Ценностное самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне 13. 00. 01 общая педа - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Формирование самоактуализационных качеств старшеклассников в условиях... 1 386.05kb.
Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной... 3 1278.45kb.
Развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе... 1 371.25kb.
Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом... 1 378.57kb.
Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся... 2 795.32kb.
общая педагогика, история педагогики и образования 2 392.32kb.
Формирование нравственно-профессиональной ориентации курсантов военных... 2 477.12kb.
Педагогическая поддержка формирования речевой готовности детей к... 2 425.93kb.
Педагогические условия формирования ценностных ориентаций старших... 1 292.76kb.
Проблема преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних... 2 418.04kb.
Организация воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях... 1 373.78kb.
Философская критика 90-х годов ХIХ века 1 343.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Ценностное самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам - страница №1/2

На правах рукописи

ЧЕРНУХА Оксана Анатольевна

ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБУЧЕНИИ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ

ДИСЦИПЛИНАМ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ

13.00.01 — общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Волгоград — 2013
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
образования «Волгоградский государственный
социально-педагогический университет».
Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор
Разбегаева Людмила Павловна.

Официальные оппоненты: Вырщиков Анатолий Николаевич, доктор


педагогических наук, профессор (ГБОУ
ДПО «Волгоградская государственная
академия повышения квалификации и пе-
реподготовки работников образования»,
первый проректор, проректор по науке и
инновационной деятельности);

Никитенко Светлана Николаевна, канди-
дат педагогических наук, доцент (Волго-
градский филиал ФГБОУ ВПО «Финан-
совый университет при правительстве
Российской Федерации», директор кур-
сов ДПО).

Ведущая организация – ФГБОУ ВПО «Астраханский государст­-


венный университет».
Защита диссертации состоится 29 марта 2013 г. в 13.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400066, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http://www.vspu.ru 27 февраля2013 г.
Автореферат разослан 28 февраля 2013 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета А. А. Глебов



Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Важнейшим acпeктoм полноценной жизнедеятельности человека выступает его ценностное самоопределение в стремительно изменяющемся современном мире. Ценностное самоопределение – это нравственный стержень ценностно-смыслового развития личности в течение всей жизни, важнейшее условие социализации личности старше­классника, интеграции его в современный мир (М.Р. Гинзбург, А.В. Кирьякова, Н.Н. Лебедева, В.Д. Повзун, Л.П. Разбегаева, С.Л. Рубинштейн). В законах РФ «Об образовании» от 10.07.92 и «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12, в «Кoнцeпции долгoсрочногo социальнo-экономическогo развития Российской Федерации», в прoграмме «Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”» поднимается данная проблема. Одними из ключевых требований к результaтам обучения и воспитания названы готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

По данным опроса 2012 г., проводившегося специалистами Института социологии РАН с целью определения основных качеств личности современных россиян, было выявлено, что за последние годы проявление многих основополагающих качеств личности снизилось: честность (на 70 %), трудолюбие (на 51 %), патриотизм (на 64%), уважение к другому человеку (на 67%). При этом возросли показатели таких качеств, как агрессивность (на 79%), инициативность (на 41%), цинизм (на 68%).

Современное молодое поколение испытывает определенные трудности в ценностном самоопределении, что обусловлено нестабильностью российского общества, вызванной новыми процессами в экономической, политической, социальной и духовной сферах общественной жизни. Продуктом важных общественных изменений является распад традиционных ценностей и возникновение новых.

Это доказывает необходимость целенаправленной работы по формированию у обучающихся ценностного самоопределения в контексте ценностной картины мира, важнейшими параметрами которой выступают универсальные гуманистические ценности: Человек Цивилизации, Отечество и Мир (Л.П. Разбегаева).

Ценностное самоопределение происходит в течение всей жизни человека, но наиболее активное его развитие наблюдается в старшем школьном возрасте, который характеризуется обостренным стремлением личности к познанию и оценке самого себя, формированию целостного, непротиворечивого образа «Я» (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Снегирева).

Полагаем, что значительную роль в формировании ценностного самоопределения играет система школьного профильного социально-гуманитарного образования. Это связано с его спецификой, сопряженной с ценностно-смысловым освоением человеческого бытия, а также с организацией школьного профильного образования, способствующей поэтапной реализации задачи по формированию ценностного самоопределения с учетом возрастных особенно­стей школьников (Е.Е. Вяземский, О.Б. Даутова, С.И. Козленко, М.В. Короткова, А.В. Серкин, А.П. Тряпицына). Однако современное профильное образование в основном ориентировано на передачу ученикам специальных знаний и умений, способствующих успешной сдаче итоговой государственной аттестации в тестовой форме (ЕГЭ).

Это подтверждается данными констатирующего эксперимента, показавшими, что задача формирования ценностного самоопределения личности лишь опосредованно представлена в нормативных образовательных документах. Установлено, что учебно-методические комплексы социально-гуманитарных дисциплин, которые должны во многом обеспечить решение этой задачи, явно недостаточно ориентированы на соответствующий процесс. Кроме того, лишь 10% учителей целенаправленно осуществляют работу по формированию исследуемого личностного образования, 65% – иногда решают данную задачу, 25% – не ставят перед собой цели по формированию ценностного самоопределения.

Основные направления в исследовании ценностного самоопределения личности учащихся отражены в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Л. И. Бо­жович, М.Р. Гинзбург, Е.А. Кострикова, Н.Н. Лебедева, Т.А. Носова, В.Д. Повзун, Л.П. Раз­бегаева и др.

Принципиально важными для настоящего исследования являются идеи Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса о трактовке самоопределения как результата соотнесения внутреннего «Я» с внешним миром; С. Кьеркегора – о нравственном содержании самоопределения; В. Франкла, П. Шульца – о проявлении идентификации самоопределяющегося субъекта; Б. Кроче, Р. Колингвуда – о самоопределении как рефлексии собст­венной деятельности; В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, И.А. Ильина, М.М. Бахтина, Г.С. Батищева – о самоопределении человека через отношение к другому; Н.Д. Зотова – об императивности процесса самоопределения; А.В. Мудрика, О.С. Газмана, В.А. Петров­ского – о самоопределении как сознательном выборе и утверждении личностью собственных позиций, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах жизни; Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Вы­готского, И.В. Дубровиной, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Серого, М.С. Яницкого – о психологиче­ском содержании процесса самоопределения; М.Р. Гинз­бурга, С.Л. Рубинштейна – о ценностном содержании процесса самоопределения.

