Беседы для родителей Как проверить, готов ли ребенок к школе - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ребенок и его домашние задания. Консультация психолога для родителей... 1 98.99kb.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидна. 1 61.67kb.
Куда пойти с ребенком в выходной день летом 1 41.24kb.
Беседы с родителями «Ответственность родителей за воспитание детей... 1 121.95kb.
Книга для родителей М.: Педагогика 1989 Бочкарева О. И. Взаимодействие... 1 73.98kb.
«Особенный ребёнок: кто он?» Взаимодействие родителей с «особенным»... 1 115.28kb.
Как помочь ребенку-изгою 1 27.05kb.
Ребенок, не похожий на других. Как с этим жить? 1 59.88kb.
С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его... 2 675.33kb.
Пояснительная записка для родителей. Для освоения этой темы ваш ребенок... 1 141.41kb.
Просвещение родителей 1 156.64kb.
«Эмоциональные потребности ребенка» Потребность в любви 1 24.77kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Беседы для родителей Как проверить, готов ли ребенок к школе - страница №1/1

Беседы для родителей

Как проверить, готов ли ребенок к школе

по материалам книги «Все о младшем школьнике» ( под редакцией Виноградовой Москва, «Вентана -Граф», 2004

Во многих школах перед началом обучения с будущими перво­классниками проводится собеседование, дети выполняют определен­ные задания. Родителей интересует, зачем это делается, что хотят выяс­нить педагоги. Сначала нужно осветить правовую сторону вопроса.


Справка юриста Министерство образования издало приказ, запрещающий устраивать для дошкольников экзамены при по­ступлении в школу, на основе которых решается вопрос о при­нятии (непринятии) ребенка в первый класс или зачислении его в особый класс (коррекции, выравнивания и пр.). Собеседова­ние, которое проводит учитель при участии психолога, логопеда в естественной дружеской обстановке, преследует цель зна­комства педагога с будущим учеником, его особенностями, ин­дивидуальными чертами, интересами, мотивами учения. Дела­ется это для того, чтобы учитель мог скорректировать обучение, быстрее наладить контакт с учащимися. Обязать родителей пройти с ребенком собеседование школа не имеет права.

Многие учителя считают, что чем больше знаний приобретет ре­бенок до школы, тем успешнее он будет учиться. Однако исследования психологов показали, что жесткой зависимости между знаниями детей и их успехами в процессе обучения нет.

Нередко дети, схожие по своим знаниям до обучения в школе, уже к концу первого класса демонстрируют совершенно разные успехи, а с годами эти различия растут. В чем причина? Как правило, в том, что эти дети имели разный уровень подготовленности к школе. Поэтому, несмотря на одинаковый стартовый уровень знаний, их успехи в обучении оказались различными. Таким образом, можно сделать вывод: чем выше готовность ребенка к школе, тем успешнее проходит процесс его обучения. Поэтому, если ваш ребенок неохотно идет в школу, испытывает трудности в обучении и не имеет желания заниматься, нужно выяснить, отчего это происходит. И чем раньше вы это определите, тем легче быстрее можно будет преодолеть возникшие трудности.

Что же такое готовность ребенка к школе и как ее определить? Готовность ребенка к обучению бывает физическая и психологическая.


Физическая готовность — это состояние здоровья. Чем здоров ребенок, тем больше вероятность того, что он будет успешно учиться. Наверное, не стоит объяснять, как важно сохранять и укреплять здоровье. Если у вашего ребенка есть хронические заболевания, если он часто и длительно болеет, ослаблен, быстро утомляется, отстает в физическом развитии от своих сверстников, имеет врожденную предрасположенность к каким-либо тяжелым заболеваниям, перенесенные серьезные травмы/ (в том числе и родовую) или сложные операции в дошкольном возрасте, то все это может помешать ему не только хорошо учиться, но и полноценно реализовать себя в школьном коллективе, а затем и в жизни. Поэтому укрепление здоровья ребенка — это первое необходимое условие успеха в учении. Подробно об этом вы прочтете в специальном разделе книги.

