Бакалаврская работа «Статистический анализ факторов, влияющих на убыточность договоров страхования выезжающих за рубеж» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Бакалаврская работа «Статистический анализ факторов, влияющих на убыточность договоров - страница №2/10

1.2. Экономико – статистический анализ рынка страхования выезжающих за рубеж в Российской Федерации


Прежде чем приступить к анализу и изучению влияния различных факторов на убыточность договоров страхования выезжающих за рубеж, необходимо охарактеризовать текущий рынок страхования туристов. В настоящее время полисы страхования выезжающих за рубеж предлагают своим клиентам все крупные компании, несмотря на то, что доля данного вида страхования в портфеле компании в среднем составляет порядка 1%. Так же на рынке фигурируют несколько узкоспециализированных компаний, которые занимаются исключительно страхованием выезжающих за рубеж. Однако путешественники в большинстве склонны доверять свое благополучие только известным и надежным по их мнению компаниям. По данным исследования РА Эксперт, выбор страховщика для зарубежной поездки определяется такими характеристиками, как репутация компании (35%), стоимость полиса (28%), наличие необходимого набора услуг (27%) и удобство расположения офиса (26%). Среди страховщиков респонденты чаще всего называли «Росгосстрах» и «Ингосстрах» (по 11%), по 8-10% – Allianz (Росно), «РЕСО» и «АльфаСтрахование» [44].

Таков взгляд на рынок страхования выезжающих за рубеж с точки зрения потребителей страховой услуги. Что же касается распределения долей рынка с точки зрения страховщиков, то ситуация выглядит немного по-другому, хотя и во многом соответствует заявлениям потребителей. Для того, чтобы понять, какие компании лидируют на рынке, рассмотрим объем полученных страховых премий от страхователей (рис. 4). На рис. 4 представлены ТОП-15 страховых компаний, собравших наибольшие страховые премии по полисам страхования выезжающих за рубеж в течение 2011 года. По данному показателю, явным лидером выступает компания «Ингосстрах», получившая в течение года 602771 тыс.руб.. На втором месте расположилась страховая компания «РЕСО-Гарантия», чьи сборы составили всего на 6,3% меньше, чем у лидера рынка. На следующей ступени находится страховое открытое акционерное общество «Военная страховая компания», собравшая за 2011 год 472414 тыс. руб.. Почти такого же результата добилась страховая компания «Альянс». Пятерку страховщиков, собравших наиболее высокие страховые премии замыкает страховая группа «АльфаСтрахование». Взносы, собранные этой страховой компанией на 39% меньше, чем у лидера рынка.


Рис. 4. Взносы по страхованию выезжающих за рубеж, 2011г..
Можно сказать, что эти пять компаний являются главными игроками на рынке страхования выезжающих за рубеж. Что касается остальных, то их роль на рынке страхования ВЗР не так значительна, хотя безусловно среди представленных страховых компаний есть довольно известные, например, такие как ЗАО СГ «УралСиб», Группа «Цюрих» или СГ «СОГАЗ». Однако взносы полученные ими от страхования туристов составляют меньше трети от взносов, собранных страховой компанией «Ингосстрах».

Показатель объема страховых взносов не может в полной мере охарактеризовать успешность работы той или иной страховой компании на рынке, так как финансовый результат компании зависит еще и от показателя выплат, сделанных по страховым случаям. Проще говоря, необходимо рассмотреть показатель убыточности (отношение убытков, к взносам) для более полного представления сложившейся ситуации.

По графику видно, что хотя такие компании, как «Ингосстрах», «РЕСО-гарантия» и «ВСК» собирают наибольшие страховые взносы, их убытки тоже довольно значительны.
Рис. 5. Уровень выплат, в процентах
Зачастую это связано с тем, что страховые компании сотрудничают с крупными туроператорами, которые выступают каналом продаж полисов страхования. Крупные туроператоры в России чаще всего специализируются на массовом отдыхе, которые предпочитают наши соотечественники. В основном это теплые страны с относительно недорогой стоимостью тура – Турция, Египет, Кипр и другие, где чаще всего происходят страховые случаи, что влечет за собой значительные убытки. Иногда, взвесив все преимущества и недостатки сотрудничества с теми или иными туроператорами, страховая компания принимает решение о прекращении работы с партнерами. Так, например, компания «Альянс» (в то время называвшаяся РОСНО) в 2010 году приняла решение о прекращении сотрудничества с крупными операторами Tez Tour и Odeon. Таким образом, сократив убыточность по направлениям Турция и Таиланд с 99 до 73%.

