«армавирская государственная педагогическая академия» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Армавирская государственная педагогическая академия» 2 493.14kb.
«Армавирская государственная педагогическая академия» Кафедра литературы... 1 211.36kb.
Молодежь россии в современном политическом процессе: технологии институционализации... 1 343.53kb.
«Карельская государственная педагогическая академия» 2 652.33kb.
Фгбоу впо «Саратовская государственная юридическая академия» 1 31.53kb.
Социально-психологические аспекты в формировании мировоззрения П. 1 71.84kb.
Доронина надежда Анатольевна методическая система подготовки социальных... 1 453.88kb.
Электронные ресурсы нпб алтгпа декабрь 2012 г. Bell John 1 130.02kb.
«алтайская государственная педагогическая академия» 1 211.55kb.
Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им В. 1 19.78kb.
«тюменская государственная академия мировой экономики, управления... 7 3693.63kb.
Вопросы культурологии 1 122.29kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«армавирская государственная педагогическая академия» - страница №1/1



Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра психологии


УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА»

протокол № ___ от «___» ___________ 2012 года

Ученый секретарь академии __________________М.П.Евдокимова






РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры психологии

« » ___________ 20___ _года

(протокол № ____)

Зав.кафедрой д.психол.н. проф.

_____________С.В.Недбаева







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по научной специальности 19.00.07 – Педагогическая психология

Организация психолого-педагогического исследования
Форма обучения очная / заочная

Составитель:

К.псх.н., доцент

И.В. Арцимович



Армавир

2012 г.

АННОТАЦИЯ

Рабочей программы учебной дисциплины

«Организация психолого-педагогического исследования»
Цель учебной дисциплины - теоретико-эмпирическая подготовка аспирантов к организации и проведению психолого-педагогических исследований, а также формирование навыков и умений проведения исследования.
Дисциплина «Организация психолого-педагогических исследований» входит в образовательную составляющую профессионального цикла послевузовского образования. Курс тесно связан с курсами «Педагогика и психология высшей школы», «Психология человека», «Психология профессиональной деятельности», «Актуальные проблемы современной педагогической психологии», «Методология психологии» и др. относится к блоку 2 спецкурсов по выбору подготовки аспирантов.
В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен

Знать:

  • иметь представление о организации и проведении психолого-педагогических исследований;

  • основы методологии, современных методах и методика их применении

  • иметь целостное представление о проблемах исследования в образовании;

  • категориальный аппарат дисциплины;

Уметь:

  • организовывать психолого-педагогические исследования;

  • использовать методы психологической диагностики обследования психических процессов, свойств, состояний для решения различных профессиональных задач;

  • интерпретировать данные, анализировать их;

  • внедрять результаты исследования в педагогическую практику;

Владеть:

  • способами самопознания и саморазвития;

  • способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

  • способами диагностики.


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 ч.)
Основные разделы учебной дисциплины:


  • Научное исследование, его принципы структура и процедура.

  • Классификация исследовательских методов в психологии.

  • Планирование эксперимента, цели, гипотезы, проведение, анализ и представление результатов психологического исследования


Программа разработана: к. псх. н., доцентом Арцимович И.В.

СТРУКТУРА

Рабочей программы учебной дисциплины
1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины:

Дисциплина относится к образовательной составляющей и входит в цикл обязательных дисциплин (2 блок) подготовки аспирантов.


Цель учебной дисциплины- теоретико- эмпирическая подготовка аспирантов к организации и проведению психолого-педагогических исследований, а также формирование навыков и умений проведения исследования.

Задачами курса «Организация психолого - педагогического исследования» являются:

  • сформировать у аспирантов представления о проведении психолого-педагогических исследований;

  • сформировать у аспирантов представления о методологии, современных методах и методика их проведения;

  • научить правильному внедрению результатов исследования в практику;

  • изучить вопросы психолого-педагогической культуры и мастерства исследователя;

  • научить правильно представлять выводы и результаты своей работы с учетом принципов научной добросовестности и этики;

  • научить оценке и самооценке в этой области деятельности;


2. Место и роль дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Организация психолого-педагогических исследований» входит в цикл специальных дисциплин образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов. Курс тесно связан с курсами «Педагогика и психология высшей школы», «Психология человека», «Психология профессиональной деятельности», «Актуальные проблемы современной педагогической психологии», «Методология психологии» и др.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен



Знать:

  • иметь представление о организации и проведении психолого-педагогических исследований;

  • основы методологии, современных методах и методика их применении

  • иметь целостное представление о проблемах исследования в образовании;

  • категориальный аппарат дисциплины;

Уметь:

  • организовывать психолого-педагогические исследования;

  • использовать методы психологической диагностики обследования психических процессов, свойств, состояний для решения различных профессиональных задач;

  • интерпретировать данные, анализировать их;

  • внедрять результаты исследования в педагогическую практику;

Владеть:

  • способами самопознания и саморазвития;

  • способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

  • способами диагностики.


