Чебаненко Алексей 3МО, гр. 5 Экономика дизайна - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа / расширенный курс 98 часов Дизайн интерьера 1 37.72kb.
Web-дизайн и разработка сайтов 1 163.35kb.
А. Милюков. Рассвет на болоте (2005г.) Алексей Кондратьевич Саврасов. 1 26.54kb.
Программа государственного экзаменА по специальности 230203. 1 45.34kb.
Программа по дисциплине утверждено 1 213.17kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное будущее... 1 142.63kb.
Абалымов Алексей Петрович Абалымов Петр Николаевич. Белов Алексей... 1 27.52kb.
Программа дисциплины Политология для направления 080100. 62 «Экономика»... 1 284.96kb.
Котлобай Алексей Анатольевич 1 23.92kb.
Экономическая сфера общества. Экономика – это наука, изучающая национальные... 1 111.42kb.
Алексей Александрович Медведев 1 26.45kb.
Тюрми Е. С. Библиотека и молодежь: поиск идеальной модели. Обобщение... 3 821.43kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Чебаненко Алексей 3МО, гр. 5 Экономика дизайна - страница №1/1

Чебаненко Алексей

3МО, гр.5
ЭКОНОМИКА ДИЗАЙНА
Роль дизайна в успехе продукции финской промышленности на мировом рынке
Согласно международным исследованиям обзорам финская промышленность входит сегодня в первый разряд по конкурентоспособности. Ведущие информационные технологии, высокий инновационный уровень, а также высокий уровень науки и образования и в будущем останутся важнейшими факторами конкурентоспособности и экономического успеха. Растущую роль в этом достижении играют промышленный дизайн и предоставленная им добавленная стоимость: во многих случаях именно дизайн определяет выбор продукции. Репутация финского дизайна основана на его успехах; оригинальном стиле и высоком качестве.

Промышленный дизайн постепенно увеличивает свою долю, оставляя в тени традиционный художественный дизайн. Центр тяжести перешел от одиночных художников-дизайнеров к группам разработчиков продукции, в которых дизайнер принимает участие как один из специалистов. Технологические и машиностроительные фирмы начали пользоваться услугами промышленных дизайнеров и уделять больше внимания на дизайн как составную часть разработки продукции и корпоративной стратегии.

Три мощных сектора финской промышленности – лесное хозяйство, металлургия и машиностроение, электроника – быстро расширяли роль промышленного дизайна и увеличивали его долю в сфере дизайна. Управление дизайном и анализ тренда – новые концепции, которые укоренились в промышленности.
История развития финского дизайна
Зарождение во второй половине 19 века индустриализма было воспринято как угроза существовавшему дотоле ремесленному производству. Немало сомнений и опасений высказывалось по такому вопросу, как качество и эстетика товаров, произведенных промышленным путем. В 1870-х годах в стране появился ряд организаций и учреждений, которые ставили своей целью сохранение ремесленного наследия и продвижение дизайна. В их числе – Финское Общество Ремесел и Дизайна (The Finnish Society of Crafts and Design), Школа промышленного искусства (School of Industrial Arts), Музей Искусств и Дизайна (Museum of Art and Design), Общество Друзей Финских Народных Промыслов (Friends of Finnish Handicrafts). Их совместные усилия послужили стимулом для развития того особого направления в промышленном планировании, которое сегодня известно как дизайн.

К концу 19 века в Европе сформировалось новое течение, главной чертой которого был поиск культурно-ориентированной национальной самобытности, которая служила бы источником вдохновения для всех форм творческой деятельности – от музыки и изобразительного искусства до архитектуры и орнамента. В ранние годы 20-го века на фоне национального романтизма стал зарождаться более практичный, рационалистичный стиль. Приверженность историческим мотивам сохранялась вплоть до 30-х годов, когда вместе с функционалистическим стилем пришли принципы гуманизма и рационализма, а в сознании финнов прочно закрепилась идея утонченной изысканной простоты. Идея состояла в том, чтобы наладить промышленное производство рационально спроектированных товаров повседневного спроса по разумным ценам. У скандинавов склонность к рациональному мышлению в крови.

Первыми на вершину процветания взошли производители стекла, керамики и мебели. В мире функционалистического дизайна тон задавали Алвар и Айно Аалто, которые помимо своей основной деятельности в сфере архитектуры, занимались также проектированием мебели и посуды. Мебель из гнутого дерева от Алвара Аалто стала воплощением принципа общедоступного и практичного товара по разумной цене. На десятилетия вперед она стала образцом финского дизайна и лишь значительно позже превратилась в символ социального статуса владельца.

К концу 40-х годов, когда страна окончательно справилась с нехваткой сырья, производители приступили к пересмотру своих коллекций. К вопросу привлечения профессиональных дизайнеров стали подходить более осмысленно. Одним из новых направлений, зародившихся в этой ситуации, стало проектирование мебели для городских квартир – новых, но малометражных. Мебель должна была быть универсальной и складной. Мировая известность ведущих финских дизайнеров достигла такого размаха, что они наравне с прославленными спортсменами стали национальными героями, а одно только имя дизайнера гарантировало высокое качество товара.

