Архитектура 20 в. Запад и Америка Рационализм. «Чикагская школа» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Архитектура 20 в. Запад и Америка Рационализм. «Чикагская школа» - страница №1/1

Архитектура 20 в. Запад и Америка

Рационализм. «Чикагская школа».

То было время начала строительства в Америке многоэтажных конторских зданий, прототипов будущих небоскребов, вошедшее в историю архитектуры созданием так называемой "Чикагской школы". После опустошительного пожара 1871 г в Чикаго развернулось строительство многоэтажных зданий на основе металлического каркаса. Новая тенденция заключалась в отказе от облицовки каркаса массивом стены, выявлении на фасадах этажных членений, каркасной структуры, в широком использовании крупных остекленных проемов, в сведении к минимуму декора. Значение Чикагской школы в истории архитектуры в том, что впервые в XIX веке был преодолен разрыв между конструкцией и формой, они были объединены в единое целое. Наиболее ярким представителем ее является Салливен, расцвет творчества которого совпал с расцветом Чикагской школы (1883-93).



Луис Салливен (1856 – 1924)

Лидер «Чикагской школы». "Форма должна соответствовать функции". Завершением естественного развития формы должен стать орнамент.



Здание универмага в Чикаго. (1889 –1904)

Рост стоимости земли в деловом центре городов Америки породил новый тип зданий - небоскребы. Изобретение пассажирского лифта и применение металлического каркаса способствовало развитию зданий в высоту. Пластическое выявление на фасадах каркаса, заполненного стеклом огромных окон. На фасаде хорошо читается каркасная конструкция, подобно клетке замыкающая внутренний объем. В пропорциях выделены цокольная и завершающая карнизная часть здания, что характерно для всех работ архитектора.

Творчество Салливена наложило отпечаток на молодое поколение архитекторов Среднего Запада, выдающимся представителем которого был Франк Ллойд Райт. Салливен сумел синтезировать в единую систему идеи, назревавшие в XIX веке и подготовившие решительный поворот развития архитектуры XX века. Недаром западноевропейские функционалисты 20-х годов объявили его своим предшественником. Большой заслугой Салливена было также создание концепции "органичной архитектуры", блестяще развитой его учеником Райтом, а затем продолженной финским архитектором А. Аалто. Среди последователей этого направления – немецкий архитектор Петер Беренс, австрийцы Отто Вагнер и Адольф Лоос, французы Огюст Перре и Тони Гарнье.

Петер Беренс (1868 – 1940)

Он первым понял необходимость участия архитектора в промышленном строительстве. В 1907 г. дирекция АЭГ (всеобщая электрическая компания) пригласила его на роль главного художника. Он стал первым европейским художником, создавшим единый стиль компании. Разработал фирменную упаковку, каталоги с выразительными обложками и броскими рекламными плакатами. В 1909 г. он построил для АЭГ Турбинную фабрику в Берлине. Расчлененные каменные стены сочетаются с огромными витражами проемов. Внутри главный корпус смонтирован из металлических конструкций, что освободило внутреннее помещение от ненужных опор. В 1911 – 1912 Беренс по заказу немецкого правительства возвел в Петербурге здание Посольства Германии на площади возле Исаакиевского собора. Его фасад он украсил упрощенной огромной колоннадой из темно-красного гранита. Беренс заложил основы для современного промышленного дизайна.

В мастерской Беренса выросли архитекторы, которым предстояло после Первой мировой войны возглавить борьбу за новые принципы в архитектуре. Среди них Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ – в будущем ведущие зодчие 20 века.

Вальтер Гропиус (1883 – 1959)

Он стал использовать гладкие бетонные стены, огромные окна в виде стеклянных горизонтальных прорезей. Отказался от декора, проповедовал крайний лаконизм в архитектуре, четкие геометрические объемы.



Обувная фабрика «Фагус» в Альфельде. 1911 г В этом здании впервые наиболее полно воплотились принципы функционализма.