4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108ч.)

Форма отчетности – зачет.

Форма


обучения

курс

Семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

Всего часов

Ауд. часов

лекции

семинары

Лабор.

СР

Очная

1

108

18

18

90

зачет

Заочная

108

4

4

104

зачет

Структура и содержание учебной дисциплины (очная форма обучения):


№ п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия


лаборат. занятия

1.

Научное исследование, его принципы структура и процедура.

34

4







30

зачёт

2.

Классификация исследовательских методов в психологии.

36

6







30

3.

Планирование эксперимента, цели, гипотезы, проведение, анализ и представление результатов психологического исследования

38

8







30




Итого

108

18







90






Структура и содержание учебной дисциплины (заочная форма обучения):


№ п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)



занятия

лаборат. занятия

1.

Научное исследование, его принципы структура и процедура.

34

2







32

зачёт

2.

Классификация исследовательских методов в психологии.

36

1







35

3.

Планирование эксперимента, цели, гипотезы, проведение, анализ и представление результатов психологического исследования

38

1







37




Итого

108

4







104





Содержание учебной дисциплины

(Тематическое планирование – очная форма обучения)



Наименование темы

Всего часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Форма итогового контроля

1

Научное исследование, его принципы и структура

  1. Процедура и основные характеристики психолого-педагогического исследования

  2. Подготовка теоретической базы эмпирического исследования

Этические принципы в психолого-педагогической деятельности

34

4




30

собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование

2

Классификация исследовательских методов в психологии

36

6




30

собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование

3


Планирование эксперимента, цели, гипотезы, проведение, анализ и представление результатов психологического исследования.

  1. Обоснование цели и гипотез исследования.

  2. Анализ и представление результатов психолого-педагогического исследования.

38

8




30

собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование

Итого:

108

18




90





Содержание учебной дисциплины

(Тематическое планирование – заочная форма обучения)



Наименование темы

Всего часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Форма итогового контроля

1

Научное исследование, его принципы и структура

  1. Процедура и основные характеристики психолого-педагогического исследования

  2. Подготовка теоретической базы эмпирического исследования

  3. Этические принципы в психолого-педагогической деятельности

34

2




32

собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование

2

Классификация исследовательских методов в психологии

36

1




35

собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование

3


Планирование эксперимента, цели, гипотезы, проведение, анализ и представление результатов психологического исследования.

  1. Обоснование цели и гипотез исследования

  2. Анализ и представление результатов психолого-педагогического исследования.

38

1




37

собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование

Итого:

108

4




104






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Научное исследование, его принципы и структура

Теоретическое знание в психологии. Теория и ее функции. Теория и эмпирия. Задачи эмпирического исследования.

Эмпирическое знание в психологии и его связь с теоретическим. Жесткий пояс теорий. Становление теории. Проверка теории. Концептуальные репликации. Теоретические построения в психологии и проблема кризиса.

Опорная и надстроечная эмпирия. Вспомогательные положения научной гуманитарной теории.

Релевантный и иррелевантный эмпирический опыт. Система базисных идеализаций в науке. Проблема перехода от теории к эмпирии. Проблема прорыва в обобщении.

Планирование эксперимента в психологии. Содержание планирования психологического эксперимента. Принципы планирования психологического эксперимента. Условия и специфика планирования психологического эксперимента. Основные этапы психологического исследования.

Принцип фальсификации и экспериментальный метод. Эмпирическая загруженность теории. Парадигма. Категориальная детерминация и свобода в становлении научного знания. Индуктивный вывод. Асимметрия вывода в эксперименте. Проблема эмпирической загруженности психологической теории и предпосылки экспериментального метода. Проверка гипотезы и утверждение теории. Открытость гипотезы новым исследованиям.

Подготовка теоретической базы эмпирического исследования

Цель теоретического обзора. Методологические принципы и подбор теорий. Оценка теоретических позиций. Оценка теории с точки зрения эмпирической проверяемости. Выбор методических оснований исследования.

Анализ понятий в курсовой работе. Анализ теорий и их контекста. Анализ состояния науки. Методологический анализ. Понятие как средство анализа эмпирии. Анализ подходов и понятий.

Этические принципы в психологической деятельности

Этика и наука. Обсуждение этических проблем науки. Этические требования к психологу. Особенности психологической работы и этических требований. Компетентность как этическое требование. Проблема нанесения травм клиенту. Проблема воздействия на испытуемого и информированности об эксперименте. Двойной метод вслепую и проблема этики. Проблема контроля угроз валидности и этических требований к эксперименту. Проблема личностного влияния психолога на испытуемого. Запрет на разглашение информации.