К 60-м годам, постепенно сглаживались границы между ремеслом, декоративным и визуальным искусством, с одними и теми же материалами работали во всех трех направлениях. Вместе с тем промышленный дизайн выделился в обособленную профессиональную область, где основной акцент делался на технологии, вплоть до создания собственного стиля, получившего название High-Tech. В 70-е годы дизайнеры столкнулись с требованиями иного порядка, связанными с эргономикой, безопасностью труда и необходимостью обеспечения особых условий для детей, инвалидов и людей пожилого возраста. В 80-х на волне международных тенденций и всеобщего подъема в дизайн вошли принципы плюрализма и многообразия. Последовавший в конце 80-х - начале 90-х годов экономический спад лишь подчеркнул этические обязательства и цели дизайнеров. Современные производители научились практическому применению дизайна, который в наши дни стал ключевым элементом корпоративной культуры.
Роль торговых марок финского дизайна в мировой экономике
Международный успех финского дизайна в 50-60-е гг. объяснялся существованием сильных именных брэндов и товарных знаков производителей. Позднее появились и дизайнеры, ставшие основателями брэндов: Aalto, Wirkkala, Sarpaneva, Franck, Isola.

В процессе глобализации и усиления конкуренции в мире государства теряют свою роль, и все большее значение начинают приобретать местные и региональные творческие объединения.

Региональность может служить основой для сильного брэнда, и хорошим примером этого является деятельность предприятий мебельной промышленности в Северной Италии или общества ремесленников Fiskars в Финляндии. Fiskars – такой же брэнд, как и финский дизайн: на него работает много талантливых независимых художников. Основой философией брэнда Fiskars является экологичный образ жизни, близкий к природе и уходящий корнями в финскую культуру. Это делает его особенно привлекательным для специалистов-ремесленников.

Другая возможность заключается в том, чтобы создать дизайн-брэнд без акцента на региональность и подчеркнуть при этом своеобразие и оригинальность самого товара. В частности, Hackman на развитом рынке в условиях сильной конкуренции громко заявил о себе и добился международного признания, что в свою очередь привело к увеличению числа покупателей, благодаря сосредоточению основных усилий концерна на инновационном дизайне и его роли. В частности, серия Tools производства Hackman занимает устойчивое положение на рынках стран Скандинавии и Центральной Европы. Концепция Tools состоит в привлечении к работе самых известных дизайнеров мира. Таким образом были созданы товары, приобретающие всемирную известность и выходящие на мировые рынки.

Третий способ создания дизайн-брэнда – довериться известным дизайнерам. Тогда дизайнер сам создает брэнд, который способствует маркетингу продукции. В качестве примеров таких международных дизайнерских брэндов можно привести Филиппа Старка и Росса Лавгроува, которые занимаются дизайном продукции для многих предприятий. А имена, как Илкка Суппанен и Харри Коскинен часто появляются в международной дизайнерской прессе, несмотря на то, что эти дизайнеры еще совсем молоды.

Однако для создания брэнда мало одного только хорошего товара. Для этого необходима общая перспектива, которую следует постоянно развивать и укреплять. Товарный знак Woodnotes появился в конце 80-х гг. Продукция фирмы отличается хорошим качеством, дизайн отвечает международным стандартам, и, что особенно важно – маркетинг, имидж продукции и репутация фирмы находятся на высоком уровне и профессионально организованы. Для данного брэнда важнейшей основой тоже является региональность, финская природа и скандинавский образ жизни. Продукция Woodnotes пользуется успехом в дизайнерских магазинах по всему миру.


Марки финской продукции
Успех продукции во многом обусловлен инновационным дизайном, который открывает двери на мировые рынки. Самим своим рождением понятие "финский дизайн" обязано промышленному искусству. Оно же способствовало продвижению всеобщей осведомленности о финском стекле, керамике, мебели и текстиле. Финляндия XXI века – это современное информационное общество, "Финляндия высоких технологий", в котором промышленная конкурентоспособность подкрепляется творческим мастерством в самых разнообразных областях. Ни особенности географического расположения страны, ни ограниченность природных ресурсов, ни малая численность населения уже не важны.

На рынке многоцелевого лесопромышленного машиностроения успешно работает компания Timberjack Oyj . В основе всех разработок лежат принципы экологической безопасности и преемственности. Их тракторы Valtra – это эффективные, эргономически продуманные многоцелевые машины с программным управлением.

Сельскохозяйственные, садо- и лесоводческие инструменты Fiskars Consumer Oyj – это плод многовекового опыта и традиционной приверженности инновациям. Ножницы для уборки апельсинов, запущенные в производство в 1967 году, стали, пожалуй, самым знаменитым продуктом финского промышленного дизайна на мировом рынке.

Финляндия производит широкий ассортимент изысканных спортивных товаров – от яхт до лыж и спортивных тренажеров. На рынке инвентаря для лыжного спорта лидирует Exel Oyj. Приборы для измерения пульса от Polar Elektro Oy - прекрасный, но далеко не единственный пример финского спортивного инвентаря, разработанного с учетом не только эргономики, но и визуальной коммуникации. Дизайнеры Tunturi Oy (8) работают над ассортиментом спортивных тренажеров с 1969 года. Свыше 95% продукции компании идет на экспорт в 40 стран мира.

