Бухгалтерский баланс как основная форма Финансовой отчетности Технико-экономические показатели компании триэл - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Определить следующие основные технико-экономические показатели по... 1 40.16kb.
Задача оптимизации структуры одноканальной замкнутой системы массового... 1 50.07kb.
Краткий обзор 1 Сокращения 2 I. >II. Представление отчетности Форуму... 4 1849.89kb.
Научная специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным... 1 51.53kb.
Закон о консолидированной финансовой отчетности принят Государственной... 1 51.4kb.
Правило (стандарт) n понимание деятельности аудируемого лица, среды... 3 875.71kb.
Основные понятия аудита и аудиторской деятельности 1 351.56kb.
Общая методология научного творчества Научное изучение как основная... 4 1553.01kb.
Национальный стандарт аудита 300 «Планирование» 1 48.37kb.
Доклад о результатах научного исследования 1 101.81kb.
Бюллетень по очистки различных вод по предложенным показателям. 1 170.88kb.
1. Направление «Устойчивое развитие сельских территорий» 1 217.21kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Бухгалтерский баланс как основная форма Финансовой отчетности Технико-экономические - страница №1/3

Содержание

Введение
Глава 1. Бухгалтерский баланс как основная форма Финансовой отчетности



    1. Технико-экономические показатели компании ТРИЭЛ

    2. Общая характеристика бухгалтерского баланса

    3. Структура бухгалтерского баланса

    4. Основные принципы составления финансовой отчетности и предъявляемые к ней требования

Глава 2. Анализ бухгалтерского баланса

2.1. Экспресс-анализ финансовой отчетности компании ТРИЭЛ

2.2. Анализ состава и структуры активов баланса

2.3. Анализ состава и структуры источников формирования активов баланса

2.4. Анализ ликвидности баланса

2.5. Анализ платежеспособности компании

заключение


список использованной литературы

Введение
В настоящее время в Республике Казахстан активно идет процесс реформирования бухгалтерского учета с ориентацией на международный опыт. Это связано, во-первых, с формированием новой экономической системы, основу которой составляют рыночные отношения, и, во-вторых, вхождением Республики Казахстан в мировое экономическое пространство. Радикальные изменения, происходящие в этих условиях, требуют качественного изменения экономических рычагов управления, в том числе и бухгалтерского учета.

С позиции экономики бухгалтерский учет обычно рассматривается как процесс подготовки информации о предприятии, которая может быть полезной для принятия управленческих решений по распределению и эффективному использованию имеющихся ресурсов. Физические и юридические лица, желающие вложить имеющиеся у них ресурсы в тот или иной бизнес, могут выбрать сферу приложения своего капитала, основываясь прежде всего на финансовой отчетности. Финансовая отчетность в условиях рыночной экономики является информативным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами. Она превращается практически в единственный систематизированный источник финансовой информации о деятельности хозяйствующего субъекта, в основное средство коммуникации хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и информационную базу последующих аналитических расчетов.

Бухгалтерский баланс продолжает играть стержневую роль в системе финансовой отчетности. На основе информации баланса внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения. Значение баланса настолько велико, что анализ финансового положения нередко в специальной литературе называют анализом баланса. Бухгалтерский баланс определен в Казахстанском стандарте бухгалтерского учета № 2 "Бухгалтерский баланс и основные раскрытия в финансовых отчетах", действующем с 1 января 2003 года. Стандарт определяет сущность и представление активов, собственного капитала и обязательств в финансовых отчетах. В нем содержатся требования к информации, подлежащей раскрытию при представлении финансовой отчетности. Эти требования могут быть дополнены в соответствии с требованиями к раскрытиям, включенным в другие стандарты бухгалтерского учета. Юридические лица при подготовке и раскрытии финансовых отчетов должны выполнять требование стандарта №2, так как в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона "О бухгалтерском учете" от 26 декабря 2001 года стандарты, данный Указ, методические рекомендации, инструкции к ним, учетная политика субъекта являются нормативными правовыми актами, регулирующими систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в РК, устанавливающими основные принципы и общие правила учета, требования по внутреннему контролю и внешнему аудиту для субъектов.

Написание данной дипломной работы направлено на достижение следующих целей:


  • показать важность бухгалтерского баланса как отчетной формы при анализе финансового положения компании;

  • овладеть методикой расчета экономической эффективности конечных результатов исследования;

  • весь анализ, для наглядности, провести на основе бухгалтерского баланса конкретного предприятия - компании "ТРИЭЛ".

  • Выполнение дипломной работы позволяет решить следующие задачи:

  • применить научные методы для систематизации, обработки и обобщения отчетных данных;

  • использовать реальные данные компании и сделать выводы по конкретным экономическим показателям, управленческим действиям;

  • развить способность прогнозировать управленческие решения.

Глава 1. Бухгалтерский баланс как основная форма Финансовой отчетности


1.1. Технико-экономические показатели компании ТРИЭЛ
Дипломная работа выполнена на материалах компании "ТРИЭЛ", которая создана на основе Департамента по недвижимости компании "ТРИЭЛ" и зарегистрирована Министерством Юстиции РК 18 сентября 2002 года.

