страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Автоматизация информационно-библиотечной деятельности - страница №1/9
КУРС ДЛЯ БИБЛИОТЕКАРЯ Автоматизация информационно-библиотечной деятельностиЗнакомство с сегодняшним состоянием и тенденциями дальнейшего развития информационных технологий в библиотечной деятельности. Библиографические стандарты и форматы. ВведениеВ конце 80-х годов в СССР насчитывалось, более 230 тыс. библиотек, большинство из которых (около 70%) работало в учреждениях сфер науки, образования и культуры. Используемые традиционные библиотечные технологии не позволяли организовать внутреннюю кооперацию и, поэтому значительная часть труда библиотечных работников затрачивалась на рутинное описание (вручную или на печатных машинках) и многократное повторение библиографических данных единиц хранения библиотек в заказах на комплектование, каталогах, инвентарных книгах, читательских формулярах, библиографических указателях и других документах. Внешняя кооперация была малоэффективна, так как ограничивалась межбиблиотечным абонентом, при котором заказчик направлял заказ в другую библиотеку, не имея точной информации о наличии данной единицы хранения. Традиционные информационно-библиотечные технологии не способствовали эффективной внутренней организации работы и внешней межбиблиотечной кооперации. Целью автоматизации является повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества информационной продукции и услуг, устранение однообразных трудоемких и монотонных операций. Автоматизация для библиотек реализуется, как совокупное применение программно-технических средств, частично или полностью освобождающих человека от выполнения рутинных операций в процессах сбора, преобразования, передачи и использования информации. Основной задачей любой библиотеки является наиболее полное и эффективное отражение своих фондов в каталоге. Поэтому на первом этапе автоматизации библиотечных процессов первоочередной задачей стало создание электронного каталога (ЭК). Использование автоматизированных систем явилось толчком к развитию новой технологии при создании библиографических описаний, которая заключалось в том, что однократно созданная информация могла многократно использоваться в инфраструктуре «издательства – коллекторы – распространители – библиотеки - пользователи» Внедрение новых автоматизированных информационных технологий, телекоммуникационного доступа, новых электронных носителей привели к кардинальным переменам в информационно-библиотечных технологиях. Современный этап развития информационно-библиотечных технологий можно охарактеризовать как этап создания организационной, информационной и технической инфраструктуры функционирования автоматизированных сетевых информационно-библиотечных систем. Решаются вопросы, связанные с корпоративной каталогизацией, с новыми технологиями, осуществляющими межбиблиотечный обмен и электронную доставку документов из распределенных информационных фондов сети, прорабатываются вопросы, касающиеся правовых и экономических аспектов использования распределенных баз и банков данных, осуществляется организация и методическое обеспечение повышения квалификации информационных и библиотечных работников на основе использования компьютерных технологий. Основными характеристиками современного этапа можно также назвать открытый доступ к информации, унификацию информации и технологии, заключающуюся в том, что формируемые информационные ресурсы и разрабатываемый информационный сервис должен обеспечить международную кооперацию и интеграцию в мировое информационное пространство. MARC-форматыВо всем мире библиографические документы принято описывать с помощью MARC-форматов (Machine Readable Cataloguing - Машиночитаемый каталог). Формат MARC (USMARC, текущая версия имеет название MARC21), разработанный в 60-е годы сотрудниками Библиотеки Конгресса, первоначально предназначался для автоматизации подготовки каталожных карточек с описанием книг. В дальнейшем были разработаны варианты формата MARC для других видов изданий: журналов, географических карт, нот и т. д., а также различные версии, ориентированные на национальные правила каталогизации для изданий различных стран. Дальнейшее развитие привело к созданию национальных коммуникативных форматов, с одной стороны, и международного коммуникативного формата, с другой стороны. Формат MARC представляет собой стандарт для записи библиографической информации на машиночитаемые носители. Появление формата MARC позволило сосредоточить трудоемкий процесс обработки литературы в центрах компьютерной каталогизации (таких как Библиотека Конгресса США). Появление формата MARC