"анализ изменений, внесенных в федеральный закон о размещении заказов n 94-фз" - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Материал подготовлен с использованием Системы гарант 1 288.3kb.
Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел... 1 36.29kb.
Управление по противодействию коррупции Правительства Ярославской... 1 18.11kb.
Или эквивалент товара 1 18kb.
Закон о библиотечном деле 1 232.89kb.
Материалы по обоснованию проекта изменений в Генеральный план города... 1 110.85kb.
Вопрос: Об учете критерия "квалификация" участника торгов при размещении... 1 32.33kb.
Закон о техническом регулировании принят Государственной Думой 3 1239.52kb.
Закон о техническом регулировании принят Государственной Думой 2 652.98kb.
Закон о техническом регулировании принят Государственной Думой 3 952.33kb.
Закон о библиотечном деле принят Государственной Думой 1 221.85kb.
Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию... 1 284.73kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

"анализ изменений, внесенных в федеральный закон о размещении заказов n 94-фз" - страница №1/1

Название документа

"АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ N 94-ФЗ"

(А.П. Любимов)

("Право и экономика", 2007, N 5)

Дата

07.05.2007



Источник публикации

"Право и экономика", 2007, N 5

Автор

ЛЮБИМОВ А.П.



Примечание к документу
Текст документа
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ N 94-ФЗ
А.П. ЛЮБИМОВ
Любимов Алексей Павлович

Директор Департамента гражданского права ЗАО "Консалтинговая группа Юстицинформ". Специалист в области гражданского и транспортного права.

Родился 9 апреля 1977 г. в г. Москве. В 1998 г. окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Автор публикаций в юридических журналах, соавтор Комментария к Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Комментария к Уставу железнодорожного транспорта РФ.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ внесен ряд существенных изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Наиболее значимые изменения заключаются в следующем:

расширена сфера применения Закона N 94-ФЗ (применяется и в случаях, когда сумма заказа меньше 60 тыс. руб.) (п. 1);

федеральные бюджетные учреждения получили право самостоятельно проводить конкурсы (п. 3);

расширена возможность изменения цены контракта (до 10%) (п. 5);

расширен порядок участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов (от 10 до 20% годового объема поставок) (п. 12);

сокращено содержание извещения о проведении конкурса (п. 14);

внесен запрет на включение в конкурсную документацию требований к участникам (в том числе наличие опыта, ресурсов и др.) (п. 16);

расширено содержание конкурсной документации (п. 17);

изменен порядок внесения изменений в конкурсную документацию (п. 18);

увеличен срок рассмотрения заявок (до 20 дней) (п. 22);

внесены изменения в критерии оценки заявок (цена теперь стала обязательным критерием) (п. 23);

расширен перечень работ, когда можно использовать критерий квалификации участника (п. 24);

расширен перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (в том числе когда сумма заказа не превышает 60 тыс. руб.) (п. 33).

А. Изменения, касающиеся общих положений размещения заказа

1. Из Закона N 94-ФЗ исключено положение, предусматривающее, что установленный Законом порядок размещения заказов не применяется, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (60 тыс. руб.). Следовательно, сфера применения Закона N 94-ФЗ расширена.

2. Добавлено право Президента РФ (наравне с Правительством РФ) принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов.

3. В новой редакции изложено определение государственного заказчика.

Теперь ст. 4 Закона N 94-ФЗ предусматривает, что государственными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета.

Таким образом, новая редакция Федерального закона разрешает федеральным государственным учреждениям напрямую (без получения дополнительных полномочий) осуществлять размещение заказов за счет бюджетных средств.

4. В новой редакции п. 3 ст. 9 предусматривает теперь не право, а обязанность заказчика отказаться от заключения контракта с победителем конкурса в определенных Законом случаях.

5. Предусмотрено право заказчика по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта изменить не более чем на 10% предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг (ранее предел был установлен в 5%).

6. Предусмотрена возможность изменения цены контракта на выполнение работ для федеральных нужд на основании решения Правительства РФ (новый п. 6.2), но только в том случае, если цена контракта, заключенного на срок не менее чем три года, составляет 10 млрд. руб. и более и выполнение указанного контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ.

7. Добавлена норма, регулирующая порядок начисления заказчиком неустойки в случае нарушения исполнителем своих обязательств по контракту. Размер неустойки должен быть не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

8. Добавлено требование о том, что в государственный контракт обязательно должно включаться условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.