Организационно-правовая форма - Закрытое акционерное общество.

Основными видами деятельности компании являются:


  • осуществление торговых, посреднических операций;

  • лизинговые операции;

  • оценка недвижимости;

  • строительство, монтаж и ремонт административных, жилых зданий и сооружений;

  • охранная деятельность;

  • финансово-инвестиционная деятельность.

Участниками ЗАО "ТРИЭЛ" являются юридические лица РК и других государств, внесшие вклад в уставный капитал общества в порядке, предусмотренном уставом и учредительным договором.

Объявленный уставный капитал общества равен 4 300 000 т. и разделен на 215 000 простых именных акций номинальной стоимостью 20 тенге.

Резервный капитал общества формируется для покрытия убытков общества в порядке и размере, установленных действующим законодательством.

Общество может формировать иные фонды в соответствии с действующим законодательством.

Чистый доход, получаемый обществом в результате его хозяйственной деятельности после уплаты налогов, остается в собственности общества и используется для создания фондов общества и выплаты дивидендов по акциям.

Высший орган управления общества – Общее собрание акционеров, которое правомочно принимать решения по любым вопросам деятельности компании.

В составе компании функционирует четыре отдела:

1) отдел недвижимости, в функции которого входит маркетинг рынка недвижимости и продвижение услуг на рынке; поиск новых объектов недвижимости для покупки; разработка новых проектов по использованию объектов недвижимости; залог недвижимости; лизинг недвижимости; оценка недвижимости и др.;

2) финансово - аналитический отдел, который занимается определением учетной политики, разработкой, внедрением и ведением учетной документации; финансовым планированием; управлением активами и пассивами; анализом расходов и доходов; расчетом точки безубыточности; определением ценовой политики; подготовкой и представлением финансовой отчетности и др.;

3) административно- хозяйственный отдел, который включает в себя материально-техническую службу; хозяйственную службу и службу охраны;



  1. строительно-эксплутационный отдел, в функции которого входит разработка проектов реконструкции объектов недвижимости; организация и проведение тендеров по проектам; взаимодействие с коммунальными службами и др.

Компания «ТРИЭЛ» является одним из самых крупных владельцев различных объектов коммерческой недвижимости в г.Астана. Компанией накоплен большой опыт в реконструкции находящихся в собственности объектов недвижимости, проводится их модернизация и техническое оснащение, что ведет как к увеличению рыночной стоимости этих объектов, так и делает их привлекательными и удобными для потенциальных клиентов.

Среднегодовая стоимость основных средств за 2004год - 293 196 тыс. тенге.;

Среднегодовая численность работников за 2004 - 50 человек;

Получены убытки в 2004 году - 210,0 тыс. тенге.


Таблица 1
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности компании «ТРИЭЛ»
тыс.тенге

Показатели

2003 год

2004 год

Отклонение (+, -)

1.Доход от реализации продукции (работ, услуг)

88 933,0

94 557,8

+ 5 624,8

2.Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг)

45 005,0

38 267,9

- 6 737,1

3.Валовый доход

43 928,0

56 289,9

+ 12 361,9

4. Расходы периода

43 937,0

38 857,5

- 5 079,5

5.Доход (убыток) от основной деятельности

- 9,0

+ 17 432,2

+ 17 441,2

6.Доход (убыток) от неосновной деятельности

- 1 615,0

- 17 642,2

- 16 027,2

7.Чистый доход (убыток)

- 1 642,0

-210,0

+1 414,0

8.Рентабельность продаж (в %)

97,6

147,1

+ 49,5

Как видно из таблицы, компания «ТРИЭЛ» в 2004 году справилась с выполнением плана по оказанию услуг. За отчетный год объем реализации услуг увеличился по сравнению с 2003 годом на 5624.8 тысяч тенге. Увеличение дохода от реализации услуг оказало положительное влияние на размер валового дохода. В отчетном, 2004 году, валовой доход составил 56289,9 тысяч тенге., что выше прошлого года на 12361,9 тысяч тенге. Рост валового дохода оказал положительное влияние на рентабельность продаж. За отчетный год величина этого показателя увеличилась на 49,5% и составила 147,1%. Рост валового дохода также повлиял на размер дохода от основной деятельности, величина которого составила в 2004 году 17432,2 тысяч тенге. Однако, несмотря на рост рентабельности продаж, и дохода от основной деятельности, компания «ТРИЭЛ» закончила отчетный год с убытком, величина которого составила 210,0 тысяч тенге, правда, это меньше убытка прошлого года на 1414,0 тысяч тенге. Получение компанией убытка, прежде всего связано с большими расходами по не основной деятельности, а именно с расходами по выплате процентов за долгосрочные кредиты и с расходами по курсовой разнице.

1.2 Общая характеристика бухгалтерского баланса

Согласно закону "О бухгалтерском учете" финансовая отчетность начиная с 2003 года включает в себя три отчета:



  1. бухгалтерский баланс;

  2. отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности;

  3. отчет о движении денежных средств.

Стандарт бухгалтерского учета 2 "Бухгалтерский баланс и основные раскрытия в финансовых отчетах" определяет целью финансовой отчетности "обеспечение пользователей полезной, значимой и достоверной информацией о финансовом положении юридического лица, результатах деятельности и изменениях в его финансовом положении за отчетный период".