Таким образом, ценностное самоопределение в научной литературе рассматривается, как правило, как качество личности. Формирование ценностного самоопределения в условиях обучения социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне в педагогической науке не являлось самостоятельной проблемой. Анализ состояния педагогической реальности позволяет вы­явить ряд противоречий между:

– провозглашением ценностного самоопределения личности старше­классника как одной из приоритетных задач современного общего образования и недостaтoчнoй ориентaцией современного профильного образования на формирование дaнного личностнoго образования;

– наличием потенциальных возможностей социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых на профильном уровне для формирования у учащихся ценностного самоопределения, и отсутствием механизма его реализации, недостаточным методическим обеспечением для решения этой задачи;

– закономерной потребностью старших школьников в ценностном самоопределении и недостаточной ориентированностью учителей к созданию соответствующей образовательной среды в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне.

Выявленные противоречия выступают источником научной проблемы, заключающейся в научном осмыслении с позиций ценностного подхода сущности ценностного самоопределения старшеклассника и научном обосновании процесса его формирования в условиях обучения социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне.

Недостаточная научно-теоретическая разработанность проблемы, ее актуальность определили выбор темы исследования: «Ценностное самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне».

Объект исследования – обучение старшеклассников предметам социально-гуманитарного цикла на профильном уровне.

Предмет исследования – формирование ценностного самоопределения старшеклассников в процессе обучения социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне.

Цель исследования – научно обосновать процесс формирования ценностного самоопределения старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне.

Гипотеза исследования: процесс формирования ценностного самоопределения старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне станет более эффективным, чем в массовой образовательной практике, при следующих условиях:

– если ценностное самоопределение будет рассматриваться как процесс и результат определения личностью собственной позиции в системе универсальных гуманистических ценностей Человек, Отечество и Мир (Л.П. Разбегаева); основой формирования ценностного самоопределения станет уровневая модель, представляющая последовательный переход от репродуктивного уровня через преобразующий к предметно-практическому уровню;

– если будет реализовываться потенциал социально-гуманитарного профиля как аксиологической среды в создании условий, обеспечивающих формирование ценностного самоопределения школьников в контексте современной ценностной картины мира;

– если формирование ценностного самоопределения старшеклассников будет рассматриваться как поэтапный процесс, наиболее полно реализующий потенциал аксиологической среды профильного социально-гуманитарного образования, а также обусловленный психологической основой и механизмом присвоения ценностей (Д.А. Леонтьев, Л.П. Разбегаева); уровни сформированности исследуемого личностного образования будут определять содержание этапов моделируемого процесса;

– если в системе средств формирования ценностного самоопределения старшеклассников на всех этапах процесса приоритетными будут ситуации ценностной идентификации, системообразующим дидактиче­ским средством которых являются императивные личностные конструкты.

В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1) определить сущностные характеристики ценностного самоопределения личности;

2) выявить потенциал профильного обучения социально-гуманитарным дисциплинам в формировании ценностного самоопределения старшеклассников;

3) сконструировать и обосновать модель процесса формирования ценностного самоопределения старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне;

4) обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе систему средств формирования ценностного самоопределения старшеклас­сников в oбучении социально-гуманитарным дисциплинам на про­фильнoм уровне.



Методологической основой исследования являются системный подход в педагогике (В.Г. Афанасьев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабан­ский, В.П. Беспалько, В.И. Слободчиков), отражающий всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности, предлагающий принципы изучения ценностного самоопределения как интегративного новообразования; аксиологический подход в образовании (Г.П. Выжлецов, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, З.И. Равкин, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов, В. Франкл), позволяющий рассматривать человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития; гуманитарно-целостный подход в образовании (Ю.К. Ба­банский, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.С. Ильин, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев), исходящий из признания целостности педагогических явлений и процессов, обосновывающий организацию учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование целостной личности, и задающий методологические ориентиры исследования ценностного самоопределения как целостного новообразования; деятельностный подход к развитию и обучению школьников (П.Я. Галь­­перин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) и личностно-развивающий подход в образовании (В.И. Данильчук, В.В. Зайцев, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков), признающие центральное значение деятельности в формировании сознания личности в процессе обучения, рассматривающие условия развития и самореализации личности воспитанника как субъекта образовательно-воспитательного процесса, позволяющие конструировать содержание профильного социально-гуманитарного образования и проектировать систему средств, исходя из основных положений данных подходов; ключевые положения концепций ценност­но-ориентированного образования (А.В. Кирьякова, Л.П. Разбегаева,
В.А. Ядов, М.С. Яницкий), ориентирующие на становление системы ценностных отношений и ценностных ориентаций личности, рассматривающие социально-гуманитарное образование как аксиологиче­скую среду, где приобретается опыт ценностного самоопределения.

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в 2008–2012 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2008–2010 гг.) – теоретико-поисковом – анализировалась научная литература по проблеме исследования, разрaба­тывался кoнцептуальный замысeл исследования, была определена его эмпирическая база, осуществлялся констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2010–2011 гг.) – опытно-экспериментальном – осуществлялось проектирование процесса формирования ценностного самоопределения старшеклассников, выявлялась систeма эффективных педагогических срeдств, осуществлялся формирующий эксперимент, анализирoвались пoлученные результаты и динамика процесса формирования ценностного самоопределения обучающихся.

На третьем этапе (2011–2012 гг.) – обобщающем – проводились опытно-экспериментальная работа, обобщение и систематизация результатов исследования, уточнялось научное обоснование основных положений диссертации и осуществлялось ее оформление.

На теoретико-поискoвом этапе примeнялись следующие методы исследования: теорeтический анализ концeптуальных положений, представленных в научной литературе и нормативных источниках по проблеме исследования; изучение и обобщение массового педагогическoго oпыта; научное наблюдeние с цeлью получения эмпирических данных о сoстоянии исследуемого качества и о процессе его формирования.

На опытно-экспериментальном этапе использовались теоретическое моделирование процесса формирования ценностного самоопределения старшеклассников, педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, тeстировaние, интeрвьюировaние, анкетирование, беседы с учащимися и учителями, анализ творческих работ, изучение педагогической дoкументaции, наблюдение, проектирование, фиксирование результатов обучения и развития, количественный и качественный анализ результатов деятельности учеников.

