Антипова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии ноу впо мпсу программа - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Османбекова Замира Зарифовна, кандидат медицинских наук, старший... 2 681.3kb.
Рабочая программа дисциплины исследование систем управления направление... 2 563.09kb.
Резюме. Шувалова Екатерина Владимировна Кандидат психологических... 1 19.38kb.
Семинар «Основные проблемы нейропсихологического консультирования... 1 34.36kb.
Программа для поступающих в аспирантуру 13. 00. 03 Коррекционная... 1 115.77kb.
Еще раз к вопросу о статусе комиссий по делам несовершеннолетних... 2 446.18kb.
Программа обучения по дисциплине (Syllabus) Алгебра II для студентов... 1 349.2kb.
Рабочая программа по курсу «Психопатология» 1 64.81kb.
Магомедов Рамазан Магомедович доцент, кандидат педагогических наук. 1 18.17kb.
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «художники... 5 1899.84kb.
Д. Г. Левитас; кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой... 8 2783.99kb.
Джан типология речевых неудач в учебных письменных русских текстах... 1 210.58kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Антипова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии - страница №1/1




Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


Рабочая программа дисциплины

ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление подготовки


050700 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки



Логопедия

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная, очно-заочная, заочная


Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой логопедии

(протокол № от 20 г.)

Зав.кафедрой _______________________________

Москва


2012

Составитель: Антипова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету.
Рецензент:

Лямина И.П., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ.



1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Онтогенез речевой деятельности» являются



- сформировать представление о последовательности этапов онтогенетического развития речи;

  • систематизировать и уточнить имеющиеся у них знания о возможных стратегиях овладения ребенком системой родного языка и способами осуществления речевой деятельности;

  • формирование профессиональных компетенций в определении уровня речевого развития, диагностики и коррекции речевых нарушений.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Онтогенез речевой деятельности» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла. Представляя собой один из аспектов комплексного изучения закономерностей речевого развития, «Онтогенез речевой деятельности» является основополагающей учебной дисциплиной в системе профессиональной подготовки учителей-логопедов.

Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Психология», «Введение в логопедию», «Логопедия», «Невропатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Русский язык с основами языкознания». Курс «Онтогенез речевой деятельности» является теоретической основой для понимания симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта и дальнейшего изучения следующих дисциплин: «Логопедия», «Фонетико-фонематическое недоразвитие», «Общее недоразвитие речи», «Психолого-педагогическая диагностика», «Методики преподавания», «Организация логопедической работы в детских учреждениях».


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Онтогенез речевой деятельности».

В результате освоения дисциплины «Онтогенез речевой деятельности» у студентов формируются следующие компетенции:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

- способность анализировать социально-значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1) (компетенция формируется частично);

- способность осуществлять работу по популяризации дефектологисеских знаний среди населения (ПК-14).

В результате освоения дисциплины обучающиеся должен:



- Знать основные этапы онтогенеза речевой деятельности; возрастную динамику становления психофизиологического и «языкового» механизма речевой деятельности;

- Иметь профессиональные умения оперировать базовыми терминами дисциплины; владеть приемами и методами онтопсихолингвистического изучения речевой продукции детей дошкольного возраста, технологиями использования диагностических и прогностических показателей речевого развития ребенка;

- Владеть навыками: установления контакта с ребенком, находящимся на разных ступенях речевого развития, навыками психолого-педагогического обследования и психолингвистического исследования детей с целью выявления особенностей их речевого развития, приемами дифференциальной диагностики «нормы речевого развития» и патологии речи.

    Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

  • Формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной деятельности;

  • Базовая теоретическая и предметно-практическая подготовка к выполнению профессиональной деятельности;

  • Формирование навыков онтогенетического анализа нарушений речи у детей и взрослых, компетентного решения задач планирования и организации логопедической работы.

  • Общегуманитарное и профессиональное образование.

  • Овладение основами профессиональной деятельности.


4. Структура и содержание дисциплины «Онтогенез речевой деятельности»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.


Очная форма обучения (срок обучения - 4 года).




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Анатомо-физиологические и психологические механизмы речи


3

12

4

-

2

-

6




-

Тестирование

2

Начальные этапы речевого развития

3

8

2

-

2

-

4




-

Тестирование

3

Овладение звуковой формой слова в онтогенезе

3

8

2

-

1

1

4




-

Тестирование

4

Развитие лексики детской речи

3

10

2

-

2

2

6




-

Тестирование

5

Овладение грамматическими закономерностями языка в онтогенезе

3

10

2

-

1

1

4




-

Тестирование

6

Онтогенетическое развитие связной речи

3

12

2

-

2

2

6




-

Тестирование

7

Онтогенез и дизонтогенез речевого развития

3

12

2

-

2

2

6




-

Тестирование. Контрольная работа




ИТОГО:




72

16

-

12

8

36







Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения - 5 лет).