В условиях формирования рыночных отношений неизмеримо возрастает количество пользователей финансовой отчетности. Если она раньше предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, банку), то в рыночной экономике ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений.



Круг пользователей финансовой отчетности компании охватывает в основном две группы: непосредственно и опосредованно заинтересованных в деятельности компании. К первой группе относятся:

  1. собственники компании;

  2. управленческий персонал и работники компании;

  3. лица, непосредственно не работающие в компании, но имеющие прямой финансовый интерес - инвесторы, различные кредиторы и коммерческие партнеры компании;

  4. органы власти, осуществляющие функции государственного регулирования общественного производства.

Каждый из них имеет свои запросы к представляемой информации и изучает ее, исходя из своих интересов. Так, собственникам (акционерам) компании ТРИЭЛ необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала, оценить, насколько эффективно администрация компании выполняет свои функции. Им необходимо знать, насколько эффективно используются ресурсы компании, насколько доходно менеджеры ведут дела компании и сколько дохода они могут позволить себе изъять из дела для собственных нужд. Они заинтересованы в том, чтобы получить данные о способности компании выплачивать дивиденды, о целесообразности покупки, владения и продажи своих акций.

Руководству компании ТРИЭЛ необходима информация о финансовом положении компании - как текущем, так и ожидаемом. Имея такую информацию, она разрабатывает текущие и перспективные планы развития компании, мероприятия по устранению выявленных в его работе недостатков, обеспечивает эффективное управление компанией. Управленческий персонал компании по данным отчетности устанавливает потребность в финансовых ресурсах, оценивает правильность принятых управленческих решений, определяет основные направления политики распределения дивидендов, составляет предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов, рассматривает возможности слияния с другими компаниями или его приобретения, структурной реорганизации компании отчитывается перед трудовым коллективом, собственниками (учредителями), соответствующими структурами управления (финансовые органы, банки) и иными заинтересованными организациями.

Работники компании интересуются данными отчетности с точки зрения возможности повышения уровня заработной платы и перспектив их работы в данной компании. От финансового положения компании ТРИЭЛ зависит размер их заработной платы и возможность дальнейшей работы по найму.

Инвесторам необходимо определить выгодность помещения в компанию своих капиталов. Входя в долю и приобретая акции компании, инвестор оценивает, насколько выгодно поместить свой капитал, сбережения, каковы возможные дивиденды на вложенный капитал, которые будут выплачиваться акционерам. Несомненно, что вкладчик капитала заинтересуется курсом приобретаемых акций на рынке ценных бумаг, оценит риск банкротства компании, прежде чем решится приобрести его акции.

Кредиторы компании - банки, предоставляющие краткосрочные и долгосрочные кредиты, деловые партнеры-заимодавцы, вкладывающие в данное предприятие свой капитал. Банкам и заимодавцам необходимо быть уверенными в том, что предприятие сможет вовремя возвратить выданный ему кредит и выплачивать проценты. С этой целью они оценивают степень риска при предоставлении кредитов и займов, решают вопрос о выделении кредита данной компании и целесообразности его продления, условия кредитования и гарантии возврата кредита.

Коммерческие партнеры - поставщики, у которых компания приобретает товары в кредит, и потребители, которые покупают у него товары или услуги. Поставщикам необходимо иметь информацию о том, способна ли компания оплатить свои долги; покупатели должны быть уверены в том, что компания ТРИЭЛ является надежным источником поставок и ему не грозит банкротство. Они оценивают платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, изучают отчетность для прогнозирования динамики цен и изыскания более широких возможностей снабжения, заинтересованы в оценке способности компании выполнить взятые им на себя обязательства.

Предмет интереса органов власти и управления составляет разнообразная информация о текущем состоянии дел и перспективах компании, соблюдении ими обязательств перед государством. Такая информация необходима для регулирования деятельности субъектов, определения политики налогообложения и в качестве основы для исчисления национального дохода и прочих статистических показателей, позволяющих судить не только о ходе дел на одном или нескольких предприятиях, но и в целом в отраслях, регионах, экономике страны.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности компании ТРИЭЛ - это те, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности компании, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторы, консультанты, финансовые аналитики, пресса, профсоюзы, общественность.

Таким образом, круг пользователей финансовой отчетности компании весьма широк. Она должна быть составлена так, чтобы полностью удовлетворять запросы вех ее пользователей, тем более возможных инвесторов: акционеров, которые дадут согласие на реинвестирование своих дивидендов; партнеров поддерживающих с компанией устойчивые кооперированные связи и передающих часть своего дохода для его развития; и, что особенно важно, иностранных инвесторов, привлечение средств которых требует наиболее тщательного обоснования. Иными словами в качестве приоритетной может рассматриваться задача формирования информации, необходимой для объективной оценки финансового положения компании внешними пользователями с целью принятия ими экономических решений.

