страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«армавирская государственная педагогическая академия» - страница №1/1
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по научной специальности 19.00.07 – Педагогическая психология Организация психолого-педагогического исследования Форма обучения очная / заочная Составитель: К.псх.н., доцент И.В. Арцимович Армавир 2012 г. АННОТАЦИЯ Рабочей программы учебной дисциплины «Организация психолого-педагогического исследования» Цель учебной дисциплины - теоретико-эмпирическая подготовка аспирантов к организации и проведению психолого-педагогических исследований, а также формирование навыков и умений проведения исследования. Дисциплина «Организация психолого-педагогических исследований» входит в образовательную составляющую профессионального цикла послевузовского образования. Курс тесно связан с курсами «Педагогика и психология высшей школы», «Психология человека», «Психология профессиональной деятельности», «Актуальные проблемы современной педагогической психологии», «Методология психологии» и др. относится к блоку 2 спецкурсов по выбору подготовки аспирантов. В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен Знать:
Уметь:
Владеть:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 ч.) Основные разделы учебной дисциплины:
Программа разработана: к. псх. н., доцентом Арцимович И.В. СТРУКТУРА Рабочей программы учебной дисциплины 1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины: Дисциплина относится к образовательной составляющей и входит в цикл обязательных дисциплин (2 блок) подготовки аспирантов. Цель учебной дисциплины- теоретико- эмпирическая подготовка аспирантов к организации и проведению психолого-педагогических исследований, а также формирование навыков и умений проведения исследования. Задачами курса «Организация психолого - педагогического исследования» являются:
2. Место и роль дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Организация психолого-педагогических исследований» входит в цикл специальных дисциплин образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов. Курс тесно связан с курсами «Педагогика и психология высшей школы», «Психология человека», «Психология профессиональной деятельности», «Актуальные проблемы современной педагогической психологии», «Методология психологии» и др. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108ч.) Форма отчетности – зачет.
Структура и содержание учебной дисциплины (очная форма обучения):
Структура и содержание учебной дисциплины (заочная форма обучения):
Содержание учебной дисциплины (Тематическое планирование – очная форма обучения)
Содержание учебной дисциплины (Тематическое планирование – заочная форма обучения)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСАНаучное исследование, его принципы и структура Теоретическое знание в психологии. Теория и ее функции. Теория и эмпирия. Задачи эмпирического исследования. Эмпирическое знание в психологии и его связь с теоретическим. Жесткий пояс теорий. Становление теории. Проверка теории. Концептуальные репликации. Теоретические построения в психологии и проблема кризиса. Опорная и надстроечная эмпирия. Вспомогательные положения научной гуманитарной теории. Релевантный и иррелевантный эмпирический опыт. Система базисных идеализаций в науке. Проблема перехода от теории к эмпирии. Проблема прорыва в обобщении. Планирование эксперимента в психологии. Содержание планирования психологического эксперимента. Принципы планирования психологического эксперимента. Условия и специфика планирования психологического эксперимента. Основные этапы психологического исследования. Принцип фальсификации и экспериментальный метод. Эмпирическая загруженность теории. Парадигма. Категориальная детерминация и свобода в становлении научного знания. Индуктивный вывод. Асимметрия вывода в эксперименте. Проблема эмпирической загруженности психологической теории и предпосылки экспериментального метода. Проверка гипотезы и утверждение теории. Открытость гипотезы новым исследованиям. Подготовка теоретической базы эмпирического исследования Цель теоретического обзора. Методологические принципы и подбор теорий. Оценка теоретических позиций. Оценка теории с точки зрения эмпирической проверяемости. Выбор методических оснований исследования. Анализ понятий в курсовой работе. Анализ теорий и их контекста. Анализ состояния науки. Методологический анализ. Понятие как средство анализа эмпирии. Анализ подходов и понятий. Этические принципы в психологической деятельности Этика и наука. Обсуждение этических проблем науки. Этические требования к психологу. Особенности психологической работы и этических требований. Компетентность как этическое требование. Проблема нанесения травм клиенту. Проблема воздействия на испытуемого и информированности об эксперименте. Двойной метод вслепую и проблема этики. Проблема контроля угроз валидности и этических требований к эксперименту. Проблема личностного влияния психолога на испытуемого. Запрет на разглашение информации. Проблема рекомендаций и разглашения информации. Проблема взаимодействия психолога с администрацией. Этические проблемы психологии. Выполнение этических требований. Классификация исследовательских методов в психологии Исторически сложившаяся систематика методов. Современная систематика методов Эксперимент в системе методов эмпирического исследования. Эксперимент как эмпирический метод исследования. Классификация методов исследования в психологии. Метод и методики. Наблюдение и его отличие от эксперимента. Методы, не включаемые в число экспериментальных. Контент – анализ. Экспериментальные планы со сниженными формами контроля. Планирование эксперимента и контроль переменных в исследовании. Планирование эксперимента. Условия планирования эксперимента. Содержательное планирование. Уточнение гипотез. Формулирование альтернативных гипотез. Этапы эксперимента. Обеспечение валидности эксперимента. Формальное планирование. Выбор статистических методов. Классификация экспериментальных планов. Доэкспериментальные планы. Анализ единичного случая. Отсутствие контрольных условий или контрольной группы. Предварительное и итоговое тестирование на одной группе. Отсутствие изучения влияния фона или естественной динамики. Экспериментальные планы. План Соломона. План Д.Кемпбелла. Планирование эксперимента и проблемы угроз валидности. Смешивающиеся и побочные переменные. Дополнительные переменные. Контроль угроз валидности. Влияние личности экспериментатора на результаты эксперимента. Контроль влияния личности экспериментатора на результаты. Эффект Пигмалиона. Влияние личности испытуемого на результат. Контроль влияния личности испытуемого на результаты. Контроль переменных. Функциональный контроль независимых переменных как условие проверки гипотез о видах зависимости между переменными. Контроль возможных влияний на динамику показателей. Обоснование цели и гипотез исследования в образовании Подготовка эмпирического исследования. Постановка цели исследования. Обоснование цели, связь цели с принципами, на которых строится исследование. Обоснование гипотез Виды целей. Определение характеристик. Изучение взаимосвязи. Изучение возрастного развития. Описание нового феномена. Обоснование метода исследование. Выбор методик в структуре метода исследования. Проблемы и роль анализа литературы. Подготовка эмпирического исследования, осуществляемого в рамках курсовой работы. Эмпирическое исследование как способ проверки гипотез. Эмпирия и факт. Подготовка эмпирического исследования. Методики и проблема адекватности выбранной методологии. Анализ и представление результатов психологического исследования Анализ результатов психологического исследования. Анализ соответствия фактов гипотезам. Эффект и Орд фактора. Ошибки при оценке эффекта. Оформление результатов проведенного исследования. Актуальность проблемы. Представление целей, гипотез исследования. Представление процедур. Описание оснований выбора последовательности опытов. Представление оснований для выбора статистических методов. Формальное планирование. Описание статистических результатов. Графическое представление. Описание закономерностей. Выводы. Соответствие выводов задачам. Вывод о том, соответствует ли гипотеза данным или данные противоречат гипотезе. Выводы и их описание в Заключении. Рекомендации для практической работы. Представление исследований в научной статье. Написание статьи. Выступление по результатам работы. Наглядное представление данных. 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
2. Дополнительная литература
6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ К ЗАЧЕТУ
|
|