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Анатомо-физиологические и психологические механизмы речи


3

12

0,5










11,5




-




2

Начальные этапы речевого развития

3

8

0,5










7,5




-




3

Овладение звуковой формой слова в онтогенезе

3

8

0,5










7,5




-




4

Развитие лексики детской речи

3

10

0,5










9,5




-




5

Овладение грамматическими закономерностями языка в онтогенезе

3

10

0,5










9,5




-




6

Онтогенетическое развитие связной речи

3

12

0,5










11,5




-




7

Онтогенез и дизонтогенез речевого развития

3

12

1




1

1

9




-







ИТОГО:




72

4




1

1

66







АКР, Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года).




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Анатомо-физиологические и психологические механизмы речи


3

12

0,5










11,5




-




2

Начальные этапы речевого развития

3

8

0,5










7,5




-




3

Овладение звуковой формой слова в онтогенезе

3

8

0,5










7,5




-




4

Развитие лексики детской речи

3

10

0,5










9,5




-




5

Овладение грамматическими закономерностями языка в онтогенезе

3

10

0,5










9,5




-




6

Онтогенетическое развитие связной речи

3

12

0,5










11,5




-




7

Онтогенез и дизонтогенез речевого развития

3

12

1




1

1

9




-







ИТОГО:




72

4




1

1

66







АКР, Зачет



Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года).




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Анатомо-физиологические и психологические механизмы речи


3

12

0,5










11,5




-




2

Начальные этапы речевого развития

3

8

0,5










7,5




-




3

Овладение звуковой формой слова в онтогенезе

3

8

0,5










7,5




-




4

Развитие лексики детской речи

3

10

0,5










9,5




-




5

Овладение грамматическими закономерностями языка в онтогенезе

3

10

0,5










9,5




-




6

Онтогенетическое развитие связной речи

3

12

0,5










11,5




-




7

Онтогенез и дизонтогенез речевого развития

3

12

1




1

1

9




-







ИТОГО:




72

4




1

1

66







АКР, Зачет

Очно-заочная (вечерняя) форма обучения (срок обучения – 3,5 года).




п/п




Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Анатомо-физиологические и психологические механизмы речи


3

12

0,5










11,5




-

Тестирование

2

Начальные этапы речевого развития

3

8

0,5










7,5




-

Тестирование

3

Овладение звуковой формой слова в онтогенезе

3

8

0,5










7,5




-

Тестирование

4

Развитие лексики детской речи

3

10

0,5




1




8,5




-

Тестирование

5

Овладение грамматическими закономерностями языка в онтогенезе

3

10

0,5










9,5




-

Тестирование

6

Онтогенетическое развитие связной речи

3

12

0,5




1

1

9,5




-

Тестирование

7

Онтогенез и дизонтогенез речевого развития

3

12

1







1

10




-

Тестирование. Контрольная работа




ИТОГО:




72

4

-

2

2

64







Зачет



Тема 1. Анатомо-физиологические и психологические механизмы речи.

Анатомо-физиологические механизмы речи. Периферический речевой аппарат, его основные отделы: дыхательный (энергетическая система), фонаторный (резонаторная система), артикуляционный (генераторная система).

Речь как продукт взаимодействия отдельных мозговых структур. Нейрофизиологические механизмы речи. Подкорковые структуры, участвующие в процессе речепроизводства. Подкорковые ядра, проводящие пути, ядра ствола мозга, черепно-мозговые нервы. Кора головного мозга. Речевой праксис. Первичные, вторичные и третичные зоны. Структурно-функциональная модель мозга (А.Р.Лурия). Функциональная специфичность правого и левого полушария.

Роль слуха и зрения в развитии речи детей.

Основные компоненты языковой системы. Фонетико-фонематический уровень. Лексический уровень. Грамматический уровень. Язык и речь.

Теории речевого развития. Речь и мышление. Развитие мышления в дошкольном детстве.



Тема 2. Начальные этапы речевого развития.

Крик и плач новорожденного ребенка – врожденные предпосылки речи. Крик ребенка как первая интонация, значимая по своему коммуникативному содержанию. Акустические особенности и значение первых звуковых проявлений. Вариативность младенческих криков, их фонетическая неупорядоченность. Связь первых голосовых реакций с этапами развития общей моторики. Начало формирования функции общения.

Первичные детские вокализации – гуление и лепет. Их непостоянство. Период гуления. Характеристика специфических голосовых реакций. Появление интонации благополучия. Зависимость гуления от обстановки эмоционального общения. Эхопраксии и эхолалии.

Гуление и первый этап лепета как филогенетическая речевая память, не зависящая от состояния физического слуха детей.