9. Включено четкое указание, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.

При этом данное положение вступает в силу с 1 января 2008 г.

10. В статью 10 Закона N 94-ФЗ включено понятие одноименных товаров (работ, услуг), под которыми понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной подгруппе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

11. Основания недопущения участника к участию в конкурсе дополнены положением, согласно которому участник не допускается в случае несоответствия его заявки требованиям конкурсной документации, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота).

12. Изменен порядок участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа.

Пункт 1 ст. 15 изложен в новой редакции и предусматривает, что государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20% общего годового объема (вместо 15%) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с утвержденным перечнем товаров, работ, услуг.

В Закон N 94-ФЗ внесено указание на начальную (максимальную) цену контракта (цена лота) при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства:

не более 3 млн. руб. для товаров и работ;

не более 2 млн. руб. для услуг.

13. Расширены основания для проведения внеплановых проверок ФАС России. Кроме случаев обращения участников размещения заказа и необходимости проверки выполнения предписаний внеплановая проверка также может проводиться в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

Таким образом, обращение участника с жалобой на действия заказчика для проведения внеплановой проверки более не требуется.

Б. Изменения, касающиеся порядка проведения конкурса

14. В извещении о проведении открытого конкурса (ст. 21) более не требуется указывать:

источник финансирования заказа;

краткие характеристики товара, работ, услуг, которые являются предметом контракта;

форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг;

место, порядок, даты начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе;

критерии оценки заявок на участие в конкурсе;

размер обеспечения заявки на участие в конкурсе и порядок его предоставления;

размер обеспечения исполнения государственного контракта и порядок его предоставления.

Данные изменения относятся и к проведению аукционов.

15. В Закон N 94-ФЗ добавлена возможность для заказчика вносить изменения в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. При этом изменение предмета конкурса не допускается.

Данное изменение относится и к проведению аукционов.

16. В статью 22 Закона N 94-ФЗ внесен запрет на включение в конкурсную документацию:

требований к участнику размещения заказа (в том числе требований к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы);

требований к его деловой репутации;

требований о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94-ФЗ.

Указанные требования не могут включаться в конкурсную документацию как самостоятельно, так и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

Данные изменения относятся и к проведению аукционов.

17. Расширено содержание конкурсной документации, которая должна дополнительно включать:

начальную (максимальную) цену контракта (цену лота);

форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг;

источник финансирования заказа;

размер обеспечения заявки на участие в конкурсе и порядок его предоставления;

размер обеспечения исполнения государственного контракта и порядок его предоставления.

Данные изменения относятся и к проведению аукционов.

18. Изменен порядок внесения изменений в конкурсную документацию. Заказчик теперь вправе по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней (ранее этот срок составлял 20 дней) до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. При этом изменение предмета конкурса не допускается.

В этом случае срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем 20 дней.

Данные изменения относятся и к проведению аукционов.

19. Уточнен порядок признания несостоявшимся многолотового конкурса. Теперь Закон N 94-ФЗ предусматривает, что многолотовый конкурс признается несостоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подана ни одна заявка на участие в конкурсе.

20. В порядок вскрытия конвертов с заявками (ст. 26) добавлена норма, устанавливающая, что в случае установления факта подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в конкурсе такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику.

Кроме того, исключена возможность для конкурсной комиссии при вскрытии конвертов с заявками требовать от участников размещения заказа представления разъяснений положений представленных ими заявок.

Данные изменения относятся и к проведению аукционов.

21. Протокол вскрытия конвертов с заявками теперь должен размещаться на официальном сайте не в день его подписания, а в течение дня, следующего после дня подписания.

22. Увеличен срок рассмотрения заявок - вместо 10 дней теперь этот срок составляет 20 дней со дня вскрытия конвертов.

Данное изменение относится и к проведению аукционов.

23. Внесены изменения в критерии оценки заявок.

Теперь цена контракта является обязательным критерием (не может не учитываться). Все иные критерии (кроме цены) являются дополнительными, указываются в конкурсной документации и могут применяться по усмотрению заказчика.

Кроме того, теперь перечень критериев, предусмотренный ст. 28 Закона N 94-ФЗ, является закрытым, что означает, что новые критерии не могут более устанавливаться законодательством Российской Федерации о размещении заказов (только путем внесения изменений в сам Закон N 94-ФЗ).