Компания Suunto Oy. специализируется на выпуске компасов, глубиномеров и измерительных приборов для водолазного дела с 30-х годов и на сегодняшний день является ведущим мировым производителем в этой области.

Специалисты ожидают, что в ближайшие годы во всем мире возрастет число людей преклонного возраста, что приведет к увеличению спроса на медицинскую технику. Большим успехом во всем мире пользуется рентгеновское и стационарное оборудование финской компании Instrumentarium . Planmeca и Fimet поставляют на международные рынки зубоврачебную технику , а Biohit известен как производитель лабораторного оборудования и инструментов.

Специалисты, привлеченные компанией Helsinki Transport для проектирования новой модели трамвая, направили свое мастерство на то, чтобы подчеркнуть гармонию с городским пейзажем и обеспечить максимальный комфорт будущим пассажирам и водителям.

Финляндия – страна мореплавателей и вековых традиций кораблестроения. Финские ледоколы, обеспечивающие круглогодичную навигацию по морским путям, известны во всем мире. На долю компании Kvaerner Masa-Yards с ее судостроительными верфями в Хельсинки и Турку приходится 25 % круизных лайнеров, спускаемых на воду во всем мире.

Финская компания Nokia Mobile Phones – это крупнейший мировой производитель сотовых телефонов, экспортирующий свою продукцию в 130 стран мира.

Одним из важнейших экспортных товаров страны продолжает оставаться бумага. На базе собственного опыта в целлюлозобумажном производстве финские специалисты разработали уникальные ноу-хау для бумагоделательного машиностроения. Интенсивная работа по созданию новой продукции в этой области, где немаловажную роль играет дизайн, ведется в компании Valmet Corporation.

Финские ультрасовременные ванные комнаты – это новый стандарт чистоты и гигиены в наших домах. Мировое первенство в производстве аксессуаров, фурнитуры для кухни и ванных комнат принадлежит финской компании Oras Oy.

Мебель, стекло, текстиль, кухонная утварь – эти очень динамичные отрасли финского промышленного дизайна завоевали всеобщее признание на мировых рынках и тем самым внесли огромный вклад в формирование концепции “финского дизайна” как источника “красоты на каждый день”. Нетрадиционное применение дерева и других материалов – это тоже часть инновационного дизайна. Arabia и Iittala, выпускающие традиционные изделия из стекла и керамики, представляют Группу Hackman Designor, признанную ведущим производителем на рынке столовой посуды. Помимо товаров массового производства, Arabia и Iittala предлагают продукцию линии Pro-Arte мелкосерийного выпуска . По своему свободному дизайну изделия этой линии скорее напоминают уникальные, единственные в своем роде произведения художников, чем товар промышленного производства.

В текстильной промышленности – одной из старейших отраслей Финляндии – преемственность традиций ярко представлена в Finlayson Sisustustekstiili Oy, Marimekko Corporation и Woodnotes Oy.
Экономика дизайна
Летом 2002 года газета Time опубликовала показательную статью под названием The Rebirth of Design (возрождение дизайна), в которой было представлено новое понятие design economy – экономика дизайна.

Термин «экономика дизайна» означает серийное производство дизайнерских товаров – от зубных щеток до бытовой техники, мебели, одежды, автомобилей и т.д. Здесь имеются в виду товары, производимые в таких количествах, что их цена является приемлемой для многих потребителей. Рынок огромен и постоянно растет, так как люди уделяют все больше внимания качеству окружающих их предметов и тому, что эти вещи могут символизировать, что они могут сказать другим об их владельце.

Прорыв и успех единичных товаров в мире дизайн-брэндов – это результат долгой и упорной работы. Именно поэтому государство всегда старается поддержать этот процесс. В Финляндии создана национальная программа «Финский дизайн 2005», основной задачей которой является поддержка финских дизайн-брэндов и создание необходимых условий для их развития. Все действия в рамках программы осуществляются из расчета, что в 2005 году Финляндия выйдет на первое место в области дизайна.

Если раньше дизайнеры решали будничные проблемы, хорошо знакомые обычным потребителям, то теперь задачи, стоящие перед специалистами по дизайну, несоизмеримо осложнились и включают в себя владение новыми технологиями и методами производства. В большинстве случаев дизайнер является единственным специалистом в большой команде, занимающейся разработкой продукции. Самые известные финские брэнды занимают ведущее положение на рынке высокотехнологичных товаров. Среди них Nokia, Suunto, Valmet, Ponsse.



В завершении хотелось бы вспомнить идею Ёрмы Оллила о главной задаче брэнда: «используя брэнд можно изменить рынок». Во многих случаях дизайн в сегодняшнем мире является именно тем фактором, который влияет на решение покупателя. Когда сырье, методы и средства производства везде одинаковы, необходим дизайн, чтобы отличить товар одного производителя от другого. Дизайн становится заключительным критерием качества товара и главным преимуществом перед конкурентами.

Доклад основан на материалах организации FinPro

www.finpro.fi