Детский лепет. Появление признака локализации и структурации слога. Формирование физиологического механизма слогообразования. Фонетическое богатство и разнообразие лепета. Связь ритмического повторения слогов с ритмическими движениями. Аутоэхолалии. Формирование речевой онтогенетической памяти. Период лепетных псевдослов. Появление коммуникативных намерений и развитие средств их выражения. Появление псевдосинтагмы. Развитие паралингвистических средств общения. Протознаки (жесты, мимика, вокализации) и их функции на начальных стадиях коммуникации. Модулированные лепетные монологи. Особенности восприятия ребенком речи взрослого в дословесный период. Роль матери в коммуникативном развитии ребенка.

Тема 3. Овладение звуковой формой слова в онтогенезе.

Общие закономерности усвоения ребенком звукового строя языка. Звуки как предшественники фонем. Гласные и согласные периода лепета. Развитие координации акустических и артикуляционных образов. Отработка интонационных структур языка. Предпосылки для овладения фонематическим слухом.

Фонология. Образование фонологической системы у детей. Переход от фонетического разнообразия лепета к фонологическому ограничению. Последовательность различения звуков на слух.

Закономерности освоения артикуляционной стороной речи. Последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка. Формирование сознательных и произвольных артикуляционных движений. Фонологические противопоставления.

Звуковой состав первых слов, особенности их слоговой структуры. Типичные ошибки детской речи. Основные субституции (замены) и искажения согласных фонем. Слова со стечением звуков, их модификация. Основные закономерности сокращения сочетаний согласных (кластеров). Явление дистантной ассимиляции. Причины и закономерности слоговой элизии. Метатезис (перестановка звуков и слогов) как распространенное явление в речи ребенка. Освоение ребенком интонационных структур.

Тема 4. Развитие лексики детской речи.

Появление первых слов в речи детей. Основные семантические и фонетические характеристики начального детского лексикона. Лепетные комплексы. Звукоподражательные слова и их лексическое значение. Смысловая устойчивость звукоподражательных слов. Индивидуальное фонетическое оформление. Связь первых слов с практическим действием. Закономерности развития активного и пассивного словаря ребенка. Генерализация языковых явлений как основная закономерность развития речи.

Переход от звукоподражаний и протослов к нормативным словам. Развитие номинативного значения слов.

Становление денотативного и сигнификативного значений слова.

Особенности толкования слов детьми. Прямое и переносное значение. Вербальные ассоциации в детском возрасте. Усвоение лексико-семантических вариантов слов. Неосознанная метафоризация слова в детском возрасте.

Соотношение активного и пассивного лексикона. Закономерности формирования пассивного лексикона. Необходимые предпосылки актуализации слов.



Тема 5. Овладение грамматическими закономерностями языка в онтогенезе.

Грамматика детской речи, ее простота, универсальность, наличие активного творчество поиска. Овладение грамматическими правилами.

Формирование морфологических механизмов детской речи. Последовательность становления морфологических категорий. Типичные инновации детского формообразования.

Формирование словообразовательных механизмов. Детское словотворчество. Процесс овладения словообразовательной моделью, ее использование для создания новых слов. Механизмы возникновения детских «неологизмов». Ориентация на звуковую форму морфем.

Формирование синтаксических механизмов в детской речи. Период однословных предложений. Слово как целое высказывание. Функции однословных предложений. Появление двусловных предложений. Грамматические особенности двусловных предложений. Появление первых грамматических противопоставлений. Развитие грамматического структурирования. Совершенствование смыслового содержания предложений.

Переход к многословным высказываниям. Усложнение структуры и содержания предложений.



Тема 6. Онтогенетическое развитие связной речи.

Этапы становления связной речи в онтогенезе.

Эгоцентрическая речь (Ж.Пиаже). Связь эгоцентрической речи с практическими действиями ребенка. Сближение понятий эгоцентрической и внутренней речи в концепции Л.С.Выготского. Развитие внутренней речи, закономерности ее функционирования. Внутренняя речь как часть психической деятельности (Т.Н.Ушакова).

Ситуативный этап развития детской речи. Дифференциация ситуативной и контекстной речи. Структура ситуативной речи, ее функции, способы выражения. Возникновение контекстной речи (С.Л.Рубинштейн).

Развитие диалога. Высказывания-реплики. Развитие способности к планированию своих и прогнозированию чужих речевых действий в пределах диалога. Развитие развернутых форм диалогической речи.

Монологическая речь дошкольника. Целостность, вариативность, связность монолога. Овладение различными функциональными стилями речи.



Тема 7. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития.

Понятия дизонтогенеза речи. Общее недоразвитие речи как особая форма аномального речевого развития. Нарушение основных компонентов речеязыковой системы при общем недоразвитие речи. Уровни речевого развития. Системный подход к развитию речи и коррекции ее недоразвития (Р.Е.Левина). Основные признаки общего недоразвития речи у детей. Особенности психической деятельности детей с недоразвитием речи.