В системе финансовой отчетности компании ТРИЭЛ стержневую роль продолжает играть бухгалтерский баланс. Он выполняет важные функции. Бухгалтерский баланс, во-первых, знакомит собственников и менеджеров с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. каков в количественном и качественном отношении тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться, и кто принимал участие в создании этого запаса. Во-вторых, по балансу определяют, сумеет ли компания в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед третьими лицами, количество которых в рыночной экономике увеличивается (акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели, продавцы и др.). В-третьих, содержание статей актива и пассива дает возможность использовать его как внутренними, так и внешними пользователями. Являясь центральной формой финансовой отчетности, бухгалтерский баланс позволяет определить на отчетную дату состав и структуру имущества предприятия, ликвидность и оборачиваемость текущих активов, наличие собственного капитала и обязательств, состояния и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, кредитоспособность и платежеспособность компании. Данные баланса позволяют оценить эффективность размещения капитала компании, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, размер и структуру заемных источников, а так же эффективность их привлечения.

До 2003 года бухгалтерский баланс строился в форме таблицы, состоявшей из двух частей: актива и пассива. Активы были отражены в балансе как стоимость имущества и долговых прав, которыми располагала и которые контролировала компания ТРИЭЛ на отчетную дату. Пассивы представляли собой обязательства компании по займам и кредиторской задолженности, погашение которых приводило к уменьшению стоимости имущества или поступающих доходов. Виды имущества и источников их образования группировались по качественно однородным признакам. В результате этого актив и пассив баланса состояли из большого количества однородных экономических групп имущества и их источников, а каждая группа, в свою очередь, состояла из отдельных элементов и обобщенных показателей. Такие отдельные элементы и обобщенные показатели в активе и пассиве носят название статей баланса.

Характерной особенностью действовавшей структуры актива баланса является расположение его разделов и балансовых статей в пределах каждого раздела в строго определенной последовательности - в зависимости от их ликвидности по принципу от менее ликвидных к более ликвидным, т.е. вначале идут наименее ликвидные разделы и статьи баланса, затем следуют более ликвидные по мере нарастания уровня их ликвидности. Исходя из этого принципа, заключительными статьями актива выступали наиболее ликвидные оборотные средства (текущие активы) - краткосрочные финансовые вложения, денежные средства в кассе, на расчетном и валютных счетах, а также прочие денежные средства.

Разделы и статьи пассива баланса строились в зависимости от степени срочности платежа по принципу от менее срочных к более срочным.

С введением в действие стандартов бухгалтерского учета уже по-новому определяется бухгалтерский баланс и характеризуются понятия его двух сторон и элементов. Разработчики закона о бухгалтерском учете в Республике Казахстан взяли за основу труды западных ученых. Отметив, что "основными элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения субъекта, являются активы, собственный капитал и обязательства субъекта", они дают следующую характеристику этим элементам финансовой отчетности.

"Активы - это имущество, имущественные и личные неимущественные блага и права субъекта, имеющие стоимостную оценку.



Обязательство - это обязанность лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и др., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Собственный капитал компании ТРИЭЛ - это активы субъекта после вычета его обязательств".

Подробная характеристика этих элементов финансовой отчетности, отраженных в бухгалтерском балансе, дана в Концептуальной основе для подготовки и представления финансовых отчетов. Так, в ней отмечается, что "активы субъекта являются результатом прошлых сделок или других событий. Субъекты обычно получают активы, покупая или производя их, однако другие сделки или события могут генерировать активы. Например, недвижимость, полученная субъектом от правительства. Сделка или другие события в будущем не приводят сами по себе к появлению активов".

Каждый субъект должен использовать свои активы для управления собственностью, производства товарно-материальных запасов, выполнения работ и оказания услуг с целью получения в будущем экономической выгоды, представляющей собой потенциальный, прямой или косвенный вклад в приток денежных средств субъекта, который может возникать как часть его основной деятельности, а также принять форму конвертируемости в денежные средства или возможность сократить отток денежных средств, позволяющий снизить себестоимость продукции. Будущие экономические выгоды, воплощенные в активе, могут быть реализованы субъектом различными путями. Например, актив может быть:


  1. использован отдельно или в сочетании с другими активами в производстве товарно-материальных запасов или услуг;

  2. обменен на другие активы;

  3. использован для погашения обязательств;

  4. распределен между собственниками субъекта.

Обязательства компании ТРИЭЛ также являются результатом прошлых сделок или прошлых событий. Так, например, приобретение товарно-материальных запасов и получение услуг вызывает появление счетов, подлежащих оплате (если только они не оплачены заранее или при поставке), получение кредитов приводит к обязательству выплатить их. Обязательства вступают в силу как следствие требований устава или договора, а также возникают в процессе обычной деловой практики, привычки и желания поддерживать хорошие отношения или действовать беспристрастным образом.

Погашение существующего обязательства обычно вовлекает в себя ресурсы субъекта, воплощающие экономические выгоды, с тем, чтобы удовлетворить претензии другой стороны. Оно может осуществляться следующими способами:



  1. оплатой;

  2. передачей других активов;

  3. предоставлением услуг;

  4. замещением этого обязательства другими;

  5. обменом обязательства на акцию.

Обязательство может считаться погашенным в случае отказа кредитора от своих прав или в случае, когда кредитор лишается этих прав.