Психологическая готовность детей к обучению это совокупность качеств, которые важны для формирования учебной деятельности и нормальной адаптации ребенка к школе Психологическая готовность включает в себя личностную и интеллектуальную готовность.

Личностная готовность проявляется в желании учиться, в умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности принять свое положение школьника. С приходом в учебное заведение ваш ребенок попадает в новую для него среду, где много незнакомых детей и взрослых и нужно суметь построить с каждым из них отношения теперь когда началась его школьная жизнь, обратите особое внимание на то, как ребенок общается со сверстниками, нравится ли ему игра' с другими детьми, есть ли у него друзья, умеет ли он общаться со взрослыми и т.д.

Трудности общения, которые проявляются в школе, нередко про- воцируем мы, родители: не разрешаем ребенку дружить с теми, кто им нравится, не поощряем коллективные игры, оберегаем детей от контактов с незнакомыми сверстниками и.т.п. А мы должны, напротив, помочь ребёнку наладить общение, сформировать умение сотрудничать.

Но особенно важно сформировать положительное отношение ребенка к школе, к учебе, к познанию нового.

Следует подчеркнуть, что развитие личностной готовности детей в основном зависит от взрослых.



Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, произвольностью психической деятельности (умением организовать себя, действовать по заданным правилам, слушать и выполнять задания взрослого, работать, ориентируясь на образец, и.т.д.), кругозором ребенка.

Многолетняя практика позволяет говорить о следующей зависимости: если ребенок пришел в школу с высокой готовностью к обучению, то, как правило, у него есть запас знаний, необходимых для освоения школьной программы. Такой ребенок с большой долей вероятности будет учиться успешно. Отмечается и другая зависимость: ребенок может уметь читать и считать, но, если его готовность к обучению низкая, он будет успешно учиться только в первые месяцы.


Как проверить готовность ребенка учиться, выявить особенности его интеллектуального развития

Ниже приводятся задания, которые помогут родителям оценить развитие памяти, восприятия и произвольного внимания, мелкой моторики руки и зрительно-моторных координации, мышления, речи ребен­ка. Они имеют также развивающий характер.

Обратим ваше внимание на тот факт, что трудности изучения конкретного предмета (чтения, письма, математики и др.) связаны, как правило, с недостаточным развитием тех или иных психических функ­ций. Например, ребенок никак не может овладеть слитным чтением по­тому, что у него не развит фонематический слух (он не слышит звуки, не умеет их выделять, не может устанавливать их последовательность и др.), а трудности в решении арифметических задач связаны с недоста­точным развитием логического мышления, умения определить после­довательность выполнения математических действий и т.д.

Даже если вы не замечаете особых трудностей в обучении, ребен­ку будет полезно выполнить предлагаемые задания, так как они учат думать, сосредоточиваться, проявлять волю. Выберите удобное время и доброжелательно предложите немного позаниматься — выполнить ин­тересные задания. В ходе работы с вашей стороны не должно быть ни­каких замечаний, проявления отрицательных эмоций. Хорошее на­строение, уверенность в успехе — залог того, что ребенок будет выпол­нять задания спокойно и полностью проявит себя. Если у него не все получается, подбодрите его, скажите, что в этом нет ничего страшно­го, что нужно немного позаниматься и все будет отлично получаться.

Вы можете находиться рядом с ребенком, если он вас просит, но делать это не обязательно: объяснив ему задание, займитесь своими делами. Не подсказывайте решения, иначе теряется диагностический характер заданий. Результат будет объективен только в том случае, если ребенок выполнит их самостоятельно.

Прежде чем предложить задания ребенку, вы должны сами позна­комиться с ними, понять, как их выполнять и оценивать. Для оценки ис­пользуется пятибалльная система:

5 — высокий уровень выполнения задания; 4 — уровень выполнения задания выше среднего; 3 — средний уровень выполнения задания; 2 — уровень выполнения задания ниже среднего; 1 — низкий уровень выполнения задания.

Оценка необходима взрослому, чтобы определить, какие трудно­сти испытывает ребенок, какие умения и качества нужно у него разви­вать. Детям оценку сообщать не следует.