5. Образовательные технологии


    При прохождении дисциплины «Онтогенез речевой деятельности» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой.

Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные занятия. Предусмотрены встречи с представителями дошкольных образовательных учтеждений, научных органихаций. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают зачет. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде тестирования и контрольной работы.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа как вид учебного труда выполняется студентами без непосредственного участия преподавателя, но организуется и управляется им.

Самостоятельная работа студентов – это выполнение теоретических и практических заданий студентами по усвоению изучаемой дисциплины «Онтогенез речевой деятельности».

Самостоятельная работа студентов - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение следующих видов работ: конспектирование, реферирование научной литературы, решение тестовых заданий, подготовка к семинарским и практическим занятиям.

Изучение и анализ литературных источников является обязательным видом самостоятельной работы студентов. Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления с целью выяснения современного состояния вопроса.

Проработка отобранного материала обязательно должна идти с одновременным ведением записей прочитанного и своих замечаний. Запись может иметь как форму конспекта, так и выписок, а также картотеку положений, тезисов, идей, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученного материала. Такого рода записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материал, одной из обязательных форм организации умственного труда.
Контрольная работа.

Контрольная работа выполняется студентами всех форм обучения в течение семестра и представляется преподавателю на проверку. Контрольная работа состоит из нескольких блоков заданий.



1 блок. Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы по проблеме онтогенеза речевой деятельности. Студент должен представить на проверку не менее 5 рукописных конспектов. Конспекты оформляются в отдельной тетради.

2 блок. Подготовка реферата по выбранной студентом теме. Темы рефератов распределяются между студентами всей группы.

3 блок. Решение тестовых заданий 1-7 (студенты очного отделения выполняют тестирования во время текущего контроля).

4 блок. Решение тестов для аудиторной контрольной работы (1-24).

5 блок. Выполнение практических заданий для самостоятельной работы студентов.

Практические задания для самостоятельной работы студентов.

Практические задания выполняется студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра и представляется преподавателю на проверку при сдаче контрольной работы.



  1. Составьте схему «Нейрофизиологические механизмы речи».

  2. Составьте схему «Основные этапы развития мышления в дошкольном детстве».

  3. Составьте таблицу «Основные показатели довербального развития».

  4. Составьте схему «Этапы развития общей моторики ребенка от рождения до 1 года».

  5. Подготовьте следующие таблицы: «Классификация гласных фонем», «Классификация согласных».

  6. Составьте схему «Последовательность звуков по мере их появления в речи детей».

  7. Подготовьте схему «Основные этапы развития детского словаря».

  8. Составьте схему «Последовательность формирования обобщающей функции слова».

  9. Составьте схему «Последовательность усвоения детьми морфологических категорий языка».

  10. Подготовьте схему «Основные этапы становления связной речи».

  11. Определите основные направления обследования речи детей дошкольного возраста и оформите их схематично.


Тестовые задания по дисциплине «Онтогенез речевой деятельности».

Студенты очного и очно-заочного отделений выполняют тестирования во время текущего контроля. Студенты заочного отделения решают тесты во время самостоятельной работы и ответы представляют преподавателю при сдаче контрольной работы.


Тестовое задание 1 (к теме 1).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами. При ответе на вопросы 7, 8, 19, 20, 35, 36 выберите правильный ответ, из предложенных.



  1. Дайте определение понятию ОНТОГЕНЕЗ.

  2. Дайте определение понятию ДИЗОНТОГЕНЕЗ.

  3. Из каких частей состоит речевой аппарат?

  4. Назовите отделы центрального речевого аппарата.

  5. Где в коре головного мозга находится центр Брока?

  6. Где в коре головного мозга находится центр Вернике?

  7. Укажите основную функцию центра Брока: а) восприятие речи; б) реализация двигательной стороны речи; в) анализ ощущений от движений органов артикуляции.

  8. Укажите основную функцию центра Вернике: а) восприятие речи; б) реализация двигательной стороны речи; в) анализ ощущений от движений органов артикуляции.

  9. В какой области коры головного мозга обрабатывается информация об ощущениях от движений органов артикуляции?

  10. Что соединяют между собой центробежные двигательные нервные пути?

  11. Что соединяют между собой центростремительные двигательные нервные пути?

  12. Где берут начало черепно-мозговые нервы?

  13. Назовите основные черепно-мозговые нервы и их функции.

  14. Назовите основные отделы периферического речевого аппарата.

  15. Назовите отделы голосового аппарата.

  16. Какую функцию выполняет надгортанник?

  17. Чем отличается гортань мужчин и женщин?

  18. Что такое МУТАЦИЯ голоса?

  19. В какие возрастные периоды происходит мутация голоса?

  20. Каковы особенности мутации голоса у мальчиков?

  21. Голосовая щель при дыхании: а) открыта; б) закрыта.