Собственный капитал - это свойственная условиям рыночной экономики категория, заменившая понятие "источники собственных средств". Он позволяет более четко разграничивать внутренние источники финансирования деятельности компании от вовлекаемых в хозяйственный оборот внешних источников в форме банковских кредитов, краткосрочных и долгосрочных займов других юридических и физических лиц, различной кредиторской задолженности.

Собственный капитал компании включает различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов: уставный капитал, резервный капитал, нераспределенный доход. Если сказать точнее, то собственный капитал тоже относится к обязательствам, но это обязательство не перед заимодавцами, а перед собственниками компании.

Итоговые суммы долгосрочных и текущих активов, собственного капитала, долгосрочных и текущих обязательств должны быть раскрыты в бухгалтерском балансе. Определение в балансе текущих активов и обязательств и раскрытие их итоговых сумм представляет информацию, помогающую пользователям финансовой отчетности правильно оценить финансовое положение компании и принять правильные управленческие решения. Акцентирование внимания на полезности финансовой отчетности для пользователей явно прослеживается в пункте 7 Стандарта бухгалтерского учета 2, где сказано, что "вся существенная информация должна быть раскрыта таким образом, чтобы финансовые отчеты были ясными, понятными для пользователей"


1.3 Структура бухгалтерского баланса
Баланс компании ТРИЭЛ состоит из двух частей. В первой его части показываются активы, во второй - собственный капитал и обязательства. Обе части всегда сбалансированы, т.е. их итоговые суммы (валюта баланса) равны. По каждой строке баланса компании заполняются две графы. В первую графу заносится финансовое состояние на начало отчетного периода (вступительный баланс), а во вторую графу - на конец года (заключительный баланс).

Первая часть баланса носит название "Активы" и состоит из двух разделов: "Долгосрочные активы" и "Текущие активы".

В первом разделе приводятся разнородные по своей природе активы: материально-вещественные, ценные бумаги, средства в расчетах. Объединяет их длительный характер использования.

Рассмотрим подробнее структуру первого раздела:

"Нематериальные активы". Это обобщающее понятие, применяемое для обозначения группы внеоборотных активов компании, представляющих самостоятельную часть его имущества. К ним относятся активы, имеющие следующие характеристики: отсутствие материально-вещественной формы, т.е. физического содержания, но наличие свидетельства о праве пользования в виде: патента, лицензии, конструкторской и технологической документации, платежных документов, подтверждающих организационные расходы и пр.; долгосрочный период использования (свыше года); приносящие доход; имеющие способность отчуждения. В зависимости от своего назначения и выполняемых функций нематериальные активы подразделяются на три основные группы: интеллектуальная собственность, имущественные права, отложенные затраты. Нематериальные активы учитываются в первоначальной оценке, которая определяется для объектов: внесенных в счет вклада в уставный капитал - по договоренности сторон (согласованной стоимости), подтвержденной независимой аудиторской проверкой; приобретенных за плату у других предприятий и лиц - по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведения их до состояния, пригодного к использованию; полученных от других предприятий и лиц безвозмездно - экспертным путем. Нематериальные активы переносят равномерно свою первоначальную стоимость на издержки производства по нормам, определяемым в компании исходя из срока полезного их использования. Существуют по крайней мере три варианта установления срока использования нематериальных активов: срок полезного использования нематериальных активов совпадает со сроком их действия, который предусмотрен соответствующим договором; компания ТРИЭЛ самостоятельно устанавливает срок полезного использования нематериальных активов; если невозможно определить срок полезного использования нематериальных активов, то нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности компании ).

"Основные средства компании ТРИЭЛ ". Это материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года), как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. К ним относятся земля, здания и сооружения, машины и оборудование, передаточные устройства, транспортные средства и другие. В стандарте бухгалтерского учета 6 "Учет основных средств" приведены следующие виды оценок основных средств:



  1. первоначальная стоимость;

  2. текущая стоимость;

  3. балансовая стоимость;

  4. стоимость реализации;

  5. ликвидационная стоимость.

Как правило, основные средства включаются в отчетность по первоначальной стоимости, под которой понимают стоимость фактически произведенных затрат по возведению или приобретению основных средств, включая уплаченные не возмещенные налоги и сборы, а также затраты по доставке, монтажу, установке, пуску в эксплуатацию и любые другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для его использования по назначению. В соответствии с стандартом бухгалтерского учета 6 начисления амортизационных отчислений предусмотрены путем применения следующих методов:

  1. равномерного (прямолинейного) списания стоимости, что в нашем учете использовалось постоянно;

  2. списания стоимости пропорционально объему выполненных работ (производственный метод);

  3. ускоренного списания: уменьшающегося остатка; списания стоимости по сумме чисел или кумулятивный метод.

В зависимости от условий и характера бизнеса, компания может применять различные методы начисления амортизации к различным видам основных средств. При этом к одному виду основных средств следует применять не более одного метода. Выбранный метод начисления амортизации определяется учетной политикой и применяется последовательно от одного отчетного периода к другому.

"Незавершенное капитальное строительство". По этой статье отражается стоимость незавершенного строительства, осуществляемого хозяйственным или подрядным способом.