Самой безубыточной компанией среди десяти представленных является компания «РОСГОССТРАХ». Уровень выплат данной компании составляет всего 4,5%, что означает, что если не учитывать прочие расходы, компания получила 206234 тыс. руб. прибыли только за счет страхования выезжающих за рубеж. Необходимо отметить, что в 2011 году компания сделала большой скачок в собранных взносах, увеличив их по сравнению с прошлым годом почти в 2 раза. Таким образом, несмотря на не столь большое количество собранных взносов от страхователей, компании работают эффективно и приносят прибыль за счет небольшого количества страховых случаев.

Естественно, страхование выезжающих за рубеж развивается не только в рамках одной компании, но и в рамках рынка.


Рис. 6. Взносы по страхованию выезжающих за рубеж, прогноз на 2013 год (млн.руб.)
Относительно динамики рынка можно сказать, что он показывает стабильный рост. Конечно, можно заметить некоторое снижение полученных взносов в кризисное и посткризисное время (2009 год), однако проседание было не очень значительным. Буквально в следующем году ситуация стабилизировалась и рынок начал постепенно развиваться. По данным РА Эксперт в 2013 году рынок страхования выезжающих за рубеж при оптимистичном варианте развития вырастет на 20%, а в случае пессимистичного хода сценария – вырастет на 5%. Потенциал развития данного сегмента страхования на сегодняшний день достаточно велик. Страховые компании предлагают своим клиентам все новые и новые продукты, как специализированные (например, специально для любителей спорта Ингосстрах в I полугодии 2012 года разработал и запустил новые страховые продукты для выезжающих за рубеж - "Едем на футбол" и "Едем в Лондон", которые предлагались футбольным болельщикам накануне "Евро-2012" и российским болельщикам, отправляющимся на ХХХ Летние Олимпийские игры-2012 в Лондон), так и комплексные – покрывающие все большее количество непредвиденных рисков, которые могут возникнуть в ходе путешествия. Страховые продукты обычно различаются по размеру страховой суммы, виду покрываемых рисков, характера отдыха страхователя. Все это в свою очередь влияет на страховые тарифы, которые необходимо заплатить страхователю. Ниже представлена таблица средней стоимости основных программ страхования наиболее известных и успешных компаний на рынке страхования выезжающих за рубеж.

На основе проведенного анализа тарифной политики, можно говорить о том, что средний размер стоимости страхового полиса, покрывающего медицинские расходы, для путешествующих составляет от 0,53€ или 0,6$ до 3,1$ в день в зависимости от размера установленной страховой суммы (от 15000 до 50000 тыс. евро/ долларов).



Таблица 1

Базовые тарифы страхования выезжающих за рубеж

Страховая компания

Базовые тарифы (в день, при 10 дн. туре)

«Ингосстрах»

От 1 евро. до 2,7 евро.

«РЕСО-Гарантия»

От 0,59 долл. до 2,4 долл.

«Альянс»

От 0,7 долл. до 3,1 долл.

ВСК

От 0,6 долл. до 2,8 долл.

«АльфаСтрахование»

От 0,53 евро до 0,99 евро

Пожилым людям старше 65 лет страховка обходится дороже, так как повышается риск возникновения какого-либо заболевания. Для того, чтобы обезопасить себя, страховщики применяют повышающие коэффициенты при расчете стоимости страхового полиса для пожилых людей. Более того, в ряде компаний существуют ограничения по страхованию для лиц, старше 80 лет. Так же необходимо отметить, что стоимость страхового полиса (цена за один день поездки) увеличивается при уменьшении количества дней пребывания в поездке. Также размер страхового взноса может варьироваться в зависимости от возраста, профессии застрахованного, особых (дополнительных) условий турпоездки (например, тур, включающий активный отдых, спорт), а также от региона страхования.

