Анализ внедрения фгос второго поколения на ступени начального общего образования - страница №1/1
Анализ внедрения ФГОС второго поколения
на ступени начального общего образования за период 2011-2012 уч. года и первое полугодие 2012-2013 года.
Этапы внедрения ФГОС.
1. Изучение материалов по федеральному государственному стандарту второго поколения
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.; Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010; Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008/ Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010; Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования. М.: Просвещение, 2010)
2. Мониторинг условий школы с целью выявления готовности введения ФГОС в 2011 году. Мониторинг включал материально-технический и кадровый потенциал, санитарно-гигиенические условия,информационно-методическиересурсы.
Результаты мониторинга были рассмотрены на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом и педагогическом советах.
Анализ ресурсов учебной и методической литературы, кадрового потенциала, программного оснащения, используемого для обеспечения здоровьесберегающей среды в школе показал: педагогам, работающим в начальной школе, «войти» в образование по новым стандартам несложно, т.к. учителя работают с элементами развивающего обучения. Опыт работы– «мост» к переходу на новый стандарт, педагоги школы активно используют здоровьесберегающие технологии, среди них: технологии развивающего и проблемного обучения, технология творческих мастерских, технология личностно ориентированного обучения.
Учителя прошли целевые курсы в ИПКиПРО по вопросам внедрения нового ФГОС, готовы технологически обеспечить процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения начального общего образования.
В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:
-
Изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
-
Разработка основной образовательной программы начального общего образования;
-
Разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
-
Разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
-
Ознакомление с ФГОС второго поколения родителей (законных представителей) будущих первоклассников; обсуждение ФГОС с родителями (законными представителями);
-
Изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
-
Разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
-
Создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность педагогов;
-
Обеспечение педагогов информационным, научно-методическим сопровождением процесса формирования УУД и методическими рекомендациями по развитию компетентности педагога.
Проанализировав наиболее перспективные УМК, отвечающие требованиям нового ФГОС, учителя начальной школы (
предварительно обсудив с родителями (законными представителями) будущих первоклассников), остановились на УМК «Школа России»: ориентирует на инновационную деятельность, реализует системно-деятельностный подход.
Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:
-
дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о рабочей группе по введению ФГОС НОО; Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений учащихся и порядке проведения промежуточной аттестации»; Должностные инструкции работников школ, переработанные с учетом ФГОС НОО заместителя директора по УВР, учителя начальных классов, воспитателя ГПД, учителя-предметника).
-
на родительских собраниях будущих первоклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения;
-
совместно с родителями будущих первоклассников определены образовательные системы для реализации ООП НОО
-
проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время;
-
скорректирован план методической работы ШМО учителей начальных классов, основная деятельность ее направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения на I ступени начального общего образования, и разработку программ;
-
включены в план методического совета школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей начальных классов, разрабатывающих рабочие учебные программы;
Второй этап деятельности школы по внедрению нового стандарта начался с момента издания приказа по школе «О переходе школы на обучение по ФГОС НОО»
На этом этапе были решены следующие задачи:
-
изданы приказы по «О создании рабочей группы по внедрению ФГОС НОО в 2011/2012 учебном году»
-
издан ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС;
-
заключён трехсторонний договор о предоставлении начального общего образования МОУ (школа – родители –учредитель);
-
разработана Программа внеурочной деятельности на ступени начального общего образования, на ее основе:
-
организована внеурочная деятельность с учётом валеологических требований к проведению внеурочных мероприятий – с соблюдением динамической паузы (40 минут) между учебными занятиями по расписанию;
-
проведена стартовая диагностика обучающихся с целью организации личностно ориентированного обучения и прогнозирования планируемых результатов к концу первого года обучения;
-
разработаны планы развития учебных кабинетов с учетом новых требований в формате новых образовательных стандартов;
Третий этап – реализация ООП НОО, Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:
-
осуществляется постоянная методическая поддержка учителям начальных классов по внедрению ФГОС; за I полугодие 2012/2013 учебного года проведены:
Семинары:
-
Деятельностный подход на уроках в начальной школе.
-
Внедрение современных технологий в образовательный процесс в целях организации деятельностного подхода в образовании.
Консультации:
-
Организация учебной деятельности на уроке на основе планируемых результатов по изучаемой теме.
-
Основы формирования УУД в 1-х классах.
-
педагоги участвуют в обучающих семинарах, проводимых районным методическим объединением учителей начальных классов по вопросам внедрения ФГОС в начальных классах;
-
проводится просветительская работа с родителями:
-
в рамках реализации Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования, Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни проведены беседы на родительских собраниях классными руководителями, медицинским работником школы по темам: «Режим дня первоклассника»; «Питание младшего школьника»; «Рабочее место первоклассника»; на родительских лекториях освещены темы: «О необходимости соблюдения режима питания и режима дня первоклассником»; «Семейный досуг в формировании культуры и здорового образа жизни младшего школьника»;
-
на каждом родительском собрании демонстрируются результаты урочной и внеурочной деятельности – творческие работы первоклассников;
-
при активном участии родителей обучающихся 1 классов:
-
созданы Портфолио обучающихся;
-
проведены мероприятия: выставка «Природа и фантазия»; фотовыставки «Я – школьник», «Ах, лето…», совместные праздник «Первого звонка», экскурсии в Краеведческий музей;
-
выполнены проекты «Генеалогическое дерево».
-
укреплена материально-техническая база ;
Выводы по реализации ООП НОО за первое полугодие 2011/2012 учебный год:
-
опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
-
введение часов на внеурочную деятельность обучающихся увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг;
-
школа с продленным днем оказалась востребованной и родителями, и детьми; плавно и безболезненно протекает адаптация первоклассников в условиях новой образовательной среды;
-
материально-технические возможности школы (использование современного ИКТ оборудования, спортзала, ) позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;
-
много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;
-
наблюдения за первоклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
-
наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют: учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.
Эффективность внедрения ФГОС будет оценена в результате итогового мониторинга реализации ООП НОО в мае 2012 года (мониторинг качества организации учебно-воспитательной деятельности, мониторинг достижения планируемых результатов к концу 1-го года обучения; мониторинг качества деятельности учителя, мониторинг количества родителей, привлеченных к совместной деятельности со школой и др.).
Предварительные показатели внедрения ФГОС:
-
Процент педагогов начальных классов, готовых к внедрению ФГОС - 50%.
-
Оборудование кабинетов начальной школы мультимедийными проекторами – 1.
-
Готовность школы к охвату школьников внеурочной деятельностью- 100%.
-
Охват учащихся 1-х классов организованным горячим питанием - 100%.
-
Процент родителей, принимающих участие в школьных мероприятиях- 60%.
-
Научно-практические семинары – 2; консультации - еженедельно.
-
Дополнительные занятия во внеурочное время родители оценивают как возможность развития творческих способностей детей.
Проблемы обеспечения введения ФГОС начального общего образования.
В части материально-технического обеспечения:
-
не оснащен мультимедийным оборудованием 1;
В части информационно-методического обеспечения:
-
требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;
В части оценочной деятельности и диагностики:
-
влияние внешних оценок (оценочный опыт, привнесенный из ДОУ; личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении;
-
отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
-
проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов, работающих с первоклассниками.