  22. Голосовая щель при голосообразовании: а) открыта; б) закрыта.

  23. Что образует голосовую щель?

  24. Опишите механизм голосообразования.

  25. От чего зависит сила голоса?

  26. Что такое ТЕМБР голоса?

  27. От чего зависит высота голоса?

  28. Назовите основные органы артикуляции.

  29. Как называются части языка?

  30. Назовите подвижные органы артикуляции.

  31. Что такое РЕЗОНАНС?

  32. Что такое НАДСТАВНАЯ ТРУБА?

  33. Какие органы выполняют функцию резонаторов?

  34. Что является шумовым вибратором при произнесении звуков?

  35. При помощи шумового вибратора образуются: а) глухие звуки; б) звонкие звуки; в) сонорные звуки.

  36. При помощи тонового вибратора (колебание голосовых складок) образуются: а) глухие звуки; б) звонкие звуки; в) сонорные звуки.

  37. Какие уровни организации мозга выделяет в своей теории А.Н.Бернштейн?

  38. Какие блоки выделил А.Р.Лурия в предложенной им общей структурно-функциональной модели мозга.

  39. Что такое ПРОСОДИКА?

  40. Каковы компоненты языковой системы?

  41. Что такое ФОНЕМА?

  42. Что такое ЛЕКСИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЯЗЫКА?

  43. Какие формы мышления вы знаете?

  44. Назовите возрастные границы формирования основных форм мышления в дошкольном детстве.

  45. В какой возрастной период речь ребенка становится интеллектуальной, а мышление – речевым?


Тестовое задание №2 (к теме 2).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами. При ответе на вопросы 18, 29 выберите правильный ответ, из предложенных.




  1. Что такое ИНТОНАЦИЯ?

  2. Какие врожденные предпосылки речи вы знаете?

  3. Перечислите основные характеристики крика новорожденного ребенка (до 8 недель).

  4. Зависит ли крик новорожденного ребенка от физического состояния ребенка? Приведите 1-2 примера.

  5. Когда начинает формироваться функция общения? Какой главный показатель?

  6. В каком возрасте крик новорожденного ребенка значительно обогащается интонационно?

  7. С каким этапом развития моторики совпадает период интенсивного интонационного обогащения крика?

  8. Когда появляется гуление?

  9. Какие звуки русского языка называются ГЛАСНЫМИ?

  10. Какие звуки русского языка называются СОГЛАСНЫМИ?

  11. Что такое РЕДУЦИРОВАННЫЙ ЗВУК?

  12. Какими физиологическими актами обусловлено появление в гулении детей редуцированных согласных звуков П, М, Б и Г, К, Х?

  13. Что такое ЭХОПРАКСИЯ при гулении?

  14. Что такое ЭХОЛАЛИЯ при гулении?

  15. Что такое КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ?

  16. На какой стадии предречевого развития появляется смех?

  17. В кокой возрастной период появляется лепет?

  18. В период лепета начинает формироваться психофизиологический механизм а) звукопроизношения; б) слогообразования; в) произнесения слов простой слоговой структуры.

  19. Есть ли гуление и первый этап лепета у глухих детей.

  20. В каком возрасте происходит расцвет лепета?

  21. Перечислите основные характеристики второго этапа лепета.

  22. Что такое АУТОЭХОЛАЛИИ при лепете ребенка?

  23. Докажите, что с 6-7 месяцев лепет приобретает социализированный характер.

  24. В каком возрасте начинает развиваться начальное понимание обращенной речи?

  25. Какими паралингвистическими средствами пользуется ребенок при общении в возрасте 6-9 месяцев?

  26. С какими этапами развития моторики совпадает период интенсивного лепета?

  27. Перечислите основные характеристики третьего этапа лепета.

  28. Что такое «ЛЕПЕТНЫЕ СЛОВА».

  29. Какой словарный запас ребенка по объему шире: а) импрессивный; б) экспрессивный?

  30. Какие качественные изменения в психическом развитии ребенка происходят к 8-9 месяцам?



Тестовое задание 3 (к теме 3).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами. При ответе на вопросы 9 - 15 выберите правильный ответ, из предложенных.



  1. Разведите понятия ЗВУК и ФОНЕМА.

  2. Сколько фонем в русском языке?

  3. На какие группы делятся фонемы по механизму образования?

  4. Какие звуки русского языка называются ГЛАСНЫМИ?

  5. Какие звуки русского языка называются СОГЛАСНЫМИ?

  6. Какие гласные звуки называются лабиализованными?

  7. Какие гласные звуки называются нелабиализованными?

  8. Назовите основные критерии, с учетом которых строится классификация гласных звуков русского языка.

  9. Звуки И, Ы, У - а) верхнего подъема; б) среднего подъема; в) нижнего подъема.