"Долгосрочные инвестиции". Под инвестициями понимается долгосрочное вложение капитала внутри страны или за границей в предприятия промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли и других отраслей хозяйства с целью получения дохода. В соответствии со стандартом бухгалтерского учета 2 в долгосрочных активах бухгалтерского баланса приведена новая группа статей под названием "Инвестиции". Она включает в себя следующие статьи:


  1. инвестиции в дочерние товарищества;

  2. инвестиции в зависимые товарищества;

  3. прочие инвестиции.

В методических рекомендациях к стандарту бухгалтерского учета 2 указывается, что в статье "Прочие инвестиции" бухгалтерского баланса отражается не только инвестиции в совместно-контролируемые юридические лица, но и долгосрочные финансовые инвестиции. Финансовые инвестиции - активы, которыми компания ТРИЭЛ владеет в целях получения дохода (например, процентов, роялти, дивидендов и арендной платы), прироста инвестированного капитала или получения прочей выгоды (например, в результате коммерческих отношений). К финансовым инвестициям относятся также инвестиции в недвижимость, которая не находится в эксплуатации. Долгосрочные финансовые инвестиции учитываются в бухгалтерском балансе: по покупной стоимости; по стоимости с учетом переоценки; по наименьшей оценке из покупной и текущей стоимости, определяемой на основе портфеля.

"Долгосрочная дебиторская задолженность". В долгосрочных активах дебиторская задолженность показывается в разрезе следующих статей:



  1. счета к получению;

  2. векселя полученные;

  3. задолженность по внутригрупповым операциям между основным хозяйственным товариществом и дочерними товариществами;

  4. задолженность должностных лиц акционерного общества;

  5. прочая дебиторская задолженность.

По данным статьям отражается дебиторская задолженность свыше одного года.

"Расходы будущих периодов". Расходы будущих периодов компании отражаются по себестоимости в той ее части, которая на дату составления баланса осталась еще неиспользованной.

Второй раздел актива баланса называется "Текущие активы". Он объединяет в себе статьи, по которым отражены средства, предназначенные для краткосрочного использования и обращаемые в денежную наличность в течение хозяйственного цикла, не превышающего один год. Текущие активы называются иначе оборотными средствами или оборотным капиталом. Раздел "Текущие активы" включает в себя следующие статьи:

"Товарно-материальные запасы". К товарно-материальным запасам относятся следующие активы баланса компании ТРИЭЛ :



  1. сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, материалы, переданные в переработку, строительные материалы и прочие материалы, предназначенные для использования в производстве или выполнения работ и услуг;

  2. незавершенное производство;

  3. готовая продукция и товары, предназначенные для продажи в ходе деятельности субъекта.

Себестоимость товарно-материальных запасов включает: затраты на приобретение запасов, транспортно-заготовительные расходы, связанные с их доставкой к месту расположения в настоящее время и приведению в надлежащее состояние, затраты на переработку продукции (выполнение работ и услуг). Оценка себестоимости товарно-материальных запасов производится одним из методов: средневзвешенной стоимости; ФИФО; ЛИФО; специфической идентификации.

"Денежные средства". Эта статья объединяет в себе денежную наличность компании ТРИЭЛ , находящуюся в кассе и на счетах в банках. В состав денежных средств дополнительно входят денежные средства, внесенные в банк или сданные в почтовое отделение для зачисления на расчетный счет компании, но еще не зачисленные по назначению.

"Краткосрочные финансовые инвестиции". Краткосрочными финансовыми инвестициями считаются вложения (на срок не более одного года) компании в ценные бумаги других компаний, процентные облигации государственных и местных займов, а также займы, предоставленные другими предприятиями. В качестве краткосрочных финансовых вложений рассматривается приобретение предприятием приватизационных чеков у юридических и физических лиц в размере фактических расходов на их приобретение и движение средств в национальной и иностранных валютах, вложенных предприятием в банковские и другие вклады. Краткосрочные финансовые инвестиции отражаются в балансе по текущей стоимости и наименьшей оценке из покупной и текущей стоимости. При отражении их по второй оценке балансовая стоимость может определяться либо на основе совокупного портфеля в целом, или по видам инвестиций, или на основе отдельной инвестиции.

"Дебиторская задолженность". По этой статье отражается дебиторская задолженность, которая будет получена в течение одного года от отчетной даты. В краткосрочных активах дебиторская задолженность показывается в разрезе следующих статей: авансовые платежи за покупку текущих активов; счета к получению; векселя полученные; дебиторская задолженность, возникшая в результате внутригрупповых операций между основным хозяйственным товариществом и его дочерними товариществами; дебиторская задолженность должностных лиц акционерного общества; прочая дебиторская задолженность.

"Расходы будущих периодов". По данной статье отражаются те расходы будущих периодов, которые могут быть списаны в течение одного года от отчетной даты.

Вторая часть баланса, которая называется "Собственный капитал и обязательства" состоит из трех разделов: "Собственный капитал", "Долгосрочные обязательства" и "Текущие обязательства".