Проблема рекомендаций и разглашения информации. Проблема взаимодействия психолога с администрацией.

Этические проблемы психологии. Выполнение этических требований.



Классификация исследовательских методов в психологии

Исторически сложившаяся систематика методов. Современная систематика методов Эксперимент в системе методов эмпирического исследования. Эксперимент как эмпирический метод исследования. Классификация методов исследования в психологии. Метод и методики. Наблюдение и его отличие от эксперимента. Методы, не включаемые в число экспериментальных. Контент – анализ. Экспериментальные планы со сниженными формами контроля.



Планирование эксперимента и контроль переменных в исследовании.

Планирование эксперимента. Условия планирования эксперимента. Содержательное планирование. Уточнение гипотез. Формулирование альтернативных гипотез. Этапы эксперимента. Обеспечение валидности эксперимента. Формальное планирование. Выбор статистических методов.

Классификация экспериментальных планов. Доэкспериментальные планы. Анализ единичного случая. Отсутствие контрольных условий или контрольной группы. Предварительное и итоговое тестирование на одной группе. Отсутствие изучения влияния фона или естественной динамики. Экспериментальные планы. План Соломона. План Д.Кемпбелла.

Планирование эксперимента и проблемы угроз валидности. Смешивающиеся и побочные переменные. Дополнительные переменные. Контроль угроз валидности. Влияние личности экспериментатора на результаты эксперимента. Контроль влияния личности экспериментатора на результаты. Эффект Пигмалиона. Влияние личности испытуемого на результат. Контроль влияния личности испытуемого на результаты.

Контроль переменных. Функциональный контроль независимых переменных как условие проверки гипотез о видах зависимости между переменными. Контроль возможных влияний на динамику показателей.

Обоснование цели и гипотез исследования в образовании

Подготовка эмпирического исследования. Постановка цели исследования. Обоснование цели, связь цели с принципами, на которых строится исследование. Обоснование гипотез Виды целей. Определение характеристик. Изучение взаимосвязи. Изучение возрастного развития. Описание нового феномена. Обоснование метода исследование. Выбор методик в структуре метода исследования. Проблемы и роль анализа литературы.

Подготовка эмпирического исследования, осуществляемого в рамках курсовой работы. Эмпирическое исследование как способ проверки гипотез. Эмпирия и факт. Подготовка эмпирического исследования. Методики и проблема адекватности выбранной методологии.

Анализ и представление результатов психологического исследования

Анализ результатов психологического исследования. Анализ соответствия фактов гипотезам. Эффект и Орд фактора. Ошибки при оценке эффекта.

Оформление результатов проведенного исследования. Актуальность проблемы. Представление целей, гипотез исследования. Представление процедур. Описание оснований выбора последовательности опытов. Представление оснований для выбора статистических методов. Формальное планирование. Описание статистических результатов. Графическое представление. Описание закономерностей. Выводы.

Соответствие выводов задачам. Вывод о том, соответствует ли гипотеза данным или данные противоречат гипотезе.

Выводы и их описание в Заключении. Рекомендации для практической работы. Представление исследований в научной статье. Написание статьи.

Выступление по результатам работы. Наглядное представление данных.


5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины


  1. Основная литература

  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2005

  3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 2005

  4. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М.,2005


2. Дополнительная литература

  1. Адлер Ю.П. Предпланирование эксперимента. М., 1978.

  2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: практическое руководство. СПб., 1991.

  3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2000.

  4. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.,1994.

  5. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития. М.,1990.

  6. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Основы психометрии. СПб., 1996.

  7. История становления и развития экспериментальной психологии в России. М.,1990.

  8. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.

  9. Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб, 1994.

  10. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Корниловой. М.,1998.

  11. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000

  12. Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003

  13. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. М.,2005

  14. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: МГУ, 1988. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990.

  15. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб., 2001

  16. Эксперимент и квазизксперимент в психологии. СПб.,2005.


6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

  • учебная аудитория;

  • мультимедийное оборудование


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ К ЗАЧЕТУ

  1. Эксперимент и наблюдение как эмпирические методы исследования

  2. Становление экспериментальной психологии.

  3. Эксперимент как метод проверки гипотез.

  4. Особенности эксперимента в психологии познавательных процессов.

  5. Беседа как метод исследования

  6. Опросные методы

  7. Организация и проведение исследования

  8. Идеальный эксперимент

  9. Реальный эксперимент.

  10. Зависимые переменные и свойства личности.

  11. Контроль как форма регуляции деятельности

  12. Экспериментальное исследование познавательных процессов.

  13. Экспериментальные и диагностические исследования личности

  14. Ориентиры психологического исследования.

  15. Изучение возрастного развития

  16. Подготовка эмпирического исследования.