  10. Звук А - а) верхнего подъема; б) среднего подъема; в) нижнего подъема.

  11. Звуки Э, О - а) верхнего подъема; б) среднего подъема; в) нижнего подъема.

  12. По месту подъема языка звуки И, Э - а) заднего ряда; б) среднего ряда; в) переднего ряда.

  13. По месту подъема языка звуки Ы, А - а) заднего ряда; б) среднего ряда; в) переднего ряда.

  14. По месту подъема языка звуки У, О - а) заднего ряда; б) среднего ряда; в) переднего ряда.

  15. Выделите основные признаки, на которых строится классификация согласных русского языка: а) место резонирования; б) участие или не участие губ; в) способ артикуляции; г) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому небу; д) место артикуляции; е) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок; ж) степень подъема языка к нёбу.

  16. На какие группы делятся согласные звуки по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок?

  17. На какие группы делятся согласные звуки по способу артикуляции?

  18. На какие группы делятся согласные звуки по месту артикуляции?

  19. На какие группы делятся согласные звуки по наличию или отсутствию подъема спинки языка?

  20. На какие группы делятся согласные звуки по месту резонирования?

  21. Какова последовательность появления звуков речи в онтогенезе?

  22. Приведите примеры открытых слогов.

  23. Приведите примеры закрытых слогов.

  24. Приведите примеры слогов и слов со стечением согласных.

  25. Каковы особенности слоговой структуры первых слов детей?

  26. Перечислите основные типичные ошибки детей при овладении звуковой формой слова в онтогенезе.

  27. Какие факторы влияют на формирование правильного звукопроизношения?

  28. В каком возрасте начинается интенсивное развитие фонематического восприятия и овладение звукопроизношением?

  29. К какому возрасту полностью формируется звуковая сторона речи при нормальном развитии?


Тестовое задание 4 (к теме 4).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами.




  1. Что такое АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС?

  2. Что такое ПАССИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС?

  3. Что такое НОМИНАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ?

  4. Что такое ПРЕДИКАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ?

  5. Что такое ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА?

  6. В каком возрасте появляются первые слова в речи детей?

  7. С каким этапом в развитии психомоторики совпадает период появления первых слов?

  8. Перечислите основные особенности начального детского лексикона.

  9. Что такое ПОЛИСЕМИЯ?

  10. Приведите примеры звукоподражательных слов из лексикона детей.

  11. Что такое ПРОТОСЛОВА в начальном детском лексиконе?

  12. Перечислите особенности формирования активного словаря детей.

  13. Дайте определение процесса актуализации слов.

  14. Каковы три специфические признака слова.

  15. Какой термин используется для обозначения предметной отнесенности слова?

  16. Какой термин используется для обозначения понятийной соотнесенности слова?

  17. Определите ступени формирования компонентов значения слова как речевого знака на раннем этапе речи.

  18. Что понимается под явлением ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ и СВЕРХГЕНЕРАЛИЗАЦИИ языковых явлений?

  19. В чем специфика овладения детьми именами собственными?


Тестовое задание 5 (к теме 5).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами. При ответе на вопрос 3 выберите правильный ответ, из предложенных.




  1. Дайте определение следующим понятиям: МОРФОЛОГИЯ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, СИНТАКСИС.

  2. Что такое МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ? Приведите примеры морфологических категорий.

  3. Определите последовательность освоения детьми морфологических категорий.

  4. Какая морфологическая категория усваивается детьми первой: а) категория числа; б) категория рода; в) категория падежа.

  5. Назовите основные тенденции в развитии грамматических форм.

  6. В чем феномен ДЕТСКОГО СЛОВОТВОРЧЕСТВА?

  7. В каком возрасте ярко проявляется детское словотворчество?

  8. Перечислите основные особенности структуры детских «неологизмов».

  9. Каковы механизмы возникновения детских «неологизмов»?

  10. Чем характеризуется период однословных предложений в процессе развития детской речи?

  11. Назовите основные функции однословных предложений.

  12. Назовите грамматические особенности двусловного предложения в детской речи.

  13. В чем проявляется переход в развитии речи ребенка к многословным высказываниям?

  14. Приведите примеры типичных нарушений синтаксической норы.


Тестовое задание 6 (к теме 6).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами. При ответе на вопрос 2 выберите правильный ответ, из предложенных.



  1. Назовите основные этапы становления связной речи в онтогенезе.

  2. В чем заключается феномен ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ?

  3. В концепции Л.С.Выготского происходит сближение понятий: а) внутренняя речь и связная речь; б) эгоцентрическая речь и связная речь; в) эгоцентрическая речь и внутренняя речь.

  4. Назовите особенности ситуативной речи.

  5. Дайте определение понятию КОНТЕКСТНАЯ РЕЧЬ.

  6. В каком возрасте появляется контекстная речь?