Не нужно стремиться сделать как можно больше заданий за один день. Лучше заниматься ежедневно по 15-20 минут, выполняя по два- три задания, ориентируясь при этом на индивидуальный темп работы ребенка. Важно, чтобы до начала работы он не видел диагностических проверочных заданий.

Расскажите ребенку, что необходимо сделать, выполняя задание. Затем обязательно уточните, понял ли он, и предложите ему работать самостоятельно

Задание 1. Запомни картинки.

(Развитие зрительной памяти)

Вы говорите ребенку: «Сейчас я покажу тебе картинки, нужно очень внимательно посмотреть на них и постараться как можно боль­ше запомнить. Понятно ли тебе, что нужно делать?» Если вы получили утвердительный ответ, предложите ребенку лист с картинками для за­поминания (рис. 1 ). На это дается 20 секунд. Затем пауза — 20 секунд. Рисунки при этом убирают. «А теперь давай посмотрим на эту страницу. Здесь ты видишь много разных рисунков. Постарайся найти среди них те, которые ты запомнил, обведи их (рис. 2 )

Понятно ли тебе, что нужно делать?»

Если ребенок не понял, тогда повторите еще раз. Самостоятель­ное выполнение задания требует двух минут. Посидите рядом с малы­шом, пока он не завершит работу. Не забудьте похвалить ребенка после выполнения задания, независимо от того, довольны вы результатом его работы или нет: «Молодец, ты справился с заданием». За каждую пра­вильно найденную картинку дается 1 очко. Чем больше очков получил ребенок, тем лучше его зрительная память (приложение, рис. №1)

Задание 2. Найди ошибки.

(Умение выделять отдельные свойства и признаки предметов и яв­лений, развитие произвольного внимания - способности сосредоточить­ся, организоваться для выполнения задания) (приложение, рис. №2)

Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки (рис. 3) и объяснить, что художник неверно нарисовал или забыл на­рисовать. Обязательно спросите малыша, понял ли он, что нужно сде­лать в этом задании. Если ребенок говорит, что не понял, объясните еще раз, как выполнять это задание.

После того как вы выяснили, сколько ошибок он отметил верно (на рис. 3, а— 3 ошибки; на рис. 3, б— 2 ошибки; на рис. 3, в— 5 ошибок; на рис. 3, г— 4 ошибки), и запомнили или зафиксировали (незаметно для ребенка) их число, вы можете обсудить задания, которые он не смог сделать правильно.

Оценка результатов:

5 — ребенок верно отметил 7-8 и более ошибок;

4 — ребенок верно отметил 5-6 ошибок;

3 — ребенок верно отметил 3-4 ошибки;

2 — ребенок верно отметил 1-2 ошибки;

1 — ни на одной картинке ошибки не найдены.

Задание 3. Продолжи узор.



(Развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторных координа­ции и произвольного внимания ребенка) (приложение, рис. №3)

Для большего удобства и чтобы не рисовать в книге, переведите рисунки этого и следующего заданий на отдельный лист бумаги или пе­реснимите их на ксероксе.

Данное задание можно выполнить в два этапа: сначала нужно нарисовать изображенные на странице узоры, а затем под диктовку на­рисовать узор и самостоятельно его продолжить.

Вы просите ребенка: «Посмотри внимательно на эти узоры (рис. 4, а ) и постарайся продолжить их рисовать до конца страницы. Понятно ли тебе, что нужно делать?» При необходимости объясните задание еще раз. После того как ребенок закончит рисовать, не забудьте похвалить его. Затем переходите ко второй части.

«А теперь мы с тобой будем рисовать вот здесь, на этих клеточках (рис. 4, б'). Найди, пожалуйста, точку и поставь на нее свой карандашик. Слушай меня внимательно. От этой точки проведи линию на одну клеточку вправо (обратите внимание на то, понял ли ребенок что нужно делать, и правильно ли он выполняет соединения; вы можете помочь ему, объяснив, как он должен рисовать линию, но ваша помощь допустима только при выполнении первого узора), затем одну; клеточку вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, две клеточки вверх, одну клеточку вправо, две клеточки вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку вправо одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, две клеточки вверх, одну клеточку вправо, две клеточки вниз. А теперь продолжи этот узор» Когда ребенок закончит рисовать узор, не забудьте похвалить его, независимо от того, понравилась ли вам его работа: «Молодец, у тебя получился красивый узор».

