страница 1страница 2страница 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Анализ использования материальных ресурсов - страница №1/3
планВведение…………………………………………………………………………..3Глава 1. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ………………………………………………………………………….19 1.1 Понятие производственных запасов и материальных ресурсов хозяйственных субъектов………………………………………………………….19 1.2. Показатели обеспеченности производственными запасами и материальными ресурсами………………………………………………………...23 Глава 2. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОЕМКОСТИ ПРОДУКЦИИ на примере тоо «кита»……………………………………………………...28 2.1 Факторы влияющие на материалоемкость……………………………………28 2.2 Анализ эффективности использования материальных ресурсов……………33 2.3 Оптимальный размер запасов………………………………………………….37 Заключение……………………………………………………………………..39 Список использованной литературы………………………………..40 ВведениеВажность изучения этой темы сводится к правильному оформлению товарно-материальных запасов внутри предприятия их приемки, выдачи и инвентаризации, а в следствии налаженной методологии учета. Которая позволит предприятию четко отслеживать прибытие и выбытие товарно-материальных ценностей, которые будут своевременно применены в основном производстве. Чем лучше будет поставлен учет этих запасов, тем лучше будет налажен механизм производственного процесса. Поскольку товарно-материальные запасы являясь неотъемлемой частью, всего процесса будут служить надежным гарантом налаженного производства. Вступление общества в рыночные отношения коренным образом изменили условия функционирования предприятия. В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильности предприятия служит его финансовая устойчивость, для достижения которой требуется эффективное использование материальных ресурсов. Определение границ финансовой устойчивости предприятия относится к числу наиболее важных экономических проблем. Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его хозяйственной деятельности. Цель анализа состоит не только в том, что бы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но так же и в том, чтобы постоянно проводить работу по его улучшению. Анализ финансовой деятельности показывает по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты работы по анализу дают ответ на вопросы, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности. Анализ прибыли и рентабельности, как важнейшая часть финансового анализа является основой характеристики экономической деятельности предприятия. Эти показатели определяют конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой степени гарантированны экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим статьям. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы анализа прибыли и рентабельности для принятия решений по оптимизации своих интересов. Любое общество, независимо от степени его экономической зрелости, сталкивается с необходимостью решения следующих проблем: какие товары производить, и в каком количестве? Какой должна быть ассортиментная структура выпускаемых товаров? и т.д. Подобных проблем множество, их трудно даже перечислить. Но и решаются они по-разному, в зависимости от того, какая форма положена в организацию экономики. Западными идеологами рыночная экономика рассматривается как наиболее эффективная. С таким безапелляционным утверждением можно поспорить и еще неизвестно на чьей стороне будет истина. Она может быть действительно наиболее эффективной, когда получает свое подлинное и достаточно глубокое развитие, чего, к сожалению, пока не скажешь в отношении, как Казахстана, так и других стран ближнего зарубежья. Почему? Ответ на этот вопрос не может быть кратким и однозначным. Приведем основные финансово-хозяйственные показатели исследуемого предприятия ТОО «Кита», которое, специализируется на производстве ликеро-водочной продукции.. Таблица 1. Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах характеризуется следующими данными:
Данные таблицы свидетельствуют, что объем производства продукции за ряд лет по сравнению с базовым постоянно имеет тенденцию к увеличению. Так в первый год темп роста по сравнению с базовым тем роста составлял 102,2 %, то во второй год он увеличился до 116,2%. Третий год работы характеризуется также увеличением по сравнению с базовым периодом, пятый год объем производства, по сравнению с базовым увеличился на 24,3%, что выше базового периода в десять раз. При анализе темпов роста методом цепных подстановок, установлено, что темпы роста второго периода по сравнению с первым годом привело к увеличению на 2,2%. На третий год тем роста, по сравнению со вторым годом снизилась на 4,65%, пятый год характеризуется увеличения темпов роста на 12,2 %. Из этого следует, что предприятие не только перекрыло снижение темпов роста четвертого года, но и добилась увеличения темпов роста. Анализ объема реализации за ряд лет свидетельствует, что темп роста реализации по сравнению с базовым периодом увеличивается. Так во второй период темп роста составил 10,2%, на третий год тем роста составил 23,5%, темп роста четвертого года по сравнению с базисным годом увеличился на 12,6%, значительное увеличение достигнуто на пятый год работы, где темп роста объема реализации составляет 35,5%. При анализе темпов роста методом цепных подстановок установлено, что темпы роста по годам не такие и значительные. Имеют место случаи, где объем реализации был ниже достигнутого. Так итоги деятельности четвертого года значительно ниже итогов третьего года, и только на пятый год идет выравнивание темпов роста. Таблица 2. Выполнение плана по производству продукции характеризуетсяследующими данными:
Данные таблицы свидетельствуют, что план по производству продукции выполнен на 108,5%, или на 260,0 тыс. тенге больше. Основное перевыполнение произошло по изделию «А», где перевыполнение составляет 400,0 тыс. тенге или на 300,0 % выше плана. Вместе с тем по отдельным видам продукции выпуск продукции был не запланирован, продукция же произведена, изделие «Е». Данные показатели свидетельствуют о том, что на предприятии не достаточно четко выполняются маркетинговые задания. Об этом свидетельствует и невыполнение плана по отдельным видам продукции, а именно продукция «В», при плане 750 м. выпуск составил лишь 500м. Аналогичное положение и с продукцией «Г», «Д». Вместе с тем, данные показатели являются показателями абсолютного отклонения. На практике же необходимо пересчитать план на фактические цены, и затем производить анализ относительного отклонения. Таблица 3. Анализ влияния объема, структуры и ассортимента на выпуск продукции:
Данные свидетельствуют, что предприятие не выполнило план в разрезе ассортимента, за счет выполнения плана в разрезе ассортимента предприятие имеет дополнительные возможности увеличения выпуска продукции. Таблица 4. Ритмичность выпуска продукции по кварталам характеризуется следующими данными:
Данные таблицы свидетельствуют, что при плановом коэффициенте ритмичности в первом и в четвертых кварталах произошло увеличение ритмичности против плана, во втором и третьем кварталах произошло не выполнение плана по ритмичности выпускаемой продукции. Этот фактор свидетельствует, что предприятие на предприятии не сбалансирована доставка сырья, материалов, топлива. Либо были срывы по поставке электроэнергии, топлива и других запасов, что отрицательно сказалось на ритмичном выпуске продукции. Коэффициент ритмичности равен 99,275%. Данный коэффициент ритмичности был определен методом выполнения плана пределах плана. Таблица 5. Исходная информация для анализа эффективности использования основных фондов.