Безусловно, тарифы непосредственно влияют на размер собранных страховых премий, однако тенденция последних лет такова, что стоимость страховых полисов из года в год меняется очень незначительно, в то время как размер полученных страховщиками взносов неуклонно растет. Это достигается за счет увеличения количества заключенных договоров и числа выезжающих за рубеж граждан. Таким образом, в следующем разделе целесообразно рассмотреть динамику и структуру поездок российских граждан за пределы страны.

1.3. Динамика и структура зарубежных поездок российских туристов

Как не раз уже отмечалось выше, поездки за рубеж с каждым годом приобретают все большую популярность среди наших соотечественников. Для того, чтобы наглядно в этом убедиться, рассмотрим динамику показателя числа зарубежных поездок в течение периода с 2003 года по 2012 год.

По графику можно сказать, что в целом в течение всего периода наблюдается постепенный рост. Однако из общей массы выделяются два года: 2007 и 2009, в которых показатель замедлял темп роста и даже незначительно снижался. Эти явления объясняются мировым финансовым кризисом, распространявшимся по всему земному шару, что не могло не отразиться на российских гражданах и их доходах.
Рис. 7. Число зарубежных поездок, 2003 – 2012 годы
В общей сложности за 10 лет число зарубежных поездок российских граждан выросло в 2,6 раза. Такие значительные изменения связаны с переменами с условиях жизни населения, увеличением доходов, а так же растущей популярностью туристической деятельности.

Необходимо отметить, что в страховании на время пребывания за границей нуждаются не только граждане, путешествующие с целью туризма, но и люди, которые выезжают за пределы Российской Федерации по рабочим или служебным вопросам. Так же, как и туристы, эти граждане приносят значительный вклад в объем собранных страховщиками страховых взносов.

Как видно на представленном графике (рис. 8), динамика служебных поездок не обладает определенной направленностью. С 2009 по 2012 год данный показатель уверенно увеличивался, но в 2012 году наблюдается резкое падение.
Рис. 8. Динамика поездок за рубеж в 2009 – 2012 годах
Так же по графику видно, что соотношение поездок с целью туризма и по служебным вопросам не меняется из года в год. Однако туристические поездки, в отличие от деловых, стабильно преумножаются с каждым годом. Немаловажным фактором, влияющим на рост количества путешествий, является установление новых договоренностей между Россией и другими странами по поводу визового законодательства: с апреля 2011 г. были отменены визы для граждан Российской Федерации на одном из самых популярных в нашей стране туристических направлений – Турции. Это повлияло как на стоимость путевки в целом, так и на процедуру оформления документов.
Помимо Турции можно выделить ряд других стран, которые полюбились нашим соотечественникам. Это не только такие курортные страны, как Египет, Таиланд и Кипр, где в 2012 году в общей сложности побывали 3,5 миллиона туристов. Но также, например, на третьем месте по популярности среди российских туристов располагается Китай. Граждане нашей страны все чаще отправляются туда не с целью отдохнуть, а приобрести недорогие вещи для себя, либо для перепродажи на родине.
Рис. 9. Наиболее популярные направления выезда туристов
Из европейских стран россияне предпочитают Германию, Испанию, Грецию и Италию. Так же в последние годы все большую популярность приобретает Австрия, как страна горнолыжных курортов.

Что хорошо для туристов, не всегда хорошо для страховщиков. Во время отдыха в курортных странах увеличивается вероятность возникновения страхового случая. Путешественники не всегда должным образом заботятся о своем здоровье и как следствие, попадают к зарубежным в(рачам, услуги которых оплачивает страховая компания. Таким образом, существует прямая зависимость между популярностью страны-пребывания и вероятностью происшествия в ней несчастного случая.