Далее аналогично рисуем следующие узоры.

Оценка результатов:

5 — все узоры на рис. 4а дорисованы правильно, линии четкие аккуратные; четыре узора на рис. 4б также выполнены точно, нет oшибок в продолжении узоров, линии ровные, совпадающие с границам клеток;

4 — верно выполнено 5 узоров из шести, линии достаточно четкие, но есть небольшие неточности, погрешности;

3 — верно выполнено 4 узора, существенных отклонений при рисовании под диктовку нет, но есть ошибки в самостоятельном продолжении узоров, линии не всегда точно совпадают с клеточками;

2 — правильно выполнено 2-3 узора, есть серьезные ошибки при выполнении второй части задания: ребенку трудно рисовать под диктовку, у него нет четкой ориентации вправо-влево, вверх-вниз, лини неровные, нечеткие,

1 — верно выполнен 1 узор, линии неровные, неаккуратные.


Задание 4. Перерисуй домик и подпись к картинке.

(Развитие мелкой моторики, зрительно-моторных координации, произвольного внимания) (приложение, рис. №4)

Ребенок должен как можно точнее перерисовать домик и простое предложение на английском языке (рис. 5 ).

Вы просите ребенка: «На странице нарисован домик и написано предложение на английском языке. Постарайся, пожалуйста, нарисо­вать такие же, чтобы было похоже. Я думаю, у тебя обязательно полу­чится. Понятно, что нужно делать?» Если ребенок не понял, объясните еще раз. После того как ребенок закончит самостоятельное выполнение задания, не забудьте похвалить его.

Оценка результатов:

5 — домик скопирован практически точно, присутствуют все дета­ли, линии параллельные, не выходящие за контур; предложение ско­пировано достаточно качественно, почти все буквы (11-12) совпадают с образцом;

4 — домик скопирован достаточно точно, лишь некоторые детали


изображены нечетко; изменены пропорции, не всегда соблюдается па-­
раллельность линий; предложение скопировано достаточно разборчиво­, изменены сложные по начертанию буквы, 8-10 букв совпадают с образцом­;

3 — домик скопирован с небольшими искажениями, но при этом форма фигур передана, существенно нарушена параллельность линий; в предложении скопированы достаточно точно несколько букв (5-7);

2 — при копировании домика обозначена лишь общая его форма, многие детали не скопированы или не точно скопированы, прямые не параллельны; в предложении лишь 3-4 буквы совпадают с образцом;

1 — домик и предложение скопированы со значительными по­грешностями.

Задание 5. Определи последовательность изображенных событий.

(Развитие связной речи и логического мышления) (приложение, рис. №5)

Вы просите ребенка: «Посмотри внимательно на картинки (рис. 6). На них изображена одна история. Тебе нужно понять, что здесь происходило, найти картинку, на которой изображено начало ис­тории, и обозначить ее цифрой 1, затем найти продолжение истории и обозначить картинку цифрой 2, затем найти третью картинку, четвер­тую, пятую и также обозначить их цифрами, а затем — последнюю, на ко­торой изображен конец истории, и обозначить ее цифрой 6. Понятно ли тебе, что нужно делать в этом задании?» Если нет — объясните еще раз.

После того как ребенок закончит самостоятельно выполнять за­дание, попросите его рассказать историю по этим картинкам. Не забудь­те похвалить малыша.

Оценка результатов:

5 — правильно определена последовательность событий, все картинки пронумерованы верно, в рассказе ребенка есть логика, речь раз­нообразна, в ней присутствуют сложные предложения, определения;

4 — правильно определена последовательность событий, все картинки


пронумерованы верно, трудности связаны с составлением рас­
сказа: он состоит из односложных предложений или речь достаточно
разнообразна, но есть отдельные нарушения логической последовательности событий, не разрушающие общей логики сюжета (одна картинка устно определена неверно);

3 — последовательность изображенных событий нарушена, но! и та, что указана, может иметь смысл, и ребенок рассказывает историю по собственной версии событий, не испытывает трудности при состав­лении рассказа;

2 — картинки пронумерованы, но логики в передаче последовательности событий нет. Однако ребенок пытается рассказать историю в собственной последовательности событий, причем испытывает зна­чительные трудности при составлении рассказа;

1 — логики в последовательности событий нет, ребенок не может рассказать историю по картинкам.