24. Расширен перечень работ, когда можно использовать критерий квалификации участника. Кроме НИОКР и технологических работ сюда добавлены, в частности, проектные, изыскательские и аварийно-спасательные работы, реставрация объектов культурного наследия, оказание медицинских, аудиторских услуг, услуг в области оценочной деятельности, услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа.

25. В правила присвоения порядковых номеров заявкам внесено уточнение, согласно которому в случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.

26. При проведении конкурса для федеральных нужд более не требуется опубликование заказчиком протокола оценки и сопоставления заявок (только размещение на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания протокола).

Данное изменение относится и к проведению аукционов.

27. Уточнен порядок заключения государственного контракта. Установлен десятидневный срок, ранее наступления которого контракт не должен подписываться.

В частности, ст. 29 дополнена нормой, предусматривающей, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок, а при проведении закрытого конкурса - со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Данное изменение относится и к проведению аукционов.

28. Уточнен порядок проведения закрытого конкурса.

Статья 30 дополнена нормой, предусматривающей, что вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе может состояться ранее даты, указанной в конкурсной документации, при наличии согласия в письменной форме с этим всех лиц, которым были направлены приглашения принять участие в закрытом конкурсе.

В. Изменения, касающиеся порядка проведения аукциона

29. Уточнен порядок проведения аукциона.

Ранее предусматривалось, что аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети "Интернет", если начальная цена контракта не превышает 500 тыс. руб. Теперь эта сумма составляет 1 млн. руб.

30. Если аукцион признан несостоявшимся, то повторный аукцион или запрос котировок проводится при условии, что цена контракта не превышает 500 тыс. руб. (ранее эта сумма составляла 250 тыс. руб.).

Г. Изменения, касающиеся порядка запроса котировок

31. Внесены изменения в порядок проведения запроса котировок.

Размещение заказа путем запроса котировок возможно теперь при условии, что цена контракта не превышает 500 тыс. руб. (ранее эта сумма составляла 250 тыс. руб.).

Кроме того, п. 1 ст. 45 в новой редакции теперь предусматривает, что заказчик обязан разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., - не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

Добавлено положение, предусматривающее, что извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

32. Уточнен срок заключения государственного контракта по результатам запроса котировок. Контракт может быть заключен не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола.

Д. Изменения, касающиеся порядка размещения заказа у единственного поставщика

33. Расширен перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В частности, добавлены следующие случаи:

когда при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка;

когда осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

При этом заказы на поставки одноименных товаров (работ, услуг) заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Таким образом, Закон N 94-ФЗ теперь предусматривает возможность заключения любых гражданско-правовых договоров (не обязательно контрактов) в случае, если сумма заказа не превышает 60 тыс. руб. (по состоянию на текущий момент);

когда возникла потребность у заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации в опубликовании в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса или извещения о проведении открытого аукциона;

когда осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента РФ.

Е. Изменения, касающиеся порядка обжалования действий заказчика

34. Уточнен порядок подачи участниками размещения заказа жалоб на действия заказчика. Такие жалобы могут подаваться в письменной форме, в том числе в форме электронного документа или посредством использования факсимильной связи.

35. Уточнен срок рассмотрения жалобы на действия заказчика. Вместо пяти календарных дней теперь жалобы подлежат рассмотрению, по существу, в течение пяти рабочих дней.

Ж. Изменения, касающиеся Переходных положений

36. Внесены изменения в Переходные положения.

Предусматривается, что до установления Правительством РФ порядка оценки заявок заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, приглашении принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации должны устанавливаться критерии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и их содержание и значимость (а не "значения", как было предусмотрено ранее).

В Переходные положения включена норма, предусматривающая, что в течение трех лет со дня вступления в силу Закона N 94-ФЗ заказчик вправе разместить у единственного исполнителя заказ на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ в случае, если выполнение этих работ осуществляется на основании государственного или муниципального контракта, заключенного до дня вступления в силу настоящего Закона, такой контракт не был расторгнут в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта и на день вступления в силу Закона N 94-ФЗ выполнение этих работ не завершено.

37. В новой редакции изложена ст. 71 Бюджетного кодекса РФ (приведена в соответствие с Законом N 94-ФЗ), определяющая порядок закупок товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями.

Ранее данная статья устанавливала, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.



В новой редакции ст. 71 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

При этом одноименные товары, работы, услуги бюджетные учреждения без заключения государственного или муниципального контракта вправе закупать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.