Иногда этот термин заменяют на термин рационализм или конструктивизм Наружные стены свободны от несущей функции и заменены стеклянными панелями, ленточное остекление. Внешний облик функциональной постройки должен отражать ее конструкцию и внутреннюю планировку. В 1919 г. Гропиус возглавил Высшую школу изобразительных искусств в Веймаре. Объединив ее с другой школой искусств, он создал «Баухауз» – «Дом строительства» - высшее архитектурное и художественно-промышленное училище. «Баухауз» провозгласил воссоединение искусства, науки и техники, художник должен вернуться к профессии ремесленника, нужно типовое массовое строительство при экономии средств. Это было похоже на новое средневековье. Поэтому студенты «Баухауза» одновременно учились производству и творчеству и скоро смогли заменить преподавателей. Подобные идеи вели к демократизации строительства. В «Баухаузе» работали мастера из разных стран: русский Василий Кандинский - создатель абстракционизма; швейцарец Пауль Клее, голландец Тео ван Дусбург и др. В 1925 – 1926 гг. «Баухауз» переехал в Дессау и для него Гропиус и фон Мейер спроектировали комплекс зданий для училища. Легкая каркасная структура, прямые углы, господство стекла и бетона. Масса света и воздуха. Асимметричный план здания отражает назначение каждого фрагмента. Так школа включала в себя здание интерната, мастерских, помещения для занятий, двухэтажный флигель бюро был спроектирован как мост через улицу. Здание «Баухауза» стало манифестом рационализма.

В 28 году Гропиус переехал в Берлин и занялся разработкой дешевого жилья. Он предложил «строчную застройку», когда дома идут параллельными линиями и выходят на улицу своими торцами. После прихода нацистов к власти эмигрировал в Англию, а затем в США. Всюду он вносил свежие идеи в строительство. Руководил архитектурным отделением Гарвардского университета в Кембридже. Построил много зданий: Гарвардский университет, университет в Багдаде, здание посольства США в Афинах, небоскреб авиакомпании «Панамерикэн Эрлайнз» в Нью-Йорке.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886 – 1969)

Создатель стиля современной архитектуры. Минимализм.

В 1908 г. поступил в мастерскую Петера Беренса. В 1910 г обратился к идеям рационализма. После Первой мировой войны, в период разрухи в Германии, спроектировал свои первые небоскребы. Один из них представлял граненый «хрустальный» объем, в котором обыгрывались прозрачность стекла и его способность отражать меняющееся окружение.

Мис ван дер Роэ занимал ряд руководящих должностей в различных архитектурных объединениях, проектировал жилые районы, разрабатывал тип дома с каркасной системой, где исключались все несущие внутренние и наружные стены, с полным отсутствием декора. Он утверждал, что скоро все элементы здания будут создаваться в заводских условиях, а на строительной площадке будет идти только монтаж здания. Эти идеи легли в основу всей современной архитектуры. В 20- 30 гг разрабатывал тип здания, где неподвижными оставались бы только наружные стены, а весь интерьер можно было бы менять с помощью раздвижных перегородок. Архитектор воплотил свои проекты в ряде сооружений. Затем он руководил «Баухаузом», а в 937 г. эмигрировал в США. В 1938г. по проекту Миса ван дер Роэ возводилось здание Иллинойского технологического института. Это ряд прямоугольных сооружений, связанных между собой в гармоничное целое. 24 здания создал Роэ для технологического института, где сам преподавал архитектуру. В США Роэ разработал свой тип здания – коробка параллелепипеда, замкнутая и ни одной деталью не выходящая за границы объема. Фасад формируется членением этажей ленточными окнами, которые опоясывают здание, каркас вынесен наружу. Размеры подобных сооружений подчас становились гигантскими, они воплощали образ силы и престижа, были кристально ясны по форме, высота их достигала 30 – 40 этажей. В них полностью воплотились культ стекла и стали, простота форм, однообразие и некоторый схематизм архитектуры 20 века.