  7. Назовите основные специфические умения, которые формируются в речевой деятельности детей при развитии диалогической формы общения.

  8. Назовите основные фазы монологической речи дошкольника.

  9. Какие умения формируются у дошкольника при усвоении техники построения монолога.

  10. Назовите основные параметры оценки монолога.


Тестовое задание 7 (к теме 7).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами.



  1. Дайте определение понятию ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР).

  2. В чем заключается принцип системного подхода к развитию речи?

  3. Кто впервые предложил рассматривать процесс развития и недоразвития речи с точки зрения системного подхода?

  4. Какие основные компоненты речеязыковой системы нарушаются при ОНР?

  5. Назовите основные причины возникновения общего недоразвития речи.

  6. Какие уровни речевого развития выделяются Левиной Р.Е.?

  7. Какой уровень речевого развития был выделен Филичевой Т.Б.?

  8. Дайте краткую характеристику каждого уровня речевого развития.

  9. Перечислите особенности психической деятельности детей с недоразвитием речи.


Тесты для аудиторной контрольной работы по дисциплине «Онтогенез речевой деятельности».

Тесты решаются студентами заочной формы обучения при проведении аудиторной контрольной работы (АКР). Также тесты могут быть использованы при контроле знаний студентов очного и очно-заочного отделений.


При ответе на вопросы выберите правильный ответ, из предложенных вариантов ответов.
№1. Рече-языковая система включает в себя следующие уровни:

  1. Словарь, звукопроизношение, связная речь, грамматический строй.

  2. Фонетико-фонематический уровень, просодика, лексико-грамматический уровень, связная речь.

  3. Фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни.

№2. Развитие индивида в отличие от развития вида это…



  1. Онтогенез

  2. Филогенез

№3. Укажите возрастные границы психического онтогенеза.



  1. От рождения до 18 лет

  2. От рождения до конца жизни

  3. От 1 года до 10 лет

№4. Что такое сензитивный период речевого развития?



  1. Период восприятия речи.

  2. Период, когда на речевое развитие влияют различные вредоносные факторы окружающей среды.

  3. Период, характеризующийся особой чувствительностью как к восприятию речи окружающих, так и влиянию различных факторов внешней и внутренней среды.

№5. Укажите сензитивный период речевого развития.



  1. От 1 до 6 лет

  2. От рождения до 12 лет

  3. От 1 до 4 лет

№6. Укажите гиперсензитивные фазы на фоне всего периода развития речи.



  1. Момент рождения, 1,5 года, 4 года, 7 лет.

  2. От 1 до 1,5 лет, 2,5 – 3,5 года, 5 – 6 лет.

  3. От рождения до 1 года, 2 года, 3 года.

№7. В овладении речью главная роль принадлежит



  1. слуху

  2. гулению и лепету

  3. звукоподражанию

№8. Гуление при нормальном развитии возникает у ребенка



  1. к 6 месяцам

  2. в 3-4 месяца

  3. в 2-3 месяца

№9. Лепет при нормальном развитии возникает у ребенка



  1. к 6 месяцам

  2. в 3-4 месяца

  3. в 2-3 месяца

№10. Качество произношения звуков зависит



  1. от сформированности слоговой структуры слова

  2. от речевой среды в семье

  3. от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата

№11. Ребенок с нормальным речевым развитием начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова



  1. к году

  2. на втором году жизни

  3. на третьем году жизни

№12. Аморфные, лепетные слова появляются у ребенка с нормальным речевым развитием



  1. к первому году жизни

  2. к двум годам

  3. к трем годам

№13. Элементарная фразовая речь формируется в норме



  1. к двум годам

  2. к трем годам

  3. к полутора годам

№14. Темп речевого развития ребенка начинает отставать от нормы, если элементарная фразовая речь не формируется



  1. к двум годам

  2. к двум с половиной годам

  3. к трем годам

№15. К какому возрасту язык жестов и мимики начинает постепенно угасать, а речь становится главным средством общения ребенка со взрослыми?



  1. к четырем годам

  2. к трем годам

  3. к двум годам

№16. В какой последовательности в речи ребенка появляются звуки русского языка?



  1. щелевые, соноры.

  2. взрывные, щелевые, аффрикаты, соноры

  3. взрывные, аффрикаты, щелевые, «Р»

№17. Звуковая сторона при нормальном речевом развитии полностью формируется



  1. к 4-5 годам

  2. к 5-6 годам

  3. к 6-7 годам

№18. Ребенок с нормальным речевым развитие начинает использовать в речи предлоги и союзы



  1. с трех лет

  2. с четырех лет

  3. с пяти лет

№19. Ребенок с нормальным речевым развитием начинает использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения



  1. с трех лет

  2. с четырех лет

  3. с пяти лет

№20. Ребенок с нормальным речевым развитие полностью осваивает обиходный словарь



  1. к четырем годам

  2. к пяти годам

  3. к шести годам

№21. В норме ребенок овладевает типами склонений и спряжений



  1. в 4-5 лет

  2. в 5-6 лет

  3. в 6-7 лет

№22. Что такое контекстная речь?