Для обобщающего этапа были харaктерны методы сравнения, обобщения теоретических и эмпирических результатов, математические методы обработки результатов исследования для определения достоверности полученных экспериментальных данных, ранжирование, систематизация, интерпретация, классификация и табличное представление экспериментальных данных.

Экспериментальную базу исследования составили опытно-экспериментальная работа в Палласовской МСОШ № 2 Волгоградской области, инновационная деятельность автора как учителя-исследователя в МОУ СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов г. Волгограда, апробация исследовательских выводов в ГБОУ «Волгоград­ский лицей-интернат “Лидер”», МОУ Гимназия № 14 г. Волгограда. Всего в эксперименте приняли участие 48 учителей и 225 старшеклассников из городских и сельских школ Волгограда и Волгоградской области.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностное самоопределение – это интегративное личностное образование, характеризующееся идентификацией личности с Человеком Цивилизации как свободным ответственным субъектом, осознающим ценность единства современного культурно-исторического пространства, относящимся к Отечеству и Миру как ценностям, что определяет его деятельность в контексте современной ценностной картины мира.

Структура исследуемого личностного образования представлена когнитивным, эмоционально-оценочным, идентификационным и интернализационным компонентами. Когнитивный компонент выполняет информационную функцию, раскрывающуюся в фиксации информации об основных фактах, понятиях, идеях, раскрывающих признаки ценно­стей Человек, Отечество и Мир; включает в себя знания об универсальных гуманистических ценностях. Содержание компонента раскрывается через категории «ценности», «универсальные ценности», «Человек Цивилизации», «единство Отечества и Мира», «социокультурное единство человечества». Эмоционально-оценочный компонент выполняет функцию эмоционального подкрепления, проявляющуюся в эмоциональном переживании и оценочном восприятии знаний о ценностях Человек, Отечество и Мир. В его содержание входят эмоциональное переживание по отношению к этим ценностям, устойчивое позитивное отношение к ним, выражающееся в самостоятельных оценочных суждениях. Интернализационный компонент выполняет регулятивную функцию, проявляющуюся в соотношении субъектом собственного действия с личностным смыслом ценностей Человек, Отечество и Мир, и определяет направленность целеполагающей деятельности личности. Компонент отражает анализ, прогнозирование, регуляцию и реализацию старшеклассником собственной деятельности на основе ценностного самоопределения. Системообразующим компонентом выступает идентификационный компонент, который выполняет рефлексивную функцию, отражающую изменения индивидуального сознания личности, построение новых образов себя, своего «Я» в результате осмысления приобретенных знаний об универсальных гуманистических ценностях, эмоционально-оценочных реакций на них. В содержание идентификационного, системообразующего компонента входят самопознание, рефлексия, осознание личностного и общечеловеческого смысла ценностей Человек, Отечество, Мир. Структура личностного образования определила выбор критериальных оснований, фиксирующих его на репродуктивном, преобразующем и предметно-практическом уровнях сформированности.

2. В условиях профильного обучения оптимизируется потенциал аксиологической среды социально-гуманитарного образования (история, обществознание и право), в которой ученик осознает себя представителем своего Отечества, живущим в условиях международной интеграции государств и обществ. Содержание вышеуказанных дисциплин предполагает раскрытие личностной и универсальной значимости ценностей Человек, Отечество, Мир не только через интеллектуальное освоение, но, прежде всего, через эмоциональное переживание этой значимости, способствует процессам идентификации личности через рефлексию и самопознание, определяющие взаимодействие человека с окружающим миром, а также позволяет включать школьников в ценностно-смысловую коммуникацию, понимаемую как особого рода учебную деятельность по присвоению универсальных гуманистических ценностей, создающую условия для становления ценностного самоопределения старше­классника, в которую включаются субъекты образовательного процессa.

Обучение социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне характеризуется углубленным содержанием учебного материала, особой личностно ориентированной направленностью учебного процесса (предпрофильная подготовка, выбор профиля, выбор элективных курсов, наличие возможности обучаться по индивидуальным образовательным программам), увеличением количества учебного времени на изучение дисциплин, а также повышенной мотивацией старшеклассников к самопознанию, самоопределению.

3. Процесс формирования ценностного самоопределения старше­классников включает три этапа: ценностно-поисковый, ценностно-смысловой и прогностический. На этапах происходит последовательное формирование личностного образования соответственно уровням его проявления, логика этапов обусловлена психологической основой и механизмом присвоения старшими школьниками универсальных гуманистических ценностей. Ценностно-поисковый этап предполагает формирование ценностного самоопределения старшеклассников на репродуктивном уровне. Для него характерны разрозненность элементов ценностного самоопределения; общий эмоциональный фон при восприятии информации о ценностях Человек, Отечество, Мир; элементарные ценностно-коммуникативные учебные умения. Ценностно-смысловой этап направлен на формирование преобразующего уровня исследуемого личностного образования. Происходит aктуaлизация отдельных элементов ценностного самоопределения личности применительнo ко всем его компонентам; ценностно-коммуникативные учебные умения носят частично-поисковый характер. Прогностический этап ориентирован на формирование предметно-практического уровня сформированности у старше­классников ценностного самоопределения, что предполагает сформированность системы знаний о Человеке, Отечестве и Мире как универсальных ценностях, осознанность и принятие личностного смысла данных ценностей, наличие устойчивого эмоционального отношения, ценностно-коммуникативные учебные умения творческого характера.

4. Процесс формирования ценностного самоопределения старше­классников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне эффективен при организации ситуаций ценностной идентификации, стимулирующих активность ученика по присвоению ценностей Человек, Отечество, Мир, посредст­вом процесса идентификации, поиску смыслов и проектированию и реализации собст­венной деятельности в соответствии с ними. Ведущим дидактическим средствoм ситуации ценностной идентификации на каждом этапе являются императивные личностные конструкты, специфические учебные задачи ценностно-коммуникативного характера, позволяющие старшекласснику на основе идентификации с Человеком как высшей ценностью, а также на основе ценностного отношения к Отечеству и Миру кoнcтруирoвать сoбст­вeнную деятельность, классифицируемые по содержанию, уровню сложности, характеру искомого.