дало толчок к созданию сводных электронных каталогов, в которых содержатся сейчас десятки миллионов записей. Например, в центре OCLC (США) количество единиц информации превышает 35 миллионов. . Фактически MARC - это краткий и удобный термин для обозначения процесса маркировки любой части каталогизационной записи так, чтобы она могла быть обработана с помощью компьютера. Коммуникативный формат MARC должен обеспечивать: возможность его применения для всех видов библиотечных документов; достаточную гибкость для решения разнообразных задач в дополнение к каталогизации; удобство применения в различных автоматизированных системах. Применение стандарта MARC в библиотеке увеличивает скорость обслуживания, предотвращает дублирование работы и помогает библиотекам лучше распорядиться библиотечными ресурсами. Выбор для работы формата MARC даёт библиотекам возможность приобретать надёжные данные, представленные в правильной форме. В конце 1970-х гг. в мире шел активный процесс создания компьютерных информационных сетей, возникла потребность в интеграции, предопределившая принятие согласованных решений для обеспечения совместимости библиографических данных. Для преодоления несовместимости форматов было принято решение разработать международный формат MARC (UNIMARC), который позволил бы принимать записи, составленные в любом формате MARC так, чтобы они могли конвертироваться в UNIMARC, а из него в любой другой формат MARC. Таким образом, основной целью создания формата UNIMARC является содействие международному обмену данными в машиночитаемой форме между национальными библиографическими службами. В 80-годах группой IFLA, в состав которой вошли представители нескольких стран, в том числе Библиотека Конгресса США, разработан международный универсальный коммуникативный формат UNIMARC. Форматы USMARC и UNIMARC постоянно развиваются. Они дополняются новыми руководствами, обеспечивающими помимо библиографических машиночитаемую обработку авторитетных, классификационных и других типов данных. Формат USMARC, широко распространенный в мире, стал де-факто международным обменным форматом. Формат UNIMARC, изначально разработанный в качестве международного обменного, также нашел применение в мировом сообществе и не только как обменный, но в некоторых организациях и как внутренний. Процесс создания RUSMARCИсследования в области разработки форматов по обмену библиографическими записями одними из первых в стране были начаты в ГПНТБ России в 1970 г. и прошли три этапа. На первом изучались возможности создания единого формата библиографической записи как технологической основы автоматизированных библиотечно-информационных систем. На втором этапе экспериментально проверялись результаты исследования и их практическое использование для ГПНТБ России и других библиотек. Третий этап состоял в участии специалистов библиотеки в разработке государственных стандартов на коммуникативный формат и разработке международных форматов в рамках программ СЭВ. Описание структуры записи коммуникативного формата соответствовало международному стандарту ISO 2709. Наполнение предмашинного формата сводилось к определению элементов данных и их кодированию на уровне трехсимвольной метки. В начале 1990-х гг. изучение и внедрение в практику международных форматов UNIMARC, USMARC и других стало первостепенным делом. В интересах ускорения процесса интеграции российских библиотек в международную систему библиотечной кооперации и обмена библиографической информацией, были сделаны работы по переводу на русский язык основных материалов по UNIMARC. В октябре 1995 года было принято решение создать Российский Национальный формат, получивший название RUSMARC. RUSMARC формат создается на основе формата UNIMARC в редакции 1994 года. Различия между Коммуникативным форматом и форматом КаталогизацииРазница между коммуникативным форматом и форматом каталогизации основывается на существующих внутрибиблиотечных форматах. Такие форматы имеются практически во всех крупных библиотеках и имеют принципиальные отличия даже тогда, когда основываются на одном и том же базовом формате. Достаточно сравнить внутренние форматы РГБ и МГУ (USMARC), форматы РКП, ГЦНМБ, ГПНТБ, РНБ (UNIMARC). Различия между внутрибиблиотечными форматами обусловлены следующими факторами: Разной практикой каталогизации Различиями в технологии обработки поступлений Различием в выходных формах: картотеки, каталоги, внутренние документы и т.д. Используемым программным обеспечением. Структура записи в MARC-форматеСоставные части записиБиблиографическая запись в MARC - формате состоит из трёх частей: маркер записи, справочник и поля переменной длины.