Дом Фарнсуорт в Чикаго. США ( 1945 – 1951 )

Задумывался как современная вилла, в которой можно укрыться от городской суеты. Безукоризненно простая конструкция в идеальном ландшафте, сдержанность и классическая простота. Конструкция представляет собой сварную стальную раму, она оцинкована, окрашена белой эмалью и отполирована до блеска. Такая мастерская отделка скрывает все строительные швы. Швы загрунтованы. Стальные вертикальные стойки поднимают здание на высоту чуть более метра над землей, и кажется, что вся постройка парит в воздухе. К открытой площадке примыкают затененная крышей терраса и остекленное жилое помещение. В закрытом перегородками помещении расположены ванные комнаты, кухня, камин и кладовые. Панели сплошного остекления помещены между стальными стойками каркаса и прочно установлены в пазах. Позже, когда недалеко от дома прошла дорога, стены были закрыты шелковыми шторами, и стеклянный куб утратил свою прозрачность. Интерьер создается легкими перегородками, и кажется, что одно помещение плавно перетекает в другое. Комнаты обставлены очень скупо. Заказчица осталась недовольна домом, но прожила в нем 17 лет.



Ле Корбюзье (1887 – 1965)

Настоящее имя – Шарль Эдуар Жаннере, родился в Швейцарии, работал гравером по часам, но увлекся архитектурой. Учился у О. Перре, откуда вынес восхищение конструктивными возможностями железобетона, затем у Петера Беренса, где увлекся идеями промышленного дизайна. В 1917г. поселился в Париже, где открыл для себя кубизм. Под влиянием своего друга художника Озанфана занимался живописью и теорией искусства. Взяв псевдоним Ле Корбюзье, открыл архитектурную мастерскую.

Ле Корбюзье считал, что с помощью массового строительства, планировки городов, рациональной архитектуры можно изменить общество. Он стал главой конструктивизма. Его идеал: простота, точность, геометрические объемы из железобетонных конструкций. Корбюзье сформулировал пять принципов современной архитектуры:


  1. Дом на столбах

  2. Сад на плоской крыше

  3. Свободный план

  4. Горизонтально протяженные окна

  5. Свободная композиция фасада

Эти идеи легли в основу урбанизма: застройка города небоскребами с новой транспортной системой. Он спроектировал «Лучезарный город» 1930 г. из гигантских жилых домов с коммунально-бытовым и торговым обслуживанием и садами.

Постройки Корбюзье:



  1. Общежитие швейцарских студентов в Париже (1930 – 1932)

  2. Вилла в Пуасси (1931)

  3. Здание министерства легкой промышленности в Москве (1935)

  4. 17-этажный жтлой дом в Марселе (1947 – 1952)

  5. Секретариат в Индии (1958)

Вилла Савой в Пуасси Франция. ( 1928 – 1931)

Соединение геометрических форм с промышленным стройматериалом. Большой неогороженный участок позволил архитектору создать квадратный план как выражение идеальной формы. В основе здания железобетонный каркас. Панели перекрытий покоятся на отдельно стоящих опорах. Нижний этаж дополняют колонны, они поднимают над землей основную жилую часть, расположенную в бельэтаже, с балконов и террас бельэтажа открывается прекрасный вид. Колонны отодвинуты вглубь от наружных стен. Сами стены подчеркивают геометричность здания и не имеют никакого декора. Они окрашены в белый цвет и напоминают океанский лайнер. Ле Корбюзье восхищался созданием парохода, аэроплана, автомобиля и считал их творцов равными великим зодчим прошлого. Ленточные окна тянутся сплошной полосой вдоль всех фасадов. Они усиливают горизонтальность конструкции и дают много света. Плоская крыша подчеркивает геометрический характер всей постройки. На крыше устроены сад и терраса-солярий. Изогнутые линии стен на крыше, окружающие сад, напоминают формы кубистической живописи и одновременно трубу океанского лайнера. В интерьере использованы раздвижные стеклянные перегородки, что позволяет варьировать назначение помещений.