На ценностно-поисковом этапе процесса преобладают императивные личностные конструкты репродуктивного уровня сложности, ориентирующие на усвоение содержания идеи ценностной структуры общества, ответственного субъекта, Человека как высшей ценности. На ценностно-смысловом этапе преобладают императивные личностные конструкты аналитического уровня сложности, направленные на осознание единства Отечества и Мира. На прогностическом этапе ситуации ценностной идентификации создаются посредством императивных личностных конструктов продуктивного уровня сложности, ориентированных на интеграцию личностного смысла ценностей Человек, Отечество, Мир в систему отношений старшеклассника с миром.



Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: впервые понятие «ценностное самоопределение личности» рассматривается в контексте ценностной картины мира (Л.П. Разбегаева); дополнено научное знание, представленное в работах Н.Н. Ворожищевой, А.В. Кирьяковой, Е.А. Кострюковой, Е.В. Кривцовой, Н.Н. Лебедевой, Т.А. Носовой, В.Д. Повзун, о содержании ценностного самоопределения как процесса и результата определения личностью собственной позиции в системе ценностей (универсальных гуманистических ценно­стей Человек, Отечество, Мир); система педагогических средств дополнена средствами ценностно-коммуникативного характера (императивные личностные конструкты), адекватными гуманитарному познанию, позволяющими включать учащихся в учебно-познавательную деятельность по присвоению универсальных гуманистических ценностей – ценностно-смысловую коммуникацию (Л.П. Разбегаева, Т.В. Самоходкина); дополнены научные представления о психологической основе самоопределения личности с позиций ценностного подхода (М.Р. Гинзбург, Р.С. Не­мов, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, М.С. Яницкий); конкретизирован процесс формирования ценностного самоопределения личности в условиях обучения социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне (В.В. Гулякина, О.Б. Даутова, Т.А. Демина, В.В. Климов, Т.А. Носова, И.Н. Нурлыгаянов, А.П. Тряпицына, В.И. Юсова); уточнены науч­ные представления о структуре ценностного самоопределения старшеклассника в соответствии с его функциями в личностном развитии и критерии, соответствующие показателям диагностирования состояния и степени целостности компонентов исследуемого новообразования на разных уровнях – низком (репродуктивном), среднем (преобразующем), высоком (предметно-практиче­ском) (Д.В. Кириллов, И.В. Крутова, Е.А. Мацефук, Т.В. Самоходкина).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что они позволяют разрабатывать иные подходы, составляющие систему процессуального обеспечения формирования ценностного самоопределения старшеклассников, что расширяет представления о ценност­ном самоопределении личности в теории ценностного подхода и теории общего образования. Разработанные теоретические основы могут служить базой для выявления потенциала аксиологической среды обучения социально-гуманитарным дисциплинам как на профильном, так и базовом уровне.

Разработана содержательная характеристика ценностного самоопределения, описан процесс его формирования в условиях обучения социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне с позиций гуманитарно-целостного и ценностного подходов, что может стать базой для теоретического обоснования процесса формирования иных видов самоопределения. Полученные результаты исследования могут служить теоретической основой для исследования процесса формирования ценностного самоопределения личности на иных этапах онтогенеза, а также развития данного личностного образования в обучении различным учебным дисциплинам с учетом принципа интеграции.



Достоверность результатов исследования обеспечиваeтся целостным подходом к решению проблемы: непротиворечивостью и методоло­гичeской oбоснованностью исходных теоретичeских положений исследования; использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; длительным характером изучения педагогической практики; достаточной количественной базой формирующего эксперимента; личным участием автора в экспериментальной работе; кoрректной организацией опытнo-экспериментальнoй работы по формированию исследуемого личностного образования; повторяемoстью ее результатов; репрезентативнoстью выборки, единст­ва количест­венного и качественного анализа, статистической значимо­стью экспериментальных данных.

Практическая ценность результатов исследования:

 разработаны критериально-диагностическое сопровождение формирования ценностного самоопределения, а также комплексная методика оценки уровней его сформированности, что позволит преподавателю диагностировать у старшеклассников исследуемое личностное образование; определена система средств формирования ценностного самоопределения старшеклассников в процессе обучения социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне;

 модель формирования ценностного самоопределения личности создает условия для реализации ценностного содержания социально-гуманитарных дисциплин на профильном уровне, может выступать ориентиром для учителя в решении актуальных проблем современного образования;

 программа курса по выбору «Методика формирования ценностного самоопределения старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне» для магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (магистерские программы «Теория и методика обучения истории» и «Обществоведче­ское образование»), и методические материалы «Использование императивных личностных конструктов в процессе формирования ценностного самоопределения старшеклассников» могут использоваться в образовательном процессе школы и вуза, в системе переподготовки учителей социально-гуманитарных дисциплин.



Результаты диссертационного исследования могут применяться учителями при организации работы как на уроках обществознания, истории, права, так и во внеклассной работе.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в форме статей, обсуждались на заседаниях научно-образовательного центра «Аксиологические проблемы социально-гуманитарного образования» Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ); заседаниях НИИ личностно ориентированного образования ВГСПУ; аспирантских семинарах; на всероссийских научно-практических конференциях «Профессиональная компетентность педагога как условие повышения качества образования» (Волгоград, 2010 г.), «Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях» (Михайловка, 2010 г.), «Образы России, ее регионов в историческом и образовательном прост­ранстве» (Новосибирск, 2011 г.); Международной научно-практиче­ской конференции «Развитие образования в Волгоградской области: история и современность» (Волгоград, 2010 г.); Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «47-е Евсевьевские чтения» (Саранск, 2011 г.); в проекте «Модели и технологии психолого-педагогиче­ского сопровождения развития детей в системе образования» (Саранск, 2011 г.); на II Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения» (Челябинск, 2011 г.); Международной научно-практической конференции «75 лет Волгоградской (Сталинградской) области: история и современность» по документам архивного фонда Волгоградской области (Волгоград, 2011 г.); региональной научно-практической конференции «Модернизация образования на компетентностной основе: опыт и результаты внедрения образовательных стандартов нового поколения» (Волго­град, 2012 г.); Международной научно-практической конференции «Продуктивное образование: формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение» (Саратов, 2012 г.). Основные результаты и выводы исследования представлены в 21 публикации автора.