Маркер – состоит из позиционно определяемых элементов данных (чисел и кодов), предоставляющих информацию, необходимую для автоматизированной обработки записи. Длина маркера фиксирована и соответствует 24 позициям символов. Это первое поле записи. Справочник – состоит из статей, каждая из которых содержит метку поля, число, выражающее его длину, и число, обозначающее местонахождение начального символа каждого поля переменной длины в записи. Каждая статья справочника имеет длину, соответствующую 12 позициям символов. Первыми в справочнике в порядке возрастания числового значения метки поля идут статьи для контрольных полей. За ними следуют статьи для полей переменной длины в порядке возрастания числового значения первого символа метки поля. Порядок, в котором хранятся в записи поля переменной длины, не обязательно соответствует порядку следования их статей в справочнике. Повторяющиеся метки различаются только местонахождением соответствующих им полей в записи, то есть их статьи в справочнике различаются числом, обозначающим местонахождение поля в записи. В конце справочника ставится символ конца поля (ASCII 1E hex).
Поля переменной длины – данные библиографической записи в MARC - формате распределены по полям переменной длины, каждое из которых идентифицировано меткой поля, состоящей из трёх цифр и хранящейся в статье справочника для этого поля. В конце каждого поля ставится символ конца поля. В конце последнего в записи поля переменной длины ставится и символ конца поля, и символ конца записи (ASCII 1D hex). Существует два типа полей переменной длины: Контрольные поля переменной длины – поля группы 00Х. Эти поля идентифицируются меткой поля в справочнике записи, но не имеют ни индикаторов, ни подполей. Контрольные поля переменной длины структурно отличаются от полей данных переменной длины. В них содержится или один элемент данных, или набор позиционно определяемых элементов данных фиксированной длины.
Поля данных переменной длины – поля 0ХХ-9ХХ. Кроме метки поля в справочнике записи они содержат две позиции индикатора в начале каждого поля и двухсимвольный код подполя перед каждым элементом данных внутри поля. Поля данных переменной длины сгруппированы по первому символу метки поля, который, за некоторым исключением, указывает на функцию данных в записи. Тип информации, содержащейся в поле, определяется двумя последующими символами метки поля. Внутри полей данных переменной длины используются определители содержания следующих двух типов:
Индикаторы (позиции индикаторов) – первые две позиции символов в полях данных переменной длины, содержащие значения, которые интерпретируют или дополняют данные, находящиеся в поле. Значения индикаторов в первой и второй позициях интерпретируются независимо друг от друга, то есть значение приписывается каждому индикатору отдельно. Значения индикаторов могут быть представлены цифрами или маленькими буквами латинского алфавита. Пробел (ASCII SPACE), обозначаемый в настоящем документе символом #, используется, если позиция индикатора не определена. В определённой позиции индикатора пробелу может быть присвоено какое-либо значение или он может обозначать нет сведений. Коды подполей – два символа, с помощью которых внутри поля различаются элементы данных, требующие раздельного обращения к ним. Код подполя состоит из разделителя (ASCII 1F hex), обозначаемого в настоящем документе символом , со следующим за ним идентификатором элемента данных. Идентификаторы обозначаются маленькими буквами латинского алфавита или цифрами. Коды подполей определяются для каждого поля отдельно, независимо от определения таких же кодов в других полях. Однако, там где это возможно соблюдается однообразие их значения (напр., в полях 100, 600, 700 для имён лиц). Коды подполей предназначены для идентификации элементов данных, а не для их упорядочения. Порядок следования подполей обычно определяется применяемыми стандартами, такими как правила каталогизации. |
|