Собственный капитал компании ТРИЭЛ - это активы субъекта после вычета его обязательств. Величина собственного капитала в бухгалтерском балансе зависит от оценки стоимости активов и обязательств. В стандарте бухгалтерского учета 2 "Бухгалтерский баланс и основные раскрытия в финансовых отчетах" указывается, что к собственному капиталу относятся уставный капитал, резервный капитал, дополнительно оплаченный и неоплаченный капитал, нераспределенный доход (непокрытый убыток).

"Уставный капитал". Является основным элементом собственного капитала и представляет собой совокупность вкладов участников (собственников) в имущество при создании компании для обеспечения его деятельности.

"Резервный капитал". Резервный капитал компании создается в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами. Он существует для покрытия непредвиденных потерь (убытков), а также для выплаты доходов инвесторам, когда не хватает дохода на эти цели. Иными словами, резервный капитал - это страховой капитал компании. Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной работы компании и соблюдения интересов третьих лиц. Наличие такого финансового источника придает последним уверенность в погашении компанией своих обязательств.

"Премия по акциям" (дополнительно оплаченный капитал). Дополнительно оплаченный капитал является важным элементом собственного капитала и представляет собой сумму превышения стоимости реализации собственных акций над номинальной стоимостью.

"Суммы переоценки" (дополнительно неоплаченный капитал). Дополнительно неоплаченный капитал компании представляет собой сумму увеличения первоначальной стоимости основных средств и долгосрочных инвестиций в результате произведенной их переоценки.

"Нераспределенный доход (непокрытый убыток)".

В Концептуальной основе для подготовки и представления финансовых отчетов, утвержденных Постановлением Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету от 12 ноября 2002 года №2, отмечается, что "обязательства - это обязанность лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, выплатить деньги и др., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности". Обязательства являются результатом прошлых сделок или прошлых событий и подразделяются на долгосрочные и текущие.

К долгосрочным обязательствам компании ТРИЭЛ прежде всего относятся долгосрочные кредиты банков и долгосрочные займы. Они выдаются на срок свыше одного года, как правило, на затраты по внедрению новой техники, на расширение производства, его реконструкцию, приобретение дорогостоящего оборудования и другие целевые программы.

К текущим обязательствам относятся краткосрочные кредиты банков, краткосрочные займы и кредиторская задолженность компании.

Краткосрочные кредиты банков выдаются на срок не более одного года, например под товары отгруженные он равен времени фактического документооборота, но не более тридцати дней.

Краткосрочные займы чаще всего носят характер коммерческого кредита под векселя и "партнерского" кредита под долговые обязательства.

Кредиторская задолженность - это сумма обязательства (долга) предприятия другим юридическим лицам или гражданам.



Разработанная на основе стандарта бухгалтерского учета 2 форма бухгалтерского баланса содержит следующие недостатки:

  1. В стандарте бухгалтерского учета 2 ничего не сказано о том, какую форму должен иметь баланс - вертикальную или горизонтальную, необходимо ли соблюдение принципа двусторонности или нет. Разработчики Закона "О бухгалтерском учете" и стандарта бухгалтерского учета 2 не совсем были последовательны, т.е. раз элементом финансовой отчетности являются активы, то почему этого права лишены пассивы.

  2. Не соблюдается последовательно принцип построения активов баланса от менее ликвидных к более ликвидным. Так, в разделе 2 "Текущие активы" за статьей "Расходы будущих периодов" должны быть раскрыты статьи "Дебиторская задолженность", затем "Краткосрочные финансовые инвестиции" и, наконец, "Денежные средства", ликвидность которых равна единице.

  3. Раскрывая основные средства как вид долгосрочных активов, следует после статьи "Машины и оборудование" выделить в самостоятельную статью "Транспортные средства", которые необходимы для определения по балансу активной части основных средств, являющейся одним из основных факторов, влияющих на изменение уровня фондоотдачи.

  4. Для определения производственного потенциала компании ТРИЭЛ, являющегося важнейшим показателем, влияющим на его финансовое положение, следует товарно-материальные запасы разбить на следующие три статьи:

  1. материалы;

  2. незавершенное производство;

  3. товары.

Это не составляет трудности, поскольку в Генеральном плане счетов имеются соответствующие подразделы и счета, учитывающие эти ценности.

  1. Статьи "Премия по акциям" и "Суммы переоценки основных средств и инвестиций" следует назвать соответственно "Дополнительно оплаченный капитал" и "Дополнительно неоплаченный капитал от переоценки основных средств и инвестиций", т.е. как они приведены в Генеральном плане счетов и Главной книге.

  2. Необоснованно раскрыты долгосрочные обязательства, связанные с кредитами. Заполнение остатков на начало и конец года по той или иной статье бухгалтерского баланса должно осуществляться на базе синтетических счетов Главной книги, что дает возможность при проверке сравнительно легко установить достоверность их данных. Для того чтобы отразить в бухгалтерском балансе остатки по статьям "Обеспеченные кредиты" и "Необеспеченные кредиты", не имеющих одноименного названия синтетических счетов, необходимо сделать анализ обеспеченности полученных кредитов. Для внешних пользователей эта информация, разумеется, полезна, но установление ее достоверности сопряжено с определенными трудностями. Целесообразнее долгосрочные кредиты раскрыть в соответствии с названиями синтетических счетов 601 "Кредиты банков" и 602 "Кредиты от внебанковских учреждений", приведенных в Генеральном плане счетов бухгалтерского учета, которые следует еще подразделить на два субсчета: долгосрочные кредиты и краткосрочные кредиты.