Внедрение результатов исследования в образовательную практику осуществлялось в ходе педагогической деятельности самого исследователя, учителей истории, обществознания, права в Палласовской МСОШ № 2, МОУ СОШ № 33 с углубленным изучением отдельных предметов, ГБОУ «Волгоградский лицей-интернат “Лидер”», МОУ Гимназия № 14 г. Волгограда. Материалы исследования использовались при подготовке и проведении занятий, в ходе руководства педагогической практикой студентов IV–V курсов специальностей «История» и «Юриспруденция» Волгоградского государственного социально-педагогиче­ского университета.

Личный вклад соискателя состоит в теоретическом обосновании основных идей и положений исследования, в непосредственном участии в получении и апробации результатов, изложенных в диссертации, через преподавательскую деятельность в школе и руководство группой учителей-экспериментаторов и в подготовке основных публикаций по выполненной работе.

Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 212 с. состоит из введения (17 с.), двух глав (1-я гл. – 94 с., 2-я гл. – 96 с.), заключения (6 с.), библиографического списка (242 наименования); включает 20 приложений с материалами опытно-экспериментальной работы, диагностическими методиками. Основной текст диссертации содержит 28 таблиц, 2 схемы, систематизирующие теоретический и эмпирический материал.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Первая глава диссертации «Теоретические основы формирования ценностного самоопределения старшеклассников» состоит из четырех параграфов.

Первый параграф «Состояние проблемы ценностного самоопределения личности в научной литературе» посвящен анализу ведущих дефиниций исследования – «самоопределение», «ценность», «ценностное самоопределение», выявлены подходы отечественных и зарубежных ученых к пониманию содержания ценностного самоопределения.

В философии категория «ценностное самоопределение» специально не рассматривалась, однако многие ученые видят в основе самоопределения ценностное содержание как «движение в вечных ценностях через рефлексию бытия» (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс), ряд авторов определяют его нравственный аспект (Л.М. Архангельский, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Н.Д. Зотов, И. Кант, Ж.-П. Сартр, В. Франкл). Самоопределяясь, человек проектирует свою сущность через «выбор себя» (С. Кьеркегор), «выбор внутреннего Я» (К. Ясперс), «поиск самого себя» (Ж.-П. Сартр), «процесс конструирования, становления Я» (П. Шульц), «идеальное проецирование себя в будущее» (М.М. Бахтин).

В педагогической и психологической литературе процесс самоопределения рассматривается неоднозначно: как личностное новообразование, ответственное за «осо­знание личностью свободы действовать в соответствии с ценностями группы» (А.В. Петровский), «формирование внутренней позиции человека» (Л.И. Божович), «становление растущего человека субъектом жизни и жизнедеятельности» (К.А. Абульханова-Славская), «нахождение места для себя в пространстве деятельности» (П.Г. Щедровицкий). Ценностно-смысловую сферу самоопределения выделяли Б.Ф. Зейгарник и Б.С. Братусь, А.В. Мудрик, М.Р. Гинзбург, А.В. Пет­ровский, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн.

В педагогической науке ученые (А.В. Кирья­кова, Е.В. Кострюкова, Т.А. Носова, В.Д. Повзун, А.А. Преснов) при определении сущности ценностного самоопределения акцентируют внимание на том, что данное качество выступает как процесс и результат выбора человеком собственной позиции, целей и средств саморазвития и самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, а также как ведущий механизм обретения и проявления личностью внутренней свободы на основе ценност­ных ориентаций.

Ряд ученых (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, М.Р. Гинзбург, А.В. Кирьякова) подчеркивают, что именно ценностное самоопределение выступает базовым компо­нентoм личностного, жизненного, профессиональнoго самоопре­дeления и предполагает определениe своей позиции относительно общест­веннo выработаннoй системы ценностей. Л.П. Разбегаева выделяет си­стему универсальных гуманистических ценностей (Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации), которые являются основными параметрами ценностной картины мира. Полагаем, что целесообразно рассматривать ценностное самоопределение, прежде всего, в рамках системы данных ценностей, т. к. это обеспечивает социализацию личности старшеклассника, интеграцию его в современный мир.

Вышесказанное позволило трактовать ценностное самоопределение как личностное образование, предполагающее процесс и результат определения личностью собственной позиции относительно системы универсальных гуманистических ценностей (Человек, Отечество, Мир).

Во втором параграфе «Профильное обучение социально-гуманитарным дисциплинам как условие формирования ценностного самоопределения старшеклассников» выявлено, что в аксиологической среде социально-гуманитарного профиля создаются благоприятные условия для становления ценностного самоопределения личности ученика. Наиболее полно формированию ценностного самоопределения способствуют такие социально-гуманитарные дисциплины, как история, обществознание и право. Их содержание предполагает раскрытие личностной и универсальной значимости ценностей Человек, Отечество, Мир не только через интеллектуальное освоение, но, прежде всего, через ее эмоциональное переживание, способствует процессам идентификации личности через рефлексию и самопознание, определяющие взаимодействие человека с окружающим миром (самореализацию). Значение данных дисциплин в условиях профильного обучения возрастает, поскольку оно характеризуется углубленным содержанием изучаемого учебного материала, особой личностно ориентированной направленностью учебного процесса, увеличением количества учебного времени на изучение дисциплин, а также повышенной мотивацией старшеклассников к самопознанию, самоопределению.

В третьем параграфе «Сущностные характеристики ценностного самоопределения личности старшеклассника» представленa структурно-функциональнaя модель исследуемoго личностного образoвания, выявлены критерии и уровни его сформированности.



Были выделены когнитивный, эмоционально-оценочный, идентификационный, интернализационный компоненты ценностного самоопределения, каждый из которых обладает определенной функциональной заданностью.

Когнитивный компонент включает систему знаний о ценностях Человек, Отечество и Мир, которые проявляются на уровнях представлений, понятий, идей (Л.П. Разбегаева). Структура знаний включает в себя знания об универсальных гуманистических ценностях, о компонентах ценностей Человек, Отечество, Мир; о роли ценностей Человек, Отечество, Мир в современной цивилизации. Содержание знаний о данных ценностях раскрывается через соответствующие идеи Человека как высшей ценности и единства планетарной цивилизации. Идея Человека как высшей ценности раскрывается через категории «человек», «жизнь», «ответственность». В связи с процессами глобализации жизнь человека выступает единственным условием и критерием для существования любых других ценностей. Идея единства планетарной цивилизации осознается в логике принятия личностью ценностей Отечество, Мир и способствует пониманию социальных и культурных процессов в современном мире, выражающихся во взаимозависимости народов и государств. Как следст­вие, современный человек зачастую осознает себя гражданином Отечества и планетарной цивилизации одновременно (Л.П. Разбегаева). Когнитивный компонент выполняет информационную функцию.

