий по содержанию. Писатель поднимает проблемы выбора жизненного пути, умение преодолевать трудные жизненные ситуации. Главный герой рассказа – носитель дорогих Костюнину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия.
V. Физкультминутка. ( звучит вальс «На сопках Маньчжурии»)

А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на концерте в консерватории, приятная музыка наполняет ваши сердца, будоражит воображение и вы высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.



VI. Рефлексия.

Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова-подсказки: гитара, вальс, музыка, талант, счастье, чудеса (Схема синквейна на экране)



  • Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

Правила составления синквейна.

        правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

        четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна:


  1. Береза.

  2. Стройная, белоствольная.

  3. Радует, восхищает, удивляет.

  4. Я любуюсь красивой березкой.

  5. Русская красавица.

Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.
VII. Итог урока.

- Что понравилось сегодня на уроке?

- Что показалось самым трудным?

-Возникло желание прочитать другие рассказы А. Костюнина?



VIII. Д/з по выбору: 1) прочитать любые рассказы А. Костюнина;

2) написать мини-сочинение на тему «Человеческая душа – зыбкий огонек»;

3) составить кроссворд по рассказу «Вальс под гитару»

( слайд на экране)