  1. умение рассказать по картинке

  2. умение ответить на вопросы

  3. умение самостоятельно создавать текстовое сообщение, короткий рассказ

№23. Когда ребенок при нормальном речевом развитии начинает овладевать контекстной речью?



  1. к пяти годам

  2. к шести годам

  3. к семи годам

№24. Формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным



  1. к 10 годам

  2. к 7 годам

  3. к 6 годам


Тематика рефератов по дисциплине «Онтогенез речевой деятельности».

1. Строение периферического речевого аппарата.

2. Нейрофизиологические механизмы речи.

4. Роль слуха и зрения в развитии речи ребенка.

5. Врожденные предпосылки речи.

7. Периодизация детского лепета.

8. Этапы развития общей моторики детей.

9. Последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка.

10. Последовательность становления различения звуков на слух.

11. Типология фонетических ошибок в речи детей дошкольного возраста.

12. Особенности формирования фонетической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

13. Основные этапы развития детского словаря.

14. Особенности формирования словаря детей с общим недоразвитием речи.

15. Усвоение детьми морфологических закономерностей языка.

16. Формирование словообразовательных механизмов в онтогенезе.

17. Формирование синтаксических механизмов в детской речи.

18. Особенности формирования грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

19. Основные этапы становления связной речи в онтогенезе.

20. Концепция детского эгоцентризма в исследованиях Ж.Пиаже.

21. Концепция внутренней речи в исследованиях Л.С.Выготского.

22. Особенности контекстной речи.

23. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

24. Принцип системного подхода к развитию речи.

25. Периодизация общего недоразвития речи (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева).


Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Онтогенез речевой деятельности».


    1. Анатомо-физиологические механизмы речи.

    2. Основные отделы периферического речевого аппарата.

    3. Нейрофизиологические механизмы речи.

    4. Структурно-функциональная модель мозга (А.Р.Лурия).

    5. Роль слуха и зрения в развитии речи детей.

    6. Крик и плач новорожденного как врожденные предпосылки речи.

    7. Особенности гуления новорожденного ребенка.

    8. Периодизация детского лепета.

    9. Последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка.

    10. Особенности овладения звуковой формой слова в онтогенезе.

    11. Развитие лексики в онтогенезе.

    12. Становление денотативного и сигнификативного значений слов в онтогенезе.

    13. Последовательность формирования грамматических категорий в онтогенезе.

    14. Этапы становления связной речи в онтогенезе.

    15. Общее недоразвитие речи как особая форма дизонтогенеза речи.

    16. Особенности формирования компонентов речеязыковой системы при общем недоразвитии речи.

    17. Принцип системного подхода к развитию речи.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Онтогенез речевой деятельности»
Основная литература.

1. Настин И.В. Психолингвистика. – М., 2007.

2. Психолингвистика // Под ред. Ушаковой Т.Н. – М., 2006.

3. Ушакова Т.Н. Детская речь – ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал, 1999, №3. – Т.20.

4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001.

5. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М., 2001.



6. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
Дополнительная литература.


  1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М., 1977.

  2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 1998.

  3. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. – М., 1984.

  4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987.

  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.

  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

  7. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. – Куйбышев, 1990.

  8. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. – Челябинск, 1974.

  9. Детская речь: лингвистический аспект. – СПб., 1992

  10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

  11. Касевич В.Б. Онтолингвистика: типология и языковые правила // Язык, речь и речевая деятельность. – М., 1998. – Т.1.

  12. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. – М., 1979.

  13. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.

  14. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.

  15. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). – М., 1997.

  16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

  17. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.

  18. Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.

  19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер.с франц. – М., 1994.

  20. Проблемы онтолингвистики // Под ред. С.Н.Цейтлин. – СПб., 1997.

  21. Психолингвистика и современная логопедия // Под ред. Халиловой Л.Б. – М., 1997.

  22. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М., 1977.

  23. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. – М., 1984.

  24. Ушакова Т.Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком // Вопросы психологии, 1974, №1.

  25. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). – М., 1990.

  26. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1966.

  27. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958.



Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Во время самостоятельной работы студентам можно рекомендовать пользоваться материалами следующих сайтов: www.logolife.ru; cvetsakura.ru/logopedies/; www.openclass.ru; www.boltun-spb.ru; www. logoped.ru; logoportal.ru; www.ilogoped.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Онтогенез речевой деятельности»:
Лекционная аудитория (оборудованная видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющая выход в Интернет), помещение для проведения семинарских и практических занятий (оборудованное учебной мебелью), библиотека (имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и Интернет).