Задание 6. Найди и раскрась лишний предмет.

(Развитие логического мышления, умения классифицировать объекты и выделять существенные признаки.) (приложение, рис. №6)

Задание состоит из 6 частей, каждая включает четыре картинки, три из которых можно объединить одним понятием, а одна — лишняя.

Вы просите ребенка: «Рассмотри, пожалуйста, внимательно первую группу картинок (рис. 7). Здесь нарисованы стол, кровать, ковер и кресло. Три картинки подходят друг к другу, их можно объединить и назвать одним словом, а четвертая картинка - лишняя, она не подходит к другим. Как ты думаешь, какая картинка лишняя?» Если ребенок затрудняется ответить, повторите задание еще paз. Если ребенок отвечает, спросите его, почему он думает, что эта картинка лишняя. Если он отвечает правильно, вы подтверждаете eго ответ. Если ему трудно объяснить свой выбор, вы помогаете ем И в том и в другом случае вы говорите: «На трех картинках нарисована мебель, а ковер — это не мебель. Значит, ковер здесь лишний. Рас крась, пожалуйста, эту лишнюю картинку. А теперь внимательно рассмотри другие группы картинок, самостоятельно найди лишнюю в каждой и раскрась ее. Понятно ли тебе, что нужно делать?» Если ребенок не понял, объясните еще раз. После окончания работы вы задаете ему вопрос по каждому заданию: «Почему ты выбрал именно эту картинку? Почему она лишняя, не подходит к другим?» Не забудь похвалить ребенка.

Оценка результатов (первая часть, которую вы выполняли вместе с ребенком, не оценивается):

5 — ребенок нашел и отметил правильно все лишние картины
и в 4-5 случаях верно, используя обобщающее понятие, объяснил, почему
именно эта картинка «лишняя» (не подходит к другим): крыжовник
(это ягода, не дерево), очки (это не измерительный прибор), бабочка
(она живая), яблоко (оно съедобное), фонарик (это не спортивный
предмет);

4 — ребенок нашел и отметил правильно 4 или даже 5 лишних кар­тинок, но только в 3-4 случаях верно, используя обобщающее понятие,


объяснил свой выбор;

3 — ребенок нашел и отметил правильно 3-4 лишние картинки, но


только в 2 случаях верно, используя обобщающее понятие, объяснил
свой выбор;

2 — ребенок нашел и отметил правильно 2-3 лишние картинки


и только один раз смог верно, используя обобщающее понятие, объяснить­
свой выбор;

1 — ребенок нашел и отметил правильно 1-2 лишние картинки, но


ни разу не смог верно, используя обобщающее понятие, объяснить свой
выбор.

Задание 7. Объедини в группы.



(Развитие логического мышления, умения классифицировать объ­екты на основании существенных признаков.) (приложение, рис. №7)

Вы просите ребенка: «Посмотри внимательно, как много раз­ных картинок здесь нарисовано. Подумай, как эти картинки можно объединить в группы (рис. 8). Выбери для каждой группы свой цвет и раскрась кружки под картинками. То есть кружки под картинками, которые ты объединяешь в одну группу, должны быть раскрашены одним цветом. Понятно ли тебе, что нужно делать в этом задании?» Если ребенок не понял, объясните еще раз. После то­го как ребенок закончил самостоятельное выполнение задания, вы спрашиваете: «Почему ты объединил эти картинки в одну группу? А эти?» Ребенок отвечает. Не забудьте похвалить его независимо от того, довольны вы результатом его работы или нет. (Обратите вни­мание: некоторые картинки можно отнести к разным группам, на­пример, акула — рыба и морское животное.)