  3. При раскрытии текущих обязательств выделяется статья "Краткосрочные кредиты и овердрафт". Дополнять эту статью словом "Овердрафт" не имеет смысла, поскольку оно означает то же самое - "Краткосрочный кредит". К тому же в Генеральном плане счетов не имеется синтетического счета с таким названием. Поскольку овердрафт представляет собой краткосрочный кредит, предоставляемый банком надежному клиенту сверх остатка на текущем счету в пределах заранее оговоренной суммы, воочию его можно установить на основе аналитического учета по счету 601 "Кредиты банков" субсчет 2 "Краткосрочные кредиты".

  4. Расчеты с персоналом по оплате труда и расчеты по внебюджетным платежам следует выделить в самостоятельные статьи баланса, а не прятать их в статьях "Прочая кредиторская задолженность" и "Начисленные расходы к оплате". Контроль за этими статьями в условиях перехода к рыночной экономике имеет огромное значение. Персонал компании и общественность, чьи интересы должны учитываться прежде всего, вправе знать о возможностях повышения уровня заработной платы и улучшения социально бытовых условий работников компании ТРИЭЛ и внесения соответствующих средств, используемых на социальные нужды общества, во внебюджетные фонды.

1.4 Основные принципы составления финансовой отчетности и предъявляемые к ней требования


Составление финансовой отчетности компании ТРИЭЛ базируется на основных принципах бухгалтерского учета. В условиях перехода к рыночной экономике в специальной литературе появилась новая самостоятельная категория - "принцип бухгалтерского учета". Вплоть до 90-х годов такой самостоятельной категории не было, хотя слово "принцип и до этого встречалось в работах отечественных авторов по бухгалтерскому учету. Появление в нашей учетной литературе "принципа" как особой категории бухгалтерского учета стало результатом изучения современной англосаксонской системы учета, основу которой составляют общепринятые принципы учета (GAAP), а так же заимствования из западных источников.

Принцип бухгалтерского учета - это основное исходное положение данной науки. Каждая наука должна базироваться на основополагающих принципах, которые вытекают из сути данной науки. Эти основные исходные положения представляют собой концентрированную мысль об известной совокупности фактов, которая предопределяет все последующие, вытекающие из нее утверждения.



Основными принципами бухгалтерского учета и финансовой отчетности являются принципы:

  1. Принцип денежного измерения. В бухгалтерском учете регистрируется только та информация, которая может быть представлена в денежном выражении. Преимущество подобного учета состоит в том, что деньги являются общепринятой мерой измерения, посредством которой неоднородные факты компании могут быть выражены в виде чисел. Денежный измеритель является обобщающим, так как через национальную или иностранную валюту определяются объем имущественных прав предприятия, его затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерениях, составляются сметы, производственные задания, отчеты и балансы.

  2. Принцип непрерывности, или, как называют английские ученые, принцип постоянного интереса. Под этим принципом понимается, что хозяйствующий субъект рассматривается как непрерывно действующий, функционирующий. Предполагается, что он в состоянии продолжать свою работу из года в год, будет и в дальнейшем функционировать в течение неопределенного периода, что у него нет ни намерения, ни необходимости в значительном сокращении масштаба деятельности и тем более в ликвидации, если только отсутствуют факты, подтверждающие обратное. Значение этой предпосылки может быть представлено в сравнении с возможной альтернативой, а именно, что предприятие будет ликвидировано. В таком случае бухгалтерам придется постоянно оценивать активы по текущей стоимости. Согласно же принципу непрерывности в постоянной оценке активов нет необходимости.

  3. Принцип двусторонности. В соответствии с этим принципом в бухгалтерском балансе присутствуют два спектра: один представлен активами предприятия, другой - пассивами. Каждая хозяйственная операция на счетах бухгалтерского учета записывается два раза: один раз в дебет одного счета и другой раз в кредит другого счета на одну и ту же сумму. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их вида. Они должны быть между собой равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах. Двойная запись является практическим воплощением принципа двойственности.

  4. Принцип регистрации. С помощью этого принципа бухгалтерский учет осуществляет фиксирование всех фактов хозяйственной жизни, т.е. ситуации, действия или события, изменяющие активы предприятия и их источники. Ни один факт хозяйственной жизни не может оказаться истинным или действительным, если он не зарегистрирован в первичном документе. Однако следует отметить, что не все факты хозяйственной жизни подлежат регистрации. При регистрации должны выполняться два ее закона. Во-первых, регистрации подлежать те факты хозяйственной жизни и только в том объеме, которые позволяют оказывать управленческие воздействия на хозяйственные процессы, во-вторых, затраты на регистрацию фактов хозяйственной жизни ни при каких обстоятельствах не должны превышать экономического эффекта от управленческих решений, получаемых на основе вновь приобретенной информации. Все, что противоречит названным двум законам, составляет избыточную информацию, получение которой делает систему учета экономически неоправданной.
    следующая страница >>