страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Березовская Василиса Алексеевна - страница №1/1
Березовская Василиса Алексеевна 5 курс, факультет искусств и художественного образования, ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова» Руководитель: канд. пед. наук, доцент Карнаухова Татьяна Ивановна На сегодняшний день в России насчитывается около 2-х тыс. детских домов, в которых живут 67 тыс. воспитанников, из них 27 тыс. учатся в 150 школах-интернатах. Около 10 % детских домов и школ-интернатов находятся в ужасающем состоянии и не имеют элементарных условий для проживания детей. Срочный капитальный ремонт необходим 48 % таких учреждений, поскольку некоторые здания находятся в аварийном состоянии. После Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. насчитывалось примерно 600 тыс. сирот, когда в 2012 г. Их количество увеличилось до 800 тыс., и это только по официальным сводкам. Однако эксперты утверждают, что детей-сирот в России в наше время не менее чем 2 – 4 млн. Нужно отметить, что 95 % таких детей имеют живых родителей, 132 тыс. родителей лишены родительских прав. Печальна и статистика устройства в жизни выпускников детских домов и школ-интернатов. 40 % из них становятся алкоголиками, 40 % - преступают закон и оказываются в тюрьмах или исправительных колониях. Только 20 % выпускников данных социальных учреждений находят себя в жизни: заводят семью, работают. Джон Боулби, английский психоаналитик и основатель теории привязанности, обнаружил, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность устанавливать и поддерживать близкие и продолжительные отношения с окружающими; они неспособны любить потому, что на раннем этапе жизни не имели возможности привязаться к материнской фигуре, что является необходимым для каждого ребенка. Существует взаимосвязь между отсутствием материнской любви и эмоциональными нарушениями у детей, воспитывающихся вне семьи. Отношения привязанности, складывающиеся между матерью и младенцем в первые недели и месяцы жизни, не только служат основой, образцом для будущих отношений с другими людьми, но и определяют последующее отношение к самому себе. Появляется депривация (от позднелатинского deprivatio – лишение) – такое психическое состояние, которое возникает в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в повышенной тревожности, страхе, чувстве глубокой неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии. Дети-сироты нуждаются в атмосфере, наполненной позитивными человеческими контактами. «Инструментом» может стать проведение концертов, направленных на создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия, на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, на обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладания с гневом и агрессией, на развитие позитивного самоотношения. Необходимо формировать толерантность у детей из детских домов и школ-интернатов. Толерантность (от лат. tolerantia — терпимость) — качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с «другим», признание и уважение его права на отличие. Лучшим средством для формирования данного качества, на мой взгляд, является народная вокально-инструментальная музыка, именно народная музыка прошла через века и впитала в себя все корни и традиции народов; именно народная музыка представляет истинную ценность для каждого человека; именно народная музыка формирует духовно-нравственную сторону личности человека. Народная музыка отличается своей напевностью, протяжностью, задушевностью, задором, удалью; она воспитывает чувство полноценности, уравновешенности, патриотизма, толерантности; помогает каждому человеку (в том числе ребенку) стать частицей большого народа. Сравнивая народную и популярную музыку можно отметить следующее их воздействие на психо-соматическое состояние людей. Народная музыка приводит в гармонию чувства, эмоции и ощущения людей, она «отгоняет» печали, устраняет стрессы и депрессии. Популярная музыка крайне негативно влияет на интеллект человека; мозг, при наличии популярной музыки «сносится», «срывается»; происходит жесточайшая деградация личности. В Таганрогском государственном педагогическом институте на факультете искусств и художественного образования трудится ансамбль народных инструментов «Лель», который является многократным лауреатом Международных конкурсов, в том числе во Франции и Италии. В состав ансамбля входят молодые и талантливые студенты. Яркие костюмы и богатый разнообразием репертуар «Леля» всегда завораживает слушателей и не оставляет их равнодушными. На мой взгляд, в Таганроге именно такой ансамбль должен заниматься проблемой формирования толерантности у детей из детских домов и школ-интернатов. Систематические концерты-занятия с использованием народной вокально-инструментальной музыки помогут постепенно избавлять (корректировать) детей от закомплексованности, зажатости, агрессивности, излишней возбудимости и неуравновешенности; формировать и развивать в детях чувство полноценной личности, патриотизма и героизма, гуманизма и ответственности, чувство толерантности. Литература
|
|