Органическая архитектура

Органическая архитектура - это создание зданий и сооружений, которые раскрывают свойства естественного материала и органично вписывающиеся в окружающий ландшафт.



Фрэнк Ллойд Райт

Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Фрэнк Ллойд Райт предложил подвести черту под обычаем нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающей среды. По его представлению, форма дома должна вытекать из его специфичного назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно воздвигается.

Знаменитость Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» основаны на концепции «органической архитектуры», цель которой сохранить целостность и союз с природой. Для таких домов характерен открытый план, в них преобладают горизонтальные композиции, далеко вынесены за пределы дома скаты крыши, террасы, отделочные материалы - природные и необработанные, ритмичные разделения фасада каркасами, прототипом которых служат японские храмы. Многие из этих домов крестообразного плана, очаг-камин, расположенный в центре объединяет открытое пространство. Интерьеру дома Райт уделял особенное внимание, создавал мебель сам и добивался того, чтобы каждый элемент был понят и органично вписан в создаваемую им атмосферу. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.

В 1935—1939 Райт создает по заказу американского миллионера Эдгара Кауфмана и его супруги Лилиан известный «Дом над водопадом» в штате Пенсильвания.

Дом представляет собой сочетание бетонных террас и вертикальных поверхностей известняка, располагающихся на стальных опорах прямо над ручьем. Часть скалы, на которой стоит здание, оказалась внутри дома и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера.

Музей Гуггенхайма.

в 1919 году 58-летний угольный магнат и золотопромышленник Соломон Гуггенхайм принял решение оставить свой сверхприбыльный бизнес и всерьез заняться коллекционированием произведений современного авангардного искусства. Для создания музея он пригласил Райта.

Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.

В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.

Райт, который утверждал высокое предназначение архитектуры — служить людям, не мог и не хотел в современных ему условиях строить дома из стандартных элементов, выражая таким образом протест против эстетики техницизма, утверждающей примат машины над человеком и отражающей в искусстве буржуазную идеологию.

Небоскребы

В 1916 г. в Нью-Йорке были приняты законы о зонировании, по которым для освещения улиц высокие дома должны были сужаться кверху. Поэтому в начале 30-х г. в Нью-Йорке появляются небоскребы, напоминающие древние зиккураты Междуречья. В 20-е годы в Нью-Йорке началось быстрое строительство и земля резко вздорожала. Возросли плотность и этажность застройки. Появились новые системы отопления, вентиляции, противопожарных систем, все это позволило увеличить высоту этажей. Вспыхнуло соревнование за первенство небоскребов в силуэте города. В 1929 году было построено здание Крайслера. 319 м. высота. Стальной шпиль 56 м. архитектор Уильям ван Аллен. Высота 282 м. «Бэнк оф Манхеттен» архитектор Крейг Северанс.



Самым высоким стало здание «Эмпайр Стейт Билдинг» (1929 – 1931) 381 м. Здание в 102 этажа, в основе стальной каркас, было построено всего за 58 недель, (410 дней). Такие темпы строительства, иногда до 14 этажей за 10 дней, были достигнуты благодаря новым технологиям.

Здание занимают конторские помещения. Стальной каркас 59 000 т несет стены из 10 млн. кирпичей. Во время праздников антенную мачту украшает иллюминация. Смотровая площадка принимала до 3000 посетителей ежедневно. Что давало прибыль в 1 млн. долларов ежегодно. Шпиль занимает 16 этажей. На 16 этаже есть причал для дирижаблей, но дирижабли приставали к небоскребу только два раза. Небоскреб оборудован 62 лифтами. В небоскребе 6500 окон, соединенных вертикальными полосами из стали и алюминия. Опорная платформа в 5 этажей – наиболее широкая часть небоскреба и занимает все отведенную под него площадь. Декоративные элементы «Эмпайр Стейт Билдинг» продиктованы стилем Арт-Деко. Этот небоскреб оставался самым высоким до 1973 г., когда было построено здание Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Это печально известные «близнецы», погибшие при взрыве в 2001 г.