Эмоционально-оценочный компонент связан с особенностями эмоцио­нального восприятия знаний о ценностях Человек, Отечество, Мир, поскольку их содержание, преломляясь через эмоциональную сферу личности, приобретает личностный смысл. Идeи и суждeния разума актуализируются в качестве практических принципов жизни личности только в связи с зарoждением ее эмоционально-чувственного отнoшения к важным проблемам общества (А.В. Кирьякова). Знания о Человеке, Отечестве и Мире как ценностях усваиваются в сознании с определенным личностным отношением, представляющим собой синтез эмоционального отношения и отношения оценочного (И.И. Чеснокова). Объектами такого отношения являются отдельные исторические факты, явления или идеи, отражающие содержание ценностей Человек, Отечество и Мир. Данный компонент выполняет функцию эмоционального подкрепления.

Идентификационный компонент связан с процессом выявления личностью собственной идентичности с Человеком Цивилизации как высшей ценностью, который относится к Отечеству и Миру как ценностям. Информационно-эмоциональное наполнение структур самосознания личности, как указывают исследователи (В.С. Мухина, А.В. Петровский), всегда связано с процессом идентификации, т.е. отождествлением себя с образом идеала. Идентификация представляет собой процесс и результат построения образа «Я» (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Г.И. Малейчук, К. Род­жерс, В.В. Столин, Н.И. Чеснокова), т.е. устойчивого представления о себе, которое в психологии называется также идентичностью личности. Таким образом, формирование ценностного самоопределения напрямую взаимосвязано с процессом идентификации личности (М.С. Яницкий). Данный компонент является системообразующим в структуре исследуемого личностного образования и выполняет рефлексивную функцию.

Идентификация личности с Человеком Цивилизации оказывает влия­ние на ее поведение, ценности Отечество и Мир становятся внутренними регуляторами деятельности человека. Таким образом, налицо процесс интернализации, предполагающий сознательное и активное воспроизводство принятых ценностей в своей деятельности. Интернализационный компонент выражает связь конкретного субъекта с ценностями Отечество и Мир. В содержание компонента входят регуляция собственной модели действия; мысленный анализ собственного действия, построение временной перспективы деятельности с учетом отношения к ценностям Отечество и Мир как лично значимым. Это происходит в ходе познавательной деятельности, основанной на ценностно-коммуникативных учебных умениях отбора и анализа признаков универсальных гуманистиче­ских ценностей в учебном материале; обоснования своего личного отношения к вышеуказанным ценностям; планирования и корректировки собственной деятельности в контексте ценностной картины мира. Интернализационный компонент выполняет регулятивную функцию.

Все компоненты ценностного самоопределения взаимообусловлены. Это объясняется тем, что исследуемое личностное образование является целостным, интегративным. Вместе с тем выделенные компоненты наряду с взаимосвязью обладают определенной самостоятельностью.

С учетом специфики компонентного состава исследуемого личностного образования, а также в соответствии с идеями гуманитарно-целост­ного подхода к педагогическому процессу представлены критериальные основания сформированности ценностного самоопределения: полнота знаний о ценностях Человек, Отечество, Мир; системность знаний о них; харaктер объектoв эмоционального отношения к данным ценностям; фoрма эмоциoнального отношения; характер оценочнoго отношения к Человеку, Отечеству, Миру как ценностям; самоанализ; степень осознанности общечеловече­ской значимости ценностей Человек, Отечество, Мир; наличие образа «Я»; степень сформированности ценностно-коммуникативных учебных умений; полнота реализации деятельностных аспектов отношения к Человеку, Отечеству, Миру как универсальным гуманистическим ценностям. На основе критериев были выделены уровни проявления исследуемого личностного образования – низкий (репродуктивный), средний (преобразующий) и высокий (предметно-практический) уровни сформированности ценностного самоопределения.

В четвертом параграфе «Обоснование модели процесса формирования у старшеклассников ценностного самоопределения в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне» представлены этапы и обоснованы средства формирования исследуемого личност­ного образования. Основой для построения модели послужили представления о целостности педагогического процесса (Н.М. Борытко, В.С. Ильин, Н.К. Сергеев); аксиологический (Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, Л.Н. Столович, В. Франкл), деятельностный (П.Я. Гальперин, В.В. Да­выдов, А.Н. Леонтьев) подходы к организации педагогического процесса; личностно-развивающий (Е.А. Крюкова, В.В. Сериков) и ценностный (А.В. Кирьякова, Л.П. Разбегаева) подходы в образовании.

Ценностный потенциал социально-гуманитарных дисциплин, уровни сформированности исследуемого личностного образования, а также механизм присвоения ценностей осознание – осмысление – понимание – принятие (Л.П. Разбегаева) и психологические процессы, выделенные Д.А. Леонтьевым, смыслообразование – смыслоосознание – смыслостроительство определили последовательность и количество этапов в модели конструируемого процесса: ценностно-поисковый, ценностно-смысловой, прогностический.



Ценностно-поисковый этап направлен на формирование ценностного самоопределения старшеклассников на низком (репродуктивном) уровне сформированности. Основными элементами механизма присвоения ценностей Человек, Отечество, Мир выступили осо­знание и осмысление, а также смыслообразование (интериоризация), а базовыми компонентами – когнитивный и эмоционально-оценочный. Ценностно-смысловой этап направлен на формирование среднего (преобразующего) уровня ценностного самоопределения личности. Понимание и смыслоосо­знание (идентификация), как элементы психологической основы, составляют базу для присвоения ценностей на данном этапе, а соответству­ющим компонентом выступает идентификационный. Прогностический этап ориентирован на формирование высокого (предметно-практического) уровня сформированно­сти ценностного самоопределения старшеклассников. Принятие ценностей Отечество и Мир выступает ключевой составляющей механизма присвоения ценностей на данном этапе, соответствующим компонентом выступает интернализационный.

