Автоматизация информационно-библиотечной деятельности - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Автоматизация информационно-библиотечной деятельности 1 174.11kb.
Учебное пособие по библиографии содержит сведения о терминах и понятиях... 1 139.08kb.
«27» декабря 1 24.85kb.
Ценности и этика информационного обслуживания 1 58.95kb.
На 2013 год 2013 год Год духовной культуры 2013 год Год охраны окружающей... 3 1037.62kb.
Задания по лабораторным работам по курсу Автоматизация инженерной... 1 23.82kb.
Информационно-аналитическая записка об итогах оперативно-служебной... 1 78.42kb.
Семинару "Автоматизация организационной деятельности" 4 758.46kb.
Вопрос 18. Роль деятельности в развитии личности 1 161.61kb.
С. 56-57. Метод регистрации сверхслабых информационно-энергетических... 1 13.41kb.
Аттестация. Кадры. Требования к библиотечной профессии 1 264.43kb.
Концепция развития информационно-библиотечного комплекса (икб) 1 121.33kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Автоматизация информационно-библиотечной деятельности - страница №1/9

КУРС ДЛЯ БИБЛИОТЕКАРЯ

Автоматизация информационно-библиотечной деятельности


 

Знакомство с сегодняшним состоянием и тенденциями дальнейшего развития информационных технологий в библиотечной деятельности.
Библиографические стандарты и форматы.

 

Введение


 

В конце 80-х годов в СССР насчитывалось, более 230 тыс. библиотек, большинство из которых (около 70%) работало в учреждениях сфер науки, образования и культуры. Используемые традиционные библиотечные технологии не позволяли организовать внутреннюю кооперацию и, поэтому значительная часть труда библиотечных работников затрачивалась на рутинное описание (вручную или на печатных машинках) и многократное повторение библиографических данных единиц хранения библиотек в заказах на комплектование, каталогах, инвентарных книгах, читательских формулярах, библиографических указателях и других документах. Внешняя кооперация была малоэффективна, так как ограничивалась межбиблиотечным абонентом, при котором заказчик направлял заказ в другую библиотеку, не имея точной информации о наличии данной единицы хранения.

Традиционные информационно-библиотечные технологии не способствовали эффективной внутренней организации работы и внешней межбиблиотечной кооперации.

Целью автоматизации является повышение производительности и эффективности труда, улучшение качества информационной продукции и услуг, устранение однообразных трудоемких и монотонных операций.

Автоматизация для библиотек  реализуется, как совокупное применение программно-технических средств, частично или полностью освобождающих человека от выполнения рутинных операций в процессах сбора, преобразования, передачи и использования информации.

Основной задачей любой библиотеки является наиболее полное и эффективное отражение своих фондов в каталоге. Поэтому на первом этапе автоматизации библиотечных процессов первоочередной задачей стало создание электронного каталога (ЭК).

Использование автоматизированных систем явилось толчком к развитию новой технологии при создании библиографических описаний, которая заключалось в том, что однократно созданная информация могла многократно использоваться в инфраструктуре «издательства – коллекторы – распространители – библиотеки - пользователи»

Внедрение новых автоматизированных информационных технологий, телекоммуникационного доступа, новых электронных носителей привели к кардинальным переменам в информационно-библиотечных технологиях. Современный этап развития информационно-библиотечных технологий можно охарактеризовать как этап создания организационной, информационной и технической инфраструктуры функционирования автоматизированных сетевых информационно-библиотечных систем. Решаются вопросы, связанные с корпоративной каталогизацией, с новыми технологиями, осуществляющими межбиблиотечный обмен и электронную доставку документов из распределенных информационных фондов сети, прорабатываются вопросы, касающиеся правовых и экономических аспектов использования распределенных баз и банков данных, осуществляется организация и методическое обеспечение повышения квалификации информационных и библиотечных работников на основе использования компьютерных технологий.

Основными характеристиками современного этапа можно также назвать открытый доступ к информации, унификацию информации и технологии,  заключающуюся в том, что формируемые информационные ресурсы и разрабатываемый информационный сервис должен обеспечить международную кооперацию и интеграцию в мировое информационное пространство.