Данные таблицы свидетельствуют, что эффективность основных производственных фондов характеризуется показателями: коэффициентом активной части фондов, фондорентабельностью, рентабельностью, фондоотдачей основных производственных фондов, фондоотдачей ее активной части. Согласно приведенных данных фондоотдача равна 7,20 тенге, при плане 7,55 тенге, или снизилась на 0,35 тенге. Фондоотдача активной части основных производственных фондов также снизилась на 0,5 тенге. Показатель фондоотдачи определяется отношением объема выпускаемой продукции на среднегодовую стоимость основных производственных фондов. F = O / ОПФ; Показатель рентабельности определяется отношением прибыли от реализации продукции млн. т. к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Р = П \ ОПФ; За истекший период рентабельность продукции увеличилась на 0,49%, по сравнению с планом. Исходя из их этого, каждый из вышеперечисленных показателей влияет на выпуск продукции, на рентабельность выпускаемой продукции. Влияние отдельных показателей можно исчислить исходя из следующего расчета:
Перевыполнение плана по объему выпускаемой продукции на 4320 млн. т. произошло:
1157 * 7,5 5 = +8735,35 млн.т.
Итого: 4320,0 млн.т. (данные имеют отклонения за счет округлений, допущенных при базовых данных). Основным показателем влияющим на рентабельность продукции является изменение прибыли, среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Методом цепных подстановок можно определить влияние отдельных факторов на уровень фодорентабельности. Рассчитаем влияние отдельных факторов на уровень фондорентабельности. Фондорентабельность в целом снизилась на 3,0%. На ее снижение повлияло:
Плановый уровень фондорентабельности составляет 140,8%. Следовательно, на за счет увеличения прибыли фондоретабельность увеличилась: 151,89% - 140,8% = 11,09%;
137,83 % - 151,89% = -14,06%; В целом снижение за счет этих двух факторов снижение фондорентабельности равно: 14,06% - 11,09% = 2,97%. Аналогичным путем определяется влияние на уровень рентабельности отдельных факторов. Следовательно, анализ основного капитала свидетельствует о том, что предприятие за счет увеличения стоимости основных производственных фондов снизило фондорентабельность. И только увеличение прибыли послужило положительным фактором для увеличения этого показателя. Предприятию необходимо обратить внимание на увеличение фондорентабельности за счет лучшей отдачи среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Кроме того, анализ отработанного времени оборудованием свидетельствует, о значительном снижении т.е. на 13,49 тыс.ч., что привело к недополучению продукции, снижению рентабельности и прибыли, снизилось количество отработанных смен, коэффициент сменности оборудования также снизился на 0,08%, снизилась продолжительность смены, что привело к снижению выработки за машинно – час, или продукции на: 0,04 * 7,5 * 500 = 150 млн.т. Следовательно исходя из вышеприведенного расчета, недополученная продукция за один машино \ час равна 0,04 млн.т Продолжительность смены плановая = 7,5 часа. Число смен в году = 500. Из выпри веденных данных следует, что предприятие собственный капитал использует недостаточно эффективно. Допускает сверхплановые простои оборудования, снижение числа единиц оборудования, за счет чего происходит снижение коэффициента сменности оборудования, что приводит к снижению выработки продукции за машино – час, а следовательно и к уменьшению выпуска продукции. Снижение материалоемкости продукции, всемерная экономия материалов, энергии и топлива – одно из направлений эффективности деятельности предприятия. Натуральные показатели материалоемкости характеризуют расход определенного материала на изготовление конкретного изделия. Для обобщения характеристики материалоемкости производства необходимо пользоваться стоимостными показателями – отношение стоимости израсходованных материалов к стоимости продукции. Показатель материалоемкости (М%) представляет собой отношение материалов (М) к произведенной продукции (Q) / М% = М * 100 / Q; На его величину влияет как общая сумма материальных затрат (числитель дроби), так и объем продукции (знаменатель дроби). При анализе материалоемкости прежде всего необходимо устранить влияние на нее ценностных факторов. Таблица 6. следующая страница >> |
|