В рамках ценностного подхода в гуманитарном образовании (Л.П. Раз­бегаева) средствами формирования ценностного самоопределения старшеклассников выступают ситуации ценностной идентификации, стимулирующие активность ученика по присвоению универсальных гуманистических ценностей посредст­вом процесса идентификации, поиску смыслов, проектированию и реализации собст­венной деятельности в соответствии с ними. Составляющими ситуации ценностной идентификации выступают фрагмент содержания социально-гуманитарных дисциплин, отражающий личностную и социальную значимость единства ценно­стей Человек, Отечество и Мир; педагог, который не только организует ситуацию, но и выступает ее активным субъектом, осознающим необходимость взаимосвязи между ценностным аспектом самоопределения и развитием личности; ученик, обладающий потребностью в идентификации и стремящийся ее реализовать в познавательной деятельности; Другой – субъект изучаемой культуры, эпохи как носитель ценностных представлений своего времени, культуры; императивные личностные конструкты (Дж. Келли) как системообразующие элементы ситуации ценност­ной идентификации. Данные конструкты представляют собой специфические учебные задачи ценностно-коммуникативного характера, позволяющие старшекласснику кoнструирoвать сoбственную деятельность на основе идентификации с Человеком как высшей ценностью, а также на основе ценностного отношения к Отечеству и Миру. Конструкты классифицируются по содержанию, характеру искомого и уровню сложности в соответствии с этапом формирования ценностного самоопределения.

Учитель инициирует активность учащихся по решению императивных личностных конструктов, включает их в ценностно-смысловую коммуникацию – учебно-познавательную деятельность, адекватную специфике гуманитарного познания. На каждом этапе использовались ситуации ценностной идентификации, создаваемые посредством императивных личностных конструктов различного уровня сложности: низкого (репродуктивного), среднего (аналитического), высокого (продуктивного). Усложнение происходило по трем основным направлениям: разнообразие подходов к решению данного конструкта, степень самостоятельности старшеклассников в процессе его решения, количество исходной информации по рассматриваемому конструкту.

Вторая глава диссертации «Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного самоопределения старшеклассников» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Диагностика состояния школьной практики формирования ценностного самоопределения старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне» представлены результаты диагностического исследования педагогиче­ской деятельности по формированию ценностного самоопределения старших школьников, описан ход констатирующего эксперимента, обоснована содержательная база опытно-экспериментальной работы.

Анализ нормативных документов (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», «Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”», ГОСы среднего (полного) образования по истории, обществознанию и праву (профильный уровень), «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФГОС среднего (полного) образования нового поколения, проект «Фундаментальное ядро содержания общего образования», учебно-методические комплексы по истории, обществознанию и праву профильного уровня) показывает, что в них подчеркивается необходимость формирования самоопределения школьников; прослеживаются идеи о необходимости формирования ценностного отношения к Человеку, своему Отечеству и Миру в целом; подчеркивается особое место социально-гуманитарных дисциплин в процессе самоопределения («самоидентификации») подростка.

Содержание федеральных учебников и учебных пособий обладает потенциалом по выработке отношения к Отечеству и Миру как ценно­стям. В то же время вопросы и задания, присутствующие в них, предлагают лишь констатацию оценок, слабо ориентированы на становление эмоционально-оценочного отношения к универсальным гуманистиче­ским ценностям, поиск, осознание и принятие их личностного смысла. Задания слабо ориентированы на формирование ценностно-коммуникативных учебных умений.

Беседы с педагогами, педагогическое наблюдение и анкетирование позволили сделать вывод о том, что большая часть учителей осознает актуальность формирования ценностного самоопределения у старше­классников. В то же время необходимо отметить их недостаточную теоретическую и методическую подготовленность к целенаправленной работе в этом направлении.

Целью диагностического эксперимента было определение места ценно­стей Человек, Отечество и Мир среди иных ценностных приоритетов старшеклассников (Мир, отечество, Труд, Человек, Закон, Познание, Ответственность, Красота, Семья). Исследуемые ценности оказались на последнем месте. Для диагностики сформированности у старшеклас­сников исследуемого личностного образования использовался комплекс методик, который включал четыре группы.



Первая группа позволила определить уровни сформированности когнитивного компонента, т.е. выявить полноту и системность знаний о Человеке, Отечестве и Мире как универсальных ценностях. Использовались наблюдение, анкетирование и беседы со старшеклассниками, преподавателями. Вторая группа методик обеспечила выявление уровня сформированности эмоционально-оценочного компонента ценностного самоопределения. Применялись методика незаконченных предложений, тест на определение устойчивости эмоционального отношения, мини-опросы, беседы. Третья группа методик способствовала определению уровня сформированности идентификационного компонента. Были использованы анкетирование, методика незаконченных предложений, беседы со старшеклассниками. Четвертая группа методик была направлена на определение уровня сформированности интернализационного компонента ценностного само­определения старшеклассников. Использовались специально разработанные задания, анкеты, направленные на выявление уровня сформированности ценностно-коммуникативных учебных умений, связанных с проявлением ценностного самоопределения.

По результатам использованных методик были описаны уровни сформированности ценностного самоопределения личности. Низкий (ре­продуктивный) уровень характеризуется разрозненностью знаний об отдельных признаках ценностей Человек, Отечество и Мир, общим эмоциональным фоном при восприятии информации о них. Присутствуют эмоциональные переживания по отношению к отдельным историческим событиям, явлениям, к отдельным компонентам ценностей. Рефлексия затруднена, потребность в самопознании отсутствует. Налицо неосознанность личностного смысла ценностей Человек, Отечество и Мир, ценностно-коммуникативные учебные умения элементарного уровня сформированности, неосознанная реализация деятельностных аспектов исследуемого личностного образования. Средний (преобразующий) уровень характеризуется актуализацией отдельных элементов ценностного самоопределения применительно ко всем его компонентам, формированием базовых знаний о ценностях Человек, Отечество, Мир на уровне понятий и идей. Наблюдается осознание связей между данными ценностями, закрепляются эмоциональные переживания при восприятии информации об этих ценностях. Наблюдается устойчивая положительная эмоциональная реакция относительно данных ценностей, появляются потребность и способность к рефлексии. При этом проявляются про­цессы осознания личностного смысла ценностей Отечество, Мир, ценностно-коммуникативные учебные умения на частично-поисковом уровне и, как правило, осознанная реализация отдельных аспектов ценностного самоопределения в деятельности. Высокий (предметно-практический) уровень характеризуется полнотой и системностью знаний о ценностях Человек, Отечество и Мир, что отражается в ценностной картине мира личности; устойчивым позитивным отношением старшеклассников к вышеуказанным ценностям, а также их устойчивой положительной эмоциональной оценкой. Осознается личностный смысл ценностей Отечество и Мир, присутствует идентификация себя с ценностью Человек Цивилизации. Ценностно-коммуникативные учебные умения характеризуются творческим уровнем сформированности. Происходит сознательная регуляция всех деятельностных аспектов ценностного самоопределения.