 

MARC-форматы


 

Во всем мире библиографические документы принято описывать с помощью MARC-форматов (Machine Readable Cataloguing - Машиночитаемый каталог). Формат MARC (USMARC, текущая  версия имеет название MARC21), разработанный в 60-е годы сотрудниками Библиотеки Конгресса, первоначально предназначался для автоматизации подготовки каталожных карточек с описанием книг. В дальнейшем были разработаны варианты формата MARC для других видов изданий: журналов, географических карт, нот и т. д., а также различные версии, ориентированные на национальные правила каталогизации для изданий различных стран. Дальнейшее развитие привело к созданию национальных коммуникативных форматов, с одной стороны,  и международного коммуникативного формата, с другой стороны.

Формат MARC представляет собой стандарт для записи библиографической информации на машиночитаемые носители. Появление формата MARC позволило сосредоточить трудоемкий  процесс обработки литературы в центрах компьютерной каталогизации (таких как Библиотека Конгресса США).

Появление формата MARC дало толчок к созданию сводных электронных каталогов, в которых содержатся сейчас десятки миллионов записей. Например, в центре OCLC (США) количество единиц информации превышает 35 миллионов.

. Фактически MARC - это краткий и удобный термин для обозначения процесса маркировки любой части каталогизационной записи так, чтобы она могла быть обработана с помощью компьютера.

Коммуникативный формат MARC должен обеспечивать:

        возможность его применения для всех видов библиотечных документов;

        достаточную гибкость для решения разнообразных задач в дополнение к каталогизации;

        удобство применения в различных автоматизированных системах.

Применение стандарта MARC в библиотеке увеличивает скорость обслуживания, предотвращает дублирование работы и помогает библиотекам лучше распорядиться библиотечными ресурсами. Выбор для работы формата MARC даёт библиотекам возможность приобретать надёжные данные, представленные в правильной форме.

В конце 1970-х гг. в мире шел активный процесс создания компьютерных информационных сетей, возникла потребность в интеграции, предопределившая принятие согласованных решений для обеспечения совместимости библиографических данных.

Для преодоления несовместимости форматов было принято решение разработать международный формат MARC (UNIMARC), который позволил бы принимать записи, составленные в любом формате MARC так, чтобы они могли конвертироваться в UNIMARC, а из него в любой другой формат MARC. Таким образом, основной целью создания формата UNIMARC является содействие международному обмену данными в машиночитаемой форме между национальными библиографическими службами.

 В 80-годах группой IFLA, в состав которой вошли представители нескольких стран, в том числе Библиотека Конгресса США, разработан международный универсальный коммуникативный формат UNIMARC.

Форматы USMARC и UNIMARC постоянно развиваются. Они дополняются новыми руководствами, обеспечивающими помимо библиографических машиночитаемую обработку авторитетных, классификационных и других типов данных. Формат USMARC, широко распространенный в мире, стал де-факто международным обменным форматом. Формат UNIMARC, изначально разработанный в качестве международного обменного, также нашел применение в мировом сообществе и не только как обменный, но в некоторых организациях и как внутренний.


 

Процесс создания RUSMARC


 

Исследования в области разработки форматов по обмену библиографическими записями одними из первых в стране были начаты в ГПНТБ России в 1970 г. и прошли три этапа.

На первом изучались возможности создания единого формата библиографической записи как технологической основы автоматизированных библиотечно-информационных систем. На втором этапе экспериментально проверялись результаты исследования и их практическое использование для ГПНТБ России и других библиотек. Третий этап состоял в участии специалистов библиотеки в разработке государственных стандартов на коммуникативный формат и разработке международных форматов в рамках программ СЭВ.

Описание структуры записи коммуникативного формата соответствовало международному стандарту ISO 2709. Наполнение предмашинного формата сводилось к определению элементов данных и их кодированию на уровне трехсимвольной метки.

В начале 1990-х гг. изучение и внедрение в практику международных форматов UNIMARC, USMARC и других стало первостепенным делом. В интересах ускорения процесса интеграции российских библиотек в международную систему библиотечной кооперации и обмена библиографической информацией, были сделаны работы по переводу  на русский язык основных материалов по UNIMARC.

В октябре 1995 года было принято решение создать Российский Национальный формат, получивший название RUSMARC. RUSMARC формат создается  на основе формата UNIMARC в редакции 1994 года.

 

Различия между Коммуникативным форматом и форматом Каталогизации


 

Разница между коммуникативным форматом и форматом каталогизации основывается  на существующих внутрибиблиотечных форматах. Такие форматы имеются практически во всех крупных библиотеках и имеют принципиальные отличия даже тогда, когда основываются на одном и том же базовом формате. Достаточно сравнить внутренние форматы РГБ и МГУ (USMARC), форматы РКП, ГЦНМБ, ГПНТБ, РНБ (UNIMARC).