Рис. 10. Диаграмма Парето распределения стран по количеству страховых случаев
Данная столбиковая диаграмма (рис. 10) показывает распределение объема страховых случаев по странам. На Египет, Турцию, Таиланд и Кипр приходятся 79% всех страховых случаев, которые должна урегулировать страховая компания. Такая ситуация соотносится с правилом Парето: 20% стран приносят 80% страховых случаев, а остальные 80% стран приносят всего лишь 20% страховых случаев. Понимание этого факта позволяет страховщикам оптимизировать свои действия и правильно расставлять приоритеты. Как уже упоминалось выше, страховые компании в некоторых случаях прекращают сотрудничество с крупными туроператорами, специализирующимися на рисковых направлениях, чтобы оградить себя от больших потерь от выплачиваемых компенсаций.

Что же чаще является причиной обращения страхователя за помощью в иностранном государстве? Данная диаграмма (рис. 11) представляет данные в разрезе причин страховых случаев.


Рис. 11. Структура причин обращений
Больше половины страховых случаев – 53% - приходятся на простуды, отравления и травмы. Одна из причин этого недостаток культуры русских туристов за рубежом. Отчасти эту проблему могли бы решить туристические фирмы посредством проведения подробного инструктажа перед выездом. Выезжая за рубеж, турист в любом случае оказывается в стрессовой ситуации: смена климата, режима питания и множество других перемен могут послужить катализатором, но чаще всего, сам клиент об этом не задумывается. Поэтому для страховщиков есть смысл проводить небольшие обучения, вероятно, это немного уменьшило бы количество страховых случаев или убытки в каждом конкретном случае.

В отличие от проблем, возникающих в силу физиологии человека, с урегулированием юридических вопросов связан незначительный объем страховых случаев. За юридической помощью обращаются всего порядка 3% выезжающих за рубеж. Что касается прецедентов с летальным исходом, их количество составляет 1% от общего объема. Показатель не большой, но нужно помнить, что эти страховые случаи самые дорогие и приносят страховой компании значительные убытки.


Выводы по главе
В данной главе приведена характеристика страхового продукта, предлагаемого выезжающим за рубеж. В частности были рассмотрены виды рисков принимаемые на страхование, схемы взаимодействия страхователей при наступлении страховых случаев. В ходе изучения литературных источников было выявлено, что наиболее распространенной схемой страхования выезжающих за рубеж является сервисная схема или, как ее еще называют, схема содействия.

Кроме того был проведен анализ рынка страхования выезжающих за рубеж в Российской Федерации:



  • Тройка лидеров по объему собранных страховых премий выглядит следующим образом: группу лидеров открывает «Ингосстрах», собравший со страхователей 602771 тыс.руб., на втором месте - страховая компания РЕСО-Гарантия, чьи сборы меньше лидера рынка на 6,3%, и замыкается тройку лидеров – «Военная страховая компания».

  • Самой безубыточной компанией (по соотношению собранных премий и понесенных убытков) является компания Росгосстрах.

  • При оптимистичном прогнозе рынок страхования выезжающих за рубеж вырастет на 20%, при пессимистичном – на 5%.

  • Тенденция рынка такова, что величина страховой премии из года в год почти неизменна, объемы собранных премий растут за счет увеличения количества заключенных договоров.

Помимо этого, на основе информации, находящейся в свободном доступе, был проведен обзор рынка зарубежных поездок из Российской Федерации:

  • За 10 лет число зарубежных поездок гражданами Российской Федерации выросло в 2,6 раза.

  • Соотношение туристических и служебных поездок за пределы Российской Федерации в общем объеме выездов остается почти неизменным из года в год.

  • Наиболее популярные станы для выездов за рубеж в 2012 году: Турция (18%), Египет (14%) и Китай (9%).

  • На Египет, Турцию, Таиланд и Кипр приходится 79% происходящих страховых случаев.

  • Наиболее частые причины обращений за помощью в страховую компанию являются простуды, отравления и травмы – 53% всех обращений.


<< предыдущая страница   следующая страница >>