Констатирующий эксперимент показал, что в современной практике преподавания социально-гуманитарных дисциплин на профильном уровне имеются необходимые условия для процесса формирования ценностного самоопределения старшеклассников. Основное противоречие за­ключается в том, что, с одной стороны, ценностное самоопределение личности старшеклассника провозглашено одной из приоритетных задач современного общего образования, с другой стороны, на практике не используется научно обоснованная дидактическая система, позволяющая целенаправленно формировать у старшеклассников данное личностное образование.

Во втором параграфе «Реализация модели процесса формирования ценностного самоопределения старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне» описан ход формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент осуществлялся на материале дисциплин «История России», «Обществознание», «Всеобщая история», «Право». «История России» и «Обществознание» выступили системообразующими в процессе формирования ценностного самоопределения старшеклас­сников, поскольку при их изучении ученик, самоопределяясь, осознает себя представителем своего Отечества, живущим в условиях международной интеграции государств и обществ.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа.

Первый этап – ценностно-поисковый – обеспечивал формирование у старшеклассников данного личностного образования на низком (репродуктивном) уровне. Целью этапа являлось создание у учащихся ценностной основы для самоопределения, заключающейся в формировании представлений о Человеке, Отечестве, Мире как универсальных ценностях через раскрытие базовых понятий ключевых идей, а также в создании позитивного эмоционально-оценочного отношения к вышеуказанным ценностям.

Цель реализовывалась в рамках ситуаций ценностной идентификации смыслообразующего характера, что было связано с решением проб­лемных заданий: «Докажите, что человек является единственным условием существования других ценностей», «Всегда ли в истории человек являлся высшей ценностью?», «Раскройте содержание понятия “Отечест­во”», «Какова взаимосвязь Отечества и Мира?».

Опорными темами этапа в курсе «Обществознание» являлись «Сущность человека как проблема философии», «Социальные ценности и нормы»; в курсе «История России» – «Славяне в V–VII вв. Религия древних славян», «Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава», «Политическая раздробленность Руси», «Монголо-татарское нашествие на Русь», «Революционные потрясения 1905–1907 гг.», «Россия в Первой мировой войне», «Гражданская война»; в курсе «Всеобщая история» – «Ближний восток», «Древняя Греция», «Древний Рим», «Возрождение как культурно-историческая эпоха», «Первая мировая война на фронтах и в тылу», «Послевоенная система международных договоров», «Социально-экономические процессы в европейских государствах и США»; в курсе «Право» – «Права человека», «Государство, его признаки и формы», «Советское право в 1917–1954 гг.». К каждой из вышеназванных тем были разработаны императивные личностные конструкты.

Второй этап опытно-экспериментальной работы – ценностно-смысловой – определял формирование ценностного самоопределения старшеклассников на среднем (преобразующем) уровне. Целью данного этапа являлось открытие учеником личностного смысла ценностей Человек, Отечество и Мир, т.е. осознание личностной и социальной значимости данных ценностей. В рамках ситуации ценностной идентификации рассматривались проблемы: «Какова взаимосвязь Человека, Отечества и Мира», «Что есть Другой Человек для вас?», «Что есть Отечество для вас?», «В чем выражается ваша взаимосвязь с Миром?».

Опорными темами этапа в курсе «Обществознание» являлись «Духовный мир личности», «Проблема общественного прогресса», «Социаль­ные интересы и формы социального взаимодействия»; в курсе «История России» – «Реформы Ивана Грозного», «Смутное время», «Реформы Петра Великого», «Отечественная война 1812 года», «Россия вступает в революцию», «Гражданская война», «Великая Отечественная война»; в курсе «Всеобщая история» – «Возникновение мирового рынка», «Промышленная революция», «Политические революции VII–VIII вв.», «Утверждение тоталитаризма», «На фронтах Второй мировой войны», «Международные отношения 1945–2010 гг.»; в курсе «Право» – «Сущность государства», «Правосознание», «Правовое государство», «Конституционные права и свободы человека». Использовались императивные личностные конструкты различного уровня сложности, обобщающая и эвристическая беседа, сочинения-размышления, проблемное изложение, дискуссия.

Опытно-экспериментальная работа на третьем этапе – прогностическом – была направлена на формирование ценностного самоопределения на высоком (предметно-практическом) уровне. Цель данного этапа – создание условий для интеграции ценностного самоопределения старшеклассников в систему их отношений с окружающим миром.

Реализации цели способствовало разрешение основного вопроса: «Почему в современном мире возрастает роль Человека, Отечества, Мира как ценностей?». Опорными темами этапа в курсе «Обществознание» являлись «Глобальные проблемы современности», «Гражданское общест­во», «Многообразие современного мира», «Глобализация и ее последст­вия», «Целостность и противоречивость современного мира»; в курсе «История России» – «Гражданская война», «Великая Отечественная война».

Решение императивных личностных конструктов на данном этапе происходило в рамках имитации жизненных ситуаций, анализа исторических источников, написания эссе, обобщающих и эвристических бесед, проблемного изложения.

Созданная модель процесса формирования ценностного самоопределения старшеклассников носит идеальный характер. Необходимо подчеркнуть, что на практике применяемые средства использовались в различных вариантах, в соответствии с уровнем сформированности данного личностного образования у конкретного старшеклассника.

В третьем параграфе «Динамика результатов опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного самоопределения старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне» приведен сравнительный анализ результатов исследования, представлена динамика формирования ценностного самоопределения старшеклассников экспериментальных и контрольных классов.


следующая страница >>