Различия между внутрибиблиотечными форматами обусловлены следующими факторами:

Разной практикой каталогизации

Различиями в технологии обработки поступлений

Различием в выходных формах: картотеки, каталоги, внутренние документы и т.д.

Используемым программным обеспечением.

 

Национальный формат Каталогизации определен как необходимые рекомендации к внутрибиблиотечным форматам.

 

Коммуникативный формат в своей обязательной части  однозначно определен, или  допускает минимум альтернатив, и существует как средство обмена данными.

 

Структура записи в MARC-формате

Составные части записи


 

    Библиографическая запись в MARC - формате  состоит из трёх частей: маркер записи, справочник и поля переменной длины.

 

    Маркер – состоит из позиционно определяемых элементов данных (чисел и кодов), предоставляющих информацию, необходимую для автоматизированной обработки записи. Длина маркера фиксирована и соответствует 24 позициям символов. Это первое поле записи.



 

    Справочник – состоит из статей, каждая из которых содержит метку поля, число, выражающее его длину, и число, обозначающее местонахождение начального символа каждого поля переменной длины в записи. Каждая статья справочника имеет длину, соответствующую 12 позициям символов. Первыми в справочнике в порядке возрастания числового значения метки поля идут статьи для контрольных полей. За ними следуют статьи для полей переменной длины в порядке возрастания числового значения первого символа метки поля. Порядок, в котором хранятся в записи поля переменной длины, не обязательно соответствует порядку следования их статей в справочнике. Повторяющиеся метки различаются только местонахождением соответствующих им полей в записи, то есть их статьи в справочнике различаются числом, обозначающим местонахождение поля в записи. В конце справочника ставится символ конца поля (ASCII 1E hex).

 

    Поля переменной длины – данные библиографической записи в MARC - формате  распределены по полям переменной длины, каждое из которых идентифицировано меткой поля, состоящей из трёх цифр и хранящейся в статье справочника для этого поля. В конце каждого поля ставится символ конца поля. В конце последнего в записи поля переменной длины ставится и символ конца поля, и символ конца записи (ASCII 1D hex). Существует два типа полей переменной длины:



 

        Контрольные поля переменной длины – поля группы 00Х. Эти поля идентифицируются меткой поля в справочнике записи, но не имеют ни индикаторов, ни подполей. Контрольные поля переменной длины структурно отличаются от полей данных переменной длины. В них содержится или один элемент данных, или набор позиционно определяемых элементов данных фиксированной длины.

 

        Поля данных переменной длины – поля 0ХХ-9ХХ. Кроме метки поля в справочнике записи они содержат две позиции индикатора в начале каждого поля и двухсимвольный код подполя перед каждым элементом данных внутри поля. Поля данных переменной длины сгруппированы по первому символу метки поля, который, за некоторым исключением, указывает на функцию данных в записи. Тип информации, содержащейся в поле, определяется двумя последующими символами метки поля.



        Внутри полей данных переменной длины используются определители содержания следующих двух типов:

 

        Индикаторы (позиции индикаторов) – первые две позиции символов в полях данных переменной длины, содержащие значения, которые интерпретируют или дополняют данные, находящиеся в поле. Значения индикаторов в первой и второй позициях интерпретируются независимо друг от друга, то есть значение приписывается каждому индикатору отдельно. Значения индикаторов могут быть представлены цифрами или маленькими буквами латинского алфавита. Пробел (ASCII SPACE), обозначаемый в настоящем документе символом #, используется, если позиция индикатора не определена. В определённой позиции индикатора пробелу может быть присвоено какое-либо значение или он может обозначать нет сведений.



 

        Коды подполей – два символа, с помощью которых внутри поля различаются элементы данных, требующие раздельного обращения к ним. Код подполя состоит из разделителя (ASCII 1F hex), обозначаемого в настоящем документе символом , со следующим за ним идентификатором элемента данных. Идентификаторы обозначаются маленькими буквами латинского алфавита или цифрами. Коды подполей определяются для каждого поля отдельно, независимо от определения таких же кодов в других полях. Однако, там где это возможно соблюдается однообразие их значения (напр., в полях 100, 600, 700 для имён лиц). Коды подполей предназначены для идентификации элементов данных, а не для их упорядочения. Порядок следования подполей обычно определяется применяемыми стандартами, такими как правила каталогизации.

 
следующая страница >>