Оценка результатов:

5 — ребенок правильно выбрал 5 групп животных: звери (тигр,


олень, обезьяна), птицы (аист, воробей, сова), рыбы (щука, сом, окунь,
акула), морские животные (морская звезда, черепаха, акула, медуза),
пресмыкающиеся (крокодил, ящерица, змея, черепаха);

4 — ребенок верно выделил две и более группы, но с трудом объяснил­


почему, не смог сформулировать все нужные понятия;

3 — ребенку удалось выделить группы, но он допустил незначи­тельные


ошибки при объединении картинок или были картинки, которые­
он никуда не отнес, и с большим трудом объяснил или вообще не
смог объяснить свой выбор;

2 — ребенок неправильно объединил в одну группу картинки;

1 — ребенок не справился с заданием, не сумел объединить кар­тинки в группы.
Задание 8. Определи, какая линия какую фигуру разделяет.

(Развитие умения выделять пространственные отношения) (приложение, рис. №8)

Предлагается мысленно представить, с помощью какой из нари­сованных линий соответствующим образом делятся фигуры. Изобрази­тельный материал для этого задания лучше скопировать (переснять на ксероксе) на отдельный лист бумаги.

Вы просите ребенка: «Рассмотри, пожалуйста, внимательно верх­нюю левую картинку (рис. 9 ). Какая фигура изображена слева?» Ребенок отвечает: «Это квадрат». — «Верно. А справа ты видишь такой же квадрат, разделенный на две части. А теперь покажи, с помощью ка­кой из нарисованных в центре страницы линий можно так разделить квадрат». Ребенок показывает. «Молодец, а теперь закрась квадрат и кружок под этой линией одним цветом. Другим цветом закрась тре­угольник и кружок под той линией, которая его разделяет, и т. д. Понят­но ли тебе, что нужно делать в этом задании?» Если ребенок говорит, что не понял, объясните ему еще раз, что требуется сделать. После того как малыш закончит работу, не забудьте похвалить его.

Оценка результатов:

5 — все 4 задания выполнены верно;

4 — 3 задания выполнены верно;

3 — 2 задания выполнены верно;

2—1 задание выполнено верно;

1 — ни одно задание не выполнено.

Задание 9. Нарисуй пропущенные фигуры.



(Развитие логического мышления) (приложение, рис. №9)

Вы просите ребенка: «Рассмотри, пожалуйста, внимательно ряды фигур (рис. 10 ). Ты видишь, что некоторые фигуры пропуще­ны. Твоя задача — подумать и нарисовать вместо точек недостающие фигуры. Понятно ли тебе, что нужно делать? Выполняй задание само­стоятельно». Если ребенок не понял, объясните еще раз. После того как он закончит самостоятельное выполнение задания, не забудьте похва­лить его.

Оценка результатов:

5 — правильно нарисованы все 7 фигур;

4 — правильно нарисованы 5-6 фигур;

3 — правильно нарисованы 3-4 фигуры;

2 — правильно нарисованы 2 фигуры;

1 — правильно нарисована 1 фигура.

Задание 10. Подбери заплатки для ковриков.

(Выполнение основных логических действий, развитие логического мышления) (приложение, рис. №10)

Вы просите ребенка: «Рассмотри внимательно нарисованные здесь коврики (рис. 11). В каждом из них не хватает кусоч­ка. Нужно подобрать соответствующую заплатку и раскрасить кружок под ней. Понятно ли тебе, что нужно делать? Выполняй задание самостоятельно». Если ребенок говорит, что не понял, объясните ему еще раз. После того как он закончит самостоятельное выполнение зада­ния, не забудьте похвалить его.

Оценка результатов:

5 — ребенок верно подобрал и обозначил 4 заплатки;

4 — ребенок верно подобрал и обозначил 3 заплатки;

3 — ребенок верно подобрал и обозначил 2 заплатки;

2 — ребенок верно подобрал и обозначил 1 заплатку;

1 — ребенок не смог подобрать ни одной заплатки.



По окончании всей работы, проанализировав результаты, вы поймете, задания какого типа вызывают затруднения у вашего ребенка, какие навыки необходимо у него развивать, чтобы малыш увереннее чувствовал себя на занятиях в школе. Не жалейте времени на совместное обсуждение выполненных за­даний: ведь вы учите своего ребенка мыслить, а это требует и времени, и усилий!